Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)
Оценка 4.9

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
11 кл
31.03.2017
Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)
Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!») Урок - модерация как особый тип урока, объединяет в себе обучение и метапредметные связи. На таком уроке решается целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Это: − повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – интегрирования базовых знаний с метапредметными знаниями (это необычно, значит интересно и актуально) − рассмотрение понятий терминов, которые используются в разных предметных областях и в выполнении определенных видов учебной деятельности; − организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., что составляет основу логического мышления; − показ метапредметных и внутрипредметных связей и их применение при решении логических задач. Содержание методической разработки направлено на освоение конкретных общих компетенций.Методическая разработка урока - модерации
Современные технол Ир.Ив..doc
Урок ­ модерация   как особый тип урока, объединяет   в себе обучение и метапредметные  связи. На  таком уроке решается целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Это: − повышение   мотивации   учебной   деятельности   за   счет   нестандартной формы   урока   –   интегрирования   базовых   знаний   с   метапредметными знаниями (это необычно, значит интересно и актуально) − рассмотрение   понятий   терминов,   которые   используются   в   разных предметных   областях   и   в   выполнении   определенных   видов   учебной деятельности; − организация  целенаправленной  работы  с  мыслительными   операциями: сравнение,   обобщение,   классификация,   анализ,   синтез   и   т.д.,   что составляет основу логического  мышления; − показ метапредметных   и внутрипредметных связей и их применение при решении логических  задач. Содержание   методической   разработки   направлено   на   освоение   конкретных общих  компетенций. Областное государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение    «Белгородский строительный колледж» Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно­ исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)                                                                                                                                                                                                                                                                                               Разработал:                                                                                                    преподаватель                                                                                               высшей категории                                                                                                                                                                       Панченкова И.И.                                                                                                                                             Белгород 2 Цель: исследовать совместно с  учащимися материал о роли хлеба в жизни человека. Задачи: Образовательные: ознакомить учащихся с историей появления хлеба, его питательными  свойствами, технологией производства и хранения; Воспитательные: воспитание нравственного отношения к хлебу; уважительного  отношения к профессии хлебороба. Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения анализировать, делать  выводы. Оборудование урока: интерактивная доска, картины художников: М. Клодт «На пашне»,  А.Венецианов «На пашне. Весна»,  И.Шишкин «Рожь», Т.Мясоедов «Дорога во ржи»,  «Страдная», Т.Яблонская «Хлеб», А.Венецианов «Гумно», «Жницы». Выставка  хлебобулочных изделий, пословицы и поговорки о хлебе, рисунки с изображением этапов  уборки зерна и получения хлеба, электрическая домашняя хлебопечка. Звучит песня «Русское поле» Слайд 1 Ведущий1.Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Ведущий2.Вот он, хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый,  Словно солнцем налитой. Ведущий1.В нем — здоровье наше, сила, В нем — чудесное тепло. В нем — земли родимой соки Солнца свет веселый в нем! Учитель: Есть в мире ценности, значение которых непреходящие. Это жизнь человека, материнская  любовь, родная земля. В этот ряд можно поставить и хлеб. Хлеб на столе — частичка  солнца, знак устойчивости мира, достатка и благополучия. Сегодня мы познакомимся с историей появления и видами хлеба, узнаем ,почему хлеб  всегда был мерилом всех ценностей! Слайд2 А для того, что бы вы лучше поняли тему, что бы у вас было прекрасное настроение,  я предлагаю вам мысленно перенестись на хлебное поле. Посмотрите на это прекрасное  поле (в это время на экране появляется картина с изображением пшеничного поля,  звучит аудио запись с пением птиц, шумом травы, журчанием ручейка), закройте  глаза. Представьте себе лето, вы находитесь на поляне, поют птицы, стрекочут кузнечики,  вас ласкает теплый, летний ветерок, неподалёку журчит ручей, слегка колышется  3 пшеничное поле. Вам легко, хорошо, у вас прекрасное настроение. А теперь откройте глаза, пожмите соседу руку и улыбнитесь друг другу. Ведущий2. Хлеб Прожить не трудно без котлет, Кисель не часто нужен, Но плохо, если хлеба нет В обед, на завтрак, в ужин. Он – царь еды, хоть скромен вид. От древности доныне Средь блюд различных хлеб стоит В почете посредине. Ему десятки тысяч лет. Веками бились люди, Пока не стал таким наш хлеб, Каким лежит на блюде. Его найдешь ты на столе У римлян и у грека, В войну, в годину лютых бед, Спасал хлеб человека. И ныне кормит хлеб людей ­ Врачей, солдат, рабочих. И этот дар земли своей Должны беречь мы очень!  