Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»
Оценка 4.7

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Оценка 4.7
Лекции
doc
труд
Взрослым
19.03.2018
Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»
Методическая разработка знакомит учащихся с масштабами проблемы и структурой внутрибольничной инфекции. В графическом виде показано возникновение инфекционного процесса при наличии трех компонентов. Выявлены объективные и субъективные причины возникновения внутрибольничной инфекции и механизмы передачи. К методической разработке приложены тесты для контроля знаний с вариантами ответов.
№-1 ВБИ (М.Р.П.) Татаренко.doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИНЕШЕМСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»          Утверждаю          Зам. директора по УР:  _____________С.А. Краснова  «______»___________20__г             Рассмотрено на заседании ЦМК   Председатель  ЦМК _____________  Е.Н. Груздева                   «____»__________20__г МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для  преподавателя. ПМ. 04, 05, 07  «Выполнение работ по профессии младшая                      медицинская сестра по уходу за больными» МДК 02:  «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда» Занятие : №­1 Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень 31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень 31.02.01  «Лечебное дело» повышенный уровень           Составлена  преподавателем:  1 Татаренко Л. В. Кинешма 2015 г. Тема: «Внутрибольничная среда.» Место проведения: кабинет доклинической практики. Количество часов: 180 минут Тип занятия: доклиническая практика. Воспитательная цель: Воспитать у студентов чувство профессиональной ответственности, внимательного отношения к  пациенту во время проведения манипуляций. Развивающая цель: Развить у студентов клиническое мышление и наблюдательность. Развивать умение логически мыслить. Учебные цели: после изучения темы студент  должен знать: З­1 Способы реализации сестринского ухода; З­5 Основы профилактики внутрибольничной инфекции.  уметь: У­1 Собирать информацию о состоянии здоровья пациента;    У­2 Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья; У­5 Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; У­6 Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных  дезинфицирующих средств.  Обладать общими компетенциями: ОК­1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. ОК­2 Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения,  определенных руководителем. ОК­3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и  коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК­6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК­8 Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ­ Анатомия. ­ Микробиология. ­ Физиология. ­ Психология. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Темы:  ­ «Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль.» ­ «Сестринский процесс»  Оснащение занятия ­ претесты; постесты; ­ ситуационные задачи; ­ методические разработки занятия. ­ мыло; халат; маска; очки; шапочка; 2 ­ полотенце; Дидактический материал. ­ Комплект учебно­методической документации; ­ Тестовые задания для контроля знаний с эталоном ответов  ­ Ситуационные задачи с эталонами ответов. ­ Видеофильм правила мытья рук. ­ Алгоритмы действия медсестры при выполнении следующих манипуляций:  1. Обработка рук до и после выполнения манипуляций. 2. Использование защитной одежды.      № п/п ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Этапы занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Организационный момент Ознакомление с темой, планом и целью занятия. Актуализация опорных знаний Практическая часть А) Демонстрационная часть Б) Самостоятельная работа студентов Закрепление нового материала Оформление дневников Домашнее задание Подведение итогов занятия Ориентировочное время 2 минуты 3 минуты 10 минут 45 минут 100 минут 10 минут 5минут 2 минуты 3 минуты Действия преподавателя Преподаватель   приветствует   студентов, отмечает   отсутствующих,   проверяет готовность   кабинета   и   студентов   к занятию. ХОД ЗАНЯТИЯ Действия студента 1. Организационный момент Студенты   приветствуют   преподавателя, приводят   в   порядок   внешний   вид, староста называет отсутствующих. Обоснование методических приёмов Организует   студентов, аккуратности.   приучает   к 2. Ознакомление с темой, планом и целью занятия.   цели   занятия.   план Преподаватель   называет   тему, занятия,   Напоминает правила  техники   безопасности.  