Методическая разработка «Устный доклад».
Оценка 4.6

Методическая разработка «Устный доклад».

Оценка 4.6
Памятки
docx
администрации
Взрослым
10.03.2018
Методическая разработка «Устный доклад».
Устный доклад – это публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы. Как правило, подобные • выступления ученых сопровождаются наглядными материалами, форма подачи которых может быть различной. В устном докладе обычно • выделяют три крупных раздела: введение, основную и финальную части. Во введении докладчик не только информирует публику о теме выступления, освещает цель и задачи исследования, но и овладевает вниманием слушателей, старается расположить их в свою пользу. В основной части доклада приводится сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, излагаются наиболее важные и необходимые факты, подтверждающие выводы. В финале обсуждаются дискуссионные вопросы и подводятся итоги исследования.Методическая разработка «Устный доклад».
Устный доклад.docx
Методическая разработка «Устный доклад». Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского детского дома­интерната «Журавушка» Фиклеева Е.С. 2016 г. Устный доклад – это публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы. Как правило, подобные  выступления ученых сопровождаются наглядными материалами, форма подачи которых может быть различной. В устном докладе обычно  выделяют три крупных раздела: введение, основную и финальную части. Во введении докладчик не только информирует публику о теме выступления, освещает цель и задачи исследования, но и овладевает вниманием слушателей, старается расположить их в свою пользу. В основной части доклада приводится сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, излагаются наиболее важные и необходимые факты, подтверждающие выводы. В финале обсуждаются дискуссионные вопросы и подводятся итоги исследования. При подготовке выступления не пытайтесь охватить слишком много материала. Необязательно использовать в докладе все, чем располагаете.  Необходимо выбрать лишь самое главное и убедительное, чтобы кратчайшим способом достичь поставленной цели. Надо говорить только по существу, но так, чтобы аудитория понимала вас без напряжения. Выступление будет доступным тогда, когда у него  простая структура и каждая мысль доходчиво проиллюстрирована. Старайтесь свою речь сделать максимально понятной и убедительной. Особенно важно 1 это правило соблюдать лицам, имеющим речевые дефекты (заикание, акцент и т.п.).  Начало и особенно финальная часть доклада должны быть наиболее яркими. Опытные ораторы никогда не сообщают о самых важных вещах на ранней стадии своего выступления, поскольку это период приспособления к публике.  Нельзя также говорить о важных вещах изолированно, без пространного контекста и дозированного повторения основных вопросов. Сложные мысли могут не успеть проникнуть в сознание, если они, сменяя друг друга, произносятся один раз. Однако чтобы не быть утомительным и скучным в повторении,  докладчику следует дублировать мысли с    использованием различных оборотов речи. Не доказывайте прописных истин. Слушатель всегда ищет в речи что-то новое. Аудитория непременно воспримет оратора, если он сумеет ее заинтересовать. Большое уважение вызывают люди, которые умеют очень доходчиво объяснять самые сложные вещи. Не используйте в речи экзотические или малопонятные термины, ибо слушатели могут подумать, что вы добиваетесь психологического преимущества («Смотри, я умнее тебя!»). Проявление же превосходства обычно вызывает у людей внутренний протест. Успех зависит и от того, насколько докладчик сумеет позаботиться об «эмоциональном комфорте» своих слушателей. Произнося речь, выступающий должен смотреть на людей, к которым обращается, и учитывать их реакцию. Отказываясь реагировать на поведение аудитории, оратор лишь разрывает с ней контакт.  Готовясь к выступлению, обязательно обратите внимание на свой внешний вид. Психологи, например, считают, что на две трети наше впечатление о собеседнике (докладчике) формируется на основе невербальной информации уже в первые минуты общения. При этом чаще всего мы отмечаем черты другого человека в следующем порядке: цвет кожи, пол, возраст, выражение лица, выражение глаз и взгляд, 2  волосы, конституция, одежда, движения Вы еще не произнесли ни одного слова, а первая оценка вам уже дана. Изменить ее впоследствии бывает очень трудно. Приходите на совещание вовремя или немного раньше. Нет ничего хуже опоздания на собственное выступление или доклад. Помните, что организованность – это важнейшая составляющая успеха в жизни каждого человека.  