Департамент внутренней и кадровой политик Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеаудиторного мероприятия
конкурс «Умницы и умники»
по дисциплине ОП 07. «Налоги и налогообложение»Короча 2018Автор: Калинкина А.В., преподаватель экономических и бухгалтерских
дисциплин ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Рассмотрена, утверждена на заседании Методического Совета ОГАПОУ
«Корочанский СХТ» и рекомендована для использования в учебном процессе
при подготовки специалистов экономического профиля.
Протокол №__ от ________
20__ г.
Председатель ПЦК
Н.П. Анисенко
3Содержание
Пояснительная
записка
4
Методика организации и проведения внеклассного мероприятия
6
План мероприятия
8
9
Ход мероприятия
литературы
Список
10
11
Приложения
4Пояснительная записка
Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт
использования игры в учебном процессе. В нашем учебном заведении игра
чаще всего используется как средство, помогающее сделать мероприятие
более интересным,
помогающим проиллюстрировать
занимательным,
изучаемый материал. Освоение дисциплины в такой ситуации становится
средством достижения учебной цели. Игра организует и поддерживает все
интеллектуальные
профессиональных компетенций.
усилия
студентов,
способствуя
развитию
Конкурс один из видов педагогических игр по методике, которая
используется для решения комплексных задач: усвоения нового, закрепления
пройденного материала, развития творческих способностей, формирования
профессиональных умений и навыков. Это даёт возможность учащимся
изучить и понять учебный материал с различных позиций.
Обучающихся интересует поиск решения проблем не только с целью
найти истину, но и самоутвердиться. Ребята “вживаются” в игровую ситуацию
и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшекурсников
привлекают разнообразные игры, развивающие не только память, но и
логическое мышление, а также игры состязания.
Представленная разработка конкурса «Умницы и умники» используя
игровые технологии, систему разработанных проблемных задач, позволяет
формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные
свойства и качества; помогает им адаптироваться в современном мире и
ориентироваться в сфере налоговой системы; применять полученные знания в
решении жизненных проблем и задач. Мышление обучающихся развивается в
процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможныхпроблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе
путей и форм своего собственного поведения.Методическая разработка предназначена для применения в
воспитательном процессе при подготовки специалистов экономического
профиля.Методика организации и проведения внеаудиторного мероприятия
Мероприятие проводится с группой студентов, обучающихся на
специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Игра проводится в четыре этапа, в процессе которых осуществляется отбор
участников, показавших лучшие знания в области налогообложения. Игру
проводит ведущий и один помощник. Сценарий мероприятия приведен в
Приложении 1.
1. Ход конкурса контролируют эксперты (преподаватели экономических
дисциплин). Результаты на каждом этапе и в целом по конкурсу эксперты
заносят в оценочный лист (Приложение 2).
1 этап – «Разминка» проводится со всеми студентами, которым
предлагаются слайды «Тренажер по теме «Налоги», содержащие тестовые
вопросы. Оценивается скорость и правильность ответа. За правильный ответ
участник получает медаль и выходит на второй тур.
2 этап – «Ваше мнение» проводится со студентами, получившими
медали на первом этапе. Им предлагается выразить свое мнение на различные
высказывания исторических личностей о налогах. Эксперты определяют
участников, наилучшим образом выразивших свое мнение, которым выдаются
медали. По итогам двух этапов определяются три участника, получившие
наибольшее количество медалей.
3 этап – «Красноречие». На этом этапе участники должны в течение
одной минуты продолжить предложение «Налоги платить необходимо
потому, что…». Оценивается убедительность выступления и соблюдение
регламента. Эксперты оценивают выступления участников по пятибалльной
шкале и определяют 1, 2, и 3 место.
4 этап – «Определение победителей». На этом этапе участники
выбирают дорожки в порядке очередности занятых мест на 3 этапе. Каждомуучастнику задаются вопросы о налогообложении. За правильный ответ
участник получает медаль.
Условия:
Красная дорожка – один вопрос – один правильный ответ, ошибаться
нельзя.
Желтая дорожка – два вопроса, возможна одна ошибка
Зеленая дорожка – три вопроса, возможно две ошибки.
На этом этапе побеждают студенты, выполнившие условия дорожек.
Эксперты контролируют процесс. По результатам последнего этапа
определяется участник победитель, получивший наибольшее количество
медалей.
В ходе проведения этапов урока – конкурса возможно применение
музыкальной паузы.План мероприятия
«Умницы и умники »
Цель: обобщение и закрепление теоретических знаний, умений и
навыков студентов по изученным темам учебной дисциплины «Налоги и
налогообложение».
Задачи:
образовательные: закрепление и систематизация знаний студентов о
налогообложении;
развивающие:
активизация мыслительной
деятельности,
формирование налоговой культуры, развитие аналитического и логического
мышления студентов;
воспитательные: формирование устойчивого интереса к профессии,
воспитание профессиональных качеств:
творческой активности,
дисциплинированности, потребности в постоянном совершенствовании своих
профессиональных знаний и умений;
здоровьесберегающие:
самостоятельное определение задач
профессионального и личностного развития, самообразование.
