МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
27.01.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №75» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Материал подготовила: Воспитатель 1 квалификационная категория Порошина. Н. В. г. Череповец 2018 – 2019, учебный год Летний вечер тих и ясен. Посмотри, как дремлют ивы. Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. Афанасий Фет «Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А. Сухомлинский Современная экология представляет собой систему научных знаний о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Знание основ экологии как науки, потребность охранять и преобразовывать окружающую среду, интерес к экологическим проблемам прошлого, настоящего и будущего, личный вклад в поддержание и улучшение мирового природного благополучия — всё это неотъемлемые составляющие экологической культуры личности, становление которой происходит в условиях грамотно организованной системы экологического воспитания и образования населения. В настоящее время экологическое воспитание человека представляется одним из приоритетных направлений на разных уровнях образования, в частности ввоспитательно-образовательном процессе ДОУ. Дошкольная образовательная организация — первое звено в сложной преемственной цепочке формирования системы экологических знаний, мировоззрения, ценностей и поведения. На этапе дошкольного детства важно заложить прочный «фундамент», способствующий дальнейшему становлению важнейшего новообразования личности — экологической культуры. Педагоги, родители и дети должны осознавать, что экологический взгляд на окружающую действительность, особое «природное» мировоззрение, экологическая культура каждого отдельно взятого человека и человечества в целом способны обеспечить дальнейшее существование нашей планеты. За последние сто лет Земля изменилась до неузнаваемости. На территориях первозданной, пышно цветущей природы выросли многоэтажные здания: жилые дома, фабрики, магазины и т.д. Моря и реки обмелели или загрязнились под воздействием техногенных факторов. Выродились разнообразные виды животных и растений.Поэтому основная задача людей в русле экологической деятельности – сохранение природы и ее составляющих ради настоящего и будущего. Гуманное, ответственное отношение дошкольников к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас природный мир уникален, что он нуждается в нашей заботе, поскольку ему грозит опасность прежде всего со стороны самого человека, его вредных воздействий на природу. Дошкольный возраст – один из самых ценных этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период происходит становление интеллектуальных, нравственных, эмоционально-чувственных и других основ личности ребенка, в том числе позитивное отношение к окружающей природе и миру в целом. Дошкольники (в особенности старшие) начинают выделять себя из окружающей среды. У них формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой. Они учатся сопереживать природе, олицетворять ее. Им хочется вносить свой посильный вклад в улучшение, преобразование природы. Экологические знания у детей дошкольного возраста являются необходимым условием формирования у них эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Таким образом,дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы и различных природных связей. Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития человека: через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков формируютсяинтеллектуальная, чувственная и волевая сферы личности. Но важно помнить, что только грамотно организованное, систематическое экологическое воспитание и образование под руководством педагогов, обладающих высокоразвитой экологической культурой, способствует успешному решению задач данного направления. Мир природы заключает в себе неисчерпаемые возможности для всестороннего развития детей. Важно уметь распознать этот потенциал. Поэтому педагогу необходимы креативность, аналитические способности, нестандартное многостороннее видение действительности и смелость в реализации педагогических идей. Продуманная организация обучения в рамках проведения непосредственно образовательной деятельности (если речь идет о дошкольном образовательном учреждении), прогулок, специальных наблюдений, экскурсий и других форм и видов работы с детьми развивает мышление дошкольников, их способность видеть и чувствовать явления природы и связи между ними, замечать сезонные и иные изменения окружающего мира, переживать вместе с другими людьми последствия природных катаклизмов или негативных влияний человека на природу. Размышляя о природе вместе с взрослым, ребенок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Природа – это богатый источник всесторонних знаний ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у дошкольника привычку делать выводы, формирует логическое мышление, красоту и образность речи. Соприкасаясь с природой, дошкольники обычно испытывают сильное желание выразить свои впечатления от созерцания природы или ее преобразования в процессе детского посильного труда в продуктах творческой деятельности, будь то рисунок, рассказ, аппликация или сюжетно-ролевая игра. Таким образом, каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за явлениями природы (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, проявляют познавательную и поисковую активность, задают вопросы взрослым. А со временем начинают понимать и могут объяснить, например, почему идет дождь, почему осенью птицы улетают в теплые края, когда и почему начинается сезон гроз, что такое наводнение и т.д. За время пребывания в детском саду дошкольники должны научиться замечать и называть характерные особенности сезона, устанавливать простейшие природные связи, зависимости и закономерности, приобрести достаточно систематические знания о флоре и фауне. При воспитании эстетических знаний и чувств детей, гуманного отношения к природе воспитателю важно так подходить к процессу взаимодействия с дошкольниками в разных видах деятельности, чтобы открывать перед ними красоту и многообразие окружающего природного мира, а также включать элементы познания эстетических и экологических свойств среды в освоение всех образовательных областей (принцип интеграции знаний, умений и навыков). Ребенок растет и развивается, соприкасаясь с окружающей природой. Его чувства и ум формируются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Не случайно еще Ч. Дарвин сказал: «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах». Психологами замечено и научно объяснено, что у дошкольников может бытьсформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, которая складывается из интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческой готовности. Так, интеллектуальная готовность предполагает информированность детей о природе (явлениях, сезонных изменениях, животных и растениях и т.д.), уровень эрудиции и познавательные интересы, соответствующие возрасту, а также осознание себя как носителя экологической культуры. Эмоционально-ценностная готовностьвыражается в восприимчивости к миру природы, чувстве удивления, восторга, эмоционально-положительном отношении к объектам и явлениям природы, желании проводить свой досуг на природе, созерцать ее красоту. А поведенческая готовность у детей дошкольного возраста проявляется в возможности реализовать свои знания в различных ситуациях, в актах преобразования и сохранения природы. Сегодня особенно важно говорить о формировании такого социально необходимого нравственного качества личности, как ее экологическая культура, которая находит свое проявление в ответственном отношении человека к природе как к естественной среде его жизнедеятельности, в утверждении принципов рационального природопользования. Экологическая культура личности предполагает, что человек понимает важность решения любого рода задач таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде и здоровью других людей. Задачи экологического воспитания и формирования экологической культуры личности дошкольника важно ставить и решать совместно. Иными словами, семья, дошкольное образовательное учреждение, СМИ должны подходить к этому вопросу сообща, чтобы достигать поставленных целей в едином воспитательно-образовательном ракурсе. Каковы же эти целевые установки? 1. Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека. 2. Развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, объяснять причинно-следственные связи между явлениями природы. 3. Обучение детей современным методам познания окружающего мира. 4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к природе. В системе дошкольного воспитания и образования формирование основ экологической культуры личности органично включается в освоение разных образовательных областей и в другие виды деятельности. Иными словами, весь педагогический процесс «работает» на достижение целей экологического развития личности дошкольника. Известно, что богатыми воспитательными возможностями обладает окружение, в котором находится ребенок. Поэтому в реализации целей экологического воспитания большое значение уделяется созданию экологической среды детского сада. Это могут быть уголки природы во всех возрастных группах (например, аквариум или уголок с растениями); места на участке для проведения систематических наблюдений за явлениями природы и ее изменениями, специально отведенные территории для приобщения дошкольников к посильному приятному труду, связанному с преобразованием природы (например, цветник); экологическая тропа. Всё это должно быть направлено на формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальный аспект экологической культуры личности); развитие эстетических чувств и ценностей (эмоционально-ценностный аспект экологической культуры личности); участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Формы и методы работы с дошкольниками, направленные на становление основ экологической культуры личности, разнообразны. Это экскурсии, наблюдения, фотовыставки и выставки рисунков, рассматривание картин, беседы познавательного характера, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, придумывание сказок и историй на экологическую тематику, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, экспериментальная работа, экологические загадки и много другое. При выборе тех или иных педагогических форм и методов важно соблюдать принцип органического единства в достижении поставленных целей экологического воспитания. Нам бы хотелось остановить свое внимание на богатом, с точки зрения экологического воспитания дошкольников, потенциале художественной литературы о природе, которая глубоко воздействует на эмоционально-чувственную сферу личности детей. Знакомство дошколят со словесными произведениями классиков и современников я обычно провожу в форме беседы (с элементами прослушивания аудиофрагментов, музыкальных композиций и просмотра картинок, репродукций, фото и видео о природе). После чтения рассказа, стихотворения или сказки экологической тематики я всегда провожу беседу с детьми, стараясь вызвать в их душах отклик на описанные в произведениях события и явления, сочувствие, радость, восторг, удивление – словом, многообразный спектр оттенков чувств и эмоций. Организую беседу так, чтобы мотивировать детей на их собственные вопросы ко мне или друг к другу. Очень важно правильно понять смысл произведения, авторский посыл. Не всегда личная интерпретация содержания соответствует задумке автора. Важно изучать и критическую литературу по произведению, чтобы не сформировать у детей искаженное восприятие текста. Особым кладом для меня является сказка. Через сказку как копилку народной мудрости дети усваивают нравственные ориентиры, проникает в сложный мир моральных отношений между людьми. Специальные сказки и рассказы играют неоценимую роль в усвоении детьми понятий, явлений, в воспитании у них экологически грамотного отношения к природе. Необходимость в сохранении богатств природы и их приумножении рождаетпотребность в сказках экологической тематики. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу, учат быть внимательными к окружающему миру, ценить и бережно относиться к природе. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета и занимательностью повествования, наличием необычных персонажей, их действий, элементами загадочности, а также конечным результатом. В основе экологической сказки лежат реальные предметы, невыдуманные, подлинные взаимоотношения, существующие в природе. При восприятии сказочных образов природы дети начинают проявлять творческую активность, которая как бы имитирует из возможные сценарии взаимоотношений с окружающей действительностью. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быт заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоционально отношение к ней. Особо интересными для нас являются сказки Н.А. Рыжовой как средство экологического образования дошкольников и младших школьников. Она отдает предпочтение творчеству излюбленных русских писателей- природоведов: М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского и других. Сказка в образной форме учит детей наблюдать за жизнью природы, фокусировать свое внимание на таких объектах флоры и фауны, которые подчас остаются незаслуженно незамеченными. Экологическая сказка помогает почувствовать хрупкость, незащищенность природы, желание сберечь ее, защитить природные богатства. К примеру, познакомившись с экологической сказкой «Наш адрес не дом и не улица», дети узнают, что в природе каждый живой организм имеет свой дом-местообитание. Одни живут только в воде, другие — в лесу, третьи — на заболоченных участках и так далее. Все живые организмы приспособлены к жизни в условиях своего местообитания. Это как бы их адрес. Если животных и растений лишить таких условий, они погибнут. Дети уяснят важную мысль, что каждый организм выполняет определенную роль во всей экосистеме, имеет свою «профессию» в природе. Все живые организмы взаимосвязаны: если одному виду будет нанесен непоправимый вред, за этим последуют очень опасные разрушительные экосистемные изменения. Мы предлагаем вам для скачивания сборник экологических сказок Н.А. Рыжовой. Материалы этого сборника направлены не только на экологическое образование и воспитание бережного отношения к природе, но и на развитие у детей логического мышления, речи, чувства юмора, умения выражать свои мысли через изобразительное искусство, наблюдать, по-новому смотреть на привычные явления. Словом, они способствуют общему развитию ребенка как личности. Сборник экологических сказок Рыжовой ( на флешке) Персональный опыт формирования экологической культуры личности дошкольников Что касается моего персонального педагогического опыта в вопросе становления экологической культуры дошкольников, то я выделаю следующие условия возникновения опыта: • Формирование начал экологической культуры и правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. • Планирование воспитания экологического сознания дошкольников через использование занятий художественно-эстетического цикла. Актуальность и перспективность опыта заключается в следующем. Изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы важны для воспитания развивающейся личности. В решении всех аспектов воспитания детей дошкольного возраста может помочь сказка, так как у дошколят преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Новизна моей деятельности состоит во взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой по экологическому воспитанию, которая предоставляет многообразные условия для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. При этом я руководствуюсь формированием осознанного отношения к природе родного края, к Родине как ведущей педагогической идеей. Для реализации поставленных целей экологического воспитания и развития я разработала перспективный план работы по наблюдению в природе (прогулки, экскурсии и т.д.) для детей всех возрастных групп, а также примерную диагностику по выявлению знаний о живой и неживой природе. Я владею новыми профессиональными знаниями и умениями, соответствующими специфике работы в группе компенсирующей направленности. Использую в работе с детьми методы и приемы, оптимально подходящие к воспитательно-образовательному процессу в данной группе. Применяю авторские игры. Стараюсь строить работу с установкой на воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями («Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Мои воспитанники характеризуются определенными успехами в усвоении речевых правил и норм, умении использовать элементарную поисковую деятельность, самостоятельном применении знаний о природе при анализе новых ситуаций, связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснении их, составлении творческих рассказов и сказок на природоведческие (экологические) темы, знании флоры и фауны родного края и многое другое. Всю основу строю на основе методов экспресс-диагностики развития детей («Мир открытий»). Углубленно работаю по теме «Экология и сказка», дидактическая игра и наглядность, развивая у дошкольников экологические знания, умения и навыки. Разработала (с использованием психолого-педагогических и методических рекомендаций) и изготовила авторский наглядно-демонстрационный материал, игры с учетом регионального компонента, способствующие развитию у дошкольников экологической культуры посредством использования занятий художественно-эстетического характера. Создаю благоприятные морально-психологические условия для каждого ребенка в группе, особое внимание уделяя организации современной предметной развивающей среды. Оформила в группе современный уголок для родителей, способствующий внедрению педагогических знаний. Совместно со вторым воспитателем изготовила авторское дидактическое пособие «Чудо-дерево» по познавательно-речевому и экологическому развитию дошкольников. Условия содержания опыта Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях: • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь. • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества. • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. • Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. • Включение элементов классического и народного искусства в жизнь детей с раннего возраста (живопись, поэзия, танец и пр.). В дошкольном учреждении используется широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство. Дети знакомятся с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Дошкольники познают достопримечательности, их окружающие, изучают знаменательные события. Природа в детском творчестве Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным (и в зависимости от времени года, дня, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, так же как и деятельность взрослого художника, передает объекты природы в образах, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания и всегда выражает отношение к объектам природы. Взаимосвязь изобразительной деятельности и знакомство детей с природойобогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать природное явление в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В продуктах творческой деятельности детей появляются новые темы, мотивы, изобразительные приемы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства и опыт. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых педагогом систематических наблюдений. Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой и фауной. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликации (продуктивной творческой деятельности) дети изображают родную природу в разную погоду и разные времена года. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Расцвели весенние цветы» – эти и другие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по заданию педагога, и по замыслу самих детей. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток; лепят рыбок, птиц, зверей (дома родители вместе с детьми могут приготовить печенье в форме цветов, зверей, насекомых). Для того чтобы ребенок мог изобразить всё это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах и явлениях природы. В связи с этимцеленаправленные совместные наблюдения над объектами природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо давать детям правильные представления о жизни животных и растений (в настоящее время возможности Интернета позволяют найти не только познавательный материал в виде печатного текста, но и фильмы, социальные рекламы (природоохранные), телепередачи и другие полезные ресурсы). Важно подчеркивать красоту того или иного дерева, цветочка и т.д. Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями. Содержание, формы и методы работы с детьми по познанию и изображению природы Задачи Содержание, формы и методы работы Развивать ощущения, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей Развивать у детей восприятие, используя объекты и явления природы. Знакомить с формой плодов, листьев, цветов (обведение по контуру сначала одной рукой, затем другой). Знакомить с насекомыми, птицами, животными, выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки. Формировать у детей знания о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках, различиях Знакомить детей с жизнью растений в осенний период, с характерными явлениями и изменениями (цвет листьев, опадание, увядание травы, цветов). Чтение произведений В. Бианки «Лесная газета», М. Пришвина «Кладовая солнца» и др. Знакомить с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Беседовать с детьми об увиденном (беседы индивидуальные, групповые, с подгруппами). Задавать детям вопросы, подводя их к пониманию причинно-следственных связей, зависимости внешнего вида животных от среды обитания. Чтение произведений о животных Г. Сладкова, Г. Скребницкого, Е. Чарушина и других писателей. Разучивание стихотворений о природных явлениях, о животных, птицах. Чтение детьми стихотворений на занятиях, уроках, при просмотре и анализе творческих работ. Поощрять разнообразие детских работ, вариативность. Развивать творческие способности детей. В подготовительной группе учить детей рисовать листья с натуры. Можно предложить детям вырезать и наклеивать красивые осенние листья, составить реалистическую или декоративную композицию, например, «Осенний ковер», «Осенняя корзина». Необходимо обеспечить использование разнообразных изобразительных материалов, стимулировать применение детьми различных способов изображения. Включать в процессе занятия соответствующую содержанию музыку. Сбор природного материала для поделок, рассматривание, сравнение, выкладывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдения за небом (цвет, облачность, движение, изменчивость облаков). Развивать детское творчество в процессе изображения объектов животного мира, учить детей изображать животных в рисунке, лепке, аппликации; учить выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и местоположение по отношению к главной части; рассказывать об объектах природы и их изображениях на рисунках, в лепке, аппликации Подбирать иллюстрации разных художников в детских книгах (объекты природы, пейзажи). Обращать внимание детей на разнообразие творческих решений. Выделять разнообразные приемы создания изображений. В доступной детям форме выделять и характеризовать творческую манеру и отдельные средства выразительности, присущие тому или иному художнику. Предлагать детям рассказывать о том, что интересное, красивое, необычное увидели они в природе. Рассматривать иллюстрации с изображениями животных; учить выделять сходство и различие. Рассматривать скульптуру малых форм и изделия народных мастеров на тему животного мира (гжельские, дымковские, филимоновские, богородские и другие игрушки). Лепка животных и птиц. Вырезание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций (реалистические, сказочные, декоративные). Чтение книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, В. Бианки, К. Чуковского, А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, Е. Серовой, И. Токмаковой и других поэтов и писателей. Составление рассказов о животных. Воспитывать бережное отношение к природе Показывать детям связи между человеком и природой (труд осенью, зимой, весной, летом), читать соответствующие рассказы и истории, доступные детскому восприятию новости о труде человека в разные времена года, об облагораживании природы человеческими усилиями и ее порче. Обсуждать последствия влияния человека на природу (использование природных ресурсов, браконьерство, Защитники природы – партия Зеленых, деятельность ЮНЕСКО), его положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы, видеоролики). Подбирать стихотворения и музыкальные произведения о природе. Рассказывать о русских художниках-пейзажистах, фотографах-анималистах, мультипликаторов, создающих мультфильмы о природе (дать примеры таких мультфильмов, просмотреть их и обсудить). Организовать выставку детских работ на тему природы и поделок из природного материала (также можно предложить ребенку совместно с родителями подготовить фотоэкскурсию по уголкам родного края и показать ребятам (например, путешествие с родителями в Ясную Поляну и другие заповедные места); показать домашнюю выставку природных поделок; рассказать о том, какой вклад его семья вносить в преобразование, сохранение и восстановление природы). Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксируя форму, строение, изменения в росте и развитии, сходства и различия Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменения по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания плодов (по цвету, по величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), положение тела у животных и птиц (при движении и в разных позах). При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела и его частей. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке, лепке, аппликации. В процессе наблюдений за природой, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения: тактильные – при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (если это не опасно), при определении их качества (гладкий, шероховатый, теплый, холодный); кинестетические – при обведении предмета руками по контуру основной формы, частей; обонятельные – при установлении запаха; зрительные – при рассмотрении объектов природы, в процессе наблюдений за явлениями природы, животными, насекомыми. Всё это способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы Рассматривать с детьми комнатные растения, предлагать им сравнивать, выделять основные признаки: форму и расположение стебля, форму листьев, их величину, цвет и др. Учить рисовать с натуры. На прогулках учить детей рисовать листья кустарников и деревьев, обводить формы пластины листа по контуру, определять краску листа (основные цвета и оттенки при разном освещении; последнее – для детей подготовительной группы). При рассматривании листьев – особенно они красивы осенью – и других объектов природы обращать внимание на красоту их формы, строение (цельность, ажурность, изящество), цвет, оттенки, сочетание цветов, мягкость или неожиданность переходов одного цвета в другой. Развивать образное мышление и воображение детей Собирать разнообразные природные материалы, составлять изображения путем их комбинирования. Складывать из листьев (в средней, старшей и подготовительной группах) разнообразные предметы, сюжетные и декоративные композиции, составлять букеты. Лепка, рисование, вырезание и наклеивание овощей, фруктов, веток, цветов, птиц, животных и других объектов природы. С детьми старших и подготовительных групп создавать дидактические игры: «Парные картинки», «Найди такой же», «С какой ветки детки (листья, семена)?», «Домино» и т.д. В старшей и подготовительной группах можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем не закрашивать, как обычно, а заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками, точками и т.п. В заключение хотелось бы отметить, что наблюдения за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день, ведь природа динамична. Созерцание природы, деятельность по ее улучшению приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию. Помните, что дошкольный этап особенно важен в экологическом воспитании и обучении детей, потому что случайные, беспорядочные знания о природе, об отношениях между человеком и живыми организмами, явлениями природы, о поведении человека во время разных природных изменений и катаклизмов начинают постепенно систематизироваться и обобщаться именно в период дошкольного детства.
Тема Наблюдениед75сДокумент Microsoft Office Word 97 - 2003 самообразование(4).doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №75» 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Материал подготовила: Воспитатель  1 квалификационная категория  Порошина. Н. В. 2 г. Череповец 2018 – 2019, учебный год Летний вечер тих и ясен. Посмотри, как дремлют ивы. Запад неба бледно­красен, И реки блестят извивы.  От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. Афанасий Фет «Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А. Сухомлинский Современная   экология представляет   собой   систему   научных   знаний   о взаимосвязях   живых   систем   различных   уровней   с   окружающей   средой,   о взаимодействии   человека   и   природы.   Знание   основ   экологии   как   науки, потребность   охранять   и   преобразовывать   окружающую   среду,   интерес   к экологическим проблемам прошлого, настоящего и будущего, личный вклад в поддержание   и   улучшение   мирового   природного   благополучия   —   всё   это неотъемлемые   составляющие экологической   культуры   личности, становление   которой   происходит   в   условиях   грамотно организованной системы экологического воспитания и образования населения.  В   настоящее   время экологическое   воспитание   человека представляется одним   из   приоритетных   направлений   на   разных   уровнях   образования,   в частности   ввоспитательно­образовательном   процессе   ДОУ.   Дошкольная 3 образовательная   организация   —   первое   звено   в   сложной   преемственной цепочке   формирования   системы   экологических   знаний,   мировоззрения, ценностей   и   поведения.   На   этапе   дошкольного   детства   важно   заложить прочный   «фундамент»,   способствующий   дальнейшему   становлению важнейшего   новообразования   личности   — экологической   культуры.    Педагоги, родители и дети должны осознавать, что экологический взгляд на окружающую   действительность,   особое   «природное»   мировоззрение, экологическая культура каждого отдельно взятого человека и человечества в целом способны обеспечить дальнейшее существование нашей планеты. За последние сто лет Земля изменилась до неузнаваемости. На территориях первозданной,   пышно   цветущей   природы   выросли   многоэтажные   здания: жилые   дома,   фабрики,   магазины   и   т.д.   Моря   и   реки   обмелели   или загрязнились   под   воздействием   техногенных   факторов.   Выродились разнообразные виды животных и растений.Поэтому основная задача людей в русле экологической деятельности – сохранение природы и ее составляющих ради настоящего и будущего. Гуманное,   ответственное   отношение   дошкольников   к   природе   возникает   в процессе осознания того, что окружающий нас природный мир уникален, что он нуждается в нашей заботе, поскольку ему грозит опасность прежде всего со стороны самого человека, его вредных воздействий на природу. Дошкольный   возраст –   один   из   самых   ценных   этапов   в   развитии экологической   культуры   человека.   В   этот   период   происходит становление интеллектуальных, нравственных, эмоционально­чувственных и других основ личности ребенка, в том числе позитивное отношение к окружающей природе и миру в целом. Дошкольники (в особенности старшие) начинают выделять себя   из   окружающей   среды.   У   них   формируются экологические   знания, нормы и правила взаимодействия с природой. Они учатся сопереживать природе,   олицетворять   ее.   Им   хочется   вносить   свой   посильный   вклад   в 4 улучшение,   преобразование   природы.   Экологические   знания   у   детей дошкольного возраста являются необходимым условием формирования у них  эмоционально­нравственного   и   действенного   отношения   к   миру.   Таким образом,дошкольное   образовательное   учреждение   является   первым   звеном системы непрерывного экологического  образования. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы и различных природных связей. Экологическое   воспитание значимо   с   позиций   личностного   развития человека:   через   призму   экологических   знаний   и   убеждений,   чувств   и поступков   формируютсяинтеллектуальная,   чувственная   и   волевая   сферы личности.   Но   важно   помнить,   что   только   грамотно   организованное,   систематическое экологическое воспитание и образование под руководством педагогов,   обладающих   высокоразвитой   экологической   культурой, способствует успешному решению задач данного направления. Мир   природы   заключает   в   себе   неисчерпаемые   возможности   для всестороннего   развития   детей.   Важно   уметь   распознать   этот   потенциал. Поэтому   педагогу   необходимы   креативность,   аналитические   способности, нестандартное   многостороннее   видение   действительности   и   смелость   в реализации педагогических идей. Продуманная   организация   обучения   в   рамках   проведения   непосредственно образовательной   деятельности   (если   речь   идет   о   дошкольном образовательном учреждении), прогулок, специальных наблюдений, экскурсий и других форм и видов работы с детьми развивает мышление дошкольников, их способность видеть и чувствовать явления природы и связи между ними, замечать сезонные и иные изменения окружающего мира, переживать вместе с другими   людьми   последствия   природных   катаклизмов   или   негативных влияний   человека   на   природу.   Размышляя   о   природе   вместе   с   взрослым, ребенок   обогащает   свои   знания,   чувства,   у   него   формируется   правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. 5 Природа   –   это   богатый   источник   всесторонних   знаний   ребенка.   Умение наблюдать,   вырабатываемое   в   процессе   познания   природы,   рождает   у дошкольника   привычку   делать   выводы,   формирует   логическое   мышление, красоту и образность речи. Соприкасаясь с природой, дошкольники обычно испытывают   сильное   желание   выразить   свои   впечатления   от   созерцания природы   или   ее   преобразования   в   процессе   детского   посильного   труда   в продуктах творческой деятельности, будь то рисунок, рассказ, аппликация или сюжетно­ролевая игра. Таким образом, каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за явлениями  природы (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, проявляют познавательную и поисковую активность, задают вопросы  взрослым.  А со  временем начинают понимать  и могут объяснить, например, почему идет дождь, почему осенью птицы улетают в теплые края, когда и почему начинается сезон гроз, что такое наводнение и т.д. За   время   пребывания   в   детском   саду   дошкольники   должны   научиться замечать   и   называть   характерные   особенности   сезона,   устанавливать простейшие   природные   связи,   зависимости   и   закономерности,   приобрести достаточно систематические знания о флоре и фауне. При воспитании эстетических знаний и чувств детей, гуманного отношения к природе   воспитателю   важно   так   подходить   к   процессу   взаимодействия   с дошкольниками в разных видах деятельности, чтобы открывать перед ними красоту и многообразие окружающего природного мира, а также   включать элементы познания эстетических и экологических свойств среды в освоение всех   образовательных   областей   (принцип   интеграции   знаний,   умений   и навыков). 6 Ребенок   растет   и   развивается,   соприкасаясь   с  окружающей   природой.  Его чувства и ум формируются соответственно тому, какой характер носят его отношения   с   природой.   Не   случайно   еще   Ч.   Дарвин   сказал: «Любовь   к природе   –   это   эстетическое   чувство,   формирующее   взгляды,   вкусы. Утрата   этих   вкусов   равносильна   утрате   счастья   и   может   вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах». Психологами   замечено   и   научно   объяснено,   что   у   дошкольников   может бытьсформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой,   которая   складывается   из   интеллектуальной,   эмоционально­   Так, интеллектуальная ценностной   и   поведенческой   готовности. готовность предполагает   информированность   детей   о   природе   (явлениях, сезонных   изменениях,   животных   и   растениях   и   т.д.),   уровень   эрудиции   и познавательные интересы, соответствующие возрасту, а также осознание себя как   носителя   экологической   культуры. Эмоционально­ценностная готовностьвыражается   в   восприимчивости   к   миру   природы,   чувстве удивления, восторга, эмоционально­положительном отношении к объектам и явлениям природы, желании проводить свой досуг на природе, созерцать ее красоту.   А поведенческая   готовность у   детей   дошкольного   возраста проявляется в возможности реализовать свои знания в различных ситуациях, в актах преобразования и сохранения природы. Сегодня   особенно   важно   говорить   о   формировании   такого   социально необходимого   нравственного   качества   личности,   как ее   экологическая культура,   которая   находит   свое   проявление   в   ответственном   отношении человека   к   природе   как   к   естественной   среде   его   жизнедеятельности,   в утверждении принципов рационального природопользования. Экологическая культура   личности   предполагает,   что   человек   понимает   важность   решения любого рода задач таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде и здоровью других людей. Задачи   экологического   воспитания   и   формирования   экологической культуры личности дошкольника важно ставить и решать совместно. Иными словами,   семья,   дошкольное   образовательное   учреждение,   СМИ   должны  подходить к этому вопросу сообща, чтобы достигать поставленных целей в едином   воспитательно­образовательном   ракурсе.    Каковы   же эти   целевые установки? 1. Формирование   целостного   представления   о   природном   и   социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека. 7 2. Развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств,   объяснять   причинно­следственные   связи   между   явлениями природы. 3. Обучение детей современным методам познания окружающего мира. 4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к природе. В   системе   дошкольного   воспитания   и   образования   формирование   основ экологической культуры личности органично включается в освоение разных образовательных   областей   и   в   другие   виды   деятельности.   Иными словами, весь  педагогический  процесс  «работает» на достижение  целей экологического развития личности дошкольника. Известно,   что богатыми   воспитательными   возможностями   обладает окружение,   в   котором   находится   ребенок.   Поэтому   в   реализации   целей экологического   воспитания   большое   значение   уделяется   созданию экологической среды детского сада. Это могут быть уголки природы во всех возрастных группах (например, аквариум или уголок с растениями); места на участке для проведения систематических наблюдений за явлениями природы и   ее   изменениями,   специально   отведенные   территории   для   приобщения дошкольников к посильному приятному труду, связанному с преобразованием природы   (например,   цветник);   экологическая   тропа.   Всё   это   должно   быть направлено на формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальный   аспект   экологической   культуры   личности);   развитие эстетических   чувств   и   ценностей   (эмоционально­ценностный   аспект экологической   культуры   личности);   участие   детей   в   посильной   для   них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Формы и методы работы с дошкольниками, направленные на становление основ   экологической   культуры   личности,   разнообразны.   