Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»
Оценка 5

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Оценка 5
Лекции +2
doc
обществознание
10 кл
08.02.2017
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»
Лекция с элементами беседы по обществознанию решает следующие цели учебного занятия: 1. Показать глобальные проблемы современного общества и возможные пути их разрешения. 2. Дать представление об обратной стороне общественного прогресса. 3. Способствовать формированию научного подхода к обществознанию как к предмету, развитию критического мышления. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
22 угрозы и вызововы XXI века.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ                          по дисциплине:  Обществознание                                                                                     Учебное занятие №22                                                                                      №11с Тема учебной программы:  Общество как сложная динамическая система. Тема учебного занятия: Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Цели учебного занятия: 1. Показать глобальные проблемы современного общества и возможные пути их  разрешения. 2. Дать представление об обратной стороне общественного прогресса. 3. Способствовать формированию научного подхода к обществознанию как к предмету,  развитию критического мышления. 4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в  различных видах учебной деятельности. Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов  деятельности. Формы проведения учебного занятия: Лекция с элементами беседы. Материальное обеспечение учебного занятия: ПК. Презентация. Таблица «Сферы общественной жизни». Дидактический материал. Литература: 1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);­ М., Просвещение,2008г. 2. Малышевский А.Ф. Введение в философию,­ М., 1997г. 3. Человек и общество (доп. материалы) §10,­ М., 1999г. ОК1,ОК3,ОК4,ОК6 ,ОК8 Распределение рабочего времени на учебном занятии: № п/п Ход  занятия и последовательность изложения Время  мин. основных вопросов содержания темы I II III Этап организации занятия. Этап актуализации. Этап изучения и первичного  закрепления нового материала 2 3 34 IV V VI Этап контроля и самоконтроля. Этап информации о домашнем задании. Этап рефлексии. 3 1 2             ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы,  которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью  цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX —XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они  связаны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения  всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам,  а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех народов, общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести  существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие  возможности для этого существуют?  Экологические проблемы. За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках  географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы?  Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно  оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления.  Угроза термоядерной войны. Хотя военное противостояние двух мировых систем, о  котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по  ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны  для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания  ядерного оружия в странах, где у власти находятся агрессивные силы, склонные к  авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт грозит  тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой  является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных  конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие  сохранения жизни на нашей планете.  Международный терроризм. В конце XX — начале XXI в. значительно усилилась  опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями  отдельных групп террористов, а осуществляется систематически крупными организациями  международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла  степень тяжести последствий террористических актов. Если ранее жертвами террора  становились отдельные лица, почему­либо ненавистные террористам, то ныне — тысячи и  десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность  получения террористическими организациями оружия массового поражения — ядерных  боеприпасов, химических отравляющих веществ, биологических средств заражения  смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые  государства и их правительства.  Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения  причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции  государств.  Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира». Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в  развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните  сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран  («золотой миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая  часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, — лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существуют  сотни миллионов людей, — одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX  века.  Социально­демографические проблемы. Они связаны прежде всего с увеличением темпов  роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающихся стран.  Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья,  неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место  демографический кризис в экономически развитых странах из­за падения в них  рождаемости ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности  населения.  Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней.  Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые, грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и  никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призванные  оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необходимо  искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больных СПИДом.  Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней, таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается  установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности  непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых  становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласованные действия  мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям.  Проблема предотвращения опасных последствий научно­технического прогресса,  использования его результатов во вред человечеству. Специалисты говорят о зловещих  возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования  животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно­ технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением  людей. Большую опасность представляют преступления с использованием  информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут  нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной  безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно­технического  прогресса, направлять его на благо общества и человека.  Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте.  Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут  выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня.  Возрастает значение 336 мер по обеспечению безопасности ядерных объектов. Необходим  контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи,  нефтепроводов.  Угрозы культуре, духовному развитию человека. Современная наука отмечает угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает  внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства.  Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение  появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации,  пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства,  удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой  культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов  подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус. ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА  Возможность преодоления глобальных угроз исследуют ученые, которые основное  внимание уделяют поиску альтернативных путей развития цивилизации. Каковы  возможности адекватного ответа на вызовы нового века?  Прежде всего, это развитие тех научных исследований, которые открывают эффективные  способы природоохранной и природо восстановительной деятельности; восстановление на  новой основе глобального топливно энергетического и материально­сырьевого баланса;  конструирование очистных сооружений и оборудования для переработки промышленных и  бытовых отходов; проектирование безотходных и энергосберегающих производств;  возможности использования альтернативных источников энергии; создание искусственных  материалов с заданными свойствами.  Затем, это последовательное продолжение усилий по сокращению вооружений,  недопущению распространения ядерного оружия, полному уничтожению химического и  биологического оружия, созданию надежной системы международной безопасности,  развитию равноправных, взаимовыгодных отношений между странами мира.  Далее, это объединение усилий всех государств для решительной борьбы с международным терроризмом; последовательное устранение причин, порождающих терроризм; ликвидация  каналов финансирования и снабжения оружием террористических организаций. Проблемы  отсталости и бедности в развивающихся странах требуют установления нового мирового  экономического порядка. Нарушенный глобальный демографический баланс может быть восстановлен путем  проведения мер по регулированию рождаемости в экономически слаборазвитых странах.  Решение этой проблемы зависит также от роста общей культуры населения. Для устранения угрозы распространения наркозависимости потребуются, с одной стороны, согласованные действия правоохранительных органов многих государств, а с другой —  профилактические меры, включающие разъяснение личной и социальной опасности  наркомании. Вместе с тем возникают противоречия между «классом интеллектуалов», присваивающим  все большую часть общественного достояния, ориентирующимся на постиндустриальные  ценности, и низшим классом, не обладающим необходимым интеллектуальным и  образовательным потенциалом, получающим все меньшую часть национального богатства,  не имеющим иных целей, кроме повышения своего материального благополучия. Каким  образом в постиндустриальном обществе будут преодолеваться эти противоречия, сегодня  сказать трудно. Ученые, признающие теорию постиндустриального общества, в наши дни утверждают, что  основой для перехода к нему являются не столько новые технологии или знания, сколько  изменение самого человека. Российскому обществу, являющемуся пока индустриальным, предстоит найти  учитывающий национальные особенности собственный вариант постиндустриального  развития.                                       ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ  1. Вам предстоит жить в сложном, быстро изменяющемся обществе . Перед каждым может  возникать множество проблем, связанных с переменами в сферах быта, семьи, труда,  экономических и политических отношений, информаци и и культуры. Способ решения  собственных проблем вам придется искать самостоятельно . Верное решение удастся найти , лишь обладая возможно более полной информацией о вариантах выбора , которые  существуют в конкретных общественных условиях, при этом правильно оценивая свои  способности, общеобразовательный и профессиональный уровень . 2. Разумные и действенные ответы на вызовы XXI века зависят не только от властей и  науки, но и от каждого из вас. Решение многих экологических, социально­ демографических , санитарно­гигиенических проблем, а также проблем профилактики  заболеваний , наркомании , технологической безопасности, приобщения к ценностям  культуры осуществляется не только на государственном уровне, но и в семье,  микрорайоне, на рабочем месте, в деятельности отдельного человека . 3. Поскольку очевидна тенденция возрастания в развитии общества роли информации,  знаний, интеллекта, ваш жизненный успех, ваша карьера в решающей степени будет  зависеть от того, сумеете ли вы использовать ближайшие после окончания школы годы для  того, чтобы стать компетентным специалистом. В обществ е ближайшег о будущег о станет все заметней разница между человеком, обладающим лишь «корочкой» (документом об  образовании), и действительно высококвалифицированным профессионалом, владеющим  современными знаниями, умением творчески решать возникающие производственные,  научные и социальные проблемы. 4. В XXI веке обществу потребуется иной уровень владения знаниями и умениями во всех  сферах человеческой деятельности . Полученные ранее знания не смогут дать готовый  ответ на вопросы, которые поставит жизнь . Но имеющиеся знания нужно уметь  использовать для поиска новых знаний о меняющемся мире . Возникнут новые,  нестандартные ситуации, в которых нельзя будет действовать по прежним образцам.  Потребуется творческое решение возникающих проблем в производстве, науке, социально­ политическом развитии. Требованиям века будет соответствовать только тот, кто,  опираясь на опыт творческой деятельности, сможет грамотно пользоваться информацией,  умело применять полученные знания для решения новых задач, искать ранее неизвестные  способы эффективных действий в различных сферах жизни .                            ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ  1.  Может ли наука предвидеть будущее?  2.  Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.  3. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?  4.  В чем состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в.?     Что означают предлагаемые учеными названия нового эта па развития общества?   5.  Чем отличается постиндустриальное (информационное ) общество от   индустриального ? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и  работать в меняющемся обществе?    Домашнее задание:   конспект   Преподаватель________________Бабынин С.А.

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017