Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"
Оценка 4.6

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
25.06.2019
Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"
Цель и задачи урока:1) продолжить формирование у учащихся представление об особенностях образования и развития крупнейших государств Западной Европы в 13-14 веках; 2) развивать умение формулировать тему и задачи урока, работать с терминами, схемами, таблицами; сравнивать однотипные исторические явления, процессы, делать выводы и обосновывать их фактами из учебника, документов; раскрывать общее и особенное в историческом процессе, умение работать с различными историческими источниками; 3) содействовать воспитанию толерантности, уважения идей парламентаризма, демократии. Основные понятия и термины: централизация, органы сословного представительства, парламент, Генеральные штаты, палата лордов, палата общин, Великая хартия вольностей. Основные даты: 1180-1223 гг. — годы правления короля Франции Филиппа II Августа 1226—1270 — годы правления короля Франции Людовика IX 1285—1314 гг. — годы правления короля Франции Филиппа IV Красивого 1154—1189 гг. — годы правления короля Англии Генриха II Платагенета 1189—1199 гг. — годы правления короля Англии Ричарда I Львиное Сердце, 1199-1216 гг. - годы правления короля Англии Иоанна Безземельного, 1215 г. — год дарования Великой хартии вольностей. Оборудование: учебник, карта, атласы, мультимедийная презентация, схема, раздаточные карточки, термины для разминки. Тип урока: комбинированный (по основной дидактической цели), урок формирования новых знаний с элементами групповой работы.
Урок 19.docx
Тема: «    Европейские государства в 12­14 веках» Урок 19 Цель и задачи урока:1) продолжить формирование у  учащихся представление об особенностях образования  и развития крупнейших государств Западной Европы в  13­14 веках; 2) развивать умение формулировать тему и задачи  урока, работать с терминами, схемами, таблицами;  сравнивать однотипные исторические явления,  процессы, делать выводы и обосновывать их фактами из учебника, документов; раскрывать общее и особенное в  историческом процессе, умение работать с различными  историческими источниками; 3) содействовать  воспитанию  толерантности, уважения идей парламентаризма, демократии. Основные понятия и термины: централизация, органы сословного представительства, парламент, Генеральные  штаты, палата лордов, палата общин, Великая хартия  вольностей. Основные даты:  1180­1223 гг. — годы правления короля Франции Фи­ липпа II Августа  1226—1270 — годы правления короля Франции  Людовика IX 1285—1314 гг. — годы правления короля  Франции Филиппа IV Красивого  1154—1189 гг. — годы правления короля Англии  Генриха II Платагенета 1189—1199 гг. — годы правления короля Англии  Ричарда I Львиное Сердце,  1199­1216 гг. ­ годы правления короля Англии Иоанна  Безземельного,  1215 г. — год дарования Великой хартии вольностей. Оборудование: учебник, карта, атласы,  мультимедийная презентация, схема, раздаточные  карточки, термины для разминки. Тип  урока: комбинированный (по основной  дидактической цели), урок формирования новых знаний с элементами групповой работы. Ход урока:  1. Оргмомент. 2. Повторение изученного материала:  Терминологическая разминка в парах (на  каждую парту раздаётся набор терминов и их  объяснений, необходимо сложить правильно, проверяем всем классом: майордом, Каролинги, империя,  император, феодальная раздробленность, норманны,  феод, сеньор, вассал, феодальная лестница,  средневековая знать, сословия, оброк, барщина,  десятина, община, рыцари, Клюнийское движение,  пойти в Каноссу, инвеститура, крестовые походы)  Беседа с целью актуализации знаний учащихся: Когда и где произошёл раздел империи Карла  Великого? (843г., г. Верден) Какие европейские регионы выделились в  результате Верденского раздела? (Франция,  Германия, Италия). Кто был основным противником Римских пап в 11­ 12 вв? (Императоры священной Римской империи) Вывод: т.о., на месте бывшей империи Карла  Великого начинают складываются новые государства. Начался этот процесс в 10­11 веках и шёл достаточно медленно. 