Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
4 кл
02.11.2018
Методическая разработка состоит из 3 глав. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы изучения словообразования в основной школе. Во второй главе приёмы формирования коммуникативной компетенции учащихся 4 класса общеобразовательной школы на основе изучения темы «Словообразование». В третьей главе методика по формированию коммуникативной компетенции при изучении раздела «Словообразование». Последняя глава представлена в виде заданий, которые апробировались в 4 классе и сводные таблицы, где наглядно можно посмотреть уровень обучающихся на различных этапах эксперимента.
методическая разработка Шабановой О.А..docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
город Киров Калужская область
Методическая разработка
«Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4
класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»
Шабанова Ольга Анатольевна
1 Киров – 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретикометодологические основы изучения
словообразования в основной школе.
1.1.Словообразование как раздел науки о русском языке……………10
1.2.Изучение словообразования в
школе………………………………………………………………………………….…..15
1.3.Частнометодические принципы и подходы к изучению
словообразования в
школе…………………………………………………………………..…28
1.4. Формирование учебноязыковых умений у учащихся при изучении
раздела «Словообразование». Типология упражнений по разделу
«Словообразование»…………………………………………………………….…….32
1.5. Коммуникативная компетенция. Типы коммуникативной
компетенции……………………………………………………………………….……..40
Глава 2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции
учащихся 4 класса общеобразовательной школы на основе изучения
темы «Словообразование».
2.1. Обогащение речи учащихся при изучении морфемики и
словообразования в школе.
…………………………………………………………………..45
2.2. Словообразовательная модель как объект морфемного анализа
слова и овладения навыками анализа его лексического
значения………………………………………………………………………………….51
2 2.3.Констатирующий эксперимент. Анализ опытной педагогической
работы в школе……………………………………………………….61
Глава 3. Методика по формированию коммуникативной
компетенции при изучении раздела «Словообразование».
3.1. Анализ состояния современной системы обучения в
общеобразовательных учреждениях………………………………………………75
3.2. Проведение обучающего эксперимента. Анализ, предложенной
методики …………………………………………………………………..84
Заключение……………………………………………………131
Список литературы……………………..……………….……..133
Приложение………………………………………………………….138
3 Введение
Актуальность исследованияРусский язык – язык русского народа, который
служит ему средством :
а) общения во всех сферах жизни;
б) хранения и передачи информации;
в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается
богатством и разнообразием словаря,
словообразовательных и
грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями
изобразительновыразительных средств, стилистическим разнообразием. На
русском языке создана художественная литература и наука, имеющие
мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков
ООН. В России он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком – основа каждого
русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для
реализации этой цели необходимо поднять преподавание на качественный
уровень.
Предмет «Русский язык» имеет в современной школе познавательно
практическую направленность, т. е. дает учащимся знания о родном языке и
формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его
4 преподавания. Специальные цели преподавания языка: формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Над
этим необходимо работать на каждом уроке, независимо от разделов языка.
К сожалению, во время работы с разделом «Словообразование» не
всегда происходит работа по развитию коммуникативных качеств речи, не
говоря уже о коммуникативной компетенции.
Работа по словообразованию в основной школе представляет
определённые трудности как для учителя, так и для учащихся. Она не может
ограничиться теми часами, которые отводятся на изучение школьного раздела
с соответствующим названием и которые выпадают на первое полугодие
(после лексики).
Раздел «Словообразование» в методике преподавания русского языка
содержит большие обучающие возможности. Эта область русского языка
включает в себя две части: морфемику (которая изучает состав слова) и
собственно словообразование. Целью морфемики является не только
выделение морфем в словах, но и выявление значений этих морфем, что
осознается учениками с большими трудностями.
Учёные методисты говорят об особых обучающих возможностях
словообразования (М.Т. Баранов, С.И. Львова, А. В. Текучев и др.).
Морфема участвует в процессе образования слова как лексической
единицы, определяет и грамматический статус слова (его принадлежность к
определённой части речи, иногда – к соответствующей грамматической
категории) и почти всегда является средством выражения формы слова.
