Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»
Оценка 4.6

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература
6 кл—8 кл
09.06.2017
Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»
Возрождение традиций православной культуры является средством формирования духово-нравственных качеств и духовно-нравственной культуры школьников. В разработке предлагается интерактивная форма проведения праздника "День Матери", посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы". В работе приводятся результаты изучения культуры своего края, православных праздников и истории своего села.Методическая разработка "Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию.docx
Северное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  «Образовательный центр»  с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области  Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно­ нравственного воспитания обучающихся» Автор:                                      Гусева Людмила Михайловна,                       заместитель директора                                            по учебно ­ воспитательной работе Сергиевск, 2016 Введение Тема ценностного отношения к   наследию православной культуры   всегда была актуальной и остается не менее востребованной   в наше время.   По ­ настоящему   культурным   и   цивилизованным   можно   считать   только   то общество,  которое знает, хранит и передает другим поколениям культурные традиции своих предков.     В   настоящее   время     изучение   православной     культуры,   которая   своими христианскими   заповедями,   христианской   моралью   учит   нравственности,   необходимо   для   подрастающего духовности,   добру   и     милосердию,   поколения.    Несколько   лет     назад   учащиеся     4  класса     начали     изучение предмета   «Православная культура» в рамках курса «Основы религиозных культур  и светской  этики»,  а  учащиеся  5  класса ­ «Духовно­нравственная культура народов  России». Эти дисциплины      помогут школьникам узнать традиции народов, понять и уяснить  значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни в семье и обществе, обобщить знания и представления о духовной   культуре,   формирующей     целостное   восприятие   отечественной истории и культуры.     По­настоящему   образованный   человек   должен   знать   основы,       как православной   культуры,     так   и   культур   других   народов,   поэтому   сегодня стало   традицией   проведение   различных   конкурсов   и   фестивалей   народных календарных   праздников   и   гуляний,   целью   которых   является   возрождение национальных   самобытных   традиций   народной   культуры.   На   территории Сергиевского района  несколько лет назад тоже проводился  такой фестиваль. Это еще раз доказывает, что изучение народной культуры своей малой родины ­ есть способ формирования русского национального характера, воспитания нравственных качеств и чувства любви к своей малой родине и стране, а также осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности.   Кроме   того, православная   культура   способствует   формированию  целостного   взгляда   на мир, в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.   Важно   отметить,   что   основу   православной   культуры   составляет учение   о   доброте,   милосердии,   щедрости   и   почитании   родителей.   Во   все времена   остается   актуальной   проблема   отношений   детей   и   родителей.   А православный праздник,   посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, в первую   очередь,   учит   почитанию   родителей,   этой   общечеловеческой ценности, одному из главных нравственных качеств человека.          В  СДК  с. Воротнее и в школе уже стало традицией проведение таких   как   Рождественская   ёлка,   посвященная   православному праздников,   празднику Рождество Христово, праздник Пасхи, день Матери, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы и других.  