Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство +1
Взрослым
27.11.2018
Основной задачей современной школы является создание таких условий, которые бы способствовали развитию личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонней подготовке его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. В данной методической разработке представлены:
1. Общие положения
2. Цели и задачи Портфолио.
3. Функции Портфолио.
4. Порядок формирования Портфолио.
5. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности.
6. Структура, содержание и оформление Портфолио.
7. Технология ведения Портфолио.
методическая разработка Портфолио.docx
Мельникова Анфиса Ралитовна,
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки
результатов освоения ООП».
Аннотация
Основной задачей современной школы является создание таких условий, которые
бы способствовали развитию личности учащегося как активного субъекта учебной
деятельности и всесторонней подготовке его к непрерывному процессу
образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. В
данной методической разработке представлены:
1. Общие положения
Порядок формирования Портфолио.
2. Цели и задачи Портфолио.
3. Функции Портфолио.
4.
5. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности.
6. Структура, содержание и оформление Портфолио.
7. Технология ведения Портфолио.
Методическая разработка может быть использована учителями предметниками,
классными руководителями для повышения мотивации учащихся, анализа учебного
процесса, формирования рефлексивной культуры учащихся; умения самостоятельно
оценивать собственные достижения
и позволяет найти индивидуальный подход к учащимся, выстроить индивидуальную
образовательную траекторию.
Введение Выбранная тема является актуальной, поскольку современное Российское
образование ставит перед нами новые цели. В этой связи меняется и роль
современного педагога. Учитель новой школы представляется тьютором,
наставником, который должен помочь ребенку увидеть и осознать свою
уникальность, помочь изучить себя. Наставник призван помочь ребенку сделать
правильный выбор, должен научить ученика ставить цели, прогнозировать результат
и уметь планировать свой процесс образования целесообразно
Технология портфеля (Portfolio) это технология личностноориентированного
обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и
результатов собственного учебного труда, участия в мероприятиях , помимо
повышения мотивации самостоятельной учебной деятельности, позволяет учащимся
осознать ответственность за свое становление как личности, помогает каждому
ученику максимально реализовать свои возможности.
Изменения, произошедшие в содержании современного
образования за
последнее десятилетие, перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков
как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие
самостоятельности учебных действий, влекут за собой изменения системы
оценивания. В настоящее время уже в начальной школе весьма актуальной
становится использование нового инструмента оценки учебных достижений. Таким
инструментом является Портфолио.
Портфолио это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его
достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определённый
промежуток времени.
Составление Портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и
старшей школе. Но в начальной школе создается среда, которая позволяет ребёнку
развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и
эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно
разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь
на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию. Динамику развития личности младшего школьника можно проследить только при условии регулярного
учета успехов ребенка.
С введением новых стандартов обучения в начальной школе использование
педагогической технологии "Портфолио учащихся" приобретает ещё большую
актуальность.
Рабочий Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на
обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения –
формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных
учебных действий учащихся младших классов;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в
оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и
оптимистического прогнозирования.
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В
образовательном процессе он используется как: процессуальный способ
фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные
доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи»
школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего Портфолио как инструмента оценки результатов
освоения ООП: сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов
современного образования, которыми являются УУД (универсальные
учебные действия);
содержание заданий Портфолио можно выстроить на основе УМК,
реализующего новые образовательные стандарты;
разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор,
Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической
практике;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся
путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) –
осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения,
осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что
они узнали.
Впервые возникает потребность в создании так называемого «дневника» уже в
первые дни 1го класса, так как есть желание и необходимость фиксировать то, о чем
дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым
будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном
обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной
стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны,
собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех
правилах, по которым класс договорился жить в первом классе.
Проводятся классные часы, на которых дети учатся работать с Портфолио и
собирают материал для разных разделов Портфолио.В результате коллективной
работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем
могут и меняться. 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью
индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и
профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации
на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся
1.2.
общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью
составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка
ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с
результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников
основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени
образования.
1.6. На второй ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации
об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности
(учебнопознавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими
своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения
дальнейшего профиля обучения.
1.7. На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом
профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории
обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности,
степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Цель внедрения технологии Портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности
школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в
котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его
способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения Портфолио являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями;
формирование жизненных идеалов,
стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции Портфолио
3.1. Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной
жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2. Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной
деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3. Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования Портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10
класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Период составления Портфолио 5 лет
9 классы).
4.2.
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое
(5
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя, учителейпредметников.
5. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над Портфолио являются учащиеся, их родители, классный
руководитель, учителяпредметники, педагоги дополнительного образования и
администрация школы.
Обязанности учащегося:
Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи
ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в
накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность.
Обязанности родителей:
Помогают в оформлении Портфолио и осуществляют контроль за пополнением
Портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого –
сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения
Портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую
деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами
дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися
Портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несёт
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом
документе.
Обязанности учителейпредметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию Портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций
по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему
поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят
экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные
работы.
