Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
информатика
10 кл
23.10.2017
Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»
Роль информатики как предмета с каждым годом возрастает в силу информационного взрыва. На современного человека с каждым годом его жизни обрушивается такая масса информации, что заучить её механически не возможно, а потому современному выпускнику необходимо не столько приобрести определённый объём знаний по разным областям, сколько научиться оперативно разыскивать необходимую информацию. Каждый умеющий самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность школьник должен уметь организовать поиск нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов, уметь ее целенаправленно обрабатывать, а также представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc
Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»» Пенза 2017 Содержание ВВЕДЕНИЕ I. ГЛАВА     ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ   ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА   ПО   ИНФОРМАТИКЕ   В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 1.1 Психолого­возрастные особенности старшеклассников 1.2 Введение профильного обучения в старшей школе. 1.2.1 Введение профильного обучения в старшей школе. 1.2.2 Цели профильного обучения 1.2.3 Возможные направления структуры профилей 1.3 Элективные курсы 1.3.1 Назначение элективных курсов 1.3.2 Классификация элективных курсов 1.3.3 Комплексный подход к обучению 1.3.4 Реализация комплексного подхода при отборе содержания, методов и форм проведения электив ГЛАВА  II.  РАЗРАБОТКА   ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА«СОЗДАНИЕ САЙТОВ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА HTML» 2.1   Цели   и   задачи   разработки   элективного   курса   обучения   работе   в текстовом редакторе 2 2.2  Содержание элективного курса  «Создание сайтов с помощью языка HTML» 2.3 Формы, методы и средства обучения работе в текстовом редакторе в рамках элективного курса ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Введение Одна   из   задач   профильной   школы   состоит   в   содействии   воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям   информационного   общества;   привитии   умения   самостоятельно   и творчески   мыслить;   в   воспитание   знающей,   умеющей   самостоятельно добывать и применять знания, учиться на протяжении всей жизни личности. Роль   информатики   как   предмета  с  каждым  годом  возрастает   в  силу информационного   взрыва.   На   современного   человека   с   каждым   годом   его жизни обрушивается такая масса информации, что заучить её механически не возможно,   а   потому   современному   выпускнику   необходимо   не   столько приобрести   определённый   объём   знаний   по   разным   областям,   сколько научиться   оперативно   разыскивать   необходимую   информацию.   Каждый умеющий   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою познавательную   деятельность   школьник   должен   уметь   организовать   поиск нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов,   уметь   ее   целенаправленно   обрабатывать,   а   также   представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах. Учитывая   распространенность   сети   Интернет   и   тот   факт,   что   web­ технологии сегодня представляют стандартный общепринятый интерфейс к информационным   ресурсам   Интернета,   следует   считать   информационные объекты, подготовленные средствами web­технологий, типичным вариантом представления информации. Их подготовка составляет, таким образом, одну из   составляющих   информационно­коммуникационной   компетентности, развитие   которой   у   школьников   является,   согласно   Государственному стандарту среднего (полного) общего образования, одной из первоочередных 4 задач курсов информатики и информационно­коммуникационных технологий в школе. Мы и наши выпускники живём в веке новых технологий. Лидирующей становится   та   страна,   в   которой   развиваются   новые   информационные технологии.   Поэтому   особенно   важно   преподавать   обучающимся   самые современные направления, технологии и web­дизайна. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования   другими   людьми,   ­   одно   из   условий   образовательной компетентности   ученика.   Web­сайт   –   наиболее   популярное   и   доступное старшеклассникам   средство   представления   текстовой,  графической   и   иной информации в сети Интернет. Поэтому огромная практическая значимость данной темы и привела к разработке   программы   элективного   курса   «Технология   создания   сайтов». Предлагаемый   элективный   курс,   предполагает   знакомство   учащихся   10 классов средних общеобразовательных школ с основами WEB­ технологий. Изучение   данного   курса   создаёт   предпосылки   для   развития эстетической, художественной, этической стороны личности, для раскрытия творческого   потенциала   личности   учащихся;   при   изучении   укрепляется межпредметные   связи.   При   работе,   по   созданию   своей   WEB–страницы учащиеся учатся создавать логическую схему WEB–узлов и гиперссылок, что способствует развитию логического мышления. Объект   исследования   –   обучение   информатике   на   старшей   ступени школы в рамках элективных курсов. Предмет   исследования   –   методика   обучения   работе   в   текстовом 5 документе   в   рамках   элективного   курса,   основанном   на   построении компьютерной модели. Цель исследования ­ разработка элективного курса «Создание сайтов с помощью языка HTML». Гипотеза   исследования   заключается   в   том,   что   разработанный элективный   курс   повысит   эффективность   обучения   и   усилит   интеграцию информатики   с   другими   школьными   дисциплинами,   поскольку   будет способствовать   формированию   фундаментальных   знаний   по   нескольким разделам   школьного   курса   информатики,   а   так   же   установлению межпредметных связей с другими школьными дисциплинами. Реализация поставленной цели и доказательство гипотезы потребовали решения ряда задач: 1. Изучить  психолого­педагогические   и методические  особенности процесса   обучения   информатике   в   рамках   элективных   курсов   на   старшей ступени школы; 2. Проанализировать   цели   и   задачи   профильного   обучения информатике в школе; 3. Разработать   элективный   курс   обучения   работе   в   текстовом документе, основанном на построении компьютерной модели; 4. Проанализировать   степень   усвоения   нового   материла   при обучении работе в текстовом документе в рамках разработанного элективного курса. Дипломная   работа   состоит   из   двух   глав,   заключения   и   списка литературы. 6 7 ГЛАВА   I.  ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ   ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА   ПО   ИНФОРМАТИКЕ   В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 1.1 Психолого­возрастные особенности старших школьников Учебная   деятельность  старшеклассников  значительно   отличается   по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что  углубляется  содержание обучения и  вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность старших школьников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности.   Для   того   чтобы   достаточно   глубоко   усваивать программу,   необходимо   развитие   теоретического   мышления.   Трудности, которые   нередко   испытывает   в   процессе   учения   старшеклассник,   прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях. Несмотря   на   общее   повышение   требований   к   самостоятельности   их мышления,   многие   подростки   во   время   уроков   слушают   учителя   иногда весьма   пассивно,   рассчитывая   на   то,   что   учитель   им   все   объяснит.   