Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—6 кл
01.06.2018
В работе речь о роли классного руководителя в воспитании чувства патриотизма у детей, о методике организации и проведения мероприятий по воспитанию патриотизма у учащихся из опыта своей работы в качестве классного руководителя. В работе представлен материал по диагностике патриотизма у учащихся.
система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся.docx
Система работы классного руководителя
по воспитанию патриотизма у учащихся
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Патриотическое воспитание в работе классного руководителя.
1.1.Понятие патриотического воспитания………………………………..3
1.2. Некоторые особенности системы патриотического
воспитания в современной школе…………………………………….6
1.3. Из опыта работы классного руководителя
по патриотическому воспитанию школьников…………………….8
Глава 2. Методические разработки по патриотическому воспитанию
для учащихся 5го класса.
2.1. Плансетка воспитательной работы
по гражданскопатриотическому воспитанию
на 20152016 учебный год……………………………………………..13
2.2. Классный час «Дети войны»………………………………………….15
2.3. Диагностика патриотического воспитания учащихся……………..24
Заключение…………………………………………………………………….35
1 Введение.
«Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее
ПАТРИОТОМ»
С.В. Михалков.
Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, является
идеологической основой его
фундаментом государственного здания,
жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения
сопровождается пересмотром духовнонравственных ценностей. В общественном
сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность
героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и
произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой
культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по
отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Настораживает и то, что развиваются националрадикальные организации,
стремящиеся оказать своё влияние на молодёжь. Актуальность и своевременность
моей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственные
структуры проявляют всё больший интерес к проблеме возрождения системы
патриотического воспитания молодёжи в России. Актуальность данной темы
заключается ещё и в том, что патриотическое воспитание ребёнка – это основа
формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее
время сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо
использовать нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его
эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые бы
2 гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным
содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку
стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в
ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у учащихся патриотических
чувств необходимо вести классному руководителю, начиная с самого раннего
возраста.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь
к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании
людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений
ребёнка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его
действительности – убеждённость, патриотическая направленность поступков и
всей жизни учащихся. Результативность работы классного руководителя по
патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением
школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их
умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным
вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой
Родины.
В работе я рассказываю о роли классного руководителя в воспитании
чувства патриотизма у детей, о методике организации и проведения мероприятий
по воспитанию патриотизма у учащихся из опыта своей работы в качестве
классного руководителя.
В 20152016 учебном году я являюсь классным руководителем 5го класса,
делаю на организацию деятельности по патриотическому
поэтому акцент
воспитанию классного руководителя в 5ом классе.
Глава 1. Патриотическое воспитание в работе классного руководителя.
1.1.Понятие патриотического воспитания.
3 Патриотизм, интегрируя в своём понятии социальные, исторические,
духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как
эмоциональновозвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей
духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным
мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, религиозных,
половозрастных, региональных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях
Социальная направленность
необходимости преодоления трудностей.
деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к
проблемам, волнующим данное общество.
Патриотизм имеет духовнонравственную природу, реализуется в служении
Отечеству и наряду с законопослушанием, любовью к родной природе, он всегда
был яркой чертой российского характера. Объединение в единое целое социально
правового компонента гражданского воспитания с духовнонравственными
ценностями и создаст феномен гражданскопатриотического воспитания.
Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых
ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков
патриотизм нёс определённую идею и идеологии, направленные на укрепление
государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За
святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники
Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя
православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм»
помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу
страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Любой регион в социальном отношении – это прежде всего люди. Их
отношение к своей республике, городу, школе, степень удовлетворённости своей
жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданскопатриотического
самосознания. Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому,
щкольному коллективу, ближайшему окружению. Положительное отношение к
4 «малой родине» важно для дальнейшего формирования у человека патриотических
чувств. В процессе социализации личности эти чувства дифференцируются и
усложняются, взрослеющий человек приходит к активному осмыслению
пережитого опыта и осознанию своего места в обществе.
Первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, однако,
учитывая занятость современных родителей на производстве, вопросы
патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план.
Сущность и содержание патриотического воспитания в Государственной
программе и Концепции патриотического воспитания сформулированы в его
определении. «Это систематическая и целенаправленная деятельность органов
государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан
высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины». Патриотическое воспитание рассматривается как направление
государственной деятельности.
педагогические проблемы патриотического воспитания:
Здесь проявляются следующие научно
1) формирование и развитие систем непрерывного патриотического
воспитания в общеобразовательных и иных учреждениях;
2) совершенствование содержания и методики патриотически
ориентированного воспитательного и образовательного процесса;
3) разработка методов диагностики,
критериев и показателей
патриотического воспитания;
4) формирование патриотических ценностей и идеалов;
5) учёт пола и возраста детей при организации воспитательного процесса.
Если обратиться к цитатам знаменитых русских учёных, писателей,
педагогов, то встретим следующие определения. С. И. Ожегов определял
патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо
больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое
5 переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». Толстой А. Н.
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего народ».
Чернышевский Н. Г. «Патриотизм – чувство самое стыдливое и деликатное…
Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше –
молча трудись во имя её блага и могущества».
Президент Путин В. В. обращает внимание на воспитание патриотов нашей
страны. «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой
фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям,
духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её
будущее».
1.2. Некоторые особенности системы патриотического воспитания в
современной школе.
Воспитание гражданинапатриота сегодня – есть залог гарантированного
будущего для всего российского общества. Патриотическое воспитание – это
постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм – одно из важнейших черт всесторонне развитой личности. У
школьников должно постепенно вырабатываться чувство гордости за свою Родину
и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам
прошлого.
Патриотическое воспитание остаётся актуальной задачей вне зависимости от
политической или социальнокультурной ситуации в государстве. Главная задача
общества и школы на данном этапе состоит в том, чтобы возродить в российском
обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовнонравственную и
социальную ценность, потому что Россия на протяжении всей своей истории всегда
была духовно сильным государством.
В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это
связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных
ориентаций значительной части молодёжи, её отчуждением от отечественной
6 культуры, общественно исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких
перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла
переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе
детей, молодым гражданам.
Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща
отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный
опыт и традиции народной педагогики.
Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той
самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать
все виды деятельности школьника: учебную и внеклассную. Цель работы учителя
заключается в формировании в своих учениках нравственных качеств,
обозначенных в Образе выпускника школы. Патриотизм является главной
составной частью этого образа.
В работе по патриотическому воспитанию учащихся необходимо учитывать
психологические возможности и особенности их возраста.
В работе по патриотическому воспитанию необходимо руководствоваться
следующими принципами: укрепление единства и целостности Российской
Федерации; учёт в воспитании особенностей различных категорий населения;
сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов
России, их сплочение в едином Федеральном государстве; содействие развитию
национальных культур и языков народов Российской Федерации; гуманное,
уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их
историческому наследию, культурам, традициям; сочетание в воспитании
национального, гражданскопатриотического и общечеловеческого; формирование
у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для
восприятия ценностей других народов.
7 В формировании патриотических чувств школьников важную роль играет
опыт поступков, переживаний, действий.
Воспитание патриотизма невозможно без активной интеллектуальной
деятельности ребёнка. Именно этот тезис является для меня основой построения
патриотического воспитания в классе.
Патриотическое воспитание должно быть систематическим и
целенаправленным, необходимо привлечение родителей.
1.3. Из опыта работы классного руководителя по патриотическому
воспитанию школьников.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия быть классным
руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна
детям, поскольку основное структурное звено в школе это класс. Именно в нем
зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о
социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать
формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
коллектив,
Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и
остается классный руководитель.
Задача классного руководителя создавать условия для саморазвития
учащихся. Ребенок росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное
стремление к развитию. Цель становящейся личности утвердить свое уникальное
«я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в
этом.
