Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе,- тема противодействия коррупции. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодёжи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,- важнейшая задача современного образования. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся. В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» отмечено, что «несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции важной составляющей является и система образования. Вопрос антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в образовательном учреждении представляется довольно сложным и для своего решения требует целенаправленных усилий специалистов и общественности в целом. В содержании школьного образования и, в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство. Молодежи завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Для обучающихся важно не только получить определенные знания, но и сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические социальные навыки и коммуникационные умения, позволяющие избегать коррупционных практик. Новые образовательные стандарты предполагают формирование ключевых компетенций школьников, таких как: личностная, информационная, самостоятельная познавательно-предметная и гражданско-правовая. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него).
Принципы антикоррупционного образования: 1. Преемственность. 2. Системность. 3. Комплексность. 4. Учёт возрастных особенностей. 5. Интегрированность в образовательный процесс. 6. Связь с компетентностным подходом в образовании: способность к критическому восприятию действительности; способность адекватно оценить ситуацию;способность аргументировано отстоять эту позицию;способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями;способность брать на себя ответственность за свои действия. 7. Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям. Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей. На уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.
Цель антикоррупционного образования: формирование антикоррупционного мировоззрения школьников, устойчивости личности в коррупционных ситуациях и предупреждение коррупционного поведения граждан.
Основные задачи антикоррупционного образования:
дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях её проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; сформировать комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами; создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к коррупции; стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения; продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией; воспитать в обучающихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.); способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты.
Итог:
Антикоррупционное воспитание на уроках литературы
№ |
Класс |
Изучаемые произведения |
Материал по антикоррупции |
1 |
7 |
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. |
Анализ пословиц: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Земля любит навоз, лошадь овёс, а воевода принос», «В суд ногой- в карман рукой». |
2 |
7 |
«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. |
Выявление зачатков антикоррупционной деятельности в древнерусских произведениях. Работа с текстом. |
3 |
7 |
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». |
Иван Грозный и опричнина.Как Лермонтов видел проблемы России того времени. |
4 |
7 |
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» |
Мздоимство, взяточничество на Руси. |
5 |
7 |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. |
6 |
7 |
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Тоска», «Размазня» |
Как средствами сатиры Чехов боролся с чинопоклонением. |
7 |
8 |
«Повесть о Шемякином суде», «Шемякин суд» - сатирическое произведение 17 века |
Долг, ответственность человека |
8 |
8 |
Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».
|
Как разрешать противоречия между желанием и требованием?
|
9 |
8 |
Формирование характера Петра Гринева. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. |
Совесть, совестливость, понятия чести и долг |
10 |
8 |
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». |
Требования к человеку, обличенному властью |
11
|
9 |
Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. «Властителям и судиям» |
Жить по совести и чести. Путь к справедливости |
12 |
9 |
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума |
Быть представителем власти. Властные полномочия |
13 |
9 |
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» |
Когда все в твоих руках. Что такое подкуп? |
14 |
9 |
Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». |
Что такое взятка. На страже порядка. Проблема «обходного» пути. |
15 |
10 |
А.Н.Островский. |
Образы купцов-самодуров и взяточников в комедиях А.Н.Островского. («Свои люди- сочтёмся», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.) |
16 |
10 |
М.Е.Салтыков- Щедрин. «История одного города». |
Сатира на бюрократический аппарат в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». |
17 |
10 |
А.П.Чехов. |
Осуждение раболепства и чинопочитания в рассказах А.П. Чехова. («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и др.). |
18 |
10 |
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. |
Гражданская направленность русской поэзии. |
19 |
10 |
В.В.Маяковский.Поэзия. |
Обличение «новой» бюрократии в творчестве В.Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.) |
20 |
10 |
Проблемы бюрократического сознания в русской литературе ХХ века. |
Осуждение мещанского сознания в рассказах М.М.Зощенко. |
21 |
11 |
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». |
Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в реально- исторической действительности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.