Не забудьте перед началом заседания отключить свой мобильный телефон. И еще:  никогда не стоит воспринимать публику как противника, даже если сидящие в зале люди не разделяют ваших взглядов. Подготовка устного доклада  Перед тем, как начать подготовку к докладу,     необходимо: - представлять профессиональный уровень публики, осознавать, что будущие слушатели смогут получить от выступления; - определить цель доклада: хотите ли вы проинформировать слушателей о результатах работы или убедить коллег в правильности своей точки зрения; - иметь представления об условиях доклада: время и продолжительность выступления, размер аудитории, ее акустика, оборудование; – убедиться, уложитесь ли вы в отведенное для доклада время (если время для доклада недостаточно, необходимо сузить конкретную цель выступления, остановившись на каком-либо из подразделов центральной идеи). Есть несколько стратегий подготовки устного доклада. Одна из наиболее распространенных состоит из следующих этапов: – разработка и написание плана выступления; – определение в тезисной форме главных позиций доклада по каждому разделу (отталкивайтесь только от тех 3 аргументов, сущность которых не вызывает сомнений; отдельно укажите значимые примеры и выводы); – отбор ранее опубликованного материала (сведений) для оформления введения и усиления выводов, подбор цитат; – перенос текста тезисов на карточки, которые будут использоваться при выступлении (не делайте излишне подробные тезисы, так как они могут сковать не только вас, но и аудиторию; обычно достаточно 10–15 ключевых слов, чтобы помнить об основных положениях доклада); – разработка плана применения наглядных пособий (доклад эффективнее сопровождать не цифровым материалом, а фотографиями, диаграммами и рисунками; предусмотрите более упрощенную форму иллюстраций по сравнению со статьей, так как для их визуальной оценки слушатели имеют всего минуту–две, а то и несколько секунд); – оформление иллюстративной части выступления в программе Microsoft PowerPoint или в иной форме: плакаты, пленки (трансперенс) и пр. (изображения старайтесь делать простыми, четкими, разборчивыми и логичными; они должны вызывать интерес у слушателей, усиливать понимание предмета); – оптимальный подбор слов для ключевых фраз (при изложении тех или иных идей подбор и порядок слов играют важнейшую роль, ведь каждую мысль можно выразить разными по силе воздействия на слушателей словами); – выбор приемов речевого поведения, например предварительный подбор риторических вопросов к наиболее важным моментам сообщения: «Как же поступить в таком случае?», «В чем же наш подход лучше стандартного?», «Как вы думаете?», «Почему мы должны сделать такой вывод?», «Что же мы видим?», «О чем это нам говорит?», «Можно ли пройти мимо такого факта?», «Что же из этого следует?» и пр.. 4 Если у вас нет опыта публичных выступлений, то лучше разработать и написать полный текст доклада. В этом случае  необходимо придерживаться разговорного стиля речи, так как ваше сообщение будут слушать, а не читать.  Не используйте трудно произносимые и плохо звучащие слова.  Старайтесь не делать длинных предложений: на изложение каждой идеи вам непременно должно хватить дыхания. Кроме того, длинные фразы труднее воспринимаются публикой.  Концовку речи обязательно предваряйте точным заявлением, например: «В заключение доклада (своего выступления) позвольте…», «В конце своей речи…», «Чтобы подвести итоги…», «Закончить я хочу такой мыслью…». Желательно написать доклад за несколько дней (недель) до презентации. Ведь материал должен «отлежаться»... Крайне важно иметь достаточный запас времени, чтобы сделать качественные иллюстрации, поскольку установлено, что слушатели около 80% * Для установления контакта со слушателями и их вовлечение в повествование кроме риторических вопросов применяют:  речевые клише, связывающие отдельные части речи в единое целое («Остановимся на примерах», «Обратимся к…», «Мы знаем, что…», «Мы приходим к выводу…», «Попробуем разобраться…», «Попробуйте представить себе…», «Обратите внимание на…», «Если вы согласны с… переходим к рассмотрению…», «В заключение..» и т.п.);  контактно-устанавливающие вопросы («Верно? Да? Ведь так? Вы согласны?» и др.);  группирование ключевых слов, фраз и предложений в три группы (правило тройки); 5  невербальные средства общения (тон речи, ее темп, громкость голоса, паузы, жесты, движения и т.п.);  другие риторические приемы (сравнения, метафоры, гиперболы и т.