Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"

Оценка 4.8
Мероприятия +3
pptx
Междисциплинарный 4
1 кл—11 кл
17.12.2023
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"
обучение анализу и интерпретации текста в соответствии с ФГОС
мастер-класс Стратегии смыслового чтения на уроках чтения.pptx

Стратегии смыслового чтения на уроках

Стратегии смыслового чтения на уроках

мастер-класс


Стратегии
смыслового чтения
на уроках

Алвин Тофлер, американский социолог и журналист, о проблемах информационного общества

Алвин Тофлер, американский социолог и журналист, о проблемах информационного общества

Алвин Тофлер, американский социолог и журналист, о проблемах информационного общества.

В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать…

Актуальность связана с проблемами общества:

Актуальность связана с проблемами общества:

Актуальность связана с проблемами общества:

Современные дети отказываются читать книги;
Предпочитают другие источники информации;
Обладают системно-смысловым типом сознания;
Ведущей является смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности

Задача: формирование смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка
концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям
необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они
привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать
слышимое и читать. Понимая отдельные слова и короткие
предложения, они не могут связывать их, в результате не
понимают текста в целом
(российский педагог и психолог Д.И. Фельдштейн).
 

Актуальность связана с проблемами общества: 5)

Актуальность связана с проблемами общества: 5)

Актуальность связана с проблемами общества:

5) В современном информационном обществе чтение имеет «метапредметный» или «надпредметный» характер;
6) умения чтения относятся к универсальным учебным действиям

Следовательно, это требование и новых образовательных стандартов.

Актуальность определена проблемами школы: проблема понимания текстов обучающимися школы; разработка программы по смысловому чтению основного общего образования; подготовка к

Актуальность определена проблемами школы: проблема понимания текстов обучающимися школы; разработка программы по смысловому чтению основного общего образования; подготовка к

Актуальность определена проблемами школы:

проблема понимания текстов обучающимися школы;
разработка программы по смысловому чтению основного общего образования;
подготовка к ГИА в 9 классе.

Стратегии смыслового чтения по

Стратегии смыслового чтения по

Стратегии смыслового чтения по ФГОС. Метапредметные результаты

Цель: создать условия для самосовершенствования участников по проблеме повышения читательской компетентности учащихся познакомить с организацией смыслового чтения на уроке по стратегии

Цель: создать условия для самосовершенствования участников по проблеме повышения читательской компетентности учащихся познакомить с организацией смыслового чтения на уроке по стратегии

Цель:

создать условия для самосовершенствования участников по проблеме повышения читательской компетентности учащихся
познакомить с организацией смыслового чтения на уроке по стратегии Компрессия текста (алгоритм ее использования)

Определение понятия: Смысловое чтение – вид чтения, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста

Определение понятия: Смысловое чтение – вид чтения, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста

Определение понятия:

Смысловое чтение – вид чтения, нацеленное на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения, «ознакомительного» или «поиска информации», тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

План-программа: Н.Н. Сметанникова, президент

План-программа: Н.Н. Сметанникова, президент

  План-программа:

Н.Н. Сметанникова, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), считает, что:
Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя;

Типы стратегий:
предтекстовая,
текстовая,
послетекстовая,
работа с объемными текстами,
общеучебная,
компрессия текста
и другие…
 

Результаты стратегии:  различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;  распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее…

Результаты стратегии:  различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;  распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее…

Результаты стратегии:

 различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
 распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
 собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"

Декодирование:

Декодирование:

Декодирование:

Декодирование: Личность читателя:

Декодирование: Личность читателя:

Декодирование:

Личность читателя:
Эрудированность
Жизненный опыт
Образование
Интуиция
Эмоциональность

Первый этап: восприятие информации в тексте (восприятие значений, прием сообщения)

Первый этап: восприятие информации в тексте (восприятие значений, прием сообщения)

Первый этап:

 восприятие информации в тексте (восприятие значений, прием сообщения).
важно понимание значение слов, высказываний, фрагментов текста - средств выражения смысла.
Важно учитывать контекст.

