Методическая разработка урока с интерактивной доской.docx
Муниципальное образовательное учреждение
«Ветлужская средняя общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка
«Урок истории с использованием интерактивной
доски, документкамеры и системы интерактивного
опроса на тему
«Борьба Руси с западными завоевателями».
Автор:
учитель истории Н.С.Левашова 2
г.Ветлуга, 2014 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по истории России на тему «Борьба
Руси с западными завоевателями» включает в себя:
пояснительную записку с кратким описанием методов работы с
интерактивной доской, которые применялись на данном уроке,
технологическую карту урока,
планконспект урока с использованием интерактивной доски
SMART ПО Notebook 11, документкамеры и системы
интерактивного опроса Smart Response,
SMARTпрезентацию, выполненную в ПО Notebook 11 (на CD
диске).
Планконспект урока содержит подробное описание деятельности
учителя и обучающихся на уроке, названы методы работы с интерактивной
доской на каждом слайде SMARTпрезентации.
Методы работы с интерактивной доской
Методы
Описание
«Прямое
вписывание»
«Ссылка».
Вписывание текста (дат, слов и
т.д.).
Переход на нужную страницу
после нажатия на объект для
ссылки.
Для возврата на
предыдущую страницу (в случае
необходимости) используется
значок «Back».
«Конструирование». Восстановление схемы путём
перемещения отдельных частей.
Средства
(инструменты,
свойства объектов)
Инструмент
«Перо».
Свойство объекта
«Ссылка».
Инструменты:
«Drag & drop»
и
(Тащить
отпустить),
«Захват
экрана».
«Поставь на место»
(или «Приведи в
соответствие»)
Размещение
объектов на
предусмотренные для них
места.
«Drag & drop»
(Тащить
и
отпустить), «Шторка»
(затенение экрана).
«Рояль в кустах».
«Слои».
3
Смещение затенения экрана в
указанном направлении, чтобы
открыть нужную информацию в
определенное время.
Перемещение объектов,
содержащих дополнительную
информацию в зону видимости.
Информация открывается после
«наложения» дополнительного
слоя (выявление цветом).
«Выделение части
экрана».
«Выделение
значками» (утилита
множественного
клонирования).
Увеличение части экрана с
целью привлечения внимания к
отдельному элементу
изображения.
Позволяет определенными
значками выделять объекты на
слайде.
Инструмент
«Показать/скрыть
затенение экрана».
Инструменты:
средства из
коллекции LAT 2.0
«Pull tabs».
Свойство объекта
«Порядок»
(порядок
расположения
объектов).
Инструмент
«Волшебное перо»
его свойство
«Лупа».
Свойство объекта
«Утилита
множественного
клонирования»
В SMARTпрезентации были использованы следующие инструменты
коллекции интерактивных объектов Lesson Activity Toolkit, созданной с
использованием Flashтехнологий:
«Pages» (Страницы).
«Graphics» (Графики): значки для осуществления переходов по ссылкам.
«Tools» (Инструменты): интерактивные средства:
o Information button,
o Question Tool.
«Activities» (Занятия):
o «Timeline reveal» («Линия времени»),
o «Word biz» («Ярмарка слов»),
o «Category sort text» («Сортировка текста по категориям»).
Использование интерактивной доски на уроке дополнено применением
таких технических средств, как документкамера и система интерактивного
опроса.
Домашнее задание носит дифференцированный характер: часть заданий
отмечены значком это задания, которые обучающиеся выполняют по
желанию или по рекомендации учителя в индивидуальном порядке. Одним из 4
таких заданий является составление кроссворда на тему «Александр
Невский». Один из вариантов выполнения этого задания – создание
кроссворда на сайте «Learning Apps» в форме мультимедийного
интерактивного упражнения. Предмет
Межпредметные
связи
Уровень
исторического
образования
Тема
1. Технологическая карта урока
История России
Всеобщая история (История Средних веков), историческое краеведение, обществознание.