Словообразование в процессе освоения законов русского языка
определяет основную цель изучения этого раздела в школе:
1. Научить
учащихся разбирать слова по составу, чтобы
выработать у них привычку опираться на состав слова при решении разных
языковых задач (орфографических, лексических, грамматических);
5 2. Научить извлекать нужную лингвистическую информацию о
слове из наличия одной из его морфем.
Все перечисленные умения невозможно отработать, если в
обучении преобладающим, а то и единственным видом словообразовательного
анализа будет задание типа «Разбери слово по составу».
Цель работы состоит в разработке такой методической системы по
формированию коммуникативной компетенции при изучении раздела
«Словообразование» в 4 классе общеобразовательной школы, которая будет
способствовать формированию коммуникативной компетенции и повышению
знаний по разделу «Словообразование» в целом.
Объектом
исследования выступает процесс формирования
коммуникативной компетенции в 4 классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования – методика формирования коммуникативной
компетенции и изучения словообразования на уроках русского языка в
общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования – процесс по формированию коммуникативной
компетенции при изучении темы «Словообразование» на уроках русского
языка будет протекать успешнее, если в ходе обучения будет использоваться
специальная система обучения, направленная на повышение уровня
коммуникативной компетенции и овладения системой словообразовательных
знаний и умений.
В соответствии с целью работы и гипотезой исследования были
поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по
словообразованию,
психолого
педагогическую и методическую по проблеме исследования;
2) проанализировать современные стабильные учебники и программы
по русскому языку для начальной общеобразовательной школы;
6 3) выявить особенности усвоения словообразовательных понятий в 4
классе общеобразовательной школы;
4) разработать методическую систему, способствующую формированию
коммуникативной компетенции при изучении раздела «Словообразование» и
дальнейшему развитию коммуникативных и словообразовательных умений и
навыков;
5) разработать и апробировать систему упражнений, направленную на
так же
коммуникативной компетенции,
формирование
а
словообразовательных умений и навыков.
В соответствии с гипотезой и задачами исследования были
использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (изучение и анализ лингвистической, методической и
психологопедагогической литературы);
2) практический (отбор информации по теме исследования, наблюдение
за ходом учебного процесса в школе, характеристика уровней владения
языковым материалом);
3) экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего
экспериментов);
4) статистический (обработка результатов констатирующего и
обучающего экспериментов).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявлено состояние коммуникативных качеств речи и знаний, умений
и навыков по словообразованию учащихся 4 класса муниципального казённого
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№6» города Кирова Калужской области и определено их соотношение
относительно «требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса;
2) разработана система изучения словообразования в 4 классе
общеобразовательной школы.
7 Теоретикометодологической основой исследования явились работы,
посвященные:
1)
2)
3)
Основы словообразовательного анализа(Н.М. Шанский)
Компетентность в общении(Л.А. Петровская)
Программнометодическому обеспечению учебного процесса в
средней школе (Н.М. Шанский, В.В. Бабайцева, М.М. Разумовская, С.И.
Львова);
4)
Методика развития речи на уроках русского языка(Н. Е.
Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купаловаа и др.; Под ред. Т. А.
Ладыженской)
На защиту выносятся следующие положения:
1.
В связи с низким уровнем владения коммуникативной
компетенции, а так же словообразовательными умениями и навыками,
неумением применять полученные в ходе обучения теоретические знания на
практике была разработана методическая система по формированию
коммуникативной компетенции при изучении темы «Словообразование»,где
проводится работа по повышению коммуникативных качеств речи и
осознанное повышение качеств знаний по СЛ .
2.
Процесс по формированию коммуникативных качеств речи
должен подкрепляться практическими упражнениями, текстами по развитию
связной речи, а также анализом работы над ошибками в ходе выполнения
учащимися предложенных учителем заданий. Такой подход развивает у
учащихся навыки самоконтроля,
способности.
обогащает их коммуникативные
8 Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании
коммуникативной
методической целесообразности формирование
компетенции и применения специальных приемов, способствующих
повышению уровня знаний и умений учащихся не только по разделу
«Словообразование», но и по всему курсу русского языка в 4 классе в
контексте проводимого исследования.
Практическая значимость работы состоит в разработке методической
системы по формированию коммуникативной компетенции при изучении темы
«Словообразование» в 4 классе общеобразовательной школы, которые могут
быть использованы как при изучении словообразования, так и лексики,
морфологии и др.; использовании теоретических и практических положений,
результатов диагностических замеров и выводов в деятельности учителя
словесника.