Раскрыть практические темы, необходимость   применения   полученных знаний в профессиональной деятельности. значение     Записывают   в  дневник   дату,  тему,  план, цели занятия. Осмысливают план занятия и   ставят   перед   собой   цели.   Студенты вспоминают ранее изученный материал.   студентов Настраивает на воспроизведение   ранее   изученного материала,   знания студентов, формирует мотивацию. актуализирует     Преподаватель   проводит   контроль исходного   уровня   знаний   (претесты) (Приложение 1). Преподаватель объясняет новый материал путём   рассказа   с   применением ситуационных   задач   и   приведением примеров из практической деятельности.  (приложение №2).     наблюдает Преподаватель и контролирует   действие   студентов   во время   самостоятельной   отработки алгоритмов. (приложение №3).   Преподаватель   предлагает   студентам вопросы   для   закрепления   материала   по 3. Актуализация опорных знаний Студенты   отвечают   на   вопросы преподавателя. Углубление, закрепление, систематизация материала. 4.Практическая часть А) Демонстрационная часть Студенты внимательно слушают  преподавателя,записывают основные  моменты в дневник. Запоминают материал занятия. Задают вопросы. Б) Самостоятельная работа студентов Студенты под контролем преподавателя   самостоятельной отрабатывают  алгоритмы манипуляций. Обработка рук и использование защитной одежды. 5. Закрепление нового материала Студенты отвечают на тесты Усвоение   нового   материала,   углубление знаний по предмету. Способствует усвоению и закреплению  полученных теоретических знаний.  Развитие навыков работы в коллективе. Углубление   и   систематизация   знаний, закрепление материала по теме занятия. 3 Действия преподавателя теме занятия (постесты) (Приложение №­ 4)  Действия студента Обоснование методических приёмов Преподаватель называет тему домашнего задания   с   указанием   страниц   в литературе. Преподаватель подводит итоги   занятия, делает   выводы,   выставляет   оценки, указывает на ошибки. (приложение №­6) 6. Оформление дневников Студенты   делают   записи   о   проделанной работе. 7. Домашнее задание Студенты записывают домашнее задание. Организует   студентов,   приучает   к аккуратности,   закрепляет   пройденный материал. Закрепляет   пройденный материал. и   систематизирует 8.  Подведение итогов занятия Организует и дисциплинирует студентов. 1. Организационный момент 2. Ознакомление с планом, темой и целью занятия План: Масштаб проблемы ВБИ,  ­ Структура ВБИ ­ Способы передачи инфекции в медицинском учреждении ­ Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции ­ Группы риска ВБИ: пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений и т.д. ­ Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и  т.д. 3. Актуализация опорных знаний Приложение №­1 ПРЕТЕСТЫ 1. Профилактика внутрибольничной инфекции является актуальной проблемой: а) во всем мире, б) в некоторых странах зарубежья, в) только в нашей стране, 2. Внутрибольничная инфекция поражает пациента: а) в результате обращения к медработнику за советом, б) в результате обращения к медработнику за лечебной помощью. 3. Внутрибольничная инфекция при благоприятном исходе: а) не влияет на сроки пребывания в стационаре, б) увеличивает сроки пребывания в стационаре. 4. Внутрибольничная инфекция в ряде случаев: а) может привести к летальному исходу, б) не может привести к летальному исходу. 5. Не регулярное проветривание помещения: а) влияет на появления внутрибольничной инфекции, б) не играет значительной роли в появлении внутрибольничной инфекции. 6. Наиболее восприимчивыми к внутрибольничной инфекции являются пациенты: а) терапевтических отделений, б) хирургических и урологических отделений, в) неврологических отделений. 7. Наибольший риск развития внутрибольничной инфекции наблюдается: а) у любого пациента, б) у страдающего тяжелыми хроническими заболеваниями. 4 8. У пациента, имеющего большой контакт с разными сотрудниками лечебного учреждения (врач и,  медсестры, лаборанты, студенты) риск приобретения внутрибольничной инфекции: а) повышается, б) не повышается. 9. Известно, что персонал нередко (50­60% случаев) является носителем золотистого стафилококка,  причем чаще всего носителями являются: а) мужчины, б) женщины. 10. По мнению ряда исследователей, основная часть бактерий попадает в воздух перевязочных и  операционных: а) из носоглотки   б) с поверхности кожи. 11. Три звена инфекционного процесса____________, _____________, ____________. 