Своей основной задачей учащиеся считают понимание и запоминание того, о чем говорится в учебнике и что им объясняет учитель, чтобы потом ответить на уроке   —   воспроизвести   написанное   в   учебнике   и   рассказанное   учителем, иногда — с некоторыми практическими действиями (демонстрация опытов или решение задач). Слова, сказанные по этому поводу известным советским педагогом В. А. Сухомлинским, сохраняют свое значение и до сих пор. В. А. Сухомлинский отмечал, что трудности учения в старших классах связаны со сложившейся 8 ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на самостоятельном анализе фактов. Причина трудностей, которые испытывают некоторые   ученики­старшеклассники,   заключается,   по   мнению   педагога,   в неумении   пользоваться   обобщающими   понятиями   в   целях   познания окружающей   действительности,   а   неумение   это   рождается   потому,   что обобщающие   понятия,   выводы,   умозаключения   не   формируются   путем исследования явлений и фактов, а заучиваются. Это   противоречие   между   уровнем   учебной   деятельности,   который сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах, и является движущей силой умственного развития старших школьников. Противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной деятельности, связанный с развитием теоретического мышления, навыков самообучения. В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников   следует   отметить   избирательное   отношение   к   учебным предметам.   Значительно   реже   встречается   общее,   одинаково   равное положительное   отношение   ко   всем   учебным   предметам.   У   старших школьников существует и другая важная причина избирательного отношения к учебным предметам — наличие у многих юношей и девушек сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. Исследования   показали   также,   что   отношение   к   учению   старших школьников   зависит   и   от   того,   насколько   учитель   ориентируется   в преподавании на их индивидуальные особенности. Интерес снижается, если учитель ориентируется только на возможности среднего ученика. Несколько снижается интерес к учению у сильных учеников потому, что они не работают 9 с   полной   самоотдачей,   у   слабых   —   потому,   что   они   не   справляются   с усвоением материала. Многие   учителя   отмечали,   что   у   части   старшеклассников   снизился интерес к учению. Преувеличивать это явление не следует. Многочисленные исследования   показывают,   что   причины   его   многосторонни.   Во­первых, сказывается резко избирательное отношение некоторых старшеклассников к школьным   предметам   (интересуются   одним­двумя   профилирующими   по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к   остальным),   что   не   может   считаться   положительным   фактом.   Вторая причина   —   слабая   подготовленность   школьников   к   самостоятельной, творческой работе, которая требуется в 9 ­ 11 классах. Третья причина, о которой только что говорилось,— ориентировка учителя лишь на среднего ученика. Характеризуя   интересы   старших   школьников,   прежде   всего   надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой   специфический   устойчивый   интерес   к   той   или   иной   науке,   отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно­профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после   окончания   школы.   Наличие   такого   специфического   интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной   области:   старший   школьник   активно   знакомится   с   нужной литературой,   охотно   занимается   в   соответствующих   кружках,   изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. 10 Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. О   широте   и   разносторонности   интересов   свидетельствует   огромное количество самых разнообразных вопросов, которые юноши и девушки задают во время лекций, бесед, встреч с учеными. «Учительская   газета»   сообщала   об   одной   из   таких   встреч.   Это   был своеобразный вечер вопросов и ответов, который продолжался около четырех часов:   старшеклассники   расспрашивали   ученых   о   проблемах   физики   и техники,   о   квантовых   машинах,   о   кибернетике   («Может   ли   в   принципе кибернетическая машина выйти из­под контроля человека и подчинить его себе?»). Здесь были и вопросы по астрономии — о происхождении двойных и тройных   звезд,   о   взаимодействии   галактик,   о   существовании   антимиров,   о природе гравитации. Кружки, специальные школы и классы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады предоставляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Остановимся   на   развитии   познавательных   процессов   в   старшем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения   к   учению   стимулируют   дальнейшее   развитие   произвольности познавательных   процессов,   умения   управлять   ими.   В   конце   старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами   (восприятием,   памятью,   воображением,   мышлением),   а   также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Наблюдение становится еще более целенаправленным и систематичным. Развивается такое качество личности, как наблюдательность. При этом, как правильно указывал Н. Д. Левитов, необходимо следить, чтобы учащиеся не разбрасывались в своих наблюдениях, подчиняли наблюдение поставленной 11 задаче, не спешили с выводами, пока не накопится достаточное количество наблюдаемых фактов. В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно­ логического,   смыслового   запоминания.   Хотя   преобладает   произвольная память,   непроизвольное   запоминание   отнюдь   не   исчезает   из   практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности с их познавательно­профессиональными   интересами.   При   этом   ведущая   роль   в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все­таки   за   произвольной   памятью.   Дословное   заучивание,   основанное   на повторении, не является в этом возрасте распространенным. Учащиеся   отчетливо   понимают,   в   каких   отдельных   случаях   оно необходимо (при заучивании некоторых строгих определений, формулировок, законов). Старшие школьники неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания — составлением планов и схем текста, конспектов, выделением и подчеркиванием основных мыслей, сравнением, соотношением нового   с   уже   известным.   Наряду   с   этим   старшеклассники   иногда пренебрежительно относятся к тем приемам смыслового заучивания, которые, по   их   мнению,   свойственны   «маленьким»,   например   повторению, чередующемуся с воспроизведением отдельных фрагментов учебного текста. У   старших   школьников,   как   правило,   создается   дифференцированная установка на запоминание (они отмечают, что нужно запомнить дословно, что необходимо   передать   своими   словами,   а   что   достаточно   только   понять,   а запоминать не требуется). Многое из того, что говорилось выше о памяти, с полным основанием можно отнести и к характеристике внимания старших школьников. Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания. Но в 12 отличие   от   подросткового   возраста,   где   послепроизвольное   внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению   внимания.   Последнее,   в   частности,   сказывается   в формирующемся   умении   одновременно   и   слушать   объяснения   учителя,   и вести запись лекции­беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа.   