эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Программа "Школа для родителей"Из чего складывается сотрудничество с родителями?Основные формы общения родителей и педагогов в ЦДТ: План мероприятий по реализации цели и задач. Подробные ответы на эти и другие работы.
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Линёвский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района
Волгоградской области
Методическая разработка
Организация работы педагога дополнительного образования
с родителями
Авторы:
Педагог дополнительного образования
Етеревский П.П.,
педагог дополнительного образования
Деревянко Н.П..
2п.г.т. Линёво
2016 год
3ВЕДЕНИЕ
знаний,
консультации,
Основной задачей учреждения дополнительного образования по проблеме
воспитания юных спортсменов является организация системы работы
педагога с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это
родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда
психологопедагогических
педагогические
практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к
непосредственной работе с детьми. Однако педагог должен понимать, что
разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы.
Основная и главная задача тренера сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен
обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать
значительно труднее, чем с детьми.
Поэтому эффективность воспитательной работы
зависит от
взаимоотношений тренерапреподавателя с родителями, его умения
сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
чтобы контролировать ребенка
для общения и взаимопонимания
чтобы действовать в одном направлении
чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки
для поддержки детей с неустойчивым характером
чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между МКУДО и
родителями. Сотрудничество необходимо:
характер
МКУДО помогает родителям
в контроле свободного времени
в воспитании ребенка
4развивать физические и интеллектуальные возможности детей
в организации соревнований
Родители могут помочь МКУДО
Что мешает родителям и МКУДО успешно сотрудничать
?
нехватка рабочего времени
недостаток информации
поведение ребенка
Проблема: Исходя из проблемноориентированного анализа педагогической
ситуации было выявлено, что педагоги испытывают затруднения при
взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не
всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей
взаимодействия тренеров, педагогов, родителей и детей была определена
тема работы: «Организация системы работы педагога дополнительного
образования с родителями».
Цель работы: определить условия для сотрудничества родителей и
учреждения дополнительного образования в деле воспитания на основе
единой педагогической позиции.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
наметить перспективы работы МКУДО с семьей;
реализовать программу «Школа для родителей»
Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный
вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение
родителей к дополнительному образованию и выстроить с ними позитивное
взаимодействие.
5МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Нормативноправовая информация о взаимодействии МКУДО с семьей
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного
доверия и искренности педагога и родителей. Такие взаимоотношения
закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе
детей, любящих себя и мир.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования
современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:
необходимость соответствия содержания и качества воспитания
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства;
достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного
учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.
Совместная деятельность детей, родителей и
успешной, если:
дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу,
желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный
смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и проведение
итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы
распределены роли, функции, сферы деятельности;
способов, форм и своей позиции в совместной работе;
отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль
тренерапреподавателя способствуют самореализации и самовыражению
участников деятельности.
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2003
г. № 2851565/16 была предоставлена информация об организации работы с
родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи
в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской
создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов,
педагогов может быть
6Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению
родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне широкое
распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции
по проблемам воспитания с широким привлечением родительской
общественности, родительские собрания отцов.
Из чего складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под сотрудничеством людей?
Назовите основные его проявления.
б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной
школе?
г) Что мешает тренерампреподавателям и родителям успешно
сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было
плодотворным?
е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить
взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и
свободы.
3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет
спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с
родителями их устранение.
6. Организация педагогического просвещения родителей.
77. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной
школе, так и вне ее.
8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного
потенциала семьи.
Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме
непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве
опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются
памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится
информация о правах и обязанностях ЦДТ, родителей и детей; часах и днях
консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные
мероприятия за год и д.р.
Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию
поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью
образовательного коллектива, равноправными участниками процесса
воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения –
календари, где отмечены даты проведения основных соревнований,
мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.
Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят
развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития
взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для
педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества
в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение
авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом
становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в
том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение
родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с
детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к
ЦДТ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном
социальном становлении.
8Основные формы общения родителей и педагогов в ЦДТ:
родительские собрания, вечера отдыха, семейные
создание попечительских советов,
Как показывает информация в системе общего образования активно
используются четыре формы работы с семьей:
1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы
конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
2. Традиционная:
спортивные состязания, творческие конкурсы.
3. Просветительская:
использование СМИ для освещения проблем
воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск
бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
4. Государственнообщественная:
советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы
родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута,
коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и
родители, могут быть смешанные команды.