п.) информации воспринимают через зрение и только около 10% – через слух. Кроме того, путем специальных исследований было показано, что без иллюстраций публика уже через 8 часов может забыть суть доклада. Отнеситесь к подготовке иллюстраций с максимальной ответственностью. Помните, что даже опытные докладчики довольно часто портят свои сообщения пл хо оформленными слайдами. Использование программы PowerPoint В последние годы наиболее популярной формой сопровождения устного доклада стала программа PowerPoint. Так как она проста в использовании, вы можете иметь искушение перенести весь текст выступления на слайды. Не делайте этого. При подготовке иллюстраций старайтесь придерживаться общих правил. 1. Иллюстративные материалы делайте простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории. 2. Слайды должны быть гармонично смонтированы (сконструированы), для чего применяйте четкие признаки или характерные особенности объектов. 3. Не перегружайте выступление видеоматериалами. Не размещайте много информации на отдельном слайде, избегайте показывать несуще- ственные подробности. 4. Каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее. Не используйте изображений, не имеющих отношения к тому, о чем вы говорите. 5. На протяжении всей презентации используйте одинаковые формат, стиль и символы. Не смешивайте между собой слайды разных презентаций, выполненные в разных стилях. 6 6. Заранее распределите показ слайдов по времени. Желательно, чтобы продолжительность демонстрации одного тематического слайда занимала 1 или 2 минуты, но не менее 20 секунд. Показ каждой из видовых картинок (фотографии объектов, пейзажи) может продолжаться несколько секунд. В последнем случае допустимо использование программы «слайд фильма». 7. Слайды должны быть четкими. Чтобы в этом убедиться, посмотрите на экран монитора с некоторого расстояния (8–10 шагов). 8. Желательно презентацию заранее опробовать в зале, так как цветовые символы могут быть хорошо различимы на экране монитора и плохо различимы на большом экране. Вы должны быть уверены, что размещенные на слайдах материалы будут видны в самых отдаленных частях зала. При необходимости подберите более контрастные цвета или имеющуюся информацию распределите на большее число слайдов. 9. Цвета применяйте экономно, не допуская чрезмерной пестроты. Используйте либо темный фон (например, синий) и светлые символы (желтые или белые), либо светлый фон (желтый или белый) и темные символы (черные или темно-синие). Неприемлемы однотонные фон и символы, например темно-красные буквы на темно-синем фоне, синие буквы на черном фоне и т.п. 10. Если выступление состоит из нескольких крупных разделов, то для выделения каждого из них полезно использовать разный цветовой фон соответствующих слайдов. 11. Показ однотипных, внешне похожих слайдов лучше сопровождать упрощенной анимацией демонстрируемых объектов (например, «развертываем» или «вылетом» текста, рисунков и т.п.). Такой прием позволяет акцентировать внимание слушателей на смене иллюстративного материала. Применение сложной анимации в этом случае может 7 12. отвлекать внимание и не позволять слушателям сосредоточиться. В каждом слайде используйте минимальное количество слов в заголовках, подзаголовках и пояснениях (слушатели за период просмотра слайда должны иметь время спокойно прочитать текст и ознакомиться с иллюстрациями). Размещая на одном слайде слишком много текста, вы демонстрируете лишь свой непрофессионализм. 13. Подбирайте простые выражения. Избегайте употребления малознакомых слов и слов с двойным значением (пусть содержание чуть проиграет в оригинальности и новизне, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно). Проверьте грамотность текста. Даже при хорошо поставленной речи негативное впечатление на слушателей производят орфографические ошибки в иллюстрациях. На каждом слайде используйте не более двух 14. видов шрифта (исключение составляют логотипы, названия объектов, другие специальные надписи). Использование большего количества шрифтов придает изображению неряшливый и беспорядочный вид. 15. Если на конференции объявлено два рабочих языка, то один из них принято использовать для устного выступления, а другой – в наглядных материалах. 16. При оформлении таблиц не используйте больше 3–4 вертикальных колонок и более 6–8 горизонтальных строк. Информация с большим числом колонок и строк тяжела для восприятия. 17. В таблицах и графиках старайтесь не применять вертикальные и горизонтальные линии, так как они отвлекают внимание. По возможности заменяйте демонстрацию таблиц диаграммами или графиками. 