Второй этап: понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы) означает: выбрать в словах контекстуально актуализированные значения выявить поверхностный смысл на базе этих значений

Второй этап: понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы) означает: выбрать в словах контекстуально актуализированные значения выявить поверхностный смысл на базе этих значений

Второй этап:

понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы) означает:
выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
 выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап: интерпретация . активный анализ, сличение элементов текста друг с другом; процесс перехода от текста к выделению внутреннего смысла – интерпретации; осознание внутреннего смысла…

Третий этап: интерпретация . активный анализ, сличение элементов текста друг с другом; процесс перехода от текста к выделению внутреннего смысла – интерпретации; осознание внутреннего смысла…

Третий этап:

интерпретация.
активный анализ, сличение элементов текста друг с другом;
процесс перехода от текста к выделению внутреннего смысла – интерпретации;
осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Элементарная грамотность Функциональная грамотность

Элементарная грамотность Функциональная грамотность

Элементарная грамотность

Функциональная грамотность


Способность личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.


Способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации

Алгоритм стратегии G — S — R :

Алгоритм стратегии G — S — R :

Алгоритм стратегии G — S — R :

Название стратегии:  (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Тип стратегии: Компрессии текста
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели  стратегии: научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости
 

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроках"

Практическая работа: Прочитайте инструкцию

Практическая работа: Прочитайте инструкцию

Практическая работа:

Прочитайте инструкцию.

Подготовьте таблицу из трёх колонок.

3. Составьте три варианта текста (аннотацию, краткий пересказ, пересказ), используя инструкцию.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Бегло прочитайте текст;
разделите его на смысловые отрывки (смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста);
При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.
Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу;
Создайте таблицу и озаглавьте колонки.

Таблица: В первую колонку - обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на…

Таблица: В первую колонку - обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на…

Таблица:

В первую колонку - обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

 

Таблица: План в вопросах Ключевые слова (основные мысли)

Таблица: План в вопросах Ключевые слова (основные мысли)

Таблица:

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1. Где волки устраивали ночлег?
2. Чем занимались?
3…

В лисьих норах

Слушали сказки

Пояснения к ходу работы: В 1смысловом отрывке текста явно или неявно сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей

Пояснения к ходу работы: В 1смысловом отрывке текста явно или неявно сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей

Пояснения к ходу работы:

В 1смысловом отрывке текста явно или неявно сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей.
Поэтому к 1 абзацу нужно поставить два вопроса.
Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д.

Пояснения к ходу работы: Ключевое слово во 2 колонке — это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос

Пояснения к ходу работы: Ключевое слово во 2 колонке — это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос

Пояснения к ходу работы:

Ключевое слово во 2 колонке — это слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Обычно это 3-5 существительных и глаголов.
Индивидуальные слова в 3 колонке определяют детали содержания текста, которые трудно запомнить (имена, цифры, прилагательные…)

План в вопросах Ключевые слова (основные мысли)

План в вопросах Ключевые слова (основные мысли)

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1. Где волки устраивали ночлег?
2. Чем занимались?
3…

В лисьих норах

Слушали сказки

Для создания аннотации нужны вопросы из колонки 1. Подчеркнуть глаголы и существительные, составить из них ответ на вопрос: «О чем текст?»

Для создания краткого пересказа нужны слова из колонки 2.

Для создания полного пересказа нужны мысли и слова из колонок 2 и 3

Рефлексия: «Ладошки-кулачки» Ответьте на вопросы: «да» - раскрытые ладошки «нет» – сжатые кулачки 1)

Рефлексия: «Ладошки-кулачки» Ответьте на вопросы: «да» - раскрытые ладошки «нет» – сжатые кулачки 1)

Рефлексия: «Ладошки-кулачки»

Ответьте на вопросы: «да» - раскрытые ладошки
«нет» – сжатые кулачки
1) Проблема мастер-класса важна только для учителей литературы?
2) Проблема мастер-класса важна для всех учителей – предметников школы?
3) Полезен ли был для вас мастер-класс ?
4) Будете ли Вы в дальнейшем знакомиться со стратегиями смыслового чтения?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023