Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
Педсоветы
doc
русская литература
Взрослым
20.06.2017
Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы
В данной методической разработке метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Ключевые слова: метапредмет, русский язык и литература, универсальные учебные действия, ДНР, стандарт, качество образования, знание, метапредметные результаты, рефлексия, этапы урока, текст.
Метод разработка.doc
Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы                                                                                      литературы МОУ «Школа № 48 г. Донецка»                                                                                     Шепеленко Неля Николаевна  Учитель­методист русского языка и          Аннотация.  Методическая разработка «Метапредметный подход   в обучении как средство  повышения качества образования на уроках русского языка и литературы» предназначена для  всех категорий учителей  школы для использования  её в практической работе по формированию метапредметных умений; в разработке обосновывается необходимость метапредметного  подхода и предлагаются пути его реализации в педагогической практике.           Обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться  ­ это   главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.                    В  данной   методической   разработке  метапредметным   результатам   уделено   особое внимание,   поскольку   именно   они   обеспечивают   более   качественную   подготовку   учащихся   к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Ключевые слова: метапредмет, русский язык и литература, универсальные  учебные действия, ДНР,  стандарт, качество образования, знание,  метапредметные результаты, рефлексия, этапы урока, текст.                                                                                                       Единственный путь, ведущий  к знанию  – это деятельность.   Бернард Шоу В   молодой   республике   ДНР   происходят   существенные   социально­экономические     и гуманитарные перемены.   Проводимая модернизация экономики и общественных институтов требует новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить  к решению задач, обладающего  установкой на проектирование  своего  будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной  безопасности. Важнейшей   задачей   ГС   образования     ДНР     является   формирование   универсальных (метапредметных)  учебных   действий   (УУД),   обеспечивающих   школьникам   умение   учиться, способность   к   самостоятельной   работе,   а,   следовательно,   способность   к   саморазвитию   и самосовершенствованию.  В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать,   интегрировать   или   создавать.   Любое   знание   состоит   частично   из   «информации» («чистое   знание»)   и   частично   из   «умения».   Процесс   изучения   того   или   иного   предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность   задают   качественно   новое определенных   навыков.   Образовательные   стандарты   ДНР   представление   о   том,   каким   должно   быть   содержание   образования   и   его   образовательный результат.   Теперь   результативность   складывается   из   сложного   комплекса   показателей, описывающих   и   знаниевые,   и   метапредметные   и   даже   личностные   достижения   ребенка.   В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. Формирование   универсальных   учебных   действий   в   образовательном   процессе осуществляется  в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый  из  предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных  знаний, умений,  навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий.         В условиях введения ГОС  учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.          Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия   (познавательные,   регулятивные   и   коммуникативные),   обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».              Перед учителем стоит задача, как спроектировать   такой урок, который будет решать поставленные задачи по формированию метапредметных результатов?  Проанализируем деятельность   учащихся   на   каждом   этапе   урока и   выделим те универсальные   учебные   действия (УУД),   которые   формируются   организации деятельности учащихся.   при   правильной Так, обучение детей целеполаганию,  формулированию   темы,   цели   урока  возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения  учащимися границ знания – незнания. Например, на этапе актуализации знаний обучающихся обращаемся к их жизненному опыту, после чего ребята самостоятельно выводят тему и цель урока.                      Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, следует продумать  формы организации практической деятельности учащихся. Задания по литературе, предполагающие организацию работы в парах, могут быть следующего типа: Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико­ориентированного проекта.   Сегодня   много   говорится   о  проектной   деятельности  в   образовательном   процессе. Учебные   проекты   могут   стать   тем   инструментом,   который   позволит   и   поддерживать учебную   мотивацию,   и   формировать   у   учащихся   универсальные   учебные   действия. Можно  выделять  целый   урок  на  выполнение   рассмотрите   иллюстрацию,  задайте   друг другу «толстые» и «тонкие» вопросы,  создайте опорную схему – конспект, создайте кластер».   учащимися   проектных   задач.   Но   можно   найти   время   для   проекта   и   на   уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини­проект, но по сути своей останется значимым практико­ориентированным.  