Ольга Стратонович Слайд 3 Ведущий 1 Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет? Века… В музее Цюриха есть удивительный  экспонат — окаменелый кирпичик. Считается, что это самый древний образчик хлеба —  он был выпечен 6 тысяч лет назад. В музее Нью­Йорка хранится каравайчик, возраст  которого 3400 лет. Самый древний памятник пекарю стоит в Риме.  Ведущий 2 Слайд (из презент. с раб. стола) Хлеб — один из старейших продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб  представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды.  Первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как  беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными. Одним из направлений нашего проекта было: задание группе  Вы должны были собрать  пословицы о хлебе. Слайд 4 (Учащиеся рассказывают пословицы) Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе. Пот на спине — так и хлеб на столе. Рано вставать — много хлеба добывать, а долго спать — долг наспать. Плох обед – коли  хлеба нет. 4 Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без хлеба куска везде тоска. Не трудиться — хлеба не добиться. Ведущий 2 Хлеб не только волновал людей как необходимый продукт питания, но и вдохновлял  на создание живописных картин. Я вам предлагаю посетить виртуальную галерею, где  размещены полотна художников с изображением хлеба. (Показ слайдов). 1.Картина А. Клодта «На пашне»  (Учащиеся читают стихи под показ картин в виртуальной галерее) Пшеница  Положит в землю Человек зерно,  Прольётся дождь — зерно орошено.  Крутая Борозда и мягкий Снег  Зерно укроют на зиму от всех.  Весною Солнце выплывет в зенит,  И новый колосок позолотит. 2.А.Венецианов«На пашне. Весна»  Колосьев много в урожайный год,  И человек их с поля уберёт.  И золотые руки Пекарей  Румяный хлеб замесят поскорей.  А женщина на краешке доски  Готовый хлеб разрежет на куски.  Всем, кто лелеял хлебный колосок,  На совести достанется кусок.  Я. Аким 3.Картина И.Шишкин «Рожь» Гнули колос  злые ветры, и дожди на колос  шли,  Но сломить его за лето так они и не смогли.  Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился,  с водой!  До того он загордился, вырос кверху бородой.   С. Погореловский В каждом зёрнышке пшеницы  Летом и зимой,  Сила солнышка хранится  И земли родной.  И расти под небом светлым,  Строен и высок,  Словно Родина, бессмертный,  Хлебный колосок.   В. Орлов 4.Картина Т. Мясоедова «Дорога во ржи» Руки человека  Склонила тяжелую голову рожь. “Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, 5 Что была моим домом, И сильным рукам, Моим старым знакомым. 5. Картина Т. Мясоедова «Страдная пора. Косцы»  Я помню, как руки трудились упорно, Чтоб в землю посеять янтарные зерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, За добрый ваш труд! 6.Картина Т.Яблонской «Хлеб» Я долгую зиму в земле пролежала, Ютилась под снегом, От стужи дрожала, Но солнце меня отогрело давно, И я принесла золотое зерно. 7.А.Венецианова «Гумно»  Кто хочет, отведайте хлеба ржаного! А если меня вы посеете снова, Я снова под снегом дорогу найду И колосом стану, И к людям приду”.  Янина Дягутите  Самый вкусный, несравненный,  Всем знакомый с детских лет ­  Это наш обыкновенный  И любимый русский хлеб:  Каравай пахучий, знатный,  Кренделя и калачи,  Бублик с маком ароматный,  А на Пасху куличи.  Можно с мёдом есть и с маслом,  С сыром, рыбой, ветчиной  И с икрой, кружком колбасным  Белый хлеб или ржаной.  Пироги же ­ хлеб особый,  Их на праздник подают,  А готовят всё со сдобой  И с начинкою пекут.  Пышки, пончики, ватрушки  Спрыгнуть с противня хотят ­  Это хлебные игрушки,  В праздник радость для ребят.  Или пряники, печенье ­  То, что мама испечёт,  Для детишек объеденье,  Разевай пошире рот! И. Коньков 6 Ведущий 2 Одним из направлений нашего проекта является тема:  »Из глубины веков далеких…» У наших предков ­ восточных славян, одним из главных  дел было земледелие. Предоставляем слово группе Слайд  5. Учащийся1.Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса,  весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого рыхлили мотыгой, а потом  засевали. Чтобы закрыть семена землей ,поле обрабатывали бороной – суковаткой . Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овес, рожь, реже ­ бобы, горох. Хлеб славяне  называли житом (от слова «жить» ),потому что прожить без него не могли: это был главный продукт питания. Их меню состояло из ржаного(реже пшеничного )хлеба, каши, овсяного  киселя ,овощей: репы, редьки. В праздники любили  лакомиться блинами и пирогами.  Чтобы задобрить и умилостивить богов, чтобы не расстаться с коровкой – кормилицей,  пекли «Короваи». Учащийся 2. У древних славян было принято, чтобы хлеб постоянно лежал на столе, в красном углу,  символизируя богатство дома и готовность принять гостей. Кроме того, хлеб считался  знаком божественного покровительства и своеобразным оберегом  от враждебных сил.  