Я работаю в школе 24 года. Мой стаж работы в должности классного
руководителя 18 лет. В настоящее время являюсь классным руководителем 5го
класса. В моем классе 12 учеников: 7 мальчиков и 5 девочек. Все они очень разные:
высокие и еще маленькие, нерасторопные и подвижные, кареглазые и с голубыми
глазами, «хорошисты» и «не очень», но я их всех очень люблю.
8 В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с
детьми:
Не запрещать, а направлять;
Не управлять, а соуправлять;
Не принуждать, а убеждать;
Не командовать, а организовывать;
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим
направлениям:
гражданскопатриотическое,
нравственноэстетическое,
физкультурнооздоровительное,
культурноэстетическое,
учебнопознавательное,
трудовое и профориентационное воспитание,
общественнополезная деятельность,
индивидуальная работа с учащимися,
проектная деятельность.
9 Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю нравственно
и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм
эстетическое
должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины, способного
обладающего чувством
успешно выполнять гражданские обязанности,
национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему
народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы
патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать
комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,
Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы,
воспитательной программой «Я гражданин».
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к
обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку
зрения;
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью
“Гражданина патриота России»
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод
личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной
культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
10 сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном
самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к
жизни в современной действительности.
Основные принципы:
Принцип целостносмыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность,
одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё
и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем
общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех
ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и
обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация,
гуманизация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом
возрастном периоде, обеспечение личностноориентированного подхода к
воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, готовности субъекта к
воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность
ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству,
способность к творчеству и коммуникативность).
11 Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням:
возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся
реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к
традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление
уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе.
(охрана окружающей среды)
Моя Родина Россия (расширение представлений о нашей Родине – России,
воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей
родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к
другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему
Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию
обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И
КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
12 БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся
у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы
следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города,
Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста
учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в
коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать
самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных
мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы
риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы,
гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы
обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной
эффективности любого воспитательного дела.
В этом учебном году, начиная работать с учащимися 5го класса я так
определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива:
13 способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности
школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
Особое внимание в работе с детьми сейчас уделяю воспитанию
толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть
снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях
участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и
межнациональных конфликтов.
Каждый ученик класса ведет свое портфолио, накапливая в нем все свои
достижения. А еще все вместе мы ведём портфолио класса, где отмечаем каждое
значимое событие в классной жизни, отслеживаем результаты проведённой работы.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и
знать ее результаты. Для изучения результатов воспитательного воздействия
использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям,
поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их,
проводя беседы на родительских собраниях.
Глава 2. Методические разработки по патриотическому воспитанию
для учащихся 5го класса.
2.1. Плансетка воспитательной работы по гражданскопатриотическому
воспитанию на 20152016 учебный год.
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
Мероприятия
Урок мира, посвящённый жертвам Беслана.
Урок «Я талантлив!»
Участие в областном конкурсе социально значимых проектов
учащихся «Моя страна – моя Россия».
Участие в областном конкурсе социально значимых проектов
учащихся «Моя страна – моя Россия».
Участие в областном конкурсе «Куйбышев – запасная
столица».
Помощь ветеранам ВОВ в уборке территории возле дома.
Классный час «Символика моей страны».
Реализация проекта в рамках областного конкурса социально
14 декабрь
январь
февраль
март
апрель
значимых проектов «Моя страна – моя Россия».
Подготовка и участие в конкурсе «Венок дружбы».
День народного единства.
Участие в областном конкурсе творческих работ учащихся
«Скажи терроризму нет».
Реализация проекта в рамках областного конкурса социально
значимых проектов «Моя страна – моя Россия».
Акция «Поздравительная открытка солдату».
Викторина «Самара в годы ВОВ».
Реализация проекта в рамках областного конкурса социально
значимых проектов «Моя страна – моя Россия».
Исследовательская работа «Воиныафганцы – наши земляки».
Составление дерева «Моя родословная».
Реализация проекта в рамках областного конкурса социально
значимых проектов «Моя страна – моя Россия».
Тематический классный час «Мы помним о вас…»
Поздравительная акция ко дню Защитника Отечества.
Участие в областном конкурсе творческих работ учащихся
«Война глазами детей».
Участие в школьном смотре строя и песни.
Участие в школьном этапе «Зарница».
Реализация проекта в рамках областного конкурса социально
значимых проектов «Моя страна – моя Россия».
Оформление сборника творческих работ учащихся «Живая
память».
Презентация социально значимого проекта «Моя страна –
моя Россия».
Кросспоход, посвящённый Победе в ВОВ.
Участие во Всероссийском субботнике.
Посадка деревьев в «Аллее дружбы».
Участие в школьной конференции «Самарские писатели –
детям».
май
июнь
Военнопатриотический месячник «Патриот», посвящённый
Великой Победе.
Акция «Подарок ветерану».
Участие в областной акции «Синий платочек».
День России.
15 2.2. Классный час «Дети войны».
Цели и задачи урока:
Воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Знакомство учащихся с историей страны.
Привитие уважения к героям Великой Отечественной Войны.
ХОД УРОКА
В начале классного часа учитель зачитывает стихотворение Василия
Фетисова «Памятник славы»:
На поляне, от лагеря близко,
где багульник все лето цветет,
на дорогу глядит с обелиска
пехотинец, матрос и пилот.
Отпечаток счастливого детства
сохранился на лицах солдат,
но уже никуда им не деться
от военной суровости дат.
"Вот в таком же зеленом июне, –
нам сказал пожилой старшина, –
забрала их, веселых и юных, и домой не вернула война.
На рассвете, прижав автоматы,
16 шли солдаты на штурм высоты..."
Нестареющим нашим вожатым
мы к ногам положили цветы.
Учитель: Здравствуйте ребята! Скоро вся страна будет праздновать
замечательный праздник – День Победы. Нелегко далась эта победа нашим дедам
и прадедам. С 1945 года прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем
героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и
свободу.
Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди
занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному
вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочкиматери", непоседливые
мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя
красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные
игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого
поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.
Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Из
воспоминаний прабабушки ученицы нашего класса Максимовой С.(зачитывает эссе
« Война лишила их детства»).
Война лишила их детства.
Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны.
Поколение детей войны – это наши бабушки, дедушки, прабабушки и
прадедушки. Хотя им не приходилось воевать самим, во время Великой
Отечественной войны им пришлось трудно. В те годы люди мечтали только
об одном о Победе. А о чем же мечтали дети и подростки, которых война
лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень
трудно. Когда началась война, моей прабабушке Прасковье было 10 лет. Мама
17 моей прабабушки рано умерла, отец женился на другой женщине. Их было
трое детей, прабабушка – самая маленькая. Когда прадеда призвали на фронт,
мачеха от детей ушла. И так они остались втроём (три сестры). Все тяготы
военного беспризорного времени испытали на себе девочки.
Я ведь, правнучка, была совсем маленькая. Однако помню, как всегда
хотелось есть. Очень хлеба не хватало, на каждого человека в селе выдавали
кусочек хлеба размером со спичечный коробок. Всё отправляли на фронт:
солдат тоже надо кормить. Мы с сёстрами ходили по пустым полям,
собирали оставшиеся колоски. А весной собирали перемёрзшую картошку.
Летом любили рвать конёвки. Это трава такая, корешок пожуёшь и есть не
хочется.
Здесь у прабабушки Паши на глазах появились слёзы. Самое трудное в
военное время – это голод. Так хотелось быстрее, чтобы кончилась война и
родители вернулись с фронта. Прадед так и не вернулся с войны.
Сейчас прабабушка Паша живёт в селе Малая Малышевка. Ей 84 года. Я
стараюсь ей помочь, лишний раз поговорить. Ей так это приятно. Ведь они так
мало радостей видели в жизни. И совсем не видели детства.
Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти рядом стоящие слова. Дети
рождаются, чтобы жить, радоваться жизни, смеяться, быть счастливыми.
А война эту жизнь и счастье забирает. Память о тех страшных днях голода,
холода и разрухи будет вечно в голове моей прабабушки.
Любая война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а
особенно в крошечных детских сердечках детей. Маленькие человечки очень
нежные и ранимые создания. Они в сотни раз тяжелее переносят разные
войны.
Я хочу, чтобы люди всегда помнили о той страшной войне, и ни одному
ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережила моя прабабушка и
её сверстники.
18 Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в
12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.
Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших
родителей своим братьям и сестрам.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны
шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие
погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на
фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят
способность к
взрослыми,
воспитав в них силу духа,
смелость,
самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в
действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи.
Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.
«Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне».
Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и
сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как:
Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев.
Зина Портнова: Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье
рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. В начале июня 1941
года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. После
вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на
оккупированной территории. С 1942 года член Обольской молодежной подпольной
19 организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди
населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов
переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во
время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала
С августа 1943 года
отравленный суп.
разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года,
Чудом осталась жива.
возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана
предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя,
застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена,
зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.
Леня Голиков: Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской
области. Во время войны, когда его деревню захватили немцы, ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И
летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские
склады. Всего он участвовал в 27 боевых операциях, им было уничтожено: 78
немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно
фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Был в его жизни бой, который
Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком,
подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и,
отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он
врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб
партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Он погиб 24 января 1943
года в неравном бою под селом Острая Лука Псковской области. 2 апреля 1944
года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении
пионерупартизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Марат Казей: Родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково (Беларусь).
Когда фашисты ворвались в деревню, Марат должен был идти только в пятый
20 класс. За связь с партизанами его мать, Анна Казей, была повешена немцами в
Минске. После смерти матери Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. Он
стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские
гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные,
партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе
Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие,
вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в
бою 11 мая 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась
лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. мужество и
отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В честь
юного героя в городе Минске был поставлен памятник.
Валя Котик: Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина) в
крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с
первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с
товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату
в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в
партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным
шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943
года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалева,
был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный
кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со
ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв
шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в
дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив
офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать
отпор врагу. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав был смертельно ранен и
на следующий день скончался. В 1958 году Валентину Котику посмертно
присвоено звание Героя Советского Союза.
21 Володя Казначеев: Родился 26 июля 1928 года в деревне Соловьяновка Брянской
губернии. В 1941 году окончил пятый класс. Утром 22 июня 1941 года Володя
ушёл с раннего утра на рыбалку. Вернувшись вечером домой, узнал от матери,
Елены Кондратьевны, о нападении гитлеровской Германии на СССР и начале
войны. Мать Володи была арестована и 6 октября 1941 года расстреляна
оккупантами. Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские
леса, что на Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что
они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб
для партизан, шутить перестали. В отряде была "партизанская школа". Там
обучались будущие минеры, подрывники. Володя на "отлично" усвоил эту науку и
вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось
ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей. Он
был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения;
дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился
все опытнее, искуснее. За голову партизана Казначеева фашисты назначили
награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем еще мальчик.
Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был
освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу
героя – освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина,
степени.
медалью
«Отечественной
1
Войны»
После войны Владимир Казначеев учился на радиста в Киевской офицерской
школе. Затем по ходатайству А. Ф. Фёдорова был зачислен курсантом в
Херсонское мореходное училище, которое закончил с отличием. Ходил в плавания,
затем работал в Херсоне главным диспетчером флота. Окончил Одесский институт
инженеров морского флота, был назначен начальником отдела по агентированию
иностранного флота. В 1964 году от Министерства морского флота был на 5 лет
командирован в Алжир, затем работал во Франции и Бельгии. По выходе на пенсию
поселился в Херсоне, где проживает по настоящее время.
22 Учитель: Дорогие ребята! На этом закончился мой рассказ. Конечно, это не все
герои, о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но я надеюсь, что эти
несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и
отваги. В Самаре во время войны дети стояли за станком, работали наравне со
взрослыми и не в меньшей степени от них зависела победа советского народа.
Этим детям, которые работали в тылу, посвятила стихотворение ваша
одноклассница Антонова Алевтина (читает стихотворение собственного сочинения
«Я в храме зажигаю свечи…»).
Я в храме зажигаю свечи…
Ваш труд приблизил час Победы,
Дал людям радость и покой,
А на фронтах отцы и деды
Самару защищали собой.
Совсем молоденьким мальчонкой
Пришёл ты робко на завод,
Там гул стоял и очень громко
Ревел большущий твой станок.
Для солдат снаряды
Производили вы тогда,
И ваши папы были рядом
23 Громили грозного врага.
Паёк ваш был довольно скуден
Картошка, свёкла и вода
И чёрный хлеб, всеми любимый,
Чтоб не упали вы тогда.
Трудились вы почти в две смены,
Не покладая детских рук,
И ждали только лишь Победы,
Забыв про боль и про недуг.
Вы ждали писем от отцов,
Что вас на фронте защищали,
Вы ждали их от дедов и братьёв,
От соседей, кто с немцем воевали.
О вас, родные, дорогие,
Кто Победу приближал трудом,
Страна родная не забыла,
И низкий шлёт Вам всем поклон.
24 Я в храме зажигаю свечи,
Молюсь за вас, герои страны,
За светлый день, за тихий вечер,
Чтобы счастливыми были Вы.
Учитель: На этом классный час завершим. И помните, что даже «маленький»
человек может стать настоящим героем.
2.3. Диагностика патриотического воспитания учащихся.
В своей работе применяю следующие методики диагностики патриотического
воспитания учащихся.
1. Тест «Насколько мы толерантны»
1 Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от
придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже
предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
2 Вы встречаетесь с друзьями, и ктото предлагает начать игру. Что
вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
25 3 Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
4 Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах
появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не
интересует;
б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.
5 Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие
обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
6 Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же
шутливой манере.
7 Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём
месте и делают не своё дело?
а) да;
26 б) нет.
8 Вы приводите в компанию друга (подругу) , который(ая) становится
объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за него (неё).
9 В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует
современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы
реагируете?
а) уходите подальше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов теста:
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а
1 04: вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может
возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение
другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой,
как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми,
которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и
делаете.
2 612: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы
можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но
порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в
такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у
27 которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно
победить более достойно.
3 1418: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью
вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к
парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не
разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и
способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от
взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
2.Анкета «Патриот»
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и
незаконченными предложениями. На каждое из суждений предложено несколько
альтернативных вариантов ответов.
Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент
анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель
позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на
проведение 20 минут.
Цель анкетирования:
определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения
старшеклассника к окружающему социуму;
определить актуальность вопросов входящих в понятие «патриот патриотизма в
системе ценностных ориентации старшеклассников;
определить градацию личностных качеств».
Образец опросного листа
Ф.И. Возраст Пол
28 Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на
вопросы и выполните задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1.Да
2Нет
1. Частично
2. Не знаю
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших
патриотических чувств?
1. Школа
2. Родители
2. Окружающие люди, друзья
3. СМИ
4. Органы власти
5. Другое
III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя
понятие «патриотизм»?
1.Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
2.Непримиримость к представителям других наций и народов.
29 3.Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других
наций и народов в интересах своей Родины России.
4.Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради
ее благо или спасения.
5.Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре,
традициям, укладу жизни;
6.Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в
котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в
мире.
7.Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
8.Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.
9.Другое
IV.Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем
причина вашего непонимания?
