Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Оценка 5

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
14.08.2018
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Презентация к уроку по русскому языку по теме "Глагол. Обобщение." (4 класс, УМК "Начальная школа 21 века")
УРОК.docx
Открытый урок русского языка в 4 классе  по теме «Глагол. Обобщение» (УМК «Начальная школа 21 века») Цели:  1. Создать условия   для повторения, обобщения, систематизации знаний по теме «Глагол»,  2. Создать   предпосылки   для   составления   алгоритма   морфологического   разбора глагола как части речи на следующем уроке. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. Результаты: Личностные.  Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию   и   познавательный   интерес   к   учению,   активность   при   изучении   нового материала. Регулятивные.   Самостоятельно   организовать   своё   рабочее   место   в   соответствии   с целью выполнения заданий. Определять самостоятельно цель учебной деятельности, соотносить   свои   действия   с   поставленной   целью.   Осуществлять   само­   и взаимопроверку работ. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Познавательные.  Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема, модель (кластер) и др.). Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.  Коммуникативные. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в пантомиме с   учётом   своих   учебных   и   жизненных   речевых   ситуаций.   Участвовать   в   диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою   точку   зрения.   Осуществлять   взаимопомощь   и   взаимоконтроль   при   работе     в группе. Оборудование:  учебник   4   класса   (2   часть)   С.Иванова,   А.Евдокимовой   и   др., разноуровневые   карточки   с   пословицами   для   самостоятельной   работы;   карточки   с фразеологизмами для работы в парах; карточки «Четвертый лишний» для групповой работы; карточки­слова для физминутки; разрезные слова для кластера; презентация к уроку. Ход урока 1. Организационный момент. Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера! ­ И я вам хочу пожелать, чтобы хорошее настроение длилось весь день! ­ У нас сегодня необычный урок. Во­первых, на нашем уроке присутствуют гости,  которых мы поприветствуем. Во­вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. И чтобы урок получился  познавательным и интересным, я хочу предложить  вам провести его в форме деловой игры. Сегодня мы с вами будем сотрудниками  Детективного агентства («Знатоки»). Какие качества помогут нам в работе?  (Точность, внимательность, …). Ну  что ж, за работу, детективы! ­ Нам предстоит разыскать и выяснить особые приметы очень важного объекта речи.  В  этом нам поможет … Орфографическая разминка. Игра «Меткий стрелок». (на доске магнитные буквы, закрытые пронумерованными кружками­мишенями 1­ 6: Г, Г, О, А, Л, Л) 1) Непроверяемый согласный в слове, являющемся синонимом к слову «внезапно»  (вдруг). А что такое синоним? 2) 5­я буква в слове, обозначающем 1000 граммов (килограмм). 3) Орфограмма в слове, которое является антонимом к слову «нападение»  (оборона). А что такое антоним? Сколько их? (2) 4) 3­я буква в слове, обозначающем разговор нескольких лиц (диалог). 5) 13­я буква в алфавите (л). 6) Буква, обозначающая последний звук в слове «печаль» (л) ­ Соберите слово из этих букв. ­ И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока и назвать объект речи, с которым мы будем работать. Тема: «Глагол» ­ Правильно, речь пойдёт о глаголе.  ­ Это новая для вас тема? (Нет) ­ Тогда какова будет цель урока? Цель: обобщить и систематизировать, закрепить и расширить, углубить знания и  умения по теме «Глагол». ­ А что значит «систематизировать» и «обобщить»? ­ А для чего нам вся информация о глаголе? (Уметь правильно писать и использовать в речи) ­ Молодцы! Сегодня мы  приведем в систему известные нам знания. А это, в свою  очередь, поможет нам выяснить особые приметы этого важного объекта нашей речи. 2. Чистописание «Глагол придаёт речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова». (Н. И. Греч) ­ Как понимаете смысл этого высказывания? ­ Спишите высказывание. ­ Оцените работу в парах. По каким критериям будете оценивать? Блиц­опрос. Игра «Дополни словечко»   Являюсь ­ …    (частью речи)                                               Обозначаю ­ …  (действие или состояние предмета)                                         Изменяюсь ­ …  (по временам, лицам и числам) В предложении чаще всего бываю ­ …  (сказуемым) Отвечаю ­ …  (на вопросы что делать? что сделать? и др.) 3. Словарная работа. ­ От данных словарных слов образуйте однокоренные глаголы, определите   спряжение: Беседа ­ … (беседовать – на –ать, не исключение ­ 1 спр.) Завтрак ­ … (завтракать) Работа ­ … (работать) Обида ­ … (обидеть) Чувство ­ … (чувствовать) ­ Что общего во всех словах? (Стоят в начальной форме) Заполнение кластера на  магнитной доске. ­ Назовите способ образования этих слов. (Суффиксальный) ­ Выделите суффиксы. Как они называются? В чем их особенность? (Входят в основу) ­ Что еще можно определить у этих глаголов? (Вид, спряжение)  ­ Вид и спряжение – это изменяемые признаки глагола или неизменяемые? (Заполнение  кластера) ­ Найдите лишнее слово. Докажите. (Обидеть – сов.