Первый концентр
Борьба Руси с западными завоевателями
Место в учебной теме
Урок № 15 (Урок № 5 в Разделе ӀӀ «Политическая раздробленность на Руси»).
Актуальность
темы
Александр Невский – один из самых ярких исторических деятелей в нашей истории. Об этом
говорит и тот факт, что Александр Ярославич по данным интернетголосования в 2008 году был
признан победителем в проекте «Имя Россия». В 2013 году исполнилось 750 лет со дня смерти
князя Александра, который умер в г. Городце Нижегородского края, а в 1547 году был
канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных. 772 года назад произошла
историческая битва на Чудском озере – один из Дней воинской славы России (наряду с Невской
битвой), когда русское войско одержало победу над крестоносцами и закрыло путь
католичеству на православную русскую землю. Имя Александра Невского всегда связывали с
защитой Родины – его имя носят ордена, учрежденные в правление Петра Ӏ, в годы Великой
Отечественной войны, и сегодня орден Александра Невского вручается за особые заслуги перед
Родиной. Есть и в нашем городе место, связанное с именем этого великого человека – часовня
Александра Невского.
Класс
Характеристика
класса
Планконспект урока предполагает осуществление дифференцированного подхода в обучении:
часть заданий предполагают работу с классом с высоким уровнем подготовки, которые учитель
6 Тип урока
Цели урока
УМК
6
может по своему усмотрению сократить до минимума. Домашнее задание также носит
дифференцированный характер: здания, отмеченные значком , обучающиеся выполняют по
своему желанию или в индивидуальном порядке по рекомендации учителя.
Комбинированный урок
образовательная: сформировать представление об особенностях взаимоотношений Руси
с её западными соседями (католичество и православие), познакомить с деятельностью
Александра Невского, показать историческое значение победы русского войска в Невской
битве и Ледовом побоище под предводительством Александра Ярославича,
развивающая: формирование способностей анализировать и делать выводы на основе
изученного материала,
воспитательная: воспитание патриотизма и формирование интереса к истории своей
страны, Нижегородского края, города Ветлуги.
учебная программа: «Программы общеобразовательных учреждений. История. 611 классы.
Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина., М.: Просвещение, 2009».
учебная литература: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI
века.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.:
Просвещение, 2008.
справочные издания:
o Барабанов В.В История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб.справ.
пособие., Астрель, 2009.
o Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах, Эксмо. 2012.
дополнительные источники информации (мультимедийные энциклопедии):
o «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008
o «Кругосвет», 2009 г. 7
. ru.
:// www
:// www
:// www
Интернетресурс:
. ru.
. hrono
http
. hronos
http
. km
. istorya.ru.
http
https://learningapps.org/login.php - создание мультимедийных интерактивных упражнений
Список источников, использованных в SMART-презентации (см. Приложение 1).
Методы обучения
Формы организации
деятельности
учащихся на уроке
Дидактические
средства обучения
(наглядные пособия
к уроку)
Репродуктивные:
информационно
рецептивные,
репродуктивные.
Фронтальное
обучение
Групповая
форма
обучения
Продуктивные:
проблемное изложение,
эвристические,
исследовательские.
Индивидуальное обучение
Индивидуализированное
SMARTпрезентация «Борьба Руси с западными завоевателями»:
o анимационная карта «Ледовое побоище»,
o тест «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием системы
интерактивного опроса,
учебная карта «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХӀӀӀ веке»,
иллюстрации, фотографии к сообщению обучающегося на тему «Часовня Александра
Невского в г. Ветлуге» для демонстрации с использованием документкамеры. 8
2. Планконспект урока
План урока
1 Организационный момент
2 Мотивация
3 Актуализация и систематизация знаний
4 Изучение нового материала
5
6 Подведение итогов занятия
7
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
Время
0,5 мин
0,5 мин
7 мин
28 мин
8 мин
0,5 мин
0,5 мин
SMART презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель отмечает отсутствующих на уроке,
проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создание рабочей обстановки на уроке.
2. Мотивация.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Слушают учителя.
