Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"
Оценка 4.9

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
история
11 кл
04.01.2018
Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"
В методической разработке по истории Казахстана на тему: «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана рассматривается один из самых актуальных вопросов -патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно историческая наука является главной основой формирования казахстанского патриотизма и патриотического воспитания молодого поколения. Важными факторами воспитания патриотизма являются формирование индивидуально-личностного отношения студентов к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний, наполнение знаний новым качественным содержанием. Именно такие методы и приемы описаны преподавателем в методической разработке. Таким образом, именно изучение исторического прошлого способствует созданию логически взаимосвязанной, целостной системы знаний и формированию чувства гордости за свою Родину, воспитанию у молодежи казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции. Данная методическая разработка по истории Казахстана рекомендуется студентам и преподавателям истории Казахстана как наглядное пособие для учебного процесса.
патриотизм метод разраб.doc
Республика Казахстан  Северо­Казахстанская область г.Петропавловск  Петропавловский строительно­экономический колледж  Саду Асия Мухтаровна                                           Родина — это город, где родился,                                                              аул где ты вырос, школа, где ты учился,                                             одним словом, это среда, которая              способствовала твоему формированию                 как  человека.                                          Если это так, ты должен знать                                                  их, они нужны тебе, как воздух и вода                                                                                                                                                        М. Ауэзов В   свете   событий   последних   лет,   которые   подтверждают,   что   в   нашем обществе   происходит   постепенная   утрата   традиционно   патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного   процесса,   призванный   способствовать   сохранению исторической   преемственности   поколений:   развитию   национальной   культуры, воспитанию  бережного отношения  к  историческому  и  культурному наследию народов Республики Казахстан, формированию духовно­нравственных качеств личности. Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Как сказал Д.С. Лихачев: “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего   общества”.  Историческое   и   культурное   прошлое   страны   неразрывно связано   с   подрастающим   поколением,   непосредственно   влияет   на   его   жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.  Казахстанский   патриотизм   является   основой,   способной   сплотить общество,   укрепить   единство   и   целостность   государства   и   выступает   как консолидирующий   духовно­политический   фактор,   новая   парадигма государственной политики и идеологии. На   мой   взгляд,   это   наиболее   актуальная   тема   сегодня.   Наше правительство   также   первостепенной   считает   задачу   патриотического воспитания подрастающего поколения.  В   ежегодном   послании   народу   Казахстана   Президент   Республики Казахстан   Н.А.Назарбаев   особо   подчеркнул:   «Патриотизм,   нормы   морали   и нравственности,   межнациональное   согласие   и   толерантность,   физическое   и духовное   развитие,  законопослушание.   Эти   ценности   должны   прививаться   во всех   учебных   заведениях,   независимо   от   формы   собственности».   Это предполагает   необходимость   формирования   у   граждан,   и   прежде   всего   у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально­психологических и этических   качеств,   среди   которых   большое   значение   имеет   патриотизм, гражданственность,   ответственность   за   судьбу   Отечества   и   готовность   к   его защите.      Патриотизм   ­   это   чувство   гордости   своим   Отечеством,   его   историей, свершениями.   Это   стремление   сделать   свою   родину   краше,   богаче,   крепче, счастливее. Это стремление и готовность служить ей и защищать её. Это любовь к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому про­ шлому и сегодняшним возродившимся ценностям, к народам, её населяющим, их национальному   достоинству,   культуре   и   традициям.   Это   осознание   каждым гражданином страны своей ответственности за судьбу, безопасность и будущее Казахстана.   Это   осознанное   взаимоуважение   всех   соотечественников   вне   за­ висимости  от их  национальности  и конфессии обычаев,  традиций, истории  и культуры. Это уважение каждого гражданина к государственным символам  и государственному языку. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, можно потерять себя как народ, способный на великие свершения.     Главной доминантой в формирована основ казахстанского патриотизма и патриотического   воспитания    молодого   поколения,   бесспорно,   является историческая   наука.   Мощным   инструментов   воздействия   на   общественное сознание являются конкретные примеры из жизни выдающихся людей: деятелей науки   культуры,   образцы   поведения   народа  Е  трудные   и   кризисные   периоды истории.   Поэтому   изучение   отечественной   истории   в   процессе   образования играет важную роль в формировании чувств казахстанского патриотизма.     С обретением Республикой Казахстана  государственной независимости и суверенитета,   преподаванию   отечественной  истории   придается   огромное значение. Уроки   истории,   организованные   целенаправленно,   с   учетом   выше перечисленных   подходов,   играют   важнейшую   роль   в   формировании патриотического сознания студентов, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности. Тема   патриотизма   успешно   решается   на   уроках   истории,   потому   что история  –  это   наука,  которая  делает   человека   патриотом   и  гражданином.  