СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация: В статье поставлена проблема преподавания литературы в условиях цифровой трансформации образования, актуализированы приоритетные задачи, связанные с овладением учителями эффективными технологиями обучения литературе в информационной образовательной среде.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационная образовательная среда, цифровые образовательные технологии, литературное образование в колледже.
Цифровая образовательная среда становится неотъемлемой частью современного обучения, предоставляет уникальные возможности для трансформации традиционных методов обучения. Она включает в себя множество инструментов и платформ, которые позволяют учитывать уникальные потребности и способности каждого учащегося. Виртуальные классы, интерактивные учебные материалы и онлайн-ресурсы обеспечивают доступ к различным образовательным контентам, позволяя каждому учащемуся изучать материалы в удобном для него темпе.
Кроме того, цифровая образовательная среда способствует активному взаимодействию между учащимися и преподавателями. Функции обратной связи, обсуждения в реальном времени и коллективные проекты стимулируют сотрудничество и умение работать в команде. Это, в свою очередь, развивает критическое мышление и аналитические способности, которые являются ключевыми навыками в современном мире. Преподаватели, используя современные инструменты, могут создавать более увлекательные и мотивирующие уроки, вовлекая студентов в активное и осмысленное обучение.
Однако, важно помнить, что цифровая образовательная среда не должна заменять традиционные методы обучения, а скорее дополнять их. Учителя должны уметь правильно использовать цифровые технологии и адаптировать их под потребности учеников.
В настоящее время известно множество цифровых средств, которые может использовать педагог при организации работы в цифровой образовательной среде: учебно-информирующие энциклопедии, электронные учебники, кинофильмы, тестовые программы, графический редактор Paint, программа презентаций Power Point, учебно-игровые программы, электронные учебно-методические комплексы, цифровые образовательные платформы, виртуальные музеи, выставки, видеоконтент сети интернет.
ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж» – в числе тех образовательных учреждений, которые реализуют обучение по программам среднего профессионального обучения в условиях цифровой образовательной среды.
Наиболее часто учителя-словесники используют на уроках литературы мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация обладает таким потенциалом, который может помочь более глубокой и вдумчивой работе с текстом, являющейся основой любого урока литературы. Технологические возможности учебной мультимедийной презентации помогают успешно применять анимацию для выделения необходимых элементов структуры текста, использовать гипертекст, который актуализирует интертекстуальные подтексты художественной литературы, что «объясняется достаточно специфическим соотношением интертекстуальной природы литературы и электронного гипертекста» [7, с. 138], и делает наглядными различные комментарии к тексту, включая изобразительные и звуковые фрагменты. Гипертекстовые комментарии трансформируют традиционный бумажный текст, делая его нелинейным, т. е. таким, где между обозначенными фрагментами текста появляются перекрёстные связи (гиперссылки), дающие возможность перехода от одного фрагмента текста к другому и обратно. В мультимедийную презентацию могут быть включены ссылки на аудио- и видеоматериалы Интернета, например, видеозаписи спектаклей и кинофильмов, фрагменты которых могут быть продемонстрированы на уроках литературы при устойчивой интернет-связи или привязаны к презентации как отдельные аудио- или видео- файлы, границы которых учитель может обозначить при помощи звуковых редакторов и видео- редакторов.
В нашем колледже активно используется проектная деятельность, помогающая развивать аналитические и творческие способности обучающихся. Эта деятельность сегодня невозможна без использования цифровых технологий и интернет-ресурсов. Видами учебных проектов по литературе с использованием цифровых образовательных ресурсов могут быть создание виртуальных экскурсий по литературным местам и музеям писателей [8, с. 19], разработка электронных викторин, web-квестов по творчеству того или иного писателя [9, с. 178–180].
В современных условиях цифровой трансформации образования в процессе преподавания литературы в колледже может быть применена технология медиапроектирования, которая позволяет обучающимся сначала под руководством преподавателя, а впоследствии самостоятельно создавать, на- пример, буктрейлеры (от англ. booktrailer – «тянущий книгу»), т. е. видеоролики, в которых в цифровой форме представлена информация о прочитанных книгах. Практика показывает, что студенты с интересом создают буктрейлеры дома в процессе самостоятельной работы, если преподаватель мотивировал их к этой деятельности, показал, как устроен этот цифровой продукт, научил представлять содержание произведения в визуальной форме. Алгоритм создания буктрейлера включает в себя выбор книги, написание сценария видеоролика, где сюжет прочитанной книги разбивается на кадры. Каждый из них наполняется цитатами из книги, иллюстративным материалом или звукозаписями, а также может содержать звук за кадром или видеоэпизоды, где в качестве актеров выступают сами обучающиеся. Медиапроектирование способствует актуализации читательской деятельности обучающихся, развивает их творческий потенциал и когнитивные способности [11].
