Авторизированная образовательная программа внеклассной работы по биологии «Растениеводство Астраханского края»
Оценка 4.7

Авторизированная образовательная программа внеклассной работы по биологии «Растениеводство Астраханского края»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
10.01.2017
Авторизированная образовательная программа внеклассной работы  по биологии «Растениеводство Астраханского края»
Программа внеклассной работы по биологии учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности, совершенствование знаний и практических умений по биологии, способствует коррекции и развитию интеллектуальной деятельности обучающихся, обеспечивает нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, который оказывает практическую помощь школьникам с ограниченными возможностями здоровья в достижении оптимального уровня знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации.Необходимость создания дополнительной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена тем, что внеклассная работа по биологии направлена на удовлетворение их индивидуальных потребностей и запросов, не укладывающихся в рамках того, что даётся учебной программой.
авторизированная программа по биологии.doc

ГБОУ АО СПО «АСТРАХАНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Структурное подразделение №2

 

Авторизированная

образовательная программа внеклассной работы

 по биологии

«Растениеводство Астраханского края»

Автор:

Кузько Н.А.

учитель биологии

ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум»,

высшая квалификационная категория

 

Рецензенты:

Дёмина Н.И.

завуч по методической работе ГБОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум»,

учитель высшей квалификационной категории

 

Степанова Н.П.

кандидат педагогических наук, доцент АГУ, учитель высшей квалификационной категории

 

Рассмотрена 

на заседании    МО учителей

гуманитарного цикла

ГБ ОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум» стр.подразд. №2

Протокол № 4  от 27. 04. 2016 г.

 

Утверждена

на заседании МС

ГБ ОУ АО СПО «Астраханский губернский техникум» стр.подразд. №2

 

Протокол № 3  от  29.04.2016 г.

 

 

Астрахань – 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

            Необходимость создания дополнительной образовательной программы обусловлена тем, что внеклассная работа по биологии направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, не укладывающихся в рамках того, что им даётся учебной программой.

         Программа внеклассной работы по биологии учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности, совершенствование знаний и практических умений по биологии, способствует коррекции и развитию интеллектуальной деятельности обучающихся, обеспечивает нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

         Программа содержит материал, который оказывает помощь школьникам в достижении оптимального уровня знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации.

         Содержание программы внеклассной работы имеет и практическую направленность, готовит обучающихся с нарушением интеллекта к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

         Общее количество часов – 34.

Из них: теоретических –  13 часов;

             практических работ13 часов;

             экскурсий – 8 часов.

 

         Новизна. В программе впервые предусмотрено сочетание теоретических знаний и их непосредственная реализация на практике, а также динамическое наблюдение за результатами собственной, индивидуальной и групповой практической деятельности.

         Актуальность программы обусловлена возрастающими требованиями общества к подготовке школьников  по предмету, но и отсутствием достаточного методического обеспечения.

         Педагогическая целесообразность заключается в том, что позволяет школьникам не только получать знания биологического характера, но и переносить полученные знания и умения в область практической деятельности.

         Цель программы: Совершенствование знаний и практических умений по программе обучения биологии.

         Задачи: 1) расширение кругозора школьников с нарушением интеллекта;

                         2) обогащение словаря;

                         3) развитие навыков связной речи;

                         4) осуществление межпредметных связей (естествознание,                                                                                       география, русский язык, чтение);

                          5) коррекция и развитие мыслительной деятельности;

                          6) формирование необходимых практических умений.

         Данную дополнительную программу отличает выраженная практическая направленность и ориентация на социально значимые ценности, так как она способствует нравственному и эстетическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта.

         Возраст обучающихся с нарушением интеллекта, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 15 до 17 лет.

         Сроки реализации дополнительной образовательной программы – один учебный год.

         Форма занятий --- кружковая, режим --- вторая половина дня.

         Ожидаемые результаты: усвоение знаний, умение их использовать в практической деятельности; материализация результатов собственной деятельности, их эстетическая оценка.

         Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы --- это различные выставки как школьного так и областного уровня, экологические праздники, биологические КВН, тематические спектакли, соревнования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ

(Растениеводство  Астраханского края)

(34 часа)

 

Общее знакомство с растительностью Астраханского края

(4 часа)

1. Физико-географическое положение и климатические условия Астраханской области.

2. История изучения растительного мира.

3. Растительные сообщества в Астраханском крае.

4. Декоративные растения Астрахани. Экскурсия.

 

Растительность пустынь (3 часа)

 

1.     Особенности внешнего строения растений пустынных местообитаний.

2.     Физиологические особенности пустынных растений. Практическая работа.

