Методическая разработка по экологическому турниру
Оценка 5

Методическая разработка по экологическому турниру

Оценка 5
Игры +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
16.11.2018
Методическая разработка по экологическому турниру
Методическая разработка предназначена для организации деятельности в направлении экологического образования и воспитания детей и подростков. Представленные материалы могут применяться в различных образовательных организациях: учреждениях дополнительного образования, школах, загородных детских центрах при организации и проведении тематических смен. Предлагаемая форма проведения мероприятий адаптирована.
методическая разработка.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  с описанием организационно­методического опыта  проведения зонального этапа областного командного  экологического турнира «Кладовая солнца» Разработала: Матюнина Елена Евгеньевна Педагог­организатор I квалификационная категория Лукоянов ­ 2017 Методическая разработка рассмотрена на заседании  методического совета.  Рекомендована к использованию в г. Н.Новгород на конкурс Методических  материалов. Протокол от «_25_»_марта____2017  г. №_7__ Председатель комиссии                       Журавлева Л.Н. СОДЕРЖАНИЕ Аннотация………………………………………………….2 Пояснительная записка……………………………………2 Описание опыта  турнира….……………………………..3 Сценарий полуфинала турнира…………………..………4 Заключение ……………………………………………….11 Список использованных источников……………………12 Приложение 1 Правила проведения турнира…………...13 Приложение 2 Таблицы оценок……..…………………...15 Аннотация Методическая   разработка   предназначена     для   организации   деятельности   в направлении экологического образования и воспитания детей и подростков. Представленные материалы могут применяться в различных образовательных организациях: учреждениях дополнительного образования, школах,   загородных   детских   центрах   при   организации   и   проведении тематических   смен.   Предлагаемая   форма   проведения   мероприятий адаптирована. Пояснительная записка. Коллективная деятельность являются неотъемлемой частью жизни человека. Ребенок растет и развивается именно в процессе социального взаимодействия, а в подростковом возрасте на первый план выходит общение  со сверстниками, становясь ведущим видом деятельности. Соответственно,  педагогам важно учитывать интересы и потребности детей при организации  учебно­воспитательного процесса, как в условиях школы, так и в системе  дополнительного   образования,   в   том   числе   и   естественнонаучной направленности.  Выбор игровых коллективных форм работы помогает решить две  важные задачи: учесть индивидуальную потребность каждого ребенка в  самореализации через актуальную деятельность – общение и создать условия  для развития творческого, исследовательского способа решения различных  задач.  В   направлении   эколого­биологической   деятельности   в   образовательных организациях   Нижегородской   области   хорошо   зарекомендовала   себя   такая форма, как командный экологический турнир. Целью  работы является формирование экологической культуры  обучающихся посредством соревновательной формы конкурсов – командных  экологических турниров. Для успешной реализации цели необходимо решить следующие задачи: ­актуализировать знания в области эколого­биологических дисциплин; ­развить навыки исследовательской работы; ­способствовать развитию умений выступать на публике; ­сформировать мотивацию к командной работе. Задания турнира не имеют однозначного решения, поэтому для их  выполнения команда должна провести исследование, выразить собственные  идеи и даже проявить фантазию. Многие вопросы составлены так, что  затрагивают не только экологию, но и смежные с ней предметы: биологию,  географию, химию, а также социальные проблемы.  Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и  выразительным образом, сопровождаться продуманной компьютерной  презентацией. Участникам приходится вести содержательную дискуссию,  быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них. На турнире важно не  только суметь представить и обосновать свою точку зрения, но и защитить ее  в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри. Методы: словесный, аудиовизуальный Формы проведения занятия:  игра. Целевая группа: дети 10­13 лет. Оборудование: аудиосопровождение.  