Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
19.01.2017
эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Программа "Школа для родителей"Из чего складывается сотрудничество с родителями?Основные формы общения родителей и педагогов в ЦДТ: План мероприятий по реализации цели и задач. Подробные ответы на эти и другие работы.
Методическая разработка.docx
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Линёвский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района
Волгоградской области
Методическая разработка
Организация работы педагога дополнительного образования
с родителями
Авторы:
Педагог дополнительного образования
Етеревский П.П.,
педагог дополнительного образования
Деревянко Н.П..
2 п.г.т. Линёво
2016 год
3 ВЕДЕНИЕ
знаний,
консультации,
Основной задачей учреждения дополнительного образования по проблеме
воспитания юных спортсменов является организация системы работы
педагога с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это
родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда
психологопедагогических
педагогические
практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к
непосредственной работе с детьми. Однако педагог должен понимать, что
разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы.
Основная и главная задача тренера сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен
обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать
значительно труднее, чем с детьми.
Поэтому эффективность воспитательной работы
зависит от
взаимоотношений тренерапреподавателя с родителями, его умения
сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
чтобы контролировать ребенка
для общения и взаимопонимания
чтобы действовать в одном направлении
чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки
для поддержки детей с неустойчивым характером
чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между МКУДО и
родителями. Сотрудничество необходимо:
характер
МКУДО помогает родителям
в контроле свободного времени
в воспитании ребенка
4 развивать физические и интеллектуальные возможности детей
в организации соревнований
Родители могут помочь МКУДО
Что мешает родителям и МКУДО успешно сотрудничать
?
нехватка рабочего времени
недостаток информации
поведение ребенка
Проблема: Исходя из проблемноориентированного анализа педагогической
ситуации было выявлено, что педагоги испытывают затруднения при
взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не
всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей
взаимодействия тренеров, педагогов, родителей и детей была определена
тема работы: «Организация системы работы педагога дополнительного
образования с родителями».
Цель работы: определить условия для сотрудничества родителей и
учреждения дополнительного образования в деле воспитания на основе
единой педагогической позиции.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
наметить перспективы работы МКУДО с семьей;
реализовать программу «Школа для родителей»
Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный
вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение
родителей к дополнительному образованию и выстроить с ними позитивное
взаимодействие.
5 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Нормативноправовая информация о взаимодействии МКУДО с семьей
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного
доверия и искренности педагога и родителей. Такие взаимоотношения
закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе
детей, любящих себя и мир.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования
современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:
необходимость соответствия содержания и качества воспитания
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства;
достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного
учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.
Совместная деятельность детей, родителей и
успешной, если:
дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу,
желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный
смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и проведение
итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы
распределены роли, функции, сферы деятельности;
способов, форм и своей позиции в совместной работе;
отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль
тренерапреподавателя способствуют самореализации и самовыражению
участников деятельности.
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2003
г. № 2851565/16 была предоставлена информация об организации работы с
родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи
в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской
создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов,
педагогов может быть
6 Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению
родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне широкое
распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции
по проблемам воспитания с широким привлечением родительской
общественности, родительские собрания отцов.
Из чего складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под сотрудничеством людей?
Назовите основные его проявления.
б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной
школе?
г) Что мешает тренерампреподавателям и родителям успешно
сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было
плодотворным?
е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить
взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и
свободы.
3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет
спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с
родителями их устранение.
6. Организация педагогического просвещения родителей.
7 7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной
школе, так и вне ее.
8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного
потенциала семьи.
Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме
непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве
опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются
памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится
информация о правах и обязанностях ЦДТ, родителей и детей; часах и днях
консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные
мероприятия за год и д.р.
Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию
поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью
образовательного коллектива, равноправными участниками процесса
воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения –
календари, где отмечены даты проведения основных соревнований,
мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.
Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят
развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития
взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для
педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества
в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение
авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом
становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в
том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение
родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с
детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к
ЦДТ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном
социальном становлении.
8 Основные формы общения родителей и педагогов в ЦДТ:
родительские собрания, вечера отдыха, семейные
создание попечительских советов,
Как показывает информация в системе общего образования активно
используются четыре формы работы с семьей:
1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы
конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
2. Традиционная:
спортивные состязания, творческие конкурсы.
3. Просветительская:
использование СМИ для освещения проблем
воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск
бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
4. Государственнообщественная:
советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы
родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута,
коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и
родители, могут быть смешанные команды.
