Аннотация:
В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса стали сетевые – технологии. Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Разработанный телекоммуникационный проект «И помнит мир спасённый» предоставит возможность педагогам ознакомиться с методикой активизации процесса обучения и воспитания посредством сетевого интерактивного взаимодействия. Представленная методика оптимизирует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в ходе реализации ФГОС через организацию сетевого проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Методическая разработка
Тема: Телекоммуникационный (сетевой) проект
во внеклассной работе по истории «И помнит мир спасённый»
автор: Карпенко Алёна Александровна
учитель истории I категории
МБОУ СОШ № 4
г. НиколаевскнаАмуре
2018 год
0Содержание:
Введение………………………………………………………………………23
Основная часть………………………………………………………..............49
1.
Описание сетевого проекта «И помнит мир спасённый»…………46
2.
Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта
во внеклассной работе по истории……………………………...........69
Заключение……………………………………………………………………911
Литература…………………………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………………1219
Аннотация:
В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса
стали сетевые – технологии. Современная система образования требует
использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных
и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию
решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Разработанный телекоммуникационный проект «И помнит мир спасённый»
предоставит возможность педагогам ознакомиться с методикой активизации
процесса обучения и воспитания посредством сетевого интерактивного
взаимодействия.
Представленная методика оптимизирует учебно
познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в
ходе реализации ФГОС через организацию сетевого проекта.
1Введение
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить.
Информационнотехнологические вызовы
21 века предполагают
изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с
учащимися. «Современные дети – дети сетевого столетия… Сегодняшнее
детство часто называют детством информационной социализации…». 1 Поэтому
одной из важнейшей задачей модернизации образования России считается
применение сетевых технологий в школьной практике.
Современная система образования требует использования новых форм в
обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих
учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску
необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Одним из наиболее эффективных методов использования преимуществ
телекоммуникаций для развития личности учащегося является проектный
метод. Учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, результативность,
итоговый продукт, что повышает его мотивацию к учению.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно
познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность
учащихсяпартнеров,
компьютерной
телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленную на достижение совместного результата
деятельности4.
организованную на
основе
Компьютерные сети в обучении можно применять для совместного
использования программных ресурсов,
осуществления интерактивного
взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного
мониторинга качества полученных знаний и т. д. При таком образовании
учебную деятельность учащийся осуществляет во взаимодействии с другими
пользователями сети и с компьютером, т. е. учебная деятельность становится не
индивидуальной, а совместной.
Главная
особенность
телекоммуникационных проектов по сравнению с другими формами
образовательной деятельности с использованием Интернета состоит в поэтапном
отличительная
уникальная
и
2решении школьниками проблем в сотрудничестве с дистанционными
партнерами.5
Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен
обладать сетевой проект.
В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает
требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и
групповой работы.6
Тема методической разработки: «Телекоммуникационный (сетевой)
проект во внеклассной работе по истории «И помнит мир спасённый»»
актуальна и своевременна.
Цель: активизация творческой деятельности учащихся, развитие ключевых
компетенций обучающихся через самостоятельную познавательную и
исследовательскую деятельность организованную на основе компьютерной
телекоммуникации и совместного взаимодействия.
Задачи:
Способствовать организации условий для развития творческих
1.
способностей, повышения познавательной активности учащихся и интереса к
истории.
2.
компетентности.
Содействовать организации творческого взаимодействия учащихся,
3.
педагога и родителей с использованием Интернеттехнологий через участие в
сетевом проекте.
4.
различных Интернетсервисов.
Развивать у обучающихся информационнокоммуникационные
Обеспечить деятельностное изучение учащимися истории с помощью
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,
ознакомительно
(практикоориентированная),
творческая,
ориентировочная, пр.
прикладная
При организации и проведении образовательного события необходимо
учитывать:
•
•
•
3
интерес ребенка
на основе интереса строить деятельность
в ходе деятельности появляется творчество, инициатива•
результаты, рефлексия
Итак, телекоммуникационные проекты – эффективное средство
реализации ФГОС в образовательном пространстве в котором формируются,
ценностносмысловые, коммуникативные, продуктивные ключевые компетенции
важные для каждого школьника.
Основная часть.
1. Описание проекта:
Сетевой внеучебный творческоисследовательский проект «И помнит
мир спасённый» посвящённый Великой Отечественной войне 19411945 гг.
реализован в рамках ФГОСов второго поколения.
Сетевой проект https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/
направлен на создание условий для
воспитания патриотизма, уважения к
Отечеству, чувства ответственности и
долга перед Родиной; на развитие
умения вести поисковую работу,
стремления сохранить память об
участниках Великой Отечественной
войны; вызвать чувства гордости за
своих прадедушек и земляках, на
познавательной
формирование
активности и инициативности.
