Методическая разработка урока «Тип моллюски. Многообразие и значение»
Оценка 5

Методическая разработка урока «Тип моллюски. Многообразие и значение»

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
биология
7 кл
08.02.2017
Методическая разработка урока «Тип моллюски. Многообразие и значение»
Данная презентация- итог работы учащейся по изучению экологического состояния береговой линии озера Байкал
Урок_ Тип Моллюски. Многообразие моллюсков_ Боярченко В.Н., Северобайкальск.doc

 

Урок биологии 7 класс.

Тема урока: «Тип моллюски. Многообразие и значение»

 

Цель:  расширить представления учащихся о  многообразии и  значении моллюсков в природе и жизни человека;

 

Обучающая:

  • обобщить основные признаки представителей типа, классов моллюски, черты их высокой организации, филогенетической связи с ранее изученными животными;
  • познакомить с разнообразием представителей данного типа; их значением
  • самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме.

Развивающая:

  • развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать,  делать выводы, доказывать;
  • информационной культуры – анализировать информацию, критически ее оценивать, обобщать, творчески перерабатывать;

Воспитательная:

  • активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;
  • воспитание  культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности).
  • Ценить красоту окружающего мира, воспитывать ценностное отношение к приоде

 

Ход урока

I. Организационный момент. 1 мин Мотивация к учебной деятельности

1.       Учитель: Встаньте(-ем) ровно, расправьте(-им) плечи, мысленно улыбнитесь(-емся) – мы рады видеть друг друга. Здравствуйте!  Садитесь!

- на нашем уроке сегодня присутствуют гости и мы с вами покажем им нашу работу…

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел. 4 мин

  Как называется раздел биологии, который мы изучаем? (зоология) Что это за наука?

Какие типы животных мы изучили? С каким типом животных  мы продолжим свое знакомство сегодня? (Правильно, с моллюсками). Как называется раздел зоологии о моллюсках?

Учитель: Не знаете?  Где можно узнать? Как можно это выяснить?  (предлагаю одному из учеников  воспользоваться интернетом)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

 

Учитель: А мы тем временем обратим внимание на наше Древо жизни (откройте учебники С 67). Какую информацию о моллюсках можно извлечь, основываясь на их месторасположении на нем?

Ответ. (По Древу они стоят выше типа кольчатые черви, значит более высокоорганизованнные, имеют более сложное строение, кольчатые Черви  являются их предками,  значит, имеются какие-то общие черты, как правило, на ранних стадиях развития.

Ответ: Раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков называется - Малаколо́гия  СЛАЙД

Назовите общие признаки Типа.  (Нечленистое мягкое тело, состоящее из…, Раковина или ее остатки, особая складка кожи - мантия, образующая мантийную полость- слайд)

 

Сколько видов животных объединяет тип (130 тыс).

На какие классы делится Тип моллюски.

Что лежит в основе подразделения на классы?

 В данный тип объединяют 3 класса – Брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Судя по расположению на древе, из данных классов самыми высокоорганизованными являются головоногие, затем идут двустворчатые и брюхоногие)

Слайд

              Описание: Тип Моллюски
Класс
Двустворчатые

Мидии,
устрицы,
беззубки,
перловицы,
жемчужницы

Класс
Брюхоногие

Класс
Головоногие

Сл...

 

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами все были учеными лаборатории Лимнологического института г. Иркутск и  стали специалистами по определенному классу  моллюсков, заполнили таблицу, содержащую основные сведения, заслушивали выступления коллег. 

 

Проверим ваши знания.

На рабочих листах укажите число, Фамилию, Имя и выполните первое задание

Задание 1

Установите соответствие между организмами разных классов моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

В. наземные, морские и пресноводные обитатели

Г. Исключительно морские обитатели

Д.Раковина внутренняя или отсутствует

 

  1. Брюхоногие
  2. Двустворчатые
  3. Головоногие

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Проверим себя, назовите порядок цифр, который получился

 Подведем итог. Что лежит в основе деления на классы? ( Ответ: Один из основных признаков - Наличие и форма раковины или ее отсутствие )

 

Учитель: Какую роль играет раковина (защита мягкого тела). Чему  способствовало появление раковины?  Освоению некоторыми представителями этих животных  суши.

 

 Проверим ваши знания представителей каждого класса.

Задание № 2 «Четвертый лишний»

А) перловица, слизень, устрица, мидия

Б) осминог, каракатица, беззубка, кальмар

В) гребешок, катушка, прудовик, виноградная улитка   (проверка с афишированием, показ картинок)

 

Посмотрите на слайд (быстрое чередование картинок), каким словом можно заменить МНОГООБРАЗИЕ. Обратите внимание на таблицы по правой стене от вас О чем еще мы сегодня узнаем  и ЗНАЧЕНИЕ.

Запишите Тему урока в свои рабочие листы.

 

  Какова же цель нашего урока?  (познакомиться с многообразием и значением моллюсков). Задачи ???

СЛАЙД  план

Сегодня мы познакомимся с наиболее  интересными представителями Типа Моллюски

Их значением в природе и жизни человека

И так как они обитатели водной среды, а мы живем на берегу озера (какого??? Ьайкал), познакомимся с моллюсками, обитающими в Байкале

С многогообразием  и значением моллюсков каждого класса нас познакомят наши специалисты Гармаев: Я познакомился с  СЛАЙД ОДИН

Писаренко: Я изучал разных двустворчатых СЛАЙД ОДИН

Петелина Д СЛАЙД + ??? Замечательно поработали наши малакологи, давайте немного отдохнём

ФИЗМИНУТКА

 

- Сядем поудобнее. Закроем глаза переместимся мысленно в  подводный мир озера Байкал

- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

 - Вы увидели живого огромного осминога - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.

- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.

-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

- Снова открыли глаза-

 - Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами  и широко улыбнулись

 

            Продолжаем работу…Почему показалось?

Ученик 1 :  Я выяснял водятся ли Головоногие в Байкале. Выяснил – не водятся.  Почему ? так как оно пресное, а они морские обитатели

Ученик2: , главный специалист по моллюскам озера Байкал. Что ты можешь сказать… ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ребята, по мере выступления, занесите необходимую информацию в рабочие листы.[ Приложение2]

 

А теперь: Рассмотрите ваши лотки и их содержимое. 

Задание 3. Инструктивная карта: Рассмотрите ваши лотки и их содержимое. 

1.    Сравните размеры раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы), надавите на них.  Что можете сказать?

 Байкальские моллюски, имеют небольшие размеры, тонкую и хрупкую раковину).

2.    Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина.    Проанализируйте предлагаемую  таблицу   «Химический состав воды». Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте и запишите вывод в рабочие листы.

(Так как в морской воде содержится большое количество  различных химических веществ,  раковины морских моллюсков более крупные, толстые, твердые по сравнению с пресноводными обитателями , что связано с содержанием химических веществ в воде.

В настоящее время мы специалисты малакологи, сотрудники лимнологического института часто выезжаем на Байкал. С чем это связано.

Слово предоставляется Ученице(ку. Она является членом научного общества школы, участник ежегодной олимпиады по Байкаловедению и  она изучала этот вопрос {Приложение3]

.

Выступление: В настоящее время наблюдается  такая массовая гибель моллюсков  у нас на берегу в районе 8 км. Предполагают, что она вызвана…..

 Чем может навредить гибель моллюсков нашему озеру?

(Моллюски являются одним из компонентов системы самоочищения Байкала, поэтому их гибель может привести к нарушениям в этой системе и угрозе чистоты вод Байкала( объекту Всемирного наследия, содержащему 20% мировых запасов пресной воды) и его обитателям.

Учитель. Посмотрим на план, выполнили мы его или нет.