Пояснительная записка  В 2014­15 учебном году   у учащихся нашей школы и зародилась идея  изучения и возрождения празднования наиболее значимых православных  праздников, которые раньше отмечались на территории нашего села. Цель: Возвращение к истокам   празднования православного праздника Рождества Пресвятой   Богородицы   в   с.   Воротнее   и   возрождение   национальных самобытных   традиций   православной   культуры   как   средство   формирования духовно­нравственных   качеств   и   духовно­нравственной   культуры школьников.  Задачи: 1. Объединить   усилия   учащихся   и   педагогов   для   изучения   особенностей православной культуры своего края и  провести исследовательскую работу по изучению праздников, которые   были особо почитаемы на территории нашего села, и как они отмечались. 2. Привлечь   внимание   детей   и   взрослых   к   возрождению       празднования   селе престольного   праздника   Рождества   Пресвятой   Богородицы   в   Воротнее.   Провести   праздник,   посвященный   Рождеству   Пресвятой   Богородицы, 3. приуроченный ко Дню Матери в СДК с. Воротнее. Основные направления и содержание: 1.Направления: духовно­нравственное и гражданско­патриотическое 2.Методы и приемы работы:  Исследовательская   работа.   В   течение   двух   лет:   с   2014   по   2016   год учащиеся   6­9   классов   в   рамках   проектной   деятельности   работали   над проектами «Календарные народные праздники», «Православные праздники», «История   праздника   Рождества   Пресвятой   Богородицы»,   «Православные праздники,   которые   были   особо   почитаемы   на   территории   с.   Воротнее», «История   основания   с.   Воротнее»   и   другими.     В   ходе   исследовательской работы   были   проведены     опросы   среди   старожилов   с.  Воротнее,    изучены архивные   материалы   об   истории   села,   собранные   в   сельской   библиотеке. Кроме   того,   соответствующую   литературу, рекомендованную   школьным   библиотекарем   Синуровой   Валентиной   мы   использовали     Леонтьевной, которая в течение нескольких лет     является   руководителем   сбор кружка   «Православная   радуга».   Таким   образом,   осуществлялся   информации по данной теме.  В ходе данной работы  выяснилось, что наше село было основано на землях села     Кабановки   и   Богородского.   В   этих   селах   Рождество   Богородицы   и Успение   Богородицы   были   самыми   почитаемыми   праздниками.   А   в   селе Елховка   праздник Успения считался престольным и отмечался 28 августа. Обычно   православные   праздники   приурочивались   к   циклам   природы.   И данный праздник не был исключением. Он считался праздником окончания жатвы, начала осени.  «Успение ­ дождинки», ­ говорили в народе. Полагалось оставить на поле горсть не срезанных колосьев и «завить бороду», то есть перевязать   ее   лентой,     приговаривая:   «Дай   Бог,   чтоб   на   другое   лето   был хороший   урожай».   А   последний   сжатый   сноп   было   принято   сохранять   до следующего   года.     А   в   селе   Воротнее   престольным   праздником   было Рождество   Пресвятой   Богородицы.  В  эти   дни   земледельцы   благодарили Богородицу ­ небесную покровительницу земледелия за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год. Собирали лук, убирали на зиму пчелиные улья, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений.       Ранним   праздничным   осенним   утром   крестьянские   семьи   шли   на торжественную   службу   в   Храм,   а   затем   устраивались   народные   гулянья. Молодые   женщины   выходили   к   берегам   рек   и   озер,   на   поляны,   водили хороводы, устраивали пляски, славя песнями начало осени, выражая любовь к родной стороне, к Родине. А мужчины в это время жгли солому, разводили костры, сушили зерно. Продолжением праздника были праздничные застолья, где   все   угощали   друг   друга   дарами   осени.   На   столах   стояли   скромные кушанья: красная свёкла, ржаной хлеб, картошка, репа. Украшением стола были     фрукты   из   своего   сада:   яблоки,   слива,   виноград.   