Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Оценка 4.7

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
31.05.2017
Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии. Цель данного урока - обобщить проделанную работу и сделать определенные выводы: проходит или нет теория Раскольникова проверку жизнью?
урок Достоевский.doc
Методическая разработка урока теоретического обучения  по дисциплине «Литература» Тема:   Теория   «сильной   личности»   и   ее   опровержение   в   романе   Ф.   М.   Достоевского «Преступление и наказание». Цели урока: Образовательные: ­ раскрыть суть теории Раскольникова;                                   ­ определить ведущие мотивы преступления;                                  ­ проанализировать этапы развенчания теории Раскольникова. Развивающие:         ­ развивать навыки аналитического чтения;                                  ­ развивать навыки сопоставительного анализа образов героев романа;                                  ­ развивать навыки делать обобщающие выводы; Воспитательные:    ­ через отрицание пробудить у студентов чувство уважения к                                       человеку, к незыблемости нравственных понятий. Оборудование: 1. Достоевский   Ф.  М.  «Преступление   и  наказание»:   Роман.  В  6  ч.  с  эпилогом.  –  М.: «Просвещение», 1982.­480 с. 2. Презентация. План и хронометраж урока № п/п Этапы урока Время (мин.) 1 2 3 4 5 Организационный этап Повторение и обобщение изученного материала Изложение нового материала Закрепление изученного материала Выставление оценок, домашнее задание Итого Ход урока: 1  10 22 10 2 45 Этапы урока № п/ п 1 Организационный этап 2 Повторение и обобщение изученного материала ­Сегодня   мы   с   вами   продолжаем   изучение   романа «Преступление   и   наказание»,   одного   из   самых   сложных произведений русской литературы 19 века. Тема сегодняшнего урока   –  теория   «сильной   личности»   и   ее   опровержение   в романе.  Нам   предстоит   проследить   по   тексту   произведения,   какие Примечания                                 Запись темы урока способы и художественные средства использует автор для того, чтобы   убедить   читателя   в   бессмысленности   и   опасности зарождения   в   сознании   людей   теории   «сильной»   личности   и подобных ей теорий.   в тетради. На   прошлом   уроке   мы   говорили,   что   Достоевский   в   своем романе   не   ограничивается   изображением   определенной социальной   среды,   мира   «бедных   людей»,   а   проникает   в   их сознание, раскрывает их отношение к господствующим в мире порядкам.   ­ Назовите главного героя  романа.  Опишите его.     Родион   Раскольников   –   «замечательно   хорош   собою,   с привлекательными   темными   глазами…ростом   выше   среднего, тонок и строен», бывший студент, из­за бедности бросает учебу, влачит   нищенское   существование.   Бедность,   дошедшая   до крайности,  деньги, которые он вынужден брать у матери, ­  все это чрезвычайно ущемляет его гордость, даже темная конура, где он живет, сильно повлияла на его мировоззрение. Родион       Раскольников от греч. имени Иродион «герой» (покровитель имени св. Родос – монах­отшельник,   желающий искупить все грехи людей)                 «раскол» ­ Прочитайте отрывок, когда он вышел на улицу.  Ч. 1 ГЛ. 1 С. 5.  ­ Найдите и прочитайте ключевые слова, характеризующие его состояние. (работа с текстом) ­ Вспомните, каким изображен Петербург? С   первых   страниц   романа   мы   попадаем   в   мир   неправды, несправедливости,   несчастья,   ненависти,   вражды,   распада моральных устоев. Петербург Пейзажи (жара страшная, толкотня, духота, особенная летняя вонь, отвратительный и грустный колорит – чувство глубочайшего омерзения – у персонажа) Сцены уличной жизни (пьяные, сцена на Николаевском мосту, шарманщик и толпа,  пьяная девочка) Интерьеры (каморка, желтые обои, клетушка) Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» ­ создают общее впечатление города, который   враждебен   человеку,   теснит,   давит   его,   создает атмосферу   безысходности,   толкает   его   на   скандалы   и преступления. Выводы:  1. Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем   чувство   омерзения   и   злобного   презрения   к   столпам общества. 2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. 3.   Раскольникова   мучают   не   только   бедность   и   нужда,   а попытки решить какой­то важный вопрос.  А какой именно мы с вами сегодня и узнаем. ­ С какой целью Раскольников выходит из своей каморки? Идет делать пробу «предприятию» ­  Как   вы   считаете,   каковы   были   причины,   побудившие Раскольникова совершить преступление? ­ Нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям; ­   Мир   жесток,   и   жизнь,   полная   страданий   толкает   людей   на преступления; ­ Раскольников не может смотреть на страдания других людей, которые живут хуже его. ­  Еще   одной   причиной   совершения   преступления   стала теория Раскольникова.  Сегодня мы с вами раскроем суть этой теории и проследим, подтвердится она в романе или будет опровергнута.  3 Изложение нового материала ­   Прежде   чем   мы   обратимся   к   теории,   проанализируем размышления Раскольникова и его мысли во время разговора студента с офицером в трактире. Ч. 1 ГЛ. 6 С. 54 (зачитать) ­  Теперь  обратимся   к   самой   теории.   Суть   этой   теории   была изложена   героем   в   статье   «О   преступлении»,   которая   за   2 месяца   до   преступления   Раскольникова   была   опубликована   в газете «Периодическая речь».   (просмотр видеофрагмента, пометки в тетради) ­ Итак, в чем суть теории Раскольникова? Раскольников   поделил   людей   на   2   разряда:   обыкновенных   и необыкновенных. Находясь во власти этой теории, Раскольников убежден, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит   несправедливое   общество   и   создаст   общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует  Родиона Раскольникова. ­ Давайте  вспомним, каких людей  Раскольников  причислял  к обыкновенным, а каких к необыкновенным. Для   этого   обратимся   к   тексту   и   еще   раз   прочитаем   теорию Раскольникова,   теперь   уже   выделяя   ключевые   слова относительно разрядов людей, и заполним таблицу.  