МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство
Взрослым
01.06.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»
«Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей» (Я. Коменский). Цели классного часа: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам. Задачи классного часа: ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Классный час Нравс. эстетич.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)» 1 Группа 11­16 Классный руководитель: Давыдова Э.В. «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование,   которым   в школах   должны   быть   напитаны   души   молодых людей» (Я. Коменский). Цели классного часа: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально­этическим проблемам. Задачи   классного   часа:   ознакомить   с   понятиями   «долг»   и   «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать   умение   коллективно   анализировать   проблему;   подвести   к необходимым   выводам;   учить   грамотно   и   обоснованно   излагать   мысли, совершенствовать   навыки   общения;   заинтересовать   изучением   литературы   по вопросам морали, нравственности, этики. Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить   тему   «круглого   стола»   с   учащимися;   дать   рекомендации   по подготовке   выступлений;   пригласить   заведующего   библиотекой;   подобрать изречения великих людей по теме. Участники: учащиеся, классный руководитель. Девизы: «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми ­ это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед   людьми,   тем   больше   черпаешь   ты   из   неисчерпаемого   источника подлинного человеческого счастья ­ свободы» (В.А. Сухомлинский). «Самый строгий судья ­ наша совесть». «Совесть ­ это зритель и судья добродетели». Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают   в   семье.   Но   человек   растет.   И   процесс   социализации   все   больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами. По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и   его   обязанности.   Давайте   подумаем   над   тем,   какие   же   новые   обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации. ­ Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не   каждый   справляется)   человек   сталкивается   уже   с   первых   лет   школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем ­ жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в 2 контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности. ­   Уверен,  что   к   одной   из   обязанностей,  а  именно   обязанности   беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства. ­   По   мере   взросления   у   человека   появляется   обязанность   трудиться. Иначе как бы существовало общество? Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания.   Она   объективно   обусловлена.  Общество   может   жить   и   развиваться только   в   том   случае,   когда   члены   его   непременно   выполняют   все   свои обязанности   независимо   от   их   субъективных   стремлений   и   склонностей. Существует   определенный   набор   таких   обязанностей.   А   вот   он   уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг? ­ Если говорить об этике, то долг ­ одна из основных ее категорий. С точки   зрения   этики,   долг   ­   это   общественная   необходимость,   выраженная   в нравственных   требованиях   в   такой   форме,   в   какой   они   выступают   перед определенной   личностью.   Иными   словами,   требование   нравственности относится   ко   всем   людям   в   равной   мере.   В   данном   случае   это   требование превращается   в   личную   задачу   каждого   человека,   решение   которой   он осуществляет в определенной ситуации. ­ Значит, долг ­ это отношение личности к обществу.                        Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных   моральных   обязанностей   перед   обществом.   Она   осознает   и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи? ­   Долг   ­   это   нравственные   обязанности,   выполняемые   человеком   из побуждений   совести.   Долг   выражает   отношение   личности   к   себе,   к   другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу. ­ Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались   утверждать,   что   определять   содержание   долга   может   только   Бог (божественные   заповеди,   религиозная   мораль).   Затем   говорили   о   том,   что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека. ­ Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили   к   разным   выводам.   Например,   некоторые   из   них   пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого   направления   считают,   что   при   исполнении   человеком   своего   долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется. 3 ­ Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя  из  этой  теории  решающее  значение  имеет  характер   мотива  того  или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что­то сделать, предпринять. Не так­то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он. ­   Если   говорить   о   христианстве,   то   оно   различает   долг   перед   Богом, перед людьми и самим собой. ­ Долг перед Богом ­ это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает   все   религии   и   верования,   ­   это   долг   оставаться   порядочным человеком. А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще? ­ Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения.   Начинается   поиск   истины,   которая   оправдывает   смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности   за   все,   что   ты   предпринимаешь   в   жизни.   Все   взвешивается, оценивается,  анализируется.  