Актуальность проекта состоит в том, что в наше время многие люди,
в частности, молодёжь мало знают об истории своей страны, слишком коротким
становится список живых участников войны. Каждое имя – военный подвиг и
трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной
опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов,
разрушила миллионы человеческих судеб. Уходит в вечность поколение
победителей. Памяти не важно, кто жив, кто погиб, кто ушёл из жизни после
войны. Ведь несмотря ни на что мы ценим, бережем, помним, а значит они живы.
Основная идея сетевого проекта конкретизировать содержание федерального
компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных
особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников о
Великой Отечественной войне.
Тип проекта: творческоисследовательский
Срок реализации проекта: с 25.03.2015
По продолжительности: бессрочный
4Предмет: история.
Участники проекта: учащиеся 59 классов, педагоги, родители.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Проблема: Великая Отечественная война для наших детей далекая история.
Нам необходимо помочь детям, знать эту историю.
Цель проекта формирование активной гражданской позиции ученика
посредством включения в различные направления сетевой и социальной
деятельности, изучения истории, исследуя факты о Великой Отечественной
войне. Воспитание нравственно патриотических чувств на основе изучения
истории своей семьи и страны.
Задачи проекта:
формирование осознания значимости вклада каждой семьи в победу над
фашизмом, памяти о далёких и трагичных событиях Великой Отечественной
войны, военного и трудового подвига советского народа;
повышение социальной активности и гражданской ответственности;
укрепление духовной связи между людьми разных поколений;
совершенствование и расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о событиях военного времени;
создание сайтапроекта «И помнит мир спасённый».
Сервисы сетевого проекта:
Гугл www.google.com
Гуглкарта, документ, презентация, таблица.
Ютьюб
thinglink.
Метапредметная связь: история, ИКТ, музыка, география, литература,
информатика, русский язык.
В основу проекта положены системный, ценностный, культурологический,
компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный,
ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о
Великой Отечественной войне конкретизируют общие знания об окружающей
действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей:
чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем
больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.
Проект строится на деятельностной основе через " открытие" новых
знаний, применение их в общении и представлении в различной форме в сети
Интернет посредством ИКТ.
5В ходе работы над сетевым проектом «И помнит мир спасённый»
создаются условия, направленные на достижение новых образовательных
результатов, то есть на освоение школьниками разнообразных способов
деятельности и личностную самореализацию.
Участие в проекте помогало формированию следующих личностных
результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Участие в проекте способствовало формированию следующих УУД
(универсальных учебных действий):
овладению формами исследовательской деятельности, включая умения поиска
и работы с информацией;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, родителями;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение осознанно использовать речевые средства и ИКТ в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
2. Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта во внеклассной
работе по истории.
№ Этап
1 Подготовит
ельный
(информаци
онно
–
аналитичес
Деятельность учителя
планирование :
Определение темы, идеи, конечного
результата;
определение целей проекта, этапов,
сроков проведения проекта, заданий
Деятельность участников проекта
Анкетирование: определение
уровня сформированности умений
владения ИКТ и социальными
сервисами
потенциальных
участников проекта
6кий)
2 мотививоци
онный
виды
оценивания
работ
актуализация
для каждого этапа, подбор Интернет
сервисов; формирование проектных
групп;
правил
безопасного поведения при работе в
Интернете; создание сайта проекта
Определение структуры проекта:
Поиск единомышленников (участники
проекта);
Цели и задачи.
Условия регистрации.
Сроки реализации проекта.
Этапы проведения проекта.
Особенности проведения,
деятельности.
Формы взаимодействия организатора с
участниками.
Критерии
участников и проекта.
Формирование базы заданий
Направляющие вопросы (проблемный
и основополагающий).
Этапы и сроки проведения проекта.
Справочные материалы,
перечень
Webсервисов, инструкции работы с
сервисами.
Разработка критериев
оценивания этапов проекта. Результат
проекта – сайт.
Для организации сетевого проекта
выбран сервис – Google Сайты. Создан
шаблон проекта.
(структурной
единицей которого является веб
страница)
2.
(https://sites.google.com/site/proektipom
nitmirspasennyj/home ).
Опубликована информация (ссылка) о
сетевом проекте, для привлечения к
нему участников в дневнике.ру, на
странице
сайта
(http://nik4.edu.27.ru/?page=125 )
Презентация проекта в классах.