Старшие   школьники   гораздо   больше,   чем   подростки,   способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим на них в процессе учебной работы. Отметим в заключение и еще одну особенность внимания, характерную для старших школьников,— его избирательность. Избирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что,   воспринимая   учебный   материал,   они   всегда   стараются   оценить   его значение, воспринять его через призму практической значимости. Установив, что   данный   раздел   важен,   ученик   активно   воспринимает   его.   Если   же школьнику   кажется,   что   материал   несущественный,   он   ослабляет   свое внимание.   Обычно   внимание   старшего   школьника   непроизвольно сосредоточивается на предмете именно тогда, когда речь идет о применении на практике определенных знаний из этой области. Все   большее   и   большее   значение   приобретают   уроки   типа   лекций, самостоятельное   выполнение   лабораторных   и   других   практических   работ, написание   рефератов,   все   чаще   и   чаще   старшему   школьнику   приходится самостоятельно   разбираться   в   изучаемом   материале,   в   результате   чего мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. 13 С развитием мышления растет культура речи школьников, формируется умение   правильно   выражать   свои   мысли,   усложняется   структура   речи, обогащается словарь. К   концу   обучения   старший   школьник   должен   овладеть   умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний, или, как говорят, овладеть   умением   самообучаться.   И   такая   организация   обучения,   которая направлена   на   формирование   и   развитие   этих   умений,   как   нельзя   лучше соответствует   возрастным   особенностям   умственного   развития   старших школьников. Учителям следует учесть, что старшие школьники склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Принимать на веру все сказанное учителем или прочитанное в учебнике старший школьник не желает, слепо следовать авторитетам не в его правилах. Он стремится убедиться в истинности того, с чем ему приходится знакомиться на уроках. Следует не только удовлетворять, но и поощрять эту свойственную старшему школьнику и полезную для его умственного развития требовательность   к   убедительной   аргументированности,   обоснованности   и доказательности усваиваемых знаний, потребность иметь собственную точку зрения. При   изучении   точных   наук   ученику   труднее   демонстрировать свойственную ему критичность и наличие своей особой точки зрения, чем при изучении таких предметов, как история или литература. Подводя   итог   вышесказанному   о   возрастных   особенностях   развития психики старшеклассников, можно сделать следующие выводы: 14  В   старшем   школьном   возрасте   формируются   все   необходимые предпосылки   для   успешного   решения   образовательных,   воспитательных   и развивающих задач обучения.  Эти предпосылки не только подкрепляют цели и задачи обучения по формированию всесторонне развитой личности, но и создают условия, при которых  успешное  решение  образовательных  задач  обучения  невозможно  в отрыве от решения задач воспитания и развития.  Для   решения   этих   задач   необходим   комплексный   подход   к обучению,   основанный   на   единстве   образовательных,   воспитательных   и развивающих задач.  Необходимо   совершенствовать   формы   и   методы   обучения, ориентированные на комплексные решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения.  Среди таких форм и методов обучения необходимо выделить и отдельно   рассмотреть   профильное   обучение,   как   фактор,   способствующий развитию познавательной деятельности учащихся. 1.2 Введение профильного обучения в старшей школе 1.2.1 Введение профильного обучения в старшей школе В 2004 году вступил в силу новый базисный учебный план. Введение нового   базисного   учебного   плана   (БУП),   утвержденного   приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных 15 планов   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации, реализующих   программы   общего   образования»,   и   поэтапное   внедрение федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего образования   (включая   предпрофильное   обучение   в   9   классах   с   2005/2006 учебного   года)   предусматривает   изменение   концепции   преподавания   курса информатики, которое привело к изменению названия учебной дисциплины на новое   «Информатика   и   информационно­коммуникационные   технологии», места курса в учебном плане и его объема в учебных часах. В   старшей   школе   реализовано   профильное   обучение.   Каждое общеобразовательное   учреждение   реализует   свой   профиль   или   несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на двух уровнях  базовом или профильном: • базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на   формирование   общей   культуры   и   в   большей   степени   связан   с мировоззренческими,   воспитательными   и   развивающими   задачами   общего образования и задачами социализации; •   профильный   уровень   выбирается   исходя   из   личных   склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. При   значительном   разбросе   индивидуальных   особенностей   учащихся учитель не может учесть в достаточной мере особенности каждого, и учебный процесс   будет   строиться  в  расчете   на  среднего   ученика,  который  и  будет чувствовать себя более или менее комфортно при таком обучении. Все, кто выходят за рамки среднего, ощутят дискомфорт. В   результате   этого   возникает   противоречие   между   единым образовательным   процессом,   единым   содержание   образования   и   разным уровнем   развития   учеников,   различием   их   индивидуальных   возможностей, 16 способностей   желаний.   Это   противоречие   потребовало   активного   поиска новых путей и моделей обучения. Задачу   учета   индивидуальных   особенностей,   и   таким   образом, планирования достижений школьниками различных уровней усвоения знаний решает уровневая дифференциация содержания образования. Уровневая дифференциация предполагает овладение всеми учащимися уровнем   обязательной   подготовки,   то   есть   достижение   ими   на промежуточном и заключительном этапах обучения основных планируемых результатов, и в зависимости от индивидуальных особенностей достижения школьниками   соответствующих   им   уровней   образования   посредством совокупности методов, организационных  форм, средств обучения с учетом индивидуальных   различий   особенностей   учащихся:   вариативности   темпа изучения   материала,   дифференциации   учебных   заданий,   выбора   различных видов   учебной   деятельности,   определения   характера   и   степени   дозировки помощи со стороны учителя. При этом виде дифференциации целесообразна групповая и индивидуальная работа с учащимися, не только испытывающих трудности, но и одаренных. Уровневая   дифференциация   содержания   образования   обращена   на реализацию   индивидуального   подхода   по   отношению   к   ученикам,   которых можно   условно   объединить   в   отдельные   группы.   Эти   группы   в   процессе обучения   могут   быть   сформированы   по   различным   основаниям (способностям,   интересам,   успеваемости,   психологическим   особенностям учащихся и т. д.). На   обучаемость  влияют   и особенности  психики  учащихся:  внимание, память,   черты   характера   и   пр.   Понятие   обучаемости   в   узком   смысле, учитывающем   лишь   специфику   мышления,   рассматривают   как   общие 17 умственные   способности,   под   которыми   обычно   понимают   комплекс   требуемых   для   осуществления   учащимися   учебной способностей, деятельности. Наряду   с   общими   выделяют   и   индивидуальные   способности, определяющие   успешность   выполнения   отдельных,   специальных   видов деятельности (способности к изучению математики или физики или истории, способности к занятиям музыкой или живописью и т.