Вступительное слово
учителя:
формулирует цели
и задачи урока.
3. Актуализация и систематизация знаний.
Деятельность учителя
Деятельность Проверка
домашнего задания
в форме
комбинированного
опроса:
индивидуальный
опрос в письменной
форме по теме
«Нашествие с
Востока»,
организация
взаимопроверки
письменного задания,
подведение итогов
индивидуального
опроса.
обучающихся
Повторение
изученного
материала:
выполняют задание
в тетрадях для
самостоятельных
работ,
9
Слайд 1
LAT 2.0:
Pages «Sentence arrange»
(задание).
Задание: «Дайте ответы
на вопросы» (вопросы в
тетрадь не переписывать).
обмениваются
тетрадями для
осуществления
взаимопроверки,
выставляют оценки
в соответствии с
критериями,
озвученными
учителем.
Метод «Шторка»
(«Шторка» закрывает
правильные ответы).
Учитель может открыть
сразу все ответы
(«Шторка» слева направо)
или по одному («Шторка»
сверху вниз). фронтальный опрос
отвечают на
вопросы учителя:
выходят к доске и
вписывают свои
ответы в текст, по
возможности,
комментируя их.
в устной форме по
теме «Нашествие с
Востока»:
учитель приглашает
к доске
обучающихся (по 2
человека), которые
заполняют
пропуски в
предложениях,
используя
инструмент «Перо»,
организация
проверки задания с
анализом ошибок,
подведение итогов
фронтального
опроса.
10
Слайд 2
Метод «Прямое
вписывание»
(обучающиеся вписывают
правильные ответы в
предложения, используя
инструмент «Перо»)
Метод «Слои»
(средство для проверки
«Лупа»).
проверка осуществляется
посредством «Лупы»:
после её наведения на
пропуски в предложении
можно увидеть
правильные ответы.
Метод «Выделение
значками»
(«смайликами» отмечаем
правильные ответы).
Свойство объекта
«Утилита
множественного 11
клонирования». фронтальный опрос
отвечают на
Слайд 3
12
в форме викторины
(переход к изучению
нового материала).
вопросы
викторины: по
желанию или по
предложению
учителя выходят к
доске и отвечают на
вопросы.
Метод «Использование
интерактивных средств»
(коллекция LAT 2.0)
ИС «Word biz»
(из предложенных букв
ученик составляет ответ
на вопрос).
Вопросы:
Какой город стал
целью монголов после
битвы на реке Сити?
(Великий Новгород).
Как звали
новгородского князя в
период монгольского
нашествия?
(Александр).
Какой город задержал
монголов во время их
похода на Великий
Новгород? (Торжок) 4. Изучение нового материала.
План:
1. Отношения Руси с западными соседями.
2. Невская битва.
3. Ледовое побоище.
13
Слайд 4
Тема и план урока.
LAT 2.0: значок TealTick
(star) – объект для ссылки
(переход к каждому
пункту плана).
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1. Отношения Руси с западными соседями.
Записывают
тему урока в
рабочие тетради.
Слушают
учителя, делают
записи в
тетради.
Отвечают на
Рассказ о походах
шведов и немцев на
Русь.
Работа с картой
«Отражение
немецкой и
шведской агрессии
Ярославом
Всеволодовичем и
Слайд 5
Метод «Шторка»
(учитель открывает
информацию по ходу
своего рассказа).
Метод «Ссылка» (значки
«TealExclamation (star)»
на карте – объект для
ссылки на слайд с Александром
Ярославичем».
Повторение
изученного
материала
(взаимосвязь
предметов
«История России» и
«Всеобщая
история»).
Учитель обращает
внимание
обучающихся на
настенную карту
«Борьба русского
народа против
иноземных
захватчиков в ХӀӀӀ
веке».
14
изображением городов
Рига и Ревель, рыцарей
крестоносцев).
Слайд 23
(дополнительная
информация)
Значок «Back»: объект
для ссылки возврат на
слайд 4.