Это экскурсии, 8 наблюдения,   фотовыставки   и   выставки   рисунков,   рассматривание картин,   беседы   познавательного   характера,   чтение   и   обсуждение произведений   художественной   литературы,   придумывание   сказок   и историй на экологическую тематику, сюжетно­ролевые, дидактические и развивающие   игры,   игровые   упражнения,   экспериментальная   работа, экологические   загадки   и   много   другое. При   выборе   тех   или   иных педагогических   форм   и   методов   важно   соблюдать   принцип   органического единства в достижении поставленных целей экологического воспитания. Нам   бы   хотелось   остановить   свое   внимание   на   богатом,   с   точки   зрения экологического   воспитания   дошкольников,   потенциале   художественной литературы   о   природе,   которая   глубоко   воздействует   на   эмоционально­ чувственную   сферу   личности   детей.   Знакомство   дошколят   со   словесными произведениями   классиков   и   современников   я   обычно   провожу   в   форме беседы   (с   элементами   прослушивания   аудиофрагментов,   музыкальных композиций и просмотра картинок, репродукций, фото и видео о природе). После чтения рассказа, стихотворения или сказки экологической тематики я всегда   провожу   беседу   с   детьми,   стараясь   вызвать   в   их   душах   отклик   на описанные в произведениях события и явления, сочувствие, радость, восторг, удивление   –   словом,   многообразный   спектр   оттенков   чувств   и   эмоций. Организую беседу так, чтобы мотивировать детей на их собственные вопросы ко мне или друг к другу. Очень важно правильно понять смысл произведения, авторский посыл. Не всегда личная интерпретация содержания соответствует задумке автора. Важно изучать и критическую литературу по произведению, чтобы не сформировать у детей искаженное восприятие текста. 9 Особым   кладом   для   меня   является сказка.   Через   сказку   как   копилку народной   мудрости   дети   усваивают   нравственные   ориентиры,   проникает   в сложный мир моральных отношений между людьми. Специальные   сказки и рассказы  играют  неоценимую  роль  в усвоении  детьми  понятий, явлений, в воспитании  у них экологически  грамотного отношения к природе. Необходимость   в   сохранении   богатств   природы   и   их   приумножении рождаетпотребность   в   сказках   экологической   тематики.   В   занимательной форме   они   знакомят   детей   с   природными   явлениями,   их   взаимосвязями, понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу, учат быть внимательными   к   окружающему   миру,   ценить   и   бережно   относиться   к природе. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета и занимательностью повествования, наличием необычных персонажей, их   действий,   элементами   загадочности,   а   также   конечным   результатом.   В основе   экологической   сказки   лежат   реальные   предметы,   невыдуманные, подлинные   взаимоотношения,   существующие   в   природе.   При   восприятии сказочных образов природы дети начинают проявлять творческую активность, которая   как   бы   имитирует   из   возможные   сценарии   взаимоотношений   с 10 окружающей действительностью. На основе знаний, которые дети получают через   экологическую   сказку,   могут   быт   заложены   начальные   формы осознанно­правильного   отношения   к   природе,   интерес   к   ее   познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоционально отношение к ней. Особо  интересными  для  нас  являются сказки Н.А. Рыжовой как  средство экологического   образования   дошкольников   и   младших   школьников.   Она отдает   предпочтение   творчеству   излюбленных   русских   писателей­ природоведов: М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского и других. Сказка в образной форме учит детей наблюдать за жизнью природы, фокусировать свое внимание   на   таких   объектах   флоры   и   фауны,   которые   подчас   остаются незаслуженно незамеченными. Экологическая сказка помогает почувствовать хрупкость,   незащищенность   природы,   желание   сберечь   ее,   защитить природные богатства. К примеру, познакомившись с экологической сказкой «Наш адрес не дом и не улица», дети узнают, что в природе каждый живой организм имеет свой дом­местообитание. Одни живут только в воде, другие — в лесу, третьи — на заболоченных участках и так далее. Все живые организмы приспособлены к жизни в условиях своего местообитания. Это как бы их адрес. Если животных и растений лишить таких условий, они погибнут. Дети уяснят важную мысль, что   каждый   организм   выполняет   определенную   роль   во   всей   экосистеме, имеет свою «профессию» в природе. Все живые организмы взаимосвязаны: если одному виду будет нанесен непоправимый вред, за этим последуют очень опасные разрушительные экосистемные изменения. Мы предлагаем вам для скачивания сборник экологических сказок Н.А. Рыжовой. Материалы   этого   сборника   направлены   не   только   на   экологическое образование  и воспитание бережного отношения к природе, но и на развитие у детей логического мышления, речи, чувства юмора, умения выражать свои мысли через изобразительное   искусство,   наблюдать,   по­новому   смотреть  на   привычные   явления.   Словом,   они   способствуют   общему   развитию  ребенка  как личности. Сборник экологических сказок Рыжовой ( на флешке) 11 Персональный опыт формирования экологической культуры личности дошкольников Что   касается   моего   персонального   педагогического   опыта   в   вопросе становления   экологической   культуры   дошкольников,   то   я   выделаю следующие условия возникновения опыта: 12  Формирование начал экологической культуры и правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, себе и людям как части природы, к вещам   и   материалам   природного   происхождения,   которыми   он пользуется.  Планирование   воспитания   экологического   сознания   дошкольников через использование занятий художественно­эстетического цикла. Актуальность   и   перспективность   опыта   заключается   в следующем. Изучение   экологического   сознания   и   установление закономерностей   его   формирования   уже   в   дошкольные   годы   важны   для воспитания развивающейся личности. В решении всех аспектов воспитания детей   дошкольного   возраста   может   помочь   сказка,   так   как   у   дошколят преобладают сказочно­игрушечные представления о животных, природе. Новизна   моей   деятельности   состоит во   взаимосвязи   художественно­ творческой   деятельности   самих   детей   с   воспитательно­образовательной работой   по   экологическому   воспитанию,   которая   предоставляет многообразные условия для развития восприятия, образных представлений, воображения   и   творчества.   При   этом   я   руководствуюсь   формированием осознанного   отношения   к   природе   родного   края,   к   Родине   как ведущей педагогической идеей. Для   реализации   поставленных   целей   экологического   воспитания   и развития я   разработала   перспективный   план   работы   по   наблюдению   в природе   (прогулки,   экскурсии   и   т.д.)   для   детей   всех   возрастных   групп,   а также   примерную   диагностику   по   выявлению   знаний   о   живой   и   неживой природе. Я   владею   новыми   профессиональными   знаниями   и   умениями, соответствующими   специфике   работы   в   группе   компенсирующей направленности. Использую в работе с детьми методы и приемы, оптимально подходящие   к   воспитательно­образовательному   процессу   в   данной   группе. Применяю   авторские   игры.   Стараюсь   строить   работу   с   установкой   на воспитание   и   обучение   детей   с   речевыми   нарушениями   («Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Мои   воспитанники   характеризуются   определенными   успехами   в   усвоении речевых   правил   и   норм,   умении   использовать   элементарную   поисковую деятельность,   самостоятельном   применении   знаний   о   природе   при   анализе новых   ситуаций,   связно   рассказывать   о   наблюдаемых   явлениях   природы, объяснении   их,   составлении   творческих   рассказов   и   сказок   на 13 природоведческие (экологические) темы, знании флоры и фауны родного края и многое другое. Всю основу строю на основе методов экспресс­диагностики развития детей («Мир открытий»). Углубленно работаю по теме «Экология и сказка», дидактическая игра и наглядность, развивая у дошкольников экологические знания, умения и навыки. Разработала   (с   использованием   психолого­педагогических   и   методических рекомендаций)   и   изготовила   авторский   наглядно­демонстрационный материал,   игры   с   учетом   регионального   компонента,   способствующие развитию   у   дошкольников   экологической   культуры   посредством использования   занятий   художественно­эстетического   характера.   