3.     Растительные сообщества пустынь. Практическая работа.

 

Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги

                                                        (9 часов)

1.     Исторические сведения о лесах Астраханского края.

2.     Лесоустройство и лесоразведение в Астраханской области.

3.     Современное состояние лесов Астраханской области. Практическая работа.

4.     Охрана и защита лесов. Уникальные памятники природы. Экскурсия.

5.     Многообразие грибов Астраханского края. Экскурсия.

6.     Лишайники Астраханского края.

7.     Основные типы лугов Астраханской области.

8.     Водная растительность. Экскурсия.

9.     Сельскохозяйственное значение лугов Астраханского края. Практическая работа.

 

        Растительный мир Каспийского моря (3 часа)

1.     Травы Каспийского моря. Практическая работа.

2.     Одноклеточные водоросли Каспийского моря. Практическая работа.

3.     Многоклеточные водоросли Каспийского моря. Практическая работа.

 

Лекарственные и ядовитые растения Астраханской области

                                              (3 часа)

 

1.     Лекарственные растения нашего края. Экскурсия.

2.     Ядовитые растения. Практическая работа.

3.     Ядовитые растения Астраханской области. Экскурсия.

 

 

                   Сельскохозяйственные растения Астраханской области

                                                             (9 часов)

1.     Природные условия и земледелие в Астраханском крае.

2.     Орошение почв. Практическая работа.

3.     Происхождение культурных растений.

4.     Классификация культурных растений. Практическая работа.

5.     Бахчеводство в Астраханской области.

6.     Овощные культуры Астраханского края. Экскурсия.

7.     Выращивание овощных культур. Практическая работа.

8.     Садоводство в Астраханской области.

9.     Зерновые культуры Астраханского края. Экскурсия.

Охрана растений (3 часа)

1.     Растения и человек. Экскурсия.

2.     Охрана растительного мира.

3.     Редкие и исчезающие растения Астраханской области. Экскурсия.

 

ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО

 

Завершился учебный год. Теперь обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знают много о растительном мире Астраханской области. Осталось лишь закрепить свои знания о природе на практике. Для этого им необходимо выполнить летнее задание. Из перечисленных ниже заданий выбрать одно.

1.     Описание растений, произрастающих в вашем дворе.

Какие растения произрастают в вашем дворе. Определите их жизненную форму. Используя энциклопедию «Жизнь растений», подготовьте о них сообщение. Опишите их состояние (внешний вид, наличие болезней, повреждений и т.п.).

2.     Пустынные растения.

Присмотритесь к растениям, которые вас окружают. Найдите и опишите те, которые являются пустынными. Обратите внимание на то, когда они зацветают. Охарактеризуйте их место произрастания.

3.     Прибрежная растительность.

Во время отдыха на водоёме обратите внимание на то, какая растительность вас окружает. Определите, какой вид преобладает в данном сообществе. Используя энциклопедию «Жизнь растений» и другие источники, опишите его.

4.     Изготовление гербария.

Соберите не менее 20 листьев различных растений. Высушите их в газетной бумаге под продуваемым прессом, а затем пришейте к альбомным листам. Подпишите образцы, указав вид растений. Ваш гербарий будет использоваться на лабораторных работах и в виде наглядного материала.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Дата

 

1.

Общее знакомство с растительностью Астраханского края

Физико-географическое положение и климатические условия Астраханской области.

 

4 часа

 

1 час

 

2.

История изучения растительного мира.

1 час

 

3.

Растительные сообщества в Астраханском крае.

1 час

 

4.

Декоративные растения Астрахани.

Экскурсия.

 

1 час

 

5.

Растительность пустынь

Особенности внешнего строения растений пустынных местообитаний.

3 часа

1 час

 

6.

Физиологические особенности пустынных растений. Практическая работа.

1 час

 

7.

Растительные сообщества пустынь. Практическая работа.

1 час

 

 

Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги

9 часов

 

8.

Исторические сведения о лесах Астраханского края.

1 час

 

 

 

9.

Лесоустройство и лесоразведение в Астраханской области.

 

1 час

 

 10.

 

 11.            

Современное состояние лесов Астраханской области. Практическая работа.

Охрана и защита лесов. Уникальные памятники природы. Экскурсия.

 

1 час

 

1 час

 

12.

Многообразие грибов Астраханского края.

Практическая работа.

1 час

 

13.

Лишайники Астраханского края.

1 час

 

14.

Основные типы лугов Астраханской области.

1 час

 

15.

Водная растительность. Экскурсия.

1 час

 

16.

Сельскохозяйственное значение лугов.

Практическая работа с муляжами для распознавания грибов и лишайников.

