Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
биология
9 кл
01.06.2017
Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Работа представляет собой методический опыт и раскрывает вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать в команде. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.
Методич. разработка Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии.doc
Министерство обороны Российской Федерации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское суворовское военное училище  Министерства обороны Российской Федерации» Отдельная дисциплина  «   Физика, химия, биология» Методическая разработка  по теме: «Приемы формирования коммуникативных УУД  суворовцев на уроках биологии и во внеурочной деятельности»                                                                          Автор:  Федина Наталья Ивановна,                                                                        преподаватель биологии Москва 2017 год Оглавление 1. Аннотация……………………………………………………………………………….3 2. Введение     2.1.Актуальность…………………………………………………………………….....4     2.2. Новизна методической разработки………………………………………………4     2.3.Цель методической разработки…………………………………………………..4     2.4.Условия применения………………………………………………………………4 3. Основная часть…………………………………………………………………………5 ­ 11 4. Заключение………………………………………………………………………….....12 5. Список литературы…………………………………………………………………...13 6. Приложения…………………………………………………………………………...14­23 2 Аннотация     Работа  представляет  собой   методический   опыт формирования   коммуникативных универсальных учебных действий на разных этапах уроков биологии и при проведении внеклассных мероприятий. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК   Н.И.Сонина.   Каждый   прием   подкрепляется   примерами,   содержащими   различные виды   заданий.   Выполняя   эти   задания,   учащиеся   начинают   результативно   мыслить   и работать   с   информацией.   Кроме   того,   предлагаемые   задания   позволяют   поддерживать интерес к предмету. Данная разработка может быть использована в практической деятельности преподавателей биологии   суворовских,   нахимовских   училищ,   кадетских   корпусов,   учителей   биологии общеобразовательных   школ.  Приёмы   могут   быть   интересны   и   для   других   учителей­ предметников, а также для учащихся, заинтересованных в подготовке к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 3 Введение Актуальность.          В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической   составляющей   фундаментального   ядра   образования   наряду   с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.             Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является   формирование универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   обучающимся   умение   учиться, способность   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию.   Все   это   достигается   путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В широком смысле слова   «универсальные   учебные   действия»   означают   саморазвитие   и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.].   Актуальность   вопроса   формирования  коммуникативных   УУД    обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного   общества,   степени   ответственности   и   свободе   личностного   выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения или травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным  к разнообразным  мнениям,  уметь слушать  и  слышать   партнера,  свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Новизна методической разработки в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Описанные приемы формируют умения договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в   последующей   взрослой   жизни   при   решении   проблем   на   службе   и   в   семье. Коммуникативные   действия   –   обеспечивают   возможности   сотрудничества   –   умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,   распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг   друга,   уметь договариваться,   вести   дискуссию,   правильно   выражать   свои   мысли   в   речи,   уважать   в общении   и   сотрудничества   партнера   и   самого   себя.   Умение   учиться   означает   умение эффективно   сотрудничать   как   спреподавателем,   так   и   со   сверстниками,   умение   и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Цель методической разработки Обобщение   наиболее   эффективных   приемов   формирования   коммуникативных   УУД, используемых   преподавателем  на   разных   этапах   урока   биологии  и   во   внеурочной деятельности Условия применения Необходима   возможность     использования   цифровых   образовательных   ресурсов, наличие различных видов информации для учащихся и временных затрат преподавателя. 4 Основная часть Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,  социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению  новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности  самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать  и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы  универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были  положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной  формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно­деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н.  Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)  Выделяют   четыре   вида   УУД:   личностные,   регулятивные,   познавательные, коммуникативные.  Остановлюсь на формировании коммуникативных универсальных учебных действий на   уроках   биологии,   т.к.   «коммуникативные   действия   обеспечивают   социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и сотрудничество со сверстниками и взрослыми»  Обучающийся учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. К коммуникативным действиям относятся: ­планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели и функций участников, способов взаимодействия; ­постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации; ­ разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; ­умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ­ владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Содержательным   ядром   в   развитии   коммуникативной   деятельности   служит способность   к   согласованным   действиям   с   учётом   позиции   другого.   Развитие коммуникативной   деятельности   приводит   к   формированию   коммуникативной компетентности. 5 Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Таблица   №   1.   Классификация   коммуникативных   УУД.   (   Разработана   под руководством А. Г. Асмолова.) В основе лежит концепция о роли УУД. Коммуникативные Содержание коммуникативных действий действия     общаться и Умение взаимодействовать с партнёрами   по   совместной деятельности   или   обмену информацией.   Умения   слушать   и   слышать   друг   друга;   с   достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и   условиями   коммуникации;   адекватно использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и аргументации   своей   позиции;   представлять   конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;   вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в коллективном   владеть монологической и диалогической формами речи. обсуждении проблем,     Способность действовать с  учётом позиции другого и  уметь согласовывать свои  действия. Организация, а также   планирование учебного  сотрудничества вместе с  учителем и сверстниками. Понимание возможности различных точек зрения, не  совпадающих с собственной; готовность к обсуждению  различных точек зрения и выработке общей (групповой)  позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки  зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;  умение аргументировать свою точку зрения, спорить и  отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов  образом. Определение цели и функций участников, способов  взаимодействия; планирование общих способов работы;   обмен знаниями между членами группы для принятия  эффективных совместных решений; способность брать на  себя инициативу в организации совместного действия  (деловое лидерство); способность с помощью вопросов  добывать недостающую информацию (познавательная  инициативность); разрешение конфликтов – выявление,  идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных  способов разрешения конфликта, принятие решения и его  реализация; управление поведением партнёра – контроль,  коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать. Умение   работать   в   группе, включая   ситуации   учебного сотрудничества   и   проектные формы работы. Умения   устанавливать   рабочие   отношения,   эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить продуктивное   взаимодействие   со   сверстниками   и 6 Коммуникативные действия Содержание коммуникативных действий Следование морально­ этическим и психологическим  принципам общения и  сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной  деятельности. взрослыми;   обеспечивать   бесконфликтную   совместную работу   в   группе;   переводить   конфликтную   ситуацию   в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий. Уважительное   отношение   к   партнёрам,   внимание   к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная   поддержка   партнёров   в   процессе достижения   общей   цели   совместной   деятельности); стремление   устанавливать   доверительные   отношения взаимопонимания, способность к эмпатии. Использование   адекватных   языковых   средств   для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей,   побуждений   и   иных   составляющих   внутреннего мира;   речевое   отображение   (описание,   объяснение) учеником   содержания   совершаемых   действий   в   форме речевых   значений   с   целью   ориентировки   (планирование, контроль,   оценка)   в   предметно­практической   или   иной деятельности. Агафонова   И.Н. выделила   приёмы   формирования   коммуникативных   УУД:   давать учащимся время на обдумывание ответов; обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей; не вносить исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации); поддерживать все высказывания, будут ли верны они или нет; предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно; создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении   Рассмотрим   некоторые   приемы   формирования   коммуникативных   УУД     на   уроках   биологии (УМК Сонина Н.И.) и во внеурочной деятельности.  1. Работа в парах А.С. Границкая выделяет три вида пар: статистическая (пара постоянного состава),  динамическая (пара сменного состава), вариационная [3, 38]. В статистической паре работа ведётся в режиме «взаимообучение»; «взаимоконтроль».  