Учитель. Мы обобщили наши знания о Типе и классах животных? Ответ.

Учитель. Мы убедились в их многообразии и значении? Ответ.

Учитель. Познакомились с моллюсками – обитателями Байкала.

Учитель.  Справились с поставленными задачами? Ответ.

Учитель.  Мы достигли цели урока? Ответ.

   Есть  вопросы?       

 

VI. Контроль знаний. 4 мин

Проверим, как вы усвоили новый материал.  Выполним тест - Задание №3 в ваших рабочих листах.    На каждый вопрос дается 3 варианта ответа. Выбрать один верный  и обвести его в кружок. Время – 3 минуты    

1. Фарфоровая улитка, раковина которой служит денежной единицей некоторым народам

               А)  Конус   Б)   ципрея  или  каури     В) мурекс

2. Моллюск, использующийся для получения пурпурной краски

           А) мурекс    Б)  перловица   В) каракатица

3.Головоногие моллюски

                       а) служат промежуточными хозяевами для ленточных червей;

                       б) являются объектом промысла для получения перламутра;

                       в) являются объектом промысла для получения мяса;

4. Хищный брюхоногий моллюск, уничтожающий большое количество промысловых моллюсков

                      А)  тридакна    Б) рапана      В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасный для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловый моллюск, выращиваемый на специальных фермах

       В) объектом промысла для получения жемчуга

6. Байкальскими эндемиками являются :

А) бенедикция и шаровка

Б слизень и беззубка.

В) байкалия и катушка.

 

             Поменяйтесь рабочими листами, возьмите в руки карандаши и   проверьте правильность работ друг друга по ключу.  Шкала выставления оценок:

Нет ошибок – 5,  одна ошибка – 4,   2 ошибки и более – не ставьте оценку, пусть подготовится к следующему уроку

Поднимите руки кто получил       «5»-                 «4» -           «кто не получил оценку» -

    Передайте рабочие листы с задних парт на передние

 

VII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 2 мин

Откройте дневники, выставите свою  оценку и запишите  Д/З

 

Учитель: Сядьте ровно, сделаете глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу.

Вы молодцы, мы хорошо поработали Спасибо за сотрудничество.

Перед выходом из кабинета возьмите свои стикеры и выходя из кабинета оставьте свое мнение об уроке: если понравился - стикер зеленого цвета, если не  понравился   - розового

 

Желаю удачи. Урок окончен. До свидания.

 

 

 

Приложение

Рабочий лист « Тип моллюски"

Дата:______________ФИ_______________________         Класс______

Тема урока: «___________________________________» 

 

Описание: http://www.aquafanat.com.ua/forum/uploads/1262118927/gallery_3102_169_47939.jpg  Описание: http://juno-film.ru/image/__NEKTLNoSD.jpg  Описание: лима -  огненный мор  Описание: 2

 

Описание: наутилус  Описание: http://www.zadumka.org/wp-content/uploads/2013/12/%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B3.jpg Описание: http://ericandrade.net/images/wima/2051415099_48932d38f9_o.jpg   Описание: http://3.bp.blogspot.com/-O9hezFO3GGw/VbRPhYa-IcI/AAAAAAAAGm8/36SdMMtadjs/s400/MaximaClam_Uploaded%2Bby%2BRevolverOcelot-Wikimedia.jpg

 

Раздел зоологии, изучающий моллюсков - _______________________

 

Задание 1. Установите соответствие между классами  моллюсков и их признаками

Признаки класса

Классы

А. головы нет

Б. тело ассиметричное

В. наземные, морские и пресноводные обитатели

Г. Исключительно морские обитатели

Д. Раковина внутренняя или отсутствует

  1. Брюхоногие
  2. Двустворчатые
  3. Головоногие

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

Задание 2  «Четвертый лишний»       (зачеркните «лишнего» одной чертой)

А) перловица, слизень, устрица, мидия

Б) осминог, каракатица, беззубка, кальмар

В) гребешок, катушка, прудовик, виноградная улитка

 

Задание 3  Составьте схему “Моллюски Байкала”:

 

 

 

 


Класс: _____________________                               Класс: ________________________

 

Представители: бенедикция байкальская                         Представители: шаровка

Байкалииды килеобразная и широкоустная 

Затворки: ребристая и байкальская                              

 

Организмы, обитающие только в данном месте и нигде больше не встречающиеся - ________________

Задание 3       Инструктивная карта «Лабораторные исследования»

Рассмотрите ваши лотки и их содержимое. 

