Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
31.05.2017
Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
"Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…" А.А. Блок. В данной методической разработке собран и обобщен материал о жизненном и творческом пути великого писателя, что позволит в дальнейшем при изучении его произведений лучше понять их смысл.
Л.Н. Толстой.doc
Методическая разработка урока по литературе. Тема:   «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя». Цель:  ­ познакомить обучающихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя ­ Л. Н. Толстого; Задачи: ­ вызвать интерес к личности и творчеству автора;  ­ развивать  умение обучающихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.  ­ развивать устную и письменную речь. Оборудование:  портрет Л.Н. Толстого; презентация PowerPoint (Приложение); "Толстой – величайший и единственный   гений современной Европы, высочайшая   гордость России, человек, одно имя   которого – благоухание, писатель   великой чистоты и святыни…"   А.А. Блок  План и хронометраж урока Этапы урока Время (мин.) Организационный этап. Сообщение темы, цели урока. Вступительное слово. Оформление темы урока, эпиграфа в тетрадях. Изучение нового материала. 1 1 2 2 30 № п/п I II III IV V 1. «Радостный период детства». 2. Казанский университет. 3. «Война и свобода». 4. В кругу литераторов, заграница. 5. Народная школа. 6. «Война и мир». 7. «Анна Каренина». 8. Перелом. 9. «Воскресение». 10. Уход и смерть. VI VII Заключительно слово. Запись домашнего задания Итого:  5 4 45 мин. Ход урока I. Орг. этап. II. Сообщение темы, цели урока. III. Вступительное слово. Сегодня   вы   узнаете   о   судьбе   Льва   Николаевича   Толстого, талантливого   писателя.   Надеюсь,   что   это   знакомство   даст возможность лучше понять его труды, по­новому взглянуть на уже прочитанные произведения.   И   начать   мне   хотелось   бы   со   слов   А.А.Блока,   которые вынесены в эпиграф к нашему уроку "Толстой – величайший и   единственный   гений   современной   Европы,   высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…” IV. Оформление темы урока и эпиграфа в тетради.  V. Изучение нового материала. Презентация   биографии   Л.Н.Толстого   +   комментарии преподавателя. Обучающиеся составляют краткий конспект. Слайд 1 Слайд 2  Слайд 3 Граф   Лев   Николаевич   Толстой   –   потомок   двух   знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской   линии)   –   родился   28   августа   (9   сентября)   в усадьбе   Ясная   Поляна.   Здесь   он   прожил   большую   часть жизни,   написал   большинство   произведений,   в   том   числе, романы,   вошедшие   в   золотой   фонд   мировой   литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”. Слайд 4, 5, 6 1.  “Радостный период детства” Толстой   был   четвертым   ребенком   в   большой   дворянской семье. У него еще были 2 старших брата и младшая сестра. Мать, Мария Николаевна,   урожденная княжна Волконская, умерла,   когда   Толстому   не   было   еще   двух   лет,   но   по рассказам   членов   семьи   он   хорошо   представлял   себе   "ее духовный   облик":   некоторые   черты   матери   (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже   портретное   сходство   Толстой   придал   княжне   Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").  Слайд 7   участник   Отечественной   войны, Отец   Толстого, запомнившийся   писателю   добродушно­насмешливым характером,   любовью   к   чтению,   к   охоте   (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Слайд 8   Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская,   имевшая   огромное   влияние   на   Толстого:   "она научила   меня   духовному   наслаждению   любви".   Детские воспоминания   всегда   оставались   для   Толстого   самыми радостными:   семейные   предания,   первые   впечатления   от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство". Слайд 9 Слайд 10 2. Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы   и   опекунши   детей   П.   И.   Юшковой.   В   1844 Толстой   поступил   в   Казанский   университет   на   отделение восточных   языков   философского   факультета,   затем перевелся   на   юридический   факультет,   где   проучился неполных   два   года:   занятия   не   вызывали   у   него   живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой   уехал   в   Ясную   Поляну   с   твердым   намерением изучить   весь   курс  юридических   наук (чтобы  сдать  экзамен экстерном),   "практическую   медицину",   языки,   сельское хозяйство,   историю,   географическую   статистику,   написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 музыке и живописи". После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву,   затем   в   Петербург,   чтобы   держать   кандидатские экзамены   в   университете.   Образ   его   жизни   в   этот   период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то   страстно   отдавался   музыке,   то   намеревался   начать чиновную   карьеру,   то   мечтал   поступить   юнкером   в конногвардейский   полк.   настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками   к   цыганам.   Однако   именно   эти   годы   окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же   у  него  возникло   серьезное   желание  писать   и  появились первые незавершенные художественные наброски.   