И   ты   начинаешь   понимать,  что   твой   долг   перед самим собой ­ состояться в этой жизни. ­ Состояться ­ это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть   человеком   трудолюбивым,   получающим   удовольствие   как   от   личного труда,  так   и   от   труда   на   общее   благо.   Мудрость  ­   тоже   спутница   личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная  личность должна  быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по­настоящему выполняли долг перед самими собой. ­ Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной  личностью. Людям, конечно, свойственны   многие   пороки   или   недостатки.   Но   так   же   как   далеко   не   все порочны,   так   же   далеко   не   все   и   высоконравственны.   Я   хочу   подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас. ­ Долг перед самим собой ­ это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал 4 человеческое   достоинство   в   самом   себе».   А   это   значит   не   только   быть   в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми. ­ Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности. ­   Да,   но   для   этого   необязательно   стать   высокообразованным   ученым. Благодаря   специальному   образованию   ты   можешь   стать   профессионалом   в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой   долг   и   перед   государством,   и   перед   своей   семьей,   своими   близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга. ­ Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира. Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми». Нравственное воспитание. Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту ­ долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие? ­ Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы   и   оттенки.   У   каждого   из   нас   в   жизни   есть   что­то   свое,   личное, неповторимое. Но что­то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни   распыляться   по   мелочам   и   жить   только   своими   маленькими повседневными заботами. Даже если что­то свое ­ очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над   повседневностью.   Должен   задумываться   о   смысле   жизни   вообще, оглядываясь   на прошлое   и  смело   заглядывая  в будущее.  Академик  Дмитрий Лихачев   писал:   «Если   жить   только   для   себя,   своими   мелкими   заботами   о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». ­   Думаю,   что   если   честно   живешь   и   трудишься,   то   этим   самым   ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг. Рассматривая   категорию   долга   в   таком   ключе,   мы   переходим   к рассмотрению   долга   как   категории   моральной,   нравственной.   Моральную 5 ценность   нашей   жизни   или   отдельных   ее   поступков,   естественно   поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга. ­   Думаю,   что   чувство   долга   возвышает   человека   над   собой,   теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют  выполнению долга.   И   интересы,   как   говорят,   низшего   порядка   отходят   на   второй   план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины). ­ Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что­то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела. ­   Исполнение   своего   долга,   которое,   разумеется,   подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто   ты   есть   на   самом   деле   и   что   в   тебе   ценного.   А   действовать   человеку приходится,   выполняя   свои   обязанности   по   отношению   к   обществу   и государству,   в   этом   случае   мы   говорим   о   патриотическом,   гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом   и   организацией   (учреждением),   мы   подразумеваем   выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми ­ это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования. ­ Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему­то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг ­ это, прежде всего, требования каждого дня.  И  без  добросовестного  их  исполнения  ты  просто   не  сможешь  достойно существовать в жизни. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг.  А  суть  его   состоит  в  том, что  мы  должны  сохранить  жизнь  на  Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны. ­ Каждый человек имеет право на жизнь. ­ Быть человеком в человеческом обществе ­ не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять   свои   обязанности,  которые   необходимы   для   своей   жизни   и   жизни других людей. Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты ­ человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают 6 о   нем.   Многих   (жаль,   что   не   всех)   начинают   мучить   угрызения   совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести? ­   Совесть   ­   это   одна   из   категорий   этики,   которая   характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать   для   себя   нравственные   обязанности,   требовать   от   себя   их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности. ­   Психология   рассматривает   совесть   как   черту   духовного   облика личности,   которая   выражает   ее   способность   к   внутренней   оценке   с   позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова ­ совесть. На что указывает   нам   приставка   со­?   Согласитесь,   что   на   общность,   какую­то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах. Со­болезнование,   со­трудничество,   со­чувствие,   со­причастность,   со­ гласие и т. д. Затем идет корень ­весть­. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете? ­ Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла». ­ Совесть ­ это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет. ­   Голос   совести   всегда   можно   отличить   от   всех   других   душевных побуждений. Он всегда требует от нас исполнения долга. О   совести   обычно   говорят,   как   о   категории   этики   и   как   о   качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы.   