Вызывающее поведение у подростков и реакция на него взрослых

  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю конспект родительского собрания на актуальную тему, чтобы расширить представление родителей о трудностях детей в подростковом периоде, показать мотивы их не всегда понятного поведения. Проблем у переходного возраста детей очень много. Часто дети нуждаются в поддержке взрослых детей.
Иконка файла материала Вызывающее поведение у подростков _.docx

МКОУ «СШ №12»

г. Ефремов Тульская область

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

8 класс

Вызывающее поведение у подростков и реакция на него взрослых

 

 

Выполнила: учитель немецкого языка

Хлустикова Елена Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

Вызывающее поведение у подростков и реакция на него взрослых

Цель: интеграция воспитательных  усилий семьи и школы в формировании личности подростка

Задачи: познакомить родителей с поведенческими реакциями подростков, дать рекомендации реагирования на поведение детей.

Оборудование: презентация о причинах вызывающего поведения детей; плакат «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…»

Ход собрания

1 Вступительное слово учителя.

В подростковом возрасте многие дети сильно меняются. Из спокойных, ласковых, послушных они превращаются в грубых и непослушных. Часто дети становятся неуправляемыми. Это ранит и обижает родителей и всех взрослых. Враждебность и замкнутость детей настораживает родителей и пугает. Почему происходит такое с детьми?

Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, появляются тревожность и сомнения в собственной значимости для друзей и родителей. У них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты себя, даже когда нет никакой угрозы.

Такое поведение вызвано определёнными мотивами. Агрессия может быть вызвана стремлением к лидерству, компенсацией повышенной тревожности.

2 Диалог с родителями и обсуждение

Для воспитательных целей нужно выяснить мотивы поведения, проблемы ребёнка.

1 Подросткам свойственно инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному общению. Запрет взрослых дружить с тем или иным товарищем ведёт к протесту, агрессии.

2 Подросток должен проявлять самостоятельность. Если взрослые стараются водить его за руку, то возникнет проблема – реакция эмансипации. Дети хотят утвердить себя как самостоятельную личность, а мешает этому мелочная опека и чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка.

Необычные причёски и одежда, музыка – это вызов взрослым, протест. Если реакция зашла далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается то, что они предлагают, даже полезное и необходимое для подростка.

3 Подросткам свойственны увлечения, хобби – развлечения. Для развития им нужны игры. Часто такие занятия родителям кажутся бесполезными. Но у детей хобби вызывает положительные реакции, даёт чувство удовлетворения. Дети должны испытать себя в разных видах деятельности. Если увлечению дети отдают очень много времени, то тревога взрослых становится обоснованной. Это надо объяснять детям.

4 Иногда у подростка появляются поведенческие реакции характерные для детского возраста. Они разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побег из дома, агрессия к обидчику и порча его вещей.

Надо понять такие причины и сразу устранить их.

5 Часто подростки подражают кумирам из мира спорта, шоу - бизнеса, певцам. Они берут их стиль одежды, причёску, манеры поведения и суждения, вкусы. Реакция имитации может быть опасна, если это антигерой или антисоциальный объект. Здесь оправдан запрет на литературу, фото, фильмы с пропагандой жестокости, порнографии.

Поведение взрослых должно вызывать позитивные реакции.

6 У подростков бывает реакция сверхкомпенсации. Это психологическая защита, когда слабость и неустойчивость в одной области заменяют успехами в другой. Это позволяет обрести душевное равновесие. Часто слабый в учёбе подросток добивается хороших успехов в спорте, становится лидером в неформальной обстановке среди сверстников. Надо показывать детям добрые поступки и их последствия.

3 Подведение итогов беседы и выводы

Взрослые должны понять, что дети воспитываются не только в специальном процессе, но и всем укладом жизни, той духовной и социальной атмосферой, которая есть в семье, отношениями между членами семьи. Здесь имеют  значения разговоры и занятия с детьми, обязанности по дому и всё то, из чего состоит семья.

Взрослые должны учитывать при общении с подростком психологические особенности возраста. Для разрешения конфликта с детьми надо стараться понять подростка и постараться показать ему верное решение выхода из ситуации.

Памятка для родителей

1 Дайте свободу детям! Свыкнитесь с мыслью, что ребёнок вырос и удержать его около себя не удастся. Непослушание – это стремление уйти от лишней опеки.

2 Никаких нотаций! Подростка раздражают нудные нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных суждений и оценок. Дети могут иметь свои взгляды на жизнь и делать свои выводы и ошибки.

3 Идите на компромисс! С помощью скандала всё равно ничего хорошего не добиться. Победителей в скандале не бывает.

4 Уступает тот, кто умнее! Чтобы прекратить скандал, должен кто – то замолчать. Взрослому это сделать легче, чем детям с неустойчивой психикой.

5 Не надо обижать! Прекращая ссору, не стремитесь делать больно детям с помощью язвительных замечаний или хлопаньем дверьми. Умению выходить из трудных ситуаций дети учатся у взрослых.

6 Будьте тверды и последовательны! Даже несмотря на готовность идти к компромиссу, дети должны знать, что авторитет родителей незыблем.

4 Проект решения родительского собрания

Задача родителей – создать подростку все условия для всестороннего развития личности, умеющей контролировать своё поведение.

 

 

Литература:

Родительские собрания. 8 класс. Москва «ВАКО» 2008

Семейное воспитание. Краткий словарь. Москва «ВАКО» 2010

Борба М. Нет плохому поведению. Москва «Политиздат» 2000