Главным   было   ­ угостить всех, кто пришел в дом, и особенно старались пригласить в гости тех, кто жил бедно. Этот день в народе называли ласково Осенины ­ день рождения Богородицы. Вспоминая этот осенний день, колыбель Богородицы в саду, под ветвями лавра; запах синего винограда и золотого ячменя в полях, крики ласточек, летящих на зиму из дальних северных стран в Палестину, пели: «Величаем  тебя, Пресвятая Дева,  и  чтим  твоих родителей  и славим Рождество Твое».  У  православного народа с самого начала было и остается почитание и радостное любование  Марией ­ Ее Материнством,  Ее  кровной связью Христом.  Иисусом   с   Коллективное творческое дело.  В ходе обработки материала было решено составить   сценарий   празднования   престольного   православного     праздника нашего   села   «Рождество   Пресвятой   Богородицы»     и   возродить   забытые традиции его празднования. В сентябре 2016 года на сцене сельского Дома Культуры   совместными   усилиями   учащихся   и   учителей   нашей   школы   был проведен   праздник   «Богоизбранная   Отроковица»,   что   явилось   итогом изучения  и возрождения празднования престольного праздника в с. Воротнее. С тех пор ежегодно силами учащихся, педагогов, родителей, работников СДК и  активных   жителей   села  21  сентября   проводится   праздник,  посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, приуроченный ко Дню Матери.   Использование интерактивных форм работы и  развитие творческих способностей детей.  1.Украшение сцены и зала учащимися, педагогами и работниками СДК. 2.Изготовление   учащимися   и   их     родителями   декораций   и   костюмов   для инсценировки; 3. Театрализованное представление  «Богоизбранная Отроковица» (учащиеся, педагоги) 4.Изготовление   учащимися   сувениров   и   поделок   своими   руками   для поздравления мам. 5.Подготовка номеров художественной самодеятельности учащимися школы, педагогами, жителями села. 6. Музыкальное оформление праздника (художественный руководитель СДК, ведущие праздника) 7. Осенняя выставка «Дары природы» в фойе СДК (учащиеся, жители села) В сценарии  праздника задействованы: 1. Ведущие:   Гусева   Л.М.­   учитель   русского   языка   и   литературы, заместитель директора по   учебно­воспитательной работе, ученицы   9 класса; 2. Действующие лица в сценарии ­ учащиеся 5, 8, 9, 10 классов; 3.   Концертная   программа   ­   учителя   ГБОУ   СОШ   «ОЦ»   с.   Воротнее, сотрудники пансионата для детей­инвалидов с. Воротнее   (вокальная группа «Сударушки»), жители села, учащиеся.  4. Поздравление с Днем Матери ­ вручение мамам и бабушкам сувениров, сделанных своими руками ­ учащиеся 1­5 классов; 5. Угощение плодами осени всех присутствующих в зале ­ учащиеся  8­10 классов.             Сценарий праздника «Богоизбранная Отроковица» (посвященный   Рождеству Пресвятой Богородицы и Дню Матери) Ведущий 1.  Здравствуйте дорогие друзья! 21 сентября православная церковь отмечает  первый двунадесятый праздник осени ­ Рождество пресвятой Богородицы.  Этот праздник был установлен в IV  веке и включал два события: Рождение  Девы Марии  и  дань памяти  Ее родителей, праведных Иоакима и Анны. А  также его трактуют как праздник воспитания детей, будущих устроителей  жизни России, день Матери  и праздник осени. Ведущий 2. История праздника Рождества Богородицы такова: пастух Иоаким и его жена  Анна были бездетными. В отсутствие мужа, который откачевал со стадом в  пустыню, Анна обратилась с горячей молитвой к Богу о даровании ей ребенка. Предстал пред ней ангел Господень: « Родишь и  о потомстве твоем будет  говорить весь мир» То же известие получил в пустыне Иоаким. Прошло время и Анна родила дочь. (Звучит тихая, грустная музыка) Анна: Чем тебя, Господь, я прогневила,             Что не дал мне малое дитя?             Кажется печальной и унылой              Жизнь однообразная моя. В гнездышках птенцов выводят птицы             И щебечут весело в глуши,              В логове волчицы и лисицы             Родились весною малыши.             Рыбы в море, птицы в поднебесье            Звери в чашах ­ славят все Тебя!             