Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"
Оценка 5

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география +2
9 кл—11 кл +1
03.03.2019
Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"
В методической разработке приведена классификация проектов, рассмотрены критерии, которые следует учитывать при защите проекта. Обобщен опыт использования метода проектов на уроках информатики с использованием межпредметных связей информационных технологий с литературой и информатики с географией. Некоторые результаты работы представлены в материале.
Межпредметные проеты_Незамаева Н.В..docx
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно­промышленная академия им.С.Г.Строганова» Проектная деятельность  в учебном процессе Учитель:  Незамаева  Наталья  Викторовна п.Красное­на­Волге 2019 Оглавление Проектная деятельность в учебном процессе.......................................................3 Межпредметные проекты........................................................................................8 Информационные технологии + литература.........................................................8 Информатика + география....................................................................................13 Информационные источники.................................................................................16 2 Проектная деятельность в учебном процессе Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к современным педагогическим технологиям.  Он возник в США во второй половине  XIX  века. Его теоретической основой   была   педагогика   Джона   Дьюи   (1859­1952   гг).   Дьюи   предложил преобразование   оторванного   от   жизни,   направленного   на   заучивание теоретических положений современного ему образования. Обучение должно было обогащать личный опыт ученика через практическую самостоятельную деятельность. Идеи Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они   получили   дальнейшее   развитие   в   работах   американских   педагогов Е.Пархерст   и   В.Кильпатрика.   Этот   метод   использовался   и   в   России   в школьном и вузовском обучении в 20­х годах  XX  века. В 1905 году группа педагогов­исследователей под руководством  С.Т.Шацкого предложила метод проектов   для   российского   образования,   подчеркнув,   что   проблема исследования должна быть значимой для ребенка.  В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, так как он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980­х годов.  В   настоящее   время   реализация   деятельностного   подхода, определяемого   требованиями   ФГОС   нового   поколения,   вновь   обращает внимание к методу проектов.  Рассматривают несколько классификаций учебных проектов. 1. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов: 1.1. Исследовательские 3 Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования.  1.2. Творческие Такие   проекты,   как   правило,   не   имеют   детально   проработанной структуры   совместной   деятельности   участников,   вначале   она   только намечается и далее развивается. Результатом могут быть – газета, сочинение, видеофильм,  спектакль,  игра,  праздник,  экспедиция  и  т.п.  Но   оформление результата должно быть четко структурировано 1.3. Ролевые, игровые Структура остается открытой до конца проекта. Участники принимают на     себя   определенные   роли,   обусловленные   характером   и   содержанием проекта. 1.4. Ознакомительно­ориентировочные (информационные) Данный тип проекта направлен на сбор информации о каком­то объекте, явлении;   предполагается   ознакомление   участников   проекта   с   этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.   Требуют   хорошо   продуманной   структуры:   цель,   актуальность, источники, проведение «мозговой атаки», обработка информации, результат, презентация. Часто становятся частью исследовательских проектов. 1.5. Практико­ориентированные (прикладные) Результат   проекта   должен   быть   четко   обозначен   с   самого   начала   и ориентирован   на   социальные   интересы   самих   участников.   Проект   требует тщательно продуманной структуры, сценария с определением всех функций каждого участника.  2. По   признаку   «Предметно­содержательная   область» можно выделить: 4 2.1. Монопроекты – проводятся в рамках одного предмета, хотя и могут использовать информацию из других областей. 2.2. Межпредметные – как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2­3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные. 3. По   продолжительности   выполнения   проекты   могут быть: 3.1. Краткосрочными (могут быть на несколько уроков) 3.2. Средней продолжительности (от недели до месяца) 3.3. Долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Работа над проектом предполагает прохождение следующих этапов: 1. 2. 3. 4. Погружение в проект Организация деятельности Осуществление деятельности Защита проекта Степень активности учителя и обучающихся на разных этапах проекта различна. Выполненный   проект   должен   оцениваться   самим   учащимся, одноклассниками и учителем.  Примерные параметры внешней оценки проекта:  Значимость   и   актуальность   выдвинутых   проблем   и   предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике.  Реальность, практическая направленность и значимость работы.  Корректность   используемых   методов   исследования   и   обработки полученных результатов.  Необходимая   и   достаточная   глубина   проникновения   в   проблему, привлечение знаний из других областей.  Соответствие содержания целям, задачам и теме проекта. 5  Логичность и последовательность изложения.  Четкость формулировок, обобщений, выводов.  Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.  