информационные   ресурсы,   презентация,   видеофильмы, Описание  опыта  турнира. Третий год подряд «Дом детского творчества» г. Лукоянова является  куратором проведения зонального этапа областного экологического  командного турнира «Кладовая солнца». Подготовка к проведению турнира  оказалась делом серьёзным, как для оргкомитета, так и для команд  участников. В результате предварительной работы было отобрано 9 команд из 24 с разных районов. Это команды Сергачского, Первомайского,  Выксунского, Шатковского, Дивеевского, Лукояновского районов и городов  Саров и Арзамас.  Для подготовки к турниру ребятам необходимо было не  только изучить три темы: «Застройка», «Пал травы», «Защита первоцветов»,  но и провести большую исследовательскую работу. Ведь даже в научных  кругах, не существует однозначного мнения по заданным вопросам. Нельзя не отметить, что структура конкурса  является интересной и новой  для детей, учит их работе в команде, умению высказывать свои мысли,  отстаивать свои взгляды, вести конструктивный диалог. Это даёт детям полезный жизненный опыт. Кроме того, у ребят и учителей есть возможность  посмотреть на уровень подготовки команд  других районов, взять для себя  что­то, новое, интересное, полезное. Сравнить себя с другими.  В процессе подготовки ребята и педагоги не только изучали материал из  научных источников, но и проводили опросы, ставили эксперименты. При  подготовке к докладам, участники старались осветить проблему с разных  сторон.  Особое внимание уделялось подбору кадров задействованных в проведении  конкурса. По особым критериям подбирались члены жюри,  ведущий,  консультанты и даже зрители. Ими стали учителя естественно­научного цикла и дети, увлечённые экологией. Благодаря этому турниры получились  увлекательными, насыщенными и интересными. В полуфинал вышли команды: Сергачского, Первомайского и Лукояновского  районов. У них было время учесть все ошибки и подготовиться основательно  к полуфинальной игре. 21 марта в ГАУ ФОК «Колос» прошел полуфинал  турнира «Кладовая солнца». В этот день приехали жюри из ГБУДО «Центр  развития творчества детей и юношества Нижегородской области».  Оргкомитет в лице «Дома детского творчества» постарался провести  полуфинал в атмосфере праздника. Был подготовлен видеоролик с  моментами турнира, концертные номера. Нижегородские представители жюри дали высокую оценку подготовки и проведению турнира. В итоге победу одержала школа из Сергачского района.  Сценарный план: Ход мероприятия: 1 Организационный момент 2 Вводная часть 3 Основная часть 4 Заключение. На конкурс   направляется сценарий полуфинала «Кладовая солнца» Ход мероприятия: 1) Организационный момент. Сейчас прошу участников турнира занять свои места. 2) Вводная часть. Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Мы рады  приветствовать вас на полуфинале командного экологического турнира  «Кладовая солнца».  2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения –  привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической  сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.   Наш  турнир также посвящен экологическим проблемам, влияние которых ощутит  на себе именно ваше поколение.  Проблема экологии – одно из самых актуальных в наше время, и хочется  верить, что наши потомки не будут так подвержены негативным факторам  окружающей среды, как в настоящее время. Всестороннее изучение  взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что  здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – это капитал, данный нам не только  природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. 3) Основная часть. Ведущий: Сегодня на Лукояновской земле пройдет третий этап областного  командного экологического турнира  «Кладовая солнца». В нашем турнире  сегодня будут принимать участие три команды, занявшие первые места в трех  четвертьфиналах.  