Кто молитвой тихою, кто песней             Господи! Пошли и мне дитя! (Входит Иоаким, садится печальный на лавку) Иоаким: Печален я! На голову седую Мне сыплются насмешки и хула,                  Обидные и горькие слова                  Зачем проходит жизнь моя впустую?                  Потомством не украсил я народ,                  Не увенчал я славою свой род. (Появляется Ангел, зеленой веткой касается головы Анны) Ангел: Всевышний к вашим снизошел мольбам.               Дитя чудесное Господь дарует вам. Ведущий 1. У праведных  Иоакима и Анны родилась Дочь, которую еще до рождения  нарекли  Марией. Родители дали священный обет посвятить Её жизнь Господу Богу. Ведущий 2. Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители повели ее в храм. Девочка 1: Девушки в белых одеждах                      Несут зажженные свечи                                                                                              С верой, любовью, надеждой                                              К тебе, Владыко Предвечный.                     Тучки легли золотые                     На небосвод голубой. Дети, друзья и родные                      Праздничной льются толпой                     Ангелы, рея незримо,                     Сладостным хором поют.                     Анна с Иоакимом                      К храму Марию ведут. (Торжественная музыка) Ведущий 1. Дева Мария прожила в храме 12 лет. Она отличалась умом, кротостью и  смирением. Ведущий 2. Когда Мария достигла совершеннолетия, священники решили подыскать Ей  достойного старца в мужья. Они собрали безбрачных мужей из рода Давидова  в Иерусалимский храм и по совету ангела повелели им положить свои жезлы  на алтарь, а сами погрузились в молитву. Девочка 2:  Утреннее солнце                      Сквозь узкое оконце                       Упало на алтарь                       И вспыхнул, как янтарь,                       Иосифа жезл.                       Засиял, словно перл, Райским цветком,                       И сидела на нем                        Кроткая птица                       Белая голубица. Ведущий 1. Дева Мария была обручена с праведным старцем Иосифом. Она жила в его  доме, как в храме: занималась рукоделием, вышивала шелками и ткала  одежды. 4 месяца спустя, Архангел Гавриил ­ Божий посланник – принес ей    благую весть. (Дева Мария идет к колодцу за водой. Выходит Архангел ­ Гавриил) Девочка 1: Знакомою тенистою тропой                      Мария шла к колодцу за водой                      Вдруг свет небесный склон горы залил,                      Предстал пред ней Архангел­ Гавриил.                      Марии весть благую он принес                      Глаза потупив, Дева замерла                      И слушала Архангела слова. Архангел ­ Гавриил: Утешься, Дева, в светлый час святой!                                       Возрадуйся!                                       Ведь сам Господь с тобой!                                       Господний Дух сойдет с небес незримо И ты родишь Спасителя и Сына                                       Смерть победит он и развеет тьму.                                     Мария: Да будет мне по слову твоему.                                                                    Девочка 2. Ему смиренно дева отвечала. Мария: Благая весть – спасения начало!  Ведущий 2. В этот день было принято выпускать птичек из клеток на  свободу. (Уходит. Звучит радостная музыка. Дети в костюмах птиц исполняют  «Танец птичек»)  (Приложение1) Ведущий 1. У Девы Марии родился сын, которого нарекли Иисусом. Всю  земную жизнь Иисуса Христа Его мать была рядом с ним. Когда Иисус  проповедовал, Богоматерь следовала за ними его учениками. Как глубоко  страдало материнское сердце, когда Богородица видела крестные муки  распятого сына. (Звучит скорбная музыка) Мария: Жжет мне сердце, как огонь,                Скорбь великая и жалость.                Лучше бы в мою ладонь                 Боль жестокая вонзалась!               