С целью активизации познавательной деятельности студентов на уроках применяю разнообразные методики: дифференцированное обучение, игровые технологии,   приёмы элементы   информационно­коммуникационных   развивающего обучения.                     В преподавании истории стараюсь ориентироваться на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности,   уважения   к   своим   предкам   вне   зависимости   от   их мировоззрения   или   идеологии.   Ко   всем   нашим   соотечественникам,   кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей необходимо воспитывать уважение. История нашей родины – это наше достижение. технологий, Патриотическое   воспитание   начинается   с   ценности   познания   истории Отечества,   его   культуры.   Любовь   к   родному   языку,   национальной   культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания   чувства   патриотизма.   Героизм   народа   при   защите   Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – эти идеи актуальны в современной жизни.  Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально­личностного   отношения   студентов   к   изучаемым   историческим темам,   к   историческим   событиям,   известным   военным,   государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной,   творческой   деятельности,   углубление   знаний,   наполнение знаний новым качественным содержанием. Например,   на   1   курсе   при   изучении   темы  «Образование   Казахского ханства»  я  сразу обращаю  внимание   студентов, что  с самого  начала, война султанов   Жаныбека   и   Кирея   за   свободу   и   независимость   народа   пробрела справедливый,   освободительный,   а   самое   главное   народный   характер.   «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна». С   точки   зрения   патриотического   воспитания  Великая   Отечественная война 1941­1945 годов – главное событие в нашей страны ХХ века.  Она явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. Это и великие победы, и национальные герои, единство народа и его роль в мировой истории. Показано, что Победа – это результат, достигнутый всем советским многонациональным народом, и в первую очередь это победа солдата, воина, труженика войны. Нельзя не отметить в тоже время роль   талантливых   полководцев,   которые   в   критические   моменты   проявили выдержку, стойкость и личное мужество. В годы войны были проявлены лучшие черты казахстанцев, раскрыты возможности людей, и не только   воинов, но и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.   При изучении восстания под руководством Кенесары Касымова ставлю проблемную задачу: раскрыть личность Кенесары как политика, воина, человека. Были   использованы   статьи   из   газеты   «Казахстанская   правда»:   «Кенесары Касымов: политик и воин», «Непокорный султан» Г. Круглякова, «О подготовке и   праздновании   200­летия   хана   Кенесары»,   отрывки   из   произведения   И. Есенберлина   «Кочевники».   Студенты   выявили   такие   качества,   как   цельность натуры,   беспредельная   преданность   интересам   народа,   жертвенность   в достижении цели, незаурядное качество тонкого политика.  Рассматривая  тему  «Казахстан   в   эпоху   монгольских   нашествий» использовались   отрывки   из   романа   Калашникова   «Жестокий   век»,   поэмы М.Шаханова   «Отрарская   поэма»,   в   которых   раскрывается   подвиг   героев Отрара, Каир­ хана, оставшимися верными своей земле и оставшимися героями и вечно живыми в памяти народа.Студенты лучше запоминают материал, в их душах загорается огонек интереса к истории , появляется чувство гордости за своих предков. Воспитывается патриотизм. Так   при   изучении   темы  «Казахско­джунгарские   воины»  для   создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая­батыра, решающая схватка Бурундука с Караченом, описания внезапного   нападения   джунгар   на   Казахстан,   описание   картин   жестокости джунгар   по   отношению   к   мирному   населению.   Тактики   «волчьей   стаи», последствия нашествия, заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять. Любовь к родному Казахстану начинается с любви и уважения к малой  Родине. В этом учебном году мною была разработана программа  краеведческого факультативного занятия для студентов первых курсов.  Задачи программы: а) развитие исследовательских и познавательных интересов  детей; б) воспитание чувства казахстанского патриотизма. Факультативное  занятие осуществляет свою деятельность в двух направлениях: познавательном  и краеведческом.          На занятиях  мною используются разнообразные формы работы: сбор и  изучение краеведческого материала, викторины, экскурсия в музеи города и др.          Таким образом, ребята не только приобретают готовые знания об истории и культуре родного города, но и овладевают навыками краеведа­исследователя, а  в некоторых случаях и своего рода первооткрывателя.  Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная  символика. Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев «Отношение граждан  страны к ее символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя  гражданами этой страны, верят в ее будущее, являются ее патриотами».  Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе  становления государственности, воспитываться в духе почитания  Государственных Флага, Герба и Гимна страны, осознавать ответственность за  неуважение к государственным символам Республики, иметь глубокие знания о  государственной атрибутике.           