Урок по теме:
«Финансовая грамотность домохозяина».
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием домашняя бухгалтерия и
научить рационально его использовать; выявление уровня понимания
финансовых вопросов по ведению домашней бухгалтерии; воспитание
бережного отношения к деньгам и семейным финансам; сформировать
устойчивый интерес к финансам и рациональному экономическому поведению
потребителя.
Планируемые результаты:
Предметные образовательные результаты:: сравнивать доходы и расходы и
Предметные образовательные результаты
принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают
сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия
превышения расходов над доходами; ознакомить с пониманием разницы
между необходимыми тратами и теми, от которых можно отказаться;
ознакомить с рациональным поведением потребителя.
Метапредметные УУД:
1)Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни,
формулировать свою точку зрения.
2)Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему; искать и выделять необходимую информацию.осуществлять расширенный поиск информации;
3)Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
3
4)Личностные: формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Мотивационно целевой этап. Слайд№1
Добрый день, ребята. Мы продолжаем говорить с вами о личном финансовом
планировании. Давайте обратимся к истории. В XVI веке на Руси был очень
популярен свод житейских правил и наставлений – «Домострой». Это
своеобразная энциклопедия домашнего быта, в которой подробно излагались
наставления по воспитанию детей, приготовлению пищи, приему гостей,
ведению хозяйства. Хозяин дома учился по «Домострою», как «не покупать
лишнего, только по нужде», «вести торг с прибылью», «учиться рукоделию,
носить и сберегать одежду», «огород и сад вести» и многому другому.
«Домострой» подтверждал народную мудрость: «Дом вести – лапти плести».
Скажите, в чем состояла главная идея «Домостроя», ответы детей.Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? ответы детей. А
эпиграфом к нашему уроку станет высказывание писателя Л. Леонидова:
«Ничто так не бьет по карману, как пустой кошелек». Слайд №2
Как вы думаете, какую сегодня проблему мы рассмотрим на уроке?
4
Ученики высказывают свои предположения. Учитель подводит общий итог
рассуждений и называет тему: «Финансовая грамотность домохозяина».
Слайд №3
План урока
1.Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы.
2.Формирование бюджета. Доходы и расходы.
3.Потребительское поведение.
Проблемный вопрос:
Способствует ли финансовая грамотность разумному ведению домашней
бухгалтерии?
III. Введение в новый материал. Слайд №4
Учитель: На рабочем столе опорные листы с заданиями и приложения. У нас
три группы. Каждая группа работает по своей проблеме. Ответы на
поставленные вопросы записываем в рабочем листе. На подготовку 15 минут.
По окончании работы выступает представитель от каждой группы. Прошу
приступить к работе.
IV.Работа по теме урока в группах. Слайд №5
Группа №1. Используя учебник стр.2023 выполни задания.Задание 1. заполнить схему: «Активы и пассивы»:
Личные финансы
Активы..............................
Пассивы………………
потребительские
инвестиционные
5
Зазание2. Как лучше использовать свои активы и пассивы? Продолжи фразу:
1.Регулярный
анализ………………………………………………………………………………
2.Пассивы были………………………, а активы………………………………
3.Активы надо…………………………., а пассивы………………………………
Активы Пассивы = Чистый капитал.
Вывод по теме:
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Группа №2.Слайд 6
Задание№1.Прочитай текс. Заполни схему.
Личные финансы БЮДЖЕТ
Доходы……………………
……….
Расходы………………
……………Сбережения
?
6
Задание №2. Реши практические задачи:
1)Рядом с домом семи Петровых есть небольшой магазинчик, где отсутствует
система скидок, чуть дальше расположен другой магазин, в котором
действует система скидок для постоянных покупателей, проводятся акции.
По заданию родителей Саша и Таня ходят в магазин по очереди. Саша Петров
предпочитает покупать товары именно в этом магазине, несмотря на его
неудобное расположение. Совершая каждую покупку (4 раза в месяц), он
экономит примерно 10 % от цены всех покупок. Как скоро Саша на
сэкономленные деньги сможет накопить на поездку с классом на экскурсию в
соседний город (цена поездки – 800 рублей), если стоимость необходимых
продуктов питания в ближайшем магазине стоит 1 600 рублей.
2) Финансовая цель Тани Ивановой – новый телефон стоит 5400 рублей. Если
Татьяна сможет каждый месяц откладывать для покупки телефона по 450
рублей, сколько ей потребуется времени, чтобы накопить нужную сумму?
Вывод:
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Группа №3.Слайд 7Задание №1.Работа с источником. Прочитай текст, назови основную
проблему. Предложи свой путь решения.
Задание №2. Перед вами 5 нужных вам товаров, но есть веские причины, по
которым от 3х покупок нужно отказаться. Объясните их.
1 товар Калькулятор.
2 товар Телефон.
3 товар Пачка чая.
4 товар Чипсы.
5 товар Молоко.
Вывод:
7
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Учитель давайте обобщим наши полученные знания по личным
финансам. Выступают представители каждой группы. Остальные
учащиеся заполняют рабочие листы.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия
Вернемся к нашему вопросу: «Способствует ли финансовая грамотность
разумному ведению домашней бухгалтерии». Ответы учеников.
Предлагаю результат нашей деятельности оформить в виде памятки. Я
начинаю, а вы продолжаете мою фразу. Слайд №8
Пример памятки:1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему. Учитесь вести запись и
учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и
расходов.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по
карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к
тому же, за меньшие деньги.
4. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете
накопить сбережения.
8
5. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых
нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми
функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
Слайд №9. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими
элементами домашней бухгалтерии определять его вид и делать выводы.
Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете
помогать родителям в его разработке и анализе.
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал.
У каждого из вас лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Прошу
отметить свое настроение на протяжении всего урока. Одна ломаная линия
покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
Мне было очень приятно с вами работать.
Спасибо за урок.9
Используемая литература и источники
1. Горяев А., Чумаченко В. УМК «Основы финансовой грамотности». М:
Просвещение.
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с
видеоматериалами