Меркнет свет в глазах дневной                Видеть мне невыносимо Крестные страданья сына­               Лучше умереть самой.               Все же верю я, Господь!               Сыну ты пошлешь спасенье­               Смерть сумеешь побороть                И даруешь воскресенье! Ведущий 2.  Пресвятая Богородица прожила долгую жизнь в доме своего  приемного сына­апостола  Иоанна Богослова. В преклонные годы она часто  молилась в Гефсиманском саду, и однажды ей снова явился Архангел Гавриил и принес весть, что через 3 дня Богоматерь ждет святое Успение.                               (Звучит музыка «Аве Мария»)  Ведущий 1. Богородицу похоронили в семейной гробнице, где покоились  Иоаким, Анна, Иосиф. Через несколько дней в Иерусалим приехал апостол  Фома. Он очень горевал, что не простился с Божьей Матерью. Тогда апостолы пошли ко гробу   и отвалили камень, но Богородицы в гробу не было. А  вечером, когда апостолы пошли на молитву, явилась сама Царица Небесная,  сияющая и прекрасная, окруженная ангелами и сказала: «Радуйтесь, я с вами  во все дни» Девочка 1:  Нынче солнце с восходом торопится                      Расстилает покров золотой:                      Рождество Пресвятой Богородицы,                      Нашей Матушки, вечно живой! Видно любы ей детушки русские,                      Любы полные сказов леса.                      Неторопные реченьки грустные,                                                                                В покоянных слезах образа.                                                                  Девочка 2: Не однажды Казанской, Владимирской,                                                                   Поднималась на зов: «Помоги!»                      Представала Смоленскою, Иверской,                      И бежали, и гибли враги.                      Проходя по лугам меж коровушек                       В обрамленье златого венца,                      О родимой навеки сторонушке                      Она молит по­русски творца. Девочка 1: Мать детушек, Мать Матерей                        Жалеет и любит людей.                        И мы Ей хвалу принесем                        И песни свои пропоем.  Ведущий 2:  В этот   сентябрьский день крестьянские женщины праздновали  Осенины­ день рождения Богородицы. Вспоминая этот осенний день,  колыбель Богородицы в саду, под ветвями лавра, запах синего винограда и  золотого ячменя в полях, крики ласточек, летящих на зиму из дальних  северных стран в Палестину, пели: ­ Величаем тебя, Пресвятая Дева, и чтим твоих родителей и славим  Рождество Твое. (Выступление вокальной группы «Сударушки») (Приложение 1) 1 участник ­ Величаем тебя, Пресвятая Дева! 2 участник – Чтим твоих родителей Иоакима и Анну! 3 участник – Славим Рождество Твое! 4 участник – Овсяным хлебом! ( В руках хлеб) 5 участник – Спелым виноградом! ( Виноград) 6 участник – Сочными яблоками! ( Яблоки) 7 участник – Золотым ячменем! ( Колосья ячменя) Вместе: Славим и величаем всех Матерей земли русской! Вместе: Славим и величаем песнями Осень! (Идут в зал и угощают всех плодами осени) (Дети дарят подарки своим мамам и бабушкам) (Приложение 1) Ведущий 2: Стоят над водою серые обложные тучи, тянет от воды стылым  холодком. А в овинах горит огонь, там сушат зерно, жгут на гумнах солому…  и крестьянки поют свои песни.       Праздник   заканчивается   прославлением   Пресвятой   Богородицы   и   ее родителей.   Участники   праздника   исполняют   песни   о   родной   стороне,   об осени, о Матери,  по традиции угощают всех присутствующих в зале плодами осени,   дети   дарят   подарки,   сделанные   своими   руками,   своим   мамам   и бабушкам. (Исполняется 5­6 песен о родной стороне, матери, природе, осени) (Приложение 1)   В   заключение   праздника   всем   зрителям     учащиеся   раздают   «Русский народный календарь» с народными приметами (Приложение 2). Планируемые результаты 1. Возрождение  национальных самобытных традиций  празднования  православного престольного праздника Рождества Пресвятой  Богородицы в нашем селе. (Ежегодное проведение праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приуроченного  ко Дню Матери) 2. Воспитание   у школьников духовно­нравственных  качеств: доброты и  терпимости, любви  и сострадания к ближнему, почитания и уважения  своих родителей, любви к малой родине и своей стране. 