Методическая разработка урока литературы в 9 классе "История души человеческой"
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "История души человеческой"

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
русская литература
9 кл
17.03.2019
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "История души человеческой"
Методическая разработка урока литературы в 9 классе с использованием игровых технологий (Суд над героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Обобщающий урок по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Урок проводится после изучения произведения, которое требует осмысления поступков героя, его отношения к окружающим людям. В классе воссоздается атмосфера судебного заседания. Урок дает возможность рассмотреть образ героя, его место в произведении.
Разработка урока литературы в 9 классе.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

«История души человеческой»

 

 Методическая разработка урока литературы в 9 классе с использованием игровых технологий (Суд над героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

 

Автор разработки:

Бурзунова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

 

 

Цель: обобщение и применение знаний по теме; формирование умения высказывать собственную точку зрения. 

Задачи:

Образовательные: расширить представления учащихся о характере главного героя; совершенствовать навыки аналитического чтения.

Воспитательные: формировать умение вести дискуссию, убеждать; стимулировать творческую активность учащихся;

Развивающие: продолжить работу по развитию умения самостоятельно подбирать материал к уроку, опираясь на текст произведения; развить умение выражать свою мысль в форме монолога и диалога.  

Методическая цель: продемонстрировать использование на занятиях интерактивных методов обучения (ролевой игры).

 Оборудование: мультимедийная установка (по ходу судебного заседания демонстрируются слайды, иллюстрирующие поступки героя романа М.Ю. Лермонтова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

Судья: Рассматривается дело № 1 по обвинению господина Печорина Григория Александровича в нанесении морального ущерба людям, которые его любили: Бэле, Максиму Максимычу, Вере, Грушницкому и тем, кто соприкасался с ним на его жизненном пути. По его вине Бэла умерла, Максим Максимыч остался в недоумении, контрабандистам пришлось менять место жительства, убит Грушницкий, испытывает боль разочарования Мери, несчастна Вера.

Мы призываем обстоятельно разобраться в поставленном нами вопросе о моральном облике подсудимого и с беспристрастностью выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Подсудимый, встаньте. Судья: Установим личность подсудимого. Ваши фамилия, имя, отчество?

Печорин

Судья: Ваши родители?

Печорин: Михаил Юрьевич Лермонтов.

Судья:     Объявляем    состав     суда.    Судья…     Народные    заседатели…

Обвинитель… Будут ли у вас претензии к составу суда?

Печорин

Судья: Есть ли вопросы к обвиняемому у обвинения?

Обвинитель: Нет.

Судья: У защиты?

Защитник: У меня к суду есть вопрос «Будет ли приниматься во внимание тот факт, что отцом Печорина является известный поэт господин М.Ю. Лермонтов, а в поступках обвиняемого виновата социальная среда?»

Судья: Суд рассмотрит все факты.

Защитник: В таком случае будут ли судьи снисходительны к подсудимому, учитывая заслуги родителя?

Судья: Суд учитывает все факты.

Защитник: У меня пока всё.

Судья: Есть ли у заседателей вопросы к подсудимому?

1 заседатель: Объясните, почему вы решили похитить Бэлу?

Печорин

2 заседатель: Как бы вы поступили с Бэлой, если бы она не была ранена Казбичем?

Печорин: Трудно сказать. Мой интерес к Бэле пропал…

1   заседатель: Какие чувства вы испытали после смерти Бэлы?

Печорин: Меня потрясла смерть Бэлы… И прошу вас: давайте прекратим этот разговор.

2   заседатель: Почему вы не захотели встретиться с Максимом Максимычем?

Печорин: Да, я признаю, что с Максимом Максимычем я был холоден. Я знал, что он постарается напомнить мне о Бэле. Ворошить воспоминания не хотелось.

1   заседатель: Чем вам помешали контрабандисты? К чему столь пристальный интерес к их жизни?

Печорин: Образ их жизни мне показался любопытным. Семья не была похожа на группу родственников. Сам не понимаю, зачем нужно было нарушать их мирное существование.

 

2   заседатель: (Печорин отвечает на вопросы заседателей).

Судья: Переходим к заслушиванию показаний свидетелей обвинения. Свидетель…, пожалуйста.

Свидетель: Я очень волнуюсь. Я никогда не выступала на суде. Меня глубоко задел тот факт, что Печорин заставил девушку переживать, когда интерес к ней пропал. Было больно наблюдать, как страдает девушка. И я не могу молчать.

Судья: Вы должны говорить только правду. За дачу ложных показаний вас привлекут к уголовной ответственности.  

Свидетель: (Случай с Бэлой).

Вызывается свидетель… (Случай с контрабандистами).

Судья: Я прошу всех сидящих в этом зале отнестись серьёзно к вопросу о моральном облике подсудимого и вспомнить все факты, изобличающие господина Печорина. (Свидетели рассказывают об отношениях Печорина с Грушницким, с княжной Мери).

Судья: Вызываются свидетели защиты (Свидетели защиты находят и положительные моменты в описываемых событиях. Показывают, приводя примеры, переживания героя).

Судья: В материалах дела находится характеристика господина Печорина, которую мы предлагаем вам заслушать.