На уроке литературы могут использоваться и технологии мессенджеров (от англ. messenger – «посланник»). Мессенджеры образуют систему моментального обмена сообщениями в виде текста, аудио, видео и других типов файлов, которые берут начало из электронной почты и СМС в наших телефонах. Система мессенджеров использует Интернет и позволяет очень быстро получить ответ. Использование технологии мессенджеров переводит работу с текстом на уроке литературы на новый уровень. «Мультимедийная среда позволяет обучающемуся представить словесные образы на совершенно разных уровнях восприятия. Слайды ставшей уже традиционной презентации можно представить как страницы автора или персонажа во ВКонтакте. Тем самым активизируется мышление обучающегося, оно вынуждено становиться гибким, нелинейным. Создавая страницу в мессенджере, обучающийся вынужден оперировать комплексом “параллельных” текстов: это научная информация о писателе, взятая из учебника, это фотографии, видеоматериалы, дополняемых гипертекстом с взаимными ссылками на различные части материала для интерактивного выбора нужной информации. Создание, на первый взгляд, такой простой страницы требует изучения не только мультимедийного контента, но и глубокого знания и понимания научного и художественного текста» [12, с. 317].
В интернет-среде существует много цифровых материалов, которые не являются дидактическими и не разрабатывались специально для обучения. Однако учитель может использовать их в целях литературного образования, если адаптирует их к конкретным задачам урока литературы.
Это может быть изучение языка художественных произведений и стиля писателя, поиск скрытых цитат и определение целей включения интертекста в литературные произведения, использование электронных баз данных [13], та- ких как, например, «Электронная энциклопедия языка А. С. Пушкина» или электронная энциклопедия «Мир Шекспира», а также применение цифровых способов текстологического анализа.
В условиях современной информационно-образовательной среды можно значительно разнообразить процесс литературного образования и сделать его более ориентированным на современного «цифрового» обучающегося, отвечая на вызовы времени и используя как отечественный, так и зарубежный опыт цифровой трансформации образования.
Преподаватель литературы может использовать в своей работе как специальные материалы Интернета, связанные с преподаванием литературы, так и материалы общекультурного плана, сделав их дидактическим ресурсом.
Однако с приходом цифровых технологий возникает необходимость критического подхода к источникам информации. Учителям важно научить учащихся различать качественные и надежные материалы от поверхностных и недостоверных. Таким образом, современный урок литературы становится не только средством передачи знаний, но и площадкой для формирования критического мышления, что делает его неотъемлемой частью образовательного процесса в цифровую эпоху.
Библиографический список
1. Минпросвещения России. Цифровая образовательная среда : федеральный проект [Электронный ресурс]. URL: https://lic-int-pos-im-marshala-zhukova-r38.gosweb.gosuslugi.ru/natsionalnyy-proekt-obrazovanie/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения: 18.12.2024).
2. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. М. : ФГАУ «ФИЦТО», 2020. № 3 (47). С. 3–16.
3. Шамшович В. Ф., Фаткуллин Н. Ю., Сахарова Л. А., Глушкова Л. М. Цифровая трансформация образова- ния [Электронный ресурс]// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 18.12.2024).
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фруми- на. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 c.
5. Аристова М. А., Беляева Н. В., Бердышева Л. Р., Критарова Ж. Н., Стрижекурова Ж. И., Шамчикова В. М. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестн. Мос. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. М.т: Изд-во МГУ, 2018. № 3. С. 85–95.
6. Шамчикова В. М. Использование ИКТ и мультимедиа в литературном образовании школьников в условиях информационно-образовательной среды // Современные технологии в образовании: матер. ХVIII Всерос. науч. конф. 27 апреля 2018 г. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2018. С. 218–221.
7. Ээльмаа Ю. В., Федоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 2012. URL: https://litbook. eelmaa.net (дата обращения: 18.12. 2024).
8. Компьютерные технологии в обучении литературе: рабочая программа дисциплины : рабочая программа дисциплины / Н. А. Миронова, Н. П. Дутко, Н. А. Попова. М. : Экон-Информ, 2019. 35 с.
9. Гайнутдинова А. Р. Веб-квест как способ активации учебной деятельности (на материале элективного курса по современной литературе) // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи // XXVI Голубковские чтения: матер. Междунар. науч.-практ. конфер. 22–23 марта 2018 г. М. : Экон-Информ, 2019. С. 178–180.
10. Критарова Ж. Н. Телекоммуникационный проект по литературе в условиях поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2016. № 6. С. 98–102.
11. Бердышева Л. Р. Исследовательская деятельность школьников на уроках литературы с использованием ИКТ-технологий // Ученые записки ИСГЗ. Казань: Изд-во ИСГЗ, 2017. № 1 (15). С. 97–103.
12. Якунина И. А., Назарова Е. К. Цифровая среда для лириков: о возможностях использования мессенджеров на уроках литературы // Вопросы педагогики. М., 2021. № 4–2. С. 315–319.
13. Аристова М. А. Использование сетевых ресурсов на уроках литературы в школе: метапредметные и предметные результаты // Ученые записки ИСГЗ. Казань: Изд-во ИСГЗ, 2018. № 1 (16). С. 52–57.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.