Считается, что хлеб, ­ это дар Божий, а стол, ­это Божья ладонь. Как и наши предки, мы кладем хлеб перед иконами, тем самым свидетельствуя  преемственность вековых традиций! Учащийся 3. В древние времена хлеб очень часто использовали в качестве оберега. В колыбель к  новорожденному клали хлеб, его брали с собой ,когда отправлялись в дальнюю дорогу,  чтобы он охранял в пути! Чтобы защитить посевы во время грозы, хлеб оставляли на улице  вместе с другими предметами, которые использовались для его приготовления. Широко применялся хлеб и в качестве обрядового дара. Отправляясь свататься ,его брали  с собой, с хлебом­солью встречают гостей и молодоженов после венчания. Хлеб был у  невесты вместе с приданым, им угощали друг друга в различных обрядовых ситуациях и на  праздниках. Ведущий 1 Слайд Следующее направление нашего проекта – исследование на тему:  »Хлебопечение в монастырях и церквах». Слово предоставляем представителям группы Учащийся 1.  «Хлеб наш насущный…» — эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей  всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и  осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет  огромное значение в христианстве. Не случайно монастыри, как оплот веры, стали и  хранителями традиций хлебопечения, как для таких ритуальных действий как причащение, благословение, так и для обеспечения монахов продуктами питания. Особое  распространение получило хлебопекарское ремесло в монастырях в Средние века.  Практически при каждом монастыре были собственные мельницы и пекарни, а  изготовление хлеба считалось очень ответственным и почетным делом. Процесс выпечки  православные монахи обязательно сопровождали молитвой, испрашивая Божьего  благословения. 7 До XII века на Руси преимущественно изготовляли белый хлеб, а кислый хлеб из ржаной  муки или как его еще называли — «черный», начали выпекать позже. Монастырские  пекарни способны были выпекать хлеб в довольно больших объемах. Например, Троице­ Сергиевский монастырь ежедневно обеспечивал хлебом около 900 человек. Своим вкусным хлебом славилась Киево­Печерская Лавра. Рецепт, которым пользовались тамошние  монахи сохранен до наших дней. Считалось, что монахи владеют особыми секретами  приготовления хлеба, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас возрождение  многих монастырей сопровождается и восстановлением давних традиций хлебопечения.  При некоторых монастырях энтузиасты отстраивают заброшенные пекарни и выпекают  хлеб для нужд монастыря и для прихожан. Слайд 6 Учащийся 2. Приходя в церковь ,мы можем увидеть просфоры –особую церковную выпечку? В чем ее смысл и значение? Просфора или просвира (с др.­греч. «приношение») — богослужебный литургический  хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во  время Проскомидии живых и мёртвых. Просфора своим происхождением уходит в  глубокую древность. Прообразом ее служили хлебы предложения. Хлеба предложения состояли из двух частей,  что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и  человеческое. Просфора — это и есть дрожжевой хлеб. Просфора делается круглой в знак  вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для  вечной жизни Слайд 7 Учащийся 3. Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви Кулич является одним из главных яств пасхального стола. Происхождение Кулича Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»­ дитя, «Кола»­ солнце.  Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом,  сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция  укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай —  проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич. История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому  в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации  в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать  дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной  земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву,  чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай. Слайд 8 Учащийся 4. На весеннее равноденствие ­ 22 марта ­ приходится древний славянский праздник  Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень  печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою  историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен? История праздника Жаворонки 8 На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых  стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно  сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать  полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с  началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете  жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз. Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые  свершения? В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник  Жаворонки назывался еще и «Сороками».  Слайд 9 Учащийся 5.Обычаи праздника Жаворонки Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно  прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки,  пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в  будущем году. На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на  урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее  кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай. Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в  праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие  гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками  ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи. Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все  сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К  выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со  свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а  не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и  бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями  жаворонков и призывами весны: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! *** Ой, вы, жавороночки, жавороночки! Летите в поле, несите здоровье: Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье Ведущий 2 слайд 10 Дошел до наших дней и рецепт Бородинского хлеба. Романтичную  историю ,связанную с  его появлением, расскажет нам группа № Учащийся 1. 