3. Приобщение  учащихся к семейным ценностям. 4.  Формирование  русского духовного национального характера. Используемая литература 1. Дьякова Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о православном  Предании и народном календаре России.­ М.: издательство «Центр  гуманитарного образования» , 1996. 2. Некрылова А.Ф. Круглый год. М., 1991 3. Забылина. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. М.,1990 4. Сельская библиотека с. Воротнее:  архивные материалы об истории села Воротнее. 5. Архивные материалы старожилов села. Приложения Фотоматериалы праздника Приложение 1 Был составлен сценарий и проведен праздник «Богоизбранная Отроковица», в котором отражалась история праведной  жизни Девы Марии. Ведущие праздника В  день Рождества Пресвятой Богородицы было принято выпускать птичек из  клеток на свободу.  В сценарии звучит классическая музыка, учащиеся 5  класса  в костюмах птичек танцуют радостный танец. Успение ­ один из самых заветных для России праздников. Точно в успении  Своем, преобразившись, Богородица стала Матерью и Утешительницей всего  рода людского и каждого, кто призывает в горе Ее Имя. Праздник заканчивается прославлением Пресвятой Богородицы и ее  родителей.  Участники праздника исполняют песни о матери, родной стороне,  об осени. Выступление коллектива учителей ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Выступление учащихся Выступление вокальной группы «Сударушки» Старшеклассницы  в русских сарафанах по традиции угощают всех присутствующих в зале плодами осени. Русский народный календарь Приложение  2 Январь 1. Новый год. 7. Рождество. С 7 по 18 января ­ Святки.  19. Крещение.  Ясно, холодно ­ к засушливому лето. Пасмурно ­ к урожаю. 23. Григорий.  Иней ­ к сырому лету. Ветер с юга ­ к грозному лету. 24. Феодосии.  На Феодосья тепло ­ к ранней весне. 25. Татьяна.  Солнце ­ к раннему прилету птиц. Снег ­ к дождливому лету. Февраль 1. Макарий. Коли ясно ­ то ранняя весна. 2. Ефимий.  В полдень солнце ­ ранняя весна. Метель ­ всю Масленицу. 4. Тимофей. Начало метелей. 6. Аксинья. Какова Аксинья ­ такова и весна. 10. Ефрем. Ветер на Ефрема ­ к сырому году. 14. Трифон. Если небо звездное ­ к поздней весне. 15. Сретение. Зима с весной встречаются. Начало Масленицы. 23. Прохор. До Прохора старуха охала: «Ох студно». 24. Влас. Пришел Прохор да Влас ­ никак скоро весна у нас.                                                                                             Март 14. Евдокия.  Какова Евдокия, таково и лето.  На Евдокию снег ­ к урожаю, теплый ветер ­ к мокрому лету,  ветер северный ­ к холодному лету. 15. Федот. На Федота снежный занос ­ долго травы не будет. 18. Конон. На Конона вёдро (сухо, солнечно), ­ града летом не будет. 22. Сороки. Вторая встреча весны. 40 пичуг прилетают. Увидел скворца ­  весна у крыльца.  Чайка прилетела ­ скоро лед пойдет.  Журавль прилетел ­ тепло принес.  Жаворонок ­ к теплу. Зяблик ­ к стуже. Апрель 7. Благовещение. Весна зиму поборола.  Если снег на крышах лежит, то в поле лежать ему до Егория (6.5).  Остается 40 холодных утренников. Гроза ­ быть теплому лету.  Ночь теплая ­ весна дружная. 9. Матрена. Щука хвостом лед разбивает. 14. Марья. Зажги снега. Начало половодья. 18. Федул. Пришел Федул ­ тепляк подул. 21. Родион. Ледолом. Пашут под овес.                                                                                                                                       Май 6. Егорий. Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2.8) лето кончает. 15. Борис и Глеб. Соловьиный день. 16. Марфа ­ зеленые щи. Цвет черемухи холод приносит. 20. Вознесение. Отцветают сады. 22. Никола. От Николы осталось 12 холодных утренников. 24. Мокей. Если мокро ­ все лето такое. 