Например,   философы­идеалисты   рассматривают   совесть   как   нечто врожденное.   Они   не   ищут   объяснений   в   действительной   жизни,   в   ее   реальных потребностях.  Платон   говорил   о   совести   как   о   врожденном   качестве,   которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо   нравственное   имеет   в   себе   совесть   от   рождения.   Философы­ материалисты   подчеркивали   в   процессе   развития   совести   важную   роль   ума, воспитания   и   просвещения.   Натуралистические   теории   происхождения   совести XIX века утверждали, что совесть человека ­ это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она ­ продукт потребностей человеческого существования.   А   источником   для   этого   послужил   труд,   который   явился источником и для других социальных чувств человека. Значит,   совесть   появляется   тогда,   когда   человек   сам   начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в 7 социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть». Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести? ­ Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо.   Можно   договориться,   разобраться.   Но   когда   человека   нет,   все непоправимо. ­ В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои   земные   обязанности,   свой   долг   перед   другими   (особенно   перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что­то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д. ­ Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком. ­   Уверена,   что   такие   люди   просто   очень   высоко   оценивают   свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают  сожаления  и  угрызения совести ни  по  поводу  отданных  приказов убивать,   ни   по   поводу   чьего­то   разорения   или   просто   оскорбления,   которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная». ­ Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память. Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос? ­ Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика.   Убить,   разрушить,   нажиться   любым   способом   ­   не   об   этом   ли   мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.) ­   С   этим,   конечно,   борется   государство,   которое   корректирует   и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа. ­ Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между   ним   и   родителями.   Уверена,   что   ребенок,   постоянно   воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем­то нуждаются. 8 ­   Конечно,   причинение   материального   ущерба   в   различных   своих проявлениях ­ тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный. И   зачастую   этот   ущерб   бывает   пострашнее   материального.   Унижение человеческого   достоинства   ­   такое   люди   переживают   тяжелее,   чем   даже финансовые трудности. ­ Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь ­ явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести. ­   Неумолимость   беспристрастного   внутреннего   судьи   ­   совести, выносящего   свой   приговор   человеку,   хорошо   описана   в   литературе.   Это   мы можем   увидеть   на   примере   Раскольникова,   человека,   который   совершил поступок искренне раскаявшегося человека ­ признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.) ­ Порицание себя за что­то, чувство стыда, муки совести ­ это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь.   Кому   поможет   такое   раскаяние?   Правда,   если   говорить   о   не   столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем­то, то это еще можно будет исправить? 1. Мог бы, но не сделал... 2. Из этого поправимо... 3. Совершенно забыл о... 4. Виноват, но до сих пор не извинился... 5. В своем поведении мне стоит избегать... 6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного. 7. Мне бы следовало наконец простить... 8. Я, конечно, виноват в том, что... 9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как... 10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне необходимо... Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).) Признание   вины   и   последующее   ее   осознание   приводят   человека   к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном   удерживает   человека   от   дальнейших   аморальных   поступков, пробуждает чувство ответственности, долга. 9 ­ А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит. Мы делаем для памяти зарубки, Не доверяя собственным следам, А совесть помнит все наши поступки И не стареет вопреки годам... Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я: Мир добра и зла, мир войн, противоречий, Мир, который дорог мне, знаком, Хватит всех испытывать на прочность, В том числе и Землю, здесь наш дом. Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне, Разве делать это стоит? Почему ты, мир, жесток и неспокоен И когда в тебе проснется совесть? Муки совести изведаешь когда, Что в ручьях твоих нечистая вода? Что полно еще и зла, и нищеты? И тогда ответил мир: «А ты? Полный отрицательных страстей, Я ведь состою из вас, людей. Значит, ты ответь мне, человек, Почему ты укорачивал мой век? Почему ты обманул и сжег, украл, Жизнь людскую почему забрал? Почему ты, все морали попирая, Совесть в темный уголок загнал? Хочешь в мире мир большой сберечь, Совесть больше слушай, не перечь, Не перечь ей мудрой, вот она, Мук стыда, решимости полна Выполнять свой долг из века в век, Чтоб напомнить: ты же ­ человек! Значит, звание свое не посрами, С чувством долга перед совестью живи!» 10

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА: «Вечные ценности (долг, совесть)»
Скачать файл