Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
6 кл
19.08.2018
Данная разработка урока позволяет учителю познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами видоизменения. Обучающиеся развивают свои представления о строении растительного организма, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Разработка представлена для учителей биологии, работающих в коррекционных школах с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.Методическая разработка урока биологии на тему : "Видоизменения корней"
урок Видоизменения корней.docx
ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школаинтернат II вида
Методическая разработка
урока биологии в 6 классе
«Видоизменения корней»
Выполнила: Галиева Г.С. 2015 г.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с видоизменениями корней и причинами
видоизменения.
2. Развивающие: развивать представления о строении растительного организма;
развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.
3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение
взаимодействовать в группах и парах.
Предполагаемые результаты:
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (корень);
– формировать умение объяснять особенности строения и многообразие (виды) корней и
их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система,
главный корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления; выявлять причины и следствия простых явлений (анализ схем и иллюстраций,
подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, репы, таблицы, маршрутные листы,
презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
2. Работа за экраном. Послушайте и повторите: растение, корень
Какое сейчас время года?
Какое сегодня число?
Продолжите предложение: растение не может жить без…
3. Встаньте, пожалуйста. Послушайте.
Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Осыпаются и вянут…
Прочитаем вместе.
Молодцы! Садитесь.
Правильно произносим звуки, соблюдаем интонацию, ударения.
Фронтальный опрос: О чем это стихотворение?(о цветах, о том, что они завяли).
Почему цветы завяли?
Итак, о каком органе цветкового растения идет речь?
Правильно, о корне.( на слайде слово «корень»)
Вы уже несколько уроков изучаете тему корень.
Что такое корень? ( корень это вегетативный орган растения, чаще всего
находящийся под землей) прочитаем вместе
Какие вы знаете виды корней?
( Главный, боковой, придаточный)
При изучении корневых систем растений мы выделили две основные, вспомните,
какие?
Мочковатую и стержневую.
Работа с гербарием. Сейчас будем работать с гербарием. Выберите себе гербарий.
Прочитайте задание на экране.
Посмотрите внимательно на слайд. Что вы здесь видите? ( на слайде карликовая
береза и растение пустыни)
( Эти растения имеют разную корневую систему) У карликовой березы корни проникают в
глубину не более 20 см, а у растений пустынь корни уходят в почву на 15 м
От чего это зависит? От того, где растут эти растения, то есть от условий
произрастания.
Итак, основная причина, по которой корни изменяются это условия, в которых растет
растение.
Вот такие изменения, которые влияют на корень и ведут к его изменению, получили
название – видоизменений. И об этом мы поговорим сегодня. Итак, тема нашего урока
будет называться «Видоизменения корней». Записывается на доске и в
тетради.
Как называется тема урока? Повтори,……..
Какой вопрос можно задать к уроку?(Какие видоизменения корней бывают ?)
Что мы будем изучать? Рушана? Цель урока: изучить видоизмененные корни.
Сегодня мы будем заполнять таблицу. Раздаю листочки.
Какие функции выполняет корень?
( удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает в
запас питательные вещества)
Однако корень может выполнять и некоторые дополнительные функции.
1. Давайте с вами вспомним о корняхкладовых. Толстые и мясистые корни
развиваются у многих растений. А у каких ? давайте узнаем.
Отгадайте загадки:
1) Сама в земле – коса на улице? (морковь).
2) Круглая, а не месяц
Желтая, а не масло
С хвостиком, а не мышь (репа).
3) За хохол, да в котел,
А потом – борщок на стол. (свёкла)
4) Тело – бело, как береза,
Платье – красно, словно роза. (Редис)
У таких растений как свекла, морковь, редис, репа в главном корне и нижних участках
стебля откладываются запасные питательные вещества. В результате этого главный корень
утолщается и превращается в корнеплод.
Перед вами лежат корнеплоды . Рассмотрите и назовите их.
Как вы думаете, какую функцию они выполняют? (Запасающую)
К таким корням относится и корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в
такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара.
!!! Записываем. Заполняем таблицу .
*** Послушайте и повторите. Корнеплод
Посмотрите внимательно на подземную часть георгина и батата (на слайде)
Что это? Найдите в учебнике название( рис.70) Это корневые клубни.
Как они образуются? Где главный корень? Видим, что все корни одинаковы, значит, это
боковые и придаточные корни.
Итак , корневые клубни образуются в результате утолщения боковых и придаточных
корней.
Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах.
Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют
сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.
!!! Записываем. Заполняем таблицу
*** Послушайте и повторите. Корневые клубни.
А что ещё могут запасать корни?
Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания
воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических орхидей. Свисающие вниз
придаточные корни воздушных корней могут впитывать воду подобно губке. Во время
дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.
!!! Записываем. Заполняем таблицу
*** Послушайте и повторите. Воздушные корни.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Вы, наверное, устали
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали 1,2,3
Ручками похлопали 1,2,3
Покрутились 1,2,3
Повертелись 1,2,3
И за парты все уселись.
Крепко глазки закрываем
Дружно до 5 считаем 1,2,3,4,5
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
➢ Посмотрите внимательно на слайд, скажите с какими трудностями, сталкивается это
растение?
➢ Чего не хватает этому растению? Корням?
➢ Какую функцию выполняет корень?
У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на
пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни.
Представителем таких растений является кипарис, а в наших краях – ива ломкая.
Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или
петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом.
!!! Записываем. Заполняем таблицу
*** Послушайте и повторите. Дыхательные корни.
➢ Посмотрите на следующий слайд.
➢ Что имеется у плюща?
➢ Какова роль корней – прицепок?
У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корниприцепки.
Образующиеся, на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они помогают
растению прикрепляться к различным поверхностям и ползти вверх. Проникая в трещины
или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и
крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую
поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению.
Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно
прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую
опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.
!!! Записываем. Заполняем таблицу
*** Послушайте и повторите. Корниприцепки.
Внимание на экран:
У некоторых тропических деревьев на стволах и крупных ветвях образуются придаточные
корни, дорастающие до земли и служащие подпорками. Их называют корниподпорки.
( рис 72) Тому, кто видел индийский баньян, или иначе бенгальский фикус, впервые,
трудно бывает поверить, что это одноединственное дерево. Множество стволов с
зелеными крышами крон напоминают настоящую рощу. Секрет в том, что этот вид
фикуса, подобно многим другим тропическим растениям, образует воздушные корни.
Спускаясь с боковых ветвей и достигая земли, эти корни постепенно утолщаются и
превращаются в ложные стволы, внешне не отличимые от настоящих.
!!! Записываем. Заполняем таблицу
*** Послушайте и повторите. Корниподпорки.
Основные видоизменения корней мы сегодня рассмотрели.
Еще раз повторим, какие видоизменения корней мы изучили.
Корнеплоды
Корневые клубни
Воздушные корни
Дыхательные корни
Корни –прицепки
Корни подпорки
А сейчас посмотрим небольшой видеофрагмент. Обратите внимание, какие
видоизменения корней здесь показаны?
Есть и другие видоизменения корней, с которыми вы познакомитесь самостоятельно,
используя интернет.
А как же человек, зная особенности видоизменений, может использовать такие
растения?
В первую очередь корнеплоды, как запас питательных веществ ( многие
овощные культуры).
Некоторые растения можно размножать, зная их особое строение корня (баньян,
плющ)
Таблица у учащихся заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на
вопрос, поставленный в начале изучения темы. Какие видоизменения корней бывают ?
Вывод: Видоизменения корней бывают:…..
Закрепление.
Продолжите предложение:
Корни моркови называются…….(корнеплод)
1. Корневые клубни образуют …..?(георгины)
2. Воздушные корни бывают у …..? (орхидей, монстеры)
3. Дыхательные корни имеет….? (кипарис, ива)
4. Дыхательные корни снабжают растение…..? (воздухом)
Ребята, сегодня вы узнали много нового.
Назови тему урока, ….
О чем мы сегодня говорили? (О видоизменениях корней).
Что мы сегодня делали?
Молодцы, ребята, сегодня вы занимались хорошо.
Оценивание. Домашнее задание: &21, прочитать, нарисовать таблицу в тетради.
Спасибо , до свидания
Название
видоизменения корня
Корнеплоды
Корневые клубни
.
Функции
Примеры растений
Запасают питательные
вещества
Морковь, редис, свёкла,
репа.
Запасают питательные
вещества
Георгин, батат
Воздушные корни
Запасают воду
Орхидея, монстера.
Дыхательные корни
Снабжают воздухом
Корни прицепки
Помогают растению
прикрепляться к
поверхности
Кипарис болотный, ива
ломкая.
Плющ.
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Методическая разработка урока на тему " Видоизменения корней"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.