Достоверностьи обоснованность проводимого исследования, его
результатов и выводов обеспечены опорой на достижения современной
лингвистической, методической и педагогической наук, совокупностью
методов исследования и положительными результатами проведенного
экспериментального обучения.
Методическая разработка состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы.
9 Глава 1. Теоретикометодологические основы изучения словообразования
в основной школе
1.1
Словообразование как раздел науки о русском языке
Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным
интересом к изучению словообразования. Поднимаются вопросы о статусе
словообразовательных единиц, о словообразовательных значениях и т.п.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий все аспекты создания,
функционирования, строения и классификации производных и сложных слов
[Тюрина, 2006].
Современный этап изучения словообразовательной системы
современного русского языка характеризуется рядом существенных
10 особенностей. Довольно полно и подробно описаны словообразовательные
типы, форманты и некоторые другие единицы словообразовательной системы.
Имеется полный алфавитный словарь гнезд; ведется исследование так
называемых комплексных единиц словообразования словообразовательных
гнезд, парадигм, цепочек. Выработана система понятий и терминов
словообразования и морфемики, созданы учебники по словообразованию.
Эти результаты в значительной степени были подготовлены той
активной работой по русскому словообразованию, которая началась в 50е
годы и была стимулирована известными работами В.В. Виноградова и Г.О.
Винокура по словообразованию.
Словообразование как особый раздел языкознания стал складываться в
4050е годы ХХ века. В 6080е годы наука словообразование, выделившись
из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической
дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и
систему понятий.
Вопросами словообразования в разное время занимались учёные –
языковеды, такие как Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, М.Д.
Степанова и другие.
Бодуэн де Куртенэ считает словообразование «разделом морфологии,
который включает, кроме того, этимологию (учение о корнях), учение о
флексии и о полных словах» [Чуваева, В.Г. Практическая грамматика
немецкого языка [Текст]/ В.Г. Чуваева.М.: Высшая школа, 1976.]. Само
словообразование он рассматривает как науку «...о словообразовательных
с другой
суффиксах,
и о темах или основах,
с одной,
стороны»[www.bestreferat.ru], т.e. впервые в учение о словообразовании
включается изучение основ, ибо до этого в учение о словообразовании
входило исследование только словообразовательных аффиксов.
11 Признавая постоянное развитие языка,
Бодуэн де Куртенэ
распространяет принцип изменчивости на все элементы слова корень,
приставку, суффикс и окончание — и считает необходимым, разлагая слово
на морфемы, следовать живому чутью языка, оперировать не «какимито
фикциями, витающими в туманной атмосфере праязыка..., но живыми частями
склоняемых и спрягаемых слов» [www.biblioteka.ru].
Л.В. Щерба называет словообразованием «живые схемы для
обозначения новых понятий и считает целью словообразования — показать,
как действительно образуются или могут образовываться слова для новых
понятий в... говоре в настоящее время» [www.biblioteka.ru].
М.Д. Степанова считает, что «словообразование в системе языка тесно
связано как с грамматикой, так и с лексикой, потому что глубокое изучение
словообразовательных средств позволяет более точно рассмотреть
лексический состав языка»[ Степанова1984].
Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух
значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм
слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается
словообразовательная система русского языка. [Шанский 1987]
Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых
состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в
словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также
законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования
слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании
новых слов.[Шанский 1987]
Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования
является слово. В лексикологии слово рассматривается прежде всего со
стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его
звучания. Словообразование же изучает слова, между которыми существует
12 двойная связь – общность предметного содержания и фонетического
оформления. Причём словообразование интересуют такие части слов,
которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и
содержательной общностью.
Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению)
части, словообразование отвечает на вопрос о том, как устроены слова в
русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят. Однако
словообразование позволяет не только выделять более мелкие части из
целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от
другого, показывает, каким образом можно образовать новые слова.
Следовательно, словообразование как особый раздел науки о языке
включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова –
морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и
собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы
образования слов,
закономерности современного словообразования.