Религиозные 3. «Война и свобода” В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой   прожил   в   казачьей   станице   на   берегу   Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях   (сначала   добровольно   в   артиллерию,   потом   был принят на службу).  Кавказская   природа   и   патриархальная   простота   казачьей жизни,   поразившая   Толстого   по   контрасту   с   бытом дворянского   круга   и   с   мучительной   рефлексией   человека образованного   общества,   дали   материал   для автобиографической повести "Казаки" (1852­63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса"   (1855),   а   также   в   поздней   повести   "Хаджи­Мурат" (1896­1904,   опубликована   в   1912).   Вернувшись   в   Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные   вещи   ­   война   и   свобода".   На   Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под   инициалами   Л.   Н.;   вместе   с   позднейшими   повестями "Отрочество",   1852­54,   и   "Юность",   1855–57,   составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16  В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.   Скучная   штабная   жизнь   вскоре   заставила   его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4­м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны 4­й степени, медалью на георгиевской ленте "За защиту Севастополя" и медалью "В память войны 1853­1856 гг., а так же шашкой).  В   Крыму   Толстого   захватили   новые   впечатления   и литературные   планы,   здесь   он   начал   писать   цикл "севастопольских   рассказов",   вскоре   напечатанных   и имевших   огромный   успех   (очерк   "Севастополь   в   декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого   поразили   литературных   критиков   смелостью психологического   анализа   и   развернутой   картиной "диалектики   души"   (Н.   Г.   Чернышевский).   Некоторые замыслы,   появившиеся   в   эти   годы,   позволяют   угадывать   в молодом   артиллерийском   офицере   позднего   Толстого­ проповедника:   он   мечтал   об   "основании   новой   религии"   ­ "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".  4. В кругу литераторов, заграница В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок   "Современника",   где   его   встретили   как   "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие   в   обедах   и   чтениях,   в   учреждении   Литературного фонда,   оказался   вовлеченным   в   споры   и   конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857   –   за   границу.   Он   побывал   во   Франции,   Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе   "Люцерн"),   осенью   вернулся   в   Москву,   затем   ­   в Ясную Поляну. 5. Народная школа В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны,  и   это   занятие   настолько   увлекло   Толстого,  что   в Слайд 17 1860   г.   он   вторично   отправился   за   границу,   чтобы знакомиться   со   школами   Европы.   В   Германии,   Англии, Франции,   Швейцарии,   Бельгии   Лев   Николаевич   изучал популярные   педагогические   системы,   а   потом   изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что   основой  обучения  должна   быть  "свобода  учащегося"  и отказ от насилия в преподавании.   В 1862 издавал   педагогический журнал  "Ясная  Поляна" с книжками   для   чтения   в   качестве   приложения,   ставшими   в России   такими   же   классическими   образцами   детской   и народной литературы, как и составленные им в начале 1870­х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в   Ясной   Поляне   был   проведен   обыск   (искали   тайную типографию). Слайд 18 Слайд 19 6. “Война и мир” (1863–1869) В   сентябре   1862   Толстой   женился   на   восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. От брака родилось в общей сложности 13 детей, 5 из которых умерли в детстве. Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом,   который   долгое   время   носил   название   "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного   подъема,   семейного   счастья   и   спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей   александровской   эпохи   (в   том   числе   материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно,   через   множество   редакций   (в   копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал   в   "Русском   вестнике"   первую   часть   "Войны   и мира". Толстой писал роман на протяжении 6 лет – с 1863 по 1869   годы.   По   историческим   сведениям   он   вручную переписал его около 7 раз, а отдельные эпизоды переписывал более   26   раз.   В   романе   насчитывается   более   550   героев. Около   200   из   них   –   исторические   лица.   Роман   читался взахлеб,   вызвал   множество   откликов,   поразив   сочетанием широкого   эпического   полотна   с   тонким   психологическим анализом,   с   живой   картиной   частной   жизни,   органично Слайд 23 Слайд 24 вписанной в историю. 7. “Анна Каренина” (1873–1877) В 1870­е гг., живя по­прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить   крестьянских   детей   и   развивать   в   печати   свои педагогические   взгляды,   Толстой   работал   над   романом   о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому   рисунку.   