Формируемые компетенции: общие: ОК 1 ОК 9 и профессиональные:
ПК 5.3. – ПК 5.5.
Тип мероприятия: конкурс
Вид мероприятия: игровая ситуация с использованием ИКТ
Технология: деятельностная
Методы и приемы:
информационно развивающие;
проблемно – поисковые.
Техническое и методическое обеспечение: персональный компьютер,
видеопроектор, экран, слайды.Ход мероприятия
1.
Вводная часть
1.1.Объявление темы и цели мероприятия
1.2. Изложение порядка проведения мероприятия
2.
Основная часть (Приложение 1)
«Разминка»
« Ваше мнение»
«Красноречие»
«Определение победителей»
3.
Заключительная частьСписок литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2)
2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права /
Е.Н.Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Е.Г.Ткачева. М.: Инфра М, 2015.
3. Ильичева М.Ю. Налоговое
право
в
вопросах
и ответах /
М.Ю.Ильичева. – М. : ТК « Велби »; Изд – во «проспект», 2015.
4. Нестеров Г.Г. Налоговый учет: учебник/ Г.г. Нестеров, А.В. Терзиди;
2е изд., перераб. И доп. – М.: Рид Групп, 2014. – 304с.
5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации /
В.Г.Пансков. – М.: МЦФЭР, 2015.
6. Скворцов О.В. Налоги. Экспресс – курс / О.В.Скворцов. – М.:
ДИС,2015.
Сценарий
Приложение 1
Внеаудиторного мероприятия
«Умницы и умники»
Эпиграф:
«Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество»
О. Холмз, американский писатель (19 век)
Организационный момент
1.
Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии мы закрепим полученные
знания по дисциплине «Налоги и налогообложение». Налоги это
экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает
отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательныхявлений. В каждом можно найти плюсы и минусы. Доказательством этого
могут служить следующие факты:
Первый русский полнометражный фильм назывался "Осада
Севастополя". Картина имела гигантский успех, была показана
императорскому дому и произвела столь большое впечатление, что
император немедленно повелел обложить кино ... налогом.
«Настучи» на приятеля и станешь миллионером. Примерно такой
лозунг несколько лет назад выдвинуло министерство финансов Турции,
чтобы выявить злостных неплательщиков налогов. Если информация
подтверждается, то сообщивший ее получает 10% от сокрытой суммы.
В последнее время доносчики не мелочатся,
а занимаются
целенаправленными поисками богатых «клиентов» — это сулит такие
выплаты, на которые потом можно жить не работая.
Но тем, не менее:
Итальянские врачи отмечают, что количество сердечных приступов
в стране ежегодно возрастает примерно в одно и то же время — по мереприближения 18 июня. Это последний срок подачи налоговой декларации в
Италии.
Итак, приступаем к конкурсу.
Игра проводится в четыре этапа, в процессе которых осуществляется
отбор студентов, показавших лучшие знания и смекалку в области
налогообложения. За правильные ответы участникам – умникам будут
вручаться медали. Студент, получивший наибольшее количество медалей
будет объявлен победителем нашего конкурса.
В
мероприятии принимают участие эксперты,
которые
будут оценивать результаты игры. Это ….
(Преподаватель знакомит участников с правилами игры и с членами
экспертной комиссии (преподаватели экономических дисциплин).
2.
Основная часть (70 минут)
1 этап
– «Разминка» Вам, уважаемые студенты
предлагается
«Тренажер по теме «Налоги», содержащий тестовые вопросы. Оценивается
скорость и правильность ответа. За правильный ответ участник получает
медаль и выходит на второй тур.
2 этап – «Ваше мнение» проводится со студентами, получившими
медали на первом этапе. Вам предлагается выразить свое мнение на различные
высказывания исторических личностей о налогах. Эксперты определяют
участников, наилучшим образом выразившим свое мнение, которым выдаются
медали. По итогам двух этапов определяются три участника, получившие
наибольшее количество медалей.
1. Прокомментируйте
Франклина:
следующее
изречение
Бенджамина
« В этом мире с уверенностью можно говорить лишь о двух вещах: о
смерти и о налогах»(неизбежность)
2. Прокомментируйте следующее изречение Фомы Аквинского:«Налог – это дозволенная форма грабежа»
( изъятие имущества на основе закона)
3. Как вы понимаете следующую поговорку?
«Человеческие слабости – казне радости»
(акцизы на алкоголь, табак, роскошь)
4. Прокомментируйте следующее изречение Рональда Рейгана:
«Высокие налоги – высокая преступность»
(уклонение от налогов)
(Объявляется музыкальная пауза)
3 этап – «Красноречие». На этом этапе участники должны в течение
одной минуты продолжить предложение и дать ему обоснование. Оценивается
краткость и убедительность выступления, а также соблюдение регламента.