Формируется она по желанию учащихся. В этой паре сидящие за одной партой ученики  постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга,  контролировать. Статистическая пара является эффективным механизмом,  обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим их  речевую и мыслительную активность. Этот вид деятельности применяю практически на  каждом уроке на этапе закрепления знаний, предлагаю обучающимся составить сводную  таблицу по изученной теме или поработать с биологическим лото по теме. (Приложение 1.) 7 В динамической паре работа ведётся в режиме «коллективного взаимодействия», общее  задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся  двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, каждый  получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Такой порядок позволяет каждому  опросить каждого и каждому ответить каждому – это основной механизм работы в  динамической паре. Особенно хорош этот вид работы при организации повторения при  подготовке к итоговым контрольным работам и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предмету, так как  обучающиеся имеют возможность проговорить ответ на вопрос несколько раз, услышать  разные точки зрения, скорректировать свой ответ с учетом замечаний товарищей. По  каждой изучаемой теме предлагаю суворовцам ответить на вопросы, которые используются в заданиях ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе (Приложение 2). В вариационной паре работа ведётся в режиме «обработка разнообразных  материалов».Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения.  Ввариационной паре работа ведётся в три такта. 1 такт – работа с рядом сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке.  Партнеры задают вопросы друг другу, сравнивают ответы с записью на обороте.  Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После  взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому  партнеру. 2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по  карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на  вопросы или ход решения задач или примеров. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру. 3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершена, как только  вернулась своя карточка. Младшие школьники постепенно включаются в работу в парах, приучаются к  самостоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба – это настоящий труд,  требующий максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе  они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся говорить,  отвечать, доказывать, слышать друг друга и помогать себе и другим преодолевать  трудности, которые появляются на пути познания.Ребёнок может делать то, что в другое  время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. А так как дети  ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться,  общаются по теме урока. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и  качественнее. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ,  составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка  техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах удобно проверять знание таблицы  умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Групповая  форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и  познавательная мотивация, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач; в группе выше обучаемость, эффективность  усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе. 8 Для организации групповой работы класс делится на группы по 3–6 человек. Задание  даётся группе, а не отдельному ученику. Командные соревнования позволяют  актуализировать в детях мотив выигрыша и пробудить интерес к выполняемой  деятельности. Формировать группы можно по разным признакам: по желанию; случайным  образом; по определенному признаку; по выбору «лидера»; по выбору педагога. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам  предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других, у них  вырабатывается умение работать в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих  товарищей, анализировать сказанное, с чем­то соглашаться, а с чем­то нет и соответственно приводить аргументы. Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы: содержание работы  должно быть интересно детям; доступны по уровню сложности; проблемными, создавать  определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного  использования имеющихся знаний. Способы применения УУД на уроках биологии [11].: 1. Работа с текстом учебника А) выделение существенного, главного Б) смысловая группировка В) составление планов, тезисов, конспекта Г) Составление схем, графиков Д) формулировка выводов (при выполнении лабораторных работ) Е) Чтение – поиск (ответить на вопросы в конце параграфа) Ж) Составление вопросов З) Описание биологических объектов 2. Работа учащихся в группах: А) решение биологических, экологических задач Б) выполнение лабораторных и практических работ В) сравнение биологических объектов Г) описание особей по морфологическому критерию Д) веселая эстафета Для организации групповой работы класс делится на группы по 3—6 человек, чаще всего   по  4   человека.   Задание   даётся   группе,   а  не   отдельному   ученику.   Занятия   могут проходить в форме соревнования двух команд.   