п.), а также отмечают практические   способности   (конструктивно­технические,   организаторские). Способности обнаруживаются в деятельности, при том, в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Уровневая дифференциация содержания образования предполагает учёт как общих, так и специальных способностей учащихся. Общие способности необходимо учитывать в силу того, что они отвечают требованиям ни одной, а многих видов деятельности. Учет специальных способностей при уровневой дифференциации обучения правомерен в связи с тем, сто эти способности отвечают   более узкому  кругу  требований  избранной  школьниками   учебной деятельности. Существенным   фактором   развития   способностей   учащихся   являются устойчивые специальные интересы. Эти интересы к содержанию определенной области   человеческой   деятельности,   которые   перерастают   в   склонность профессионально   заниматься   этим   родом   деятельности.   Таким   образом, возникновение интереса к той или иной учебной или трудовой деятельности тесно связан с побуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. Под   мотивацией   понимается   субъективная   детерминация   конкретных форм   деятельности   и   поведения   как   внешнего   аспекта   деятельности,   т.е. 18 «направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности». Немаловажное   значение   имеет   мотивация   при   реализации   уровневой дифференциации содержания образования. Эффективность такого обучения будет   низкой,   если   у   учащихся   не   сформирована   осознанная   мотивация   в приобретении знаний. Поэтому мотивация, выступая важной частью учебной деятельности   учащихся,   заслуживает   серьезного   внимания   при   разработке уровневой дифференциации содержания образования. Таки   образом,   в   процессе   обучения   необходим   учет   познавательных интересов как с целью повышения мотивации активной работы, так и с целью углубления имеющихся интересов и формирования новых. Значительный вклад в решение проблемы уровневой дифференциации могут   внести   внедряемые   сейчас   в   школу   образовательные   стандарты. Следует   отметить   что,   с   одной   стороны,   минимальный   базовый   уровень учебной   подготовки,   обеспечивает   предусмотренный   стандартами, доступность   для   значительной   части   детей   и   подростков,   по   различным причинам обучающихся посредственно, с другой стороны, создаются условия для   более   полного   раскрытия   личных   возможностей   и   способностей учащихся, для создания соревновательной обстановки в обучении. 1.2.2 Цели профильного обучения Переход   к   профильному   обучению   преследует   следующие   основные цели: •   обеспечить   углубленное   изучение   отдельных   предметов   программы полного общего образования; 19 •   создать   условия   для   существования   дифференциации   содержания обучения   старшеклассников   с   широкими   и   гибкими   возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; •   способствовать   установлению   равного   доступа   к   полноценному образованию   разным   категориям   обучающихся   в   соответствии   с   их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; •   расширить   возможности   социализации   учащихся,   обеспечить преемственность   между   общим   и   профильным   образованием,   более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Основная   идея   обновления   старшей   ступени   общего   образования   что   образование   здесь   должно   стать   более состоит   в   том, индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя   практика   показывает,   что,   как   минимум,   начиная   с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны   быть   созданы   условия   для   реализации   обучающимися   своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.   что   «большинство Социологические   исследования   доказывают, старшеклассников   (более   70   %)   отдают   предпочтение   тому,   чтобы   узнать основы   главных   предметов,   а   углубленно   изучать   только   те,   которые   Иначе   говоря, выбираются, профессионализация   обучения   в   старших   классах   соответствует   структуре   чтобы   в   них   специализироваться». образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом   традиционную   позицию,   «как   можно   глубже   и   полнее   знать   все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)», поддерживают около четверти старшеклассников. 20 К 15 – 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о   необходимости   дополнительной   специализированной   подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего   Традиционная   непрофильная   подготовка образования   в   ВУЗах. старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности   между   школой   и   ВУЗом,   породила   многочисленные подготовительные отделения ВУЗов, репетиторство, платные курсы и др. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей успешного обучения в ВУЗе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12 % опрошенных   учащихся   старших   классов   (данные   Всероссийского   центра изучения общественного мнения). 1.2.3 Возможные направления структуры профилей Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей   ступени   предусматривает   возможность   разнообразных   комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые образовательные, профильные и элективные. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский 21 и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения   (для   естественно   ­   математического,   технологического   и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально­ экономического и иных возможных профилей). Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня,   определяющие   направленность   каждого   конкретного   профиля обучения.   Например,   физика,   химия,   биология   –   профильные   предметы   в естественно – научном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном   профиле;   история,   право,   экономика   и   др.   –   социально   – экономическом   профиле   и   т.   д.   Профильные   учебные   предметы   являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание   указанных   типов   учебных   предметов   составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение   выпускниками   уровня   требований   государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена. Элективные   курсы   –   обязательные   для   посещения   курсы   по   выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и   выполняют   две   функции.   Одни   из   них   могут   «поддерживать»   изучение основных   профильных   предметов   на   заданном   профильным   стандартом уровне.   Например,   элективный   курс   «Создание   сайтов   с   помощью   языка HTML».   Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно   быть   избыточно   по   сравнению   с   числом   курсов,   которые   обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. 22 При     объемов   базовых общеобразовательных,   профильных   общеобразовательных   предметов   и этом   примерное соотношение   элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. В   качестве   примера   реализации   одной   из   моделей   профильного обучения   предлагаются   варианты   учебных   планов   для   четырех   возможных профилей:   естественно   –   математический,   социально   –   экономический, гуманитарный,   технологический.   