Алвин Тофлер, американский социолог и журналист, о проблемах информационного общества.
В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать…
Актуальность связана с проблемами общества:
Современные дети отказываются читать книги;
Предпочитают другие источники информации;
Обладают системно-смысловым типом сознания;
Ведущей является смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности
Задача: формирование смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка
концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям
необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они
привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать
слышимое и читать. Понимая отдельные слова и короткие
предложения, они не могут связывать их, в результате не
понимают текста в целом
(российский педагог и психолог Д.И. Фельдштейн).
Актуальность связана с проблемами общества:
5) В современном информационном обществе чтение имеет «метапредметный» или «надпредметный» характер;
6) умения чтения относятся к универсальным учебным действиям
Следовательно, это требование и новых образовательных стандартов.
Актуальность определена проблемами школы:
проблема понимания текстов обучающимися школы;
разработка программы по смысловому чтению основного общего образования;
подготовка к ГИА в 9 классе.
Цель:
создать условия для самосовершенствования участников по проблеме повышения читательской компетентности учащихся
познакомить с организацией смыслового чтения на уроке по стратегии Компрессия текста (алгоритм ее использования)
Определение понятия:
Смысловое чтение – вид чтения, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения, «ознакомительного» или «поиска информации», тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
План-программа:
Н.Н. Сметанникова, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), считает, что:
Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя;
Типы стратегий:
предтекстовая,
текстовая,
послетекстовая,
работа с объемными текстами,
общеучебная,
компрессия текста
и другие…
Результаты стратегии:
различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Второй этап:
понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы) означает:
выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап:
интерпретация.
активный анализ, сличение элементов текста друг с другом;
процесс перехода от текста к выделению внутреннего смысла – интерпретации;
осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Элементарная грамотность | Функциональная грамотность |
|
|
Алгоритм стратегии G — S — R :
Название стратегии: (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Тип стратегии: Компрессии текста
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Бегло прочитайте текст;
разделите его на смысловые отрывки (смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста);
При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.
Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу;
Создайте таблицу и озаглавьте колонки.
Таблица:
В первую колонку - обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
Пояснения к ходу работы:
В 1смысловом отрывке текста явно или неявно сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей.
Поэтому к 1 абзацу нужно поставить два вопроса.
Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д.
Пояснения к ходу работы:
Ключевое слово во 2 колонке — это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Обычно это 3-5 существительных и глаголов.
Индивидуальные слова в 3 колонке определяют детали содержания текста, которые трудно запомнить (имена, цифры, прилагательные…)
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. Где волки устраивали ночлег? | В лисьих норах | |
Для создания аннотации нужны вопросы из колонки 1. Подчеркнуть глаголы и существительные, составить из них ответ на вопрос: «О чем текст?» | Для создания краткого пересказа нужны слова из колонки 2. | Для создания полного пересказа нужны мысли и слова из колонок 2 и 3 |
Рефлексия: «Ладошки-кулачки»
Ответьте на вопросы: «да» - раскрытые ладошки
«нет» – сжатые кулачки
1) Проблема мастер-класса важна только для учителей литературы?
2) Проблема мастер-класса важна для всех учителей – предметников школы?
3) Полезен ли был для вас мастер-класс ?
4) Будете ли Вы в дальнейшем знакомиться со стратегиями смыслового чтения?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.