Смысл   существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни ­ этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро   публицистично   для   многих   современников,   прежде всего   для   Ф.   М.   Достоевского,   высоко   оценившего   "Анну Каренину"   в   "Дневнике   писателя".   "Мысль   семейная" (главная   в   романе,   по   словам   Толстого)   переведена   в социальное   русло,   беспощадные   саморазоблачения   Левина, его   мысли   о   самоубийстве   читаются   как   образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880­е гг., но назревшего в ходе работы над романом. 8. Перелом (1880­е годы) Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение   в   художественном   творчестве,   прежде   всего   в переживаниях   героев,   в   том   духовном   прозрении,   которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в  повестях  "Смерть   Ивана   Ильича" (1884­86), "Крейцерова соната" (1887­89), "Отец  Сергий" (1890­98),  драме  "Живой труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности   образованных   слоев,   Толстой   в   заостренной форме   ставил   перед   собой   и   перед   обществом   вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты,   доходя   до   отрицания   науки,   искусства,   суда, брака,   достижений   цивилизации.   Новое   миропонимание писателя   отражено   в   "Исповеди"   (опубликована   в   1884   в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882­86), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (1897­98), "Рабство нашего времени" (1900),   "О   Шекспире   и   драме"   (1906),   "Не   могу   молчать" (1908).   Социальная   декларация   Толстого   опирается   на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические   идеи   христианства   осмыслены   им   в гуманистическом   ключе   как   основа   всемирного   братства людей.   Этот   комплекс   проблем   предполагал   анализ Евангелия   и   критические   штудии   богословских   сочинений, которым   посвящены   религиозно­философские   трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879­ 80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880­81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым   призывы   к   прямому   и   безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась   его   проповедь   непротивления   злу   насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений ­ драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере.  В   рамках   нового   миропонимания   и   представлений   о христианстве   Толстой   выступал   против   христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что   привело   его   к   полному   разобщению   с   православной церковью.   В   1901   последовала   реакция   Синода:   всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс. 9. “Воскресение” (1889–1899) Последний  роман  Толстого   воплотил   весь  спектр   проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов,   духовно   близкий   автору,   проходит   путь нравственного   очищения,   приводящий   его   к   деятельному добру.   Повествование   построено   на   системе   подчеркнуто оценочных   противопоставлений,   обнажающих   неразумность общественного   устройства   (красота   природы   и   лживость социального   мира,   правда   мужицкого   быта   и   фальшь, господствующая   в   жизни   образованных   слоев   общества). Характерные   черты   позднего   Толстого   –   откровенная, Слайд 25 Слайд 26 выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой –   сторонник   нарочито   тенденциозного,   дидактического искусства),   резкий   критицизм,   сатирическое   начало   ­ проявились в романе со всей наглядностью. 10.Уход и смерть Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись   разрывом   с   социальной   средой   и   приведя   к семейному   разладу   (провозглашенный   Толстым   отказ   от владения   частной   собственностью   вызывал   резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней   осенью   1910,   ночью,   тайно   от   семьи,   82­летний Толстой,   сопровождаемый   лишь   личным   врачом   Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти   с   поезда   на   маленькой   железнодорожной   станции Астапово.   Здесь,   в   доме   начальника   станции   он   провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность  не только как  писатель, но и как  религиозный мыслитель,   проповедник   новой   веры,   следила   вся   Россия. Событием   общероссийского   масштаба   стали   похороны Толстого в Ясной Поляне. VI. Заключительное слово: Л.   Н.   Толстой   –   гениальный   художник   слова,   интерес   к творчеству   которого   с   годами   не   только   не   ослабевает,   а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих   произведениях   он   делиться   своими   открытиями   и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами Анатоль   Франса,   французского   писателя   и   литературного критика:   “Своей   жизнью   он   провозглашает   искренность, прямоту,   целеустремленность,   твердость,   спокойный   и постоянный   героизм,   он   учит,   что   надо   быть   правдивым   и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 он всегда был правдив!” VII. Запись домашнего задания.

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».

Методическая разработка урока по литературе:  «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017