18. Старайтесь избегать объемных диаграмм. Не изображайте столбцы трехмерными, иначе аудитории будет трудно определить, на каких цифрах заканчивается каждый столбик. 8 19. На одном графике не размещайте больше 2 линий. Максимально могут быть показаны 3 или 4 линии при условии, что они хорошо различимы. Обязательно обозначьте каждую линию. 20. Избегайте показа длинных или комбинированных формул и уравнений. 21. Следите за правильностью цифр. Не поленитесь их несколько раз перепроверить. Помните, что всего одна неверная цифра способна лишить доверия слушателей к вам. 22. Допустимо крайне умеренное применение образных форм передачи материала, например подготовленный вами звуковой эффект или видео (на использование чужих наглядных материалов требуется получение специального разрешения, за исключением случаев, когда такие материалы являются общественным достоянием). Подобные приемы презентации лучше отнести в конец выступления, иначе последующее устное изложение текста может показаться публике скучным и неинтересным. 23. Старайтесь первый и заключительный слайды сделать более привлекательными. Усильте концовку обобщающими аргументами и точными завершающими фразами. Не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Репетиция Подготовленный доклад желательно отрепетировать.  Обязательно прочтите его вслух. Это позволит вам убедиться, что устное изложение материала не превысит временной регламент. Кроме того, вы сможете отметить наиболее сложные для произношения слова и предложения, проверить их звучание. Оставьте необходимый запас времени для объявления доклада, вопросов, а также для неожиданных ситуаций (кашель, путаница с наглядными пособиями, дополнительный вопрос по 9  ходу речи и т.п.). Например, если на доклад отпущено 15 минут, то продолжительность выступления желательно ограничить 12–13 минутами, в исключительных случаях – 14 минутами. Не превышайте отпущенный вам лимит времени, иначе вас остановит руководитель секции, и концовка доклада будет смазана. Однако доклад не должен быть чрезмерно коротким, в противном случае в графике конференции может возникнуть неоправданная пауза (на международных конференциях все доклады начинаются строго по расписанию).  Доклад постарайтесь выучить наизусть. Вы,    возможно, и не запомните весь текст дословно (что в большинстве случаев и не требуется), но зато основательно ознакомитесь с его содержанием. Такая подготовка придаст вам уверенности в ходе выступления. Кроме того, многие заученные ключевые фразы, несомненно, надолго останутся в памяти, и вы легко сможете их применять в будущем. В процессе репетиции не пытайтесь точно воспроизводить текст доклада. Оставьте место импровизации. Плохое впечатление производит оратор, вспоминающий слова. Допустимо использовать заранее подготовленные карточки (конспекты) с цитатами или особо сложными и ответственными фразами. Если у вас не было возможности выучить доклад, необходимо найти время прочитать его вслух несколько раз и запомнить хотя бы основные положения. Шрифт выбирайте удобный для чтения. В рукописи пометьте места, где необходимо сделать продолжительную паузу, сменить слайды или использовать указку. После всех приготовлений желательно отрепетировать доклад в присутствии ваших друзей, знакомых или членов семьи. Попросите свое сообщение оценить со следующих позиций: 10 посадка головы, поза, голос (ясность, полнота звука, темп), жестикуляция, контакт с публикой через контакт взглядов, способность (умение) чувствовать состояние аудитории. Неплохо, если бы вы сами себя прослушали или увидели в записи. Репетицию затягивать не стоит. Лучше заниматься каждый день по полчаса, чем целый день перед выступлением. Помните: хорошее знание предмета, серьезная подготовка к докладу, репетиции помогут вам успокоиться и обрести чувство уверенности. Выступление Наиболее естественная форма устного доклада – импровизация, в основе которой лежат серьезная предварительная подготовка выступления и его репетиция. Очевидно, вы уже имеете некоторый опыт публичных выступлений в школе или студенческой группе и, по-видимому, знаете, что для успеха оратору в первую очередь необходимо четко и внятно произнести речь, которая должна быть понятна публике. Кроме того, доклад желательно сопровождать простыми и разборчивыми иллюстрациями, позволяющими аудитории сосредоточиться на наиболее ответственных моментах излагаемого материала. Перед выступлением важно не быть переутомленным. Свой доклад лучше не читать, а рассказывать.  