Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32» г.Воркуты
Классный час
«Мир профессий, или какую дверь открыть?»
8 класс
Разработала – Гапоненко Анна Николаевна,
учитель физической культуры
МОУ «СОШ № 32» г.Воркуты
Воркута
2013
« Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, этот вопрос : « Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка, и его родителей.
Цель классного часа: оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности.
Задачи:
1. Создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы профессионального выбора;
2. Познакомить учащихся с профессиями родителей;
3. Стимулировать нравственные мотивы выбора профессии;
4. Вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию.
Форма проведения: работа в группах.
Участники: классный руководитель, родители и обучающиеся.
Подготовительный этап:
1. Конкурс сочинений «Профессии моих родителей». Ребята пишут сочинения о профессиях своей семьи, своего рода, о своем отношении к этим профессиям. Сочинения будут зачитываться на классном часе.
2. Родители готовят рассказы об особенностях своей профессии (3-4 выступления родителей разных профессий) по следующим вопросам:
3. Деление всех обучающихся и родителей на творческие группы для подготовки презентаций «Интересная профессия».
4.Подготовить памятки для родителей.
1. Вступительное слово классного руководителя:
Уважаемые папы и мамы, гости нашего классного часа. Сегодня мы будем говорить об очень важном вопросе – выборе профессии.
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, о своих возможностях и склонностях, можно знакомиться с миром профессий, с требованиями конкретной профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
2. Выступление родителей.
3. Представление презентаций «Интересная профессия»
Каждая творческая группа готовит небольшую презентацию о какой- либо профессии: требования к специальности, в какой сфере трудится, рисунки, фотографии отражающие профессиональную деятельность, информация об учебных заведениях, где можно получить данную специальность.
Выступление творческих групп.
Какие все знакомые с детства профессии.
4. Мир новых профессий?»
Но в мире появляется много новых профессий. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.
Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
Маркетолог- специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.
Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.
5. Конкурсная программа (каждая группа по порядку отвечает на вопросы конкурсной программы, получая бонусы):
1. Родителям и детям предлагается продолжить пословицы и поговорки о труде:
Дерево узнают по плодам, …( а человека по делам.)
Сидя на печи,… (генералом не станешь.)
Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать.)
Дорого то,…(что своим горбом заработано.)
Была бы охота,… (наладится любая работа.)
Пахарю земля-мать,…( лодырю - мачеха.)
2. Отгадайте слова, имеющие два значения, одно из которых - название профессии (слайд)
1. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер)
2. Не только вещество, хорошо проводящий электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон.(Проводник)
3. Ответьте на вопросы профи- теста. Вам понадобятся знания не только о профессиях:
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?
2. Кто на съёмках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа?
3. У кого из сказочных персонажей Астрид Линдгрен отец был капитаном дальнего плавания?
4. Где работает крупье?
5. Где работает брокер?
6. Представители какой профессии в средние века успешно заменяли врачей?
7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
9. За чем мужчина обращается к флористу?
10. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
11. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
12. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
13. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
14. Как называется артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток?
15. Кем работал в зоопарке крокодил Гена?
16. Как называют семью. Тружеников, передающую из поколения в поколение профессию, мастерство и трудовые традиции?
17. Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
18. К кому из перечисленных лиц не принято обращаться «маэстро»?
· К художнику
· Композитору
· Шахматисту
· Бухгалтеру
19. Что делает визажист?
20. Кто такой статист?
21. Какое из приведенных слов не обозначает военнослужащего?
22. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
23. Что держит в руках ведущий аукциона?
24. Ветка какого дерева украшает фуражку российского лесника?
25. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
26. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
27. Кто из перечисленных лиц является художником?
28. Кем начинала свой трудовой путь Валентина Терешкова- первая в мире женщина-космонавт?
29. Как звучит одно из традиционных международных названий спортивного судьи?
30. Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
Подведение итогов конкурсной программы.
6. Экспресс - тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий.
(Вспомнить новые профессии, проверить себя. Выбрать правильный вариант ответа).
Логист:
n а) тот, кто занимается логикой;
n б) специалист по организации транспортировки продукции;
n в) организатор конференций и научных саммитов.
n а) тот, кто работает на компьютере;
n б) разработчик программ;
n в) разработчик проектов сайтов.
3. Маркетолог:
n а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
n б) специалист по изучению рынка;
n в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрайзер:
n а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
n б) фанат, которого нанимает «звезда»;
n в) специалист, изучающий пути развития предприятия.
Молодцы. Награждение творческих групп.
7. Подведение итогов:
Сегодня мы с вами говорили о профессиях. О профессиях ваших родителей, у вас была возможность задать вопросы, уточнить что-то важное для себя. Увидели замечательные презентации, созданные вами вместе с родителями. Поиграли. Мы немножко приоткрыли дверь в мир профессий. Сегодня каждый из вас показал свои способности, и я думаю, что мы все шире будем открывать дверь в мир профессий. И через несколько лет вы уверенно распахнете нужную для вас дверь в этот удивительный мир- мир профессий!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Литература для подготовки к классному часу
1. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
2. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.
4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт.-сост. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. М.: Школа-Пресс, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.