Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
6 кл
19.08.2018
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Данная разработка урока позволяет учителю познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами видоизменения. Обучающиеся развивают свои представления о строении растительного организма, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Разработка представлена для учителей биологии, работающих в коррекционных школах с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.Методическая разработка урока биологии на тему : "Видоизменения корней"
урок Видоизменения корней.docx
ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа­интернат II вида  Методическая разработка  урока биологии в 6 классе «Видоизменения корней» Выполнила: Галиева Г.С. 2015 г. Задачи  урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами видоизменения. 2. Развивающие:   развивать   представления   о   строении   растительного   организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод. 3. Воспитательные:   воспитывать   культуру   речи,   интерес   к   предмету,   умение взаимодействовать в группах и парах. Предполагаемые результаты:  Предметные результаты: – формировать умение определять основные органы растений (корень); – формировать умение объяснять особенности строения  и многообразие (виды) корней и их роль в  жизнедеятельности растений; –   формировать   умение   понимать   смысл   биологических   терминов:   корневая   система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней.  Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1.   Сформировать   умение   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2.   Сформировать   умение,   работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и   при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.  Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Коммуникативные УУД  Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Оборудование:   корнеплоды   моркови,   свеклы,   репы,     таблицы,   маршрутные   листы, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент.  Здравствуйте. Прозвенел звонок,  Начинается урок.  Все друг к другу повернитесь,  А теперь улыбнитесь.  Улыбнитесь мне, гостям!  И садитесь по местам.  2. Работа за экраном. Послушайте и повторите: растение, корень Какое сейчас время года? Какое сегодня число? Продолжите предложение: растение не может жить без… 3. Встаньте, пожалуйста.  Послушайте. Мы в букет собрали маки жаркие Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются!  Осыпаются и вянут… Прочитаем   вместе.  Молодцы! Садитесь.   Правильно   произносим   звуки,   соблюдаем   интонацию,   ударения.  Фронтальный опрос: О чем это стихотворение?(о цветах, о том, что они завяли). Почему цветы завяли? Итак, о каком органе цветкового растения идет речь? Правильно, о корне.( на слайде слово «корень») Вы уже несколько уроков изучаете тему корень. Что   такое   корень?   (   корень­   это     вегетативный   орган   растения,   чаще   всего находящийся под землей) прочитаем вместе  Какие вы знаете виды корней? ( Главный, боковой, придаточный) При изучении корневых   систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие? Мочковатую и стержневую. Работа   с   гербарием.   Сейчас   будем   работать   с   гербарием.   Выберите   себе   гербарий. Прочитайте задание на экране. Посмотрите внимательно на слайд. Что вы здесь видите?  (  на   слайде­   карликовая береза и растение пустыни) ( Эти растения  имеют разную корневую систему) У карликовой березы корни проникают в глубину не более 20 см, а у растений пустынь корни уходят в почву на 15 м   От   чего   это   зависит?   От   того,   где   растут   эти   растения,   то   есть   от   условий произрастания. Итак, основная причина, по которой корни изменяются­ это   условия, в которых растет растение.   Вот  такие  изменения,  которые   влияют  на  корень  и   ведут  к  его  изменению,   получили название – видоизменений. И об этом мы поговорим сегодня.   Итак, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней». Записывается на доске и в   тетради.    Как называется тема урока? Повтори,…….. Какой вопрос можно задать к уроку?(Какие видоизменения корней бывают ?) Что   мы   будем   изучать?  Рушана?   Цель   урока:   изучить   видоизмененные   корни. Сегодня мы будем заполнять таблицу. Раздаю листочки.             Какие функции выполняет корень? ( удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает в запас питательные вещества)  Однако корень может выполнять и некоторые дополнительные функции.  1. Давайте   с   вами   вспомним   о   корнях­кладовых.   Толстые   и   мясистые   корни развиваются у многих растений. А у каких ? давайте узнаем. Отгадайте загадки: 1) Сама в земле – коса на улице? (морковь). 2) Круглая, а не месяц Желтая, а не масло С хвостиком, а не мышь (репа). 3) За хохол, да в котел,     А потом – борщок на стол. (свёкла) 4) Тело – бело, как береза,      Платье – красно, словно роза. (Редис) У таких растений как  свекла, морковь, редис, репа  в главном корне и нижних участках стебля  откладываются запасные питательные вещества. В результате этого главный корень утолщается и превращается в  корнеплод. Перед вами лежат корнеплоды . Рассмотрите  и назовите их. Как вы думаете, какую функцию они выполняют? (Запасающую)    К таким корням относится и корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара. !!! Записываем. Заполняем таблицу .  *** Послушайте и повторите. Корнеплод Посмотрите внимательно на подземную часть георгина и батата (на слайде)  Что это? Найдите в учебнике название( рис.70) Это корневые клубни.  Как они образуются?  Где  главный корень?  Видим, что все корни одинаковы, значит, это боковые  и придаточные корни.    Итак , корневые клубни образуются   в результате утолщения боковых и придаточных корней.   Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его   разросшиеся   клубневидно   утолщенные   боковые   корни   очень   калорийны   и   имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение. !!! Записываем. Заполняем таблицу  *** Послушайте и повторите. Корневые клубни. А что ещё могут запасать корни? Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических  орхидей.  Свисающие вниз придаточные   корни воздушных корней  могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения. !!! Записываем. Заполняем таблицу  *** Послушайте и повторите. Воздушные корни. ФИЗКУЛЬМИНУТКА         Вы, наверное,  устали Ну, тогда все дружно встали Ножками потопали 1,2,3 Ручками похлопали 1,2,3 Покрутились 1,2,3 Повертелись 1,2,3 И за парты  все уселись. Крепко глазки закрываем Дружно до 5 считаем 1,2,3,4,5 Открываем, поморгаем И работать продолжаем. ➢  Посмотрите внимательно на слайд, скажите с какими трудностями, сталкивается это растение? ➢ Чего не хватает этому растению? Корням? ➢ Какую функцию выполняет корень? У   тропических   деревьев,   живущих   на   бедных   кислородом   почвах,   живущих   на пресноводных   тропических   болотах,   развиваются   специальные  дыхательные   корни. Представителем   таких   растений   является  кипарис,   а   в   наших   краях   –   ива   ломкая. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом.  !!! Записываем. Заполняем таблицу  *** Послушайте и повторите. Дыхательные корни. ➢ Посмотрите на следующий слайд. ➢ Что имеется у плюща? ➢ Какова роль корней – прицепок? У   плюща   и   других   лазающих   растений   имеются   придаточные   корни­прицепки. Образующиеся, на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они   помогают растению прикрепляться к различным поверхностям  и ползти вверх. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко   удерживают   растение   на   опоре.   Если   корни   плюща   наталкиваются   на   гладкую поверхность,   то   они   проявляют   совершенно   удивительные   способности   к   закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности. !!! Записываем. Заполняем таблицу  *** Послушайте и повторите. Корни­прицепки. Внимание на экран: У некоторых тропических деревьев на стволах и крупных ветвях   образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками.   Их называют   корни­подпорки. ( рис 72) Тому, кто видел индийский баньян, или иначе бенгальский фикус, впервые, трудно бывает поверить, что это одно­единственное дерево. Множество стволов с зелеными крышами крон напоминают настоящую рощу. Секрет в том, что этот вид фикуса, подобно многим другим тропическим растениям, образует воздушные корни. Спускаясь с боковых ветвей и достигая земли, эти корни постепенно утолщаются и превращаются в ложные стволы, внешне не отличимые от настоящих. !!! Записываем. Заполняем таблицу  *** Послушайте и повторите. Корни­подпорки. Основные видоизменения корней  мы сегодня рассмотрели.   Еще раз повторим, какие видоизменения корней мы изучили.  Корнеплоды  Корневые клубни  Воздушные корни  Дыхательные корни  Корни –прицепки  Корни ­подпорки А   сейчас   посмотрим   небольшой   видеофрагмент.   Обратите   внимание,   какие видоизменения корней здесь показаны?   Есть   и   другие   видоизменения   корней,   с   которыми   вы   познакомитесь   самостоятельно, используя  интернет. А   как   же   человек,   зная   особенности   видоизменений,   может   использовать   такие растения? ­ В первую очередь корнеплоды, как запас питательных веществ                 ( многие овощные культуры). ­ Некоторые растения можно размножать, зная их особое строение корня (баньян, плющ) Таблица   у учащихся заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Какие видоизменения корней бывают ?   Вывод: Видоизменения корней бывают:….. Закрепление. Продолжите предложение: Корни моркови называются…….(корнеплод) 1. Корневые клубни образуют …..?(георгины) 2. Воздушные корни бывают у …..?  (орхидей, монстеры) 3. Дыхательные корни имеет….?   (кипарис, ива) 4. Дыхательные корни  снабжают  растение…..? (воздухом)   Ребята, сегодня вы узнали много нового. ­ Назови тему урока, …. ­ О чем мы сегодня говорили? (О видоизменениях корней). ­ Что мы сегодня делали? Молодцы, ребята, сегодня вы занимались хорошо.   Оценивание. Домашнее задание: &21, прочитать, нарисовать таблицу в тетради. Спасибо , до свидания Название  видоизменения корня Корнеплоды Корневые клубни  . Функции Примеры растений Запасают питательные  вещества Морковь, редис, свёкла,  репа. Запасают питательные  вещества Георгин, батат Воздушные корни Запасают воду Орхидея, монстера. Дыхательные корни Снабжают воздухом   Корни ­ прицепки Помогают растению  прикрепляться к  поверхности Кипарис болотный, ива  ломкая. Плющ.

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"

Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2018