Командные   соревнования   позволяют   актуализировать   у   обучающихся   мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Можно выделить три принципа организации совместной деятельности: 1) принцип индивидуальных вкладов; 2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы; 3) принцип   содержательного   распределения   действий, обучающимися закреплены определённые модели действий.   при   котором   за 3. Работа с тестами  помогают осуществлять познавательную учебную деятельность: А) биологический диктант Б) Выбрать один или несколько правильных ответов В) задание на соответствие Г) задание на последовательность биологических явлений, структур Специальные   рабочие   тетради   дают   большие   возможности   для   самостоятельных работ, получения новых знаний. 9 4. Задания в тетради: А) вставьте пропущенное слово Б) дайте определение В) работа с рисунками Г) верно ли утверждение? Д) заполните схему     и другие Наиболее   эффективна   при   формировании   коммуникативных   УУД   игровая технология,   независимо   от   уровня   и   возраста   учащихся,   так   как   является   ведущей деятельностью человека от рождения до зрелых лет. Ведущей формой работы на уроках биологии при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры. Приведём   примеры   игровых   заданий,   формирующих   коммуникативные   УУД   на уроке биологии. 3.1. Игра «Инопланетянин». По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто  группа  инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…» 3.2.Игра «Рассказ – небылица». Например: Тема: «Плоские черви» Ребятам   предлагается   рассказ   с   заложенными   биологическими   ошибками,   чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему. «Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду. По дну ползали огромные,   до   10   метров,   плоские   черви   жёлтого   цвета.   Они   особыми   крючками   и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился   на   берег.   Со   страху   мне   очень   захотелось   есть,   я   схватил   булку   и   быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда». 4. Игра «Шляпная дискуссия». 4.1. По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником. 4.2. Игра «Крестики – нолики». На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд. 4.3. Игра «Внимание! Розыск»   Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями животных. Предлагается по описанию («фотороботу») определить животное, а для пятого составить описание самому. Традиционно   учитель   был   обязан   дать   ученику   глубокие   и   прочные   знания   по предметам.   Жизнь   меняется   быстро   и   ни   учитель,   ни   родитель,   ни   сам   ученик   не   в состоянии   предугадать   какие   знания   и   умения   ему   понадобятся   в   будущем.   Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни.  Для   более   эффективной   работы   с   текстом     учебника   или   других   источников предлагаю   использовать  прием     свертывания   информации   в   таблицу   или   схему, 10 который   позволяет   вести  поиск   и   выделение   необходимой   информации,   умение структурировать   знания,   определять   основную     и   второстепенную   информацию   и выполнять знаково­символическое моделирование. Пример 1.  При  изучении нового материала по  теме «Кровь» можно организовать работу   в   группах   с   последующим   обсуждением     результатов.   Задача   группы:   изучить теоретический материал по учебнику, относящийся к определенной для них клетке крови и заполнить свой столбец таблицы.                                           Таблица  «Характеристика клеток крови» Форменные  элементы Строение  клетки Место  образования Место  отмирания Количество  в 1 куб. мм Продолжи­ тельность  жизни Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты После работы в группе   учащиеся представляют результаты своей   работы в виде устного  сообщения,   заполняют  таблицу   на  доске  и   делают  общий   вывод   о  строении  и функциях клеток крови человека. Работа   с   таблицами,   схемами,   отражающими   как   строение,   так   и   процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной виде таблицы, позволяет понять материал       и  легко  подготовить   монологический   ответ   на   следующем   уроке.   Таким образом,  отрабатывается умение развертывать информацию.  Данный пример  позволяет формировать так же и логические учебные действия. Инструктивные карты, которые я использую на уроках, позволяют обучающимся спланировать свои действия, сделать прогноз на получение итоговой оценки результатов своей деятельности, так как у обучающихся есть выбор, какое задание выполнить в первую очередь,   а   какое­позже.   За   каждое   выполненное   задание   обучающийся   получает определенное количество баллов и критерии оценки также доступны для выполняющего работу ученика. Обязательно прошу каждого суворовца выполнить самооценку, то есть 11 проставить баллы за каждое задание, а при проверке работы выставляю свою оценку. Этот прием позволяет мне, как преподавателю, понять, как оценивает себя каждый суворовец и как организовать дальнейшую индивидуальную работу с каждым суворовцем. Кроме того, эти   карты   обязательно   содержат   задания   творческого   характера,   предлагающие суворовцам   составить   собственные   тестовые   задания   или   тексты   с   ошибками.   Это позволяет   им   еще   глубже   погрузиться   в   изучаемую   тему,   так   как   составить   задание правильно всегда труднее, чем ответить на готовый вопрос и требует подключить такие мыслительные   процессы,   как   анализ   и   синтез.   