Постарайтесь построить речь не только грамотно, но и уверенно, более эмоционально.  Не пренебрегайте ораторскими приемами. Скучного оратора никто никогда не ценил.  Обращайтесь непосредственно к своим слушателям.  Обязательно учитывайте реакцию людей на вашу речь. Помните, что слушать гораздо труднее, чем говорить. Фразы старайтесь строить просто и понятно* , но не примитивно. * Исследования показывают, что  11 половина взрослых людей не улавливает смысла услышанных фраз, если те содержат более 13 слов, а дети, например, семи лет с трудом понимают фразы, состоящие более чем из 8 слов  Общедоступная лексика оправдана лишь в тех случаях, когда до- клад делается для неспециалистов. Не бойтесь сделать оговорку, случайную грамматическую или синтаксическую ошибку. Никто из нас не идеален.  Необычный и образный оборот, местный акцент вполне допустимы, так как придают выступлению индивидуальность. Перед докладом у вас может возникнуть естественное чувство волнения.  Позаботьтесь, чтобы рядом с вами стоял стакан воды на случай, если будет пересыхать во рту. Если вы этого не сделали, то допустимо во время выступления попросить руководителя секции передать вам воду.  Желательно такие остановки речи делать при смене слайдов, чтобы слушатели, воспользовавшись паузой, смогли переключить внимание на новый материал. Перед началом заседания представьтесь председателю секции и ознакомьтесь с местом своего выступления.  Обязательно отметьте степень освещенности трибуны (это особенно важно для ситуаций, когда докладчик планирует использовать какие-либо записи), расположение микрофона, шнуров, индикаторных указателей и т.п. С ходу начинать выступление не следует. Выйдя на трибуну (кафедру), немного спокойно постойте, посмотрите на публику, улыбнитесь и только после этого приступайте к докладу. Не откашливайтесь. Лучше перед произнесением первых слов мысленно сказать «да». Это снимет напряжение мышц гортани, и голос начнет естественно и глубоко звучать. Обратите внимание на следующие рекомендации, направленные на более 12 эффективное восприятие вашей речи и формирование аттракции.  1. Для выступления важно правильно и со вкусом подобрать одежду. Новую одежду предварительно следует «обкатать», чтобы убедиться, что она не только элегантна, но и удобна. Следует избегать ткани с крупным рисунком и ярких расцветок, это отвлекает внимание слушателей. Кроме того, одежда не должна мешать свободе движений. Мужчинам необходимо избавиться от вещей, оттягивающих карманы, а женщинам лучше не надевать много украшений. Ваша внешность не должна вызывать удивление или зависть, в противном случае вы не сможете вступить со слушателями в доброжелательный контакт. Будьте опрятны. Выглаженное платье или костюм, начищенная обувь, хорошо повязанный галстук говорят об уважении к коллегам. 13  2. Во время выступления примите позу, которая поможет вам быть более уверенным. Старайтесь держаться раскованно и свободно; знайте, что излишняя застенчивость на трибуне изолирует оратора от публики и принижает его статус. Внимательно и непринужденно наблюдайте за слушателями. Не изображайте что-то непохожее на самого себя. Если оратора заподозрят в наигранности, то перестанут верить в его искренность. Ваша поза должна быть дружелюбной.  3. Голосом, тоном речи, манерами показывайте уверенность в собственной правоте. Однако не будьте слишком самоуверенны. Избегайте смущения, рассеянности, нервных движений указкой, позвякивания мелочи или ключей в карманах. Не следует постоянно приводить в порядок свои волосы или одежду.  4. Старайтесь говорить так, чтобы вас было слышно во всей аудитории. Говорите чисто, не быстро, но и не очень медленно. Помните, что есть немало людей, у которых емкость памяти ограничена, а скорость переработки информации снижена. Чем более информативным является сообщение, тем медленнее его надо произносить. Самые важные мысли желательно повторить, применив для этого другие слова. 5. Для поддержания контакта с публикой очень важны мимика и жестикуляция (нельзя активно воздействовать на других и при этом оставаться неподвижным). Все движения оратора должны подчеркивать значения произносимых слов, однако жесты его должны быть сдержанными. Избегайте театральности, манерности в разговоре (ужимок, гримас, напыщенности выражений и т.