Методическая разработка по теме: «ПЯТЬ ПРОСТЕЙШИХ ШВОВ»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 31.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой разработку творческой тематической работы для выполнения школьниками на занятиях детского творчества в рамках работы кружков, внеклассных мероприятий, студий художественно-эстетической направленности. Материал может служить своеобразной инструктивной карточкой с поэтапным описанием работы. Работа может быть выполнена школьниками среднего или старшего возраста или адаптирована для начальных классов.
Иконка файла материала пять простейших швов.docx
Методическая разработка по теме: «ПЯТЬ ПРОСТЕЙШИХ ШВОВ» Ход урока I. Вступительное слово учителя. 1. Историческая справка. Вышивка – распространенный вид декоративно­прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на   разных   тканях,   коже,   войлоке   и   других   материалах   льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др. Этот вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно,   мы   никогда   не   сможем   узнать,   кто   и   когда   впервые   догадался воплотить  в узорный  мотив  красоту  родной  природы,  свои  переживания  и ощущения,   так   как   из­за   недолговечности   ткани   и   ниток   наука   лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы  наиболее  древней вышивки в музеях Европы  относятся  к V в. н. э., а  образцы   славянской   вышивки   сохранились   лишь   за   несколько   последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века). Вышивкой   украшалась   одежда   у   скифов   –   жителей   причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн­Фадлан (X в. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду. В  эпоху   Киевской  Руси   искусство   художественной   вышивки   ценилось очень   высоко.   Сестра   Владимира   Мономаха –   Анна­Янка   организовала   в Киеве,   в   Андреевском   монастыре,   школу,   где   молодые   девушки   учились вышивать золотом и серебром. На   рисунках   и   иконах   того   времени   мы   видим   изображения   людей   в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными   для   определенной   местности   орнаментами.   Следует   лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. В   условиях   патриархального   уклада   сельской   жизни   с   натуральными формами   хозяйствования   большинство   вещей   домашнего   обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой. Вышитая   белая   сорочка   –   неотъемлемая   часть   женской   и   мужской одежды  любого  европейского  народа.  Вышитая  сорочка  была  характерным признаком   каждой   местности   и   отличалась   своеобразным   орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов. Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно­ седельные   изделия   украшали   мужчины.   Для   этой   работы   использовался каждый   удобный   момент:   посиделки,   на   которые   девушки   собиралисьдолгими   осенними   и   зимними   вечерами,   часы   отдыха   от   полевых   работ   – весной и зимой. Одежда   была   своеобразной   характеристикой   умения   девушки,   ее трудолюбия.   Именно   поэтому   женская   одежда   украшалась   чрезвычайно красиво.   Предметом   гордости   каждой   семьи   был   свадебный   сундук   с приданым,   сделанным   руками   невесты.   В   приданое   входила   не   только   ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа,   плетеные   или   тканые   пояса   для   будущих   близких   родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца. Вышиванием занимались во всех слоях общества – от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В  России  XVIII–XIX вв.   почти   во   всех   помещичьих   хозяйствах   и   при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу. Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за   пределы   домашнего   ремесла   и   кое­где   приобретает   форму   кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом. И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев. Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного   искусства,   в   котором   воплощены   лучшие   традиции   народа   – приносит   и   будет   приносить   радость   тысячам   его   почитателей.   