Слайд 6
LAT 2.0:
ИС «Vortex text sort»
Задание: разделить слова
на 2 группы «Монгольское
нашествие» и «Крестовые
походы».
вопросы:
«Кто такие
«крестоносцы»?
Почему их так
называли?»
«Какие цели
преследовал папа
римский, объявляя
крестовые
походы?»
«Как вы думаете,
кто представлял
наибольшую угрозу
русскому
государству –
монгольские
завоеватели или
крестоносцы?
Почему?»
Выполняют
задание под
руководством
учителя. 15
2. Невская битва.
Слайд 7
Картасхема «Невская
битва».
Иллюстрации «Александр
Невский»,
«Невская битва».
Метод «Рояль в кустах»
ИС «Information button»
(задание для работы с
текстом учебника).
Метод «Шторка»
LAT 2.0:
ИС «Question Tool»
(задания для работы с
текстом в учебнике).
Организация работы
Выполняют
обучающихся с
текстом учебника.
Корректирует и
оценивает работу
обучающихся у
доски.
Работа с
документом в
учебнике (задание
для класса с
высоким уровнем
подготовки).
Учитель открывает
вопросы по ходу
обсуждения.
задание:
«Прочитайте в
учебнике текст
«Невская битва» и
подготовьте
краткий пересказ с
использованием
карты у доски».
Отвечают у
доски с
использованием
картысхемы.
Выполняют
задание:
«Прочитайте текст
документа в
учебнике на
страницах 113114
из «Повести о
житии Александра
Невского» и 16
ответьте на
вопросы».
3. Ледовое побоище. Во время
просмотра
анимационной
карты «Битва на
Чудском озере»
готовятся
отвечать на
вопросы.
Выполняют задание
у доски (2 команды
по 2 человека).
Показывают места
сражений на
настенной карте.
Показ
анимационной
карты «Ледовое
побоище».
Работа с
иллюстрацией
«Ледовое побоище»
в ходе беседы с
обучающимися по
предложенным
вопросам.
Работа с картами
«Невская битва» и
«Ледовое
побоище».
Работа с настенной
картой «Борьба
русского народа
против иноземных
захватчиков в ХӀӀӀ
веке».
17
Слайд 8
Метод «Рояль в кустах»
ИС «Information button»
(вопросы для
обсуждения).
Вопросы:
1. Почему битву на
Чудском озере летописцы
называют «побоищем»?
2. В чём вы видите
причины победы русского
войска над
крестоносцами?
Слайды 910
Метод
«Конструирование»
Задание:
«Соберите карты из
предложенных
элементов».
Метод «Ссылка»
(проверка: объект для
ссылки значок «Check
answer»). Формирование у
обучающихся
навыков работы с
таблицей.
18
Слайд 11
Метод «Поставь на
место» (или «Приведи в
соответствие»).
Задание:
«Заполните таблицу».
Слайд 12
Проверка
LAT 2.0:
ИС «Category sort text»
Проверка
Правильные ответы
(образец)
2 ученика
выполняют
задание у доски:
1 ученик
заполняет
столбец
«Невская
битва», 2 ученик
– столбец
«Ледовое
побоище».
Обучающиеся
под
руководством
учителя (после
проверки)
переносят
таблицу в
рабочие
тетради. 19
5. Закрепление изученного материала
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся Координация
выступления
обучающегося с
сообщением на
тему «Ордена
имени Александра
Невского».
Слушают
сообщение и
отвечают на
вопрос:
«В рамках
телепроекта «Имя
Россия» Александр
Невский был
признан самым
выдающимся
деятелем в истории
нашей страны.
Согласны ли вы с
такой точкой
зрения?».
20
Слайд 13
Метод «Выделение
отдельных частей
экрана»
(увеличение элементов
иллюстрации с помощью
инструмента «Лупа» через
использование
инструмента «Волшебное
перо»).
Метод «Рояль в кустах»
LAT 2.0:
ИС «Information button»
(дополнительная
информация об орденах). Организация
Задание:
интерактивного
опроса с
использованием
системы Smart
Response.
