Методическая разработка по физической культуре на тему: «ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ".
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
физическая культура
10 кл
14.02.2019
ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ. Комплекс психолого-педагогических, физиологических методов исследования. Под наблюдением находились 125 учащихся лицея г. Миасса. Рассматривались две группы: 1-ая группа – подростки, занимающиеся по программе физического воспитания для лицея, не занимающиеся спортом, 2-ая группа - подростки, занимающиеся физическим воспитанием по рационально двигательному режиму, включающий в себя увеличение двигательной активности (ДА) способствующей повышению неспецифической резистентности организма учащихся и физической подготовленности, активному развитию и совершенствованию профессионально значимых функций и качеств (ПЗФиК), от уровня развития которых зависит успешность освоения профессиональных навыков, повышению адаптации к факторам среды. В основу работы положены гигиенические принципы физического воспитания, предложенные А. Г. Сухаревым [1], направленные на укрепление здоровья детей и подростков средствами физического воспитания и работы В. А. Кабачкова и С. А. Полиевского [2] по профессиональной направленности физического воспитания в ПТУ.
ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ.docx
ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Ведение.
Укрепление
совершенствование их
профессионального обучения является одной из важных медикопедагогической и
социальной задачей нашего государства. Успешному овладению знаниями, укреплению
здоровья учащейся молодежи способствует ряд факторов, одним из которых является
оптимальный двигательный режим.
здоровья подростков,
Цель исследования обоснование двигательного режима учащихся лицеев.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач применили
комплекс психологопедагогических,
физиологических методов исследования,
информативных, адекватных, надежных и простых, используемых в научнопрактических
исследованиях педагогами, психологами, физиологами и гигиенистами. Под наблюдением
находились 125 учащихся лицея г. Миасса. Все учащиеся составили две группы: 1ая
группа – подростки, занимающиеся по программе физического воспитания для лицея не
занимающиеся спортом, 2ая группа подростки, занимающиеся физическим воспитанием
с профессиональноприкладной направленностью по рационально двигательному режиму,
включающий в себя увеличение двигательной активности (ДА) способствующей
повышению неспецифической резистентности организма учащихся и физической
подготовленности, активному развитию и совершенствованию профессионально значимых
функций и качеств (ПЗФиК), от уровня развития которых зависит успешность освоения
профессиональных навыков, повышению адаптации к факторам среды. В основу работы
положены гигиенические принципы физического воспитания, предложенные А. Г.
Сухаревым [1], направленные на укрепление здоровья детей и подростков средствами
физического воспитания и работы В. А. Кабачкова и С. А. Полиевского [2] по
профессиональной направленности физического воспитания в ПТУ.
Результаты исследований. Выявили, что существующая организация физического
воспитания подростков в учебных заведениях системы образования, как показали наши
исследования, далеко не совершенна. Разнообразные формы физического воспитания в
режиме дня подростков, обучающихся в лицее, проводятся не регулярно. Моторная
плотность уроков физического воспитания составляет 4045%, пульсовая стоимость при
этом составляет всего в среднем 100 120 уд\мин, у 4060% подростков отмечается низкий
уровень ДА, несоответствующий гигиеническим нормативам. Большинство подростков не
соблюдают здоровый образ жизни. Все это ведет к высокой заболеваемости и слабой
физической подготовленности учащихся.
Путями профилактики гипокинезии,
совершенствования адаптационных возможностей организма и активного формирования у
учащихся профессиональной пригодности и высокого уровня физической
подготовленности является физическое воспитание с профессиональноприкладной
направленностью с рационально двигательным режимом. Разрабатывая рациональный
двигательный режим /РДР/, мы ставили целью не только увеличение ДА, но и активное
развитие функций, и качеств, значимых для профессионального обучения подростков,
способствующих укреплению их здоровья, усилению их адаптационных возможностей к
обучению в образовательных учреждениях и производственным факторам среды.
Увеличение ДА проводились, вопервых, за счет введения дополнительного физического
воспитания и, вовторых, за счет интенсификации основных форм.
Разработанный РДР во 2ой группе обеспечивал:
увеличение объема занятий физическими упражнениями путем введения
дополнительного спортивного часа два раза в неделю;
равномерное распределение уроков физической культуры и спортивного часа в
недельном цикле; увеличение моторной плотности занятий физического воспитания до 75 % и их
интенсификация с применением метода круговой тренировки, при ЧСС выше 150 уд\мин;
включение во все формы физического воспитания элементов профессиональной
прикладной физической подготовки, составляющих 3040% от общего объема упражнений;
Обязательное проведение внеурочных форм физического воспитания; вводной
гимнастики, физкультминут, подвижных игр на перемене, домашних заданий по
физической культуре;
применение тренажерных устройств на уроках по физической культуре и
спортивном часе.
Анализ характера учебного труда и статичной вынужденной позы по литературным
данным и наши исследования показали, что условия труда учеников имеют свою
специфику: неблагоприятные условия, сопровождающие как низкой, так высокой
температурой воздуха; неудобные рабочие позы, передвижение в ограниченном
пространстве, выполнение заданий, требующих больших умственных усилий и напряжений.
