Методическая разработка по пожарной безопасности для летнего оздоровительного лагеря
Оценка 5

Методическая разработка по пожарной безопасности для летнего оздоровительного лагеря

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
22.06.2017
Методическая разработка по пожарной безопасности для летнего оздоровительного лагеря
Разработка мероприятия в форме квеста для воспитанников лагерей с дневным пребыванием детей позволит с минимальными временными затратами подготовить интересное командное событие, направленное на повышение интереса детей к проблеме пожаров, воспитание неприемлемого отношения к нарушениям правил пожарной безопасности, а также умения работать в команде и нести ответственность за коллективный результат.
Сценарий игры.docx

Сценарий квеста «В поисках пожарной безопасности»

Составитель: заместитель директора

по воспитательной работе МКОУ СОШ

п. Азанка Кадовб М.Л.

Замечательной формой организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере является квест. Квест в ЛДП - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные воспитательные и развивающие задачи.  

Мы предлагаем провести мероприятие в данной форме на пожарную тему.

Квест – это прежде всего командная игра. Квест-это игры, в которых игроку необходимо взаимодействовать с ровесниками, принимать решения, использовать логику.

Цель мероприятия: пропаганда пожарной безопасности среди воспитанников ЛДП.

Задачи:

 Активизировать воспитанников, повышать познавательный интерес в вопросах пожарной безопасности. 

 Развивать необходимую мотивацию в вопросах безопасной жизнедеятельности.

Формировать неприемлемое отношение к нарушениям правил пожарной безопасности.

Воспитывать чувство команды, взаимовыручки, умение договариваться.

Оборудование: воздушные шары, маркеры, маршрутные листы, карточки с заданиями для станций (при необходимости)

1 этап.

Ведущий. Приветствуем всех участников большого приключения, которое произойдет через несколько минут. Командам отрядов лагеря «Радуга детства» предстоит совершить большое путешествие по Стране пожарной безопасности, на которую совершили нападение Страшные Причины Пожаров и украли эту безопасность. Мы надеемся на ваши знания, умения, дружбу и взаимовыручку. Каждая команда самостоятельно строит свой маршрут и старается пройти испытания быстрее всех! После прохождения всех этапов команда прибывает к месту старта игры. А сейчас познакомимся!

Представление команды (название, девиз) – 1 мин, получение маршрутных листов.

2 этап – игры на станциях (проводится в отдельных аудиториях).

На станциях за работой команды следят независимые Эксперты : сотрудник пожарной части ИК-24,  лесничий Азанковского лесничества, инженер по охране труда школы, учитель ОБЖ, фельдшер ФАП, библиотекарь, педагог – организатор и т.д.

Команды выполняют задания на скорость, самостоятельно организуют свой маршрут, выбирая наиболее оптимальный. Это повышает азарт игроков, заставляет их работать в команде как можно сплоченнее,  активизирует взаимовыручку.

 

По окончании выполнения задания команды получают воздушный шар определенного цвета, в конце маршрута у детей формируется связка шаров.

Станции.

1.     «Огненно-загадочная» (проводит педагог – организатор)

Эксперт: Днем ли, ночью, утром рано
Если что – то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить  НЕЛЬЗЯ!

1. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.  (огонь)

2. Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя?  (противогаз)


3. Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.  (лестница на пожарной машине)


4. Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)

5. Смел огонь, они смелее, 
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (пожарные)

6. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)


7. Летала мошка -сосновая ножка,
на стог села - всё сено съела (спичка)

8.  Кто стоит и строг, и важен,
В ярко-красный фрак наряжен,
Как на службе, часовой –
Охраняет наш покой?
Ну а если вдруг случится –
Что-то, где-то задымится,
Или вдруг огонь-злодей
Разгорится у дверей,
Он всегда помочь успеет,
И злодея одолеет…    (огнетушитель)

9.  Полено в топке полыхает
И "звезды" эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.  (искра)

10.  На крыше столбом, в избе скатертью. (Дым.)

11. Маленькая, красненькая, а большую беду приносит. (Искра.)

12. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)

Эксперт. Молодцы, ребята, желаю вам удачи на следующих этапах! Получайте свой заслуженный шарик!

2.     Станция «Огненно – народная мудрость»

Эксперт:  с древних времен наши предки осознавали опасность стихии огня. Ребята, продолжите пословицу про пожары.