Формы трудовой деятельности:
благотворительность, спонсорство)
Формы досуга:
совместные оздоровительная работа семьи и центра детского творчества
(Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
экскурсии, походы
оформление (плакаты)
материальнофинансовая помощь ЦДТ (ремонт, техническое оснащение;
день открытых дверей;
праздники, турниры и т.д.
9 Встреча с администрацией, специалистами
Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые
консультации, практические занятия (овладение навыками)
10 ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания.
Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских
собраний.
В ЦДТ сложились все предпосылки для создания попечительского совета,
необходимо продумать нормативноправовые аспекты его создания. Для
проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников
привлекают собственные денежные средства для решения следующих
вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования,
приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют
повышению имиджа центра детского творчества в социальной
инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов
воспитанников.
В учреждении можно запланировать развитие внебюджетной деятельности по
оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает
необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут
представители родительской общественности ЦДТ. В целях повышения
компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется
внедрение программы «Школа для родителей».
11 Программа работы с родителями «Школа для родителей»
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в ЦДТ и в
Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.
Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.
Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с
семьей каждого воспитанника спортивной школы.
Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
1.
семье.
2.
3.
4.
семье.
Принципы в работе с семьей:
системность,
уважительность,
единство общественного и семейного воспитания,
оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных
форм повышения педагогической культуры родителей.
Цели и задачи работы с семьей:
просветительская – повышение педагогической культуры родителей;
консультативная – совместный психологопедагогический поиск методов
эффективного влияния на ребенка;
коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
укрепление взаимосвязей в семье.
разработка модели успешного семейного воспитания.
12 повышение педагогической культуры родителей.
активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.
соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании
подрастающего поколения.
сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей обучающихся
в ЦДТ.
План мероприятий по реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий
Подготовительный этап 20132014 учебный год
Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в
повседневную жизнь спортивной школы
Оценить ресурсные возможности ЦДТ для создания сообщества детей и
взрослых
Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы)
Повышение квалификации тренеровпреподавателей по данной проблеме и
обеспечение методического сопровождения
Составить картотеку «Организация общих дел»
Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы.
Практический этап 20162017 гг
Направления совместной деятельности
обучение
Привлечение родителей к
организации и проведению
элективных
курсов,
познавательных лекций и
бесед
воспитание
организация,
Ежегодная
подготовка и проведение
коллективных
творческих
конкурсов:
семья года
спортсмен года
тренер года
открытых
проведение
учебных
тренировок,
консультации педагогических
работников.
Изучение образовательных Проведение
Привлечение воспитанников
и родителей к экспертизе
качества образования
спортивного
самоуправление
Родительский
комитет ЦДТ
Совет ЦДТ
13 запросов детей и родителей,
а также возможностей
тренеровпреподавателей
Организация
экскурсий с родителями
учебных
День открытых дверей для
родителей
Обеспечение
информационной
образовательной среды:
работа сайта ЦДТ,
систематизация банка
данных о воспитанниках и
родителях
праздника
семья»
«Спортивная
беседы
Тематические
квалифицированных
специалистов: медработников,
представителей
правоохранительных органов,
психологов, юристов)
Спортивные
районного,
значения
День здоровья.
мероприятия
областного
Совет ЦДТ
Совет ЦДТ
14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем
учреждении,
мы сможем повлиять на отношение родителей к
дополнительному образованию в Центре детского творчества и выстроить с
ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены
вопросы нормативноправового обеспечения работы ЦДТ с семьей.
Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашем
центре. Сделаны выводы о необходимости развития нормативноправовой
базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого
педагогического сообщества.
Критериями эффективности работы с родителями служат:
Конкретные дела родителей, помощь центру, группе
Наличие традиций сотрудничества ЦДТ с родителями
Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей
Позитивный уровень сохранности здоровья детей
Высокая скорость реакции родителей на запросы центра и наоборот
15 Список литературы
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в
Немов Р.С. Психология. М., 2003
Никитин М.В.
Попечительский совет как важный фактор
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 33621
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М.,
1.
учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
2.
3.
2001
4.
учреждениях дополнительного образования детей.
5.
6.
демократизации школы. // Завуч №3, 2001
7.
Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация
об организации работы с родительской общественностью по проблемам
воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
8.
воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
9.
2002
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по
Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарьсправочник. М.,
16
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Методическая разработка "Организация работы педагога дополнительного образования с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.