МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
экология
8 кл—11 кл
10.03.2018
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации экологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
городской ландшафт.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
Человек издавна преобразует природную среду: строит города, заводы,
прокладывает дороги. Всё это изменяет природные условия в окружающей
среде. Важно научиться
преобразовывать ландшафт так, чтобы он
обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на
окружающую среду города, в котором вы живёте, с этой точки зрения.
Город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека –
городскую среду. Городская среда – сложное образование, продукт
взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской
среды, её основных компонентов и факторов, влияющих на них, истории
формирования занимается новая научная область знания – урбоэкология, или
экология города. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни
населения, с другой – приводит к вытеснению природных, естественных
систем искусственными системами, загрязнению окружающей среды (в
частности, рек и водоёмов), повышению химической, физической нагрузки на
живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной
среды – атмосферу, растительность, подземные воды, грунт и даже климат, а
также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.
Съёмки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих
вокруг больших городов, в частности, отражательных (альбедо) и тепловых
(температура, свет). Данные о пространственных и временных воздействиях
крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть
использованы для городского планирования.
В формировании городского ландшафта как жизненной среды людей
учёные выделяют два направления: создание благоприятных санитарно
гигиенических условий и пространственную организацию основных видов
деятельности – труда, быта, отдыха. Городская среда должна быть
экологически здоровой, удобной для жизни и эстетически выразительной.
Город, как и любой населённый пункт, должен иметь разные зоны.
Промышленная, или производственная, зона – совокупность территорий,
связанных с производственной деятельностью людей. Жилая зона включает
комплекс жилых зданий, детских учреждений с площадками для игр, зелёных
внутриквартальных насаждений,
учреждений
культурнобытового назначения.
коммунальноскладской зоне
размещаются склады, автобазы, трамвайные, автобусные и троллейбусные
парки. Особое место занимает пригородная зона – места кратковременного
или длительного отдыха: лесопарки, спортивные базы, пляжи, водные
станции, пансионаты, дома отдыха, пионерские лагеря. Населённые пункты не
могут существовать без санитарнотехнического обеспечения. Оно включает
водоснабжение, канализацию, сооружения для обезвреживания отходов,
спортивных площадок,
В системы очистки промышленных выбросов, сети магазинов, лечебные,
учебные, культурнобытовые и другие учреждения.
В городах начали строить
В начале прошлого века в России был принят кодекс «благоустройства
среды обитания». Тогдашнее фабричное производство развивалось бешеными
темпами.
деревообрабатывающие,
металлургические, кожевенные, салотопенные заводы. И власти совместно с
архитекторами издали несколько указов, регламентирующих строительство
таких предприятий вблизи домов, или усадеб, как тогда говорили. Прежде
всего, это касалось салотопенного производства, ужасно вонючего. Эти указы
и законы неукоснительно соблюдались при всех изменениях городской
планировки и архитектуры. Кстати, ещё Петр I начал формировать
градостроительный кодекс. В планировку среды обитания входило всё: где
должны быть дома, где церкви, общественные заведения, фабрики.
Планировщики, архитекторы подчинялись великому слову – благоустройство.
После революции у нас в стране было построено 1600 городов. Сохранилось
ли в градостроительстве понятие «благоустройство среды обитания»? Нет.
Его сузили до благоустройства отдельных районов. Да и то речь шла лишь о
канализации, водоснабжении, санитарной очистке. Городские же отделы
благоустройства жили на птичьих правах. У них не было ни средств, ни
влияния. Главные же права были у ведомств, министерств. Вообщето это
было неплохо, когда ведомства брали на себя строительство целых городов –
так возникли Воркута, Норильск, Шевченко, Тольятти, – но ведь ведомства и
министерства были озабочены, в первую и последнюю очередь, лишь
выполнением общегосударственных задач. Благо отдельного человека в
расчет принималось постолькупоскольку. Ни о какой экологии города речь
всерьёз не шла. Если в ближайшем будущем экологи получат право пусть не
первого голоса, но и не последнего, тогда положение сможет измениться в
лучшую сторону.
Что это такое – экология города? Это качество среды обитания,
оцениваемое по факторам биологической и техногенной природы. Оно не
сводится лишь к дыму из заводских труб и автомобильным выхлопам.
Экология города – это ещё и свет, и цвет, и эстетическое воздействие. Город
можно построить так, что человеку в нём легко дышать, но, в конце концов,
он сойдет с ума, потому что за всю жизнь не увидит неба ни из окна своей
квартиры, ни по пути на работу. Идеальная квартира – та, из окон которой
видны лишь небо и зелень. Это интуитивно понимают все, недаром же те, у
кого есть большие деньги, строят виллы в пригородах.
Сейчас города – «паразиты» биосферы, они не могут обеспечить себя
энергией и ресурсами, и в их экосистемах никогда не возникает
экологическое равновесие. Но отказаться от городов человечество не может,
и потому главная задача экологии – это уменьшить вредное влияние городов
на естественные и сельскохозяйственные экосистемы и обеспечить в них условия для жизни главного звена этой искусственной экосистемы –
человека.
Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных
районов нашего города».
Различные ландшафты, в том числе и городские, вызывают у человека
целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий
настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему
место, – топофилия. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха,
страдания, одиночества – топофобные образы. К ним, в первую очередь,
относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под
влиянием промышленных производств, истребления лесов и т. п. В науке
существует целое направление, изучающее организацию среды обитания
человека в городе, восприятие человеком отдельных элементов городского
ландшафта. Как правило, город не однороден по своей структуре. Районы,
различные по своему функциональному назначению, отличаются планировкой,
характером строений. Это, естественно, оказывает существенное влияние на
то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства и настроение они у нас
вызывают.
Метод исследования: анкетирование жителей города с последующей
статистической обработкой и анализом полученных данных.
П о р я д о к п р о в е д е н и я р а б о т ы:
1. На общем плане города отметьте районы, где будет проводиться
исследование. Их должно быть не менее трёх.
2. Подготовьте анкеты, включающие пары альтернативных признаков,
характеризующих городской ландшафт. Подбирайте их с таким расчётом,
чтобы описать как качественные, так и эмоциональные характеристики
районов города.
3. Каждый из респондентов должен заполнять анкету самостоятельно,
чтобы избежать какоголибо влияния со стороны.
О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в:
1. Примите общее количество опрошенных за 100 %.
2. Определите, сколько процентов опрошенных предпочли тот или иной
признак в данной паре, оценивая своё восприятие данного района.
3. Внесите полученную величину в таблицу.
4. Постройте график по этим показателям.
5. На основании полученных результатов сделайте выводы.
Опросный лист «Восприятие нашего города»
Мы собираем информацию о том, как жители нашего города воспринимают
различные его районы. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые сведения,
поставив знак + в соответствующих пунктах. Пол: ____муж.; ____жен.
Возрастная группа:
____7–12 лет; ____13–17 лет; ____18–25 лет;
____26–35 лет; ____36–50 лет; ____50 и >.
Социальная категория:
____учащийся; ____рабочий; ____служащий; ____пенсионер.
Положительные признаки
Отрицательные признаки
____Красивый
____Преуспевающий
____Чистый
____Здоровый
____Уродливый
____Бедный
____Замусоренный
____Нездоровый
____Привлекательный
____Отталкивающий
____Выразительный
____Интересный
____Тихий
____Светлый
____Зеленый
____Безликий
____Скучный
____Шумный
____Темный
____Деревьев и травы нет
Благодарим за участие в опросе.
Опрос провёл ______________________________________________
Дата проведения опроса ______________________________________
Погода в день проведения опроса ______________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.