Создаю благоприятные   морально­психологические   условия   для   каждого   ребенка   в группе,   особое   внимание   уделяя   организации   современной   предметной развивающей среды. Оформила в группе современный уголок для родителей, способствующий   внедрению   педагогических   знаний.   Совместно   со   вторым воспитателем изготовила авторское дидактическое пособие «Чудо­дерево» по познавательно­речевому и экологическому развитию дошкольников. Условия содержания опыта Реализация   задач   художественно­эстетического   воспитания   наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:  Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Основой художественно­эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.  Взаимосвязь   художественно­творческой   деятельности   самих   детей   с воспитательно­образовательной работой, дающей разнообразную пищу для   развития   восприятия,   образных   представлений,   воображения   и творчества.  Интеграция   различных   видов   искусства   и   разнообразных   видов   способствующая   более художественно­творческой   деятельности, глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного   художественного   творчества;   формированию   образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения. 14  Уважительное   отношение   к   результатам   творчества   детей,   широкое включение   их   произведений   в   жизнь   дошкольного   образовательного учреждения.  Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.  Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.  Обеспечение   преемственности   в   художественно­эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.  Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.  Включение   элементов   классического   и   народного   искусства   в   жизнь детей с раннего возраста (живопись, поэзия, танец и пр.). В дошкольном учреждении   используется   широкая   опора   на   региональный   материал, его специфику: природу, искусство. Дети знакомятся с современным искусством   и   его   творцами,   работающими   в   поселке,   городе,   крае. Дошкольники   познают   достопримечательности,   их   окружающие, изучают знаменательные события. 15 Природа в детском творчестве Природа,   являясь   средой   обитания   человека,   источником,   питающим   его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе   и   огромный   потенциал   всестороннего   развития   личности.   Широко известно   влияние   природы   на   формирование   различных   сторон   характера, индивидуальности   ребенка.   Природа   пробуждает   его   любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство   прекрасного.   Можно   без   преувеличения   утверждать,   что   ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и   выражает   диалектическое   единство   мира.   Воздействуя   на   эмоции ребенка   своими   качествами   –   совершенством   формы,   разнообразным   (и   в зависимости   от   времени   года,   дня,   освещения)   изменчивым   колоритом, природа   вызывает   эстетические   чувства.   Это   способствует   появлению   и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Изобразительная   деятельность   детей дошкольного   возраста,   так   же   как   и деятельность   взрослого   художника,   передает   объекты   природы   в   образах, выполняет результатов естественнонаучного   познания   и   всегда   выражает   отношение   к   объектам природы. эстетического задачи       оформления 16 Взаимосвязь   изобразительной   деятельности   и   знакомство   детей   с природойобогащает   как   знание   о   мире,   так   и   изобразительное   творчество маленького художника. Стремление передать природное явление в рисунке, лепке,   аппликации   приводит   к   углублению,   уточнению   знаний   и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В продуктах творческой деятельности   детей   появляются   новые   темы,   мотивы,   изобразительные приемы.   В   процессе   познания   и   изображения   развиваются   психические процессы,   лежащие   в   основе   познания   природы   и   отражения   ее   в художественном   творчестве:   восприятие,   мыслительные   операции   (анализ, синтез,   сравнение,   уподобление,   обобщение),   воображение,   положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства и опыт. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов   и   явлений   природы   во   время   организуемых   педагогом систематических наблюдений. Познавательную   деятельность   детей,   направленную   на   объекты природы,   тоже   следует   рассматривать   как   творческую.   В   задачи ознакомления   детей   с   природой   входит   знакомство   с   временами   года,   их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой   и   фауной.   Предложение   изобразить   пейзаж,   животных,   растения всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликации   (продуктивной   творческой   деятельности)   дети   изображают родную природу в разную погоду и разные времена года. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Расцвели весенние цветы» –   эти   и   другие   сюжеты   часто   встречаются   в   детских   рисунках, созданных и по заданию педагога, и по замыслу самих детей. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток;   лепят   рыбок,   птиц,   зверей   (дома   родители   вместе   с   детьми   могут приготовить  печенье   в форме  цветов,  зверей,  насекомых). Для  того  чтобы ребенок мог изобразить всё это, необходимо сформировать у него отчетливые представления   об   объектах   и   явлениях   природы.   В   связи   с этимцеленаправленные   совместные   наблюдения   над   объектами   природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо давать   детям   правильные   представления   о   жизни   животных   и   растений   (в настоящее   время   возможности   Интернета   позволяют   найти   не   только познавательный материал в виде печатного текста, но и фильмы, социальные 17 рекламы   (природоохранные),   телепередачи   и   другие   полезные   ресурсы). Важно подчеркивать красоту того или иного дерева, цветочка и т.д. Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно­эстетические чувства,   вызывает   стремление   беречь   и   охранять   природу,   ухаживать   за животными и растениями. Содержание, формы и методы работы с детьми по познанию и изображению природы Задачи Развивать   ощущения, обогащать сенсорный опыт детей   восприятие, Формировать   у   детей   знания   о предметах   и   явлениях   природы, животных,   рыбах,   птицах,   их   общих характерных признаках, различиях Содержание, формы и методы работы Развивать   у   детей   восприятие, используя объекты и явления природы. Знакомить   с   формой   плодов,   листьев, цветов   (обведение   по   контуру   сначала одной рукой, затем другой). Знакомить с   насекомыми,   птицами,   животными, выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки. Знакомить   детей   с   жизнью   растений   в осенний   период,   с   характерными явлениями   и   изменениями   (цвет листьев,   опадание,   увядание   травы, цветов). Чтение произведений В. Бианки «Лесная   газета»,   Пришвина «Кладовая   солнца»   и   др.   Знакомить   с жизнью   животных,   птиц   на   прогулках, экскурсиях.   Беседовать   с   детьми   об увиденном   (беседы   индивидуальные, групповые,   с   подгруппами).   Задавать детям   вопросы,   подводя   их   к пониманию   причинно­следственных связей,   зависимости   внешнего   вида животных   от   среды   обитания.   Чтение произведений о животных Г. Сладкова, Г. Скребницкого, Е. Чарушина и других писателей.   Разучивание   стихотворений   М. 18 Поощрять разнообразие детских работ, вариативность.   