Хроническое воздействие неблагоприятных факторов среды при учебных нагрузках
приводят к чрезмерной функциональной перегрузке организма учеников проявляющейся в
снижении адаптивных возможностей со стороны жизнеобеспечивающих систем,
реактивности организма, возникновению общих и профессиональных заболеваний, травм,
чем наносят существенный экономический ущерб обществу. Все выше сказанное
предъявляет повышенные требования к организму ученика, функциональному состоянию,
физической подготовленности и общему состоянию здоровья ребенка. Следует
подчеркнуть, что организм подростков отличается повышенной чувствительностью к
воздействию неблагоприятной среды, чем лица зрелого возраста и претерпевают более
значительные функциональные сдвиги в процессе адаптации к не благоприятным
условиям.
Все это отрицательные факторы будут сказываться и на здоровье учащихся,
осваивающих знания, как в период учебы, так и на последующих этапах деятельности.
Все позволило определить специфические требования, которые эта профессия
предъявляет к организму работающих: необходимость поддерживать высокий уровень
работоспособности на высоте в условиях сочетания неблагоприятных факторов
окружающей среды и нервноэмоциональной напряженности, необходимость выполнять
тяжелую работу, находясь в вынужденной рабочей позе, осуществляя при этом постоянный
зрительный контроль. Вынужденные рабочие позы и передвижения в условиях ненадежной
и неустойчивой опоры создают большие нервноэмоциональные и статические напряжения,
затрудняют дыхание, вызывают ощущения боли в пояснице, способствуют застойным
явлениям в системе кровообращения, снижают и ограничивают подвижность суставов,
эластичность мышц и связок и т.п. Физиологическими функциями, обеспечивающими
выполнение этих требований являются: подвижность нервных процессов, функции
двигательного и зрительного анализаторов: показатели координации и точности
воспроизведения движения, глазомера, цветоразличения; сила и статическая выносливость
мышц верхнего плечевого пояса, спины, ног и показателей сердечнососудистой и
дыхательной систем, показателей терморегуляции.
Анализ литературных данных и наши исследования позволили обосновать задачи
физического воспитания с по рациональнодвигательному режиму для учащихся лицея:
1. Организация физического воспитания, при которой суммарная величина
двигательной активности соответствовало гигиеническим нормам по возрастным
потребностям.
2. Совершенствование функций дыхательной и сердечно сосудистой систем,
терморегуляторного аппарата.
3. Совершенствование подвижности нервных процессов. 4. Совершенствование функций двигательного и зрительного анализатора.
5. Развитие силы и статической выносливости мышц верхнего плечевого пояса, ног и
позных мышц (спины, живота) и общей выносливости.
6. Повышение физической работоспособности и подготовленности, неспецифической
резистентности организма и укрепления здоровья.
Результаты наших исследований показали, что исходный уровень суточной
двигательной активности (СДА) у подростков обеих групп оказался значительно ниже
гигиенических норм. По количеству локомоций в два раза ниже рекомендуемых,
продолжительность динамического компонента не превышал 2,5 часа. Наблюдения за
подростками на протяжении двух лет обучения не выявили существенных изменений СДА
у учащихся I группы. Bo II группе занятия физическим воспитанием с профессионально
прикладной направленностью по рационально двигательному режиму способствовали
увеличению СДА до гигиенических норм. Это, в свою очередь, оказало значительное
влияние на рост и развитие организма и состояние здоровья занимающихся. Получены
достоверные изменения показателей окружности грудной клетки и жизненной емкости
легких, пневмотахометрии, физической работоспособности и подготовленности в
динамике наблюдения по сравнению с учащимися I группы. У последних отмечается
повышенная заболеваемость в полтора раза выше и большой процент низких и высоких
показателей лизоцима слюны, что свидетельствует о сниженной неспецифической
резистентности организма и напряжении системы, чем во II группе. Физическое воспитание
с профессиональной направленностью во II группе способствовало активному развитию и
совершенствованию ПЗФиК занимающихся. Получены достоверные изменения показателей
подвижности нервной системы, глазомера, мышечносуставной чувствительности,
координации движения, силы и статической выносливости мышц рук и спины по сравнению
с подростками I группы.
Таким образом,
физическое воспитание с профессиональноприкладной
направленностью по рационально двигательному режиму способствовало у занимающихся
повышению физической работоспособности и подготовленности, функционального
состояния и укрепления здоровья, активному развитию и совершенствованию ПЗФиК, что
обеспечило подросткам лучше освоить в дальнейшей жизни профессиональные навыки и
овладеть профессией, повысить адаптацию к условиям учебной и профессиональной
деятельности.
Литература
1. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. –М.:
Медицина, 1991. 272 с.
2. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического
воспитания в ПТУ. –М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
Методическая разработка по физической культуре на тему: «ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ".
Методическая разработка по физической культуре на тему: «ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ".
Методическая разработка по физической культуре на тему: «ОБОСНОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.