Тематический план пособия составлен на основе рабочей программы «Музицирование (чтение с листа)».
В сборник по предмету «Музицирование» вошли мелодии из различных учебников начального обучения музыканта.
Наличие в сборнике разнообразного иллюстративного материала решает проблему межпредметных связей.
Во время прочтения ансамблевой музыки учащийся услышит богатство красок разных оркестровых инструментов, что сделает процесс исполнения более увлекательным. Игра в ансамбле активизирует внимание и слух ученика.
Основная часть произведений, вошедших в пособие, взята из сборников для начинающих музыкантов.
Учебник составлен с соблюдением дидактических принципов. Тренировочные задания составлены по принципу от простого к сложному.
Нужные для работы произведения помещены в один сборник, что заметно экономит время, затрачиваемое преподавателем на подготовку к занятиям по чтению с листа.
Ученик выполняет классную и домашнюю работу по единому учебному пособию.
Эффективность занятий невозможна без хорошо продуманного плана урока.
Время, отведённое на уроке на чтение с листа, должно составлять не более 10минут. Количество затраченного времени на чтение с листа на уроке зависит от степени сложности изучаемого материала и способностей ученика усвоить этот материал.
музицирование.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Методическая разработка на тему:
Музицирование
Автор:
Баранова Галина Александровна, преподаватель высшей
квалификационной категории народного отделения, заведующая
методическим объединением народного отделения.
г.Вязьма Введение
Любой музыкантисполнитель постоянно сталкивается с необходимостью
чтения с листа музыкальных произведений. Имеется в виду способность
сыграть незнакомое сочинение в темпе и характере, близком к требуемому,
непрерывно, с осмысленной фразировки выполнением всех указаний в тексте.
Такое умение предоставляет возможность учащимся самостоятельно
музицировать, знакомиться с новой музыкой, ускоряет процесс овладения
основным учебным материалом.
Умелое чтение с листа помогает быстрее формировать «идеальный
музыкальный образ, замысел и план интерпретации музыкального
произведения».
Ведущие российские педагоги не раз задумывались о месте чтения с листа в
учебном процессе.
Для организации изучения чтения с листа в рамках самостоятельного
предмета создаются специальные программы
С 2013г. с началом реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства навык
свободной игры по нотам является составной частью предмета
«Специальность и чтение с листа» Для реализации таких программ
необходимо создание систематизированного пособия по чтения с листа для
каждого класса.
Методические рекомендации
Тематический план пособия составлен на основе рабочей программы
«Музицирование (чтение с листа)».
В сборник по предмету «Музицирование» вошли мелодии из различных
учебников начального обучения музыканта.
Наличие в сборнике разнообразного иллюстративного материала решает
проблему межпредметных связей. Во время прочтения ансамблевой музыки учащийся услышит богатство
красок разных оркестровых инструментов, что сделает процесс исполнения
более увлекательным. Игра в ансамбле активизирует внимание и слух
ученика.
Основная часть произведений, вошедших в пособие, взята из сборников для
начинающих музыкантов.
Учебник составлен с соблюдением дидактических принципов. Тренировочные
задания составлены по принципу от простого к сложному.
Нужные для работы произведения помещены в один сборник, что заметно
экономит время, затрачиваемое преподавателем на подготовку к занятиям по
чтению с листа.
Ученик выполняет классную и домашнюю работу по единому учебному
пособию.
Эффективность занятий невозможна без хорошо продуманного плана урока.
Время, отведённое на уроке на чтение с листа, должно составлять не более
10минут. Количество затраченного времени на чтение с листа на уроке
зависит от степени сложности изучаемого материала и способностей ученика
усвоить этот материал.
Педагог к каждому занятию готовит произведения для прочтения. Учащийся
учится анализировать (на основе указаний в нотах), мысленно представлять и
озвучивать данный текст. На каждом занятии ученик осваивает новые
«формулы чтения но с листа». Пройденные на уроке темы закрепляются дома.
Коллективные уроки экономят время преподавателя, затрачиваемое на
объяснение нового материала, а проведение между учащимися мини
конкурсов на лучшее прочтение нотного текста выявляет слабые стороны
освоения знаний и стимулирует детей на дальнейшую работу.
Контрольные задания по чтению с листа даются на техническом зачете во
втором триместре. После игры гамм, проверки знания музыкальных терминов
учащийся читает с листа несложное произведение. На просмотр и осмысление
текста ему дается 23 минуты времени. Нотный материал должен включать
многократный повтор какоголибо элемента музыкальной речи, при этом
уровень сложности пьесы рекомендуется на 12 класса ниже. Беглое чтение с листа музыкальных произведений весьма сложное умение.
Оно воспитывается в течение длительного времени.
Успешность чтения с листа в будущем зависит от системы знаний,
заложенных на начальном этапе обучения музыканта. Именно в первом классе
закладывается фундамент навыка чтения с листа.
С первых уроков следует развивать слуховые представления. Ученик на слух
запоминает ритмические обороты на основе внутреннего представления ритма
знакомых мелодий, а звучание мелодических интервалов – при помощи
ассоциаций со звучанием определенной песни.
Рекомендуется изучать нотную грамоту в игровой форме. «Все элементы
нотации (интервалы, аккорды, знаки альтерации и т.д.)
приобретают
собственный характер, оживают, становясь персонажами увлекательной
сказки».
Ускоряют освоение нотной грамоты активное музицирование: пение, подбор
по слуху, транспонирование, сочинение коротких мелодий на заданный текст
и ритм.
Освоение ритмических оборотов
Начинать работу следует с запоминания наиболее типичных ритмических
оборотов, изучаемых также и на уроках сольфеджио. Многолетний опыт
работы с детьми показал, что ритмический рисунок легче усваивается
учеником, если объяснение данной составной части обучения юных
музыкантов на уроках сольфеджио и специальности ведётся при помощи
системы ритмослогов, близких к миру детского словотворчества.
Применение ритмослогов снимает необходимость в арифметическом
исчислении долей такта.
Знания ритма и высоты изучаются раздельно.
Рекомендую для запоминания в первом классе следующие, «безвысотные»
ритмические заготовки, расположенные на одной строчке (как при записи
партии барабана в оркестровой партитуре).
Ребенок хлопает в ладоши, стучит палочкой по металлофону и т.д. заданный
ритм в трех темпах: медленно, умеренно, быстро (для определения времени,
отведенного на начальный шаг, можно использовать метроном). Каждую заготовку следует поместить на отдельную карточку для
максимальной концентрации внимания ученика на изучаемом материале.
Педагог время от времени устраивает проверочные работы по усвоению
ритмических формул. При помощи запаса в памяти зрительных автоматизмов
в области ритма учащийся способен воспроизвести по памяти ритмические
последовательности во время игры высотноритмической записи звуков.
Следующие ритмические упражнения полезны для подготовки ученика к
чтению высотной записи нот:
прохлопывание ритмических попевок, игра на одном звуке,
запись простейших ритмических диктантов,
запись ритмического рисунка песенок на основе внутреннего слухового
представления.
Освоение звуковысотной записи
Свободная игра по нотам зависит от того, как ученик усвоил запись высоты
каждой ноты.
Усвоив ритмические заготовки первого этапа, ученик без сложностей может
перейти к игре высотной записи нот.
Здесь также следует применять систему карточек. Каждая карточка
посвящена игре 2х или 4х тактовых построений на одной ноте, взятых из
ритмических заготовок (запись на нотоносце).
Во время урока преподаватель и ученик находят близкие и понятные для
внутреннего мира обучаемого ребенка слова, в состав которых входит
название конкретной ноты («до» «дождь », «ре» «река», «ми» «мишка» и
т.д.) и которые станут зрительным образомориентиром во время игры
высотной записи ритмических последовательностей с использованием
конкретной ноты. Ученик рисует такую картинку на карточке с последующим
воспроизведением на инструменте. Каждый учащийся, как правило, находит
свою ассоциацию с названием ноты.
Примерные рекомендации проверочных заданий для выявления сильных или
слабых сторон освоения учеником высотной записи звуков:
называть любую, показанную педагогом в тексте, ноту;
не называя, сразу брать на инструменте показанную в тексте ноту.
Обучение навыкам относительного чтения нотной записи обязательно.
Сначала ученик учится видеть направление мелодии («подряд», «вниз», «на
месте», «скачком вверх» и т.д.).
Полезно одновременно с этим заданием перемещать руки вдоль по грифу
(«вверх вправо», «вниз влево», «на одном месте») для выработки навыка
пространственного владения грифом. Перед тем, как ученик приступит к чтению с листа мелодий, следует научить
его просматривать нотный текст.
Игра мелодий
Начальный раздел пособия посвящен игре мелодий из учебника, записанных
на одном звуке и на одном нотном стане. Отправной точкой является нота
«ми» первой октавы (домра, балалайка) Ритм мелодий с 1по8 ритмических
заготовок №№ 1 6.
Для закрепления навыка эти мелодии полезно сыграть по очереди на разных
струнах.
Перед проигрыванием нотной записи сначала проговаривается данный
словесный текст в темпе, указанном в нотах. Проговаривание данных в
произведении слов до исполнения мелодии служит выработке навыка
цельного восприятия произведения.
Освоение штрихов
В сборнике после игры на одном звуке даются простейшие интонационные
обороты, исполняемые штрихом
non legato и состоящие из нескольких
звуков. При помощи таких оборотов осваиваются интервальные ячейки
сначала первой октавы, затем второй и так далее
До конца первого класса ученик должен освоить также чтение с листа с
использованием штрихов:
legato и staccato. В следующих классах по
программе.
Освоение интервалов
Нотные примеры каждой интервальной ячейки (отрезок мелодии в диапазоне
конкретного интервала) расположены в порядке возрастающей трудности
материала потрем параметрам: ритм, высота звуков и двигательная реакция
на заданный текст.
Наиболее подробно в сборнике рассматриваются интервальные ячейки первой
октавы, записанные в скрипичном ключе.