Секретарь (зачитывает характеристику героя, взятую из разных эпизодов романа «Герой нашего времени»):

- Печорин Григорий Александрович – молодой человек лет двадцати пяти, среднего роста; стройный, тонкий стан. Широкие плечи доказывают крепкое сложение, способное переносит все трудности кочевой жизни и перемены климатов. Ослепительно чистое бельё изобличает привычки порядочного человека. Походка небрежна и ленива; руками не размахивает – верный признак скрытности характера. 

В улыбке что-то детское; кожа нежная; белокурые вьющиеся волосы; бледный благородный рот. Карие глаза, которые не смеются, когда он смеялся. Это признак злого нрава или глубокой постоянной грусти.

 Взгляд непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, равнодушно спокоен. Любопытен, ищет приключений. Как камень, брошенный в гладкий источник, встревожил спокойствие честных контрабандистов и, как камень, сам едва не пошёл ко дну. 

 Любит противоречить. К дружбе не способен, так как считает, что из двух друзей всегда один раб другого. Прошедшее приобретает над ним власть; никогда ничего не забывает. 

Любит скакать на горячей лошади против пустынного ветра. Страстно любит охоту. 

Имеет необъяснимую власть над сердцами женщин, вовсе об этом не стараясь. 

Имеет несчастный характер. Воспитание ли сделало его таким, бог ли так его создал. Причиняя несчастия другим, сам был не менее несчастлив.

 Как только вышел из опеки родных, стал наслаждаться всеми удовольствиями. Удовольствия ему скоро опротивели. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело; влюблялся и был любим, но любовь светских красавиц только раздражала воображение Григория Александровича, а сердце оставалось пусто. 

Читал, учился – науки быстро надоели. Постоянно испытывает скуку. Ко всему быстро привыкает. Душа в нём испорчена светом.

 Славный малый, немножко странен.

Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.

Обвинитель: Уважаемый суд! Дорогие господа! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимого очевидна.

Судья: Слово предоставляется защите.

Защитник: Если рассмотреть поступки с юридической точки зрения, то нужно заметить, что господин Печорин, расстраивая своим равнодушием людей, сам глубоко был несчастен, страдал. Понимал, что делает людям больно, но ничего поделать с собой не мог. В его поступках виновата, как сказал господин Чернышевский, социальная окружающая среда, которая сильных молодых людей превратила в бездеятельных эгоистов, не умеющих применить свои силы с пользой для общества. 

Сам господин Лермонтов сожалеет, что его герой подвержен «болезни века», когда молодые «старятся в бездействии», когда они «ненавидят и любят случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви». Печорин - жертва своего тяжёлого времени.

 Да, он охладел к Бэле, но сам не знает причины своего охлаждения, хотя и силится найти его. Нет ничего труднее, чем разбирать свои чувства, знать самого себя! Для любви нужно разумное содержание, любовь есть гармоничное слияние двух родственных натур в чувство бесконечного; в любви Бэлы была сила, но не было бесконечности. О чём он мог говорить с нею? 

Вы видите человека с сильною волей, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чемнибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без всякой цели.

 «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» - хором закричат, может быть, строгие моралисты. Но этому человеку нечего бояться: в нём есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. В этом человеке есть сила духа и могущество воли. Его страсти – буря, очищающая сферу духа, его заблуждения – острые болезни в молодом теле.

Разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение, но всё это выкупается его богатою натурою. Этот человек не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он ищет их разрешения, подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою.

Судья: Подсудимый, встаньте. Какие у вас будут пожелания?

Печорин

Судья: Суд удаляется на совещание…

Судья (зачитывается решение суда): Наш суд в составе народного судьи…, народных заседателей…, защитника…, секретаря… внимательно выслушав обе стороны, пришёл к следующему решению:

1.                 Признать господина Печорина достойным сожаления. Учитывая характеристику, данную Григорию Александровичу господином Лермонтовым, считать его жертвой обстоятельств; постараться понять его поступки и принять его таким, какой он есть. Оправдать Печорина Григория Александровича.

2.                 С учётом полезности чтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для приобретения навыков анализа поступков человека суд постановляет: 1) научиться анализировать свои поступки и поступки других людей; 2) написать сочинение по роману в течение 10 дней.

Заседание суда считается законченным.

Подведение итогов урока (заполнение анкеты оценки ролевой игры)

История души человеческой»

История души человеческой»

Цель : обобщение и применение знаний по теме; формирование умения высказывать собственную точку зрения

Цель : обобщение и применение знаний по теме; формирование умения высказывать собственную точку зрения

ХОД УРОКА. Судья: Рассматривается дело № 1 по обвинению господина

ХОД УРОКА. Судья: Рассматривается дело № 1 по обвинению господина

Защитник : У меня пока всё.

Защитник : У меня пока всё.

Вызывается свидетель… ( Случай с контрабандистами )

Вызывается свидетель… ( Случай с контрабандистами )

Как только вышел из опеки родных, стал наслаждаться всеми удовольствиями

Как только вышел из опеки родных, стал наслаждаться всеми удовольствиями

Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» - хором закричат, может быть, строгие моралисты

Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» - хором закричат, может быть, строгие моралисты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019