Развивать   творческие способности детей. Развивать   детское   творчество   в   изображения   объектов процессе животного   мира,   учить   детей изображать животных в рисунке, лепке, аппликации;   учить   выделять   общие   и конкретные признаки животных, форму и   строение   тела,   форму   частей,   их величину   и   местоположение   по отношению   к   главной   части; рассказывать об объектах природы и их изображениях   на   рисунках,   в   лепке, аппликации             поделок, различных реалистическую   о   природных   явлениях,   о   животных, птицах.   Чтение   детьми   стихотворений на   занятиях,   уроках,   при   просмотре   и анализе творческих работ. В подготовительной группе учить детей рисовать   листья   с   натуры.   Можно предложить   детям   вырезать   и наклеивать   красивые   осенние   листья, составить или декоративную   композицию,   например, «Осенний   ковер»,   «Осенняя   корзина». Необходимо   обеспечить   использование разнообразных изобразительных материалов, стимулировать применение детьми способов изображения.   Включать   в   процессе занятия   соответствующую   содержанию музыку.   Сбор   природного   материала для рассматривание, сравнение,   выкладывание   изображений. Создание   красивых   предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдения за небом (цвет, облачность, движение, изменчивость облаков). Подбирать   иллюстрации   разных художников в детских книгах (объекты природы, пейзажи). Обращать внимание детей   на   разнообразие   творческих   Выделять   разнообразные решений. приемы   создания   изображений.   В доступной   детям   форме   выделять   и характеризовать   творческую   манеру   и отдельные   средства   выразительности, присущие  тому  или  иному  художнику. Предлагать   детям   рассказывать   о   том, что   интересное,   красивое,   необычное увидели они в природе. Рассматривать иллюстрации изображениями животных;   учить   выделять   сходство   и различие.   Рассматривать   скульптуру малых   форм   и   изделия   народных мастеров   на   тему   животного   мира   с 19 Воспитывать   бережное   отношение   к природе   и         летом),   весной, дымковские, (гжельские, филимоновские,   богородские   и   другие игрушки).   Лепка   животных   и   птиц. Вырезание наклеивание индивидуальных   и   коллективных композиций (реалистические, сказочные, декоративные). Чтение книг Г.   Скребицкого,   Е.   Чарушина,   В. Бианки, К. Чуковского, А. Пушкина, С. Есенина,   Ф.   Тютчева,   Е.   Серовой,   И. Токмаковой   и   других   поэтов   и писателей.   Составление   рассказов   о животных. Показывать   детям   связи   между человеком   и   природой   (труд   осенью, зимой,   читать соответствующие   рассказы   и   истории, доступные   детскому   восприятию новости   о   труде   человека   в   разные времена   года,   об   облагораживании природы человеческими усилиями и ее порче. Обсуждать последствия влияния человека   на   природу   (использование природных   ресурсов,   браконьерство, Защитники природы – партия Зеленых,   ЮНЕСКО), деятельность его положительное   и   отрицательное отношение   к   природе   (примеры   из литературы, художественной видеоролики). Подбирать стихотворения   музыкальные произведения о природе. Рассказывать о русских художниках­пейзажистах, фотографах­анималистах, мультипликаторов, создающих мультфильмы о природе (дать примеры таких мультфильмов, просмотреть их и обсудить).   Организовать   выставку детских   работ   на   тему   природы   и поделок   из   природного   материала (также   можно   предложить   ребенку совместно   с   родителями   подготовить     и 20 Развивать   способность   воспринимать, наблюдать, фиксируя форму, строение, изменения в росте и развитии, сходства и различия   сохранение     домашнюю   фотоэкскурсию   по   уголкам   родного края   и   показать   ребятам   (например, путешествие   с   родителями   в   Ясную Поляну   и   другие   заповедные   места); показать выставку природных   поделок;   рассказать   о   том, какой   вклад   его   семья   вносить   в преобразование, и восстановление природы). Вместе с детьми рассматривать объекты природы   и   замечать   их   изменения   по сезонам   (изменение   цвета   растений   и плодов), по мере созревания плодов (по цвету,   по   величине),   по   мере   роста животных (изменение пропорций тела), положение тела у животных и птиц (при движении   и   в   разных   позах).   При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами   обращать   внимание   на   общие признаки и различия в форме тела и его частей. Такое рассматривание поможет затем   изобразить   объекты   природы   в рисунке, лепке, аппликации. В процессе наблюдений   за   природой,   которые следует   осуществлять   каждый   день, необходимо   развивать   у   детей разнообразные ощущения: тактильные – при   ощупывании,   поглаживании поверхности   листа,   стебля,   ствола дерева,   меха   животного   (если   это   не опасно),   при   определении   их   качества (гладкий,   теплый, холодный);   кинестетические   –   при обведении предмета руками по контуру основной формы, частей; обонятельные – при установлении запаха; зрительные – при рассмотрении объектов природы, в   процессе   наблюдений   за   явлениями природы, животными, насекомыми. Всё это   способствует   накоплению   у   детей сенсорного опыта.   шероховатый, Развивать   эстетическое   восприятие Рассматривать   с   детьми   комнатные объектов и явлений природы 21 Развивать   образное   мышление   и воображение детей растения,   предлагать   им   сравнивать, выделять основные признаки: форму и расположение   стебля,   форму   листьев, их величину, цвет и др. Учить рисовать с   натуры.   На   прогулках   учить   детей рисовать   листья   кустарников   и деревьев,   обводить   формы   пластины листа   по   контуру,   определять   краску листа   (основные   цвета   и   оттенки   при разном   освещении;   последнее   –   для детей   подготовительной   группы).   При рассматривании листьев – особенно они красивы   осенью   –   и   других   объектов природы обращать внимание на красоту их   формы,   строение   (цельность, ажурность,   изящество),   цвет,   оттенки, сочетание   цветов,   мягкость   или неожиданность переходов одного цвета в другой. Собирать   разнообразные   природные материалы,   составлять   изображения путем их комбинирования. Складывать из   листьев   (в   средней,   старшей   и подготовительной группах) разнообразные   предметы,   сюжетные   и декоративные   композиции,   составлять букеты. Лепка, рисование, вырезание и наклеивание   овощей,   фруктов,   веток, цветов,   птиц,   животных   и   других объектов природы. С детьми старших и подготовительных   групп   создавать дидактические «Парные картинки», «Найди такой же», «С какой ветки   детки   (листья,   семена)?», «Домино»   и   т.д.   В   старшей   и подготовительной   группах   можно предложить детям нарисовать контуры разных   по   форме   листьев,   а   затем   не закрашивать,   как   обычно,   а   заполнить пластину   листа   внутри   контура штрихами различной конфигурации или мазками, точками и т.п. игры: 22 В   заключение   хотелось   бы   отметить,   что   наблюдения   за   объектами   и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько   раз   в   день,   ведь   природа   динамична.   Созерцание   природы, деятельность   по   ее   улучшению   приводит   к   углублению,   расширению   и уточнению   представлений   детей   о   мире   и   способствует   их интеллектуальному,   эмоциональному,   нравственному   и   эстетическому развитию. Помните, что дошкольный этап особенно важен в экологическом воспитании и обучении детей, потому что случайные, беспорядочные знания о природе, об отношениях между человеком и живыми организмами, явлениями природы, о поведении   человека   во   время  разных  природных   изменений   и  катаклизмов начинают   постепенно   систематизироваться   и   обобщаться   именно   в   период дошкольного детства.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НАБЛЮДЕНИЕ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019