В   результате   выполнения   заданий инструктивной карты суворовцы совершенствуют общеучебные универсальные действия. (Примеры инструктивных катр в приложении 3). Предложенные приемы позволяют сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, что приводит к следующим  результатам: Заключение ­ большинство обучающихся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою  работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока; ­ самостоятельно определять цели и задачи урока;   ­учатся учитывать позицию собеседника;  ­стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы;  ­большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к  поступкам и действиям; разрешать возникающие между ними конфликты; учатся  организовывать игры, при этом самостоятельно распределяя роли, устанавливая правила  игры; ­учатся работать в паре, в группе и защищать результат этой работы; ­учатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и  противоречия интересов; ­учатся договариваться между собой, уступать. Выводы Во­первых, коммуникативная   компетентность   влияет   на   учебную   успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже   имеющихся   знаний,   при   этом   его   оценка,   соответственно,   ниже.   Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности. 12 Во­вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном  коллективе.  Если  ребёнок  легко  находит  общий   язык  с  одноклассниками,  то испытывает   психологический   комфорт   и   удовлетворённость   ситуацией.   И   напротив, неумение   контактировать   с   ровесниками   сужает   круг   друзей,   вызывает   ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Овладение   учащимися   коммуникативными   УУД   способствует   не   только формированию   и   развитию   умения   взаимодействовать   с   другими   людьми,   с   объектами окружающего   мира   и   его   информационными   потоками,   отыскивать,   преобразовывать   и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Список литературы: 1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде:  коммуникативная компетентность учащихся. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной  школой. – 2009. – №4. – С.1 – 16. 2. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты  коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения  сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной  школой. – 2009. – №3–С.4 – 9. 3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов   С.   В.   Как   проектировать   универсальные   учебные   действия:   от   действия   к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.­ 213 с. 4.       Бондаревская   Е.В.   Педагогика:   личность   в   гуманистических   теориях   и   системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М. – Ростов н/Д, 1999. – 560 с. 5.   Воровщиков   С.Г.   Внутришкольная   система   развития   учебно­познавательной компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2011, ­  С. 102­106. 6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1992–1994. 7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996. ­ 544 с. 8. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. – М.:  Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения). 9. Лернер Г.И. Роль учебно – методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии. // Биология в школе. – 2010. ­ №8. – С.27­30. 10. Лернер Г.И. Стандарты  нового поколения  и  формирование  универсальных  учебных действий. // Биологи в школе. – 2011. ­ №7. – С.25­29. – 2013. ­ №2. – С.10­13. – 2013. ­ №4. – С.29 – 32. 11.   Либеров   А.Ю.   Педагогическая   технология   формирования   системы   универсальных учебных действий. // Биология в школе. – 2010. ­ №9.–С.25– 27.                  12.   Разработка   модели   программы   развития   универсальных   учебных   действий. www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126. 13 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего  13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.   14. образования [Электронный ресурс]. – http : // standart.edu.ru. 15.   Формирование   универсальных   учебных   действий   в   основной   школе:   от   действия   к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение 2010. – 159 с. 16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. ­ 268 с.      25.     Якимов Н.А. Проектно­исследовательская деятельность младших школьников //  Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48­51.        Приложения Процесс пищеварения Приложение 1.  Органические вещества Продукты  расщепления Место начала  расщепления Углеводы Белки Жиры Глюкоза Аминокислоты Глицерин  Жирные кислоты Ротовая полость Желудок Тонкая кишка Температура 36,6 С 37­38 С 37­38 С Слабо­кислая или  слабо­щелочная Слюнные Желудочные Кислая: 1%  р­р HCl Слабо­щелочная Химическая реакция среды Пищеварительные  железы Ферменты Амилаза Пепсин Где всасываются? Куда всасываются? Ворсинки тонкого  кишечника В кровь Ворсинки тонкого  кишечника В кровь Поджелудочная,  печень, кишечные Трипсин Липаза Ворсинки тонкого  кишечника В лимфу Круги кровообращения Вопросы Большой круг Малый круг кровообращения 14 1. Где начинается?  (желудочек) 2. Артерии 3. Капилляры 4. Как изменяется кровь? 5. Вены кровообращения Левый желудочек Правый желудочек Аорта, артерии малого круга Легочные артерии Капилляры во всех органах Капилляры легких Из артериальной ­ в венозную Из венозной – в артериальную Верхняя и нижняя полые Легочные вены вены 6. Где заканчивается?  (предсердие) Правое предсердие Левое предсердие Приложение 2.  Задания с ответами 1. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие аргументы. 1) Белок — это основной строительный материал для тела. Из него состоят мышцы и связки, кожа и внутренние органы. 2) Белок может использоваться в качестве источника энергии. 15 2. Алина всё время укоряет Юлию, что та ест слишком жирную пищу и будет толстеть. Права ли она? Рассмотрите все аргументы, ответ поясните. Пояснение. 1. Алина не совсем права, можно так питаться, чтобы количество потребляемых за сутки калорий было не меньше, чем получаемое с пищей. 2. С другой стороны, при таком питании может возникнуть нехватка белков, что плохо для тренирующихся спортсменок 3. Каким образом можно избежать избытка жиров и холестерина в пище? Укажите два способа. Пояснение. В ответе могут быть указаны следующие элементы. 1) Приоритетом в питании должны быть цельные зёрна, свежие овощи и фрукты. 2) Следует ограничить употребление животных и молочных жиров (например, сливоч­ ное масло), соусов и подливок. 4. Назовите два заболевания органов пищеварения. Укажите причины возникновения каждого из них. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие элементы. 1) Гастрит – воспаление слизистой оболочки стенки желудка. 2) Язва желудка или двенадцатиперстной кишки – заболевание, обусловленное наруше­ нием нервных и гуморальных механизмов регуляции и секреторной деятельности. 3) Цирроз – заболевание печени, причинами являются злоупотребление алкоголем и ин­ фекционные поражения органа 5. Какие изменения в процессах пищеварения в желудке вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие изменения. 1. Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов клетками стенки же­ лудка, что препятствует расщеплению питательных веществ. Пищеварение в желудке ста­ новится неполноценным, пища застаивается или непереваренная поступает в кишечник. 2. Алкоголь угнетает процесс всасывания питательных веществ, а перенос некоторых из них в кровь делает вообще невозможным. 6. Что такое пищевые волокна? Почему пищевые волокна полезны для организма? Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие элементы. 1. Волокна – неперевариваемые компоненты оболочек растительных клеток (клетчат­ ка). 2. Может быть приведён любой из следующих аргументов: – волокна связывают некоторые токсические вещества и желчные кислоты; – волокна снижают уровень холестерина и глюкозы в крови; – волокна стимулируют выведение желчи, нормализуют функционирование желчевыводя­ щих путей 16 7. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Ука­ жите не менее двух функций. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие функции: 1) строительная; 2) защитная; 3) ферментативная; 4) энергетическая; 5) двигательная; 6) запасающая; 7) регуляторная. 8. Какую роль в пищеварении играет соляная кислота? Укажите не менее двух её функ­ ций. Пояснение. В ответе могут быть указаны следующие функции: 1) стимулирует секреторную активность желёз желудка; 2) активирует деятельность фермента пепсина; 3) создаёт оптимальную кислотность для действия ферментов желудочного сока; 4) вызывает денатурацию и набухание белков (что способствует их расщеплению фер­ ментами); 5) обеспечивает антибактериальный эффект секрета; 6) участвует в осуществлении механизма перехода пищи из желудка в двенадцатиперст­ ную кишку, раздражая хеморецепторы её слизистой оболочки; 7) участвует в створаживании молока. 9. У друзей разная стратегия поддержания себя в форме. Обоснуйте, чья стратегия лучше?   ­­­­­­­­­­ к заданию 31 № 1650 Никита и Андрей два часа катались на лыжах по паркам Петергофа. После пробежки друзья решили заглянуть в кафе и хорошенько пообедать. Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты? При выборе блюд учтите, что Никита — страст­ ный любитель мяса и роллов, а Андрей предпочитает вегетарианскую пищу (не ест мясо и рыбу, но молочные продукты и яйца можно). Пояснение. 1. В растениях нет необходимого количества витаминов и минералов (витамина В12 там вовсе нет). 2. В пище растительного происхождения белок обладает неполноценным аминокислот­ ным составом. 10. Почему Тео и Аврию так необходимы мясо и морепродукты? Укажите не менее двух причин.     ­­­­­­­­­­ к заданию 31 № 1651 17 Тео и Аврий заядлые спортсмены. Они могут пробежать десятки километров на одном дыхании. Но бегают они просто быстро, НЕ очень. ―  чех из Сло Тео родом из Австрии (г. Вена), а Аврий  вакии (г. Братислава). Как из­ вестно, расстояние между двумя столицами европейских государств всего 60 км. Аврий за­ бежал за Тео и они вместе побежали в знаменитое братиславское кафе «У Швейка». Аврий час бежал за Тео и час вместе с ним возвращался. Несколько необычным оказался выбор блюд для типичного славянского города. Учтите, Аврию необходимо мясо, а Тео — рыба и морепродукты. Посоветуйте, что им взять, чтобы компенсировать их энергозатраты. Пояснение. Ответ может содержать следующее: 1. Тео и Аврий — спортсмены. 2. Данные продукты имеют высокое содержание белка. 3. Белок — не только источник энергии, но и строительный материал для тела, в том числе мышц и связок. 11. Выбор какого из друзей оказался более правильным и полезным? Обоснуйте свой ответ, укажите не менее двух причин. (Вопрос к заданию 31 № 1652) Пояснение. Ответ может содержать следующее: 1. Выбор Боромира оказался более правильным и полезным. 