3. Мотивация и формулирование учащимися темы урока:  Какая новая династия возникла во Франции? (на  смену Каролингам  пришли Капетинги).  В чём особенность французского королевства?  (шла борьба между герцогами и королями).  В чём особенность Германии? (сильная  герцогская власть, избрание германских герцогов императорами, подражая Карлу Великому)  Чем закончилась борьба между папами и  императорами? (потерей императорами своего  могущества, усилением папской власти –  Крестовые походы).  Ребята, о чём мы должны поговорить сегодня на  уроке? ( о государствах и их правителях) Т.о., формулируем тему урока: «Европейские  государства в 12­14 вв», записываем в тетрадь.  4.  Мы должны узнать (план на экране) План:  1) Священная Римская империя. 2) Французское королевство. 3) Английское королевство. 4) Возникновение парламентов. Задача на урок: Выяснить, какие пути развития  выбирали европейские государства и  как изменилась  система управления в них, что появилось нового? (на экране). 5.  Работа по группам 6б класс, работа по рядам 6а. Вопросы: 1ряд (1 группа) работает с атласом,  читает п.1  «Священная Римская империя: слабый государь, но  сильные князья», отвечает на вопросы устно. 1) Усиливалась или ослабевала королевская власть? 2) Как называлась королевская династия? 3) Из каких частей состояла империя? 4) Что нужно было делать для того, чтобы получить  титул императора? 2 ряд (2 группа) работает с атласом, читает п.2  «Французское королевство: собирание земель»,  отвечает на вопросы устно.  1) Как называлась королевская династия? 2)  Усиливалась или ослабевала королевская власть? 3)  Что делали короли для «собирания земель»? 4) В кого превратились французские короли из слабых  князей к началу 14 века? 3 ряд (3 группа) работает с атласом, читает п.3  «Английское королевство: на островах и на  континенте», устно  отвечает на вопросы.  1) Как называлась королевская династия? 2) Почему английским королям не пришлось  «собирать» своё королевство? 3) Могли ли бароны соперничать со своим королём и  почему? 4) Какой документ вынужден был принять король  Иоанн Безземельный? 6. По результатам работы групп, ребята начинают  зачерчивать в тетради таблицу, которую заполняем  совместно. На экране тоже таблица. Священная  Римская империя  Франция Англия Император  постепенно теряет  контроль над  государством  Власть короля  постепенно  усиливается Сословное  представительство  возникает для  усиления  королевской власти Король вынужден частью  своих полномочий  делиться с баронами.  1215г.  – Великая хартия   вольностей (соглашение  между королём и  баронами) Сословное представи­ тельство — результат  компромисса между  королем и аристократией. 7. Физминутка на компьютере. 8. Ребята, что такое парламент, как вы понимаете этот термин? Что он обозначает в наше время? Работа с понятием – на экране и в тетрадях. Парламент – законодательное представительное учреждение. Рассказ учителя о возникновении представительных собраний в 13­15 вв. во многих европейских странах. В XIII—XVвв. во многих европейских странах стали  собирать представительные собрания, составленные из  различных групп населения — сословий: рыцарей,  духовенства, горожан и даже крестьянства. На  авторитет этого часто опирался король. Поддержка  этого представительства давала ему право говорить от  имени страны. Так, Филипп IV во время своей борьбы с  папой пытался заручиться поддержкой такого собрания, которое во Франции называлось Генеральными  штатами. Авторитет этого учреждения также  использовался при введении новых налогов. Однако,  сословные представительства не были послушной  игрушкой в руках монарха. Они высказывали  собственные пожелания и даже требования. И часто обуславливали свою поддержку новых налогов  определенными уступками со стороны верховной  власти. Со временем они начали настаивать на введении новых законов, на согласовании с ними назначений на  высшие посты в государстве, и ограниченные в  финансовых средствах монархи зачастую были  вынуждены с ними считаться. В Англии орган