На практике в данном направлении применяю тесты, анкеты, викторины  «Знаешь ли ты государственные символы?». Особый интерес студенты  проявляют к интеллектуальным играм и марафонам: «Своя игра»,  «Государственные символы­ национальная гордость», «Мой Казахстан»,  «Независимый Казахстан», в которых всегда присутствуют вопросы,  касающиеся истории государственной символики.  На   мой   взгляд,   необходимо   включать,   как   одно   из   условий патриотического   воспитания,  изучение   дополнительного   исторического материала.   Чтобы   заинтересовать   студента   в   этом,   преподаватель   вместе   со   ведет   работу   с   документами,   публицистикой,   мемуарами, студентами   словарями,   энциклопедиями   и   другими   источниками.     Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к   предмету,   выработке   навыков   самостоятельного   изучения   документов   и дополнительной   литературы, знаний   по   истории.             Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно­познавательной   углублению деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.  История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как­то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир детей. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою   очередь   передать   потомкам.   Хочу,   чтобы   мои   студенты   не   выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, дом, любили родной город, прославившийся трудовыми и ратными подвигами, район, где они живут, а значит любили свою историю. Разве   можно   воспитать   гражданина   своего   отечества,   не   зная   своей истории? Ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности.   Вот   я   и   пытаюсь   на   своих   уроках   задействовать   все   возможные методы   и   приемы,   опираясь   на   богатое   наследие   прошлого,   позитивное настоящее, помочь детям выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только к Казахстану, но и к своей малой Родине. Если этого не происходит, то отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность.  Чтобы   лучше   понять   какое­то   историческое   время,   необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает.  Я стараюсь, чтобы на мои уроки студенты шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь   достичь   каких­либо   высоких   результатов.  И   пусть   это   тихое,  почти незаметное   для   других   движение   вперед   окрыляет   и   дает   новые   силы   для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жив Казахстан. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места. Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины. Программа Министерства образования РК «Патриотическое воспитание граждан   Республики   Казахстан»  ориентирована   на  повышение   общественного статуса патриотического воспитания в учебных заведениях. Патриотизм объективное реальное духовное явление. Оно проявляется в политической   культуре   граждан   и   становится   источником   силы,   единства народа   и   целостности   государства.   Сегодня   нет   сомнения   в   изучении   этого феномена. Ибо не было и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. «Страна сильна любовью патриотов, Они – ее надежда и оплот. Из глубины веков и вдаль веков грядущих Родную землю сбережет народ». Таким образом, именно изучение исторического прошлого способствует созданию  логически   взаимосвязанной,  целостной  системы  знаний  и  формиро­ ванию чувства гордости за свою Родину, воспитанию у молодежи казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции. В настоящее время в нашей Республике созданы условия для воспитания казахстанского   патриотизма,   основанием   для   которого   выступают   успехи   в проводимой модернизации всех сторон жизни общества, общность исторических судеб этносов, составляющих народ Казахстана, общие черты в менталитете, их причастность   к   созданному   экономическому   потенциалу   страны.   Патриотизм как   естественная   привязанность   к   своему   народу,   родным   местам,   языку, национальным   традициям,   начинается   в   раннем   детстве   и   продолжается   на протяжении всей жизни. Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником   силы,   единства   народа   и   целостности   государства.   Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии. Казахстанский патриотизм является новой парадигмой государственной политики и идеологии. Воспитание всех человеческих качеств задача обучения и воспитания   современной   системы   образования   Республики   Казахстан.   Его появление   и   утверждение   должно   стать   объединяющим   и   консолидирующим духовным   фактором   в   поликультурном   обществе.   Только   строительство поликультурного,   многоязычного   и   толерантного   общества   в   нашей   стране является залогом существования и процветания нашего государства. В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме. Считаю, что  уроки и внеклассные мероприятия по истории, организованные  целенаправленно, помогают воспитывать не просто гражданина, а настоящего  патриота своей Родины.             Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее  героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так  рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом  своего Отечества.  «История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество»                                       Карамзин Н.М. Список литературы: 1.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года 2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана  «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» 17 января 2014 г 3. Назарбаев Н.А. «Казахстанский путь»­ Караганда, 2006 – 372 стр. 4. Информационно­аналитический портал: spy.kz ­ Петропавловск 1.08.2007 г. 5. Статья Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»  6. Патриотический акт – "Мәңгілік Ел"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"

Методическая разработка «Патриотическое воспитание при изучении истории Казахстана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018