Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
11.03.2019
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
Цель: воспитание подрастающего поколения в духе развития толерантности, посредством участия в военно-патриотическом классном часе, посвященным 75 - летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Задачи: * способствовать развитию у обучающихся основ толерантной личности; * развивать интерес к истории своей страны и своего народа.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию.docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».                       Автор­составитель: Мудрик Е.В. – учитель начальных классов МОУ СОШ № 16 Г. о. Подольск, 2019 год И в ночи январской беззвездной, Сам дивясь небывалой судьбе, Возвращенный из смертной бездны, Ленинград салютует себе. Цель:  воспитание   подрастающего   поколения   в   духе   развития   толерантности, посредством   участия   обучающихся   в   военно­патриотическом   концерте, посвященном 75 –летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Задачи:  способствовать развитию у обучающихся основ толерантной личности;   развивать интерес к истории своей страны и своего города;  воспитывать   уважительное   отношение   к   людям   старшего   поколения,   к ветеранам Великой Отечественной войны. Метапредметные результаты:  развитие коммуникативной компетенции;  осознание возникшей ситуации;  умение сотрудничать с учителем и сверстниками;  умение   извлекать   информацию   из   различных   источников,   анализировать, систематизировать, представлять различными способами. Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;   сформированность мотивации к обучению и познанию;  ценностно­смысловые установки обучающихся, отражающие их  индивидуально­личностные позиции, социальные компетенции, личностные  качества;  сформированность основ гражданской идентичности.        Звучит фонограмма песни «Журавли» в исполнении М. Бернеса.   ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети рассаживаются по местам. Ведущая    . Здравствуйте,   дорогие   ребята!   Сегодня   мы   будем   говорить   о самом дорогом и священном, что есть на земле – о прошлом, о людях, чьи дела умножали славу Отечества, о тех, кто отдал жизнь, защищая свой народ, о тех, кто оказался в неимоверно тяжёлых условиях военной поры.      Сегодня исполняется 75 лет освобождения Ленинграда от фашистской блокады.  Это очень памятная дата для города Санкт­Петербурга, потому, что раньше он  назывался Ленинградом.      Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года  фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла много горя и  разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных  людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но  город превратился в крепость.     Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей  проволокой, все окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не  смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон.      В сентябре 1941года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики. ­ Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)        Для жителей Ленинграда блокада означала –смерть.        Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и  ночью.      Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды. Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что  происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.       Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.      Чтение учащимся стихотворения «Я вспоминаю хлеб блокадных дней» "Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был ­ из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький ­ с хвоей, лебедой, На праздник, очень редко ­ чистый просто. Но самый сильный голод был, когда Хлеб мы по два­три дня не получали. Мы понимали, что война – это беда, Но каждый день с надеждой хлеба ждали. Не дни мы голодали, а года. Хоть раз наесться досыта мечтали. Кто видел, не забудет никогда, Как с голоду детишки умирали" Л. Хямелянина Ведущая: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба.  Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по  карточкам. Норма 125 грамм.        Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего.        Дети пробуют хлеб (норма на один прием).        Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при  больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.        Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже  устраивали им праздники ­ Новый год, спортивные праздники.       В хорошую погоду дети ходили на прогулку. Воспитатели где могли доставали  игрушки для детей. Вот такие игрушки были в те тяжелые времена.       Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города. Они  дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после  бомбежек, встали к станкам на военных заводах.       Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были  изготовлены маленькие скамеечки.     Еще дети помогали носить воду с Невы, так как водопроводы не работали,  ухаживали за раненными и больными.      Чтение стихотворения «По воду» Варвара Вольтман­Спасская. Я в гору саночки толкаю. Ещё немного – и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжёлой стала, как свинец. Метёт колючая пороша, А ветер каменит слезу. Изнемогая, точно лошадь, Не хлеб, а воду я везу. И Смерть сама сидит на козлах, Упряжкой странною горда… Как хорошо, что ты замёрзла, Святая невская вода! Когда я поскользнусь под горкой, На той тропинке ледяной, Ты не прольёшься из ведёрка, Я привезу тебя домой.      Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько  ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние  дни.       