12. Методы профилактики ВБИ среди медицинского персонала. а) Использование одноразовой медицинской одежды. б) Применение средств индивидуальной защиты (очки, щитки, маски, перчатки). в) Вакцинация медицинского персонала. г) Обязательное тщательное мытье рук до и после выполнения манипуляций. д) Все ответы верны. 4.Практическая часть  А) Демонстрационная часть Приложение №­2 Инфекционный процесс – это процесс взаимодействия микроорганизма и макроорганизма в  определенных условиях внешней среды. Инфекционный процесс возникает при наличии трех компонентов Проникновение  возбудителя болезни  в восприимчивый  организм  через  входные ворота  инфекции: Через дыхательные пути,  ЖКТ, мочеполовые пути,  кожные (слизистые)  оболочки,  трансплацентарные сосуды  и кровь. Наличие патогенного  микроба. (Возбудитель) бактерии, вирусы, грибы,  простейшие, гельминты Микроб представляет  непосредственную  причину инфекционного  заболевания, определяет  его специфичность,  влияет на течение и исход  болезни. Определенные  условия внешней  Восприимчивость хозяина к  возбудителю зависит от  среды. многих факторов: 1 ­ неблагоприятная  Влияние на  окружающая среда; восприимчивость  2 ­ нарушения иммунного  хозяина к инфекции, в  статуса; которой происходит  3 ­ наличие длительных  взаимодействие между  хронических заболеваний; микроорганизмом и  4 ­ изменение нормальной  микроорганизмом микрофлоры кишечника  (приём антибиотиков); 5 ­ химико­лучевая терапия; 6 ­ возраст; 7 ­ неполноценное питание; 8 ­ обширность  травматических поражений,  высокая степень ожогов и  отморожений. 5 Механизм передачи: ­ воздушно­капельный ­ фекально­оральный  ­ контактно­бытовой  ­ трансмиссивный    ­ гемотрансфузионный  Внутрибольничная инфекция (ВБИ) Внутрибольничная инфекция ­ это любое клинически распознаваемое инфекционное  заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в  неё за лечебной помощью, или сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении  вне зависимости от проявления симптомов заболевания до или во время пребывания в больнице. Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой. По данным  исследователей ВБИ возникает как минимум у 5­12% пациентов, поступивших в ЛПУ. ПРИЧИНЫ ВБИ ОБЪЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТВНЫЕ Наличие ЛПУ не отвечающие  современным требованиям Недостаточное проведение  профилактических мероприятий Отсутствие эффективных методов  выявления и лечения  бактерионосителей Недостаточное количество  бактериологических лабораторий  кадровое обеспечение Недостаточный уровень подготовки  медицинского персонала по вопросам  инфекционной безопасности Недостатки в вопросах выявления,  учета и отчетности по ВБИ 6 Антибиотик устойчивость  микроорганизмов, вследствие  неконтролируемого использования  антибиотиков Увеличение числа лиц со сниженным  иммунитетом (по возрасту и в связи  с наличием заболеваний) Повышение частоты обращаемости за  медицинской помощью Расширение количества и объема  инвазивных лечебных и  диагностических манипуляций Миграция населения, экономическая  нестабильность Недостаточная укомплектованность  кадрами в ЛПУ, увеличение нагрузки  на средний и младший медперсонал Недостаточный уровень контроля со  стороны органов санитарно­ противоэпидемического контроля Отсутствие надежных методов  дезинфекции и стерилизации для  некоторой аппаратуры Несовершенная система организации  работы в ЛПУ, увеличение числа  контактов, необоснованные  переводы пациентов в другие  подразделения Необоснованное увеличение  количества инвазивных процедур Внутрибольничные инфекции вызывают более чем 300 патогенных или условно патогенных  микроорганизмов. Возникновению этих заболеваний способствуют:  ­ снижение сопротивляемости организма, обусловленное болезнью и (или) лечением; ­ скопление и циркуляция возбудителей заболевания;  ­ селекция антибиотико­устойчивых и (или) высоковирулентных возбудителей болезни, а также  повышенные возможности контактов и заражения. Чтобы возникла ВБИ, необходимо наличие трёх звеньев эпидемического процесса:  1. Возбудитель,  2. Средство передачи возбудителя  3. Восприимчивый к инфекции организм человека Возбудителями ВБИ могут стать: бактерии, вирусы, грибы, простейшие, многоклеточные  паразиты. Источниками ВБИ, имеющими наиболее важное эпидемиологическое значение, являются: ­ больные острой, стёртой или хронической формой инфекционных заболеваний, включая раневую  инфекцию, а также носители различных видов патогенных и условно патогенных микроорганизмов; ­ медицинский персонал (врачи, медицинские сестры, санитарки); ­ матери, в основном в акушерских стационарах и отделениях для детей раннего возраста, ­  носители или больные. ­ Наибольшую опасность в качестве источников инфекции представляет медицинский персонал из  числа длительных носителей и больных стёртыми формами, а также длительно находящиеся в  7 стационаре больные, которые часто являются носителями внутрибольничных штаммов. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ ВБИ Парантеральный Аспирационный аэрогенный Фекально­оральный Контактный Трансмиссивный в/в вливания загрязнённой  крови или  лекарств. Хозяин вдыхает загрязненные капельки или пылинки Предметы­руки­рот Прямой Непрямой От источника к хозяину Через промежуточный предмет Через живого носителя Через не живого носителя Насекомые, звери, птицы. Вода, пища. Через руки Через предметы Значимость отдельных путей и факторов передачи инфекции зависит от профиля стационара. На возникновение ВБИ влияют Перегрузка ЛПУ Нарушенный иммунный статус Хронические заболевания Снижение сопротивляемости организма ВИЧ­инфекция, лейкемия, лучевая  терапия. Сахарный диабет , рак, хронические  обструктивные заболевания легких. Возраст Дети и старики Недостаточное питание Алиментарное истощение. 8 Лечебно­диагностические процедуры  (катетеризация, применение дренажных  трубок, применение аппаратов  искусственного дыхания). Основными возбудителями являются патогенная и условно­патогенная микрофлора,  стафилококки, стрептококки, грамотрицательные бактерии, кишечная палочка. Среди ВБИ особенно распространены:  детские инфекции, кишечные, гепатиты В и С, грибковые  инфекции.                       Основная   масса   ВБИ   на   современном   этапе   вызывается   условно­патогенными возбудителями: стафилококками, стрептококками, синегнойной палочкой, протеем, клебсиеллами, кишечной   палочкой,   серраниями, бактероидами,   клостридиями,   кандидами   и   другими   микроорганизмами.   Значительное   место   в этиологии ВБИ занимают вирусы гриппа, аденовирусы, ротовирусы, энтеровирусы, возбудители вирусных гепатитов и др. Внутрибольничные инфекции могут быть вызваны редкими или ранее неизвестными возбудителями, такими как легионеллы, пневмоцисты, аспергиллы и др.   энтеробактериями,   энтерококками,   сальмонеллами, Способы передачи некоторых распространенных возбудителей. Возбудитель Источник Локализация Золотистый стафилококк Зараженные   предметы,   руки,   носовые пути персонала, воздух,  сам пациент. Кровь,раны,зараженные инструменты. Эпидермальныйстафилококк Сам пациент, руки персонала, лечебно­ диагностическая аппаратура. Кровь, инструменты.   раны,   зараженные Энтерококк Клебсиела, энтеробактер Сам   пациент,   руки   персонала, зараженные   поверхности   окружающих предметов . Сам   пациент, зараженные лекарственные растворы. персонала,  РУКИ  Мочевыводящие   пути,   дыхательные пути, кровь Дыхательные   пути,   раны,   кишечник, мочевыводящие пути.   кровь, Синегнойнаяпалочка Зараженная   окружающая   среда,   руки, сам пациент. Раны, мочевыводящие пути. дыхательные     пути, Протей, цитобактер   сальмонелла, Зараженная   пища, персонала, сам пациент.   вода,   руки кровь,   раны,   мочевыводящие   пути, мозговые оболочки. Дифтероиды Руки Кровь, зараженные инструменты. Стрептококк Прямой   контакт,   руки,   воздух,   реже окружающие предметы. 9 Анаэробные бактерии Дрожжи Грибы Вирусы:   варицелла,   вирус герпеса, краснухи.   руки   персонала, Сам   пациент, зараженная окружающая среда. Сам пациент, руки персонала. Воздух, зараженная окружающая среда. воздух, ПРЯМОЙ контакт, сам пациент. Вирус гепатита В Вирус ВИЧ Зараженные   инструменты,   аппаратура, препараты, прямой контакт. Зараженные   инструменты,   препараты КРОВИ, прямой контакт. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ВБИ Способ передачи инфекции Возможные заболевания 1. КОНТАКТ Прямой (от источника к хозяину) Косвенный (через промежуточный объект)  через Руки Косвенный (через промежуточный объект)  через Предметы, через которые может  передаваться инфекция: Уретральный катетер, хирургические  инструменты, эндоскопическая и дыхательная  аппаратура, постельные принадлежности,  поверхности влажных предметов (краны,  раковины). Косвенный (через промежуточный объект)  через Капельный (пылевой), капельки­ крупные частицы. 2. ВОЗДУШНО­КАПЕЛЬНЫЙ Хозяин вдыхает ядра капелек имеющихся в  воздухе. 3. ТРАНСМИССИВНЫЙ. Перенос  через носителя: проглоченное или  введенное вещество (растворы лекарственных  препаратов, мази), пища, вода, продукты  крови. Перенос  через живого переносчика.  (насекомые, животные) ВИЧ­инфекция, педикулез, гонорея, сифилис и другие инфекции, передающиеся половым  путем. Раневая инфекция, кишечные инфекции  (дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф,  гепатит А и др.) Гепатит А и другие гепатиты, передающиеся  парентеральным путем, ВИЧ­инфекция,  раневая инфекция, абсцесс, сепсис, цистит,  пиелонефрит и др. Менингококковый менингит, грипп, дифтерия,  пневмония, гнойный трахеобронхит и др. Ветряная оспа, туберкулез легких, раневая  инфекция. Гепатит А, сальмонеллез, Гепатит В, ВИЧ­ инфекция. Малярия, риккетсиоз (блошиный и вшивый  сыпной тиф), геморрагическая лихорадка,  клещевой энцефалит. 10 РЕЗЕРВУАРЫ ВБИ В ЛПУ Микроорганизм Клебсиелла Энтеробактерии Синегнойная палочка Протей Цитобактер Золотистый и  эпидермальный стафилококк Дифтероиды Легионелла Атипичные микробактерии Резервуар во внешней  среде Оборудование для  искусственного дыхания Жидкости для  внутривенного введения,  вода Вода, дезрастворы,  оборудование для  искусственного дыхания Вода Вода Нет Резервуар в организме человека Глотка, кишечник, мочевыводящие пути (МВП) Руки, кишечник, МВП Руки, глотка, кишечник, МВП Руки, МВП Вода Руки Нет Водяные системы  кондиционирования воздуха Водопроводная вода,  загрязненные респираторы Руки, носоглотка Секрет дыхательных путей, руки Секрет дыхательных путей На основании данных таблицы можно отметить определенную тенденцию, что чаще всего  резервуаром для микроорганизмов являются руки, очень много микроорганизмов содержится в  моче и кале. Эти сведения очень важны, если учесть низкую культуру как пациентов, так и  персонала, игнорирующего требования санитарно­гигиенического режима в ЛПУ. Это приводит к  периодическим вспышкам ВБИ.                                                                                                                    Группы риска. На одном из первых мест по возникновению ВБИ стоят урологические стационары (до 50%  общего числа ВБИ) и реанимационные отделения. Чаще всего инфекции передаются пациенту через инструментарий, при катетеризации и эндоскопическом исследовании.  На втором месте по частоте  возникновения ВБИ стоят хирургические стационары, причем  они распространяются более всего в ожоговых отделениях (раневая инфекция).  ВБИ с поражением ЖКТ чаще всего наблюдаются в детских стационарах, причем  факторами передачи инфекции являются предметы ухода за пациентом, руки персонала, а в редких случаях и воздух. Высокому риску инфицирования различными инфекционными болезнями, в том числе  гепатитами В и С, ВИЧ­инфекции подвергается мед. персонал отделений реанимаций, хирургии,  гемодиализа, станции переливания крови. Среди среднего мед. персонала наиболее подвержены  инфекции процедурные мед. сестры и персонал который осуществляет пред стерилизационную  очистку, дезинфекцию, загрязненных кровью и другими биологическими секретами,  инструментария и оборудования. Профилактика и контроль ВБИ. Основной путь профилактики ВБИ – разрушение цепочки инфекционного процесса.  Существует три способа: Устранение возбудителя инфекции 11 Прерывание путей передачи инфекции Повышение устойчивости макроорганизма (иммунитета человека) Санитарно­противоэпидемический режим ЛПУ – комплекс санитарно­противоэпидемических  мероприятий, направленных на профилактику заноса и распространения инфекции в ЛПУ и за его  пределами, основой которых является обеспечение дезинфекционно­стерилизационного режима. Во многих случаях ВБИ можно предотвратить соблюдением правил асептики и антисептики при  выполнении диагностических и лечебных процедур.  Асептика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания инфекции в рану  и организм пациента. Антисептика – комплекс мероприятий, направленный на уничтожение микробов в ране или  организме. Деконтаминация – процесс удаления и уничтожения микроорганизмов с целью обеззараживания и  защиты. Очистка – процесс удаления с поверхности объекта органических остатков, микроорганизмов и  т.д. Меры профилактики и контроля включают в себя: 1. Контроль за санитарным состоянием помещений ЛПУ (влажная уборка, проветривание,  кварцевание). Влажную уборку помещений осуществляют не реже 2­х раз в сутки, с  применением дезинфицирующих средств. Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветоши)  должны иметь четкую маркировку с указанием помещения и видов уборочных работ,  использовать которые строго по назначению. Генеральная уборка должна проводиться  строго по графику не реже 1­го раза в месяц с тщательным мытьем и дезинфекцией. Проветривание палат и других помещений проводится не менее 4­х раз в сутки через               форточки, фрамуги, створки.  