вид, искл., 2 спр.) ­ Молодцы! Что повторили? Для чего уметь определять спряжение глагола? Как  определить спряжение глагола?   Проверим это ваше умение. 4. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками. ­ У меня есть карточки разного цвета с заданиями в зависимости от уровня сложности  (1­3). Каждый  из вас возьмет задание того цвета, которое он сможет выполнить. 1 уровень (легкий): Вставьте в глаголы пропущенные окончания и спишите  пословицы:      1) Труд  человека корм…т,  а лень порт…т.      2) Что посе…ш…, то и пожнёш… .  2 уровень (средний): Спишите  пословицы, поставив глаголы в нужную форму:      1) Труд  человека (кормить),  а лень (портить).      2) Что (посеять), то и пожнёш… . 3 уровень (трудный): Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы:      1) Труд  человека ___________,  а лень __________ .           2) Что _______, то и _______ .  ­ Так какую же роль играет глагол в речи? (Без глаголов наша речь бедна, а глагол  делает её ясной и понятной.)  ­ Что мы отрабатывали в этом задании?(Умение писать безударные окончания  глагола) 5. Работа в парах. Игра «Угадай фразеологизм» ­ Глаголы очень часто употребляются во фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?  (Устойчивые (постоянные) сочетания слов.) ­ Ребята, сейчас поработаем в парах. Я раздам вам карточки с фразеологическими  оборотами, а вам нужно посовещаться с напарником и изобразить его с помощью  движений. Задача остальных детективов – угадать фразеологизм, заменить его одним  словом. Например: бить баклуши – бездельничать. ­ Употребите глагол в разных наклонениях. Зарубить на носу – запомнить (ЗАПОМНЮ, ЗАПОМНИЛ БЫ, ЗАПОМНИ) Прикусить язык – замолчать  Водить за нос ­ обманывать Унести ноги ­ убежать Надуть губы ­ обидеться Клевать носом ­ засыпать Распускать руки – драться  Витать в облаках – мечтать ­ В чем упражнялись? Что вспомнили? Сформулируйте вывод. (Глагол  употребляется в трех наклонениях: изъявительном, повелительном, условном) ­ Наклонение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему?  (Заполнение кластера) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Игра «Не ошибись!» ­ А теперь поиграем в игру. Её цель – проверить, как вы умеете определять время  глагола. (Карточки со словами. На доске 3 столбика: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.) ­ Условия игры: по цепочке выйти к доске, взять карточку со словом и прикрепить в нужный столбик.  ­ В чем особенность глаголов каждого времени? ­ Что повторили? Для чего уметь изменять глаголы по временам? ­ Время – это постоянный или непостоянный признак глагола? Кластер ­  Молодцы! 6. Работа в группах. Игра «Четвертый лишний» ­ Найдите и назовите лишнее слово. Объясните, по какому признаку оно лишнее.   Трещу, скрипишь, вою, сижу. (Скрипишь –  2 лицо, а остальные глаголы –  1 лица.)  Встречают, визжит, скрипит, дует. (Встречают – 3 лица мн. ч., а остальные глаголы –  в ед.ч.)   Прочитаем,  запишем,  поиграет,  нарисуем.  (Играет   –  3   лица   ед.   ч.,   а   остальные глаголы –1 лица мн. числа.) ­ По каким признакам находили лишнее слово? (Лицо и число) ­ Это постоянные или непостоянные признаки глагола? Кластер ­ Все ли «приметы» глагола мы с вами перечислили? Чего не хватает? (Член  предложения) 7. Работа с деформированным предложением (фронтально).  (Из слов: звёзды, тёмном, зажглись, в, яркие, небе, и осветили, дорогу составить  предложение, выполнить синтаксический разбор, разобрать по членам предложения). В темном  небе зажглись яркие звезды и осветили дорогу.(Повест., невоскл.,  полное, распростр., основа …, с ОЧП)  ­ Каким же членом предложения чаще всего является глагол? Кластер ­ Какие грамматические признаки глагола  мы повторили? На какие 2 группы можно   разделить? (Постоянные и непостоянные) Кластер 8. Итог урока (рефлексия) ­   Какую   цель   мы   ставили   перед   собой?   Достигли   её?   Где   нам   может   пригодиться сегодняшний «портрет»? (В морфологическом разборе глагола) ­ А это уже тема нашего следующего урока.   ­ Молодцы! Отличная работа, детективы! У кого было более 5 правильных ответов? (За каждый правильный ответ на полях ставится «+», неправильный ответ – «­»)  ­ Отметки на уроке … 9. Домашнее задание:  1. Подготовиться к контрольному словарному диктанту. 2*. Творческое задание*: сочинить сказку о глаголе. ***Слово   учителя:   Наш   урок   хочется   закончить   словами   К.Г.   Паустовского, современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским   словом.   Звучание   музыки,   шум   садов,   тяжелое   громыхание   грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного. Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё. Мне   сегодня   было   приятно   работать   с   вами   на   уроке.   Я   увидела   умных   и заинтересованных детей. А если у кого­то что­то не получилось ­ не беда. На ошибках мы учимся! ­ Спасибо за работу!

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему "Глагол. Обобщение."
Скачать файл