п.); слушателям может стать неловко за докладчика, и они окажутся не в состоянии воспринимать его речь.  6. В особо сложных моментах доклада и при смене   его основных разделов изменяйте интонацию голоса, используйте речевые паузы. Эти приемы позволяют сконцентрировать внимание публики и подчеркнуть значимость высказанной мысли. Кратковременная пауза заставляет также обратить внимание на последующие слова. Учтите, что без пауз оратор может утомить слушателей. В то же время не делайте продолжительных пауз (более 3– 5 секунд), иначе они становятся тягостными. 7. Не злоупотребляйте профессионализмами, жаргоном. Избегайте нервных возгласов: «ой», «ах», «гм» и пр., а также словсорняков: «как бы», «вот», «так сказать», «значит», «это самое» и т.д. Негативное впечатление на слушателей производит неправильное ударение в словах: «катáлог» вместо «каталóг», «генéзис» вместо «гéнезис» и пр.  8. Старайтесь своим взглядом выходить на контакт с залом. Это воспринимается как непосредственное обращение к собравшимся и является самым простым способом привлечения внимания. 14  Смотрите слушателям в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое, слева направо и наоборот. Обычно такой прием побуждает тоже не спускать глаз с оратора и вызывает чувство, будто докладчик обращается персонально к каждому из присутствующих. Нельзя смотреть на публику, как на некое безликое существо. Коллеги это почувствуют и начнут сопротивляться такому отношению. 9. Постарайтесь заблаговременно исправить любые дефекты в полости рта и вокруг него, так как подобные недостатки очень заметны. Существует заблуждение, что при общении мы смотрим друг другу в глаза. На самом деле это не так. Вряд ли вы заметите цвет глаз своих собеседников, но вы точно сможете сказать, у кого из них были плохие зубы. Связано это с тем, что мы смотрим не в глаза человеку, а в его рот, подсознательно считывая артикуляцию губ. Именно поэтому нижняя часть лица в большей степени привлекает внимание публики и во многом определяет ее эмоциональное отношение к оратору. Если Вы применяете программу PowerPoint: – не стойте (не прячьтесь) за монитором: слушатели должны видеть все ваше лицо (особенно рот и глаза); – встаньте у проектного экрана таким образом, чтобы было удобно использовать лазерную указку; – не читайте текст с экрана монитора: эта практика отдаляет выступающего от слушателей; – не начинайте показ слайдов, если вы и зал еще не готовы; – говорите непосредственно о той проблеме, которая выведена на экран; 15 – при работе с микрофоном следите за силой звука, не размахивайте микрофоном, не удаляйтесь и не отворачивайтесь от него, не закрывайте микрофоном лицо; – не поворачивайтесь спиной к аудитории; – не закрывайте проекцию изображения своим телом. Помните, что лучше тщательно подготовиться к докладу, хорошо отрепетировать его перед друзьями, зеркалом или видео- камерой, чем потом раскаиваться в собственной непредусмотрительности. Если же вы все-таки решили воспользоваться чтением полного текста доклада, то старайтесь как можно чаще и на более длительный период обращаться взглядом в зал, договаривая на память отдельные слова, окончания фраз или те фразы, которые у вас не вызывают трудностей. При этом не теряйте текст, фиксируйте необходимые места маркером или пальцами свободной руки. Старайтесь свою речь сделать более эмоциональной и выразительной. Недопустимо читать текст монотонно или скороговоркой. Используйте короткие паузы при смене разделов доклада или слайдов. В эти моменты попытайтесь запомнить хотя бы часть следующей фразы, чтобы иметь возможность «лишний» раз обратить свой взгляд на слушателей. Обязательно устанавливайте зрительный контакт с аудиторией в конце важной мысли. В процессе доклада сохраняйте положительный настрой и воспринимайте неудачи как часть учебного процесса. Помните, для того чтобы научиться выступать грамотно – надо выступать... Ответы на вопросы Обычно считается, что если докладчик не услышал вопросов, то лучше бы он и не выступал.  Не бойтесь вопросов! Относитесь к ним как к успеху своего выступления! Заданные вопросы, 16 как правило, показывают, насколько вы сумели обратить на себя внимание и заинтересовать слушателей.  Если вы не расслышали вопрос, попросите его повторить, если не поняли – уточните его суть. При необходимости громко повторите заданный вопрос вслух (в микрофон), чтобы его смогли услышать все присутствующие. Если вопрос был сформулирован слишком длинно или чрезмерно сложно, не повторяйте его слово в слово.  Постарайтесь перефразировать его так, чтобы он стал понятен окружающим. Относитесь к людям, которые задают вопросы, с максимально возможным терпением и уважением. Если вы чувствуете, что ваш коллега волнуется и ему трудно сосредоточиться, поддержите его морально и по возможности закончите за него формулировку вопроса.  