Стационары должны быть обеспечены бельем в достаточном количестве. Белье меняют по  мере загрязнения, регулярно, но не реже 1­го раза в 7 дней. 2. Контроль за качеством пищевых продуктов. 3. Систематический контроль за водоснабжением. 4. Дезинсекция (уничтожение мух, вшей, комаров). Профилактика ВБИ среди медицинского персонала. 1. Использование одноразовой медицинской одежды. 2. Применение средств индивидуальной защиты (очки, щитки, маски, перчатки). 3. Вакцинация медицинского персонала. 4. Применение кожных антисептиков и дезинфектантов. 5. После процедур шприцы, иглы, скальпели и т.п. должны помещаться в непрокалываемые  контейнеры со специальной маркировкой для обработки. 6. Передавать режущие и колющие инструменты через «нейтральную зону», а  не из рук в руки. 7. Медицинский персонал, имеющий контакт с ВИЧ­инфицированными, необходимо  обследовать 1 раз в 3­6 месяцев. 8. Обязательное тщательное мытье рук до и после выполнения манипуляций. 9. Соблюдение правил асептики и антисептики. Мытьё рук – важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический, хирургический. 12 Уровни обработки рук. СОЦИАЛЬНЫЙ ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ХИРУРГИЧЕСКИЙ Проводится перед и после  приёма пищи, после  посещения туалета, перед и  после ухода за пациентами Двукратное намыливание  рук и смывать проточной  водой в течение 30 секунд. Обработка рук  осуществляется перед  надеванием и после  снятия перчаток, после  контакта с  биологическими  жидкостями организма и  после возможного  микробного загрязнения. Применяется при  накрытии хирургического  стола, при участии в  хирургической операции,  пункции, родах. Социальный уровень – мытьё не сильно загрязнённых рук водой и мылом позволяет удалить с  кожи большинство транзиторных микроорганизмов. Социальная обработка рук проводится перед  приёмом пищи, после посещения туалета, перед и после ухода за пациентом, при загрязнении рук. Гигиенический уровень – мытьё с использованием антисептических средств; это более  эффективный метод удаления и уничтожения микроорганизмов. гигиеническая обработка рук  проводится перед выполнением инвазивных процедур, перед уходом за пациентом с ослабленным  иммунитетом, перед и после ухода за раной и мочевым катетером, перед надеванием и после  снятия перчаток, после контакта с биологическими жидкостями организма или после возможного  микробного загрязнения. Хирургический уровень – производится перед хирургическими вмешательствами и предполагает  их специальную обработку. Медицинские сёстры должны понимать, что использование перчаток не устраняет необходимости  мытья рук. Оно очень важно и при работе в перчатках, так как бактерии быстро размножаются в  тёплой, влажной среде внутри перчатки; кроме того во время использования не исключены  повреждения перчатки, через которые проникнет жидкость, содержащая микроорганизмы. Перчатки следует надевать при малейшей возможности контакта с кровью, жидкими выделениями  организма, слизистыми оболочками или повреждённой кожей любого пациента, а также при  соприкосновении с поверхностями, загрязнёнными кровью или другим биологическим материалом.  Использование перчаток необходимо и в тех случаях, когда на руках медицинского работника  имеются порезы, повреждения кожи или любые открытые раны. Использованные перчатки должны быть утилизированы соответственно требованиям. 13 Б) Самостоятельная работа студентов Отработка практических манипуляций. Студенты отрабатывают манипуляции по алгоритмам. Приложение №3 ОБРАБОТКА РУК ДО И ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ Цель: профилактика внутрибольничной инфекции Показания:  1.  Перед и после выполнения любых процедур; 2.  Перед  и после оказания помощи пациентам; 3.  При контакте  со слизистыми, кровью и другими биологическими жидкостями;  4.Перед и после осмотра пациента. 5. Перед едой. 6. После посещения туалета. 7. После надевания и после снятия перчаток. Противопоказания:   нет. Оснащение:  ­ жидкое мыло с  дозатором (диспенсер) ­ индивидуальное полотенце,  ­ салфетки. ­ Дезинфицирующее средство: этиловый спирт 70 градусный или другое, предложенное  учреждением в соответствии с нормативными документами (АХД ­ 2000, АХД ­ специаль и др.). Последовательность действий: 1. Открыть кран и отрегулировать температуру и напор воды. 2. Намыльте руки мылом, начиная с запястья  3.Мойте правую ладонь левой, а затем левую правой. 4.Мойте межпальцевые промежутки тыльной стороны левой руки правой рукой и наоборот.               5.