Методическая разработка по финансовой грамотности "Финансовая грамотность домохозяина". Состоит из разработки урока, презентации, рабочего листа для учеников, рабочего листа учителя.

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Презентации учебные
  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Иванова Е.Г. разработка урока.docx
Урок по теме: «Финансовая грамотность домохозяина». Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием домашняя бухгалтерия и научить   рационально   его   использовать;  выявление   уровня   понимания финансовых   вопросов   по   ведению   домашней   бухгалтерии;   воспитание бережного   отношения   к   деньгам   и   семейным   финансам;   сформировать устойчивый интерес к финансам и рациональному экономическому поведению потребителя.  Планируемые результаты: Предметные   образовательные   результаты::  сравнивать   доходы   и   расходы   и Предметные   образовательные   результаты принимать   решения,   объяснять   причины,   по   которым   люди   делают сбережения,   описывать   формы   сбережений,   описывать   последствия превышения   расходов   над   доходами;  ознакомить   с  пониманием   разницы между   необходимыми   тратами   и   теми,   от   которых       можно   отказаться; ознакомить с рациональным поведением потребителя. Метапредметные УУД: 1)Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. 2)Регулятивные:   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.осуществлять   расширенный   поиск   информации; 3)Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. 3 4)Личностные:   формирование   ответственного   отношения   к   учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Оборудование: компьютер,  презентация, раздаточный материал. Тип урока: открытие нового знания. Ход урока: I. Организационный   момент. II.Мотивационно целевой  этап. Слайд№1 ­ Добрый день, ребята. Мы продолжаем говорить с вами о личном финансовом планировании. Давайте обратимся к истории. В XVI веке на Руси был очень популярен   свод   житейских   правил   и   наставлений   –   «Домострой».   Это своеобразная энциклопедия домашнего быта, в которой подробно излагались наставления   по   воспитанию   детей,   приготовлению   пищи,   приему   гостей, ведению хозяйства. Хозяин дома учился по «Домострою», как «не покупать лишнего, только по нужде», «вести торг с прибылью», «учиться рукоделию, носить   и   сберегать   одежду»,   «огород   и   сад   вести»   и   многому   другому. «Домострой» подтверждал народную мудрость: «Дом вести – лапти плести».  ­Скажите, в чем состояла главная идея «Домостроя», ответы детей.­Предположите,   о   чем   мы   сегодня   будем   говорить?   ответы   детей.   А эпиграфом   к   нашему   уроку   станет   высказывание   писателя   Л.   Леонидова: «Ничто так не бьет по карману, как пустой кошелек». Слайд №2 ­Как вы думаете, какую сегодня проблему мы рассмотрим на уроке? 4 Ученики  высказывают  свои  предположения. Учитель  подводит  общий итог рассуждений   и   называет   тему:   «Финансовая   грамотность   домохозяина». Слайд №3 План урока 1.Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. 2.Формирование бюджета. Доходы и расходы. 3.Потребительское поведение. Проблемный вопрос: ­Способствует   ли   финансовая   грамотность   разумному   ведению   домашней бухгалтерии? III. Введение в новый материал. Слайд №4 Учитель: На рабочем  столе  опорные листы с заданиями и приложения. У нас три   группы.   Каждая   группа   работает   по   своей   проблеме.       Ответы   на поставленные вопросы записываем в рабочем листе. На подготовку 15 минут. По   окончании   работы   выступает   представитель   от   каждой   группы.  Прошу приступить к работе. IV.Работа по теме урока в группах. Слайд №5 Группа №1. Используя учебник стр.20­23 выполни задания.Задание 1. заполнить схему: «Активы и пассивы»: Личные финансы Активы­.............................. Пассивы……………… потребительские инвестиционные 5 Зазание2. Как лучше использовать свои  активы и пассивы? Продолжи фразу: 1.Регулярный анализ……………………………………………………………………………… 2.Пассивы были………………………, а активы……………………………… 3.Активы надо…………………………., а пассивы……………………………… Активы­ Пассивы = Чистый капитал. Вывод по теме:  ……………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… Группа №2.Слайд 6 Задание№1.Прочитай текс. Заполни схему. Личные финансы­ БЮДЖЕТ Доходы…………………… ………. Расходы……………… ……………Сбережения ? 6 Задание №2. Реши практические задачи:  1)Рядом с домом семи Петровых есть небольшой магазинчик, где отсутствует система   скидок,   чуть   дальше   расположен   другой   магазин,   в   котором действует система скидок для постоянных покупателей, проводятся акции. По заданию родителей Саша и Таня ходят в магазин по очереди. Саша Петров предпочитает   покупать   товары   именно   в   этом   магазине,   несмотря   на   его неудобное   расположение.   Совершая   каждую   покупку   (4   раза   в   месяц),   он экономит   примерно   10   %   от   цены   всех   покупок.   Как   скоро   Саша   на сэкономленные деньги сможет накопить на поездку с классом на экскурсию в соседний город (цена поездки – 800 рублей), если стоимость необходимых продуктов питания в ближайшем магазине стоит 1 600 рублей.  2) Финансовая цель Тани Ивановой – новый телефон стоит 5400 рублей. Если Татьяна сможет каждый месяц откладывать для покупки телефона по 450 рублей, сколько ей потребуется времени, чтобы накопить нужную сумму? Вывод: ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… Группа №3.Слайд 7Задание   №1.Работа   с   источником.   Прочитай   текст,   назови   основную проблему. Предложи свой путь решения.  Задание №2. Перед вами 5 нужных вам товаров, но есть веские причины, по которым от 3­х покупок нужно отказаться. Объясните их.  1 товар Калькулятор.  2 товар Телефон.  3 товар Пачка чая.   4 товар Чипсы.  5 товар Молоко. Вывод: 7 ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… Учитель   ­   давайте   обобщим   наши   полученные   знания   по   личным финансам.   Выступают   представители   каждой   группы.   Остальные учащиеся заполняют рабочие листы. V.Подведение итогов урока. Рефлексия ­Вернемся   к   нашему   вопросу:   «Способствует   ли   финансовая   грамотность разумному ведению домашней бухгалтерии». Ответы учеников. ­Предлагаю   результат   нашей   деятельности   оформить   в   виде   памятки.   Я начинаю, а вы продолжаете мою фразу. Слайд №8 Пример памятки:1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов. 2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться. 3.  Если  у  вас  есть  желание  приобрести  дорогую вещь, которая  вам   не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги. 4. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. 8 5. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь.   Если   выберете   сразу   несколько   товаров   с   одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор. Слайд №9. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами   домашней   бухгалтерии   определять   его   вид   и   делать   выводы.  Надеюсь,   что   вы   поняли,   как   важно   составлять   бюджет,   и   теперь   будете помогать родителям в его разработке и анализе.  Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал. У каждого   из вас лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Прошу отметить свое настроение на протяжении всего урока. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце. Мне было очень приятно с вами работать.  Спасибо за урок.9 Используемая литература и источники   1. Горяев А., Чумаченко В. УМК «Основы финансовой грамотности». ­ М: Просвещение.  1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;  2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;  3.   http://ekonomica.info   –   сайт   по   основам   финансовой   грамотности   с видеоматериалами