Эксперты оценивают выступления участников по пятибалльной шкале и
определяют 1, 2, и 3 место.
«Налоги платить необходимо потому, что…»
4 этап – «Определение победителей. На этом этапе участники
выбирают дорожки в порядке очередности занятых мест на 3 этапе. Каждому
участнику задаются вопросы о налогообложении. 1 правильный ответ – 1
медаль.
Условия:
Красная дорожка – один вопрос – один правильный ответ, ошибаться
нельзя.
Желтая дорожка – два вопроса, возможна одна ошибка
Зеленая дорожка – три вопроса, возможно две ошибки.
На этом этапе побеждают студенты, выполнившие условия дорожек.Эксперты контролируют процесс. По результатам последнего этапа
определяется участник победитель, получивший наибольшее количество
медалей.Вопрос для красной дорожки:
Налог на бездетность существовал в Советском Союзе как «Налог на
холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941года. В
соответствие, с которым бездетные мужчины от 18 до 50 лет и бездетные
замужние женщины от 18 до 45 лет должны были отчислять 6% от своей
зарплаты государству. Этот налог просуществовал около 50 лет.
Какая цель преследовалась при введении этого налога? Какой
современный налог может частично считаться аналогом этого налога?
Ответ:
1. Цель налога на бездетность:
пополнение доходной части бюджета государства;
стимулирование роста численности населения;
стимулирование усыновления детей – сирот, т.к. это военные и
послевоенные годы;
средства от налога направлялись на содержание детских домов.
2. НДФЛ частично является аналогом налога на бездетность в части
стандартных вычетов для работников, имеющих детей. Таким образом,
бездетный работник платит НДФЛ на 182 рубля больше.
Вопросы для желтой дорожки:
1. В 6979 гг. н. э. в Риме правил император Веспасиан. Как свиде
тельствуют старинные источники, это был видный государственный деятель, в
ряду многочисленных достоинств которого особенно выделялись
бережливость и изобретательность. Так, заботясь о пополнении казны,
Веспасиан был исключительно находчив при введении налогов. Однажды
император придумал новый сбор, а именно — налог на римские отхожие
места (то есть общественные туалеты). Его сын и наследник Тит стал
упрекать отца в том, что тот добрался даже до нужников. Однако«туалетные» деньги дали государственной казне существенную прибавку.Какое крылатое выражение, вошедшее в обиход, свидетельствует
об этой истории? Что оно означает?
Ответ: «Деньги не пахнут». Со временем эта поговорка приобрела
резко отрицательный смысл: для получения прибыли хороши любые
средства.
2. В древней Руси существовали такие понятия, как «Дань» и
«Подать». Объясните их значение. В чем их сходство и отличие?
Ответ:
Дань натуральный или денежный побор с покорённых племён и
народов. В отличие от подати, дань налагалась не индивидуально, а на село
или город целиком.
Подать — подушный прямой личный налог, взимаемый с каждой души
(человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и
имущества.
Вопросы для зеленой дорожки:
1.
5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды. Для
контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак,
представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.
Уже к концу этого же года, требование брить бороду было распространено на
основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма
за неисполнение распоряжения.
По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а
священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра
бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в
бритье бород.
С какой
целью Петром 1
был
введен
налог
бороды?
Ответ:Дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других
европейских странах.2.
Во время возвышения Московского княжества, когда с городов
взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с
жалобами на непосильные поборы. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков
для устрашения других. В результате чего и появилась эта поговорка.
Какая поговорка вошла в обиход после этих событий? Каково ее
истинное значение?
Ответ:
Поговорка «Москва слезам не верит», что означает, нет веры чьим
либо жалобам и плачу.
В Древнем мире существовало понятие «Десятина».
3.
Что означает это понятие?
Ответ: десятина — отделение десятой части любых доходов в пользу
общины.
Эксперты контролируют процесс. По результатам последнего этапа
определяется участник победитель, получивший наибольшее количество
медалей.
( музыкальная пауза)
Ведущий: Пришло время подвести итоги нашего конкурса. Прошу
судей огласить результаты нашего соревнования и определить победителей.
(Члены экспертной комиссии объявляют результаты конкурса и
награждают победителей).Оценочный лист
Приложение 2
Ф.И.О.
студен
та
Название
этапа
«Красноречие»
«Определен
ие
победителе
й»
Критерии оценки
1. Убедительность
(1 5 баллов)
2. Соблюдение регламента
(1 – 5 баллов)
Итоговая оценка за этап:
Красная дорожка
+ ответ правильный,
ответ не правильный
Желтая дорожка
1вопр
ос 2
вопро
с
Зеленая дорожка
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос