МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 12.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПР_ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ.pdf

МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПО 

ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Класс: 8-й класс 

Тема урока: Литературные традиции Донбасса: жизнь и творчество Василия Гроссмана. 

Цели: 

1.   Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Василия Гроссмана как представителя литературы Донбасса. 

2.   Развить навыки анализа текстов и критического мышления. 

3.   Формировать чувство гордости за литературное наследие родного края.  Задачи: 

1.   Исследовать основные темы и идеи произведений Гроссмана; 

2.   Применить на практике навыки письменной и устной речи через обсуждение и творческие задания; 

3.   Связать идеи произведений писателя с историческими и социальными реалиями региона. 

План изучения темы: 

1.   Введение в тему (10 минут): 

ü Краткая информация о Василии Гроссмана (биография, значимость). 

ü Начало обсуждения: «Почему важно знать литературу своего края?» 

2.   Изучение произведений (30 минут): 

ü Чтение отрывков из произведений Гроссмана: «Жизнь и судьба», «На войне». 

ü Вопросы для обсуждения (групповая работа): Какие темы затрагивает Гроссман          в        своих          произведениях?   Как    отражаются         события исторической реальности в его текстах? 

3.   Творческое задание (20 минут): 

ü Групповая работа: каждая группа разрабатывает небольшой проект (плакат, презентацию на тему «Человек в эпоху перемен: взгляд Гроссмана»). 

ü Итоговая презентация групп. 

4.   Обсуждение и рефлексия (20 минут): 

ü Обсуждение представленных проектов, выявление общих идей и тем. 

ü Проблемные вопросы:  Как войны и социальные потрясения влияют на личность человека (по мнению Гроссмана)? Как литература может помочь осмыслить исторические события? 

5.   Заключение (10 минут): 

ü Итоги урока и домашнее задание: написать небольшую заметку (100-150 слов) о значении литературного наследия родного края. 

Методы: Устный опрос, групповая дискуссия, проектная работа, анализ текста. 

Приемы: Мозговой штурм, работа в малых группах, интерактивное чтение, взаимная оценка работ. 

Виды деятельности: Чтение и анализ текстов. Работа в группах над проектами.   Презентация результатов работы. Участие в обсуждении.  Проблемные вопросы (ситуация, задача): 

1.                 Ситуация: Группа молодых людей изучает историю своей семьи и находит документы о том, как их предки участвовали в исторических событиях, описанных в произведениях Гроссмана. 

Вопрос: Как эти события повлияли на их жизнь и выбор? Чем это перекликается с темами, представленными в литературе? 

2.                 Задача: Учащиеся получают задание провести небольшой опрос среди старших поколений (родителей, бабушек и дедушек) о том, какие литературные произведения связаны с их опытом и воспоминаниями.  Вопрос: Какие идеи и темы литературы представлены в их историях? Как они соотносятся с темами и проблемами, освещенными Гроссманом? 

Заключение: План урока направлен на создание увлекательной и интерактивной среды, где ученики могут глубже понять литературное наследие своего края через призму творчества Василия Гроссмана. Такой подход позволит ученикам не только изучить литературу, но и осмыслить ее актуальность для их жизни и культуры.