Ч. 3 ГЛ. 5 С. 206 (работа с текстом, заполнение таблицы) Обыкновенные люди (низший разряд) «должны жить в послушании и не   имеют   права   преступать закон»   Материал, служащий единственно   для   зарождения себе подобных. Необыкновенные люди   Имеют   право   делать всякие   преступления   и всячески преступать закон Имеет   неофициальное право,   сам   имеет   право разрешить   своей   совести перешагнуть   через   иные Люди консервативные, чинные,  живут в послушании и любят  быть послушными Сохраняют мир и преумножают его численно.   препятствия, и единственно в том случае, если исполнение его идеи (иногда   спасительной, может   быть,   для   всего человечества) того потребует. …не то что великие, но и чуть­чуть   из   колеи выходящие   люди,   т.е. чуть­чуть даже способные сказать что­нибудь новенькое,   должны   по природе   своей   быть непременно преступниками Двигают мир и ведут его к цели.     Имеют одинаковое право существовать ­  К   какому   разряду   людей   относит   себя   Раскольников? Почему? ­   Поделив   людей   на   2   разряда,   Раскольников   сам   не   может определить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеющий». Мысль   о   праве   сильной   личности   родила   у   Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих».  Убийство – своеобразная самопроверка героя: способен ли он перешагнуть   через   привычные   нормы   обыкновенных   людей, преступить закон по совести. Однако после совершения преступления герой не испытывает торжества   победителя,   убийством   причислившего   себя   к избранным. Напротив, герой переживает мучительный надлом в себе: он избегает людей, даже самые близкие люди становятся ненавистны   ему,   его   преследует   страх   разоблачения,   во   сне приходит убитая им старуха.  Он презирает себя за этот страх – чувство, свойственное простому смертному.  «он как будто ножницами отрезал себя сам от всех…» Достоевский писал: «Над душами людей могут властвовать не только   чувства   и   страсти,   но   и   отвлеченные   теории;   они обладают   способностью   воспламенять   душу   человека, порабощать его сознание и волю». Рассмотрим   приемы   разоблачения   автором   теории «сильной» личности в романе. 1. Психологическое исследование состояния героя до и после совершения им преступления.   Достоевский постоянно обращает внимание на стихийность  преступления. Герой боится быть разоблаченным и  одновременно с этим жаждет быть обвиненным. 2)   Введение   в   роман   образов   «двойников»   Раскольникова, вызывающих   у   читателя   чувства   протеста,   негодования, омерзения  (Лужин   живет   по   теории   главного   героя:   все дозволено,   так   как   «все   на   личном   интересе   основано». Раскольников с отвращением понимает, что Лужин ему идейно близок, поэтому   с интересом и разговаривает с ним, хотя это его мучает). ­  Почему   Раскольников   открылся   именно   Соне?   Что   мы знаем о ней? В восприятии Раскольникова, Соня тоже «преступила», потому идейно близка ему. Поэтому открывается именно ей. ­ Какую Соня  читает Раскольникову  притчу о воскрешении Лазаря. Как вы считаете, почему? Чтение притчи о воскрешении Лазаря – кульминационная сцена романа.   Без   этой   притчи   непонятны   мотивы   покаяния Раскольникова.   Тема   Лазаря   дана   и   выше   –   в   разговоре   с Порфирием   Петровичем.   Так   Достоевский   издали, заблаговременно   подготавливает   читателя   к   восприятию мотива,   связанного   с   духовным   воскресением.   Достоевский изображает распахнутость сердца Сони навстречу евангельской мудрости. Для Сони все, что связано с Богом, свято.  3)Правда Сони Мармеладовой. Одним из  способов показать истоки того или  иного явления, поступка,   образа   жизни   является   введение   писателями   в произведение   снов   персонажа.   Так   и   Достоевский   передает внутреннее состояние Раскольникова   через его сны. Прочитаем сон Раскольникова, который он видел на каторге.  ЭПИЛОГ. С. 436 (чтение) 4.   Сны   Раскольникова   как   форма   выражения   массового безумия людей, порабощенных бесчеловечной идеей. 4 Закрепление изученного материала Итак, мы с вами определили причины преступления, выявили. Что   одной   из   этих   причин   была   теория   Раскольникова,   суть которой сводилась к разделению людей на 2 разряда. ­   Можно   ли   назвать   эту   теорию   антигуманной, безнравственной? Почему? ВЫВОД:   Достоевский   показал   несоответствие   между теоретическими   решениями   и   практикой,   подчеркивает,  что невозможно рассчитать жизнь теорией.  Мы   видим,   какие   страшные   последствия   могут   иметь   для отдельного   человека   («идея»   привела   героя   к   расколу   с окружающими   людьми  и  самим   собой)  и  для  общества   идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь   Порфирий   Петрович   скажет   позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А   выдумай   вы   другую   теорию,   так,   пожалуй,   ещё   и   в   сто миллионов раз безобразнее дело сделали». Немало   бед,   кровопролитий   принесли   миру   разные   теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей. На   следующем   уроке   мы   рассмотрим   подробнее   судьбу Раскольникова и совершенное им преступление. Задание: письменно ответить вопрос: Мое понимание теории Раскольникова. 5 Выставление оценок, домашнее задание. Проследить   взаимоотношения   Раскольникова   с   Разумихиным, Свидригайловым, Лужиным, Соней, матерью и сестрой.

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения по литературе. Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Методическая разработка урока теоретического обучения  по литературе.  Тема: Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017