2. Обед Боромира вполне сбалансирован в то время, как в обеде Фауста хоть и немного, но преобладают белки. Нормальное соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4 соответственно. 12. Почему данный выбор спортсмена в предыдущем задании был назван «нездоровым исключением»? Укажите не менее двух причин. Пояснение. 1. В обеде был недостаток белка (строительного материала) так необходимого спортс­ мену. Также (возможно) было повышенное содержание жира. 2. В данной пище было мало витаминов и минеральных веществ. 13. Назовите не менее двух минусов такой диеты ребят. Пояснение. 1. Нет необходимого количества витаминов и минералов. 2. В пище растительного происхождения белок обладает неполноценным аминокислот­ ным составом. 14. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей жиры? Ука­ жите не менее двух функций. Пояснение. В ответе должно быть указано не менее двух из этих функций: 1. Пластическая (строительная) 2. Энергетическая 3. Запасающая 4. Защитная 5. Регуляторная 18 6. Источник воды 15. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей углеводы? Укажите не менее двух функций. Пояснение. В ответе должно быть указано не менее двух из этих функций: 1. Энергетическая 2. Запасающая 3. Рецепторная 16. Какое из органических веществ должно преобладать в рационе спортсмена и поче­ му? Пояснение. Должны преобладать углеводы, так как соотношение данных веществ в суточном раци­ оне должно сохраняться 1:1:4. И 4 доли приходится на углеводы, а кроме того, они легче всего усваиваются. На втором месте по употреблению должны стоять белки, так как они являются строительным материалом для тела человека. Но нельзя забывать и про жиры, не­ обходимые человеку. 17. Почему люди, употребляющие много углеводов, прибавляют в весе? Укажите не менее двух причин. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Избыток углеводов в организме человека превращается в жиры. 2) Избыток жиров откладывается в запас, увеличивая массу тела. 18. Объем мочи, выделяемый телом человека за сутки, не равен объему выпитой за то же время жидкости. Укажите не менее двух причин этого явления. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Часть воды испаряется через органы дыхания, выделяется через потовые железы и вместе с непереваренными остатками пищи. 2) Часть воды используется организмом в процессе обмена веществ. 19. Как воздействует на организм человека низкая двигательная активность — гиподи­ намия? Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Из­за отсутствия тренировки мышц происходит их ослабление, снижается выносли­ вость организма. 2) Обмен веществ понижается. Организм тратит меньше энергии, излишек питательных веществ тратится на образование жировой ткани и масса тела становится избыточной. 3) Избыточная масса тела и отсутствие тренировок приводят к уменьшению сердечной мышцы и возрастанию нагрузок на нее. 4) Застой венозной крови в нижних конечностях приводит к расширению сосудов. Гипо­ динамия приводит к болезням сердечно­сосудистой системы. 19 20. Какую функцию в организме выполняет соляная кислота, вырабатываемая в желуд­ ке? Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Обеспечивает защиту от большинства болезнетворных организмов, попадающих в пи­ щеварительную систему с немытой пищей и некипяченой водой. 2) Активирует деятельность фермента пепсина. 3) Создает среду с высокой кислотностью, необходимую для работы ферментов желу­ дочного сока. 4) Денатурирует белки пищи, что способствует их успешному перевариванию. 21. Какие функции выполняет кровь человека? Назовите не менее 2 функций. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Дыхательная — эритроциты крови обеспечивают транспортировку кислорода и угле­ кислого газа. 2) Питательная — кровь транспортирует по организму питательные вещества. 3) Транспортно­выделительная — кровь переносит продукты распада веществ к орга­ нам выделения. ние крови. 4) Гуморальная — кровь переносит гормоны от желез к органам. 5) Защитная — лейкоциты крови обеспечивают иммунитет, а тромбоциты — свертыва­ 6) Терморегуляторная — кровь переносит тепло от мышц и печени к коже. 22.   Опишите  путь,   который   пройдет  лекарственный   препарат,  введенный   в  вену   на левой руке, если он должен воздействовать на желудок. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) По верхней полой вене большого круга кровообращения лекарство поступит в пра­ вое предсердие, а затем в правый желудочек. 2) Из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения — в левое предсер­ дие. 3) Из левого предсердия — в левый желудочек и далее по аорте и артериям большого круга к желудку. 23. Чем можно объяснить, что ферменты слюны активны в ротовой полости, а в желуд­ ке теряют свою активность? Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Большинство ферментов очень чувствительны к кислотности среды. В ротовой поло­ сти среда слабощелочная или нейтральная, и ферменты слюны в ней активны. 2) В желудке содержится соляная кислота обуславливающая кислую среду. Ферменты слюны в ней неактивны. 24. Какие функции выполняет кожа человека? Назовите не менее 4 функций. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Защитная. Предохраняет от механических, химических и биологических (проникно­ вение микроорганизмов) повреждений. 20 2) Выделительная. (Выделяемый кожей пот содержит продукты обмена, избыток солей и воду.) 3) Терморегуляторная. Подкожная жировая клетчатка препятствует переохлаждению, потовые железы — перегреву. 