Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
3 кл—5 кл
02.04.2017
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка посвящена семейному воспитанию. В ней затронуты вопросы современных семейных ценностей в сравнении с православными христианскими семейными ценностями времен «Домостроя». Дети найдут ответы на вопросы: как должна рождаться семья, какие отношения должны быть между супругами, познакомятся с образцом отношений в православной семье на примере святых Петра и Февронии Муромских. Методическую разработку можно использовать на классных часах в 3-5 классах, на уроках курса «Основы православной культуры», на уроках окружающего мира по теме «Семья» в 3-4 классах.
конспект семья.doc
Пояснительная записка Что такое «семья»? Это прежде всего дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение  и поддержку, где тебя любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а  вырастая, создаем свою собственную. Для того, чтобы создать крепкую полноценную семью, необходим «фундамент». Кирпичиками его  являются примеры взаимоотношений родителей в семье, а цементом ­ знания об основах и ценностях семейной жизни.  К сожалению, в нашем обществе не во всех семьях закладываются правильные основы воспитания, поэтому детей, начиная с малого  возраста в детском саду и школе, нужно заставлять задумываться об основополагающих семейных ценностях:  любви, доверии, уважении,  взаимопомощи, доброте и понимании.  На своих уроках стараюсь говорить об этом с детьми.  Методическая разработка посвящена семейному воспитанию. В ней  затронуты вопросы современных  семейных ценностей в сравнении с православными христианскими семейными ценностями времен «Домостроя». Дети найдут ответы на вопросы: как должна рождаться семья,  какие отношения должны быть между супругами, познакомятся с образцом отношений в православной семье на примере святых Петра и  Февронии Муромских. Методическую разработку можно использовать на классных часах в 3­5 классах, на уроках курса «Основы  православной культуры», на уроках окружающего мира по теме «Семья» в 3­4 классах. Цель разработки: раскрытие опыта проведения воспитательных мероприятий и уроков по теме «Семья. Семейные ценности» Задачи:  Образовательные:  раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», «венчание»  выяснить отличия современных семейных ценностей и семейных ценностей времен «Домостроя»  получить представление о христианском понимании семьи  получить представление о важнейших чертах человека, необходимых для правильной жизни в семье Развивающие:   развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям;   формировать навык работы в парах, группах , умение отстаивать своё мнение. Воспитательные:  продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям;  подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье;   продолжить работу по изучению семей классного коллектива;   воспитывать чувство гордости за свою семью и  ответственности за свои поступки, послушание старшим членам семьи Ожидаемые результаты: Предметные УУД: учащиеся научатся  объяснять ключевое понятие семья , характеризовать семейные ценности; смогут объяснить сущность и особенности  семейных ценностей и традиций; выполнять проблемные задания, анализировать, делать выводы; научатся  понимать побудительную роль  мотивов в формировании семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять  социальные, нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации, получат возможность высказывать собственное  мнение, суждения. Личностные УУД:   учащиеся научатся осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать  ценности семейной жизни, уважительно и заботливо  относиться  к членам своей семьи, понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей, усвоение  гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, составить для  себя перспективу  развития семейных традиций своей семьи, принимать  отношения к семье,  как к одной из важнейших ценностей человека. Регулятивные УУД:  учащиеся смогут научиться принимать  и сохранять учебную задачу,  соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять  способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её  решения. Коммуникативные УУД:  учащиеся смогут научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, обосновывать свой ответ, формулировать  собственные выводы,  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, проявлять  активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные УУД: Учащиеся смогут научиться ставить  и формулировать проблему урока; выявлять  различия понятий, давать их определение; выполнять   задания развивающего характера, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, строить  рассуждение, умозаключение.  Дидактическое обеспечение: ИКТ технология, ТРКМ,  технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, актуализации  знаний. Основные понятия: семья, семейные ценности, венчание, христианская семья. Оборудование :  дерево с корнями( отпечатки ладоней взрослого человека) и кроной (вырезанные из зеленой бумаги детские ладошки); раздаточный материал для работы в парах и группах; листочки­ лучики для печатания названий ценностей семейной жизни. Технические средства обучения. 1. Персональный компьютер. 2. видеопроектор Учебно­практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления дерева и солнышка. Технологическая карта урока я м е р В ) . н и м 4 ( Этапы урока I. Моти­ вация к  учебной  деятельно­ сти 5 II. Акту­ ализация  знаний Деятельность учителя Посмотрите на дерево, которое появилось  на доске. Оно необычное. Почему?   Высокое мощное чудо­дерево, способное  выдержать любые ветра и непогоду.  Силуэты детских рук изобразили крону  дерева, а отпечатки родительских ладоней  его корни, обеспечивающие опору и  поддержку растению. Предположите, о чём мы будем рассуждать сегодня на уроке?    Стих о семье. (Приложение №1) Что бы вы хотели узнать о семье? Над нашим деревом светит солнышко. Что  оно делает?  Чем ценна семья?  Чем солнышко похоже на семью? Сегодня мы узнаем, что самое важное в  семье, какие христианские ценности  должны быть заложены в семье. На  протяжении всего урока мы будем отмечать наши открытия лучиками на солнышке  (прием «Кластер»). А в конце урока  посмотрим какими лучиками согреет семью Деятельность учащихся ­У него корни­ отпечатки ладоней,  а крона состоит из  детских ладошек. Формулируют тему  и цели урока. Читают  подготовленные  дети.     Высказывания:  греет, согревает,  светит. Высказывания  детей. Формы организации со­ взаимодействия на уроке Фронтальная  работа Универсальные учебные действия (УУД) Личностные:  осознают  значение семьи в жизни человека,  сохраняют мотивацию к учебной  деятельности. Регулятивные: самостоятельно  формулируют цели урока после  предварительного обсуждения Познавательные:   осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные:  высказывают собственное мнение;  слушают друг друга, строят  понятные речевые высказывания солышко. Мудрость народная о семье заложена в  пословицах. Прочитайте их и подумайте, о  каких семейных ценностях в них говорится. (Приложение №2) 27 III. Изу­ чение  нового  материала С давних времен людей волновали вопросы  семейных взаимоотношений. В 16 веке в  России распространилась любопытная книга «Домострой». В ней давались поучения и  наставления мужу, жене и детям. В этой  книге написано о самом главном: об  ответственности супругов друг за друга, за  детей, за престарелых родителей, за  духовное, нравственное и материальное  благосостояние семьи. Вот некоторые выдержки из «Домостроя».  Подумайте, актуальны ли они сейчас? (учитель зачитывает выдержки) (Приложение №3)  Послушайте стихотворение. Работа в группах. Фронтальная   работа. Семейные ценности  крупно записать на  лучиках. По  окончании  выполнения задания учащиеся  прочитывают  пословицы, лучики  со словами  прикрепляются к  солнышку. Ученики слушают,  по окончании  рассуждают,  сравнивают с  современным  обществом Личностные: формулируют  свою точку зрения, определяют  собственное отношение к  явлениям современной жизни,  сохраняют мотивацию к учебной  деятельности. Регулятивные: составляют план  и последовательность действий. Познавательные: используют  общие приёмы решения задач;  ориентируются в разнообразии  способов их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности. О чем оно? (Приложение №4) Как называют друг друга ваши родители? Раньше муж жену называл «душа моя», а  жена мужа «свет очей моих» Образцом православной семьи служит семья святых Петра и Февронии Муромских. (Приложение №5)­ презентация  С 8 июля 2008 года в нашей стране на  государственном уровне отмечается День  семьи, любви и верности. Специально к  этому дню была учреждена медаль «За  любовь и верность»  Звучит песня «О счастье семейном  молятся» В то время семья всегда благословлялась в  церкви. Над молодыми совершалось  таинство венчания. Об этом вы узнаете,  когда поработаете с текстом.  (Приложение №6) По окончании работы фронтальный опрос­  ответы на вопросы. Я просила вас узнать, сколько лет вместе  ваши родители. Свадьбы называются очень  красиво: розовая, фарфоровая, стеклянная,  жемчужная. А какую свадьбу отмечали или  будут отмечать ваши родители? (Приложение №7) Слушают,  высказывают свои  мнения: об  отношении между  родителями. Выполняют  движения под  музыку « О счастье  семейном  молятся…)  http://xmusik.me/q/ls q8yLXv5c5hl­ WE05O1svqD41C23 1i88LbCpdWJ2pLw6 fCY3OHC/ Работа в парах с  текстом.  Коммуникативные УУД:  работают в паре, обосновывают  свой ответ, взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:  взаимопомощь по ходу  обсуждения; эмоциональное А что нужно, чтобы долго и счастливо жить  в семье? Видеосюжет китайской притчи «Ладная  семья».  (Приложение №8) Какие три ценности добавились? (вывешиваются заготовленные лучики со  словами «любовь»,»прощение», «терпение». Заслушивание стихотворения о семье. (Приложение №9)                                             отношение к совместной  деятельности. . Фронтальная  работа Высказывают  предположения,  смотрят притчу. Просмотр  видеосюжета  V. Итоги  урока.  Рефлексия 4   Составление синквейна о семье. Как  пример:  Составляют  синквейн, Фронтальная  работа Делают выводы   (что?)        Семья (какая?)                                               Дружная. Большая. (что делает? )                                  Радуется. Живёт. Богатеет. (фраза или высказывание)           Вся  семья вместе – так и душа на месте. (резюме, личное отношение)     Это семь  Личностные: понимают значение семьи для человека и принимают   ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое  отношение к членам своей семьи,  понимание  значение семейных  традиций для укрепления семьи. Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения «я». (Приложение №10) Посмотрите на наше семейное чудо­дерево, ему нестрашна непогода, потому что его  согревает солнышко своими непростыми  лучиками. Давайте назовем их. Какие новые семейные ценности вы  открыли для себя сегодня? А какие из них обязательно должны быть в  семьях, которые вы сами создадите? изучаемого материала. Литература Список использованных источников:  Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для  общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013. – 95с.: ил. – ISBN 978­5­09­029880­3.  Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград,  2011. // http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf  /  Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650   Семейные ценности.  Сайт // http://semcennosti.info/  Интернет­ресурсы: 1.Презентация о святых Петре и Февронии Муромских https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/11e1/00041d08­b38466d8.ppt 2.  Китайская притча «Ладная семья» видео                 https://ok.ru/video/233280770327             3.Стихи:             https://multiurok.ru/files/stsienarii­vnieklassnogho­mieropriiatiia­moia­siem­ia.html              https://www.babyblog.ru/user/valet­ka/3075961              https://www.babyblog.ru/community/post/romantic/1400003        Что такое семья? Это мать и отец,        Братья, сёстры и я.        Сени в доме, крылец.        И соседи, родня, школа, улица, пруд,        Огороды, друзья, что за уши дерут.        Это то, без чего невозможно прожить,        Это детство моё, и его не забыть…         Оно силы даёт созидать и творить,         Где б ты ни был, зовёт.                Дверь охота открыть,          Посидеть за столом,                 Вспомнить тех, кого нет,          И ещё о былом, словно не был сто лет.          Наши корни – семья, как исток у реки,          Это крепость твоя, говорят старики.                И отец говорил, повторяла мне мать,          Чтоб я род сохранил, стал его продолжать. Приложение №1. Без семьи не прожить, человеком не стать,          Нужно жить, и любить, и детей воспитать,          Посадить деревцо, также выстроить дом,                         Помнить слово отцов – сила Родины в нём.                                                                                                                    Приложение №2. Задания для групп.           Задание для группы №1 В дружной семье и в холод тепло. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Семья без детей, что цветок без запаха. Семейные ценности: дружба, согласие, дети.  Задание для группы №2. Жизнь родителей в детях. В семье, где нет согласия, добра не бывает. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. В семье любовь да совет, так и нужды нет. Семейные ценности: дети, согласие, взаимопомощь, любовь, совет. Задание для группы №3. Семья без детей, что цветок без запаха. Семья в куче, не страшна и туча. В дружной семье и в холод тепло. На что и клад, когда в семье лад. Семейные ценности: дети, единство, дружба, согласие­лад. Приложение №3. Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту  телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу.   Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной  христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по­божески жизнь свою проживет и милости Божией  удостоится. Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если  жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь  свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего. Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им  Божески во всем, и старость  их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Приложение №4 Мама на папу глядит, Улыбается, Папа на маму глядит, Улыбается, А день самый будний, Не воскресенье, И за окошком – не солнце, А вьюга, Просто такое у них Настроение, Просто они Очень любят друг друга. От этой любви И легко, и светло. Мне с папой и мамой Так повезло! Презентация о святых Петре и Февронии Муромских https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/11e1/00041d08­b38466d8.ppt Приложение №5. Приложение №6. Текст для чтения Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание.  На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.  Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда­то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть. Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.  Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье?  Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей любви.  Христианская  семья   помнит   слова   из   Нового  Завета:   «носите  бремена   друг  друга,  и   таким  образом  исполните  закон  Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота) Вопросы для обсуждения: Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью? А как называется вступление в брак в православии? Что возлагают на голову жениху и невесте? Что такое венец в понимании христиан? Что символизируют собой кольцо и венец?  Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»? Приложение № 7. День бракосочетания – зелёная 1 год – ситцевая 2 год – бумажная 3 год – кожаная 5 лет ­деревянная 6,5 лет ­ цинковая 7 лет – медная 8 лет – жестяная 10 лет – розовая 12,5 лет – никелевая 15 лет – стеклянная 20 лет – фарфоровая 25 лет – серебряная 30 лет – жемчужная 35 лет – льняная 40 лет – рубиновая 50 лет – золотая 60 лет – алмазная (бриллиантовая) 65 лет – железная 67,5 лет – каменная 70 лет – благородная 75 лет – коронная 100 лет – красная.           Китайская притча «Ладная семья» видео                 https://ok.ru/video/233280770327 Приложение № 8. Китайская притча «Ладная семья» Жила­была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили  всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его  возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители  села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист  бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал  разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце  листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» ­ Да, ­ ответил старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: ­ И мира тоже. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты,  Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Приложение №9. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Приложение №10. Приём «Синквейн» ­ это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть  понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – одно существительное 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.  Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком.  Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.  Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески  переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"

Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017