Доказано   педагогической   практикой,   что результативность   обучения связана   с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.  Например, на уроке можно провести ролевую игру ­ смоделировать ситуацию, в которой детям   предлагается   отправиться   в   виртуальное   путешествие   на   поезде.   Игра   направлена   не только на формирование предметных результатов. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Очень   важным   является     в   регулятивных   умениях   –   самоконтроль. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо уже с первого класса.     Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность  на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся   отвечают   на   вопросы   (тема   урока,   виды   деятельности   определяют   содержание вопросов). ВЫВОД:  сформированность   метапредметных   УУД     обеспечивает   овладение школьниками   ключевыми   компетенциями,   составляющими   основу   умения   учиться.   являются   условием   успешного Своевременно   сформированные   метапредметные   УУД   овладения   учебным   материалом   по   различным   предметам,   а,   следовательно,   средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом. В   молодой   республике   ДНР   происходят   существенные   социально­экономические     и   В   этих   условиях   проводимая   модернизация   экономики   и гуманитарные   перемены.   общественных   институтов   требует   новых   подходов   к   подготовке   активного,   думающего человека,   способного   творчески   подходить   к   решению   задач,   обладающего   установкой   на проектирование   своего   будущего,   способного   на   сотрудничество   в   условиях   глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной  безопасности. В этой связи перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ГОС. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов.  Под метапредметными   результатами   понимаются   универсальные   способы   действий   ­ познавательные,   коммуникативные   и   способы   регуляции   своей   деятельности,   включая планирование,   контроль   и   коррекцию.  Универсальные   способы   действий   осваиваются обучающимися   на   базе   одного,   нескольких   или   всех   учебных   предметов   и   применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных   ситуациях.   Именно   метапредметные   результаты   будут   являться   мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность. В   результате   изучения   учебных   предметов   русский   язык   и   литература   у   выпускников основной   школы   будут   сформированы   определенные     познавательные,   коммуникативные   и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться   в   общении.   Подробное   описание   планируемых   результатов   формирования универсальных учебных действий даётся в новой образовательной программе   и в стандартах обучения.  В   связи   с   многообразием   метапредметных   УУД   и   разнообразием   метапредметных результатов возникает два вопроса:  ­ Как развивать метапредметные универсальные учебные действия у  учащихся? ­ Как достичь необходимых метапредметных результатов? Процесс   развития     метапредметных   УУД   требует   от   учителя   кардинального переосмысления   и   перестройки   системы   обучения,     владения   в   совершенстве   активными методами и приемами обучения, осуществление деятельностного подхода и проблемного метода обучения,   широкого   использования   ИКТ   для   создания   новых   интересных   заданий, активизирующих   мыслительную   деятельность   учеников.   Таким   образом,   на   уроках   русского языка   и   литературы   необходимо   использовать   определенные   средства   для   развития метапредметных УУД. Что же такое ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО? «Средства   педагогические  –   материальные   объекты   и   предметы   духовной   культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции   развития   учащихся;   предметная   поддержка   педагогического   процесса,   а   также разнообразная   деятельность,   в   которую   включаются   воспитанники:   труд,   игра,   ученическое общение, познание» .          Основная цель моих уроков ­ показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление   отсутствующих   знаний   в   различных   научных   и   практических   областях).  Шаг 1 ­ постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» проектов).  близко образовательных смыкается методом с           Вот   несколько   вариантов   проблемных   уроков.            «Свобода в творчестве  А.С.Пушкина».   Это тема урока обществознания, где свобода ­ одна из основных философских категорий. В этом случае мы видим, как тесно переплетается тема истории. занятия курсом с                   «Проблема величия Петра І в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Тема перекликается с темой     урока   истории,   на   котором   большое   внимание   приходится   уделять   этимологии   и значению   термина   «величие».   Подобные   методики   используются,   как   правило,   на   уроках русского   языка. Итак,   метапредмет   позволяет   свободно   выходить   за   рамки   отдельно   взятой учебной   дисциплины.   Это   расширяет   кругозор   школьника   и   делает   урок   более эффективным. Еще   одна   способность,   которую   развивает   метапредмет   «Проблема»,   ­ способность   понимания.  Шаг 2 ­ подборка культурных образцов, то есть текстов,  на основании которых будет выстраиваться   урок.  Условие   одно:   культурные   образцы   должны   представлять   порой совершенно разные точки зрения, противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные. Например, урок «Свобода в творчестве А.С.