9 Популярный среди россиян бородинский хлеб имеет печальную и в то же время  романтичную историю возникновения. По мнению многих историков в основе истории  лежит возвышенная любовь Маргариты и Александра Тучковых. Слайд11 Учащийся 2. В знатной семье княжеского рода Нарышкиных родилась дочь Маргарита в 1781 году,  которая считалась завидной невестой в богатых кругах. Когда девочка подросла, решением семьи было выдать дочку за генерал­майора Павла Ласунского. Любви между ними  не было, в итоге семья распалась. Маргарита была приглашена в гости известных знакомых, где ей представили полковника Александра Тучкова. Девушка влюбилась с первого  взгляда. Однако, обвенчаться им удалось только пять лет спустя. Они поклялись в вечной  любви и преданности друг другу. В течение пяти лет после свадьбы Маргарита следовала за мужем во всех военных походах, пока в 1811 году не родила сына. Рождение ребенка заставило остаться княжну дома.  По преданию она увидела сон, в котором услышала слова «Твоя участь будет решена  в Бородино!». Однако Маргарита о таком месте и не слышала. В сентябре 1812 года в селе Бородино состоялась решающая битва с армией Наполеона,  которая напала на Россию. Слайд 12 Учащийся3.  Именно в этой суровой битве и был убит ее супруг, чье тело несчастная Маргарита искала  на поле битвы. Поиски оказались тщетными, и у разбитой горем жены возникла мысль  воздвигнуть церковь на месте гибели любимого супруга.  Вскоре церковь была построена, строительство было завершено и Спас Нерукотворный  осветили в 1820 году. Маргарита переселилась в храм после гибели сына, став  настоятельницей Спасо ­ Бородинского монастыря. При монастыре была своя пекарня,  в которой был разработан рецепт хлеба из ржаной муки с тмином. Слайд 13  Учащийся 4. Этот хлеб долго не черствел, имел насыщенный вкус, глянцевую поверхность и посыпался  традиционно тмином. По одной из версий первым названием бородинского хлеба было «хлеб поминальный»,  а в конце девятнадцатого века черный хлеб стал называться бородинским.  Звучит песня «Хлеб всему голова!» Слайд14 Учащийся5. Я помню хлеб. Он черен был и липок –  Ржаной муки был грубоват помол.  Но расплывались лица от улыбок,  Когда буханку ставили на стол. Военный хлеб. Он к щам годился постным,  Раскрошенный, он был неплох с кваском.  Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.  Его мы отдирали языком.  Он кислым был, ведь был он с отрубями!  Не поручусь, что был без лебеды.  И все ж с ладони жадными губами  10 Я крошки подбирал после еды.  Я неизменно с острым интересом  И с сердцем замирающим следил  За грозным, хладнокровным хлеборезом,  Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!  Я восторгался им, прямым и честным,  Он резал грубо, властно, без затей,  Горелой коркой, как в угле древесном,  Испачкавшись почти что до локтей. На нем рубаха взмокла холстяная,  Он был велик в восторге трудовом.  Он резал хлеб, усталости не зная,  Лица не вытирая рукавом!  стихотворение Евгения Винокурова Ведущий 1 Со своим отчетом «Фронтовой хлеб» по учебно ­ исследовательскому проекту выступает  группа  Слайд15 Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. Учащийся 1. К хлебу во все времена было особое отношение, а во время войны – тем более. Хлеб ценился не на вес золота, а дороже него. Хлеб – это жизнь. Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе? Немалая   заслуга   в   этом   людей,   которые   обеспечивали   наших   солдат,   воинов, жителей   оккупированных  и   блокадных  территорий  продовольствием,  в  первую   очередь хлебом и сухарями. Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и  пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей  выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось  немного, и мощности, как правило, были свободными. Учащийся 2. Однако случались и исключения. Так,   в   1941   г.   для   обеспечения   воинских   подразделений,   сосредоточенных   на Ржевском   направлении,   местных   ресурсов   не   хватало,   а   подвоз   хлеба   из   тыла   был затруднен.   Для   решения   проблемы   интендантские   службы   предложили   воспользоваться старинным опытом создания напольных жаровых печей из доступных материалов – глины и 11 кирпича. Для устройства  печи  необходимы  были  глинистый  грунт с примесью  песка  и площадка с откосом либо приямок глубиной 70 мм. Такая печь строилась обычно за 8 ч, затем 8–10 ч сушилась, после чего готова была выпечь до 240 кг хлеба за 5 оборотов. Учащийся3. Заменив ушедших на фронт мужчин, у горячих печей трудились женщины и  девушки. У печей стояли по 12­14 часов. Многие пекари были переведены на казарменное  положение и с заводов не выходили. Работали, спали где­нибудь в красном уголке или в  каморке начальника цеха. Походная хлебопекарная печь – выдающаяся конструкторская находка. Фронтовые  пекари говорили, что для них эта хлебопекарная печь была тем же, чем для танкистов танк  Т­34. В военное время конструкторы разработали даже на базе двух пульмановских  вагонов вагон­пекарню Вот  один из  рецептов, который вошел в сборник «Рецепты военного хлеба». Учащийся 4. Хлеб «Ржевский»           Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску,   посыпанную  отрубями,   охлаждали.   