Сделайте замок из пальцев с ладонной стороны и потрите их, моя ногтевые ложа.                              6. Потрите круговыми движениями каждый палец на левой руки, затем на правой.                                7.Ополосните руки теплой проточной водой, начиная с запястья.  8. Закройте кран, используя салфетку.    9. Высушите руки индивидуальным или разовым полотенцем, начиная с кончиков пальцев.                  10. Выбросите использованное разовое полотенца.                                       11. Наденьте чистые перчатки, если этого требует манипуляция. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНОЙ ОДЕЖДЫ Цель: профилактическая Показания: инфекционная безопасность, предупреждение распространения ВБИ Противопоказания: нет Оснащение: ­ халат,шапочка медицинская, ­ маска, перчатки медицинские, ­ фартук,  ­ защитные очки для глаз, ­ щитки. Последовательность действий: 1. Надеть халат и шапочку. 2. Надеть маску (для защиты полости рта и носа). 3. Надеть резиновые перчатки. 4. Для защиты глаз (если есть необходимость) надеть защитные очки. 5. Приступить к работе. 6. После каждого контакта нужно менять перчатки, мыть руки. 14 7. Во время процедур, связанных с возможным разбрызгиванием крови наденьте щитки и  пластиковый фартук. 8. Испачканную одежду необходимо тут же снять и поместить ее в дез. раствор. 9.  Для выполнения следующих процедур нужно надеть чистую спец. одежду 5. Закрепление нового материала Приложение №­4 Постесты; 1. Зараженные инструменты, аппаратура, препараты крови, прямой контакт, являются  способом передачи: а) Стрептококка; б) Вируса гепатита «В»; в) Грибов. 2. Зараженная пища, руки персонала, сам пациент являются способом передачи: а) Вируса иммунодефицита человека; б) Сальмонеллы; в) Вируса гепатита «В» 3. Цель гигиенической обработки рук медицинского персонала а)  обеспечение кратковременной стерильности б) создание кратковременной стерильности в) профилактика профессионального заражения г) удаление бытового загрязнения 4. Кратность обработки рук медсестрой а) перед процедурой б) после всех процедур в) в начале и в конце процедуры г) после нескольких процедур 5. Недостаточно обработанные руки медперсонала являются а) источником инфекции б) фактором передачи инфекции в) источником и фактором передачи инфекции 6. Типичные места обитания вируса золотистого стафилококка. а) Руки. б) Кишечник в) Вода г) Мочевыводящие пути. 7. Трансмиссивный путь передачи ВБИ а) От матери к плоду  б) Через руки в) Через живого носителя г) Через промежуточный предмет. 8. Зараженные предметы, руки, носовые пути персоонала,воздух, сам пациент являются  способом передачи:  а) Стрептококка; б) Вируса гепатита «В»; в) Золотистого стафилококка. 9. На поверхностных слоях кожи рук находиться большое число постоянных  микроорганизмов это: 15 а) 40­50% от всего количества обитателей кожи; б) 5­70% от всего количества обитателей кожи;  в) 80­90% от всего количества обитателей кожи . 10. Показание для проведения обработки рук на гигиеническом уровне а) перед и после приема пищи б) перед инвазивными процедурами в) при бытовом загрязнении рук г) после посещения туалета                                                        Решение ситуационных задач: Задача №1     Медсестра взяла кровь из вены пациента на анализ. Соблюдая все правила стерильности, она не  надела стерильные перчатки на руки и работа без перчаток. взяв кровь из вены пациента, медсестра  стала выполнять другие назначения врача. Все ли правильно сделала медсестра?     Задача №2 Отправляя мочу пациента на анализ, медсестра надела перчатки, взяла флакон с мочой и унесла в  лабораторию, вернувшись на рабочее место медсестра, сняв перчатки, приступила к продолжению  своей работы. В чем ошибка медсестры? Что может произойти?     Задача №3 При раздаче обеда медсестра не обратила внимание на гнойничок на руке, и продолжала раздавать  пищу пациентам. В чем ошибка медсестры? Что может произойти?      Задача №4 У пациента, самостоятельно принимающего длительное время антибиотики, в полости рта  появилась белая точечная сыпь, при обследовании выяснилось, что это дрожжевой грибок  (кандида). Что чаще всего является причиной восприимчивости пациента к такого рода  инфекции?     Задача №5 Медсестра инфекционного отделения, соблюдая все правила стерильности, делает инъекции  лежачим тяжелобольным пациентам в палате.  Подойдя к больному И. она увидела, что больной  оправил естественные нужды в подкладное судно. Медсестра убрала из под больного судно и  продолжила  выполнять инъекции назначенные врачом. Все ли правильно сделала медсестра?      