1.Нет желания
2.Нет возможности
3.Считаю это не актуальным
V.Перед вами список индивидуальнопсихологических характеристик и
жизненных ценностей человека. Определите для себя те качества и ценности,
которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). Оцените по 10
балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:
30 активная деятельная жизнь
жизненная мудрость
здоровье (физическое и психическое)
интересная работа
красота природы и искусства
любовь (духовная и физическая)
материальное обеспечение жизни
наличие хороших и верных друзей
общественное признание
познание (образование, кругозор)
продуктивная жизнь
развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)
развлечения
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
счастливая семейная жизнь .
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом)
творчество (возможность творческой деятельности)
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
31 аккуратность (чистоплотность)
воспитанность (хорошие манеры)
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
жизнерадостность
исполнительность
независимость
непримиримость к недостаткам в себе и других
образованность
ответственность (чувство долга, умение держать слово)
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения)
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
смелость в отстаивании своих взглядов
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим 1гх ошибки и
заблуждения)
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки)
честность (правдивость, искренность)
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
32 чуткость (заботливость)
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится
выше всего?
1)умение ценить настоящую дружбу
2)готовность помочь другу в трудную минуту
3)взаимопонимание
4)честность, порядочность, принципиальность
5)приятная внешность
6)хорошие манеры
7)умение модно одеваться
8)смелость
9)решительность
10)интерес, знание литературы, искусства, музыки
11)интерес к политике
12)наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
13)наличие денег (карманные расходы)
14)способности
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей
степени выражают Вашу точку зрения:
33 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения:
1. Каждый из нас верит...
2. Каждый из нас готов...
3. Защищать свою Родину7 можно не только с оружием в руках, но и... .
4. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то...
5. Быть достойным гражданином своей страны значит быть.
3.Методика «Я – патриот».
Цель: выявить уровень проявления интереса школьников к «малой родине» и её
истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической
деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и
навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень
патриотической воспитанности по мотивационнопотребностному и поведенческо
волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов, половина из них – на выявление
мотивационнопотребностного критерия, другая половина – на определение
поведенческоволевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три
варианта: «да», «нет» или «не уверен».
Критерии оценки:
34 За каждый вариант ответа начисляется определённое количество баллов: «да» 2
балла; «не уверен» 1 балл; «нет» 0 баллов. Максимальное количество баллов –
40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого
участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым
определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85100% высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и
уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание
заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической
деятельности; интересуется историей «малой родины».
5584% средний: нравственные качества личности проявляются лишь под
контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение
к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
3554% ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и
уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других
людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической
деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.
034% низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное
отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не
проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость,
инертность, историей «малой родины» не интересуется.
Вопросы:
1) Хотел бы ты знать о своём посёлке больше?
2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать
больше о своём селе, области?
3) Часто ли ты гуляешь по историческому центру города Самара?
4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицами?
5) Часто ли ты ходишь в музеи Самары или Самарской области?
6) Интересно ли тебе узнавать чтото новое об истории Самары?
35 7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история
родного города»?
8) Любишь ли ты читать о нашем городе, области?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвящённые Самаре, области?
10)Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома, усадьбы, дворцы,
сады и т. д. нашего города?
11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города, области,
посёлка?
13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназна
ченные для этого места?
14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем
посёлке?
15) Участвуешь ли ты в них?
16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране,
чтобы в будущем страна тобой гордилась?
17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим
людям?
18) Любишь ли ты свою семью?
19) Заботишься ли ты о своих близких?
20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в
трудную минуту.
Заключение.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств
воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей
работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей
36 «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате
педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее
географии, природе, символике, если ему известны имена когото из тех, кто
прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым
знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в
что благодаря
пределах,
доступных школьному возрасту.
Возможно,
мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими
взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса,
постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных
ресурсов страны. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить
всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во
всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны,
можно и должно. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим
национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет
патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках и во внеурочное время
даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по
патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам
реализации будет усложняться от класса к классу.
37 38
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Методическая разработка "Система работы классного руководителя по воспитанию патриотизма у учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.