Никогда не возмущайтесь некорректностью вопроса, иначе вы вызовите сочувствие к его автору и отобьете у слушателей желание общаться с вами. Всегда показывайте, что вы очень рады общению с публикой. Отвечать на вопросы нужно обязательно. Известный американский эксперт по коммуникациям Малькольма Кушнера считает: «Ничто так не оскорбляет и не удручает аудиторию, как оратор, который ждет от нее новых вопросов, не ответив на уже заданный. Причем оскорбленным себя чувствует не только автор вопроса, но и все, кто в это время находится в зале».  Не торопитесь с ответом, чтобы он не получился 17 неверным.  Отвечайте на вопросы коротко, по существу. Если для ответа вам необходимо немного сосредоточиться – потяните время, скажите, например, что «в науке по этому поводу имеется не- сколько диаметрально противоположных точек зрения, которые не до конца раскрыты, и если вы желаете знать наше мнение по данному вопросу, то оно следующее…». Обычно специалисты по коммуникациям не рекомендуют говорить: «Хороший вопрос», особенно более старшим коллегам, иначе может создаться впечатление, что вы их оцениваете. Предпочтительней сказать, что «В вопросе затронута интересная/важная проблема…» или «Этот вопрос особенно интересен, ведь он…». Далее обязательно скажите, чем интересен заданный вопрос. При использовании последней фразы вы одновременно подтверждаете, что другие вопросы также были интересными. Кроме того, рекомендуемые 206 формулировки устраняют субъективность при восприятии слова «хороший» (Кушнер, 2007). Если вы не знаете, что ответить, то так и заявите. Не пытайтесь увести разговор в иную плоскость или угадать ответ. Лучше искренне признать сложность затронутой проблемы. Можно также сказать, что данный вопрос требует подготовки и вы будете рады ответить на него позже, в любое удобное для оппонента время. Воздерживайтесь также высказываться о том, с чем вы плохо или недостаточно знакомы. Если ощущаете «давление» со стороны публики, то предпочтительней использовать отвлекающий маневр, сказав: «Я не уверен/уверена, что ваш вопрос имеет отношение к теме моего выступления. Как мне кажется, прямое отношение к этому имеет…». В этом случае будет уместно вспомнить техно- логии ведения дискуссии, о которых шла речь в разд. Научная дискуссия, или наука убеждать. На крупных научных форумах каждый вопрос принято задавать в порядке очереди. Однако в иных аудиториях (творческие вечера, диспуты, семинары, круглые столы и т.п.) оппоненты 18  могут задать сразу несколько вопросов с комментариями. Запомнить все сразу и, тем более, проанализировать бывает трудно, а подчас и невозможно. На этот случай докладчик должен иметь при себе ручку и чистый лист бумаги, где бы он мог записать как имя и отчество оппонента, так и его вопросы (аргументы). Такой простой прием позволяет не только зафиксировать необходимую информацию, но и сопоставить приводимые доводы между собой на предмет их значимости и возможного противоречия. Вопросы к докладчику Задавая вопрос докладчику, поднимите руку и дождитесь, когда руководитель заседания даст вам слово. Вопросы, которые публично задаются оратору, должны затрагивать существенные моменты его выступления и по возможности быть интересными для большей части аудитории. Формулировку вопроса старайтесь делать понятной всем окружающим. Второстепенные вопросы необходимо оставить для личного общения с докладчиком в перерыве. Все вопросы принято задавать стоя (ведь докладчик стоит), в доброжелательном тоне. Если ответ вас удовлетворил, поблагодарите докладчика. Если же ответом вы не удовлетворены, то дождитесь разрешения ведущего на уточняющий вопрос. На большинстве научных форумах время для вопросов, как правило, ограничено. В подобной ситуации не принято задавать больше одного вопроса, если кроме вас имеются еще желающие спросить что- либо. Считается в высшей мере плохим тоном задавать вопросы после истечения лимита времени, отпущенного на доклад. Не уместны развернутые комментарии по поводу услышанного ответа, так как для дискуссии обычно предусматривается от- дельное время, в том числе 19 в неформальной обстановке. Сигналом для завершения вопросов может быть заявление руководителя заседания «мы имеем возможность задать еще один вопрос» либо иные варианты 20

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».

Методическая разработка «Устный доклад».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018