Задача №6 Отправляя кровь пациентов на анализ, медсестра надела перчатки, взяла пробирки с кровью  поставила их в штатив  и унесла в лабораторию, вернувшись на рабочее место медсестра,   приступила к продолжению своей работы. В чем ошибка медсестры? Что может произойти?      Задача №7 В больнице объявлен карантин в связи с заболеванием гриппа.   Какие проблемы могут возникнуть у пациентов, находящихся на лечении в данной больнице?   Возможные пути передачи инфекционного заболевания гриппом.   Меры предосторожности пациента и медперсонала.  Задача № 8 Буфетчица в инфекционном отделении сообщила старшей медицинской сестре, что в буфете  обнаружен мышиный помёт. Что должна предпринять старшая медицинская сестра? Задача №9 При поступлении у пациента в приёмном покое обнаружен педикулёз. Какие мероприятия  необходимо провести в отношении такого больного. Задача №10 Медсестра по просьбе пациента отнесла переданные ему продукты в холодильник, и возвратясь к  пациенту, стала закапывать ему капли в глаза. В чем ошибка медсестры? Задача №11 16 Медсестра процедурного кабинета пришла на работу с признаками простудного заболевания:  кашель, насморк, общее недомогание. Отработала смену, оказывая помощь пациентам. Ночью у  одного из пациентов появились жалобы на недомогание, насморк, чихание, слезотечение и  поднялась температура тела до 38,5 гр. В чем ошибка медсестры? Эталоны ответов: Претесты: Постесты: 1) а; 2) б; 3) б; 4) а; 5) а; 6) б; 7) а; 8) а; 9) а; 10)б. 1­б 2­б 3­в 4­в 5­б 6­а 7­в 8­в 9­ а 10­б Ситуационные задачи: 1) Без перчаток работать нельзя. После любой манипуляции необходимо вымыть руки для  предупреждения ВБИ. 2) После работы с биологическими жидкостями, необходимо вымыть руки в перчатках и после  их снятия. 3) Раздавать пищу с гнойниками на руках запрещено. 4) Причина ослабленное здоровье. 5) Медсестра не должна была этого делать, а пригласить санитарку. 6) Без перчаток работать нельзя. После любой манипуляции необходимо вымыть руки для  предупреждения ВБИ. 7) ВБИ. 8) Провести дератизацию. 9) Обработка против педикулеза. 10) Медсестра не вымыла руки и не надела перчатки. 11) Медсестра должна была быть отстранена от работы. ВБИ. 4. Задание на дом: Тема: «Внутрибольничная инфекция.» Подготовить ответы на вопросы: 1. Санитарно­противоэпидемический режим ЛПУ. 2. Основные элементы санитарно­противоэпидемиологического режима. 17 6. Список использованной литературы: 1. Учебно­методическое пособие по  “Основам сестринского дела “ стр. 167­179 2. Учебно­методическое пособие по “Основам сестринского дела “ Обуховец Т.Л. стр. 81­90. Цепочка  инфекционного  процесса Возбудитель болезни                                                                              Вирусы                                                                              Грибы Бактерии Рикетсии     Простейшие Восприимчивый хозяин                                    Гельминты                                           Резервуар          (факторы)                                                                                                           (агента)             Возраст                                                                                                                  Живой     Иммунный фактор                                                                                                    Неживой   Хроническая болезнь Недостаточное питание Хирургическая операция              Ожоги        Антибиотики       Химиотерапия      Лучевая терапия Инвазивные процедуры                                                                          Входные ворота инфекции              Дыхательные пути    Пищеварительный тракт         Мочеполовые пути Кожные (слизистые) оболочки                                     Выходные ворота                        Дыхательные пути                                     Пищеварительный  тракт       Cпособ  передачи                         Мочеполовые пути                 Контакт:                               Кожные, слизистые    18 Трансплацентарные                 Сосуды                  Кровь                        ­ прямой;                                                  оболочки               ­ косвенный;                        Кровь ­ капельный;                           Трансплацентарные     Воздушно­капельный                    сосуды       (через носителя или переносчика) 19

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда» Тема: «Внутрибольничная среда»

Методическая разработка практического занятия МДК 02: «Безопасная больничная среда»  Тема:  «Внутрибольничная среда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018