Методическая разработка мероприятия
 «Закон. Порядок. Право»
 Разработанного и  проведённого  классным руководителем, воспитателем
 9 « класса, в рамках гражданско – патриотического  направления школьной программы по воспитательной работе школы-интерната №1 Кудряшовой Татьяной Алексеевной 
Форма проведения: игра для учащихся 9 х классов.
Цель: Формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их уважение к основному закону нашей жизни, через понимание конституционного - правового строя в жизни личности и общества.
Задачи: 
Образовательные:
- Сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. Закрепить знания о государственных символах РФ;
– Организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; 
- Формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ; 
Развивающие: 
- Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав ребёнка). 
-  Развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану;
- Использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых, игровых. 
- Применение информационных технологий
Воспитательные
- Воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/ микро группах;
- Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную ответственность, чувство сопереживания.  
-  Воспитание уважения к закону, чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны.
            
        
        
        
                    
                
                    ГБОУ школа  интернат №1 г. о. Чапаевск
Методическая разработка мероприятия
 «Закон. Порядок. Право»
                                                 
                                               
                                                                                     Воспитатель   
Кудряшова Татьяна Алексеевна.Методическая разработка мероприятия
 «Закон. Порядок. Право»
 Разработанного и  проведённого  классным руководителем, воспитателем
 9 « класса, в рамках гражданско – патриотического  направления школьной 
программы по воспитательной работе школыинтерната №1 Кудряшовой 
Татьяной Алексеевной 
Форма проведения: игра для учащихся 9 х классов.
Цель: Формировать правовую культуру, правосознание учащихся, их 
уважение к основному закону нашей жизни, через понимание 
конституционного  правового строя в жизни личности и общества.
Задачи: 
Образовательные:
 Сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о 
Конституции. Закрепить знания о государственных символах РФ;
– Организация совместной исследовательской деятельности учащихся для 
самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной 
власти РФ; 
 Формирование представлений учащихся об основных функциях органов 
государственной власти РФ; 
Развивающие: 
 Развитие творческого потенциала учащихся. (Привлечение к оформлению 
эмблем, названий команд, инсценировке ситуаций по нарушению прав 
ребёнка). 
  Развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по 
заданному плану;
 Использование различных форм проверки знаний учащихся – 
индивидуальных, групповых, игровых. 
 Применение информационных технологий
Воспитательные
 Воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/
микро группах;
 Групповые формы работы с учениками позволяют развивать коллективную 
ответственность, чувство сопереживания.  
  Воспитание уважения к закону, чувства патриотизма, уважительного 
отношения к работе государственных органов страны.
 Музыкальное оформление.Используются песни: “Журавлиная песня”, “Куда уходит детство”, 
“Маленькая страна”.
Оборудование: 
 Столы для команд теоретиков, жюри. 
 Мультимедийное оборудование. 
 Фотография президента России.
  Таблицы с изображением символов России.
План мероприятия.
I этап. Конкурсы для команд теоретиков.
II этап. Творческие группы показывают ситуации, в которых нарушены права 
ребёнка. Команда соперников должна назвать нарушенные права.
III  этап.  Подведение итогов.
Участники. 
1. 2 команды теоретиков, 2 группы для выполнения творческого задания. 
2. Жюри – педагоги класса.
3. Ведущие  классный руководитель, социальный педагог.  
4. Болельщики  учащиеся из другого класса параллели.
5. Группа, проводящая социологический опрос.
Ход игры :
I.
Вступительное слово ведущего. 
II. Конкурсы для команд теоретиков. 
III.
Выполнение творческого задания. 
IV. Награждение. 
Организационный момент
 (Звучит “Журавлиная песня”)
1. Вступительное слово ведущего.