Добавляли   отруби,   соль,   быстро  замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку. В начале ХVIII века русскому солдату полагалось  1320 гр.  хлеба. Позже, норма хлеба снизилась ­ в начале ХХ века солдаты получали уже 1230 гр. хлеба, а в военное время его норма  удваивалась.  До начала  войны  1941  года  военнослужащие   РККА   получали  1000 грамм хлеба в день (т.е. на уровне заключенного того времени), позже, во время войны его норма снизилась ­ 800 грамм летом и 900 гр. зимой. 1   сентября   1941   года   постановлением   советского   правительства   были   определены следующие категории и нормы для гражданского населения: Рабочие и ИТР 1 категории ­ 800 гр., 2 категории ­ 600 гр. служащие 1 кат. ­ 500 гр., 2 кат. ­ 400 гр., иждивенцы ­ 400 гр. В заключение хотелось бы напомнить всем завет: «При сытости помни голод» ­ это завет­ предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Учащийся 5. «…В первые месяцы войны создавались земляные хлебопекарные печи (в основном они  устанавливались в грунте). Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые;  обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них  выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича…». «…Хлеб фронтовой Москвы выпекался на хлебозаводах. Работники хлебозавода не знали  отдыха: выпекали хлеб, разбирали на топливо деревянные дома, добывали ведерками на  жгучем морозе из проруби воду для замесов, дежурили под огнем на наблюдательной  вышке, выгружали муку. Проблемы возникали при выгрузке муки. Трехпудовый мешок  мужчины тащили вчетвером, а женщины впятером. Муку просеивали через сито. После  просеивания зачастую оставались пули, осколки…». Ведущий 2 На нашей встрече есть гость, ­ветеран войны, участник Сталинградской и Курской битв,  Сливченко А.В. ,расскажите, что для Вас значил хлеб на войне? 12 Ведущий 1 Особая тема в нашем проекте ­ «Блокадный хлеб». Песня « Баллада о Хлебе» в исполнении Э.Пьехи Ведущий 2 Выступает группа   Слайд16­17 Блокадный хлеб. Учащийся 1. Входя на территорию страны противника, армия всех без исключения государств мира, в  первую очередь старается уничтожить запаса продовольствия противника, чтобы  разрушить нормальное снабжение враждующей армии провиантом. Подобная ситуация сложилась  во время Второй мировой  войны в нашей  стране, когда гитлеровские   войска   взяли   в   плотное   кольцо   город   Ленинград,   перекрыв   тем   самым поступление в населенный пункт провианта с «большой земли». Учащийся 2. В   некоторые   блокадные   месяцы,   в   Ленинграде   от   голода   в   день   умирало   до   7   тысяч человек. Доставку в город хлеб пытались наладить по воздуху, а также по льду и воде Ладожского   озера.   Но   его   поступления   в   город   были   настолько   малы,   что   не   могли обеспечить   защитников   Северной   столицы   и   местных   жителей,   многие   из   которых трудились на ленинградских предприятиях оборонного значения, должным количеством хлеба. Учащийся 3. В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Осень   41­го   и   зима   42­го   ­   самое   тяжёлое   время.   В   ноябре   1942   года   от   голода,   от элементарной дистрофии уже погибали тысячи и тысячи людей Учащийся 4. 19­го ноября Военный совет Ленинградского фронта принял постановление "О снижении норм хлеба". Вот его начало: «Во   избежание   перебоев   в   обеспечении   хлебом   войск   фронта   и   населения Ленинграда установить с 20­го ноября 1941 года следующие нормы отпуска хлеба: рабочим и ИТР ­ 250 г; служащим, иждевенцам и детям ­ 125г;  частям первой линии и боевым кораблям ­ 500 г;  лётно­техническому составу ВВС ­ 500г; всем остальным воинским частям 300 г» Больше месяца прожили ленинградцы на таком пайке. Учащийся5. В начале  блокады  хлеб  в городе пекли из смеси овсяной, ржаной,  соевой,  ячменной и солодовой муки. Но уже через месяц в тесто стали добавлять муку из затхлого зерна, отруби и льняной жмых. Позже в тесто стали класть хлопковый жмых, а также сосновую кору   и   березовые   почки.   Когда   удавалось   достать,   так   называемую,   коревую   муку,   то добавляли в тесто и ее. Касаемо коревой муки, то эта субстанция представляла собой измельченную намоченную и затем высохшую хлебную муку, которую доставили в мешках со дна Ладожского озера Учащийся6. 13 Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд.  Кусочек   хлеба   на   протяжении   многих   блокадных   дней   оставался   для   человека единственным источником жизни и единственной надеждой. ЗВУК МЕТРОНОМА (выносят блокадный хлеб)  Ведущий 2 Минута молчания в память о тех, кого нет с нами! Зажигается свеча у блокадного кусочка! Учащийся 6. 27 января 2014 года 125 белгородцев – жителей и защитников блокадного Ленинграда  с жителями России и всего мира отметили 70­летие его полного освобождения от  фашистской блокады. По приглашению Правительства Санкт­Петербурга в юбилейных торжествах приняла  участие делегация Белгородской области в составе ветеранов Великой Отечественной  войны, участников обороны Ленинграда Федотова Андрея Тимофеевича и Сливченко  Александра Васильевича, а также начальника отдела по работе с ветеранами труда,  общественными организациями и социальной адаптации граждан, уволенных с военной  службы управления социальной защиты населения области Перцева П.И. 26 января 2014 года в БКЗ «Октябрьский» состоялся праздничный концерт для жителей  блокадного Ленинграда, ветеранов Великой Отечественной войны, людей старшего  поколения. Гостям праздника была предложена музыкально­литературная программа, в  которой приняли участие прославленные творческие коллективы – Ансамбль песни и  пляски Западного военного округа, Хор мальчиков Академической Капеллы имени  М.