[Шанский,1953]
Словообразование как наука определяется:
1) процесс или результат образования новых слов, называемых
производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством
принятых в данном языке формальных способов, которые служат для
семантического переосмысления или уточнения исходных единиц,
соединение основ с аффиксами (рус. «столик», «застольный»), соединение
нескольких основ (рус.
«громкоговоритель»; см.
Словосложение), перевод основ из одного класса в другой («руль рулить»,
«узкоколейный»,
«золото золотой»), чередования в составе основы («глухой — глушь») и др.;
вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на
создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и
формальной связанностью с исходной единицей. Словообразование один из
13 важнейших источников пополнения словарного состава языка , один из
главных путей образования терминов.
2) Учение о том, «как делаются слова» (Л. В. Щерба), по какой
модели они построены и какой единицей мотивированы (словом,
словосочетанием); раздел языкознания, изучающий производные как в
синхронии, так и в диахронии, в разных аспектах их возникновения и
функционирования, например с точки зрения их продуктивности или
непродуктивности, употребительности в разных стилях речи и т. п.
[Валгина , 2003]
Изучение словообразования даёт возможность показать, вопервых,
развитие структуры слова и способов словопроизводства, подчиняющееся
определённым и строгим закономерностям; вовторых, показать взаимосвязи,
(со
существующие между единицами разных уровней языка
словообразовательными, с одной стороны, и с фонетическими, лексическими
и грамматическими – с другой); втретьих, глубже познать грамматический
строй языка, так как важнейшими способами выражения грамматических
значений в русском языке являются окончания, а также формообразующие
аффиксы.
Работа по словообразованию служит важнейшей основой, на которой
базируется изучение орфографии и формирование орфографических навыков,
поскольку основной принцип русской орфографии – морфологический,
сущность которого заключается в том, что значимые части слова (морфемы)
всегда пишутся одинаково, независимо от произношения (за исключением
случаев исторического чередования звуков). Часто только работа по
словообразованию даёт возможность осмыслить различное написание в
словах, например: журавлиный, но: истинный; речонка, но: печёнка;
дощатый, но: веснушчатый. [Лекант ,2003]
14 15 1.2 Изучение словообразования в школе
Словообразование всегда было одним из самых сложных для учащихся
разделов в школьном курсе русского языка, т.к. для исследования
словообразовательных процессов необходим достаточно высокий уровень
лингвистической подготовки и развитое мышление. Вместе с тем это одна из
самых важных областей языкознания, тесно связанная с лексикой, историей
языка, морфологией, морфемикой. То, что именно морфемика заменила
традиционные разделы в начальной школе “ Состав слова”. Ведь ранее в
базовом учебнике для общеобразовательной школы не было темы
“Морфемика”, как, впрочем, не было самого термина “морфемика” даже в
таком популярном пособии для учащихся, как “Русский язык: Справочные
материалы”, изданном под редакцией Н. М. Шанского[Шанский ,1994].
Исчезновение из школьной программы целого раздела вызывает
недоумение, поскольку изучение существующих в языке механизмов
появления слов помогало сформировать у детей представление о языке как
развивающейся, живой системе, способствовало развитию мышления у
учащихся, вызывало устойчивый интерес, а также знания, полученные в
процессе работы над способами словообразования, служили базой для
Умение производить
изучения других разделов лингвистики.
словообразовательный анализ очень часто необходимо для объяснения и
понимания орфографических правил, следовательно, для выработки навыков
Если школьник хорошо умеет вычленять
грамотного письма.
формообразующие морфемы (имеет представление о формообразовании), ему
легче даются темы из раздела «Словообразование» . Знания и умения,
сформированные на уроках по словообразованию, позволяют ученикам не
механически, а сознательно выделять части слов при морфемном анализе.
16 Разбор слова по составу становится для детей легче, интереснее, осознаннее,
если связан со словообразовательным анализом.
Мысль о неразрывной связи морфемного и
словообразовательного разборов не нова, она нашла свое отражение в работе
Н.Н.Прокоповича (3, с.9), свидетельствующей о давней сложившейся
традиции в изучении словообразования в школе. О том, что морфемный
анализ “ дает ответ на то, какие “ элементарные значимости” выделяются в то
или иное время в данной лексической единице”, а также о том, что это
“начальная, но обязательная стадия словообразовательного анализа”, писали
Н.М. Шанский и А.Н.Тихонов[Шанский ,1987: 8].
