МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Класс: 8-й класс
Тема урока: Литературные традиции Донбасса: жизнь и творчество Василия Гроссмана.
Цели:
1. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Василия Гроссмана как представителя литературы Донбасса.
2. Развить навыки анализа текстов и критического мышления.
3. Формировать чувство гордости за литературное наследие родного края. Задачи:
1. Исследовать основные темы и идеи произведений Гроссмана;
2. Применить на практике навыки письменной и устной речи через обсуждение и творческие задания;
3. Связать идеи произведений писателя с историческими и социальными реалиями региона.
План изучения темы:
1. Введение в тему (10 минут):
ü Краткая информация о Василии Гроссмана (биография, значимость).
ü Начало обсуждения: «Почему важно знать литературу своего края?»
2. Изучение произведений (30 минут):
ü Чтение отрывков из произведений Гроссмана: «Жизнь и судьба», «На войне».
ü Вопросы для обсуждения (групповая работа): Какие темы затрагивает Гроссман в своих произведениях? Как отражаются события исторической реальности в его текстах?
3. Творческое задание (20 минут):
ü Групповая работа: каждая группа разрабатывает небольшой проект (плакат, презентацию на тему «Человек в эпоху перемен: взгляд Гроссмана»).
ü Итоговая презентация групп.
4. Обсуждение и рефлексия (20 минут):
ü Обсуждение представленных проектов, выявление общих идей и тем.
ü Проблемные вопросы: Как войны и социальные потрясения влияют на личность человека (по мнению Гроссмана)? Как литература может помочь осмыслить исторические события?
5. Заключение (10 минут):
ü Итоги урока и домашнее задание: написать небольшую заметку (100-150 слов) о значении литературного наследия родного края.
Методы: Устный опрос, групповая дискуссия, проектная работа, анализ текста.
Приемы: Мозговой штурм, работа в малых группах, интерактивное чтение, взаимная оценка работ.
Виды деятельности: Чтение и анализ текстов. Работа в группах над проектами. Презентация результатов работы. Участие в обсуждении. Проблемные вопросы (ситуация, задача):
1. Ситуация: Группа молодых людей изучает историю своей семьи и находит документы о том, как их предки участвовали в исторических событиях, описанных в произведениях Гроссмана.
Вопрос: Как эти события повлияли на их жизнь и выбор? Чем это перекликается с темами, представленными в литературе?
2. Задача: Учащиеся получают задание провести небольшой опрос среди старших поколений (родителей, бабушек и дедушек) о том, какие литературные произведения связаны с их опытом и воспоминаниями. Вопрос: Какие идеи и темы литературы представлены в их историях? Как они соотносятся с темами и проблемами, освещенными Гроссманом?
Заключение: План урока направлен на создание увлекательной и интерактивной среды, где ученики могут глубже понять литературное наследие своего края через призму творчества Василия Гроссмана. Такой подход позволит ученикам не только изучить литературу, но и осмыслить ее актуальность для их жизни и культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.