Для обучения окружающему миру в начальной школе в МОУ СОШ №1 выбрана содержательная линия И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, И.В.Саплиной, Е.В.Саплина. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по окружающему миру образовательной системы «Планета знаний» состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов окружающего мира в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Пояснительная записка
Составитель: Козлова Ирина Александровна, учитель начальных
классов МОУ СОШ №1 (г. Домодедово).
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта
начального общего образования (приказ МО РФ № 373 от 06.10. 2009),
примерной программы по окружающему миру для начальной школы,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе
авторской программы по окружающему миру И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой,
И.В.Саплиной, Е.В.Саплина, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов
основного общего образования.
Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 1ых
классов. Уровень изучения предмета базовый. Тематическое планирование
рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в
год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской
программы по окружающему миру
И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой,
И.В.Саплиной, Е.В.Саплина, рекомендованной Министерством образования и
науки РФ для первого класса общеобразовательных учреждений, без
изменения её содержания, издательство АСТ «Астрель» 2011г., гриф
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
В системе предметов общеобразовательной школы курс окружающего
мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание».
Назначение предмета «Окружающий мир» в начальной школе состоит в
формирование целостного и системного
том, чтобы
представления о мире и месте человека в нём.
обеспечитьИзучение окружающего мира в 1 классе направлено на достижение
следующих целей:
формирование знаний о природе, человеке и обществе;
осознание характера взаимодействий между ними;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач:
расширить и систематизировать представления учащихся о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира;
познакомить с некоторыми способами изучения природы и общества;
научить проводить наблюдения;
воспитать бережное и уважительное отношение к природе;
воспитать правильное отношение к окружающему миру.
Для обучения окружающему миру в начальной школе в МОУ СОШ №1
выбрана содержательная линия И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, И.В.Саплиной,
Е.В.Саплина. Главные особенности учебнометодического комплекта (УМК)
по окружающему миру образовательной системы «Планета знаний» состоят в
том, что они обеспечивают преемственность курсов окружающего мира в
начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а
также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что
полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам
обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по окружающему миру в 1
классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1) И.В.Потапова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Саплина, Е.В.Саплин Учебник
Окружающий мир, 1 класс, в двух частях, М: издательство АСТ «Астрель»,
2011
2) И.В.Потапова, Г.Г.Ивченкова Тетрадь на печатной основе
Окружающий мир, 1кл., в двух частях, М: издательство «Астрель», 2011Нижеуказанные пособия позволяют организовать
методическое
обеспечение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе:
1) Методические рекомендации для учителя, авт. Г.Г.Ивченкова,
И.В.Потапова Обучение в 1 классе к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова,
М: издательство «Астрель», 2011
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных
работ. Итоговая аттестация – по сумме общих оценок за период обучения.
Данная рабочая программа состоит из 3х разделов:
1) пояснительная записка с определением целей основного общего
образования с учётом специфики предмета «Окружающий мир» (1 класс).
2) календарнотематическое планирование1 с указанием основных видов
учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по
каждой теме;
3) описание материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса.
Планируемые результаты освоения программы
по окружающему миру к концу 1 класса
Пришла пора учиться (13 ч)
Обучаемый научиться:
Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.
Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
Называть и различать окружающие предметы и их признаки.
Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и
различия.
Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы,
необходимые в школе).
1При составлении календарнотематического плана были введены следующие
сокращения: П. – познавательные результаты; Р. – регулятивные результаты; К. –
коммуникативные результаты. Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на
рисунки).
Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения
с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.
Объяснять значение некоторых дорожных знаков.
Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.
Обучаемый получит возможность научиться:
Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).
Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе,
дома, на улице и выполнять их.
Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в
парах и проектная деятельность).
Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на
маршрутные листы).
Работать в малых группах (в парах).
Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике
учебника.
Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и
правила безопасного поведения).
Выбирать форму участия в проектной деятельности.
Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»;
объяснять значение правил поведения в школе и на улице;
рассказывать значение школы в жизни детей;
Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе
школы, на улице.
Человек (13 ч):
Обучаемый научиться:
Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.
Составлять устный рассказ из 23 предложений (по заданной теме).
Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств,
объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их
признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств.
Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения
утренней зарядки, придумывать свои упражнения.
Составлять меню.
Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.
Обучаемый получит возможность научиться:
Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные
приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.
Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое
поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в
парах.
Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.
Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных
видах деятельности.
Подбирать фотографии родственников и устанавливать
последовательность по возрастным признакам (с помощью членов
семьи).
Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании
фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему
«Одежда».
Природа в жизни человека (21 ч):
Обучаемый научиться:
Различать объекты живой и неживой природы.
Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и
явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в
природе, с иллюстрациями.
Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным
признакам.
Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал,
характеризующий времена года.
Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и
отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет,
форма, размер).
Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам,
выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений
леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.
Характеризовать поведение наблюдаемых животных.
Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные
признаки каждой группы; определять принадлежность животных к
группам по тому или иному признаку.
Объяснять различие между дикими и домашними животными.
Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей
тетради), дополнять ее.
Обучаемый получит возможность научиться:
Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.
Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать
правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.
Получать информацию с помощью схем и рисунков.
Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на
основе наблюдаемых явлений.
Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних
растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты
наблюдений в рабочей тетради
Выбирать форму участия в проектной деятельности
Человек среди людей (17 ч):
Обучаемый научиться:
Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.
Обсуждать многонациональность нашей Родины.
Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии
населенных пунктов России.
Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем
домашнем адресе в случае необходимости.
Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего
проживания.
Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции
семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях
взаимопомощи, о проведении совместного досуга.
Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять
описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые
явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять
причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты
наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.
Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.
Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.
Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).
Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный
адрес).
Обучаемый получит возможность научиться:
Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению
домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые
обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).
Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к
окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного
поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.
Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать
подарки.
Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать
правила их предупреждения.
Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с
моделированием фантастической планеты).
Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность
высказываний, продолжать тему, начатую партнером.
Находить информацию о городе (населенном пункте) своего
проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).
Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике.
Моделировать обстановку комнаты ученика.
Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную
охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх
на тему «Безопасное поведение».
Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома,
изготовлении книжкисамоделки или сборе коллекции по теме «Люди и
их занятия»