Формы трудовой деятельности:
благотворительность, спонсорство)
Формы досуга:
совместные оздоровительная работа семьи и центра детского творчества
(Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
экскурсии, походы
оформление (плакаты)
материальнофинансовая помощь ЦДТ (ремонт, техническое оснащение;
день открытых дверей;
праздники, турниры и т.д.
9Встреча с администрацией, специалистами
Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые
консультации, практические занятия (овладение навыками)
10ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания.
Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских
собраний.
В ЦДТ сложились все предпосылки для создания попечительского совета,
необходимо продумать нормативноправовые аспекты его создания. Для
проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников
привлекают собственные денежные средства для решения следующих
вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования,
приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют
повышению имиджа центра детского творчества в социальной
инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов
воспитанников.
В учреждении можно запланировать развитие внебюджетной деятельности по
оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает
необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут
представители родительской общественности ЦДТ. В целях повышения
компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется
внедрение программы «Школа для родителей».
11Программа работы с родителями «Школа для родителей»
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в ЦДТ и в
Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.
Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.
Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с
семьей каждого воспитанника спортивной школы.
Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
1.
семье.
2.
3.
4.
семье.
Принципы в работе с семьей:
системность,
уважительность,
единство общественного и семейного воспитания,
оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных
форм повышения педагогической культуры родителей.
Цели и задачи работы с семьей:
просветительская – повышение педагогической культуры родителей;
консультативная – совместный психологопедагогический поиск методов
эффективного влияния на ребенка;
коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
укрепление взаимосвязей в семье.
разработка модели успешного семейного воспитания.
12 повышение педагогической культуры родителей.
активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.
соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании
подрастающего поколения.
сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей обучающихся
в ЦДТ.
План мероприятий по реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий
Подготовительный этап 20132014 учебный год
Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в
повседневную жизнь спортивной школы
Оценить ресурсные возможности ЦДТ для создания сообщества детей и
взрослых
Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы)
Повышение квалификации тренеровпреподавателей по данной проблеме и
обеспечение методического сопровождения
Составить картотеку «Организация общих дел»
Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы.
Практический этап 20162017 гг
Направления совместной деятельности
обучение
Привлечение родителей к
организации и проведению
элективных
курсов,
познавательных лекций и
бесед
воспитание
организация,
Ежегодная
подготовка и проведение
коллективных
творческих
конкурсов:
семья года
спортсмен года
тренер года
открытых
проведение
учебных
тренировок,
консультации педагогических
работников.
Изучение образовательных Проведение
Привлечение воспитанников
и родителей к экспертизе
качества образования
спортивного
самоуправление
Родительский
комитет ЦДТ
Совет ЦДТ
13запросов детей и родителей,
а также возможностей
тренеровпреподавателей
Организация
экскурсий с родителями
учебных
День открытых дверей для
родителей
Обеспечение
информационной
образовательной среды:
работа сайта ЦДТ,
систематизация банка
данных о воспитанниках и
родителях
праздника
семья»
«Спортивная
беседы
Тематические
квалифицированных
специалистов: медработников,
представителей
правоохранительных органов,
психологов, юристов)
Спортивные
районного,
значения
День здоровья.
мероприятия
областного
Совет ЦДТ
Совет ЦДТ
14ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем
учреждении,
мы сможем повлиять на отношение родителей к
дополнительному образованию в Центре детского творчества и выстроить с
ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены
вопросы нормативноправового обеспечения работы ЦДТ с семьей.
Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашем
центре. Сделаны выводы о необходимости развития нормативноправовой
базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого
педагогического сообщества.
Критериями эффективности работы с родителями служат:
Конкретные дела родителей, помощь центру, группе
Наличие традиций сотрудничества ЦДТ с родителями
Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей
Позитивный уровень сохранности здоровья детей
Высокая скорость реакции родителей на запросы центра и наоборот
15Список литературы
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в
Немов Р.С. Психология. М., 2003
Никитин М.В.
Попечительский совет как важный фактор
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 33621
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М.,
1.
учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
2.
3.
2001
4.
учреждениях дополнительного образования детей.
5.
6.
демократизации школы. // Завуч №3, 2001
7.
Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация
об организации работы с родительской общественностью по проблемам
воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
8.
воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
9.
2002
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по
Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарьсправочник. М.,
16