Новизна подхода к преподаванию русского языка в 4 классе
общеобразовательной школы заключается в тесной связи изучения морфемики
со словообразованием, а разбор слова по составу предваряется
словообразовательным разбором.
Все работающие в школе учителя понимают, что ребенок при
определении морфемного состава какойлибо лексической единицы (что, как
правило, без затруднения делает взрослый человек, рассматривающий слово “
на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов”,
способный учесть все “присущие ему грамматические формы” [С
РЯ:Шанский,1981: 8] не может сразу, в комплексе представить себе
структуру слова, а именно в изучении состава слова и состоит цель
“Морфемики”. Но зато обучающемуся под силу произвести последовательное
вычленение морфем во время словообразовательного анализа, а затем, как
результат своей деятельности, ученик может обозначить морфемный состав
слова.
Рекомендованный Министерством образования и науки РФ учебник
русского языка для начальной школы по УМК «Школа России»В.П.Канакина,
17 В.Г.Горецкий по которому мы давно работаем и очень им довольныи лучше
учебника на наш взгляд нет. Но всё же и он имеет некоторые недостатки в
разделе «Состав слова», затрудняющих успешную работу. При всем уважении
к колоссальному труду авторов, создавших учебник, выдержавший проверку
временем, сохраняющий свою ценность и сегодня, переработанный в
соответствии с назревшей необходимостью, хотелось бы, с учетом возраста
учеников, обратить внимание на неточности в подаче теоретического
материала, которые выявляются в процессе работы учителя и приводят детей
к недопониманию.
Например, в учебнике РЯ 3 и 4 класса дано следующее определение
суффикса: “ Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после
корня и обычно служит для образования слов”. Исходя из определения, в
слове зазеленел следует выделить суффикс –ел (что дети и делают), т.к.
именно эта часть слова “стоит после корня”, перед окончанием. Ни в самом
параграфе, ни в упражнениях нет сведений о том, что суффиксы могут
образовывать формы слов (например, л образует форму глаголов
прошедшего времени, ть – инфинитив, а, е, и глагольные суффиксы). Нет
оговорки, что во время акта словообразования к производящей основе может
присоединяться только одна морфема, а в составе слова иногда
насчитывается несколько суффиксов. Не показано, как находить изучаемую
морфему.
Аналогичная картина складывается у учеников после дальнейшего
изучения . Так что, опираясь на сведения, извлеченные из учебника, дети
должны в слове производительный выделить приставку произ и суффикс –
ительн.
Рассматривая морфему –ся (сь) как суффикс (так советует делать
учебник), ученики, видя нелогичность определений, удивляются: “Суффикс
стоит после окончания? А в определении сказано…”
18 Так же вводится понятие окончания. Эта морфема определяется как
“изменяемая часть слова, которая образует форму слова”. “Окончание служит
также для связи слов в словосочетании и предложении” (там же). У
школьников возникает закономерный вопрос, на каком основании выделяется
окончание –ть в неопределенной форме глагола, которая, как известно, не
изменяется и, как читаем в учебнике, “не показывает ни времени, ни числа, ни
лица, ни рода” ? Тем более, что из дети узнают, что “неизменяемые слова
состоят только из основы”.
Учебник РЯ в начальной школе знакомит читателей с понятием “ основа
слова”: “это часть слова без окончания”. К сожалению, не всегда ученикам и
учителю становится понятно, в чем же необходимость введения понятия
“основа”, остается невыявленной ее функция. Дети старательно выделяют
основу при морфемном разборе, но никто из них не может сказать, с какой
целью это делается.
Читая параграф, нужно обратить внимание на следующие вещи:
оказывается, “лексическое значение всех однокоренных слов” заключено не в
основе, а в корне, правда, дается уточнение, что речь идет об “общем
лексическом значении”. При этом не сказано о том, как следует находить
корень, нет даже вскользь сделанного замечания, что это этимологическое
явление, содержащее сведения об истоках слова, его истории.