Стилистическая и языковая культура изложения.  Полнота библиографии.  Наличие собственных взглядов на проблему и выводы.  Активность   каждого   участника   проекта   в   соответствии   с   его индивидуальными особенностями.  Характер   общения   и   взаимопомощи   участников   в   ходе   выполнения проектов.  Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения.  Авторство.  Умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность дискуссии.  Перспектива доработки (потенциал).  Эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков.  Соответствие оформление проекта стандартным требованиям.  Критерии оценки защиты проекта:  Качество   доклада:   композиция,   полнота   представления   работы, результатов; его объем  Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.  Культура речи.  Чувство времени.  Использование наглядных средств.  Умение удерживать внимание аудитории.  Умение   отвечать   на   вопросы:   полнота,   аргументированность, корректность в дискуссии.  Готовность к дискуссии.  Доброжелательность, контактность. Значение метода проектов:  Обучение личностно ориентированно  Реализует деятельностный подход в обучении  Построено на принципах проблемного обучения  Формирует   ключевые   компетенции   учащихся,   проектное мышление 6  Обучает   активным   формам   познания   мира,   методам исследования.  Продуктом проектов может быть:  Web­сайт  Бизнес­план  Видеофильм  Журнал  Карта  Макет  Праздник  Статья  Сценарий  Выставка  Мультимедийный проект  Диалог исторических или литературных персонажей  Инсценировка реального или вымышленного события, спектакль  Очное и заочное путешествие  Демонстрация телепередачи  Учебное пособие  Пресс­конференция  Реклама  Оформление территории и т.д. Таким образом, проект – это завершенная самостоятельная творческая работа обучающегося, направленная на решение интересующей его проблемы и выполненная под руководством тьютора.  7 Межпредметные проекты Информационные технологии + литература Тема – Символизм в творчестве А.Блока Курс – 2 Специальность – Дизайн Цель – Оформление стенда, посвященного творчеству А.Блока Задачи – Образовательные: закрепить умение пользоваться графическим редактором Photoshop, продолжить знакомство с творчеством А.Блока. Развивающие: развитие мышления, устной речи, воображения. Воспитывающие:  формировать эстетический вкус, формирования интереса к дисциплинам, воспитание волевых черт характера. Этапы работы над проектом: 1) определение проблемы, цели, задач, выбор результата  2) знакомство с творчеством А.Блока 3) подбор иллюстративного материала к выбранному изображению 4) выполнение коллажа 5) защита коллажа 6) оформление стенда Результаты работы над проектом: 8 Песнь Ада …Мне этот зал напомнил страшный мир, Где я бродил слепой, как в дикой сказке, И где застиг меня последний пир. Там — брошены зияющие маски; Там — старцем соблазненная жена, И наглый свет застал их в мерзкой ласке… Но заалелся переплет окна Под утренним холодным поцелуем, И странно розовеет тишина… Авдюхин К., Субботин В. 9 Вхожу я в темные храмы Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней… Барошина М. 10 Смирнова М. Кочкина Е., Морозова Е. Девушка пела в церковном хоре Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели… Незнакомка …И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Доброзорова В. Безрукова А. Косарева К. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука…. Россия Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,­ Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,­ Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… 11 Заклинание Луна взошла. На вздох родимый Отвечу вздохом торжества, И сердце девушки любимой Услышит страстные слова.       Слушай! Повесила дева       Щит на высоком дубу,       Полная страстного гнева,       Слушает в далях трубу.       Юноша в белом ­ высоко       Стал на горе и трубит.       Вспыхнуло синее око,       Звук замирает ­ летит. Шилова М., Кротова К. 12 Информатика + география Тема – Города­миллионеры России  Класс  – 9 Цель  –   создание   единого   гипертекстового   документа   по   теме   Города­ миллионеры России  Задачи – Образовательные: закрепить умение пользоваться редактором презентаций, закрепить и обобщить знания для подготовки к ОГЭ по географии. Развивающие: развитие мышления, устной речи, воображения. Воспитывающие:  формировать эстетический вкус, формирования интереса к дисциплинам, воспитание волевых черт характера. Этапы работы над проектом: 1) определение проблемы, цели, задач, выбор результата  2) сбор материала по плану:  История города  Географические характеристики  Герб города  Население города  Достопримечательности   Проблемы города 3) выполнение презентации 4) защита презентации, представление города, ответы на вопросы 5) оформление единого гипертекстового проекта  Результаты работы над проектом: Представлены в электронном виде.  Пример презентации «Город Новосибирск» 13 Пример презентации «Город Казань» 14 Пример презентации «Город Волгоград» 15 Информационные источники 1) Ксензова   Г.Ю.   Руководство   по   внеурочной   проектной   деятельности учащихся.   Методические   рекомендации.   –   М.:   Педагогическое общество России, 2016. – 80с. 2) Информатика.   9­11   классы:   проектная   деятельность   учащихся/авт.­ сост. Э.С.Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155с. 3) Стихи классиков/ А.Блок. URL: https://rustih.ru/aleksandr­blok­devushka­ pela­v­cerkovnom­xore/ (Дата обращения: 03.03.2019) 16

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"

Методическая разработка "Метод проектов в учебном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019