Классный руководитель: Для многих из вас эта песня незнакома или вы     её
слышали 1 – 2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будитвоспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас 
находитесь. А это детство! Счастливая пора! Катание на лыжах с крутой 
горы, на лодке по озёрам с друзьями, поездки к бабушке в Приволжский 
район. Да, много их было – счастливых мгновений, беззаботных дней!
(Опрос аудитории)
А что для вас значит детство? (1 –  взрослый, 1 подросток)
Социальный педагог: А всё ли так хорошо? Резко сократилась рождаемость,
возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на 
территории многих регионов России. Из 16 летних к пенсионному возрасту 
подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме, 
у 60%  психические, и только 1%  здоровые дети. Растёт количество 
преступлений, совершённых детьми. Каждое 4  ое из которых в алкогольном 
или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный 
характер.
Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране! 
Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по 
ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные 
боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество 
самоубийств среди детей. 78% из  за проблем общения, 47% детей не могут с 
“продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в 
роддомах.  А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства, 
втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.
И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на 
первый взгляд, незначительный факт  общение в семье построено на крике, 
родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке
Ф.М. Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке 
невинного ребёнка”.
Классный руководитель: Поэтому наша встреча называется “Азбука права: 
права ребенка”. Мы с вами сегодня ещё раз поговорим о правах человека, 
правах ребёнка, рассмотрим различные документы, посвящённые им. И 
сегодня мы обобщим наши знания.
Встречаются 2 команды.
(Представление команд, жюри, ведущих игры.)
II
Конкурсы
 Конкурс “Документы”.
Перечислите документы, защищающие права ребёнка. Разделите их на 2 
группы по направлениям.
(Ответ)
Международные
РоссийскиеВсеобщая декларация прав ребёнка.
Конституция РФ.
Декларация прав ребёнка.
Семейный кодекс.
Конвенция о правах ребёнка.
Гражданский кодекс.
7 ответов – максимально, 1 ответ – 1 балл Уголовный кодекс.
Классный руководитель: А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная 
песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Классный руководитель: Государственный гимн существует во всех 
современных государствах. На протяжении многих лет гимны России 
менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, 
«Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. 
Михалкова и Г. Г. ЭльРегистана «Союз нерушимый республик свободных». В 
декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве 
гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.
Социальный педагог: Государство, прославляемое в гимне, обязано быть 
достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ долженбыть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение 
ценности нашего государства.
– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности 
России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность 
Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, 
связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного 
края.
Классный руководитель: На протяжении всемирной истории все 
государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть 
самыми разными. Кто знает основные символы любого государства?
 Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы России вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в 
триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, 
внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание 
символов есть проявление гражданской позиции.
Конкурс “Картинки”.
Социальный педагог: Какие права ребёнка изображены на рисунках?(Ответ)
1. Право на защиту семьёй.
2. Право на заработанные деньги (зарплату, стипендию).
Максимум 2 балла.1 ответ – 1 балл.
Конкурс “Личность”
Какое право ребёнка отражено в этих документах?
 Свидетельство о рождении.
 Свидетельство о браке родителей.
 Паспорт.
(Ответ)
Право на установление происхождения ребёнка.
 
