Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
31.05.2017
"Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…" А.А. Блок. В данной методической разработке собран и обобщен материал о жизненном и творческом пути великого писателя, что позволит в дальнейшем при изучении его произведений лучше понять их смысл.
Л.Н. Толстой.doc
Методическая разработка урока по литературе.
Тема: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания
писателя».
Цель:
познакомить обучающихся с жизнью и мировоззрением великого русского
писателя Л. Н. Толстого;
Задачи:
вызвать интерес к личности и творчеству автора;
развивать умение обучающихся вести конспект: определять и записывать
основные мысли, тезисы.
развивать устную и письменную речь.
Оборудование:
портрет Л.Н. Толстого;
презентация PowerPoint (Приложение);
"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок
План и хронометраж урока
Этапы урока
Время (мин.)
Организационный этап.
Сообщение темы, цели урока.
Вступительное слово.
Оформление темы урока, эпиграфа в тетрадях.
Изучение нового материала.
1
1
2
2
30
№ п/п
I
II
III
IV
V
1. «Радостный период детства».
2. Казанский университет.
3. «Война и свобода».
4. В кругу литераторов, заграница.
5. Народная школа.
6. «Война и мир».
7. «Анна Каренина».
8. Перелом.
9. «Воскресение». 10. Уход и смерть.
VI
VII
Заключительно слово.
Запись домашнего задания
Итого:
5
4
45 мин.
Ход урока
I. Орг. этап.
II. Сообщение темы, цели урока.
III. Вступительное слово.
Сегодня вы узнаете о судьбе Льва Николаевича Толстого,
талантливого писателя. Надеюсь, что это знакомство даст
возможность лучше понять его труды, поновому взглянуть на
уже прочитанные произведения.
И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые
вынесены в эпиграф к нашему уроку "Толстой – величайший
и единственный гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя которого – благоухание,
писатель великой чистоты и святыни…”
IV. Оформление темы урока и эпиграфа в тетради.
V. Изучение нового материала.
Презентация биографии Л.Н.Толстого + комментарии
преподавателя. Обучающиеся составляют краткий конспект.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных
дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по
материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в
усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть
жизни, написал большинство произведений, в том числе,
романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы:
“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.
Слайд 4, 5, 6 1.
“Радостный период детства”
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской
семье. У него еще были 2 старших брата и младшая сестра.
Мать, Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская,
умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по
рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее
духовный облик": некоторые черты матери (блестящее
образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и
даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье
Николаевне Болконской ("Война и мир").
Слайд 7
участник Отечественной войны,
Отец Толстого,
запомнившийся
писателю добродушнонасмешливым
характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).
Слайд 8
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А.
Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она
научила меня духовному наслаждению любви". Детские
воспоминания всегда оставались для Толстого самыми
радостными: семейные предания, первые впечатления от
жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для
его произведений, отразились в автобиографической повести
"Детство".
Слайд 9
Слайд 10
2. Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом
родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844
Толстой поступил в Казанский университет на отделение
восточных языков философского факультета,
затем
перевелся на юридический факультет, где проучился
неполных два года: занятия не вызывали у него живого
интереса и он со страстью предался светским развлечениям.
Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета
"по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен
экстерном), "практическую медицину", языки, сельское
хозяйство, историю, географическую статистику, написать
диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
музыке и живописи".
После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в
Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские
экзамены в университете. Образ его жизни в этот период
часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены,
то страстно отдавался музыке, то намеревался начать
чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк.
настроения,
доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами,
поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено
в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда
же у него возникло серьезное желание писать и появились
первые незавершенные художественные наброски.
Религиозные
3. «Война и свобода”
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии,
уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года
Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,
выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных
действиях (сначала добровольно в артиллерию, потом был
принят на службу).
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей
жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом
дворянского круга и с мучительной рефлексией человека
образованного общества,
дали материал для
автобиографической повести "Казаки" (185263). Кавказские
впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка
леса" (1855), а также в поздней повести "ХаджиМурат"
(18961904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию,
Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в
котором так странно и поэтически соединяются две самые
противоположные вещи война и свобода". На Кавказе
Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал
"Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852
под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями
"Отрочество", 185254, и "Юность", 1855–57, составила
автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу
принес Толстому настоящее признание. Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в
Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его
перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4м бастионе, проявив редкую
личную храбрость (награжден орденом св. Анны 4й степени,
медалью на георгиевской ленте "За защиту Севастополя" и
медалью "В память войны 18531856 гг., а так же шашкой).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления и
литературные планы, здесь он начал писать цикл
"севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и
имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре
месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения
Толстого поразили литературных критиков смелостью
психологического анализа и развернутой картиной
"диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые
замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в
молодом артиллерийском офицере позднего Толстого
проповедника: он мечтал об "основании новой религии"
"религии Христа, но очищенной от веры и таинственности,
религии практической".