● От искры сыр-бор …………загорается.

● Не шути с огнем,……….. обожжешься.

● От искры пожар ………….рождается.

● Не играй, кошка, с огнем ……….. лапу обожжешь.

● Искру туши до пожара………….. беду отводи до удара.

● Сену с огнём не ………….ужиться.

● Дерево с огнем не………….дружит.

● Спички не игрушка, огонь не ……….забава.

● Где огонь,………… там и дым.

● Дыма без огня ……….не бывает.

● Огонь хороший слуга, но плохой…………. хозяин.

● Спичка – невеличка, а огонь ………………великан.

● И малая искра………… сжигает города.

● С огнем воюют, а без огня ………….горюют.

● Все прошло, как огнем……….. сожгло.

● От огня и камень …………треснет.

● Водой пожар тушат, а умом -…………… предотвратят.

● Пожарному делу учиться – вперед …………..пригодится.

• Пожар слезой……………. не зальешь.

Эксперт: Ребята, надеюсь, вы стали мудрее, как наш великий народ. Вы заслужили этот шарик. Счастливого дальнейшего пути!

3.     Станция «Огненно – литературная»  (проводит библиотекарь)

Эксперт. Дорогие дети! Огонь – это такая стихия, которая своей непредсказуемостью, завораживающей разрушительностью привлекает внимание людей не только в обычной жизни, но и в творчестве. Тысячи строк поэтов и писателей посвящены этому явлению. Давайте проверим, насколько вы дружны с литературой!

1 Бежит курица с ведром, 
А за нею во весь дух 
С помелом бежит петух. 
Поросенок- с решетом 
И козел – с фонарем. 
(С. Маршак «Кошкин дом») 

2  Спички лучшая игрушка 
Для скучающих детей. 
Папин галстук, мамин паспорт- 
Вот и маленький костер 
(Г.Остер «Вредные советы») 

3  «Что за дым над головою? 
Что за гром по мостовой? 
Дом пылает за углом 
Сто зевак стоит кругом. 
Ставит лестницы команда 
От огня спасает дом» 
(С. Михалков «Дядя Степа») 

4  Заклубился дым угарный 
Гарью комната полна 
На руках Кузьма – пожарный 
Вынес Лену из окна. 
(С. Маршак. «Пожар») 

5 Третий этаж, 
И четвертый, 
И пятый… 
Вот и последний, 
Пожаром объятый. 
Черного дыма 
Висит пелена, 
Рвется наружу 
Огонь из окна. 
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). 

6 «Море пламенем горит. 
Выбежал из моря кит 
«Эй, пожарные, бегите 
Помогите, помогите»». 
[К.И.Чуковский «Путаница»]. 

7.«Что за дым над головою? 
Что за гром по мостовой? 
Дом пылает за углом 
Сто зевак стоит кругом. 
Ставит лестницы команда 
От огня спасает дом» 
[С.Михалков «Дядя Стёпа»]. 

8. «Только мать сошла с крылечка 
Лена села перед печкой, 
В щелку красную глядит, 
А в печи огонь гудит. 
Приоткрыла дверку Лена – 
Соскочил огонь с полена, 
Перед печкой выжег пол, 
Влез по скатерти на стол, 
Побежал по стульям с треском, 
Вверх пополз по занавескам». 
[С.Я.Маршак «Пожар»]. 

9. «Один раз загорелся дом, и когда пожарные приехали, к ним выбежала женщина. Она 
плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба» 
[Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»]. 

10. «С треском, щёлканьем и громом 
Встал огонь над новым домом. 
Озирается кругом, 
Машет красным рукавом. 
Вернулся кот Василий 
И кошка вслед за ним 
И вдруг заголосили: 
«Пожар! Горим! Горим!» 
[С.Я. Маршак «Кошкин дом»] 

11.«Третий этаж, и четвёртый и пятый 
Вот и последний пожаром объятый 
Чёрного дыма висит пелена, 
Рвётся наружу огонь из окна 
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз 
Девочку взял и спускается вниз». 
[С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»]. 