4) Защита от ультрафиолетового излучения. 5) Активация витамина D. 6) Рецепторная. 25. Почему в рацион ребенка обязательно должна входить пища животного происхож­ дения? Назовите не менее двух причин. Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) Белки являются строительным материалом организма и состоят из аминокислот. 2) Растительные белки в отличие от животных содержат не все аминокислоты, необхо­ димые для образования специфических белков человека. 3) Отсутствие полноценного белкового питания может сильно отразиться на росте, фи­ зическом и умственном развитии ребенка. 26. Почему нельзя пить некипяченую воду? Назовите не мене двух причин.   Пояснение. В ответе должны быть указаны: 1) При употреблении сырой воды из загрязненных водоемов в тело человека могут по­ пасть цисты дизентерийной амебы, холерного вибриона и многих других паразитических простейших и болезнетворных бактерий. 2) С сырой водой в странах с теплым климатом можно проглотить промежуточного хо­ зяина   паразитических   червей.   Например,   рачка   циклопа   —   промежуточного   хозяина ришты. 27. Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспе­ чивается такая регуляция? Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие элементы. 1) В регуляции жирового обмена ведущая роль принадлежит вегетативной нервной си­ стеме. 2) Парасимпатические влияния способствуют накоплению (отложению) жира в жировой ткани, а симпатическая нервная система способствует его распаду. 28. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие аргументы: 1. Избыточный сахар приводит к нарушению обмена веществ, например к ожирению. 2. Избыточный сахар в конечном счете может привести к развитию сахарного диабета. 29. Почему человеку следует ограничивать себя в потреблении сахара? Приведите не менее двух аргументов Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие аргументы: 21 1. Избыточный сахар приводит к нарушению обмена веществ, например к ожирению. 2. Избыточный сахар в конечном счете может привести к развитию сахарного диабета. 30. В химический состав клетки человека входят белки, жиры и углеводы. В пище чело­ века должны содержаться эти вещества. Укажите, какие из них могут превращаться друг в друга, а какие нет. Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие элементы: 1. В организме человека возможны превращения углеводов в жиры и наоборот, а также белков в жиры и углеводы. 2. Превращение углеводов и жиров в белки невозможно. Инструктивные карты заданий к урокам Приложение 3 Инструктивная карта: задания к теме «Клеточное строение организма» 1). 1.Прочитать  текст учебника  с.31. 2. Выписать в  тетрадь общие  признаки клеток  человека и всех  многоклеточных  организмов 2). 1. Прочитать  текст учебника с.31 2. Выполнить  задания карточки.   1.Прочитать 3). текст с.31­32   задания карточки.   Выполнить 2. 1.Прочитать Заполнить   4). текст с.31­33 2. таблицу   5).  Ответить на  Общие признаки клеток человека и всех многоклеточных  организмов 2 балла Перечислите  особенности клеток человека 1. Форма 2. Размеры 3. Набор хромосом соматической и половой клеток   Объясните значение слов: 1. ДНК­ ……………………. 2.Гиалоплазма­  ………………….. … 3. Ядрышко­          ……………………….. 4. Органоиды­       ………………………….. Часть клетки Рибосомы Митохондрии Лизосомы Комплекс Гольджи ЭПС гранулярная ЭПС гладкая Клеточная мембрана Ядро Почему важно изучать строение клетки? Строение Функция 3 балла 3 балла 8 баллов 2 балла 22 вопрос. 6). Творческая  работа Составьте тестовые задания или текст с ошибками по теме «Клеточное строение организма» 4 балла Критерии оценки:   «5»: 19­22 баллов       «3»­8­14 баллов                                  «4»: 15­18 баллов       «2»­0­7 баллов  Инструктивная карта­задания к теме «Класс Земноводные» Головастик Лягушка 6  баллов 1). 1.Прочитать  текст учебника  с.196­197 2.Выписать в  тетрадь  особенности  головастиков и  взрослой лягушки Признак Место обитания Сердце Круги кровообращения Орган дыхания Органы движения Пища 2). 1. Прочитать  текст учебника  с.197­198 2.Предложите  классификацию  земноводных. 3).1.Прочитать дополнительный материал или найти другие   источники информации. 2.   Объясните   роль земноводных в природе   и   жизни человека 4).  Ответить на  вопрос. 5). Выпишите    Группа Представители Особенности строения Места обитания 12  баллов Роль земноводных в природе и жизни человека 1. 2. 3. 4. 5.   Как   вы   можете   использовать   полученные   знания   о многообразии земноводных? 1. Половой диморфизм у амфибий ярко выражен. 5  баллов 3 балла 4 балла 23 номера правильных  утверждений и  исправьте  неправильные  утверждения 7). Творческая  работа 2. В клоаку у земноводных открываются  пищеварительная,  выделительная и половая системы. 3. Все земноводные и их личинки­хищники. 4. Орган слуха у земноводных схож с рыбами и состоит из  внутреннего уха и барабанной перепонки. Составьте 2  задания  с выбором одного правильного  ответа из 4­х или текст с ошибками (4 предложения) по теме «Класс Земноводные» 4 балла Критерии оценки:   «5»: 28­34 балла                                   «4»: 21­27 баллов                                   «3»: 13­20 баллов                                   «2»: 0­12 баллов        24

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка "Приемы формирования коммуникативных УУД на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017