АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 5

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература
7 кл—11 кл +1
26.12.2024
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы.
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.docx

 

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

   Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе,- тема противодействия коррупции. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодёжи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,- важнейшая задача современного образования.                                                                                                       Антикоррупционное образование является целенаправлен­ным процессом обучения и воспитания в интересах личности, об­щества и государства, основанным на общеобразовательных про­граммах, разработанных в рамках государственных образова­тельных стандартов и реализуемых в образовательных учреж­дениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.                                                                                                            В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» отмечено, что «несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом.                                                                      В рамках Стратегии противодействия коррупции важной составляющей является и система образования. Вопрос антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в образовательном учреждении представляется довольно сложным и для своего решения требует целенаправленных усилий специалистов и общественности в целом.                                                                                                                                                           В содержании школьного образования и, в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство. Молодежи завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Для обучающихся важно не только получить определенные знания, но и сформировать негативное отношение к коррупции, получив практические социальные навыки и коммуникационные умения, позволяющие избегать коррупционных практик.     Новые образовательные стандарты предполагают формирование ключевых компетенций школьников, таких как: личностная, информационная, самостоятельная познавательно-предметная и гражданско-правовая. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него).                                                                                        

Принципы антикоррупционного образования:                                                                                               1. Преемственность.                                                                                                                            2. Системность.                                                                                                                                   3. Комплексность.                                                                                                                              4. Учёт возрастных особенностей.                                                                                                      5. Интегрированность в образовательный процесс.                                                                                                     6. Связь с компетентностным подходом в образовании: способность к критическому восприятию действительности; способность адекватно оценить ситуацию;способность аргументировано отстоять эту позицию;способность эффективно действовать в соответствии со свои­ми убеждениями;способность брать на себя ответственность за свои действия.                                                                                                                                             7. Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

    Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.                                                                                                    Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.                                                            Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей.                                                                          На уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.                                                                                              

Цель антикоррупционного образования: формирование антикоррупционного мировоззрения школьников, устойчивости личности в коррупционных ситуациях и предупреждение коррупционного поведения граждан.

Основные задачи антикоррупционного образования:

дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях её проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; сформировать комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами; создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к коррупции; стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения; продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией; воспитать в обучающихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.); способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты.

 

Итог:

Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач. Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия.  Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодёжи является использование потенциала воспитательной работы в школе. Основой антикоррупционного воспитания  является формирование гражданского сознания у учащихся. На уроках литературы изучаются произведения, высмеивающие взяточников и казнокрадов.

 В результате совместной работы учеников и учителей гуманитарного цикла возможно сформировать личность, которая будет наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства. Личность, которая готова будет сказать коррупции «Нет!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикоррупционное воспитание на уроках литературы

 

Класс

Изучаемые произведения

Материал по антикоррупции

1

7

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки.

Анализ пословиц: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Земля любит навоз, лошадь овёс, а воевода принос», «В суд ногой- в карман рукой».

2

7

«Поучение Владимира Мономаха».

Нравственные заветы Древней Руси.

Выявление зачатков антикоррупционной деятельности в древнерусских произведениях. Работа с текстом.

3

7

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Иван Грозный и опричнина.Как Лермонтов видел проблемы России того времени.

4

7

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

Мздоимство, взяточничество на Руси.

5

7

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

6

7

А.П.Чехов. «Хамелеон», «Тоска», «Размазня»

Как средствами сатиры Чехов боролся с чинопоклонением.

7

8

«Повесть о Шемякином суде», «Шемякин суд» - сатирическое произведение 17 века

Долг, ответственность человека

8

8

Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».

 

 Как разрешать противоречия между желанием и требованием?

 

9

8

Формирование характера Петра Гринева.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора.

Совесть, совестливость, понятия чести и долг

10

8

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

Требования к человеку, обличенному властью

11

 

9

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе.  «Властителям и судиям»

Жить по совести и чести.

Путь к справедливости

12

9

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума

Быть представителем власти.

Властные полномочия

13

9

Образ  Чичикова в поэме  Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Когда все в твоих руках.

 Что такое подкуп?

14

9

Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Что такое взятка.

На страже порядка.

Проблема «обходного» пути.

15

10

А.Н.Островский.

Образы купцов-самодуров и взяточников в комедиях А.Н.Островского. («Свои люди- сочтёмся», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.)

16

10

М.Е.Салтыков- Щедрин. «История одного города».

Сатира на бюрократический аппарат в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

17

10

А.П.Чехов.

Осуждение раболепства и чинопочитания в рассказах А.П. Чехова. («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и др.).

18

10

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов.

Гражданская направленность русской поэзии.

19

10

В.В.Маяковский.Поэзия.

Обличение «новой» бюрократии в творчестве В.Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.)

20

10

Проблемы бюрократического сознания в русской литературе ХХ века.

Осуждение мещанского сознания в рассказах М.М.Зощенко.

21

11

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в реально- исторической действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА

Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления

Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления

Итог: Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач

Итог: Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач

Антикоррупционное воспитание на уроках литературы №

Антикоррупционное воспитание на уроках литературы №

А.П.Чехов. Осуждение раболепства и чинопочитания в рассказах

А.П.Чехов. Осуждение раболепства и чинопочитания в рассказах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2024