Пушкина» выстраивается  на основе анализа   отрывков   из  произведений   «Цыганы»  и  «Капитанская  дочка»  (свобода  в  понимании Алеко   и   Гринева   приобретает   разный   смысл).   Тема   «Проблема   величия  Петра  І»   вполне раскрывается на основе исследований историков Соловьева и Ключевского. Знание, а главное, понимание   чужой   позиции   позволяет   формировать   свою   собственную.   Для   меня,   как   и   для любого педагога, очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными. Например,  Соловьев  говорит о том, что Петр, безусловно, прорубил окно в Европу, сделал Россию процветающим государством. Ключевский же заявляет, что Россия стала не более чем обезьяной  Европы.               Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения   были   плодотворными,   учащимся   необходим   высокий   уровень   понимания   друг друга   в   живой   коммуникации.   Этот   навык   чрезвычайно   важен   для   процесса   социализации школьника   и,   вне   всякого   сомнения,   пригодится   ему   в   повседневной   жизни,   это   одна   из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа.  В   процессе   такой   систематической   работы   на   уроке   формируются   регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. 2. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии  прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» ­ формулирование цели; «Узнал» ­ соотношение старой и новой информации; «Научился»   ­   осознание   результативности   деятельности.    Применяя   такой   прием,   мы формируем  регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. 3.  Повышают   мотивацию   к   изучению   материала,   развивают   умение   прогнозировать  задания «Верные   –   неверные   утверждения»,   «Прогнозирование».  Используя   прием  «Верные   ­ неверные утверждения»,    предлагаю   ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к   этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были   верными.   Упражнение  «Прогнозирование»  можно   использовать,   например,   на   уроках литературы,   когда   учащимся   предлагается   спрогнозировать   дальнейшие   действия   героя   в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, коммуникативные действия. 4.Важнейшую роль в формировании  метапредметных УУД  играет  работа с текстом. Навык чтения   по   праву   считается   фундаментом   всего   образования.   Использую   несколько   приемов работы с текстом.   Прием   составления   плана  позволяет   глубоко   осмыслить   и   понять   текст.   Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».   Прием составления граф­схемы. Граф­схема – это способ моделирования логической структуры текста. Граф­схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.  Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.   Прием   составления   сводной   таблицы  –   позволяет   обобщить   и   систематизировать учебную информацию.  Прием   комментирования  является   основой   осмысления   и   понимания   текста   и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.  Прием   логического   запоминания   учебной   информации  включает   следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф­схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф­схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет­сеть и публикации в СМИ.  Учебный  предмет «Литература»  имеет  особое значение  для формирования  морально­ ценностной   позиции   учащихся.   Поэтому   очень   важно   специально   организовать ориентацию   учащихся   на   поступок   героя   и   его   нравственное   содержание.   Для формирования   коммуникативных   УУД   целесообразно   использовать   приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».   «Составление  кластера»  ­   особая   графическая   организация   материала,   позволяющая систематизировать   и   структурировать   имеющиеся   знания.   В   центре   записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки­лучи, показывая смысловые поля того или иного   понятия.   На   уроке   литературы   в   5   классе   во   время   изучения   рассказа   И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер.  «Синквейн» – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  Проанализировав образ Герасима, можно составить такой синквейн. Применяя   такие   приемы   работы   с   текстом,   мы   формируем   регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия.  Дискуссия  –   еще   одно   средство   формирования   универсальных   учебных   действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме.  При изучении произведения В. Распутина «Уроки французского» можно задать вопрос для дискуссии.  ­  Кто прав:  Лидия Михайловна, которая играет с учеником на деньги,  или  директор школы, который уволил учительницу за её игру с мальчиком? 5.  Групповая   форма  работы   ­     следующее   средство.   Группы   могут   создаваться   как   по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы  будет исполнять отведенную ему роль,  от качества исполнения  которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Учащиеся  учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. 6.   Проектная   и   исследовательская   деятельность  –   действенное   средство   формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр метапредметных УУД:   коммуникативные      толерантности, формирование культуры публичных выступлений),  (развитие   навыков   работы   в   группе,   воспитание    регулятивные      (овладение   навыками   самоорганизации,   умение   ставить   перед собой   цели,   планировать   и   корректировать   деятельность,   принимать   решения; нести личную ответственность за результат),   познавательные     (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения   проблем,   овладение   навыками   работы   с   источниками   информации, инструментами и технологиями).  