сослов­ ного представительства назывался парламентом. С  XIV в. парламент состоял из двух палат: палаты общин  и палаты лордов. Французские Генеральные штаты  состояли из трех палат: в первой заседали пред­ ставители первого сословия (духовенства), во второй — второго (дворянства), в третьей — третьего (горожан и  иногда крестьян). Сословное представительство в  германских землях именовалось ландтагом, на  Пиренейском полуострове — кортесом, а в Чехии,  Польше и Венгрии — сеймом. Запись в тетради: Сословное представительство в  разных странах Европы: в Англии — парламент  (палата общин и палата лордов), во Франции —  Генеральные штаты, в Германии —ландтаг, на  Пиренейском полуострове — кортес, в Чехии,  Польше и Венгрии — сейм. Работа с классом ­ О чем свидетельствует появление общенационального  представительства? (Оно свидетельствует о появлении  наций.)  Для чего возник парламент во Франции? (для  усиления королевской власти)  Для чего возник парламент в Англии? (результат  компромисса между королём и аристократией –  баронами) Записываем в таблицу ответы на вопросы о парламенте. 9. Итоги урока. Ребята, я попрошу вас сейчас  устно ответить на вопросы:  Что я знал до урока по данной теме?  Что я узнал на уроке?  Что было интересно?  Что не понравилось? В XII—XIV вв. европейские государства выбирали  различные пути развития. Во Франции шел процесс  складывания национального государства с сильной  центральной властью. В Англии в результате борьбы  знати с королями возникала особая ситуация, когда  монарх и бароны пришли к соглашению, позволявшему  улаживать многие конфликты мирными средствами. В  Германии же нарастала феодальная раздробленность:  императорская власть слабела, в то время как власть  князей усиливалась. Так или иначе, но во всех странах  шло складывание наций, которое выражалось, в том  числе, и в появлении сословных представительств –  парламентов. 10. Домашнее задание: §20 прочитать всем. На  выбор: подготовить сообщение о представителях  королевских династий изученных нами стран;  составить кроссворд на тему «Парламент». 11. Если остаётся время, работа с документом  «Великая хартия вольностей» в учебнике. Приложение 1. Текст. П.1 Основу Священной Римской империи, располагавшейся  в центре Европы, составляли немецкие земли. Помимо  собственно германских земель, Священная Римская империя  включала в себя также Чешское королевство, Северную  Италию, территорию современной Швейцарии, Нидерландов,  Бельгии. Во главе империи стояли императоры, считавшие  себя приемниками Юлия Цезаря, Константина Великого и  Карла Великого. Однако, с середины XIII в. их власть была  незначительна. И, наоборот, огромные, почти неограниченные  полномочия над подвластными территориями оказались у  князей, вассалов императора. Князья, епископы и города  подчинялись императоры лишь тогда, когда это не  противоречило их собственным интересам. Над Северной  Италией император не имел никакого влияния. Императоры были полноправными правителями лишь на территории своих  княжеств. Так, императоры из династии Габсбургой полностью  располагали лишь собственным владением, которое в XIV в.  ограничивалось Австрийским эрцгерцогством. Императора  избирали семь основных князей империи (курфюстров). Для  получения титула императора необходимо было также  короноваться в Риме в соборе святого Петра, подобно Карлу  Великому и Отгону I. Запись в тетради: Священная Римская империя занимала  территорию Германии, Чешского королевства, Серверной  Италии, современной Швейцарии, Нидерландов, Бельгии. С  середины XIII в. власть императора была ограничена, так как  князья уже мало зависели от верховной власти. П2. Французское королевство Начиная с XII в. во Франции неуклонно шел процесс централи­ зации. Короли из династии Капетингов постоянно увеличивали  свой домен, наследственное владение. Французские монархи  стремились подорвать власть герцогов и графов,  противодействовавших усилению королевской власти.  