И.Глинки, Детский хор Петербургского телевидения и радио, а также популярные  артисты Лев Лещенко, Сергей Захаров, Татьяна Буланова, Елена Ваенга и другие. Из  Москвы в Петербург на один вечер приехали композитор Александра Пахмутова и поэт  Николай Добронравов. 27 января 2014 года состоялось торжественное вручение памятных знаков Санкт­ Петербурга «В честь 70­летия полного освобождения Ленинграда от фашистской  блокады», в Таврическом дворце для ветеранов и блокадников состоялся прием  Губернатора Санкт­Петербурга.Гостей приветствовали председатель Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации. В.Матвиенко и Губернатор Санкт­ Петербурга Г.Полтавченко. Вечером гости северной столицы побывали на торжественном  концерте «Песни военных лет» в Мариинском театре. Ведущий 2 Закончилась война…Мир пришел на разрушенную землю, которую надо было отстраивать и возрождать! По всей стране стали создаваться Школы фабрично­заводского обучения,  чтобы подготовить рабочие кадры для мирной жизни. Наше  сегодняшнее отделение  изначально основано было в 1947 году. Оно называлось Школа ФЗО №17 Курской области, Знамя, врученное при его открытии, сохранено до сих пор! Ведущий 1 Мы с благодарностью вспоминаем трудовой подвиг предшествующих поколений сегодня! Слайд 18 Ведущий 2 14 ее ае ае ее ие  Первый секретарь Белгородского обкома КПСС (1983   губернатор Белгородской области с 1993 года.. 6 января 1954 года образовалась Белгородская область, а город Белгород стал областным  центром! Песня в исп. ансамбля учащихся и педагогов «Белый город» Ведущий 1 Немало на Белгородчине имен знатных земледельцев и организаторов  сельскохозяйственного труда. Вот, некоторые из них: Ведущий 2  Евг ний Степ нович С вченко В 1976 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева.  Работал на сельскохозяйственных предприятиях Белгородской области. Работал главным  агрономом ракитянского колхоза, затем начальником Ракитянского районного управления  сельского хозяйства, затем директором элитно­семеноводческого совхоза. Длительность  пребывания главой субъекта РФ: более 20 лет на начало 2014 года Ведущий 1 ёе Алекс й Фил ппович Пономар в —1991)  Окончил Харьковский институт механизации и электрификации сельского  хозяйства в 1954 году. Доктор сельскохозяйственных наук. С 1994 года —  ректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. Герой  Социалистического Труда  Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. В 1998 году присвоено звание «Почетный гражданин Белгородского района»,а  впоследствии и Белгородской области  Ведущий 2 ГОРИН ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ Дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1985), почетный гражданин Белгородской  области. В 1959 году был избран председателем колхоза имени Фрунзе, объединившего несколько  мелких, почти по всем показателям отстающих сельхозартелей. Всего за несколько лет  колхоз имени Фрунзе стал передовым Окончил Корочанский совхоз­техникум, получил диплом агронома­полевода. Дважды Герой Социалистического Труда (1971,1985) Орден «За заслуги перед Отечеством» II,III,IY степени Национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России» Почетный доктор экономических наук Всероссийского научно­исследовательского  института экономики сельского хозяйства Почетный профессор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии Почётный гражданин Белгородской области Почетный гражданин Белгородского района Медаль «За заслуги перед землей Белгородской» I степени (2003) В ноябре 2001 года ученым советом Московской сельскохозяйственной академии имени  Тимирязева В. Я. Горину присвоено звание «Почетный профессор академии». Ведущий 1 Наша область обладает двумя главными богатствами ­ хлеб и руда! Нелегко пришлось тогдашним руководителям,­ они были «Строителями» новой жизни на  нашей земле. Один из них – наш гость БУЛЫГИН Виктор Васильевич. Слайд19. Ведущий 2 Почетный гражданин Белгородской области Булыгин Виктор Васильевич 15 Виктор Васильевич Булыгин родился 21 июня 1932 года в селе Тулянка Валуйского  района. Окончил Курский сельскохозяйственный институт. Работал вторым секретарем  Валуйского РК ВЛКСМ. С 1964 по 1972 год Виктор Васильевич возглавлял колхоз «Красный Путиловец»  Валуйского района. С 1973 по 1982 год являлся первым секретарем Валуйского ГК КПСС. За время работы Виктора Васильевича Булыгина в Валуйках район добился значительных  успехов в развитии сельскохозяйственного комплекса, социально­бытовой сферы, он  уделял большое внимание развитию культуры, здравоохранения, народного образования. Ведущий 1 В.В. Булыгину были присвоены звания «Отличник народного образования СССР»,  «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник здравоохранения РСФСР». Он  награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя  орденами «Знак Почета». С 1991 по 1993 год В.В. Булыгин – народный депутат РФ, член Верховного Совета РФ. С  1997 года Виктор Васильевич работает в ООО «Белрегионгаз» в должности советника  директора по связям с общественностью. Ведущий 2 Распоряжением губернатора Белгородской области от 2.05.2007 г. № 362­р советнику  генерального директора по связям с общественностью общества с ограниченной  ответственностью «Белрегионгаз» В.