Чтение прав  и обязанностей человека, записанных в Конституции.
Социальный педагог: Каждый человек имеет право на личную 
неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному 
обращению (ст. 21).
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён 
законом (ст. 22).
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и 
выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей 
страны, а также вернуться на родину (ст. 27).Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами 
государства как непосредственно, так и через своих представителей. 
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы 
государственной власти (ст. 32).
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе 
иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им 
(ст. 35).
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, 
справедливые условия труда и защиту от безработицы.  Каждый человек 
имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).
Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без 
исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой ст. 
38 (2).
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и 
необходимую для развития его личности поддержку в экономической, 
социальной и культурной области (ст. 39).
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от
вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и 
репутацию (ст. 40).
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно 
содействовать полному развитию личности (ст. 43).
В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или
законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с 
помощью суда (ст. 46, 47).
Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он 
не должен забывать (ст. 58, 59).
Викторина «Права».
Классный руководитель: А теперь давайте попробуем применить 
Конституцию к сказкам.«Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз 
Иванович»
«Золушка»
«Красная Шапочка»
1. В какой сказке нарушено право на 
неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну 
корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на 
неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека 
владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и 
досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего 
на справедливое вознаграждение?
 Конкурс капитанов.
Социальный педагог: Назвать даты принятия документов о правах ребёнка 
(капитаны вытягивают листки с документами у ведущего)
(ответ)
Всеобщая декларация прав человека
1948
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конституция РФ
Семейный кодекс
Уголовный кодекс
1 балл за названную дату
1959
1989
1993
1996
1996
Конкурс инсценировок
Вам покажут сценки, в которых отражены права ребёнка. Каждая команда 
должна назвать нарушенные права.1 команда
Право на имущество
Право на общение с родителями и 
родственниками
Право на жизнь
2 команда
Нарушается право иметь свою 
собственность
Право общения с родственниками
Право общения с родственниками и 
право на своё мнение
III
То, что мы с вами хорошо знаем права ребёнка, отразилось на данных 
социологического опроса. Послушаем девочек, которые провели его анализ.
Социологический опрос
1
Взрослые люди 55 – 70 лет, бабушки и дедушки.
Половина опрошенных в возрасте 55 – 70 лет ответила: “Затрудняюсь”. Для 
них не очень знакомы эти понятия: права человека, права ребёнка. Среди 
отрицательных ответов встречались и такие: “У каждого человека равные и 
одинаковые права и объединять права ребёнка в какую – нибудь группу 
бессмысленно”. Да, ответивших утвердительно мало. Но они говорят: “Мы 
должны дарить нашим детям тепло и ласку. Это же наши внуки, мы их 
любим”.
Я думаю, что затруднившиеся ответить на вопрос о правах ребёнка, ответили 
бы положительно на вопрос – любят ли они своих внуков.
2
Дети – учащиеся 8 – 9 ых классов, 13 – 14 лет.
Все ребята на вопрос: “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую 
группу?” ответили “да”. Их аргументация: “Дети будут более защищёнными”, 
“дети – особый слой общества”, “мне хочется, как ребёнку, иметь свои 
права”, “ребёнок нуждается в помощи взрослого человека”.
Встречались мнения, что человек, он и есть человек, никаких ограничений 
между людьми не должно быть: “Права должны быть, что у взрослых, что и у 
детей – одинаковые”.
Мы считаем, что 100% учащихся ответили “да”.
3
Взрослые люди 30 – 40 лет, родители учащихся 8 – 9 х классов.
Мы попросили ответить на этот вопрос наших родителей, возраст которых от 
30 до 40 лет. 35% ответили отрицательно. Ктото категоричное “нет” написал.
Ктото так: “Необходимо расширить круг их обязанностей и ограничить до 
минимума права”. Другой вариант отрицательного ответа: “Ребёнок имеетправо на жизнь, на учёбу, работу, как и все взрослые. Зачем тогда их права 
выделять в особую группу?”.
65% ответили “Да”. Вот их аргументация: “С детства надо воспитать в 
ребёнке достойного члена нашего общества, уважать закон. Надо следить за 
тем, чтобы эти права ребёнка работали”. Один папа написал: “Дети – наше 
будущее”.
Социальный педагог: Этот социологический опрос показал, что ответы на 
вопрос “Необходимо ли права ребёнка выделить в особую группу?” зависят от
уровня знаний людей. То есть, мы с вами на правильном пути и продолжим 
изучение прав человек, прав ребёнка, чтобы повышать свою правовую 
культуру.
Надо чтобы детство было защищено, только тогда оно будет счастливой 
порой.
Классный руководитель: Сегодняшняя Конституция  прочный фундамент 
демократического развития российского государства. Это не просто 
декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого 
действия. Конституция для гражданина любой страны  Закон, который он 
должен знать в первую очередь. Ведь знание и грамотное применение законов 
– норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения его качества.
Подведение итогов.
Награждение.
Использованная литература:
1. Конституция Р.Ф., Москва, 2005г.
2.
3. Права на всякий случай Е.Шабельник, Е.Каширцева;
 О правах ребёнка для всей семьи; Самара 2006г.
 Москва: Витапресс 1995г.
4. Научно методический журнал « Классный руководитель»
 (издаётся с января 1997 г.)
5. Классные часы. Сост .Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008г.