Духовенство и города поддерживали короля, так как видели в  нем защиту от произвола местных феодалов. Многое сделал  для возвеличивания королевской власти Филипп II Август  (1180­1223). При нем к королевскому домену была  присоединена Нормандия, долгое время бывшая под  контролем английской короны. Наиболее известный  французский средневековый король — Людовик IX (1226— 1270). За исключительные нравственные качества его уже при  жизни считали святым. Он дважды принимал участие в  крестовых походах и умер в военном лагере в ходе второго из  них. В начале XIV в. французские короли были одними из  наиболее могущественных государей Европы. Филипп IV  Красивый даже сумел успешно противостоять римскому папе.  Он не считал нужным даже советоваться с ним при назначении  епископов и архиепископов в собственном королевстве. Папа  Бонифаций VIII пытался отлучить короля от церкви. Но отряд, посланный Филиппом IV в Рим, пленил папу, и вскоре  Бонифаций VIII скончался. Следующий пап был уже послушен воле французского монарха. Запись в тетради: В XII—XIV вв. во Франции шел процесс  государственной централизации. Основные даты: 1180­1223 гг.  ­ годы правления короля Франции Филиппа II Августа, 1226­ 1270­ годы правления короля Франции Людовика IX, 1285— 1314 гг. — годы правления короля Франции Филиппа IV  Красивого. б) Работа с классом ­ Почему пошла по иному пути развития, чем Священная  Римская империя? (Во­первых, Священная Римская империя  была более разнородная по своему этническому составу, чем  Франция. Во­вторых, в Священной Римской империи в XIII— XVвв. не было в полном смысле слова правящей династии,  которая, как во Франции могла последовательно укреплять  свои позиции.)  П3. Английское королевство  Уже в XI в., во времена Вильгельма Завоевателя, английский  король полностью контролировал все земли королевства. Ни  один барон не мог сравниться богатством и могуществом с  монархом. При этом, английские короли владели также  французскими землями: Вильгельму Завоевателю и его  потомкам принадлежала Нормандия. Правнук Вильгельма  Завоевателя, основатель династии Плантагенетов Генрих  11(1154—1189) еще до того, как стал английским королем,  был крупнейшим феодалом во Франции, чьи земли значительно превышали домен самого французского короля. В его  владениях были Аквитань, Гасконь, Анжу и многие богатые  герцогства и графства. Он был фактическим господином всего  юга Франции, а когда стал английским королем, по сути дела,  присоединил эти земли к английской короне. Генрих II очень  многое сделал для укрепления своей власти: он реформировал  королевский суд, местное управление, создал наемное войско,  которое он мог собирать независимо от воли баронов. Его сын  Ричард 1 Львиное Сердце (1189­1199) прославился своим  участием в крестовых походах. В то время, как английский  король сражался в Палестине, французский король Филипп II  Август завоевал многие земли во Франции, принадлежавшие Плантагенетам. Сам Ричард погиб под стенами одного из  аквитанских замков. Королем стал его младший брат Иоанн  Безземельный (1199­1216). Этого короля во всем преследовали неудачи. Ему не удалось противостоять папской власти, и в  итоге он признал себя вассалом папы Иннокентия III. Филипп  II Август успешно вел против него войну во Франции, и ему  пришлось отдать французскому королю Нормандию. Помимо  этого, в результате восстания баронов он вынужден был  подписать Великую хартию вольностей, которая значительно  ограничивала его власть.  Запись в тетради: Основные даты: 1154—1189 гг. — годы  правления короля Англии Генриха II Платагенета, 1189—1199  гг. — годы правления короля Англии Ричарда I Львиное  Сердце, 1199­1216 гг. — годы правления короля Англии  Иоанна Безземельного, 1215 г. — год дарования Великой  хартии вольностей. б) Работа с классом — Английский путь развития был ближе к французскому или  немецкому? (Английский путь развития принципиально  отличался как от французского, так и от немецкого.  Английское государство не нуждалось в централизации. Сил  же английских баронов было явно недостаточно, чтобы  привести Англии в состояние феодальной раздробленности.  