Следует   отметить,   что,   возможно,   такое комбинации построение образовательного процесса, когда         общеобразовательных   и   профильных   предметов   дадут   самые   различные формы профилизации: для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп учащихся. В   изучении   предметов   того   или   иного   профиля   помогают   часы   из школьного компонента, которые получили название элективные курсы. 1.3 Элективные курсы 1.3.1 Назначение элективных курсов Существенным моментом организации профильного обучения в школе является реализация элективных курсов. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент). Элективные   курсы  характеризуется   тем,   что   из   предложенного   их   набора ученик может  выбрать  те, которые ему интересны или нужны. Как только курс   выбран,   он   становится   таким   же,   как   нормативный:   с   обязанностью посещать и отчитываться. 23 К старшим классам  учащиеся должны определить направление  своей дальнейшей деятельности и приступить к обучению по конкретному профилю. Поэтому   наиболее   рациональным   представляется   вариант,   когда   занятия проходят систематично (один или два раза в неделю), и весь курс составляет не менее 36 часов. Целями элективных курсов являются: расширение, углубление знаний; выработка специфических умений и навыков; знакомство   с   новыми   областями   науки   в   рамках   выбранного    профиля;  развитие   любознательности   как   основы   познавательной активности;     развитие способностей, склонностей, интересов ребенка; формирование творческого воображения; развитие ключевых компетенций; компенсация ограниченных возможностей базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей. Набор   элективных   курсов   на   основе   базисного   учебного   плана определяется   самой   школой.   Элективные   курсы   выполняют   три   основных функции: 1) «надстройка»   профильного   курса,   когда   такой   дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 24 2) развитие   содержание   одного   из   базисных   курсов,   изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет   поддерживать   изучение   смежных   учебных   предметов   на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне; 3) способствование   удовлетворению   познавательных   интересов   в различных областях деятельности человека. Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в10­11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов, относятся:   подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для   решения   практических,   жизненных   задач,   уход   от   традиционного школьного «академизма»;      возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся   в   ситуацию   самостоятельного   выбора   индивидуальной 25 образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:     индивидуальность, доступность, преемственность, результативность. 1.3.2 Классификация элективных курсов Рассмотрим одну из возможных классификаций элективных курсов. Элективные курсы Курсы предметной подготовки: базово - предметные, профильно-предметные Сквозные курсы повышенного уровня Компенсирующие -тематические) (дискретно курсы повышенного уровня Курсы универсальной подготовки: межпредметные, надпредметные Учебно- познавательные: мировоззренчески е, культурно- исторические, экспериментальны е Практико- ориентированные: прикладные, предпрофессиональ ные Вариативные (тематико -дополняющие) курсы 26 Опишем   каждый   из   представленных   блоков.   Все   элективные   курсы можно разделить на 2 основные группы: I. II. Курсы предметной подготовки. Курсы универсальной подготовки. I.   Курсы   предметной   подготовки   –   это   элективные   курсы,   задача которых   –   углубление   и   расширение   знаний   по   предметам,   входящим   в базовый   (базово   ­   предметные   курсы)   или   профильный   (профильно­ предметные   курсы)   компонент   учебного   плана   профиля.   В   свою   очередь, элективные курсы предметной подготовки (как базово ­ предметные, так и профильно­предметные)   можно   разделить   на   три   группы   по   признаку тематического согласования учебного предмета и элективного курса. 1) Сквозные   курсы   повышенного   уровня,   направленные   на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так   и   временное   согласование   с   этим   учебным   предметом.   Выбор   такого элективного   курса   позволит   изучить   выбранный   предмет   на   углублённом уровне,   в   этом   случае   все   разделы   курса   углубляются   более   или   менее равномерно. 2) Компенсирующие (дискретно­тематические) курсы  повышенного уровня  –   элективные   курсы,   в   которых   углублённо   изучаются   отдельные разделы предмета, входящего в базовый или профильный компонент. 3) Вариативные (тематико­дополняющие) курсы – элективные курсы, в которых углублённо изучаются отдельные разделы учебного предмета, не входящие в обязательную программу данного предмета. II.  Курсы   универсальной   подготовки   –   это   элективные   курсы, удовлетворяющие   познавательные   интересы   учащихся   в   областях 27 деятельности   человека,   выходящих   за   рамки   выбранного   им   профиля.   По признаку формирования содержательного компонента универсальные курсы можно подразделить на межпредметные и надпредметные элективные курсы. Межпредметные   элективные   курсы   интегрируют   содержание   учебных предметов, входящих в учебный план профиля. Надпредметные элективные курсы ориентированы на изучение предметов, не входящих в учебный план. В свою   очередь,   элективные   курсы   универсальной   подготовки   (как межпредметные, так и надпредметные) по признаку «ведущей деятельности » можно   разделить   на   две   группы:   учебно­познавательные   и   практико­ ориентированные.   В составе учебно­познавательных курсов выделим: мировоззренческие   элективные   курсы,   посвящённые   изучению методов познания природы;  культурно­исторические элективные курсы, посвящённые истории предмета как входящего в учебный план школы, так и не входящего в него;  экспериментальные   элективные   курсы,   посвящённые   изучению методов   решения   задач,   составлению   и   решению   задач   на   основе эксперимента. 2) Практико­ориентированные   элективные   курсы   можно подразделить на:  прикладные   курсы  –   элективные   курсы,   цель   которых   – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на   практике,   развитие   интереса   учащихся   к   современной   технике   и производству; 28  предпрофессиональные курсы –  элективные курсы, реализующие программы   предпрофессильной   подготовки   и   ориентированные   на приобретение   школьниками   образовательных   результатов   для   успешного продвижения на рынке труда. Элективные курсы, хотя и различаются по целям и содержанию, должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.] 1.3.3Комплексный подход к обучению Единство   обучения,   воспитания   и   развития   является   важнейшим фактором в решении задачи формирования всесторонне развитой личности. Это   единство   составляет   суть   комплексного   подхода   к   обучению, разработанного в трудах многих известных педагогов и психологов, таких как Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, М.В. Кабатченко, Г.Л. Смирнов и др. В педагогике выделены основные структурные элементы комплексного подхода:   единство цели, задач, содержания методов и форм обучения; единство   воздействия   на   сознание,   чувства   и   поведение школьников;     целенаправленная организация всех сфер деятельности; единство образования, воспитания и развития; единство воспитания и самовоспитания; тесное   взаимодействие   социальных   институтов   воспитания (школа, семья, и т.д.); 29  организационное обеспечение комплексного подхода; В педагогике разработаны общие критерии отбора содержания учебного материала,   удовлетворяющего   требованиям   комплексного   подхода   к обучению, воспитанию, развитию учащихся. 