12.Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын – богатырь. Горяч, как тётушка Молния. Хорошее имя дали богатырю – Пар» [Е.Пермяк Сказка «Как Огонь Воду замуж взял»] 

Эксперт: Ребята, если вы не знаете какие-то произведения, предлагаю взять книги в нашей школьной библиотеке и прочитать на досуге. Предлагаю продолжить ваш нелегкий, но такой важный маршрут! Получайте заслуженный шарик!

4.     Станция «Огненно – медицинская» (проводит фельдшер ФАП)

Эксперт: Дорогие дети! Самое ценное, что есть у вас – это ваша собственная жизнь. Знайте, что бесценна жизнь каждого человека. Огонь не щадит никого – ни слабых, ни сильных, ни больных, ни здоровых. Пострадавшему человеку необходима первая помощь в ожидании приезда «Скорой».

Расскажите алгоритм ваших действий по оказанию первичной помощи пострадавшему от пожара.

(дети рассказывают, показывают свои действия,  ведущий сравнивает с алгоритмом)

Примерный ответ: Если человек получил сильные термические ожоги, находясь в горящем здании, то необходимо вызвать скорую помощь и по возможности облегчить состояние пострадавшим от огня людям. Умелое оказание первой медицинской помощи при пожаре позволит спасти человеческие жизни.

Что необходимо сделать в первую очередь:

1.     Вывести (вынести) пострадавшего на свежий воздух. Желательно именно на улицу (не в другое помещение). потому что самая частая причина смерти при пожаре — отравление продуктами горения.

2.     При сильном пожаре и обширных очагах возгорания на объекте на пострадавшем может загореться одежда. Ее необходимо устранить с тела потерпевшего в первую очередь. Нужно облить человека водой, постараться сбить с него пламя, накинув на тело плотную ткань, одеяло или пальто.

Если к обожженной коже пристали частицы сгоревшей одежды, то устранять их в процессе оказания первой медпомощи категорически запрещается! Это может привести к длительному заживлению раны. Одежду разрезают и аккуратно снимают с тела пострадавшего на пожаре.

3.     Оказание первой медицинской помощи при пожаре включает в себя охлаждение обожженных участков тела с помощью проточной прохладной воды. При отсутствии источника воды можно приложить к травмированным частям холодную влажную ткань, смачиваемую по мере необходимости, свежей водой.

4.     Потерпевшему следует дать обильное питье. Лучше всего в этом случае давать пить минеральную солевую воду, которую можно приготовить самостоятельно (развести в 1 литре чистой воды по одной чайной ложке соли и соды).

5.     Если человек отравился угарным газом, то существуют способы оказания доврачебной первой медицинской помощи, которые несложно выполнить до приезда скорой:

  • Вынести или увести потерпевшего на свежий воздух
  • Остудить ему голову холодной водой
  • Расстегнуть одежду, чтобы облегчить дыхание
  • Сделать принудительную вентиляцию легких
  • При необходимости – воспользоваться нашатырным спиртом

Эксперт  анализирует ответ команды и подводит итог:

Ребята, помните! Оказание первичной медицинской помощи при пожаре доступно каждому гражданину. Помните – правильно и своевременно выполненные манипуляции помогут спасти человеческую жизнь! Получите ваш шарик и безопасного вам пути!

5.     Станция «Огненная путаница» (проводит учитель ОБЖ)

Эксперт: Ребята! На пожаре необходима быстрота мыслей, принятия верного решения. Мы проверим сейчас скорость ваших мыслей. Вы должны собрать из букв слова на пожарную тематику и дать им определения.

Ребята собирают из букв слова на пожарную тематику и дают им определения.

СЛОВА: ЭВАКУАЦИЯ,  ПОЖАР, ОГНЕТУШИТЕЛЬ,  БАГОР,  СИГНАЛИЗАЦИЯ, ПРОПАГАНДА, ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ

Эксперт: Ребята, вы просто молодцы, но помните – важно не только знать, но и соблюдать все правила пожарной безопасности. Получите свой заслуженный шарик и счастливого вам дальнейшего маршрута!

6.     Станция «Огневая – костровая» (проводит лесничий)

Эксперт: Ребята, мы живем в окружении величайшего богатства нашей Родины – леса. Он дает человеку очень много, но в то же время очень страдает от людей. Кто самый страшный враг леса? (дети отвечают – лесной пожар) А когда в лесу категорически нельзя разводить костер (дети отвечают – во время введения особого противопожарного режима) Ведущий рассказывает о видах лесных пожаров и бедствиях, им приносимых лесной экосистеме. Дает ребятам задание развести и потушить костер по всем требованиям безопасности. Анализирует возможные ошибки.