Однако, они могли бороться с короной за свои права. И в  результате этого и была дана Великая хартия вольностей,  представлявшая собой соглашение между верховной властью и  английской знатью.) Закрепление материала ­ Что способствовало слабости власти императора Священной  Римской империи? ­  К чему привело усиление власти короля во Франции? ­ Сравните политическое положение Англии и Франции на  начало XIV в.? ­  В чем была причина возникновения парламентов? Приложение 2. Терминология. Соедини правильно. 1 Феодальная   раздробленность  Крупное земельное владение, за  которое нужно было нести военную  службу 2 Крестовые  походы) Титул  монарха, главы империи 3 Феодальная  лестница 4 Средневековая  знать 5 Пойти в Каноссу 6 Феод 7 Император  8 Майордом  9 Сословия  Барщина  1 0 Означает  сдаться на милость  победителя, перенести глубокое  унижение. Когда единое государство распадается  на более  самостоятельные мелкие  части (герцогства, княжества и.т.п.) Все бесплатные (даровые) работы  крестьян в хозяйстве феодала. Управляющий королевским дворцом Близкие королю, богатые  люди,  владеющие землёй с живущими на ней  крестьянами Походы в «Святую землю», чтобы  освободить гроб господень из рук  «неверных»  Ступенчатая структура власти  феодалов, во главе которой стоит  король, затем его вассалы (бароны,  герцоги, графы), которых он наделяет  землёй за службу Большие группы людей с  определёнными правами и  обязанностями, передающимися по  наследству. Приложение 3. 1ряд (1 группа) работает с атласом,  читает п.1 «Священная  Римская империя: слабый государь, но сильные князья» § 20,  отвечает на вопросы устно. 1)Усиливалась или ослабевала королевская власть? 2) Как называлась королевская династия? 3) Из каких частей состояла империя? 4) Что нужно было делать для того, чтобы получить титул  императора? 2 ряд (2 группа) работает с атласом, читает п.2  «Французское королевство: собирание земель» §20,  отвечает на вопросы устно. 1)Как называлась королевская династия? 2)  Усиливалась или ослабевала королевская власть? 3) Что делали короли для «собирания земель»? 4) В кого превратились французские короли из слабых князей к  началу 14 века? 3 ряд (3 группа) работает с атласом, читает п.3  «Английское королевство: на островах и на континенте»  §20, устно  отвечает на вопросы.  1 Как называлась королевская династия? 2 Почему английским королям не пришлось «собирать»  своё королевство? 3 Могли ли бароны соперничать со своим королём и  почему? 4 Какой документ вынужден был принять король Иоанн  Безземельный? Приложение 4.  Ко вторнику, 11.11.14г. повторить по истории: 1.  §13 «Наследие Каролингов» 2. Прочитать §19 «Во главе христианского мира» 3. Повторить терминологию: 1 2 3 4 5 6 7 Феодальная  раздробленность  Крестовые  походы) Феодальная  лестница Средневековая  знать Пойти в Каноссу Феод Император  8 Майордом  9 Сословия  10 Барщина  Когда единое государство распадается на более   самостоятельные мелкие части (герцогства,  княжества и.т.п.) Походы в «Святую землю», чтобы освободить гроб  господень из рук «неверных»  Ступенчатая структура власти феодалов, во главе  которой стоит король, затем его вассалы (бароны,  герцоги, графы), которых он наделяет землёй за  службу Близкие королю, богатые  люди, владеющие землёй  с живущими на ней крестьянами Означает  сдаться на милость победителя, перенести глубокое унижение. Крупное земельное владение, за которое нужно  было нести военную службу Титул  монарха, главы империи Управляющий королевским дворцом Большие группы людей с определёнными правами и  обязанностями, передающимися по наследству. Все бесплатные (даровые) работы крестьян в  хозяйстве феодала. 4. Привести в порядок тетради 5.  Быть всем с учебниками, тетрадями, поднимать руки. 6. Работать в парах, это значит внимательно выслушав  учителя, прочитав текст,  обсуждать с соседом по парте  предложенные вопросы. 7. Работать в группе, это значит всей группой отвечать на  вопросы, предложенные учителем.

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"

Конспект урока истории для 6 класса "Европейские государства в 12-14 веках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019