Методическая разработка посвящена семейному воспитанию. В ней затронуты вопросы современных семейных ценностей в сравнении с православными христианскими семейными ценностями времен «Домостроя». Дети найдут ответы на вопросы: как должна рождаться семья, какие отношения должны быть между супругами, познакомятся с образцом отношений в православной семье на примере святых Петра и Февронии Муромских. Методическую разработку можно использовать на классных часах в 3-5 классах, на уроках курса «Основы православной культуры», на уроках окружающего мира по теме «Семья» в 3-4 классах.
конспект семья.doc
Пояснительная записка
Что такое «семья»? Это прежде всего дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение
и поддержку, где тебя любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а
вырастая, создаем свою собственную. Для того, чтобы создать крепкую полноценную семью, необходим «фундамент». Кирпичиками его
являются примеры взаимоотношений родителей в семье, а цементом знания об основах и ценностях семейной жизни.
К сожалению, в нашем обществе не во всех семьях закладываются правильные основы воспитания, поэтому детей, начиная с малого
возраста в детском саду и школе, нужно заставлять задумываться об основополагающих семейных ценностях: любви, доверии, уважении,
взаимопомощи, доброте и понимании. На своих уроках стараюсь говорить об этом с детьми.
Методическая разработка посвящена семейному воспитанию. В ней затронуты вопросы современных семейных ценностей в сравнении с
православными христианскими семейными ценностями времен «Домостроя». Дети найдут ответы на вопросы: как должна рождаться семья,
какие отношения должны быть между супругами, познакомятся с образцом отношений в православной семье на примере святых Петра и
Февронии Муромских. Методическую разработку можно использовать на классных часах в 35 классах, на уроках курса «Основы
православной культуры», на уроках окружающего мира по теме «Семья» в 34 классах.
Цель разработки: раскрытие опыта проведения воспитательных мероприятий и уроков по теме «Семья. Семейные ценности»
Задачи:
Образовательные:
раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», «венчание»
выяснить отличия современных семейных ценностей и семейных ценностей времен «Домостроя»
получить представление о христианском понимании семьи
получить представление о важнейших чертах человека, необходимых для правильной жизни в семье
Развивающие:
развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям;
формировать навык работы в парах, группах , умение отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье;
продолжить работу по изучению семей классного коллектива;
воспитывать чувство гордости за свою семью и ответственности за свои поступки, послушание старшим членам семьи
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД:
учащиеся научатся объяснять ключевое понятие семья , характеризовать семейные ценности; смогут объяснить сущность и особенности
семейных ценностей и традиций; выполнять проблемные задания, анализировать, делать выводы; научатся понимать побудительную роль
мотивов в формировании семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять
социальные, нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации, получат возможность высказывать собственное
мнение, суждения.
Личностные УУД:
учащиеся научатся осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо
относиться к членам своей семьи, понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей, усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, составить для себя перспективу
развития семейных традиций своей семьи, принимать отношения к семье, как к одной из важнейших ценностей человека.
Регулятивные УУД:
учащиеся смогут научиться принимать и сохранять учебную задачу, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её
решения.
Коммуникативные УУД:
учащиеся смогут научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, обосновывать свой ответ, формулировать
собственные выводы, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, проявлять активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные УУД: Учащиеся смогут научиться ставить и формулировать проблему урока; выявлять различия понятий, давать их определение; выполнять
задания развивающего характера, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждение, умозаключение.
Дидактическое обеспечение: ИКТ технология, ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, актуализации
знаний.
Основные понятия: семья, семейные ценности, венчание, христианская семья.
Оборудование : дерево с корнями( отпечатки ладоней взрослого человека) и кроной (вырезанные из зеленой бумаги детские ладошки);
раздаточный материал для работы в парах и группах; листочки лучики для печатания названий ценностей семейной жизни.
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. видеопроектор
Учебнопрактическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления дерева и солнышка.
Технологическая карта урока я
м
е
р
В
)
.
н
и
м
4
(
Этапы
урока
I. Моти
вация к
учебной
деятельно
сти
5
II. Акту
ализация
знаний
Деятельность учителя
Посмотрите на дерево, которое появилось
на доске. Оно необычное. Почему?
Высокое мощное чудодерево, способное
выдержать любые ветра и непогоду.
Силуэты детских рук изобразили крону
дерева, а отпечатки родительских ладоней
его корни, обеспечивающие опору и
поддержку растению.
Предположите, о чём мы будем рассуждать
сегодня на уроке?
Стих о семье.
(Приложение №1)
Что бы вы хотели узнать о семье?
Над нашим деревом светит солнышко. Что
оно делает?
Чем ценна семья?
Чем солнышко похоже на семью?
Сегодня мы узнаем, что самое важное в
семье, какие христианские ценности
должны быть заложены в семье. На
протяжении всего урока мы будем отмечать
наши открытия лучиками на солнышке
(прием «Кластер»). А в конце урока
посмотрим какими лучиками согреет семью
Деятельность
учащихся
У него корни
отпечатки ладоней,
а крона состоит из
детских ладошек.
Формулируют тему
и цели урока.
Читают
подготовленные
дети.
Высказывания:
греет, согревает,
светит.
Высказывания
детей.
Формы
организации со
взаимодействия
на уроке
Фронтальная
работа
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Личностные: осознают
значение семьи в жизни человека,
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности.
Регулятивные: самостоятельно
формулируют цели урока после
предварительного обсуждения
Познавательные:
осуществляют поиск необходимой
информации.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение;
слушают друг друга, строят
понятные речевые высказывания солышко.
Мудрость народная о семье заложена в
пословицах. Прочитайте их и подумайте, о
каких семейных ценностях в них говорится.
(Приложение №2)
27
III. Изу
чение
нового
материала
С давних времен людей волновали вопросы
семейных взаимоотношений. В 16 веке в
России распространилась любопытная книга
«Домострой». В ней давались поучения и
наставления мужу, жене и детям. В этой
книге написано о самом главном: об
ответственности супругов друг за друга, за
детей, за престарелых родителей, за
духовное, нравственное и материальное
благосостояние семьи.
Вот некоторые выдержки из «Домостроя».
Подумайте, актуальны ли они сейчас?
(учитель зачитывает выдержки)
(Приложение №3)
Послушайте стихотворение.
Работа в группах.
Фронтальная
работа.
Семейные ценности
крупно записать на
лучиках. По
окончании
выполнения задания
учащиеся
прочитывают
пословицы, лучики
со словами
прикрепляются к
солнышку.
Ученики слушают,
по окончании
рассуждают,
сравнивают с
современным
обществом
Личностные: формулируют
свою точку зрения, определяют
собственное отношение к
явлениям современной жизни,
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности.
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.
Познавательные: используют
общие приёмы решения задач;
ориентируются в разнообразии
способов их решения.
Коммуникативные:
договариваются о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности. О чем оно?
(Приложение №4)
Как называют друг друга ваши родители?
Раньше муж жену называл «душа моя», а
жена мужа «свет очей моих»
Образцом православной семьи служит семья
святых Петра и Февронии Муромских.
(Приложение №5) презентация
С 8 июля 2008 года в нашей стране на
государственном уровне отмечается День
семьи, любви и верности. Специально к
этому дню была учреждена медаль «За
любовь и верность»
Звучит песня «О счастье семейном
молятся»
В то время семья всегда благословлялась в
церкви. Над молодыми совершалось
таинство венчания. Об этом вы узнаете,
когда поработаете с текстом.
(Приложение №6)
По окончании работы фронтальный опрос
ответы на вопросы.
Я просила вас узнать, сколько лет вместе
ваши родители. Свадьбы называются очень
красиво: розовая, фарфоровая, стеклянная,
жемчужная. А какую свадьбу отмечали или
будут отмечать ваши родители?
(Приложение №7)
Слушают,
высказывают свои
мнения: об
отношении между
родителями.
Выполняют
движения под
музыку « О счастье
семейном
молятся…)
http://xmusik.me/q/ls
q8yLXv5c5hl
WE05O1svqD41C23
1i88LbCpdWJ2pLw6
fCY3OHC/
Работа в парах с
текстом.
Коммуникативные УУД:
работают в паре, обосновывают
свой ответ, взаимный контроль по
ходу выполнения деятельности:
взаимопомощь по ходу
обсуждения; эмоциональное А что нужно, чтобы долго и счастливо жить
в семье?
Видеосюжет китайской притчи «Ладная
семья».
(Приложение №8)
Какие три ценности добавились?
(вывешиваются заготовленные лучики со
словами «любовь»,»прощение», «терпение».
Заслушивание стихотворения о семье.
(Приложение №9)
отношение к совместной
деятельности.
.
Фронтальная
работа
Высказывают
предположения,
смотрят притчу.
Просмотр
видеосюжета
V. Итоги
урока.
Рефлексия
4
Составление синквейна о семье. Как
пример:
Составляют
синквейн,
Фронтальная
работа
Делают выводы
(что?) Семья
(какая?)
Дружная. Большая.
(что делает? )
Радуется. Живёт. Богатеет.
(фраза или высказывание) Вся
семья вместе – так и душа на месте.
(резюме, личное отношение) Это семь
Личностные: понимают значение
семьи
для человека и принимают
ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи,
понимание значение семейных
традиций для укрепления семьи.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения «я».
(Приложение №10)
Посмотрите на наше семейное чудодерево,
ему нестрашна непогода, потому что его
согревает солнышко своими непростыми
лучиками. Давайте назовем их.
Какие новые семейные ценности вы
открыли для себя сегодня?
А какие из них обязательно должны быть в
семьях, которые вы сами создадите?
изучаемого материала.
Литература
Список использованных источников:
Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013. – 95с.: ил. – ISBN 9785090298803.
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград,
2011. // http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf /
Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650
Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/
Интернетресурсы:
1.Презентация о святых Петре и Февронии Муромских
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/11e1/00041d08b38466d8.ppt 2. Китайская притча «Ладная семья» видео
https://ok.ru/video/233280770327
3.Стихи:
https://multiurok.ru/files/stsienariivnieklassnoghomieropriiatiiamoiasiemia.html
https://www.babyblog.ru/user/valetka/3075961
https://www.babyblog.ru/community/post/romantic/1400003
Что такое семья? Это мать и отец,
Братья, сёстры и я.
Сени в доме, крылец.
И соседи, родня, школа, улица, пруд,
Огороды, друзья, что за уши дерут.
Это то, без чего невозможно прожить,
Это детство моё, и его не забыть…
Оно силы даёт созидать и творить,
Где б ты ни был, зовёт.
Дверь охота открыть,
Посидеть за столом,
Вспомнить тех, кого нет,
И ещё о былом, словно не был сто лет.
Наши корни – семья, как исток у реки,
Это крепость твоя, говорят старики.
И отец говорил, повторяла мне мать,
Чтоб я род сохранил, стал его продолжать.
Приложение №1. Без семьи не прожить, человеком не стать,
Нужно жить, и любить, и детей воспитать,
Посадить деревцо, также выстроить дом,
Помнить слово отцов – сила Родины в нём.
Приложение №2.
Задания для групп.
Задание для группы №1
В дружной семье и в холод тепло.
В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейные ценности: дружба, согласие, дети.
Задание для группы №2.
Жизнь родителей в детях.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Семейные ценности: дети, согласие, взаимопомощь, любовь, совет.
Задание для группы №3.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья в куче, не страшна и туча.
В дружной семье и в холод тепло.
На что и клад, когда в семье лад. Семейные ценности: дети, единство, дружба, согласиелад.
Приложение №3.
Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить
страху Божию и вежливости, и всякому порядку. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту
телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу.
Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной
христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и побожески жизнь свою проживет и милости Божией
удостоится.
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если
жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь
свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего.
Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им Божески во всем, и старость
их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.
Приложение №4
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга. От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Презентация о святых Петре и Февронии Муромских
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/11e1/00041d08b38466d8.ppt
Приложение №5.
Приложение №6.
Текст для чтения
Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху
и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и
награда за их решимость подарить себя друг другу.
Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно
мученикам – людям, которые были когдато убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец
напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа,
не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть. Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все
претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда
станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Трудно остаться в браке с
человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей
любви. Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
(бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота) Вопросы для обсуждения:
Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью?
А как называется вступление в брак в православии?
Что возлагают на голову жениху и невесте?
Что такое венец в понимании христиан?
Что символизируют собой кольцо и венец?
Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»?
Приложение № 7.
День бракосочетания – зелёная
1 год – ситцевая
2 год – бумажная
3 год – кожаная
5 лет деревянная
6,5 лет цинковая
7 лет – медная
8 лет – жестяная
10 лет – розовая
12,5 лет – никелевая
15 лет – стеклянная
20 лет – фарфоровая
25 лет – серебряная
30 лет – жемчужная
35 лет – льняная
40 лет – рубиновая
50 лет – золотая
60 лет – алмазная (бриллиантовая)
65 лет – железная
67,5 лет – каменная
70 лет – благородная
75 лет – коронная 100 лет – красная.
Китайская притча «Ладная семья» видео
https://ok.ru/video/233280770327
Приложение № 8.
Китайская притча «Ладная семья»
Жилабыла на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили
всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили
в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители
села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист
бумаги и стал чтото писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал
разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце
листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
И мира тоже.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Приложение №9. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Приложение №10.
Приём «Синквейн» это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть
понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком.
Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески
переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Методическая разработка "Семья-опора счастья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.