В процессе работы над разделом “Состав слова.” возникает также ряд
частных вопросов, например, почему понятие “нулевое окончание” введено, а
о нулевом суффиксе нет и упоминания. Или, как, разбирая слово по составу,
опираясь на памятку, находя приставку и суффикс, догадаться, одна в слове
приставка, один суффикс или их несколько, а если это так, то сколько?
Почему в словах может быть разное количество морфем?
Таким образом, ребенку, работающему по базовому учебнику
(хорошему учебнику, с разнообразными упражнениями и заданиями, с
19 продуманными способами знакомства с новым материалом), не показаны
существующие в языке механизмы образования слов, оказываются недоступны
правильные с точки зрения научности определения. Учащиеся выделяют
морфемы механически, без учета процессов словообразования. Остаются
неясными причины введения некоторых понятий, то есть нарушается
дидактический принцип связи теории с практикой.
Опыт работы в школе подсказывает, как сделать работу на уроках более
эффективной и интересной, как связать изучение раздела “Морфемика.
Орфография.” с получением детьми некоторых, с учетом возрастных
особенностей и необходимости, сведений о способах словообразования и с
выработкой умения делать словообразовательный анализ слова, без которого
четвероклассники невозможно грамотно произвести морфемный разбор. Круг
рассматриваемых вопросов и порядок прохождения тем может быть
следующим. Обратим внимание и на корректировку некоторых определений.
В школьном курсе русского языка учащиеся знакомятся с современным
словообразованием. Отдельные сведения исторического словообразования
(этимологии) частично отражены в текстах упражнений учебника в виде
рассказов о происхождении слов, об изменении их структуры.
Словообразование как раздел науки о языке изучает структуру слова,
его морфемный состав, способы словопроизводства, а также различные
аспекты анализа производных слов.[ Марков , 1981.]
Слово – структура, состоящая из значимых частей. Русские
знаменательные слова по своей структуре делятся на производные и
непроизводные. В словообразовании рассматриваются только производные
слова, основы которых в современном русском языке состоят из двух или
более морфем.
20 В основу производного слова, помимо корня, может входить и
приставка, или префикс (соавтор), суффикс (каменщик), так называемые
интерфикс (ледоход), постфикс (купаться). В школьном курсе русского
языка изучаются только приставки, корни и суффиксы.
Части слова, в том числе и окончание, выполняют определённую
функцию и обладают известным значением.
Корень – основная морфема слова. По образному выражению М. А.
Рыбниковой, «найти корень слова, значит, найти внутренний, затаённый – то
же, что зажечь внутри фонаря огонёк». На значение корня как бы
«нанизывается» значение других частей основы (аффиксов), развивающих,
уточняющих, а иногда и как бы «отменяющих» значение корня (ср.: пригород,
тракторист, умный – безумный, друг – недруг).
В процессе исторического развития языка корни слов зачастую
подверглись фонетическим (и буквенным) изменениям, в результате чего
создавались варианты корней, например: жечь – сжигать, шлю – посылать,
прошедший – шла. Гнездо однокоренных слов при этом не распадается, если
смысловая связь между словами сохраняется.
Сблизились в одно гнездо родственных слов заимствованные
старославянские слова с неполногласием и русские с полногласием,
например: ворота – врата, берег – брег.
Суффикс – как часть слова (и основы) служит для образования слов и
форм слов. Необходимо обратить внимание на то, что он может находиться и
после корня, и за другим суффиксом. Причём, если в производном слове
несколько суффиксов, то только конечный суффикс указывает на ту часть
речи, к которой относится данное слово (см., например, в словах
учительница). При различении омонимичных суффиксов иногда разных
частей речи необходимо учитывать окончание в слове. Так, в словах
21 футболист и волнистый, ключик и гимнастика, грузин и осетрина – разные
суффиксы, и подтверждается это наличием разных окончаний в словах.
Приставка как часть слова служит для образования слов. Приставка, в
отличие от суффикса, присоединяется к целому слову и не имеет
принадлежности слова к части речи. Это не относится лишь к наречиям
(например, верх – существительное, наверх – наречие).
Приставки в русском языке до некоторой степени универсальны, так
как одни и те же приставки могут входить в морфемный состав слов
различных частей речи (например, засуха, записать, заново).