В. Булыгину присвоено звание «Почетный гражданин  Белгородской области» за высокие трудовые достижения, большой личный вклад в  социально­экономическое развитие Белгородской области. Ведущий 1 Виктор Васильевич, скажите, с  какими трудностями Вам пришлось столкнуться в   сельскохозяйственном строительстве ? Ведущий 2 Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца — самый важный,  потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь. Хлеб проделывает трудный путь, прежде чем,  оказаться у нас на столе. Люди  120  профессий вкладывают свой труд в одну буханку хлеба! Песня «Выходил на поля молодой агроном!» Ведущий 1 Слайд 20 Еще одним гостем нашей встречи является Асыка Николай Романович  Ученый­агроном, почетный житель Белгородской области. Автор идеи поверхностной  обработки почвы под зерновые культуры, которая позволила вдвое увеличить урожай.  Возглавлял отдел земледелия в научно­исследовательском и проектно­технологическом  институте животноводства (ныне Белгородская сельскохозяйственная академия).  Награжден орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени. Ведущий 2 Николай Романович Асыка родился в селе Большая Халань Корочанского района  Белгородской области 10 июня 1929 года.  В пятом­шестом классе учитель ботаники, вероятно, уже тогда заметивший  агрономический дар у Николая, назначил его звеньевым ученического звена. Крестьянские  навыки Николай Романович получил с детства: пахал, сеял, косил, за скотиной ухаживал не хуже взрослых. Небольшого роста паренек при норме для мужчины в 150 трудодней  вырабатывал 230. Ведущий 1 16 В 1952 году Николай Романович получил диплом Харьковского сельскохозяйственного  института и вернулся в родной колхоз В 1965 ­ успешно защитил кандидатскую  диссертацию. После окончания аспирантуры был назначен заместителем директора по  научной работе Белгородской областной опытной станции. Здесь учёный­агроном в 1965  году заложил опытное поле, ставшее детищем всей его жизни. Ведущий 2 В Белгородской  сельскохозяйственной академии возглавлял отдел земледелия, где  работал до 2001 г. За многолетний и плодотворный труд в системе сельскохозяйственного производства  Белгородской области Н.Р. Асыка в 1996 году удостоен звания «Почетный гражданин  Белгородской области». Награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного  Знамени, медалями. Ведущий 1 Николай Романович, что Вам помогло в жизни добиться таких высот? Ведущий 2 Слово предоставляется группе № по теме: »Мы живы, пока храним память  о  предках!»  В 70 годы 20 века государство все больше и больше уделяет внимания политехническому  образованию молодежи. А это значило, что  закончив школу , ученик имел уже профессию.  Он мог пойти учиться дальше, выбирая себе трудовой  путь, а мог и работать  по уже полученной специальности. Большую помощь в уборке урожая в колхозах и совхозах оказывали ученики школ во время 5 трудовой четверти и ученические производственные бригады, которые имели и свои  опытные поля. Руководили ими мастера производственного обучения. Одним из них был  Нихотин Иван Алексеевич, отец нашего классного руководителя, Панченковой Ирины  Ивановны. Вот, что она рассказала  о своих родных: Ее родина­село Двулучное, Валуйского района. Родители ­ сельские учителя, а корни у них ­ крестьянские. Прадед матери, Татаринов Иван Дмитриевич был крестьянином­бедняком, участвовал в  строительстве колхоза «Победа»,а мать, Шелайкина Евгения Ивановна, всю жизнь была  колхозницей колхоза «Рассвет».Вот такие книжки колхозника имел каждый работник  хозяйства. Прабабушка отца, Севастьянова Акулина Ивановна создавала колхоз «Боевик», мать и  отец  Ивана Алексеевича, Нихотины Алексей Родионович и Анна Ивановна трудились в  объединенном колхозе «Рассвет». Иван Алексеевич  окончил сельскохозяйственный техникум и посвятил свою жизнь  воспитанию трудовой смены на селе! Многие его выпускники стали механизаторами, доярами, водителями. С годами появились рабочие династии Логачевых,  Калачевых,Прудниковых,Татариновых… Под руководством Ивана Алексеевича в Двулученской школе была создана ученическая  производственная бригада, которая стала золотым призером на Выставке достижений  народного хозяйства в Москве. Самой большой наградой за выданную путевку в жизнь, является память об этом человеке! Седов А.: мы нашли сведения о замечательном человеке, участнике Великой  Отечественной войны, освобождавшим Белгородчину, после войны трудившимся в  сельской хозяйстве. Это отец нашего преподавателя Бредихиной Антонины Ивановны ­   Бабаков  Иван Григорьевич 17 Бабаков  Иван Григорьевич 1914 года  рождения . Родился в 1914 году в  c Городцы  Трубчевского района Брянской области. Работал в колхозе «Ленинец» в 1941 в возрасте 27 лет ушел на войну, возвратился с войны только в сентябре 1945г. Прошел все войну  связистом на передовой. Воевал и за освобождения г. Белгорода, Сталинграда войну  закончил в Праге, имеет военные награды, сразу после войны вернувшись, домой возглавил  полеводческую бригаду. Они не только выращивали рожь, пшеницу, картошку, гречиху,  овес, коноплю. Они занимались не только  выращиванием, но селекционированием  сортов  этих культур. За зимоустойчивый сорт картошки, был удостоен  премии ВДНХ СССР  в  виде мотоцикла. А также они выращивали коноплю, из которой получали пеньку, а из  пеньки делали трикотаж, канаты, веревки и.т.д. За нее он тоже получил премию ВДНХ.  Проработал полеводом более 40 лет. За свою работу он имел награды, поощрения в виде  путевок в санаторий дома отдыха. За свой труд  присвоили звание «Заслуженный  колхозник». В краеведческом музее города Трубчевска Брянской  области ему посвящен  уголок  где хранятся его  военные и  трудовые награды. Умер в 1989.