«Выберите
вариант ответа:
«Да» или
«Нет».
21
Слайды 1420
Вопросы Smart Response:
1. Целью крестоносцев
было завоевание новых
земель и обращение в
католичество населения
Руси?
2. А.Невский принял
помощь в борьбе с
монголами от папы
римского в обмен на
принятие
католичества?
3. Битва на Чудском
озере вошла в историю
как «Ледовое
побоище»?
4. Дружинник Гаврило
Олексич отличился в
бою со шведами в
Невской битве?
5. Александр Ярославич
получил прозвище
«Невский» после
победы над немецкими
рыцарями? Координация
выступления
обучающегося с
сообщением на тему
«Часовня
Александра
Невского в
г.Ветлуге».
Отвечают на
вопрос:
«Как связано имя
Александра
Невского с нашим
городом?»
Слушают
сообщение.
22
Иллюстрации,
фотографии,
подготовленные
обучающимся на тему
«Часовня Александра
Невского в г. Ветлуге».
Демонстрация с
использованием
документкамеры.
Завершение
изучения нового
материала через
восстановление
хронологической
последовательности
событий.
Выполняют
задание у доски
(после нажатия
на цифру,
обозначающую
дату, появляется
правильный
ответ).
Слайд 21
Метод «Использование
интерактивных средств»
(коллекция LAT 2.0)
ИС «Timeline reveal»
Задание:
«Назовите события,
связанные с этими
датами».
Часовня Александра Невского в г.Ветлуге. 6. Подведение итогов занятия
Деятельность учителя
Оценивает работу
класса.
Заключительное
слово учителя.
7. Домашнее задание
Деятельность учителя
Выдает домашнее
задание.
Краткий
инструктаж.
Деятельность
обучающихся
Слушают
учителя.
Готовят
дневники для
выставления
оценок.
Деятельность
обучающихся
Записывают домашнее
задание.
Домашнее задание
дифференцированное
(отмечены задания
повышенной сложности,
которые обучающиеся
выполняют по желанию
или по рекомендации
учителя в индивидуальном
порядке).
23
После урока учитель
выставляет оценки в
электронный дневник.
Слайд 2223
Домашнее задание.
§ 13 (пересказ),
вопросы и задания на
странице 113 (№ ,4,5) ,
составить кроссворд
«Александр Невский»:
o 1 вариант: в
тетради;
o 2 вариант: в ПО
Power Point;
o 3 вариант: в ПО
Learning Apps. 24 Приложение 1.
Список использованных источников и интерактивных средств в SMART
презентации «Борьба Руси с западными завоевателями»
1. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Knight_livonia.pn
g/150pxKnight_livonia.png, рыцарь Ливонского ордена.
2. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Alexander_nevskiy_ice_
battle3.jpg, Ледовое побоище, миниатюра Лицевого свода.
3. http://xreferat.ru/image/35/1307771075_2.gif, Ледовое побоище, карта.
4. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/LivoniaKnight.jpg,
ливонские рыцари.
5. http://www.cirota.ru/forum/images/47/47538.jpeg, Александр Невский.
П.Корин.
6. http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4435383, Ледовое побоище.
7. http://ciwar.ru/wpcontent/uploads/2012/05/krepost_revel.jpg, Ревель.
8. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/AlexNevskyOrder.gif,
Орден Александра Невского.
9. http://s017.radikal.ru/i435/1110/18/3341d9206353.jpg, Невская битва,
А.Кившенко
10.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/d9/Rus1240
nevski.png/721pxRus1240nevski.png, Отражение немецкой и шведской
агрессии Александром Невским.
11.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/de/Alexander_nevskiy_ice_
battle1.jpg, русское войско выходит на Чудское озеро, летописная
миниатюра.
12.http://www.sunapse.ru/rushistory/Books/box_files/Map/06_map_max.gif,
Невская битва, карта.
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Методическая разработка урока истории с использованием интерактивной доски Смарт "Борьба Руси с западными завоевателями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.