Данное занятие поможет сформировать знания по теме: «Позиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие», рассмотреть алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления.
развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
сформировать творческий подход к решению задач.
Позиционные системы счисления.doc
Тема занятия: Позиционные системы счисления.
Цель:
формирование знаний о способах записи чисел и умение применять правила перевода в различных
позиционных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Эпиграф: «Все есть число» говорили Пифагорийцы.
Проблемный вопрос:Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому
что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами
счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 количество часов в сутках, 7 дни
недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что
нас окружает множество чисел…)
Сообщение целей занятия.
2. Актуализация знаний
Дайте определение понятию «число»?
Дайте определение множества натуральных чисел?
Чем является натуральное число с теоретикомножественных позиций?
Что такое нуль с теоретикомножественных позиций?
Дайте определение целых неотрицательных чисел.
Каков смысл суммы целых неотрицательных чисел?
3.Сообщения: «История систем счисления»
4. Объяснение нового материала
История систем счисления. Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с
числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость
покупок, ведём свой семейный бюджет . Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о
числах несколько тысяч лет назад?
Сегодня, в самом конце XX века, для записи чисел человечество использует в основном
десятичную систему счисления. А что такое система счисления?
Система счисления. Перевод чисел.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр.
Система счисления: даёт представления множества чисел; даёт каждому числу уникальное представление
(или, по крайней мере, стандартное представление);отражает алгебраическую и арифметическую структуру
чисел. Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит.
Числа: 123, 45678, 1010011, CXL
Цифры:– символы, при помощи которых записывается число. 0, 1, 2, … I, V, X, L, …
Разряд позиция цифры в числе
5 4 3 2 1 0 разряд
9 5 6 7 8 4
Алфавит – это набор цифр. {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}
Основание системы счисления – это количество цифр, используемых в данной системе счисления.
Базис системы счисления – последовательность степеней основания.
10СС: 10n,10n1,...,105,104, 103 102,101,100
2CC: 2n,2n1,...,25,24, 23,22,21,20
8СС: 8n,8n1,...,85,84, 83 ,82,81,80
16СС: 16n,16n1,...,165,164, 163,162,161,160
Типы систем счисления: позиционные, непозиционные.
Позиционные – значение цифры зависит от её места (позиции) в записи числа.
Позиционные: шестидесятеричная, двоичная, шестнадцатеричная, десятичная …
В числе 555 первая 5 стоит в позиции сотен, вторая 5 – в позиции десятков, третья5 – в позиции единицы
(555=500+50+5). V
5
Непозиционные – значение цифры не зависит от её места (позиции) в записи числа.
Непозиционные: Единичная (унарная) система, римская система, Древнеегипетская десятичная система,
алфавитная система счисления.
Римская система счисления
I
1
Алгоритм перевода из 10СС в другие позиционные системы счисления:
Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы
счисления.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой
системе счисления.
M
1000
D
500
C
100
X
10
L
50
121 2
60
1
0
2
30
0
12110 = 11110012
571
3
8
71
7
8
8
0
57110 = 10738
2
7
1
2
3
1
2
1
2
15
1
8
1
7467
11
16
466
2
16
29
13
16
1
746710 = 1 13 2 1116= 1D2В16
Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Записать данное число в общем виде:
АВСр=А∙р2+В∙р1+С∙р0
Найти сумму ряда. Полученное число является значением числа в 10СС.
100112=1∙24+0∙23+0∙22+1∙21+1∙20==1910
1448=1∙82+4∙81+4∙80=64+32+4=10010
1С516=1∙162+12∙161+5∙160=256+192+5=45310
Перевод из 2ССв 8СС.
Таблица систем счисления
10ая
16ая
10ая
2ая
8ая
16ая
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
1
10
11
100
101
110
111
1000
0
1
2
3
4
5
6
7
10
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
9
A
B
C
D
E
F
10
2ая
1001
1010
1011
1100
1101
1110
1111
10000
8ая
11
12
13
14
15
16
17
20 Степени числа: 2;8;16.
n(степень)
2n
8n
16n
1
2
8
16
0
1
1
1
2
4
64
256
3
8
512
4096
4
16
4096
65536
5
32
32768
1048576
6
64
262144
16777216
7
128
8
256
9
512
10
1024
Разбиваем данное число на триады (на группы по три цифры). По таблице смотрим соответствие двоичной и
восьмеричной систем счисления.
1 100 101 0112=14538
Перевод из 2ССв 16СС.