27. Сидор. На Сидора холодно ­ все лето такое. 28. Пахом. Пришел Пахом ­ запахло теплом. 31. День Святого Духа. С этого дня и с неба и из­под земли тепло идет! Июнь 3. Алена и Константин. Сеют лен, гречиху. 11. Федосья ­ колосяница. Колосится рожь. 13. Еремей. Конец всякого сева. 21. Стратилат ­ грачами богат. 22. Кирилл. Конец весны, начало лета. 27. Елисей. 29. Тихон. Птицы стихают. Июль 3. Мефодий. Если на Мефодия дождь, то будет идти 40 дней. 7. Ивана­Купала. Большой покос. В ночь на И­К ­ чудеса и гадания. 10. Самсон. Если на Самсона дождь, то до Бабьего лета (14.09) дождь. 12. Петров день. Красное лето. Петр ­ Павел ­ час убавил. 21. Казанская. Начало уборки ржи. 25. Прокл. Поле от росы промокло                                                                           29. Афиноген. Лето перешагивает зной. Замолкают птицы. Август 1. Макрида. Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая. 2. Ильин день. До обеда лето, после обеда осень. Зима с летом борется. 12. Сил. Озимая рожь, посеянная на Сила, сильная уродится. 14. Первый (медовый) Спас. Проводы лета.  Со Спаса ­ холодные росы. 16. Антон ­ вихровей. Если на Антона вихрь ­ ожидай снежную зиму. 17. Авдотья ­ сеногнойка. Срывают огурцы, убирают чеснок, лук. 19. Второй (яблочный) Спас. 21. Мирон ­ ветрогон. 27. Михеев день. Тихий вечер ­ ясной осень, буран ­ ненастный сентябрь. 28. Успение. Третий Спас. Начало молодого Бабьего лета (до 11.09). Сентябрь 11. Иоанн ­ Предтеча ­ Креститель ­ гонит птицу за море далече. 14. Семен. Не убрали колосовые ­ пропали.  Бабье лето (14­21). Если первый день ясен, то осень теплая. 21. Рождество Богородицы. 24. Федора. Всякое лето кончается. 27. Воздвижение.  Птицы улетают, медведь в берлогу, корень не растет. Октябрь 1. Арина.  Если на Арину журавли, то на Покров ­ первый мороз.  Если нет, то до Артемьего дня (2.11) не будет ни одного мороза. 3. Астафий.  Астафьевы ветры: северный ­ стужа близко, южный ­ к теплу,  западный ­ к мокроте, восточный ­ к вёдру (летняя сухая и ясная погода).  Тепло и летит паутина ­ к хорошей осени и нескорому снегу. 8. Сергий Радонежский. Рубят капусту.  Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михаилу (21.11) 14. Покров. Каков Покров, такова и зима.  Ветер с севера ­ холодной зима, с юга ­ теплая, с запада ­ снежная,  переменный ­ непостоянная зима. От первого снега до санного пути ­ 6  недель.  Если лист с дуба и березы упадет чисто ­ к легкому году, а нечисто ­ к  строгой зиме. 20. Сергий зимний. Снежный покров ­ к Матрене (22.11) станет зима. 23. Евлампий.  На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть  ветрам.  Если на север ­ быть скорой зиме, и снег ляжет посуху; на юг ­скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4.11). Ноябрь 4. Казанская. Первый заморозок.  Коли на Казанскую небо заплачет,  то следом за дождем и зима придет. 8. Дмитриев день. Помин по усопшим воинам. 12. Зиновий. Синичный праздник.  Прилет в сады синиц, снегирей, щеглов.                                                                  21. Михаиле. Чаще всего бывают оттепели. Настоящая стужа с 22.11. 23. Ераст. С Ераста жди крепкого наста. 24. Федор. На Федора дождь или снег ­ быть оттепелям до Введения. Декабрь 1. Платон и Роман. Платон да Роман кажут зиму нам. 4. Введение. Накладывает на воду ледение. Возможна и оттепель. 9. Юрьев день. Медведь в берлоге засыпает. 12. Парамон. На Парамона снег­быть метелям до Николы (19.12) 17. Варвара. Трещит Варюха: береги нос да ухо. 19. Никола. Хвали зиму после Николы (Гостевой праздник). 29. Аггей. Иней сей. Коли сильный мороз, то стоять ему до Крещения. Сравнив православный и народный земледельческий календари можно сделать вывод, что некоторые праздники совпадают. Например: Рождество  Богородицы (21 сентября), Покров (14 октября), Рождество (7 января),  Крещение (19 января).

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Методическая разработка «Применение  интерактивных форм для духовно-нравственного воспитания обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017