Урок 41.Тема урока: Природа Антарктиды . Климатические условия,
растительный и животный мир.
Цели: познакомиться c различными компонентами природы материка
Антарктида
Задачи:
1) Образовательные – изучить особенности компонентов природы материка
(рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир); сформировать
образ материка, проанализировать тенденции изменения природы;
Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные
связи на примере взаимодействия различных компонентов природы;
2) Развивающие – развивать у учащихся умения и навыки работать с
учебником, дополнительной литературой, картой и атласом; развивать
творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и
уникальности материка Антарктида;
3) Воспитательные – воспитание географической культуры и навыков
общения в группе.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, физическая карта
Антарктиды; видеосюжет «Жизнь в морозильнике», дополнительная
литература, атласы,
Тип урока изучение нового материала (ролевая игра)
Технологии: игровые, групповые, ИКТ
Ход урока
I Организационный момент
II Изучение нового материала
Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р.
Берда: слайд 1
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля,
закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей
морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и
изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее
горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными
тонами пастели…»
- О каком материке идет речь?
- Где же находится этот материк?
- Кому принадлежит его открытие?
- По какому плану изучаются материки?
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я
предлагаю поработать в лабораториях института «Земли».
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники.
В институте работают следующие лаборатории: слайд 2
- Топографии
---з - Гляциологии
- Геологии
- Климатологии,
- Биологии.
Каждая лаборатория получает задания. Задания группе топографов:
Изучите особенности рельефа материка Антарктиды
Откройте учебник на стр. 195-197.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основе материка Антарктида?
2. Каков же подледный рельеф?
3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями
материка?
4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю.
Задания группе гляциологов
Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 195-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Чем покрыт материк?
2. Какова средняя и максимальная толщина льда?
3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед?
4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина
льда?
5. В каком состоянии находится материковый лед?
6. Образование айсбергов
Задание группе геологов
Изучите полезные ископаемые материка Антарктида
Откройте учебник на стр.200
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?
2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы?
3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в
Антарктиде?
4. Для чего изучают Антарктиду?
Задания группе климатологов
Изучите особенности климата материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 197-198
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах находится Антарктида?
2. Почему Антарктиду называют «холодильником»?
3. Почему даже летом Антарктида не прогревается?
4. Охарактеризуйте лето и зиму?
5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении
климата от берега полюсу.
Задания группе биологов Изучите особенности органического мира Антарктиды.
Откройте учебник на стр. 198-200
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1.В какой природной зоне находится Антарктида?
2. Какие есть растения в Антарктиде?
3. Животный мир Антарктиды.
4. Оазисы – очаги тепла и жизни.
III Изучение материка
Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий.
Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на
вопросы.
- Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты.
- Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого
большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым
покровом.
- Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными
хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами.
-Материк называют полюсом холода и кухней ветров.
- Причиной суровости климата является ее высота.
- Вторая причина оледенения это географическое положение.
- Третье, что вокруг суша, а не океан.
- Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с
высокогорных массивов и метелями.
- Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°.
- Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная
полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60
м в сек.
- Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и
животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к
особой Антарктической области.
- Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания.
-Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками,
поморниками, утками.
-Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон,
морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард.
- В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный
мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями.
Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют
таблицу.
Географическ
положение
ое
Рельеф
Полезные
ископаемые
Климат
Органический
мир
Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все
отразили в таблице и увидели следующую зависимость:
ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир;
Южная часть океанов --- низкое давление;
В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый
органический мир в северной части.
Видеосюжет «Жизнь в морозильнике»
IV. Закрепление
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой
кабинет.
Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания.
Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на
каждый вопрос.
Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово
«Умница» тот и справился с заданием.
Лист контроля знаний.
1.Антарктида вместе с ледяным куполом:
у) самый высокий материк;
б) средний материк;
в) низкий материк.
2. Антарктида омывается океанами:
а) Тихим и Атлантическим;
м) Тихим, Атлантическим и Индийским.
3.В основании большей части Антарктиды располагается:
а) область древней складчатости;
н) древняя платформа;
в) область молодой складчатости.
4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является:
а) наличие ледникового купола;
и) особенности географического положения.
5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется:
а) наибольшей площадью материка;
б) тем, что материк давно отделился от других материков;
ц) самый холодный материк.
6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде:
б) Осадочные;
а) осадочные и магматические;
в) метаморфические.
Таблица ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5 6
Буквы ответов «Умница»
V. Подведение итогов
Давайте подведем итоги урока:
Вы узнали что-то новенькое? А что?
Как вы думаете, мы достигли цели урока?
А для чего мы изучали эту тему?
Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей
темы.
VI. Домашнее задание.
Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 195-200. А тем, кто любит географию, предлагаю составить
кроссворд на тему «Антарктида».
VII. Исследовательский проект. «Влияние Южной полярной области на природные
особенности Земли»
Сообщения учащихся:
1 .Антарктида «работает» как гигантская холодильная машина.
Казалось бы, за миллион лет она должна была уже «заморозить» всю Землю.
Почему же этого не случилось? Ответ на вопрос может дать обыкновенная географическая
карта. На ней видно, что на поверхности планеты шестой континент занимает весьма скромное
место. Во всяком случае, его площадь намного меньше «территории» тропиков, куда Солнце
непрерывно подбрасывает огромное количество тепла. Это тепло и согревает Мировой океан. И
хотя его теплые течения не могут пробиться к Антарктиде, за пределами кольца он парирует ее
холодное «дыхание» . Словом, по логике вещей между океаном и Антарктидой должно
существовать равновесие. Что же тогда служит причиной изменения климата?
Например, резкие сбросы дополнительной «порции» льда с материка в океан. Гипотеза о
возможности таких сбросов сегодня начинает получать подтверждение. В частности, в ее пользу
говорит тот факт, что в последнее время уровень океана ежегодно повышается на полтора
миллиметра. Казалось бы, ничтожная величина. Но для этого должны растаять 300 кубических
километров льда. Откуда они берутся?
2. Ученые провели обширные расчеты, в которых одним из главных «действующих лиц» было.. .
тепло, которое Антарктида получает из недр планеты. Так родилось предположение: под толщей
льда в 3—4 километра должны идти процессы, в результате которых могут возникнуть обширные
полости, заполненные талой водой, А позднее несколько таких подледных «озер» было
обнаружено в районе станции «Восток» с помощью радиозондирования с борта самолета.
Такие «озера» , судя по всему, ослабляют сцепление ледяного панциря с его ложем. Растут они
постепенно. И когда их площадь достигает критической величины, происходит резкий сброс
айсбергов в океан. В результате вокруг материка образуются обширные пространства,
отражающие солнечные лучи. И как следствие, понижается температура. Во всяком случае,
наблюдения с помощью спутников показали, что в южном полушарии после одного из таких
сбросов возник центр охлаждения атмосферы.. .
3. Как часть системы «атмосфера — океан — суша» , Антарктида обладает довольно большой
инерцией. Иными словами, заработавший здесь «механизм» сброса льда в океан может долго не
останавливаться.
Последние исследования послужили поводом для возникновения гипотезы о том, что при
определенных условиях Антарктида может за несколько лет сбросить в океан огромное
количество льда — до 2 миллионов кубометров. Помимо резкого похолодания, этот сброс будет
сопровождаться быстрым таянием льдов, что приведет к значительному подъему уровня
Мирового океана.. . на 60—65 метров!
4. Тайны антарктических оазисов.
5.Антарктида – «кухня погоды» Южного полушария. 6.Антарктида – материк международного сотрудничества.
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Методическая разработка уроков географии по теме: "Антарктида - уникальный материк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.