Порядок расположения 1октавы такой: «сольля», «фасоль», «фаля»,
«сольси», «сольдо», «мисоль», «реми», «ресоль», «реля», «доре», «доми», «рефа, «дофа», «досоль», «миля», «реси», «фаси», «фадо»,
«доля», «доси», «мидо», «редо» , «1октава додо».
Тщательное изучение ритмических, интервальных и штриховых особенностей
различных мелодий ячеек 1 октавы подготовит почву для чтения с листа нот
1ой,2ой, октав.
Нотные ячейки октав выстроены в порядке появления нот в восходящем
движении по звукоряду.
Нотные ячейки малой октавы (для гитары) изучаются в порядке появления
басовых нот в восходящем движении по звукоряду. Отправной точкой
является нота «ми» малой октавы.
Мелодии в сборника «Большая октава» расположены в порядке возрастания
трудности учебного материала.
Позиционная игра, 2 нотоносца
Постепенно интонационный строй каждой ячейки укрупняется. Короткие
мелодические попевки, мелодии в одной аппликатурной позиции (в тексте
указан лишь исходный палец), мелодии, начинающиеся с разных ступеней 4
пальцевой позиции, помогут выработать аппликатурные автоматизмы.
На уроке и дома ученик самостоятельно проставляет аппликатуру в
изучаемых произведениях, выполняет задания на построение интервалов с
целью дальнейшего опознания их в тексте.
Позиционный принцип построения сохраняется в мелодиях на двух нотных
станах. Здесь рассматриваются варианты исполнения мелодий:
каждая рука повторяет одну и ту же фразу;
мелодия передается из руки в руку.
Постепенно вводятся новые понятия: затакт, случайные знаки, размер3/4,
тональности с одним ключевым знаком, динамические изменения, паузы в
мелодии.
4. Музыкальная форма
Выполнение такого задания, как проставление фразировочных лиг, позволит
поделить изучаемый текст на части. Педагогу нужно помнить о том, что мотивы должны заканчиваться на длинной ноте. Это нужно для того, чтобы
ученик переключил внимание на следующий раздел читаемого текста. Тогда
ученику будет проще осознать строение произведения и предугадать план
исполнения.
Использование приема «передвижки» во время чтения с листа мелодий
развивает умение ученика запоминать мотивы и воспроизводить их по памяти
(при помощи упражнения на «фотографирование» нотного текста).
5. Ориентирование на грифе
Для того, чтобы учащийся во время чтения с листа не смотрел на гриф,
необходимо научить хорошо представлять ее мысленно.
Учить ориентироваться на инструменте следует при помощи упражнений:
а) определение любой клавиши на инструменте с закрытыми глазами;
б) игра «слепым методом» различных
интервалов, гаммообразными
штрихами, арпеджио (необходимо, чтобы учащийся умел подобрать лучший
аппликатурный вариант для читаемого отрывка);
в) разучивание и исполнение со скрытой от глаз исполнителя при помощи
специальной планки;
г) исполнение выученных наизусть пьес с закрытыми глазами или в темноте;
д) транспонирование пьес (в сборник вошли короткие мелодические попевки,
которые можно использовать для транспонирования).
Вывод
К концу первого класса ученик должен научиться читать с листа несложные
мелодии.
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
последовательность освоения материала;
регулярность и систематичность занятий;
доступность учебного материала.
Важно правильно заложить фундамент навыка так, чтобы в будущем
учащийся смог прочитать с листа и многослойные произведения. Готовиться к чтению с листа следует, используя таблицу:
Памятка по чтению с листа
1 класс
№ Необходимые знания
1
Размер
Требования для 1го класса
2/4, 3/4, 4/4
.
.
.
.
.
.
.
.
.
0.
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Длительности нот
Ритмический рисунок
Целые, половинные, четверти,
восьмые
См. ритмические заготовки
Высота звуков
Работа по карточкам
Структура мелодии
«Подряд»,
«вниз»,
месте»,
«скачком вниз»
«скачком
«на
вверх»,
Аппликатура
Игра в позиции
Ключевые
знаки,
Без знаков, с одним
тональность
ключевым знаком
Динамические оттенки
p, f,mp, mf, dim,cresc
Штрихи
Темп
legato, non legato, staccato
Медленно, умеренно, быстро,
Andante,Moderato,Allegro
Список использованной учебной литературы
1.
2.
3.
4.
Цагарелли Ю.А., Сулейманов Р.Ф. Формирование умения чтения с
листа музыкальных произведений. – Казань: 1994.
Волкова Н.В. Воспитание навыков подбора по слуху. – Казань:
1988.
Рябов И.Н., Мурзина Е.И. 1 класс. Методическое пособие для
педагогов. – Киев: 1988.
Вариативная программа для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств. Москва: 2008. 5. Баева Н., Зебрак Т. Сольфеджио для III классов ДМШ. –
Ленинград: Советский композитор, 1987.
6. Барабошкина А. Сольфеджио для 1го классаДШИ. Москва:
Музыка, 1975.
7. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота. Книжка
первая. Ленинград: Музыка, 1986.
8. Бахмацкая О. Здравствуй малыш! Песни и ансамбли для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Вып.1. Москва:
Советский композитор, 1985.
9. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – Москва, 1973.
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Музицирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.