Данное занятие поможет сформировать знания по теме: «Позиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», рассмотреть алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления.
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
сформировать творческий подход к решению задач.
Тема занятия: Позиционные системы счисления.
Цель:
формирование знаний о способах записи чисел и умение применять правила перевода в различных
позиционных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Эпиграф: «Все есть число» говорили Пифагорийцы.
Проблемный вопрос:Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому
что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами
счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 количество часов в сутках, 7 дни
недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что
нас окружает множество чисел…)
Сообщение целей занятия.
2. Актуализация знаний
Дайте определение понятию «число»?
Дайте определение множества натуральных чисел?
Чем является натуральное число с теоретикомножественных позиций?
Что такое нуль с теоретикомножественных позиций?
Дайте определение целых неотрицательных чисел.
Каков смысл суммы целых неотрицательных чисел?
3.Сообщения: «История систем счисления»
4. Объяснение нового материала
История систем счисления. Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с
числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость
покупок, ведём свой семейный бюджет . Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о
числах несколько тысяч лет назад?
Сегодня, в самом конце XX века, для записи чисел человечество использует в основном
десятичную систему счисления. А что такое система счисления?
Система счисления. Перевод чисел.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр.
Система счисления: даёт представления множества чисел; даёт каждому числу уникальное представление
(или, по крайней мере, стандартное представление);отражает алгебраическую и арифметическую структуру
чисел. Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит.
Числа: 123, 45678, 1010011, CXL
Цифры:– символы, при помощи которых записывается число. 0, 1, 2, … I, V, X, L, …
Разряд позиция цифры в числе
5 4 3 2 1 0 разряд
9 5 6 7 8 4
Алфавит – это набор цифр. {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}
Основание системы счисления – это количество цифр, используемых в данной системе счисления.
Базис системы счисления – последовательность степеней основания.
10СС: 10n,10n1,...,105,104, 103 102,101,100
2CC: 2n,2n1,...,25,24, 23,22,21,20
8СС: 8n,8n1,...,85,84, 83 ,82,81,80
16СС: 16n,16n1,...,165,164, 163,162,161,160
Типы систем счисления: позиционные, непозиционные.
Позиционные – значение цифры зависит от её места (позиции) в записи числа.
Позиционные: шестидесятеричная, двоичная, шестнадцатеричная, десятичная …
В числе 555 первая 5 стоит в позиции сотен, вторая 5 – в позиции десятков, третья5 – в позиции единицы
(555=500+50+5).V
5
Непозиционные – значение цифры не зависит от её места (позиции) в записи числа.
Непозиционные: Единичная (унарная) система, римская система, Древнеегипетская десятичная система,
алфавитная система счисления.
Римская система счисления
I
1
Алгоритм перевода из 10СС в другие позиционные системы счисления:
Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы
счисления.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой
системе счисления.
M
1000
D
500
C
100
X
10
L
50
121 2
60
1
0
2
30
0
12110 = 11110012
571
3
8
71
7
8
8
0
57110 = 10738
2
7
1
2
3
1
2
1
2
15
1
8
1
7467
11
16
466
2
16
29
13
16
1
746710 = 1 13 2 1116= 1D2В16
Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Записать данное число в общем виде:
АВСр=А∙р2+В∙р1+С∙р0
Найти сумму ряда. Полученное число является значением числа в 10СС.
100112=1∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20==1910
1448=1∙82+4∙81+4∙80=64+32+4=10010
1С516=1∙162+12∙161+5∙160=256+192+5=45310
Перевод из 2ССв 8СС.
Таблица систем счисления
10ая
16ая
10ая
2ая
8ая
16ая
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
1
10
11
100
101
110
111
1000
0
1
2
3
4
5
6
7
10
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
9
A
B
C
D
E
F
10
2ая
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
10000
8ая
11
12
13
14
15
16
17
20Степени числа: 2;8;16.
n(степень)
2n
8n
16n
1
2
8
16
0
1
1
1
2
4
64
256
3
8
512
4096
4
16
4096
65536
5
32
32768
1048576
6
64
262144
16777216
7
128
8
256
9
512
10
1024
Разбиваем данное число на триады (на группы по три цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и
восьмеричной систем счисления.
1 100 101 0112=14538
Перевод из 2ССв 16СС.
Разбиваем данное число на тетрады (на группы по четыре цифры). По таблице смотрим соответствие
двоичной и шестнадцатеричной систем счисления.