г в возрасте 75 лет. Ведущий 1 Люди труда всегда в почете: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за  труд!» над этой темой работала  группа № Издали заметны золотые звезды, Как салют победам мирных наших дней. Зажигайте звезды добрыми делами Чтобы было людям, на земле светлей! Бабушка   нашего   мастера,   Сергея   Николаевича,   Осьмак   Татьяна   Яковлевна, родилась   18   августа   1927   года   в   селе   Осьмаки   Алексеевского   района   Воронежской области. . После окончания семилетки осталась в своём колхозе «Верный путь», где с 1943 года начала трудовой путь. Вначале   работала   по   нарядам,   после   этого   свинаркой,   телятницей,   а   во   время полевых   работ,   дополнительно   к   основной   работе,   на   протяжении   более   чем   6   лет занималась ещё и выращиванием сельскохозяйственных культур. С осени 1956 года Таня Яковлевна перешла на ферму и начала работать дояркой. Она регулярно получала высокие надои, входила в число передовиков, а со временем стала и   единоличным   лидером   производства.   В   общем,   показатели   впечатляли.   Цифры   уже выходили за рамки социалистического соревнования в масштабах района! Здесь ей не было равных!   Следует   отметить,   что   Таня   Яковлевна.   являлась   представительницей   того могучего и славного поколения советских людей, кто возрождал страну из пепла, заново отстраивал её в тяжелые послевоенные годы. Рядом с ней работали великие труженики, не жалевшие   ни   сил,   ни   здоровья   для   процветания   общего   дела.   Она   соревновалась   с достойными соперницами, мастерами своего дела. . Высоты брались одна за другой. Покорилась и областная. 27 января 1965 года Постановлением   обкома   бюро   КПСС   и   исполкома   областного   Совета   депутатов трудящихся «За лучшие показатели в областном соревновании в 1964 году Осьмак Т.Я. присвоено   звание   лучшая   доярка   Белгородской   области».   А   30   января   1965   года   она награждена значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР». 1966 год ­ особый в жизни Таны Яковлевны. Это год её триумфа. Великая победа её родного колхоза, района, области. 22 марта Указом Президиума Верховного Совета СССР Татьяне Яковлевне было присвоено  высокое   звание  Героя  Социалистического   Труда.  Она  награждается  Золотой 18 медалью «Серп и молот» и Орденом Ленина. 25  апреля  1967  года   имя  Осьмак  Т.Я.  заносится  в  Книгу  Почёта  Белгородской области.   После   получения   высоких   званий   и   наград   Татьяна   Яковлевна   не   сбавляла набранных трудовых темпов и продолжала добросовестно трудиться и достигать высоких результатов. Об этом свидетельствуют следующие данные: 1969 год. За лучшие показатели в областном соревновании ей присваивается звание «Мастер сельскохозяйственного производства Белгородской области». 1970   год.   Она   успешно   проходит   проверку   аттестационной   комиссии   и подтверждает   своё   мастерство   и   высокую   квалификацию,   результатом   чего  становится присвоение звания «Мастер животноводства первого класса». 1971  год.  30  марта   от  имени  Президиума  Верховного  Совета   СССР  награждена медалью «За доблестный труд». 1971 год. За лучшие показатели в областном соревновании вновь получает звание «Мастер сельскохозяйственного производства Белгородской области». В   том   же   году   она   получила   еще   один   знак   «Отличник   социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». И еще одна значимая награда засияла на её груди – орден «Знак почета». Помимо тяжелых трудовых будней Татьяна Яковлевна выполняла и общественную работу. Такова уж участь ударника коммунистического труда. В 1969 году она избирается делегатом и представляет Белгородскую область на III Всесоюзном съезде колхозников, а с 23 июля 1970 года является членом Всероссийского Совета колхозов. Кроме этого она являлась депутатом сельского, районного и областного Советов депутатов трудящихся.  В 1972 году Татьяна Яковлевна становится заведующей фермой колхоза «Дружба».  И напоследок хотелось бы вспомнить о главном ее увлечении – чтении. Она была просто влюблена в литературу. Читала по ночам, ­ другого времени просто не было.  На пенсию бабушка Татьяна Яковлевна вышла в 1982 году, а ушла из жизни в 1991 году. На похоронах были все те же простые люди. Ведущий 2 На нашем проекте присутствуют военнослужащие 45 полка спецназа ВДВ.  Давайте спросим у них: »Что значит хлеб в вашей солдатской  жизни?»(выступление офицера и солдата) Слайд 21 Перед этой пашнею Шапку скинь, сынок: Видишь, пробивается Хлебный стебелек. Сколько в этом зернышке вложено труда, Знает только солнышко, ветер да вода. Перед ним на цыпочках тракторист шагал. В сеялки и бороны трактор запрягал, Перед ним, малюсеньким. Крошечным зерном, долго думу трудную Думал агроном. Наклоняя голову, Слушал не дыша, Теплится ли в зёрнышке Хлебная душа. А потом с тревогою Весь народ весной 19 Замирал над сводками Трудной посевной… Зернышко проклюнулось, Зёрнышко растёт! Значит булки белые Будет есть народ. (Г. Граубин) Песня Ю.Гуляев «Русское поле» Ведущий 1 Я хочу вам пожелать: Чтоб хлеб всегда был на вашем столе, И счастье в каждом доме на Земле, Пусть на Земле не будет никакой беды, Пусть зреет колос и цветут сады! 20

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)

Методическая разработка урока истории на тему: «Культура и быт наших предков» ( Учебно- исследовательский проект «Слава хлебу на столе! Слава миру на Земле!»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017