 

 

1 час

 

 

 

17.

Растительный мир Каспийского моря

 

Травы Каспийского моря. Практическая работа.

3 часа

 

1 час

 

18.

Одноклеточные водоросли Каспийского моря. Практическая работа.

1 час

 

19.

Многоклеточные водоросли Каспийского моря. Практическая работа.

 

1 час

 

 

Лекарственные и ядовитые растения Астраханской области

3 часа

 

  20.

  21.

  22.

Лекарственные растения нашего края. Экскурсия.

Ядовитые растения. Практическая работа.

Ядовитые растения Астраханской области.

Экскурсия в природу.

1 час

1 час

1 час

 

 

 

 

 

 

Сельскохозяйственные растения Астраханской области

9 часов

 

23.

 

24.

25.

 

Природные условия и земледелие в Астраханском крае.

Орошение почв. Практическая работа.

Происхождение культурных растений.

1 час

 

1 час

1 час

 

26.

Классификация культурных растений. Практическая работа.

1 час

 

27.

Бахчеводство в Астраханской области

1 час

 

  28.

 

Овощные культуры Астраханского края.

Выращивание овощных культур.

Экскурсия.

1 час

 

 29. 

 

 30.

 31.

Садоводство в Астраханской области. Практическая работа.

Зерновые культуры Астраханского края.

Практическая работа.

1 час

 

1 час

1 час

 

 

 

32.

  33.

  34.

                Охрана растений

Растения и человек. Экскурсия.

Охрана растительного мира.

Редкие и исчезающие растения Астраханской области. Экскурсия.

 

3 часа

1 час

1 час

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Методическое обеспечение программы внеклассной работы по биологии обучающихся предусматривает: разработку различных биологических игр, планирование бесед, походов, экскурсий в природу, конкурсов, соревнований, постановок тематических сценариев, наличие рекомендаций по проведению опытов и практических работ,  дидактического материала.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Астраханская энциклопедия: В3т./ Ред. кол.: А.А. Жилкин, В.В. Мещеряков, В.Н. Викторин и др. – Астрахань: Издательство «КТО ЕСТЬ КТО», 2007г. – ISBN 978-5-902175-19-3.Т.1. Природа: А-Я-2007.—536 с.: ил.—469 ISBN 978-5-902175-20-9 (т.1).

2.     Винокурова Н.К. «Развиваем способности школьников». Москва «Росмен», 2002 г.

3.     Гагарин А.В. «Воспитание природой», журнал «Биология в школе» №4, 2008г., стр. 15—16.

4.     Зверев И.Д. «Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук». М., «Просвещение»,2001г.

5.     Ильина С.Ю. «Речевое развитие умственно отсталых школьников». Издательство «КАРО» Санкт-Петербург, 2005г.

6.     Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н. «Природа нашего края», учебное пособие для школ Астраханской области. Астрахань, 2004г.

7.     Петрова В.Г. «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов». Издательство «Просвещение». Москва, 1998г.

8.     «Путеводитель по Астраханской области». Нижнее-Волжское книжное издательство, 1997г.

9.     Якубовская Э В. «Особенности речевого развития школьников с нарушением интеллекта». «Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка» под ред. Перовой М.Н., 1998г.

10.  Герштанский Н.Д. Грибы Астраханской области.—Астрахань: Издательство Астраханский государственный технический университет, 2000г. –168 с.: ил. ISBN 5-89154-052-5.

11.  Кревер О.Н. Редкие и исчезающие виды. Как их сохранить? – Биология в школе №3. –2005.—49с.

12.  Яблонская Е.А. Каспийское море: фауна и биологическая продуктивность. – М.: Наука, 2005 г.


ГБОУ АО СПО «АСТРАХАНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ

ГБОУ АО СПО «АСТРАХАНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст обучающихся с нарушением интеллекта, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 15 до 17 лет

Возраст обучающихся с нарушением интеллекта, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 15 до 17 лет

АВТОРИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

АВТОРИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Сельскохозяйственные растения Астраханской области (9 часов) 1

Сельскохозяйственные растения Астраханской области (9 часов) 1

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Одноклеточные водоросли Каспийского моря

Одноклеточные водоросли Каспийского моря

Методическое обеспечение программы внеклассной работы по биологии обучающихся предусматривает: разработку различных биологических игр, планирование бесед, походов, экскурсий в природу, конкурсов, соревнований, постановок тематических сценариев, наличие…

Методическое обеспечение программы внеклассной работы по биологии обучающихся предусматривает: разработку различных биологических игр, планирование бесед, походов, экскурсий в природу, конкурсов, соревнований, постановок тематических сценариев, наличие…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017