11 0010 10112=32В16
Операции с числами.
Пример. Пусть t = 5. Вычислить 3445 + 2425.
Решение.
3445
+2425
11415
1) 4 + 2 = 6 = 115: 1 записываем в результат и один "десяток" добавляем к "десяткам"
одного из слагаемых.
2) 4 + 4 +1 = 9 = 145: 4 записываем в результат и одну "сотню" добавляем к "сотням"
одного из слагаемых.
3).3 + 2 + 1 =6 = 115: записываем в результат.
Получаем: 3445 + 2425 = 11415.
Пример.
101102
+1110112
10100012
Пример.
1101112
+1011012
11001002
Задача. Решить задачу:Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими
детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления
использовалась, и сколько было монет?
Решение:
100х = 11х + 11х + 1
х2 – 2х – 3 = 0
х1 = 3, х2 = – 1 (не является решением)
Ответ: 1003 = 9, 113 = 4)
5.Закрепление нового материала.
Задание
Перевести из 10 в 2СС:15 (1111)
Перевести из 10 в 8СС(473) и 16 СС:315 (13В)
Задание. Найти сумму:10010111011112 = 113578
101101+11111; 10111+101110.
Задание.Перевести:
А).10 0002 вХ10( Ответ:16)
В) 1100102в Х10 ( Ответ:50)
С)37108в Х10(Ответ:1992)
Д) 151 16 в Х10(Ответ: 97)Задание. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное
слово (полученные числа расположить в порядке возрастания.
010
1000
110
100
001
011
111
101
Т
В
Е
С
И
Н
О
Д
Задание.Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и
попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и
переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет,
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темносиних глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ .
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И двое темносиних глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И двое темносиних глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Решение:Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10, 100, 101,1100. Все встречаемые
цифры – 0 или 1. Если предположить, что зашифровано разложение по степеням двойки, то
получим:
«Ей было тысяча сто лет» – 1100 = 1 . 23 + 1 . 22 = 8 + 4 = 12 лет
«Она в сто первый класс ходила» – 101 = 1 . 22 + 1 = 4 + 1 = 5 класс
«…пыля десятком ног» – 10 = 21 = 2 ноги«С одним хвостом, зато стоногий» – 1 = 20 = 1, 100 = 22 = 4 ноги
и т.д. разобранное число 10.
Ответ: двоичная с/с.
Задание. Рождение цветка. Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек,
затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое
двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему
понадобилось, чтобы вырасти.
( 100100012=145 дней)
6.Контроль знаний.Тест.
1.В какой системе счисления представлена информация,хранящаяся в компьютере?
А.в троичной Б.в десятичной В.в двоичной Г.в двенадцатеричной
2.Преимущество двоичной системы счисления состоит в том,что:
А.двоичный код позволяет экономить память компьютера
Б.электронные элементы с двумя состояниями наиболее просты в конструктивном исполнении
В. электронные элементы с двумя состояниями потребляют меньше электроэнергии
Г.двоичный код не вызывает сбоя компьютера
3.Восьмеричная система счисления отличается от шестнадцатеричной:
А.количеством операций над числом в секунду Б.глубиной вложенности операций
В.количеством цифр,используемых для записи числа Г.степенью компьютеризации
4.Какое количество цифр используется в троичной системе счисления?
А.3 Б.11 В.10 Г.2
5.В шестнадцатеричной системе счисления символ F используется для обозначения:
А.конца файла Б.числа 16 В.конца строки Г.числа 15
6.Переведите из двоичной системы счисления в десятичную число 101010101
А.361 Б.564 В.455 Г.341
7.Переведите из десятичной системы счисления в двоичную число 216
А.11001100 Б.11011000 В.11100000 Г.11001000
7.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Фронтальный опрос по новому материалу:
Что такое система счисления?
Какие системы счисления называются позиционными?
Какие системы счисления называются непозиционными?
Объяснить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из любой позиционной системы в десятичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в любую другую позиционную.
8.Рефлексия:
Какое задание было самым интересным?
Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной
теме?
9.Домашнее задание.
1. Перевести из 2 системы в 10СС: 111010011; 100011101; 1110111001
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную следующие числа: 168, 1042, 1517.
3. Записать в 8 системе: (111001101)2; (101010101) 2
4. Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского
алфавита в различных системах счисления