Давайте познакомимся с ними: Команда города  Сергач  МБОУ Сергачская СОШ №4 –                              руководитель Шкунова Надежда Дмитриевна Команда Лукояновского района МБОУ Ульяновская  СШ –                   руководитель Водина Наталья Анатольевна, Перевозов  Алексей Александрович. Команда     Первомайского   района   МАОУ   Сатисская   СШ   –   руководитель Каторгина Анастасия Васильевна Для того, чтобы победить сегодня,   вы должны  быть настоящей командой, поддерживать друг друга и показать все свои знания. А судить команды будет наше компетентное жюри. В состав жюри вошли: Председатель   жюри:   Громова   Ольга   Юрьевна   –   начальник   отдела экологического   образования   и   воспитания    ГБУДО   "Центр   развития творчества детей и юношества Нижегородской области" Бекетова   Юлия   Андреевна   ­   педагог­организатор   отдела   экологического образования   и   воспитания  ГБУДО   "Центр   развития   творчества   детей   и юношества Нижегородской области" Доронина Татьяна Борисовна   – педагог­организатор отдела экологического образования   и   воспитания  ГБУДО   "Центр   развития   творчества   детей   и юношества Нижегородской области" И прежде чем начать,  я хочу напомнить правила турнира:  Весь турнир делится на три раунда. В ходе 1 раунда одна из команд выступает в роли докладчика и представляет решение одного  экологического задания в виде   краткого   иллюстрированного   доклада   с   учетом   экологической обстановки в Нижегородской области, в районе, в населенном пункте (время доклада 5­7 минут). Вторая команда выступает в роли оппонента, подвергает критической   оценке   полноту,   правильность   и   обоснованность представленного решения команды – соперницы. Задача оппонента всем ясна? Хорошо. А третья команда выступает в роли рецензента, который наблюдает за работой других участников, за ходом обсуждения решения и делает вывод о том, насколько они справились со своими ролями. Задача рецензента всем ясна? И снова напоминаю, что докладчиками, оппонентами и рецензентами должны выступать разные участники команды и в роли докладчиков, в роли оппонентов и в роли рецензентов могут выступать до 2­х человек из команды. Во втором и третьем раундах команды меняются ролями по часовой стрелке и таким же образом разыгрываются остальные две турнирные задачи. В конце каждого   раунда   жюри   будет   оценивать   работу   каждой   команды   по пятибалльной   шкале.  После   третьего   раунда   все   баллы   будут   подсчитаны. Команда,   набравшая   наибольшее   количество   баллов   в   ходе   турнира становится победителем полуфинала.            Сейчас я попрошу подойти ко мне капитанов команд для жеребьевки. Какую команда вытащит карточку, ту роль она и будет играть в 1 раунде. Итак,   в  первом   раунде  роль  докладчика  будет   играть   команда __________________________________________,   роль  оппонента  команда _____________________, роль рецензента команда ____________________.  Уважаемые  оппоненты, я прошу вас внимательно слушать доклад команды­ докладчика,   записывая   на   листок   ваши   заметки,   и,   после   того   как   они закончат, последовательно задавать вопросы. Если докладчики затрудняются с ответом,   им может помочь их команда. Помните, за то, как вы будете отвечать и задавать вопросы, жюри будет ставить вам оценки. Жюри так же могут задавать вопросы, касательно вашего доклада.  Уважаемые  рецензенты,   вы   внимательно   слушаете   доклад,   наблюдаете   за оппонентами, как они задают вопросы и как на них отвечают докладчики. Делайте свои заметки на бумаге. После обсуждения вам будет дано слово. Вопросы у команд есть? Хорошо, тогда начнем. Итак, команда __________________________________________ представляет свое решение первой турнирной задачи, которая звучит так:  ­ ЗАСТРОЙКА.  В   больших   городах,   кроме   скверов   и   парков,   существуют   ещё различные пустыри и луговины. Как вы думаете, какова может быть их роль в экосистеме города? Важны ли они, или правы представители   городских   администраций,   полагающие,   что лучшее,   что   можно   с   ними   сделать   –   это   застроить   их магазинами, кафе и спортзалами? Обоснуйте свой ответ. А теперь прошу команду­оппонента задать первый вопрос. Хорошо. У оппонентов есть еще вопросы? Может быть у жюри есть вопросы? Спасибо  жюри,  команде­оппоненту,  команде­докладчику, можете занять свои места. А теперь я передаю слово рецензенту. Спасибо   команде­рецензенту.   А   теперь   посмотрим,   как   жюри   оценило команды   в   1   раунде.   Итак,   оценки  команде­докладчику:___,   оценки команде­оппоненту:___, оценки команде­рецензенту___. А мы переходим ко 2 раунду нашего турнира и теперь команды меняются  ролями по часовой стрелке.  Командой­докладчиком становится команда ­ ___________________________________, командой­оппонентом ­  команда  ___________________________, и командой рецензентом  ­ команда  _________________________. Всем понятны ваши действия? Хорошо. Прошу  команду­докладчика выйти к экрану.  