Выступление на ШМО.
Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьника
Многие обучающиеся при переходе из одной ступени образования на следующую ступень испытывают затруднения в учебе и с учителями. Не всегда это связано с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями. Чаще с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе.
Методики диагностики:
1) изучение отношения обучающихся к учебным предметам,
2) ранжирование учебных предметов,
3) выявление доминирующих мотивов.
Методы изучения мотивов и личности:
1) опрос субъекта (изучение его мотивировок и мотиваторов): беседа, опрос, анкетирование;
2) оценка поведения и его причин со стороны: наблюдение, анализ результатов деятельности;
3) эксперимент.
Такую работу лучше проводить в начале и в конце каждого учебного года. Результаты изучения уровня мотивированности обучающихся класса использовать при оформлении индивидуальных характеристик, на педсоветах и на родительских собраниях.
Повышение мотивации должно быть и в в воспитательной работе.
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». (В.А.Сухомлинский)
Во внеклассной работе желательны различные интересные формы работы, вызывающие определенный эмоциональный настрой и поэтому средством мотивации учения. Здесь можно поднимать темы, направленные на формирование положительного образа эрудированного, творческого, целеустремлённого человека, говорить о значимости образования для успеха в жизни.
“Я учусь, потому что это необходимо в дальнейшей жизни” - самый популярный ответ обучающихся с высокой мотивацией обучения.
Важной задачей работе является создание классного коллектива и актива класса для сплочение детей посредством классных мероприятий. Сотрудничая со сверстниками при групповой форме работы, дети учатся выражать свое мнение, думать и оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы. И если ребятам комфортно, они чувствуют свою значимость в коллективе, то и в учебе будут успехи.
Успешность воспитания по усилению мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами – предметниками. Классный руководитель должен знать, как ученик работает на уроках. Важно повлиять на него с целью повышения его самооценки, веры в успешность, надо добиваться, чтобы ребенок осознавал необходимость получаемых знаний.
Творческая активность - это участие в конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах разного уровня. При организации и проведении мероприятий нужно дать шанс каждому проявить себя в качестве организатора и участника.
В развитии мотивации к обучению играет роль и внеурочная деятельность. Нужно организовать работу среди обучающихся и их родителей, чтобы ученики по интересам выбрали себе направление внеурочной деятельности: спортивные секции, шахматы, вязание, театральное объединение и другие.
Сотрудничество с семьей в интересах ребенка, выработка единых требований, организация помощи в обучении – важнейший элемент повышения мотивации в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители не снижают уровень требований к детям и могут оказывать им помощь, а общение с детьми мягкое и теплое. А там, где родители безразличны к детям или осуществляют жесткий контроль, у детей формируется низкий уровень мотивации.
Кроме бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников, контроль за учёбой обучающихся помогает мне вести система «Сетевой город».
Работа с обучающимися с низкой мотивацией обязательна.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский)
При работе с ними важно выявить причины низкой мотивации и в дальнейшей работе уделять внимание на их устранение. При подготовке к сдаче ГИА проводится следующая работа:
1) систематическая работа с родителями, выявление условий проживания обучающихся, налаживание совместной работы по устранению неуважительных пропусков, причин невыполнения домашней работы,
2) организация участия обучающихся с низкой мотивацией в конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях,
3) контроль ежедневно посещения обучающимся консультаций, кружков, секций, на которых ребенок может при помощи учителей-предметников устранить недочеты в образовании или иметь возможность проявить себя в дополнительном образовании, что повышает мотивацию в обучении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.