Сетевой проект должен привлекать
участников:
разнообразием предлагаемых тем;
добровольным участием
школьного
приложение
определение целей проекта,
этапов, сроков проведения
проекта, заданий для каждого
этапа, подбор Интернетсервисов;
формирование проектных групп;
актуализация правил безопасного
поведения при работе в
Интернете; создание сайта проекта
Знакомство с сайтом проектом
https://sites.google.com/site/proektip
omnitmirspasennyj/
Отвечают на вопросы:
«Почему?»(это важно для меня
лично)
«Зачем?»(мы делаем этот проект)
«Что?»(для этого мы делаем)
«Как?»(как мы это можем делать)
«Что получится?» «Как? (решение
проблемы)
содержательн
о
–
деятельност
Сетевая координация:
Форма обратная связь, электронная
почта, скайп.
Работа со страницей «Страницы
проекта» гипертекстовой текст.
Организационный
момент
3
7ный
Консультации в реальном времени.
8
момент:
видеороликов
путеводителем
организационный
регистрация (приложение 3)
знакомство с мини проектами и
выбор (приложение 4)
«Копилка идей» участие в
социальнозначимых проектах.
Страница «Дети войны»
просмотр ролика – проект в виде
интерактивного плаката
и
страница
совместного
редактирования (приложение 5)
Страница «женщины войны»
подборка
и
совместное
редактирование
документа (приложение 6).
Страница «Нам песня побеждать
помогала» создан ролик караоке
краткой
и
информацией,
организовали
социологический
опрос «Песня Победы», приняли
участие по той же теме во
всероссийском
опросе
(приложение
подбор
и документ
видеороликов
совместного
редактирования
«История песни».
Страница «Память» проекты с
гуглкартой «Города герои» и
«Памятные места» (совместное
редактирование), альбом рисунков
«Ради жизни на земле» и
совместный
документ
редактирования (приложение 8).
Страница «Солдаты войны»
подборка роликов и документ
совместного редактирования –
воспоминания участников войны
(приложение 9).
Страница «Тыл фронту»
подборка роликов и
документ
совместного
редактирования
(приложение 10).
7),
Страница «Найди своего героя»
информация из семьи,
поиск по поисковым сайтам
родственников
непосредственноучаствовавших в боевых
операциях, найдено более
100 человек (приложение
11)
Участники проекта участвовали в
форуме по дискуссионным
вопросам (Приложение 12).
Итоговая страница сетевого
проекта – интерактивный
плакат и высказывания
учащихся по результатам
проекта
(рефлексия)
приложение 13.
Страницы
«источники»
и
«фильмы» проектная
подборка ссылок по теме.
к
Рефлексия обучающихся по плану:
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Возникли ли трудности в ходе
выполнения заданий? Какие?
Как вы с ними справились?
Что было самым интересным на
этапе?
4 Презентац
ия, защита
проекта и
рефлекия
Подготовка
представлению сетевого проекта
Критерии оценивания проекта:
учащихся
1. Соответствие теме.
2. Наличие исследования.
3. Грамотность.
4. Дизайн.
5. Оригинальность.
5 диагностико
–
результатив
ный
Анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления
дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его
пределами.
Каждый участник сетевого проекта работал над своим минипроектом по
плану индивидуально (в группе), результаты размещались на сайте:
Этапы проекта
Периоды проекта
Содержание деятельности
Поисковый
Первый этап.
Аналитический
Первый этап..
Определение тематического поля и темы
проекта.
Поиск и анализ проблемы.
Постановка цели и задачи минипроекта.
Анализ имеющейся информации. Поиск
оптимального способа достижения цели
проекта (анализ альтернативных решений),
построение алгоритма деятельности.
Пошаговое планирование.
9Практический
Первый этап.
.
Выполнение запланированных действий по
реализации минипроекта. Представление
результата в сети Интернет.
Презентационный
Первый этап.
Подготовка и проведение презентации
минипроектов.
проекта.
Рефлексия.
сетевого
Контрольный
Промежуточный
Анализ результатов. Оценка качества
минипроекта. Сайта проекта.
Заключение
Сетевой проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что
то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать
свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности, носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
В ходе работы над телекоммуникационным проектом меняется позиция
школьников они становятся активными участниками образовательного и
воспитательного процесса, которые способны не только учиться сами, но и
обучать своих сверстников.
Сетевой проектный продукт невозможно или очень трудно создать “в
одиночку”. Широкая вовлечённость участников проекта: обучающихся,
родителей, педагогов создает дополнительный фактор достижения целей
проекта. Успешная работа в этом виде деятельности, во многом зависит от
сотрудничества детей между собой, взрослых и детей.
Создавая качественный продукт проектной деятельности и размещая его
в сети Интернет, участники проекта становятся создателями контента, который
в дальнейшем может быть востребован в образовательном и воспитательном
процессе учителями предметниками,
классными руководителями,
общественностью (данный сайтпроект помог найти информацию о дедушке
Валерии Ханенко и установить связь с родственниками, она написала письмо на
email руководителя проекта см приложение 13).