Разбиваем данное число на тетрады (на группы по четыре цифры). По таблице смотрим соответствие
двоичной и шестнадцатеричной систем счисления.
11 0010 10112=32В16
Операции с числами.
Пример. Пусть t = 5. Вычислить 3445 + 2425.
Решение.
3445
+2425
11415
1) 4 + 2 = 6 = 115: 1 записываем в результат и один "десяток" добавляем к "десяткам"
одного из слагаемых.
2) 4 + 4 +1 = 9 = 145: 4 записываем в результат и одну "сотню" добавляем к "сотням"
одного из слагаемых.
3).3 + 2 + 1 =6 = 115: записываем в результат.
Получаем: 3445 + 2425 = 11415.
Пример.
101102
+1110112
10100012
Пример.
1101112
+1011012
11001002
Задача. Решить задачу:Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими
детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления
использовалась, и сколько было монет?
Решение:
100х = 11х + 11х + 1
х2 – 2х – 3 = 0
х1 = 3, х2 = – 1 (не является решением)
Ответ: 1003 = 9, 113 = 4)
5.Закрепление нового материала.
Задание
Перевести из 10 в 2СС:15 (1111)
Перевести из 10 в 8СС(473) и 16 СС:315 (13В)
Задание. Найти сумму:10010111011112 = 113578
101101+11111; 10111+101110.
Задание.Перевести:
А).10 0002 вХ10( Ответ:16)
В) 1100102в Х10 ( Ответ:50)
С)37108в Х10(Ответ:1992)
Д) 151 16 в Х10(Ответ: 97) Задание. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное
слово (полученные числа расположить в порядке возрастания.
010
1000
110
100
001
011
111
101
Т
В
Е
С
И
Н
О
Д
Задание.Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и
попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и
переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет,
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темносиних глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ .
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И двое темносиних глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И двое темносиних глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Решение:Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10, 100, 101,1100. Все встречаемые
цифры – 0 или 1. Если предположить, что зашифровано разложение по степеням двойки, то
получим:
«Ей было тысяча сто лет» – 1100 = 1 . 23 + 1 . 22 = 8 + 4 = 12 лет
«Она в сто первый класс ходила» – 101 = 1 . 22 + 1 = 4 + 1 = 5 класс
«…пыля десятком ног» – 10 = 21 = 2 ноги «С одним хвостом, зато стоногий» – 1 = 20 = 1, 100 = 22 = 4 ноги
и т.д. разобранное число 10.
Ответ: двоичная с/с.
Задание. Рождение цветка. Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек,
затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое
двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему
понадобилось, чтобы вырасти.
( 100100012=145 дней)
6.Контроль знаний.Тест.
1.В какой системе счисления представлена информация,хранящаяся в компьютере?
А.в троичной Б.в десятичной В.в двоичной Г.в двенадцатеричной
2.Преимущество двоичной системы счисления состоит в том,что:
А.двоичный код позволяет экономить память компьютера
Б.электронные элементы с двумя состояниями наиболее просты в конструктивном исполнении
В. электронные элементы с двумя состояниями потребляют меньше электроэнергии
Г.двоичный код не вызывает сбоя компьютера
3.Восьмеричная система счисления отличается от шестнадцатеричной:
А.количеством операций над числом в секунду Б.глубиной вложенности операций
В.количеством цифр,используемых для записи числа Г.степенью компьютеризации
4.Какое количество цифр используется в троичной системе счисления?
А.3 Б.11 В.10 Г.2
5.В шестнадцатеричной системе счисления символ F используется для обозначения:
А.конца файла Б.числа 16 В.конца строки Г.числа 15
6.Переведите из двоичной системы счисления в десятичную число 101010101
А.361 Б.564 В.455 Г.341
7.Переведите из десятичной системы счисления в двоичную число 216
А.11001100 Б.11011000 В.11100000 Г.11001000
7.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Фронтальный опрос по новому материалу:
Что такое система счисления?
Какие системы счисления называются позиционными?
Какие системы счисления называются непозиционными?
Объяснить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из любой позиционной системы в десятичную.
Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в любую другую позиционную.
8.Рефлексия:
Какое задание было самым интересным?
Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной
теме?
9.Домашнее задание.
1. Перевести из 2 системы в 10СС: 111010011; 100011101; 1110111001
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную следующие числа: 168, 1042, 1517.
3. Записать в 8 системе: (111001101)2; (101010101) 2
4. Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского
алфавита в различных системах счисления
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.