Обязанности администрации учебного заведения:
Заместитель директора по воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии Портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность
за достоверность сведений, входящих в Портфолио.
Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативноправовую
базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности
участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление Портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы:
«Социальноличностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о
родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной
форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года,
ставит цели и анализирует достижения.
«Учебнопознавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных
предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности,
материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по
предметам .
«Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена
объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа
принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать
информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При
возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в
СМИ или Интернете надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет
порталом, сделать распечатку тематической странички.
«Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в
спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
«Духовнонравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях,
конкурсах, проектах
6.2. В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с
учебной деятельностью, входит:
1) систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео и аудио записей процессов выполнения
отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале
обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы
самоанализа и самооценки учащихся.
2) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых
работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с
точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное
представление как в целом, так и по отдельным аспектам, об основных
достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых
аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой,
указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папкенакопителе с
файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью
взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы
которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет
обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и
ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,
элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться
и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в
различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся
результатов.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную
папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в этом разделе. В рамках накопительной системы рабочего Портфолио реализуется
системная оценка личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Портфолио демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний,
достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии на примере
подборки детских работ.
На основе листов наблюдения, результатов тестирования, оценок выполнения
работы, результатов самоанализа в Портфолио отражается динамика следующих
показателей:
1. сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков
учения, как:
приобретение знаний,
понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
диалектичность мышления,
метазнание
2. сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных
навыков:
способность принимать решения,
способность уважать других,
умение сотрудничать,
умение участвовать в выработке общего решения,
способность разрешать конфликты,
способность приспасабливаться к выполнению различных ролей при работе в
группе
3. сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда
коммуникативных навыков:
слушание
информацию),
говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчёт в
(слышать инструкции,
слышать других,
воспринимать
малой и большой группе), чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения
информации),
письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое
содержание, готовить отчёты, вести дневник).
4. сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков
поисковой и проектной деятельности:
формулировать вопрос, ставить проблему;
вести наблюдение,
планировать работу,
планировать время,
собрать данные,
зафиксировать данные,
упорядочить и организовать данные,
представить результаты или подготовленный продукт.
Эффективность Портфолио в моей практике
Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной
динамикой. Успеваемость участников проекта составляет 100 %. Качество знаний
растет. Высокий познавательный интерес к предметам история и обществознание
подтверждается не только качеством знаний моих учеников, но и активным участием
обучающихся (более 70 % ) в разных формах внеурочной деятельности по данным
предметам: предметные НЕДЕЛИ, ежегодные школьные научнопрактические
конференции. Почти 80% участников
приняли участие в олимпиадах
муниципального уровня, регионального, Всероссийского уровней, играх, фестивалях,
конкурсах различных уровней. Есть призеры.
Заключение
В данной методической разработке собран материал для использования учителем
в работе по развитию и стимулированию самостоятельности ученика, составления
Портфолио как инструмента оценки результатов освоения ООП. В процессе работы над Портфолио происходит процесс осмысления учениками
своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и
осознание своих возможностей.
Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что он способствует
повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных
возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Портфолио способствует развитию сознательного отношения школьников к
процессу обучения и его результатам, позволяет конкретизировать цели обучения и,
следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный
процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей
и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный
подход к учащимся
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка
в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений
ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку
на протяжении всей его жизни».
Список литературы
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга
1. – Казань, 1996. – 567 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
(проект). www
. standart
. edu
. ru
2. Глушкова В. Я. Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы
как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении.
http://festival.1september.ru 3. Еговцева Н. Н. Портфолио ученика как средство создания ситуации успеха.
polasna
Полазна. mou
1.narod.ru
4. Кабанова Л. Ф.Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации
личностного развития. Муром. sch2verba.my1.ru
5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 5
апреля 2002 года
6.Министерство образования Российской Федерации. Рекомендации по построению
различных моделей портфолио учащихся основной школы. М., 2003.
―
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под
ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 1999.
8. Новикова
способностей.ps.1september.ru
Т. Прутченков А. Пятнадцать ошибок на пути раскрытия
9. Орлова Л. «Портфолио школьника» образовательный портал «Солнышко»
http://www.solnet.
10.Попов А.А. Индивидуальность и знание: современные обусловленности / В сб.
Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания.
Томск, 2001. С.3134.
11.Попов А.А. Категориальные технологические начала педагогики самоопределения
/В сб. Введение в педагогику самоопределения. Томск, 2001. С.17.
12.Сапожникова Л.С. Самовоспитание как фактор развития личности / Кн. Проблемы
личности. – М., 1970. – С. 172175. 13. Писаревская Т. П. Шаблоны для оформления портфолио ученика.
www.proshkolu.ru/user/viknavigator/blog/93284
14.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного
обучения. М.: «Владос», 2000.
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Методическая разработка по теме: «Портфолио ученика – инструмент оценки результатов освоения ООП».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.