7.  Особое   место   в   формировании   УУД   на   уроках   литературы   хотелось   бы   отвести театрализации  как   одной   из   форм   групповой   деятельности   учащихся.   Пятиклассники,   к примеру,   с   удовольствием   инсценируют   басни   А.И.   Крылова,   самостоятельно   создают декорации, костюмы. На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например,   урок­обобщение   по   теме   «Глагол»   проходит   в   «Школе   волшебных   поваров»,   на котором   ребята   в   прямом   смысле   переодеваются,   и   занятие   проходит   в   необычном   – костюмированном – виде.  8.Рефлексия  –   одно   из   важнейших   средств   формирования   умения   учиться.   К   средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся:  написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.  9.  Систематически   на   уроках   русского   языка   и   литературы   в   5­8­х   классах   целесообразно использовать   такое   средство   формирования   УУД,  как  создание учащимися литературных произведений  (сказок,   рассказов,   басен,   баллад),   в   том   числе   и   лингвистических.   Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю  оценить качество образования,  развивать рефлективные способности учащихся. На этом перечень средств   для развития метапредметных УУД далеко не закончен. Его можно продолжать еще очень долго. Это и коллективное сочинение, и выставка стенгазет, и сочинение­миниатюра,   и   составление   памяток,   и   нестандартные   уроки,   и   работа   с таблицами и схемами и многое другое. Самое главное, используя данные средства обучения, научить   ребёнка   учиться   не   через   память,   а   через   универсальные   учебные   действия.   Когда человек   делает,   он   осваивает   что­то   новое   и   продвигается   по   пути   своего   развития.   Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.  «Великая цель образования не знания, а действия»,  ­   сказал в свое время Герберт Спенсер. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,­ Пока идёшь за кем – то в след, Дорога не запомнится. Зато куда б ты ни попал И по какой распутице,   Дорога, что ты сам искал,           Вовек не позабудется          Структура метапредметного занятия (А.Хуторской) 1. Этап актуализации знаний.  2. Уточнение образовательного объекта.  3. Конкретизация задания.  4. Решение проблемной  ситуации.  5. Демонстрация образовательной продукции.  6. Систематизация полученной продукции.  7. Работа с культурно­историческими аналогами.  8. Рефлексия. Создавая сценарий учебного занятия, необходимо планировать  учебную рефлексию. Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:  “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);  “Что   у   тебя   не   получается?”   (вопрос   нацелен   на   поиск   учащимся   “места”   затруднения, ошибки);  “Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);  “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия). Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):  1.   Что   нужно   было   сделать   в   задании?   Какова   была   цель,   что   нужно   было   получить   в результате?  2. Удалось получить результат? Найден ответ?  3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику   нужно:   либо   получить   эталон   правильного   выполнения   задания,   либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие­ то его шаги, приняли ли его конечный ответ. 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы. Метапредметные Мне больше всего удалось ...  Предметные Я могу… За что я могу себя похвалить?  За что я могу похвалить одноклассников?  Я умею… У меня получается… Что приобрёл?  Что меня удивило? Я понимаю… Я знаю… Для меня было открытием то, что ...  Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что Я выполняю… Я способен… учесть на будущее?  Я склонен… Я придерживаюсь… Я соблюдаю… Я применяю… Я использую… Я стремлюсь… Я стараюсь… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9  [Электронный ресурс].­Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64 2. Громыко   Н.В.   Метапредметный   подход   в   образовании   при   реализации   новых образовательных стандартов//Учительская газета. ­ 7 сентября 2010 г. 3. ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского  образования»  http://www.teacher­of­russia.ru     Сборник статей для участников финала  Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с. 4. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико­практическое руководство по  освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000 5. Никитин  И.Г., Чарный Б.М.. Социализация  ребенка как центральная идея модернизации образования России. ­ ПГПУ, 2005. 6. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010. 7. Федеральный  государственный  образовательный   стандарт   основного  общего  образования №1897 от 17 декабря 2010 года. 8. Хуторской   Андрей   Викторович.   Технология   проектирования   ключевых   и   предметных компетенций. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.   Интернет­журнал   "Эйдос".   ­   2005.   ­   12   декабря. 9. Щедровицкий Г.П.  Организационно­деятельностная игра как новая форма организации и метод  развития  коллективной  мыследеятельности   /  В кн. Щедровицкий  Г.П.  Избранные труды. М, 1995. 10. Щедровицкий   П.Г.   Содержание   образования   –   это   проблема   не   дидактики,   а   системы управления   //   Первое   сентября.   –   1999,   №63.   [online:   24.06.2002].   Метод   доступа: http   /1999/63/2­1.    .  ru   /  gazeta  htm    ://   archive  .1   september

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход     как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017