1. Критерий целостности содержания, предполагающий достаточно полное отражение в нем требований современного общества к всестороннему, гармоническому   развитию   личности   и   охват   всех   основных   направлений современной науки, производства, общественной жизни и культуры. 2. Критерий   научной   и   практической   весомости   элементов содержания   образования,   который   обеспечивает   вычленение   главных, наиболее существенных его компонентов, необходимых и достаточных для характеристики основных законов и понятий. 3. Критерий   соответствия   возрастным   возможностям   учеников, предполагающий   выявление   тех   элементов   содержания,   которые   вызывают большие   затруднения   у   значительной   части   школьников   соответствующего возраста, поиск возможных путей устранения этих затруднений. 4. Критерий соответствия имеющемуся времени на изучение данного учебного материала, предполагающий, что затраты времени, необходимы для глубокого   и   прочного   усвоения   соответствующих   тем   содержания, соответствуют критериям качества усвоения знаний, практических умений и навыков. 5. Критерий   соответствия   содержания   имеющейся   учебно­ методической и материальной базе современной школы. 6. Критерий   соответствия   международному   опыту   построения содержания школьного образования. 30 1.3.4   Реализация   комплексного   подхода   при   отборе   содержания, методов и форм проведения элективных курсов Рассмотрим   пути   реализации   комплексного   подхода   при   разработке элективных занятий для учащихся старших классов, которые заключаются в подборе   такого   содержания,   таких   форм   и   методов   обучения,   которые соответствовали бы этому подходу, составляли бы в совокупности единство целей, содержания, форм и методов обучения. Прежде всего  рассмотрим критерии отбора  содержания  элективного курса, направленные на комплексное решение образовательных, развивающих и   воспитательных   задач,   учитывая   при   этом   психофизиологические   и возрастные особенности школьников. 1.   Критерий   преемственности   содержания   основного   и   элективного курса. Старшеклассники   предпочитают   элективные   курсы,   содержание которых связано с основным курсом, основываются на понятиях, известных учащимся   из   основного   курса,   как   бы   углубляют   и   расширяют   материал основного   курса.   В   этом   случае   элективные   курсы,   как   правило,   имеют большую   эффективность,   что   связано   прежде   всего   с  экономией   учебного времени, так как учащихся не нужно вводить в круг основных понятий. Во­вторых, что более существенно, углубленное изучение тем основного курса   дает   возможность   для   обобщения   и   систематизации   обязательных занятий, показа их развития и применения к решению более сложных задач. 2. Критерий целостности содержания. 31 Целостность содержания элективного курса заключается во внутренней взаимосвязи   и   концентрации   всего   курса   вокруг   нескольких   основных понятий,   законов   и   методов.   Это   способствует   сосредоточению   усилий учащихся в одном направлении, повышает доступность материала, позволяет за небольшой промежуток времени, отведенный элективному курсу, добиться наибольшей эффективности и качества обучения. 3. Критерий научной и практической значимости элементов содержания. В   школьном   курсе   вопрос   о   научной   и   практической   значимости изучаемого   материала   рассматривается   в   недостаточной   степени.   Это   не означает, что  ученикам  старших  классов  недоступно понимание  научной и практической значимости изучаемого материала или что в этом материале нет такой значимости. В решении этой задачи большая помощь может и должна быть   оказана   элективными   курсами.   Для   этого   в   содержание   элективного курса необходимо включать:      историю возникновения и постановки той или иной проблемы; поиски решения, трудности на пути решения проблемы; сведения об ученых, занимавшихся решением проблемы; значимость решения проблемы для развития науки; применение полученного результата в других областях знаний. Одним   из   путей   реализации   критерия   научной   и   практической значимости   содержания   элективного   курса   является   раскрытие межпредметных связей изучаемого материала. 4.   Критерий   соответствия   содержания   учебно­методическому обеспечению. 32 Этот   критерий   означает,   что   содержание   элективного   курса   должно охватываться   учебными   пособиями,   научно­популярной   литературой, наглядными   пособиями   и   техническими   средствами   обучения   в   объеме, достаточном для успешного решения поставленных задач обучения. 5. Критерий соответствия содержания возрастным и индивидуальным особенностям развития старшеклассников. Этот   критерий   предполагает   не   только   доступность   изучаемого материала и соответствие уровня трудности уровню развития учащихся, но и включение   в   содержание   такого   материала,   который   в   силу   возможных особенностей   развития   старшеклассников   вызывает   у   них   повышенный интерес, стимулирует творческую деятельность. 6. Критерий соответствия содержания воспитательным и развивающим целям обучения. Опыт показывает, что не любое содержание способствует достижению целей воспитания и развития учащихся. Необходимо специальным образом конструировать   содержание   элективного   курса,   включая   в   него   элементы истории, современности, занимательности, красоты предмета. Формирование   эстетического   чувства   красоты   предмета   может   быть достигнуто включением в содержание курса следующих вопросов:   нестандартные задачи с изящным решением; красивые модели объектов. Использование   исторического   материала   на   элективных   занятиях позволяет   проникнуть   в   мировоззренческий   смысл   науки,   в   процесс формирования ее основных целей, эволюцию методов. 33 7.Критерий соответствия содержания имеющемуся времени. Этот   критерий   предполагает   планирование   содержания   элективного курса   таким   образом,   чтобы   наблюдалось   соответствие   объема   материала каждого занятия отведенному времени, а также соответствие всего объема элективного курса времени, отведенному на его изучение. Следующим   важным   шагом,   после   отбора   содержания   элективного курса,   направленного   на   комплексное   решение   образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, является  выбор методов и форм   обучения,   соответствующих   этому   подходу   при   постановке элективных   занятий.   Наиболее   эффективными   методами   для   элективных курсов являются:      поисковая исследовательская деятельность учащихся, самостоятельная работа на всех этапах, проблемное обучение, реферативная работа, работа с литературой. Подводя итог всему вышесказанному можно составить план разработки элективного курса: 1. Отбор содержания элективного курса, отвечающего поставленным требованиям. 2. Разработка   программы   элективного   курса,   в   которой предусматривается: распределение содержания по занятиям; 34 указание вопросов для самостоятельного изучения; перечень   тем   рефератов,   для   творческой   самостоятельной   работы учащихся; список литературы, в который входят: 1) 2) учебно­методические пособия, статьи из научно­популярных журналов, 3) монографии, посвященные изучаемым вопросам. 3. Разработка программы каждого занятия с указанием: основного содержания материала, домашнего и индивидуального задания, тем докладов и рефератов для учащихся, литературы, форм и методов проведения занятий. 