Вторая турнирная задача звучит так:  ­ ПАЛ ТРАВЫ. Как только сходит снег, в России начинается народная забава — «запали поле» или пал травы. Существует множество мнений о происхождении этого явления и его влиянии на природу. Но, не смотря, ни на что каждый год горят поля. Проанализируйте причины поджога травы и его последствий для экосистем. Прошу оппонентов озвучить свои вопросы. У жюри есть вопросы? А теперь я даю слово команде­рецензенту. Спасибо команде­рецензенту. А теперь посмотрим как жюри оценило  команды во 2 раунде. Итак, оценки команде­докладчику:___, оценки  команде­оппоненту:___, оценки команде­рецензенту____. И, наконец, третий раунд турнира.  Команда ___________________________________________   выступает   в   роли  докладчика,   команда   ___________________   ­в   роли оппонента и команда _____________________________ в роли рецензента. Прошу докладчиков к экрану. Третья турнирная задача звучит так:  ­ ЗАЩИТА ПЕРВОЦВЕТОВ Ранней весной в лесах, садах и парках, на степных склонах и по  берегам рек распускаются первые яркие цветы. Они не похожи друг на друга и относятся к разным семействам, но их принято объединять   в   одну   экологическую   группу   раннецветущих растений, или первоцветов.  Многие из них так «устроены», что расцветают   даже   раньше,   чем   появляются   зеленые   листья. После долгой зимы с ее холодом и однообразной белизной яркие брызги первоцветов радуют глаз, и рука так и тянется сорвать пушистое солнышко и принести домой кусочек весны… Есть ли опасность исчезновения видов из­за сбора цветов в букеты, если многие   растения   размножаются   корневищами?   Чем истребление   первоцветов   грозит   экосистеме?   И   как   можно защитить раннецветущие растения? Прошу оппонентов озвучить свои вопросы. У жюри есть вопросы? А теперь я даю слово команде­рецензенту. Спасибо  команде­рецензенту.   А   теперь   посмотрим,   как   жюри   оценило команды   в   3   раунде.   Итак,   оценки  команде­докладчику:___,   оценки команде­оппоненту:___, оценки команде­рецензенту___. Вот и закончился   последний раунд нашего турнира. По моему мнению, все команды выступили сегодня прекрасно. Но последнее слово всегда за жюри.  Через   некоторое   время   мы   узнаем,   кто   стал   победителем   в   сегодняшнем турнире.  Пока жюри подсчитывает баллы,  перед вами выступят участники вокальной студии «Десерт» (руководитель Большакова Ольга Владимировна) с песней «Наш дом – Земля» А сейчас слово предоставляем ребятам творческого объединения «Зеленая архитектура» руководитель Вергезова Л.А. Они проведут АКЦИЮ «Украсим мир цветами»  (если останется время) Просим вас посмотреть на экран. Ну,   вот   баллы   и   подсчитаны,   и   я   даю   слово   председателю   жюри ______________________________________________________. Пришло время объявить победителя полуфинала турнира. Итак, третье место, набрав ___ баллов занимает команда школы №___, второе место, набрав ___ баллов занимает команда школы №___, и , наконец, первое место, набрав ___ баллов занимает команда школы № ___. Поздравляем!  4) Заключительная часть. Ведущий:  На этом мы с вами прощаемся и надеемся, что вам понравилось принимать участие в турнире. Ведь на нем вы показали свое умение решать научные   проблемы,   логически   мыслить,   анализировать,   доказывать   свою правоту в форме дискуссии. Мы желаем вам дальнейших успехов в учебе. До новых встреч. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждая игра из всего огромного их многообразия является формой игровой деятельности (как   системой   ее   организации).   Так   экологический   турнир представляет из себя ИГРУ. А. М. Новиков считает, что «всякая игра является свободной деятельностью,  она выходит  за рамки обыденной жизни местом действия и  продолжительностью» [6, с. 13]. Игры способствуют пониманию сложных  взаимосвязей внутри группы и могут значительно усилить мотивацию  участников.  Проведение зонального этапа командного турнира «Кладовая солнца» стало интересным   событием   в   жизни   района.   Благодаря   этому   мероприятию количество   школьников,   принявших   участие   в   районных     экологических турнирах,   увеличилось более чем в три раза (2014­2015 – 12 человек, 2015­ 2016 –  18 человек, 2016­2017 –  42 человека). Педагогам, присутствующим на турнире  очень  понравилась  форма проведения  мероприятия  и они стали  с удовольствием использовать её в своей работе.  