Это изысканное   женское   хобби   еще   долго   будет   удовлетворять   потребность   в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг. 2. Классификация вышивок. Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей   ткани   основы   крестом   и   другими   гобеленовыми   швами   по   канве; вышивание по полотну счетной гладью, т. е. мережками и мережками в двух направлениях)   и  гладьевые  (вышивание   на   белом,   по   шелку   и   бархату, золотое шитье, вышивка­аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на   тканях   контуров).  Промежуточное   положение   занимают  ажурные швы или  стяги  (вышитое кружево), когда внутри свободных гладьевых контуров нити считают и стягивают. Посмотрите на образцы этих техник. (Демонстрация образцов.) II. Практическая работа. Мы   будем   выполнять   на   уроке   швы   без   счета   нитей   и   гладьевые   по образцам, так как такие швы проще в исполнении и имеют большее значение в подготовке учащихся к шитью. Сегодня   мы   изучим  пять   простейших   швов,   выполняемых   по   одной линии:  вперед   иголку;   вперед   иголку   дважды;   стебельчатый  или  назадиголку; за иглу  и  тамбурный. Этими швами можно вышивать и тонкие, и толстые линии изображений (стебли, контуры рисунков), а можно заполнять большие площади. Вот образцы. (Демонстрация образцов.) Инструменты и материалы: пяльцы, ножницы, иглы, нить и ткань. Иглу выбираем тонкую и длинную с обычным маленьким ушком (иглы с большим ушком, штопальные, используются для вышивания нитью во много сложений, толстыми шерстяными или шелковыми нитями). Берем моток ниток мулине, снимаем обертки, аккуратно разворачиваем моток и “обнаруживаем” большое “кольцо” из ниток или маленькое. Большое “кольцо” разрезаем в месте узелка, а от маленького отматываем и отрезаем кусок нити длиной не более сажени (размах рук). Отрезанная нить толстая, так как она в 6 сложений. Вытаскиваем одну из нитей и вставляем в иглу одновременно   оба   конца   нити,   как   показано   на   рисунке,   выполненном   на доске. Рисунок на доске Вариант 1 Вариант 2 не более сажени Моток мулине Вдевание нити в иглу Закрепление нити на ткани ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Демонстрация типовых плакатов по технике безопасности при ручных работах и комментарий к плакатам.ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ Берем лоскут 20х20 см мадаполама или гладкокрашеного ситца (можно бывшего в употреблении) и переносим на него рисунок с карточки­схемы. КАРТОЧКА­СХЕМА Шов “вперед иголку” Шов “вперед иголку дважды” Шов “назад иголку” (стебельчатый) Шов “за иглу” Тамбурный шов Шов “козлик” Шов “перекрещенная строчка” Шов “восьмерка” Шов “елочка” Шов “каракули” Рококо Ришелье Двусторонняя гладь (прямой гладьевой валик) Односторонняя гладь Двусторонняя гладь (косой гладьевой валик) Английская гладь или дырочки обычные с оттенением Захватываем   иглой   2–3   нити   ткани   в   начале   первой   строчки,   почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперед иголку”, делая стежки длиной 2–3 мм (см. Инструкционную карту № 1, рис. 1). Если вышивальная нить не закончена, можно переступить на ближайший конец второй линии и вышивать швом “вперед иголку дважды” (см. Инструкционную карту № 1, рис. 2). По окончании работы с нитью закрепляем ее, проводя иглу под      5– 7 стежков с изнанки, и отрезаем остаток (см. Инструкционную карту № 1, рис. 6).   Выполняем   швы:   стебельчатый,   за   иглу   и   тамбурный   (см. Инструкционную карту № 1, рис. 3, 4, 5). III. Итоги урока. Самоконтроль:  сравнить   свой   образец   вышивки   с   образцом   учителя, обратить внимание на ровность линий и длину стежка. Изученные   сегодня   швы   вы   можете   использовать   в   кружке   для выполнения модели “Рождественский ангел” (см. Приложение 1). Посмотрите на готовую модель.(Демонстрация модели.) Домашнее   задание:  закончить   тамбурный   шов,   принести   те   же инструменты и материалы. Инструкционная карта № 1 1 2 1а а 2 3 2а б в Рис. 5. Тамбурный шов Рис. 1. Шов «вперед иголку» Рис. 2. Шов «вперед иголку дважды» 3 4 1 5 2 Рис. 3. Шов «за иглу» 1 3 2 5 4 б 1 3 2 а в Рис. 4. Стебельчатый шов Рис. 6. Закрепление нити