4. Составление   индивидуальных   планов   работы   для   школьников, посещающих данный факультатив, в которых предусматривается выполнение   заданий,   носящих   образовательный,     воспитательный   и развивающий характер, работа с научно­популярной литературой, подготовка докладов, написание рефератов. 35 ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОЗДАНИЕ САЙТОВ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА HTML» 2.1 Цели и задачи разработки элективного курса обучения работе в текстовом редакторе Курс «Создание сайтов с помощью языка HTML» ­ элективный курс для учащихся 10­11 классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение базового курса информатики. Элективный   курс   реализуется   за   счет   школьного   компонента образовательного   учреждения.   На   изучение   курса   отводится   34   учебных часов. Наименование разделов и тем Количество учебных часов 1. Создание простейшего html­документа. Форматирование текста. 2. Вставка изображений в html­документ. 3. Оформление html­документа. Таблицы. 4. Оформление html­документа. Формы. 5.   Создание   HTML­документа   с   помощью   редакторов гипертекста. 6. Оформление html­документа. Фреймы. 7. Редакторы сайтов. 8. Виды сайтов. 9. Основы web­дизайна. 36 2 2 3 2 3 3 4 2 4 10. Проектирование сайта. 11. Размещение и поддержка сайта в сети. 12. Выполнение творческой работы (разработка проекта). 13.Защита проектов. Всего: 2 2 4 1 34 В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:  знают структуру и принципы  устройства «Всемирной паутины», формы  представления и управления информацией в сети Интернета;  умеют найти, систематизировать и сохранить  необходимую информацию  из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют браузерами Internet Explorer, Opera, Google Chrome и т.д.;  умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети веб ­ сайт объемом  7—10 страниц на заданную тему;  владеют способами работы с изученными программами;  знают и умеют применять при создании веб ­ страницы основные принципы  веб ­ дизайна;  знают виды веб ­ сайтов, способны  сформулировать собственную позицию  и произвести анализ по отношению к их структуре, содержанию, дизайну;  знают профессиональные приемы создания web­страниц; 37  знают стандарты языка HTML;  знают синтаксис HTML­документов;  знают структуру HTML­документов. Целью   курса   является   развитие   творческих   способностей   учащихся, дополнение   и   углубление   знаний   по   информационным   технологиям, получаемых   ими   в   школе;   формирование   умений   и   навыков   работы   в соответствующих средах; формирование целостной картины мира. 2.2 Содержание элективного курса «Создание сайтов с помощью языка HTML» Раздел 1. Создание   простейшего   html­документа.   Форматирование текста (2 ч.)  В этом разделе учащиеся познакомятся с языком разметки гипертекста html, со структурой html­документа, с основными тегами , создания списков, научатся   изменять   цвет   фона.   На   практике   создадут   простейший   html­ документ, используя известные им уже теги. А для закрепления материала выполнят лабораторную работу. В практической части создадут свою визитку. Раздел 2. Вставка изображений в html­документ (2 ч.)  В этом разделе обучающиеся познакомятся с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками, изучат основные теги для вставки изображения   и   html­документ   и   для   их   преобразования   (управление размерами, расположение на странице обрамление и др.). Для закрепления материала учащиеся выполняют лабораторную работу  38 Раздел 3. Оформление html­документа. Таблицы (3 ч.) В   данном   разделе   учащиеся   познакомятся   и   изучат   основные   теги оформления  html­документа.  Изучение   направлено   на  работу   с  таблицами, научатся использовать основные атрибуты для форматирования таблиц. Для усвоения материала выполнят лабораторную работу (приложение 5). А также выполнят практическую работу на составление расписания. Раздел 4. Оформление html­документа. Формы (2 ч.)  В этом разделе учащиеся научатся создавать формы в html­документе. Познакомятся с основными тэгами для создания форм, на практике создадут собственную   форму   «Анкета».   Для   закрепления   материала   выполнят лабораторную работу (приложение 6). Раздел   5. Создание   HTML­документа   с   помощью   редакторов гипертекста (3 ч.)  В этом разделе обучающиеся познакомятся со способами организации информации на сайте, узнают об организации гипертекстовых связей между документами,   научатся   создавать   текстовые   гиперссылки   и   ссылки, изображения,   менять   их   вид.   Также   выполнят   лабораторную   работу   на усвоение материала (приложение 7). Раздел 6. Оформление html­документа. Фреймы (3 ч.) В   данном   разделе   учащиеся   познакомятся   с   фреймами,   основными тэгами   их   создания,   научатся   использовать   различные   атрибуты   для форматирования   фреймов.   В   ходе   лабораторной   работы   (приложение   8) закрепят   навыки,   а   также   повторят   другие   пройденные   темы   (такие,   как таблицы, списки, вставка изображения и др.) 39 Раздел 7. Редакторы сайтов (4 ч.) Изучив   этот   раздел   обучающиеся   узнают   возможности   приложения Dreamweaver,  MS SharePoint Designer 2007 и других редакторов при создании и   редактировании   сайтов.   После   изучения   данного   раздела   учащиеся выполняют мини­проект в среде Dreamweaver на свободную тему. Раздел 8. Виды сайтов (2 ч.) В   этом   разделе   обучающиеся   познакомятся   с   различными   видами сайтов, узнают, как привлечь внимание посетителей, оптимально организовать информацию,   обеспечить   интерактивное   взаимодействие   с   посетителями, познакомятся с критериями оценки сайтов. Раздел 9. Основы web­дизайна (4 ч.)  В   данном   разделе   обучающиеся   увидят,   что   проектирование содержимого сайта – один из самых ответственных моментов при создании любого web­ресурса. Раздел 10. Проектирование сайта (2 ч.)  В этом разделе обучающиеся научатся разрабатывать концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и внешние связи, назначение каждой  страницы и элемента на ней. Эти задачи необходимо решить прежде, чем приступить к построению самого сайта. Раздел 11. Размещение и поддержка сайта в сети (2 ч.) В   этом   разделе   обучающиеся   научатся   размещать   подготовленные сайты в сети, оценивать предлагаемые провайдерами условия размещения и выбирать оптимальные, загружать на сервер свои файлы и тестировать web­ 40 страницы. Раздел 12. Выполнение  творческой  работы (4 ч.) Знания, умения и предыдущие разработки необходимо применить для создания   комплексного   проекта   –   web­сайта   на   выбранную   тему.   Сайт разрабатывается   в   группе   или   индивидуально.   Обучающимся   потребуется спроектировать, изготовить и разместить сайт в сети Интернет. Выполненный проект необходимо защитить перед сокурсниками. Раздел 13. Защита проекта (1 ч.)  Защита проекта по компьютерной графике и web­дизайну – хороший способ   для   обучающихся   показать   свои   художественные,   графические   и технические   способности.    Данное   задание   выявит   степень   усвоения   всего материала курса. 2.3 Формы, методы и средства обучения работе в текстовом редакторе в рамках элективного курса Программа   элективного   курса   предусматривает   проведение   лекций, практических   и   лабораторных   работ.   Изучение   нового   материала   носит сопровождающий   характер.   Ученики   изучают   его   с   целью   создания запланированного продукта ­ эскиза веб ­ страницы, элемента сайта и т.