1. Сравните раковины (прудовика (бенедикции) и рапаны, шаровки и жемчужницы). Что можете сказать?

2. Почему размеры обитателей оз. Байкал меньше морских обитателей, их раковина тоньше и хрупкая?

Вспомните из чего состоит раковина.    Проанализируйте предлагаемую  таблицу   «Химический состав пресной и морской воды».  Какой вывод можно сделать

Химически состав воды

Химические вещества

Содержание в морской воде, мг/кг

Содержание в озере Байкал, мг/кг

кальций

412

15,2

магний

1290

3,1

Калий

400

2

натрий

10760

3,8

оксид углерода

106

3,8

сульфаты

2710

5,2

хлориды

19350

0,5

          

Вывод:  Байкальские моллюски  имеют __________________размеры, _______ и _________раковину. Это связано с _______________содержанием солей в воде (слабоминерализирована)

 

Задание 4: Тест «Многообразие и значение »           (Обведи верный ответ)

 

1. Фарфоровая улитка, раковина которой служит денежной единицей некоторым народам

               А)  Конус   Б)   ципрея  или  каури     В) мурекс

2. Моллюск, использующийся для получения пурпурной краски

           А) мурекс    Б)  перловица   В) каракатица

3.Головоногие моллюски

                       а) служат промежуточными хозяевами для ленточных червей;

                       б) являются объектом промысла для получения перламутра;

                       в) являются объектом промысла для получения мяса;

4. Хищный брюхоногий моллюск, уничтожающий большое количество промысловых моллюсков

                      А)  тридакна    Б) рапана      В) конус

5.Мидии, устрицы, гребешки

А) опасные для человека двустворчатые моллюски

Б) промысловые моллюски, выращиваемые на специальных фермах, использующиеся в пищу

       В) являются объектом промысла для получения жемчуга

6. Байкальскими эндемиками являются :

       А) бенедикция и шаровка

       Б слизень и беззубка.

       В) байкалия и катушка.

ШКАЛА оценивания:

Нет ошибок   -  «5» 

Одна ошибка – «4»   2 -3 ошибки – не ставь оценку, пусть готовиться к следующему уроку

 

Д/З

1. Учебник  Стр 75-76; вопросы устно

         2. Творческое задание: (на выбор)

 а) подготовить сообщение по одной из тем «Ловцы жемчуга», «Моллюски в произведениях художников (писателей)», 

« Легенды и мифы о моллюсках»

         б) Составьте кроссворд (на выбор), ключевыми словами которых являются «МНОГООБРАЗИЕ» или «ЗНАЧЕНИЕ»

Приложение]


Скачано с www.znanio.ru

Урок биологии 7 класс. Тема урока: «Тип моллюски

Урок биологии 7 класс. Тема урока: «Тип моллюски

В данный тип объединяют 3 класса –

В данный тип объединяют 3 класса –

Какова же цель нашего урока? (познакомиться с многообразием и значением моллюсков)

Какова же цель нашего урока? (познакомиться с многообразием и значением моллюсков)

Моллюски являются одним из компонентов системы самоочищения

Моллюски являются одним из компонентов системы самоочищения

Приложение Рабочий лист «

Приложение Рабочий лист «

Задание 3 Инструктивная карта «Лабораторные исследования»

Задание 3 Инструктивная карта «Лабораторные исследования»

Приложение ]

Приложение ]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017