Для приставок в большей степени, чем для суффиксов, характерна
многозначность. Иногда одна и та же приставка может придавать словам не
только различное, но и противоположное значение; например, приставка за
может обозначать начало действия (петь – запеть) и конец действия
(вершить –завершить).
В языке встречаются слова (главным образом глаголы) с двумя (редко –
с тремя) приставками (например:
приумножать,
поразмыслить,
понавыдумывать). Глаголы с вторичной приставкой характеризуются не
только дополнительным семантическим оттенком, но и стилистической
экспрессивностью.
Соединительные гласные
о и е – это своеобразные
словообразовательные морфемы, представляющие собой структурный
признак подавляющего большинства сложных слов.
Производные слова русского языка образуются различными способами.
В школьном курсе русского языка различаются следующие способы
приставочно
словообразования:
суффиксальный, бессуффиксальный, словосложение, слияние, сочетания слов
приставочный,
суффиксальный,
в одно слово и переход слов одной части речи в другую.
22 Префиксация является господствующим способом в системе
внутриглагольного словообразования. Поочерёдно присоединяя различные
приставки, многие глаголы способны образовывать целые ряды слов,
отличающихся лексическим значением и видом, например: бежать –
вбежать, выбежать.
Суффиксальный
способ особенно широко используется при
образовании существительных и прилагательных.
Приставочносуффиксальный
способ является живым и
продуктивным: в языке немало слов, образованных этим способом.
Для отличия приставочно – суффиксального способа образования слов
от приставочного и суффиксального необходимо руководствоваться
следующими приёмами.
1.Как образовались такие слова, как сотрудник,
бескультурье,
настольный,
заморский? Эти слова нельзя отнести к приставочным,
поскольку в языке нет соответствующих бесприставочных слов. Их нельзя
отнести и к суффиксальным, так как в языке нет соответствующих
бессуффиксальных слов: “сотруд “, “бескультур“. Следовательно, эти слова
образовались путём одновременного присоединения приставки и суффикса к
производящим основам.
2.Рассмотрим теперь слова принципиальный и беспринципный;
городской и загородный; телесный и нательный. Нетрудно заметить, что эти
бесприставочные и приставочносуффиксальные образования созданы по
различным моделям. Об этом говорят различия в суффиксах и окончаниях.
3.Слова, образованные приставочносуффиксальным способом, могут
отличаться также своей системой ударения, например: без людей, но:
безлюдье.
Бессуффиксальным способом образован ряд имён существительных со
значением отвлечённого действия или качества от глаголов, имён
23 прилагательных и причастий. При этом от слова, от которого образуется имя
существительное, отбрасывается его окончание (а у глаголов происходит
усечение суффикса глагольной основы) и прибавляется окончание имени
существительного, например: синий – синь; бежать – бег.
Наиболее часто бессуфиксальным способом существительные
образуются от приставочных (иногда и бесприставочных) глаголов и
употребляются главным образом в научной речи; например: вывоз, ввоз, завоз,
привоз, перевоз, взрыв, взлёт, перелёт, слёт.
Сложение
как разновидность способов словопроизводства
используется главным образом при образовании сложных существительных и
прилагательных, которые чаще всего употребляются в научной речи.
Путём сложения образуются также сложносокращённые слова.
Пользуясь этим способом, мы имеем возможность при помощи одного слова
называть сложные явления действительные. Многие подобные слова прочно
вошли в язык и стали неотъемлемой частью нашего словаря.
Сложносокращённые слова образуются от многословных названий и
выступают в роли их своеобразных синонимов, например: вуз.
Способом слияния образуются главным образом прилагательные,
которые отличаются от прилагательных, образованных сложением, тем, что в
них слова использованы целиком, без какихлибо изменений, например:
широкоизвестный образовано путём слияния наречия широко (где о
является суффиксом наречия) и прилагательного известный.
Способ перехода слов одной части речи в другую в современном языке
продуктивен.
В процессе изучения словообразования приходится устанавливать
структуру производного слова и способ образования слова. В первом случае
проводится морфемный анализ слова (в школьной терминологии – разбор
слова по составу), во втором – словообразовательный. Оба эти анализа
24
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Методическая разработка «Приёмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 4 класса на уроках русского языка при изучении темы «Словообразование»=-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.