Порадовало и то, что почти все   команды,   впервые   участвующие   в   турнире,   изъявляли   желание попробовать свои силы и на следующий год. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ.  http://educate52.ru http://цртдию­энгельс.рф/deyatelnost/metodika/metodicheskaya­razrabotka/ https://infourok.ru/rekomendacii­po­organizacii­metodicheskoy­raboti­ pedagoga­dopolnitelnogo­obrazovaniya­990687.html Электронное учебное издание “Экология”, М. 2004 Новиков А.М.  Методология игровой деятельности. ­  М.: Эгвес, 2006. – 48с. . ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРАВИЛА  командного экологического турнира  Задания турниров прописываются в положении, утверждаются приказами и  рассылаются в образовательные организации заранее, чтобы команды могли  подготовиться. Доклады сопровождаются презентациями. Команды могут  проводить свои собственные исследования, консультироваться со  специалистами, а также использовать любые источники информации.  Правила проведения Турнира:  1. В турнире принимают участие 3 команды по 6 человек. Турнир проводится  в 3 раунда. В каждом раунде команда выступает в одной из трех ролей:  докладчик, оппонент, рецензент  2. Все команды готовят доклады по всем трем заданиям. 3. Перед началом первого раунда проводится жеребьевка, в ходе которой  определяется, какая команда будет первой докладчиком, какая оппонентом и  какая рецензентом. В каждом раунде разыгрывается одна турнирная задача. В  ходе следующих двух раундов команды меняются ролями.  4. В каждой роли от команды может выступать только 2 участника, однако  совещаться, при ответе на какой­либо вопрос от оппонента или жюри, может  вся команда. В каждой из ролей должны выступать разные члены команды. 5. Роли команд на протяжении Турнира:  Докладчики:  ­ докладывают суть решенной командой проблемы, согласно поставленной  задаче, акцентируя внимание на ее экологическую идею и выводы; используют заранее заготовленные презентации, рисунки, плакаты, фотографии,  видеофрагменты (не более 10 минут);  ­ отвечают на замечания и вопросы Оппонента и Жюри по решению задачи (не  более 5 минут).  Оппоненты:  ­ задают вопросы Докладчикам, направленные на выяснение неточностей,  ошибок в понимании проблемы и в предложенном решении, а также на более  подробное пояснение отдельных положений и выводов доклада (не более 5  минут).   Рецензенты:  ­ делают развернутый анализ представленного доклада: оценивают полноту,  научность и оригинальность решения; высказывают критические замечания к  форме доклада; должны указать на положительные моменты и обосновать  принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в самом  выступлении Докладчиков;  ­ дают краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента; определяют,  насколько полно они справились со своими обязанностями; анализируют  понимание обсуждаемой проблемы участниками.  На подготовку речи рецензенту дается 2 минуты, на саму речь не более 3­х. 6. Жюри также могут задавать вопросы Докладчику и Оппоненту,  направленные на дальнейшее развитие полемики между участниками.  7. В конце каждого раунда жюри выставляет оценки командам. Оценки  выставляются по 5­бальной шкале.   8. После трех раундов дается слово жюри и идет общий подсчет баллов.  Объявляются победитель и призеры, вручаются призы и грамоты. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ оценок. ИТОГОВАЯ  ТАБЛИЦА   ОЦЕНОК Зональный командный экологический турнир «Кладовая солнца»  ПОЛУФИНАЛ 21.03.2017 г. (г. Лукоянов)  Раунд Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3 Итого Место 1 и р ю Ж 2 и р ю Ж 3 и р ю Ж 4 и р ю Ж 5 и р ю Ж о г е с В 1 и р ю Ж 2 и р ю Ж 3 и р ю Ж 4 и р ю Ж 5 и р ю Ж о г е с В 1 и р ю Ж 2 и р ю Ж 3 и р ю Ж 4 и р ю Ж о г е с В 5 и р ю Ж 5 4 4 5 4 4 4 5 4 14 13 12 4 5 4 4 4 4 4 3 4 12 4 12 12 4 4 3 4 4 4 4 4 11 12 37 +1 б.  за  лучший  доклад 37 I II 12 36 III команда МБОУ «Сергачская  СОШ» Сергачский р­ он МБОУ «Ульяновская  СШ» Лукояновский  р­он МАОУ «Сатисская  СШ» Первомайский  р­он Жюри 1__Громова О.Ю___________                                                 Жюри 4______________________ Жюри 2 _Бекетова  Ю.А.__________     Жюри 5 _______________________ Жюри 3 _Доронина Т.Б.__________

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру

Методическая разработка по экологическому турниру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018