п. Освоение   курса   предполагает,   помимо   посещения   коллективных   занятий (уроков),   выполнение   внеурочных   самостоятельных   (домашних)   работ   с помощью персонального компьютера. Учебный материал, в зависимости  от его специфики, компонуется по блокам, каждый из которых охватывает одно из направлений создания веб ­ сайтов. Курс предваряет одночасовая лекция о существовании  различных браузеров и сети Интернет. В ходе этой лекции 41 учитель   повторяет   с   обучаемыми   материал   и   через   систему   наводящих вопросов узнает о степени сформированности у них знаний по теме. Каждый блок   начинается   с   мини­лекции:   учитель   выдает   необходимый   минимум теоретического   материала.   Далее   учащиеся   получают   и   приступают   к   их выполнению на компьютерном практикуме. Подобный подход реализует один из   важных   методологических   принципов   —   параллельное   изложение   со сравнением,   что   позволяет   ученикам   глубже   постигать   суть   выполняемых операций.   Занятия   заканчиваются   выдачей   домашнего   задания.   Задания   не должны быть очень сложными, и желательно, чтобы они носили творческий характер. Блок завершается выполнением творческого задания, а весь курс — проектной работой. При выполнении творческих заданий и проектной работы учащимся   необходимо   продемонстрировать   сформированность   знаний   и умений по блокам курса. 42 Заключение В   ходе   выполнения   данной   дипломной   работы   получены   следующие результаты: 1.Определены   психолого­педагогические   и  методические   особенности процесса   обучения   информатике   в   рамках   элективных   курсов   в   старшей школе; Анализируя   литературу   и   труды   психологов,   был   сделан   вывод,   что основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. В этих   условиях   и   под   их   влиянием   происходят   характерные   изменения   в умственном и нравственном развитии юношей и девушек. Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между   резким   повышением   уровня   требований,   которые   начинают предъявлять   к   девятикласснику   —   вчерашнему   подростку   —   общество, школьный   коллектив,   учебная   деятельность   (требования   к   его   личности, творческим   потенциям,   самостоятельному   мышлению),—   и   тем   уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем   развития   нравственных,   умственных   и   творческих   сил   старшего школьника. Решить   многие   из   этих   проблем   помогает   элективный   курс,   т.к.   он позволяет каждому школьнику сделать самостоятельный выбор направления содержания   своего   образования   в   зависимости   от   его   интересов   и способностей, что, безусловно, способствует мотивации к обучению. 2.   Проанализированы   задачи   профильного   обучения   информатике   и ИКТ в школе. 43 На   основании   данного   анализа   сделан   вывод,   что   элективные   курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы,   т.   к.   связаны   с   удовлетворением   индивидуальных   образовательных потребностей, интересов и склонностей каждого школьника, а также носят обязательный   характер   для   старшеклассников,   выбравших   тот   или   иной профиль. 3.  На   основе   анализа   всего   вышесказанного,  а  также  руководствуясь образовательными документами, был разработан элективный курс «Создание сайтов с помощью языка HTML». Элективный   курс   представляет   собой   набор   практических   заданий, направленных   на  последовательное   создание   комплексного   проекта  – web­ сайта   на   выбранную   тему.   В   процессе   разработки   проекта   –   web­сайта школьники   обучаются   необходимым   приемам   работы   в   языке программирования HTML. Стоит отметить, что в качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельно отработать вопросы или восстановить знания,   полученные   на   смежном   предмете.   Учащиеся   самостоятельно   и каждый в своем режиме выполняют работу. В рамках работ по оценке эффективности результатов, полученных в данном   дипломном   исследовании,   разработанный   элективный   курс   был внедрен в процесс обучения в 10­х классах общеобразовательной школы. 44 Список литературы 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст] –  2­е изд., перераб. – СПб. : Изд­во Михайлова В.А., 1998. С. 314. 2. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие [Текст]/Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – С.328. 3. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //  Школьные технологии. [Текст]– 2003. ­ № 4. – С. 22­31. 4. Белов В. Ключи к успеху // Мир ПК. – 2006. – №8. – С. 68­70. 5. Бесценная В.В. Компетентностный подход в реализации содержания  элективных курсов по информатике [Текст] // Сибирский торгово­ экономический журнал № 3, 2006.­ С. 78­80.  6. Богомолова О. Б., Преемственность школьного и вузовского  образования в условиях введения профильного обучения в старшем  звене средней школы// Материалы Всероссийский научно­методической  конференции «XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы». [Текст]– Нижний Новгород, 2006, с. 35­40. 7. Боршуляк М.П. Flash 5. 10­11 классы. Практикум. Информатика и  ИКТ. [Текст] ­ изд. «Дрофа».­2002.­ С. 140. 8. Гончаров А. HTML в примерах. С.­Пб.: Питер, 2003. 9. Гончаров А. Самоучитель HTML. С.­Пб: Питер, 2000. 10.Гранцева А.К. Формирование у школьников готовности к  самообучению. [Текст].­ М.: Просвещение, 1983.­65 с. 11.Дригалкин   В.   В.   HTML   в   примерах.   Как   создать   свой   Web­сайт: Самоучитель / В. В. Дригалкин. – М.: Изд­во «Вильямс», 2003. – 192 с. 12. Закон Российской Федерации "Об образовании". (В редакции  Федерального закона от 13 января 1996 года N 12­ФЗ). 13.Заславская О.Ю. Информатика и информационно­коммуникационные  технологии. Справочные материалы: Учеб. пособие для учащ. средних  45 шк. и абитуриентов вузов [Текст] / О.Ю. Заславская, И.В. Левченко. –  М.: АПКиППРО, 2005. – 80 с. 14.Информатика.   Базовый   курс.   Учебник   для   ВУЗов   /   под   ред.   С.В. Симоновича. ­ СПб.: Питер. ­ 2000. 15.Кузнецов А.А., Пинский А.А., Рыжаков М.В., Филатова Л.О.  «Структура и принципы формирования содержания профильного  обучения на старшей ступени»[Текст]/ Министерство образования РФ.  Российская академия образования. Государственный университет –  Высшая школа экономики; М. 2003. – 224 с. 16.Кузнецов М.В. Практика разработки Web­сайта / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов, С.В. Голышев. – СПБ.: БХВ­Петербург, 2005. – 960 с.: ил 17.Лебедев  С.В.  Web­дизайн:   учебное   пособие   по   созданию   публикаций для Интернет / С.В. Лебедев. – 3­е изд., перераб. и доп. – М.: Альянс­ пресс, 2004.­ 736 с 18.М. Ю. Монахов, А. А. Воронин. «Создаем школьный сайт в Интернете».  Электронное учебное пособие / – М.: БИНОМ;  19.Самылкина Н.Н. Структурные и содержательные особенности стандарта по информатике и информационным коммуникационным технологиям  [Текст] /Н.Н.Самылкина// Информатика: прил. к газ. «Первое  сентября». – 2004 – 1­7 сент. (№33). –С. 2­4. 20.Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих  программы общего образования. 21.Шапошников   И.   В.   Справочник   Web­мастера.   XML.   –   СПб.:   БХВ­ Петербург, 2001. – 304 с. 22.Штайнер Г. HTML/XML/CSS / Г. Штайнер. – 2­е изд., перераб. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 510 с. 23.http://htmlbook.ru 24. http://www.intuit.ru 25. http://www.postroika.ru 26.http://www.on­line­teaching.com/html/lsn001.html 27.http://ru.html.net/tutorials/html/lesson15.php 28.http://web­mastery.info 46 47 Приложение 48 49 50 51 52 53

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»

Методическая разработка на тему: «Разработка элективного курса по теме «Создание сайтов с помощью языка HTML»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017