Методическая разработка по окружающему миру

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для обучения окружающему миру в начальной школе в МОУ СОШ №1 выбрана содержательная линия И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, И.В.Саплиной, Е.В.Саплина. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру образовательной системы «Планета знаний» состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов окружающего мира в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Иконка файла материала окружающий мир.doc
Пояснительная записка Составитель:   Козлова   Ирина   Александровна,   учитель   начальных классов МОУ СОШ №1 (г. Домодедово). Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   стандарта начального   общего   образования   (приказ   МО   РФ   №   373   от   06.10.   2009), примерной   программы   по   окружающему   миру   для   начальной   школы, рекомендованной   Министерством   образования   и   науки   РФ,   на   основе авторской программы по окружающему миру И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, И.В.Саплиной,   Е.В.Саплина,  Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов основного общего образования. Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 1­ых классов.  Уровень изучения предмета ­  базовый.  Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.  Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы   по   окружающему   миру     И.В.Потапова,   Г.Г.Ивченковой,     И.В.Саплиной, Е.В.Саплина, рекомендованной Министерством образования и науки   РФ  для   первого   класса   общеобразовательных   учреждений,   без изменения   её   содержания,   издательство   АСТ   «Астрель»   2011г.,   гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. В   системе   предметов   общеобразовательной   школы   курс   окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание». Назначение предмета «Окружающий мир»  в начальной школе состоит в  формирование   целостного   и системного том,   чтобы   представления о мире и месте человека в нём.  обеспечитьИзучение   окружающего   мира   в   1   классе   направлено   на   достижение следующих целей: ­ формирование знаний о природе, человеке и обществе;    ­ осознание характера взаимодействий между ними;   Для   достижения   поставленных   целей   необходимо   решение   следующих задач: ­   расширить   и   систематизировать   представления   учащихся   о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;  ­ познакомить с некоторыми способами изучения природы и общества; ­ научить проводить наблюдения; ­воспитать бережное и уважительное отношение к природе;  ­ воспитать правильное отношение к окружающему миру. Для обучения окружающему миру в начальной школе в МОУ СОШ №1 выбрана содержательная линия И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, И.В.Саплиной, Е.В.Саплина. Главные особенности учебно­методического комплекта (УМК) по окружающему миру образовательной системы «Планета знаний» состоят в том,   что   они   обеспечивают   преемственность   курсов   окружающего   мира   в начальной   школе   и   в   последующих   классах   основной   и   средней   школы,   а также   в   полной   мере   реализуют   принципы   деятельностного   подхода,   что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся. Для выполнения всех видов обучающих работ по окружающему миру в 1 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:  1)    И.В.Потапова,   Г.Г.Ивченкова,  И.В.Саплина,  Е.В.Саплин     Учебник Окружающий мир, 1 класс, в двух частях, М: издательство АСТ «Астрель», 2011 2)   И.В.Потапова,   Г.Г.Ивченкова   Тетрадь   на   печатной   основе Окружающий мир, 1кл., в двух частях, М: издательство «Астрель», 2011Нижеуказанные   пособия   позволяют   организовать  методическое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе: 1)   Методические   рекомендации   для   учителя,   авт.   Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова Обучение в 1 классе к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, М: издательство «Астрель», 2011 Промежуточная аттестация  проводится в форме тестов, контрольных работ. Итоговая аттестация – по сумме общих оценок за период обучения. Данная рабочая программа состоит из 3­х разделов: 1) пояснительная   записка   с   определением   целей  основного   общего образования  с учётом специфики предмета «Окружающий мир» (1 класс). 2) календарно­тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной   деятельности   учащихся   и   описанием   планируемых   результатов   по каждой теме; 3) описание   материально­технического   обеспечения   образовательного процесса. Планируемые результаты освоения программы  по окружающему миру к концу 1 класса   Пришла пора учиться (13 ч) Обучаемый научиться:  Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.  Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).  Называть и различать окружающие предметы и их признаки.  Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и  различия.  Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы,  необходимые в школе). 1При   составлении   календарно­тематического   плана   были   введены   следующие сокращения:   П.   –   познавательные   результаты;   Р.   –   регулятивные   результаты;   К.   – коммуникативные результаты. Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на  рисунки).  Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.  Объяснять значение некоторых дорожных знаков.   Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Обучаемый получит возможность научиться:  Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).  Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе,  дома, на улице и выполнять их.  Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в  парах и проектная деятельность).  Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на  маршрутные листы).  Работать в малых группах (в парах).  Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике  учебника.  Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и  правила безопасного поведения).  Выбирать форму участия в проектной деятельности.  Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»;  объяснять значение правил поведения в школе и на улице;  рассказывать значение школы в жизни детей; Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе  школы, на улице. Человек (13 ч): Обучаемый научиться:  Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.  Составлять устный рассказ из 2­3 предложений (по заданной теме).  Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств,  объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их  признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств.  Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения  утренней зарядки, придумывать свои упражнения.  Составлять меню.  Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Обучаемый получит возможность научиться:  Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные  приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.  Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое  поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в  парах.  Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.  Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных  видах деятельности.  Подбирать фотографии родственников и устанавливать  последовательность по возрастным признакам (с помощью членов  семьи). Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании  фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему  «Одежда». Природа в жизни человека (21 ч): Обучаемый научиться:  Различать объекты живой и неживой природы.  Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и  явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в  природе, с иллюстрациями.  Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным  признакам.  Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал,  характеризующий времена года.  Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и  отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет,  форма, размер).  Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности  лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений  леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.  Характеризовать поведение наблюдаемых животных.  Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные  признаки каждой группы; определять принадлежность животных к  группам по тому или иному признаку.  Объяснять различие между дикими и домашними животными.  Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей  тетради), дополнять ее. Обучаемый получит возможность научиться:  Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.  Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать  правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.  Получать информацию с помощью схем и рисунков.  Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на  основе наблюдаемых явлений.  Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних  растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты  наблюдений в рабочей тетради   Выбирать форму участия в проектной деятельности Человек среди людей (17 ч): Обучаемый научиться:  Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.  Обсуждать многонациональность нашей Родины.  Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии  населенных пунктов России.  Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем  домашнем адресе в случае необходимости.  Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего  проживания.  Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции  семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях  взаимопомощи, о проведении совместного досуга.  Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять  описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые  явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять  причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты  наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.  Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.  Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.  Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).  Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный  адрес). Обучаемый получит возможность научиться:  Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению  домашних обязанностей,  самостоятельно выполнять некоторые  обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).  Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к  окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного  поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.  Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать  подарки.  Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать  правила их предупреждения.   Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с  моделированием фантастической планеты).  Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность  высказываний, продолжать тему, начатую партнером.  Находить информацию о городе (населенном пункте) своего  проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).  Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике.  Моделировать обстановку комнаты ученика.  Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную  охрану», «Милицию», «Скорую помощь»,  участвовать в ролевых играх  на тему «Безопасное поведение».  Участвовать  в   коллективной   подготовке   стенда   или   фотоальбома, изготовлении книжки­самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия»