Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»
Оценка 4.9

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
16.04.2018
Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»
Синестези́я (греч. συναίσθησις — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Периодически встречал понятие синестезия в разного рода литературе, и решил наконец разобраться что это такое. Оказалось, весьма противоречивое понятие, но крайне интересное. Судите сами, одни считают это заболеванием, другие, что без этого в принципе невозможно творчество. Многие ученые исследуют различные аспекты этого явления, например «звуко-цветовую» синестезию. Единой теории синестезии до сих пор не существует. А в Интернете существует великое множество сообществ и сайтов посвященных этому понятию. Ниже я привожу далеко не полную подборку цитат, со ссылками на соответствующие сайты, где можно прочитать полные тексты статей.Эта песня родилась сама по себе, когда я возвращалась мыссленно в мое далекое детство. Существует выражение « Все мы вышли из детства». Это действительно так, если проанализировать, какой отпечаток оно накладывает на будущее человека
синестезия.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительное образование ДШИ им.А.С. Даргомыжского Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство» Составитель:   Баранова   Галина   Александровна,   преподаватель   высшей категории,   руководитель   методическим   объединением   отделения   народных инструментов г. Вязьма Синестезия ии συναίσθησις Синестез я   (греч.     —   одновременное   ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при   раздражении   одного   органа   чувств   (вследствие   иррадиации возбуждения   с   нервных   структур   одной   сенсорной   системы   на другую)   наряду   со   специфическими   для   него   ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Периодически   встречал   понятие синестезия в   разного   рода литературе, и решил наконец разобраться что это такое. Оказалось, весьма   противоречивое   понятие,   но   крайне   интересное.   Судите сами,   одни   считают   это   заболеванием,   другие,   что   без   этого   в принципе   невозможно   творчество.   Многие   ученые   исследуют   например   «звуко­ различные   аспекты   этого   явления, цветовую» синестезию.   Единой   теории синестезии до   сих   пор   не существует.   А   в   Интернете   существует   великое   множество сообществ и сайтов посвященных этому понятию. Ниже я привожу далеко не полную подборку цитат, со ссылками на соответствующие сайты, где можно прочитать полные тексты статей. Синестезия (от   греч.   synáisthesis   —   совместное   чувство, одновременное ощущение), феномен восприятия, состоящий в том, что   впечатление,   соответствующее   данному   раздражителю   и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Типичный пример С. —   «цветной   слух»,   равно   как   и   звуковые   переживания   при восприятии цвета, и т. п. С. отнюдь не указывают на расстройство восприятия, они в той или иной форме и степени встречаются почти у   каждого   человека.   Виды   С.   различаются   прежде   всего   по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (т. н. фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. С. могут   возникать   либо   избирательно,   только   на   отдельные впечатления,   либо   же   распространяться   на   все   ощущения   какой­ либо   области.   Характерным   примером   С.   является   восприятие музыки некоторыми композиторами; именно такие С. привели А. Н. Скрябина к мысли о «синтетическом искусстве», где музыкальным тональностям   соответствовали   бы   определённые   цвета (симфоническая поэма «Прометей», 1910); С. эти не однотипны у разных   лиц;   например,   с   одной   и   той   же   тональностью   могут связываться   разные   цветовые   представления.   Явление   С. распространено в «окрашенном» переживании чисел, дней недели и т. п. Удовлетворительной теории С. не существует. Синестезия,   по   крайней   мере,   если   речь   идет   о   той,   что используется в языке и в искусстве — это не «соощущения», это скорее «со­представление», «со­чувствование». По психологической своей природе это есть ассоциация, конкретно — межчувственная ассоциация.   И   как   любая   ассоциация,   она   может   быть   либо пассивной,   либо   активной   (творческой),   с   разной   степенью переживания (вплоть до эйдетического). Простейшие   по   генезису   ассоциации,   как   известно,   —   это «ассоциации по смежности» (основа метонимии в поэзии). Они чаще всего   индивидуальны.   Кстати,   именно   такими   психическими связями ограничивала свой интерес к ассоциациям наука прошлого времени,   чем   и   воспитала   у   людей   негативное   отношение   к   так называемой «ассоцианистской» теории. К примеру, таковым было отношение   к   ассоциативному   объяснению   «цветного   слуха»   у Кандинского, хотя по контексту его рассуждений очевидно, что он оперирует   именно   ассоциациями,   пусть   уже   иного   рода,   не   «по смежности». Наиболее значимы для искусства, как известно, — это «ассоциации по   сходству»   (соответственно,   на   них   основываются   в   языке метафоры, сравнения). В отличие от «ассоциаций по смежности» в этих ассоциациях уже больше общего для всех людей. Конечно, в «ассоциациях  по сходству», и соответственно, в метафорах тоже имеется субъективный, личностный момент. Так, один поэт может сравнить любимую девушку с лилией, другой — с газелью, третий —   с   кипарисом.   Но   во   всех   этих   метафорах   есть   некий   общий признак   (в   данном   случае,   стройность,   красота).   Таким   образом, есть   мотивированность   сравнения,   и   поэтому   они   понятны   нам, читателям. Хотя внешне все эти сравнения разные. Но «разные» не означает   «любые».   Так,   вряд   ли   понравилось   бы   любимым девушкам,   стройным   как   лилия,   газель   или   кипарис,   если   бы   их сравнили с бегемотом или танком. И аналогично — размышлял тот же Кандинский; объясняя закономерности своих цвето­тембровых ассоциаций: «не найдется, может быть, ни одного человека, писал он,   —   который   стал   бы   искать   впечатления   ярко­желтого   на басовых   клавишах   рояля   или   обозначил   бы   краплак   звуком сопрано». Не удивительно, что Скрябин окрашивал жизнерадостный С­dur   красным,   а   не   мрачным   черным   либо   фиолетовым   цветом. Понятно почему звук флейты у Бальмонта — светло­синий, а не красный или коричневый. В   середине   ХХ   века синестезию серьезно   начали   изучать   и психологи.   Считается,   что   данным   свойством   в   его   крайнем проявлении   (реальном   соощущении)   обладают   лишь   отдельные люди. Отличие «синестетов» от большинства людей имеет скорее количественный,   чем   качественный   характер.   Карвоски   с   сотр., например,   считает,   что   явление   синестезии   относится   и   к мышлению, и к языку: «если синестеты видят мелодию в цвете, то человек с менее развитым воображением просто описывает музыку с помощью метафор» (Karwoski et al., 1942). Это относится и к проявлениям синестезии в других модальностях, что зафиксировано в языке в виде общеизвестных метафорических сравнений:   «серая   тоска»,   «голубая   мечта»,   «бархатный   голос», «сердечная речь», «пронзительно­звучащий красный цвет». Видно, что для характеристики свойств одной модальности применяются качества или свойства другой модальности. Причем цвета в данном случае   наделяются   внесветовыми   характеристиками,   а   объекты, напрямую   не   связанные   с   цветом   –   цветовыми.   Общим   здесь является оценка, родство чувственных тонов различных ощущений. Например, нам кажется, что низкие звуковые тона соответствуют темным цветам, высокие тона – светлым цветам и белому; резкий звук   соответствует   цветам   из   возбуждающего   ряда   –   желтому, светло­красному, глухой тембр соответствует спокойным цветам – синему, зеленому. Таким образом, синестезия характерна для всех людей, проявляется она в подавляющем большинстве случаев на неосознанном уровне, возникает   спонтанно,   характеризуется   достаточно   выраженной устойчивостью   и   личностным   однообразием.   Психологическая реальность   той   или   иной   связи   между   объектами   разной модальности   обнаруживается,   как   мы   уже   показали,   в   огромном количестве   метафорических   сравнений   или   в   процессе психосемантических   экспериментов.   В   нашем   исследовании   на материале сочетаний цвета и формы и на материале музыкальных отрывков   и   соответствующих   им   графических   рисунков   было показано, что те цвета и формы, а также музыкальные отрывки и графические   рисунки,   которые   воспринимались   и   оценивались испытуемыми как субъективно эквивалентные, обладают сходными областями семантических значений, в частности, характеризуются сходными   эмоционально­оценочными   свойствами   (Лупенко   Е.А., 2004). Как показал Л.С. Выготский, именно «эмоциональная связь» с ее активностью   имманентно   определяет   продуктивный   характер «комбинирующей   фантазии»   при   контруировании   «небывалых» синестетических   образов,   формируемых   наперекор   логике,   но собразно чувству, настроению. Связь, ассоциированность   цвета   и   звука издревле   привлекает   к себе внимание философов и поэтов, психологов и лингвистов, а в современном мире  – и  специалистов  по массовой коммуникации, рекламистов и маркетологов. Откуда   возникает   ощущение,   что   звук   «а»   —   «красный»? Свойственно ли оно всем? Или большинству? Или оно полностью индивидуально,   и   для   другого   человека   «а»   окрашен   совсем   в другой   цвет?   Можно   ли   использовать   такие   связи   в   массовой коммуникации?   В   начале   это   были   просто   интуиции   одаренных, затем они сменились попытками объяснения и экспериментального установления фактов. Единого понимания сути этого явления нет до сих пор, однако некоторые факты в науке накоплены. Содержание понятия синестезии наиболее кратко раскрывается в ее определении как «межсенсорной, межчувственной ассоциации». Это есть способность «видеть» пластику мелодии, колорит тональности и,   наоборот,   «слышать»   звучание   цветов   и   т.д.   Синестезия   — общезначимое свойство человеческой психики, ведь каждый из нас понимает   синестетические   метафоры   в   поэтической   и   обыденной речи («яркий звук», «матовый тембр» и т.п.). И, как показано нами, ранее     синестетичность   является   сущностным   признаком художественного мышления применительно ко всем видам искусств, в том числе и к музыке. Среди   очевидных   и   простейших   примеров   «естественных»,   т.е. общезначимых синестезий –   ассоциативное   «вuдение»   размеров звучаний:   низких   как   крупных,   толстых,   тупых,   а   высоких   как маленьких, тонких и острых (именно так называют их часто дети). Объяснение в том, что в естественно­природной обстановке размеры звучащего   предмета   определяют   высоту   издаваемого   им   звука (меньше размеры, выше звук, и наоборот). Кстати, это есть пример межчувственной   ассоциации   «по   смежности»   –   по единовременности сопутствующих друг другу признаков «размер – высота звучания». Как бы то ни было, К. Дебюсси явно рассчитывал на   общезначимое   восприятие   слушателями   своей   музыки   именно через   эту   общезначимую   синестезию,   когда   в   «Колыбельной слоненка» перенес знакомый мотив в крайний низкий регистр. Даже такие, простейшие синестезии могут быть «многослойными», «многозвенными»,   когда   одна   ассоциация   возникает   уже   на   базе другой,   приобретшей   устойчивость   и   общезначимость.   Пример использования   подобной   синестезии,   причём   тоже   связанной   с «размером» звучаний – в звукоизобразительном решении пьесы «Два еврея»   из   «Картинок   с   выставки»   М.   Мусоргского.   Тема   богача представлена,   как   известно,   во   «внушительном»   и   «степенном» низком   регистре,   а   бедняка   –   в   «юрком»,   «угодливом»   высоком регистре. Цепь ассоциаций тут налицо: богатый – значит толстый, большой (обобщение социального опыта), большой – значит звучит низко (уже из природного опыта). Близкими   по   общезначимости   с   восприятием   «размера»   звучаний являются   сопряженные   с   ними   синестезии,   характеризующие   их «светлоту»   (низкий   регистр   темнее,   чем   высокий   регистр,   звуки которого для всех без исключения светлее). Примеры – в любых музыкальных   «рассветах»   и   «ноктюрнах».   А   более   изысканный случай – сместив в «темный» регистр свои светоносные, огненные фигурации,   Скрябин   и   смог   добиться   необходимого   эффекта   в своей пьесе с неожиданным, алогичным названием «Темное пламя». К «синестетикам» относят   многих   поэтов,   писателей   и художников, на первый взгляд очень разных: Василия Кандинского и Льва Толстого, Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского. «Синестетические» ассоциации могут быть весьма причудливыми, непредсказуемыми даже «сверхъестественными». «Вполне нормальные» во всем остальном люди, с детства «пораженные» синестезией, заявляют часто в весьма категоричной форме, что буквы, слова и числа имеют врожденные цвета. Причем даже когда их тестируют многие годы спустя, они придерживаются   тех   же   самых   ассоциаций.   Однако   механизм формирования всех этих «соответствий» до сих пор полностью не выявлен. фантастическими,     и   Педагогический проект «Авторская песня» «Цветное детство» Слова и музыка  Барановой Г.А. ( Am  Dm E Am Am Dm G C Dm Am E Am)                                  I) Цвет яблони, вишни, сирени                                 С детства в памяти я берегу.                             Укрывают  землю метели                               В садах, на полях, берегу.                                    Цвет яблони, вишни, сирени                                    С детства в памяти я берегу. Припев:  Цвет памяти – акварели       Am Dm G C Am Dm E Am Радостный дарит букет. Цвет яблони, цвет сирени, Ландыш, черемухи цвет.   II)Плывут облака голубые  С ветром, летящие вдаль.   Плывут с ними мысли былые  По нашему детству печаль. Плывут облака голубые  С ветром, летящие вдаль. Припев:                      III)Детство мое цветное                      Хочется вновь повторить.                      Но кто­то совсем иное                      Осенние краски дарит.                     Детство мое цветное                      Хочется вновь повторить. Припев:                    IV)Подарок этот понятен,  Родилась я в сентябре. Конечно же он приятен,   Приятен не только мне.  Подарок этот понятен,  Родилась я в сентябре.                                   Припев:     Am Dm G C Am Dm E Am Цвет памяти – акварели Радостный дарит букет. Багряных, осенних  трелей, Подарок  прожитых лет Эссе ­Заключение Эта   песня   родилась   сама   по   себе,   когда   я   возвращалась мыссленно в мое далекое детство. Существует выражение   « Все мы вышли из детства». Это действительно так, если проанализировать, какой отпечаток оно накладывает на будущее человека.   В моей песне отражается в красках все то, что было дорого мне,   и   то,   что   помогало   становлению   личности.  Детство   ­   это начало,   некий   исходный   период   времени   человека,   когда   «всё   в первый раз». В силу широкой распространенности данного понятия каждый   из   нас   уверен,   что   знает   о   детстве   все,   легко   может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства   скрывается   непознанность   и   необъяснимость   этого феномена. Хочу обратиться к  концепции детства. Концепция   Д.И.   Фельдштейна рассматривает   детство   как особое   явление   социального   мира,   которое   ученый   определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально:   детство   —   объективно   необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно:   детство   —   это   процесс   постоянного физического   роста,   накопления   психических   новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом   пространстве,   определения   в   нем   себя,   собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно:   детство   представляет   собой   особое   состояние социального   развития,   когда   биологические   закономерности, связанные   с   возрастными   изменениями   ребенка,   в   значительной степени   проявляют   свое   действие,   «подчиняясь»   во   все   большей степени регулирующему и определяющему действию социального. Блестящее отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили.  Автор определяет детство как безграничность и неповторимость,   как   особую   миссию   для   себя   и   для   людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость   и   наделен   от   Природы   особым,   тоже неповторимым,   сочетанием   возможностей,   способностей.   Есть   и общие   для   всех   возможности   и   способности,   но   есть   и   своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко,   в   котором   хранится   суть   миссии,   и   если   помочь   ему развиться,   вырасти,   создать   условия   доброжелательности,   то ребенок, став взрос лым, принесет окружающим его людям в чем­то какое­то,   хоть   малюсенькое,   облегчение,   какую­нибудь   радость, станет   для   кого­то   соратником,   помощником,   надеждой.   Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так,   «чудо»   для   всего   человечества,   и   человечество   долго   будет благодарно им. Я   говорю   о   том,   что   рождение   любого   ребенка   не   есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».     На этой точке зрения я заканчиваю свое повествование, а мой педагогический проект   «Авторская песня», надеюсь, не останется без внимания.                                                                                 Литература и источники: Источник: www.sunhome.ru Статья: Загадка синестезии Автор: Ang Реклама Источник: www.cultinfo.ru Автор: А. А. Пузырей Источник: www.astrasong.ru Статья: Природа и функции синестезии  в музыке Автор: Б.М. Галеев Источник: prometheus.kai.ru Статья: Синестезия и музыкальное  пространство Автор: Б.М. Галеев Источник: www.vaal.ru Статья: Звуко­цветовая синестезия и методы ее исследования. Автор: М.Н.Дымшиц Источник: www.ipras.ru Статья: О психологической природе  явления синестезии Автор: Е.А. Лупенко Источник: prometheus.kai.ru Статья: Что такое синестезия: Мифы и  реальность Автор: Б.М. Галеев

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»

Методическая разработка Синестезия на примере одноименной песни (слова и музыка) Барановой Г.А. «Цветное детство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018