4. В кругу литераторов, заграница
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в
кружок "Современника", где его встретили как "великую
надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал
участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного
фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем
подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди
эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856
Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале
1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии,
Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в
рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем в
Ясную Поляну.
5. Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной
Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в
Слайд 17 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы
знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии,
Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал
популярные педагогические системы, а потом изложил
собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая,
что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и
отказ от насилия в преподавании.
В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с
книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в
России такими же классическими образцами детской и
народной литературы, как и составленные им в начале 1870х
гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого
в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную
типографию).
Слайд 18
Слайд 19
6. “Война и мир” (1863–1869)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней
дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания
увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался
семейной жизни и хозяйственным заботам. От брака родилось
в общей сложности 13 детей, 5 из которых умерли в детстве.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил название "Тысяча
восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом
душевного подъема, семейного счастья и спокойного
уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку
людей александровской эпохи (в том числе материалы
Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские
рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе
медленно, через множество редакций (в копировании
рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865
напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и
мира". Толстой писал роман на протяжении 6 лет – с 1863 по
1869 годы. По историческим сведениям он вручную
переписал его около 7 раз, а отдельные эпизоды переписывал
более 26 раз. В романе насчитывается более 550 героев.
Около 200 из них – исторические лица. Роман читался
взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием
широкого эпического полотна с тонким психологическим
анализом, с живой картиной частной жизни, органично Слайд 23
Слайд 24
вписанной в историю.
7. “Анна Каренина” (1873–1877)
В 1870е гг., живя попрежнему в Ясной Поляне, продолжая
учить крестьянских детей и развивать в печати свои
педагогические взгляды, Толстой работал над романом о
жизни современного ему общества, построив композицию на
противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма
Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней
идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого
самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по
психологическому рисунку.
Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни
этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству
даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал
остро публицистично для многих современников, прежде
всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну
Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная"
(главная в романе, по словам Толстого) переведена в
социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина,
его мысли о самоубийстве читаются как образная
иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым
в 1880е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
8. Перелом (1880е годы)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве, прежде всего в
переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое
преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место
в повестях "Смерть Ивана Ильича" (188486), "Крейцерова
соната" (188789), "Отец Сергий" (189098), драме "Живой
труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная
публицистика Толстого дает развернутое представление о его
душевной драме: рисуя картины социального неравенства и
праздности образованных слоев, Толстой в заостренной
форме ставил перед собой и перед обществом вопросы
смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные
институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда,
брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание
писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в
Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве"
(1882), "Так что же нам делать?" (188286), "О голоде" (1891), "Что такое искусство?" (189798), "Рабство нашего времени"
(1900), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать"
(1908).
Социальная декларация Толстого опирается на
представление о христианстве как о нравственном учении, а
этические идеи христианства осмыслены им в
гуманистическом ключе как основа всемирного братства
людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ
Евангелия и критические штудии богословских сочинений,
которым посвящены религиознофилософские трактаты
Толстого "Исследование догматического богословия" (1879
80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (188081), "В
чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые
Толстым призывы к прямому и безотлагательному
следованию христианским заповедям. В особенности широко
обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием,
ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных
произведений драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей
птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в
намеренно упрощенной, "безыскусной" манере.
В рамках нового миропонимания и представлений о
христианстве Толстой выступал против христианской
догматики и критиковал сближение церкви с государством,
что привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно
признанный писатель и проповедник был официально отлучен
от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
9. “Воскресение” (1889–1899)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий
Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь
нравственного очищения, приводящий его к деятельному
добру. Повествование построено на системе подчеркнуто
оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность
общественного устройства (красота природы и лживость
социального мира, правда мужицкого быта и фальшь,
господствующая в жизни образованных слоев общества).
Характерные черты позднего Толстого – откровенная,
Слайд 25
Слайд 26 выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой
– сторонник нарочито тенденциозного, дидактического
искусства), резкий критицизм, сатирическое начало
проявились в романе со всей наглядностью.
10.Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя,
обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к
семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от
владения частной собственностью вызывал резкое
недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых
записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82летний
Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П.
Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для
него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был
сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции
Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел
последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье
Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую
известность не только как писатель, но и как религиозный
мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали похороны
Толстого в Ясной Поляне.
VI. Заключительное слово:
Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, интерес к
творчеству которого с годами не только не ослабевает, а
наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в
своих произведениях он делиться своими открытиями и
переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать
неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые
мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами
Анатоль Франса, французского писателя и литературного
критика: “Своей жизнью он провозглашает искренность,
прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и
постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и
надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы,
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29 он всегда был правдив!”
VII. Запись домашнего задания.
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Методическая разработка урока по литературе: «Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.