Эксперт: Ребята, я надеюсь, что вы и ваши действия никогда не станут причиной лесных пожаров. Получайте ваш шарик и в добрый путь!

7.     Станция «Огненно – интеллектуальная» (проводит сотрудник пожарной части)

Эксперт: Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, в сельском хозяйстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.

Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы маленькую лазейку. Это может быть и не выключенный вовремя утюг, непогашенная спичка, непотушенный костер, неисправная электропроводка

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, могут привести к беде.

1.Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`?

Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

2.Почему пожарная машина красная?

Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

3. Как одеваются пожарные?

Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Чем опасны пожары?

Ответ: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

5.Чем еще опасен пожар, кроме огня?

Ответ: Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

6.Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?

Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.

7.Чем можно тушить начинающийся пожар?

Ответ: Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

9. От чего бывают пожары?

Ответ: Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Ответ: Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

11.Что надо делать, если в квартире много дыма?

Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?

Ответ: Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

13.Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

Ответ: Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

14. Чем опасна печь в деревенском доме?

Ответ: В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

15. Может ли загореться искусственная елка?

Ответ: Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.

16. Почему ведро на пожарном щите имеет такую форму?

Истинные причины того, что пожарное ведро конусной формы:

1. Удобство забора воды
Таким ведром удобно черпать воду и с открытой поверхности и с колодца. Обычным ведром нужно сделать больше движений, а на пожаре каждая секунда на счету.

2. Скорость и точность выплескивания 
Из такого ведра вода быстрее и точнее выльется.

3. Удобство выливания воды
При конусном дне это делать значительно удобнее - за него проще схватиться и крепко держать и направлять выплескивание воды, а не цепляться за сантиметровый выступ обычного ведра.

4. Не стучится об ноги
Если такое ведро наполнить водой и идти с ним или бежать, то его низ не будет стучаться об колени, и не будет расплескиваться вода.

5. Удобство зачерпывания песка
При зачерпывании песка его можно достаточно быстро взрыхлить конусом.

Эксперт: Ребята, я поздравляю вас с прохождением этого достаточно сложного этапа и надеюсь, что ваши знания помогут избежать чрезвычайных ситуаций. Держите шарик и смело продолжайте свой путь!

         После прохождения всех этапов игры команды собираются на площадке.

Ведущий: Дорогие участники игры! Вы большие умницы и молодцы. Вы показали смекалку, скорость, находчивость, сплоченность и взаимовыручку! У вас в руках большие связки шаров.  Мы предлагаем вам написать на них все возможные причины пожаров (дети пишут). А сейчас дружно лопнем эти шары, чтобы также лопнули и исчезли причины пожаров и все беды, что с ними связаны, чтобы не приходилось испытывать боль и не было причин совершать подвиги пожарным и смелым гражданам нашей родины!

Ребята выполняют командами это задание, ведущий награждает команду-победительницу квеста, благодарит гостей – экспертов  и поздравляет всех с окончанием игры.

 


 

Сценарий квеста «В поисках пожарной безопасности»

Сценарий квеста «В поисках пожарной безопасности»

По окончании выполнения задания команды получают воздушный шар определенного цвета, в конце маршрута у детей формируется связка шаров

По окончании выполнения задания команды получают воздушный шар определенного цвета, в конце маршрута у детей формируется связка шаров

Что-то, где-то задымится, Или вдруг огонь-злодей

Что-то, где-то задымится, Или вдруг огонь-злодей

От огня и камень …………треснет. ●

От огня и камень …………треснет. ●

Висит пелена, Рвется наружу

Висит пелена, Рвется наружу

Чёрного дыма висит пелена, Рвётся наружу огонь из окна

Чёрного дыма висит пелена, Рвётся наружу огонь из окна

Потерпевшему следует дать обильное питье

Потерпевшему следует дать обильное питье

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений

Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

Удобство выливания воды При конусном дне это делать значительно удобнее - за него проще схватиться и крепко держать и направлять выплескивание воды, а не цепляться…

Удобство выливания воды При конусном дне это делать значительно удобнее - за него проще схватиться и крепко держать и направлять выплескивание воды, а не цепляться…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017