10Участие в телекоммуникационном проекте требует от его участников
хорошего владения Интернеттехнологиями. В сетевом проекте учатся все так
как, каждый его участник, становится на своей личной лестнице достижений
хотя бы на одну ступеньку выше: узнает чтото новое, повышает свой уровень
ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе.
Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного
поведения в Сети, правила хорошего тона и этики, ответственность за поведение
в новой образовательной среде.
Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых
информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо
обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений,
индивидуальности, инициативы и самостоятельности.
Телекоммуникационный проект «И помнит мир спасённый» построен
так, что его можно продолжать, пополнять постоянно с привлечением новых
участников.
Сетевой творческоисследовательский проект " И помнит мир
спасённый" реализованный во внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго
поколения развивает умения и качества человека 21го века. Многие из этих
качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например,
такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные
решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять
собой; эффективно общаться.
Литература:
1. «Стандарт – это норма необходимого разнообразия» / А.Г.Асмолов Интервью с
А.Г.Асмоловым // Современноедошкольное образование. Теория и практика. –
2013. №5. – С.14–18. (http://sdojournal.ru/journalnumbers/standartetonorma
neobhodimogoraznoobraziya.html).
2. Образование в эпоху новых информационных технологий. Воронина Т.П.,
[Электронный ресурс] : Режим доступа
Кашицин В.П., Молчанова О.П.
http://screen.ru/ikt/panasenko02.html
.
3. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. МЕТОД ПРОЕКТОВ технология
компетентностно ориентированного образования. (методическое пособие для
педагогов и руководителей проектов учащихся основной школ. Издательство:
«Учебная литература». 2006.
(chromeextension://ilhapdfjlmhfdgdbefpinebijmhjijpn/http://www.lab
modern.ru/files/met_proekt.pdf).
114. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С.
Полат, М.Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр "Академия", 2007.
д.п.н.,
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm.
ИОСО РАО Метод проектов
ПОЛАТ Е.С.,
проф.
5. Серых Л.А. Особенности организации телекоммуниционных проектов для
школьников http://ito.edu.ru/2006/Samara/VIII/VIII03.html
Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных
2001.
проектах.
М.,
6. Е.Н.
Ястребцева.
образовательных
(http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/329/49329/24358)
7. Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского. Общая редакция: Развитие мышления
учащихся средствами информационных технологий
Программа Intel ® «Обучение для будущего» (Учебнометодическое пособие).
Издательство: М.: «Русская Редакция» Год издания: 2003.
8. Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата
педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. И.Роберт и
др. – М: Дрофа, 2008 г.
Приложения:
Приложение 1
Webстраницы: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА, 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, КОПИЛКА ИДЕЙ, 2
СТРАНИЦЫ ПРОЕКТА: ДЕТИ ВОЙНЫ, ЖЕНЩИНЫ ВОЙНЫ, НАМ ПЕСНЯ ПОБЕЖДАТЬ ПОМОГАЛА,
ПАМЯТЬ, ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ, СОЛДАТЫ ВОЙНЫ, ТЫЛ ФРОНТУ, 3 НАЙДИ СВОЕГО ГЕРОЯ, 4.
ФОРУМ, 5. ХОЧУ СКАЗАТЬ, 6. ИСТОЧНИКИ, 7. ФИЛЬМЫ
Приложение 2
Регистрация: заполнение формы и проверка в таблице
12Приложение 3
Минипроекты темы https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2
stranicyproekta
Приложение 4
Страница «Дети войны» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2
stranicyproekta/detivojny
13Приложение 5
Женщины войны https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2stranicy
proekta/zensinyvojny
Приложение 6
Страница «Нам песня побеждать помогала» создан ролик караоке и краткой
информацией, организовали социологический опрос «Песня Победы», приняли
участие
всероссийском опросе
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2stranicyproekta/nam
pesnapobezdatpomogala
той же
по
во
теме
14Приложение 7
Страничка «Память» https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2
stranicyproekta/pama
Приложение 8
15Страница «Солдаты войны» подборка роликов и документ совместного
редактирования – воспоминания участников войны (приложение 9).
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2stranicyproekta/soldaty
vojny
Приложение 9
Страничка «Тыл фронту»
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2stranicyproekta/tylfrontu
16Приложение 10
Страница «Найди своего героя»
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/1
https://sites.google.com/a/labore.ru/kcp/distancionnyeproektydlaucasihsa
https://infourok.ru/setevoyproektkakobrazovatelnoeprostranstvo
uchebnoissledovatelskoydeyatelnosti1101838.html
Приложение 11. Форум
17Приложение 12
Страница «Хочу сказать»
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/5hocuskazat
18Приложение 13 страница сайта
https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/1
19