Анимационная Физкультурная пауза: «Армейская физ. Минутка».     Ведущая:  Дети блокадного Ленинграда были не просто свидетелями 900 дней  ужасов ада, они писали летопись — летопись своего поколения для нынешнего. И вот некоторые записи. Дневник 16­летнего Юры Рябинкина. Строки из дневника: Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...” Октябрь: “От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все­таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...” Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…” 3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза...” Ведущая. Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: «Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут». Такие дневники вели многие ленинградцы блокадных лет.        Запись из дневника Иры Виноградовой, 9 лет   «...   очень   быстро   наступил   голод,   стремительно.   Тогда­то   и   нависло   над Ленинградом   пасмурное   небо.   Стало   холодно,   голодно,   одиноко,   страшно   и беззащитно. Мы   втроем   лежали   в   кровати   —   в   шапках   ­   ушанках   меховых,   в   пальто, валенках, а сверху на нас еще набрасывали много­много одеял и уходили на работу. Мама   работала   в   штабе   флота   и   шла   от   финляндского   вокзала   до   16   линии Васильевского острова. По холоду, мимо трупов, не евши ничего. Мама была тогда очень тощая — кожа и кости. А потом у нас вымерзла и вымерла вся квартира.  это было страшно. Мы боялись выходить из комнаты» Умерших людей не убирали, и Когда умирают взрослые ­ это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Дневник Савичевой Тани, 11 лет Таня Савичева (25 января 1930 — 1 июля 1944) — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке.    Это   был   дневник   гибели   ее   большой   семьи   в   блокадном   Ленинграде.   Эта маленькая записная книжка, в которой всего 9 страниц и на шести из них даты, даты смерти близких людей, была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. В книжке девять страниц, на шести из них ­ даты. Шесть страниц ­ шесть смертей. «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». «Бабушка умерла 25 января в З часа 1942 г.».  «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».  «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».  «Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»  «Умерли все».  «Осталась одна Таня».       Чтение учащимися стихотворения. Дневник Тани Савичевой На берегу Невы, в музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня. Он каждого пришедшего влечет Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца ­до наивного мальца. И письменная сущность содержанья Ошеломляет души и сердца. Это ­ всем живущим в назиданье,  Чтобы каждый в суть явлений вник, ­ Время возвышает образ Тани И ее доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале В каждом слове ­ емкость телеграммы,  Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,  Свет души, простой и многогранной,  И почти молчанье о себе... Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это ­ боль, которая клубится. Это ­ сердце, что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой. Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей немыслимой судьбой! Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно шествует она, Пусть живет, не ведая старенья, И гласит про наши времена! Ведущая: Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землей­ шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.        Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали  Дорогой жизни». По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую  очередь детей и женщин. «Дорогой жизни шел к нам хлеб Дорогой жизни многих к многим Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги.»         Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город,  умирающим от голода и холода жителям.         Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все  возможное, чтобы освободить город.       И наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944года. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады».       Чтение стихотворения «Такого дня не видел Ленинград». Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что все небо грохотало, Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди (В. Рождественский)        Ведущая: Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал  залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг. Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.  Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных  монументах и мемориальных комплексах.      На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который  называется «Разорванное кольцо».      Священное место, для каждого ленинградца ­ Пискаревское мемориальное  кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения  умерших жителей. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.      В честь обороны города создан «Зеленый пояс славы». Одним из памятников  «Зеленого пояса славы»­ «Цветок жизни» Он посвящен детям блокадного  города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми.       Значение этой победы можно оценить словами, прозвучавшими в 1945 году на  лондонском радио: «Ленинградцы внесли значительную страницу в историю  мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей победе  над Германией». Ленинградцы заплатили за это высокую цену. Военные потери: 332 059 убитых 24 324 небоевых потерь 111 142 пропавших без вести Гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках 632 253 погибли от голода Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она.  Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь  во имя нашей родины: Стремление быть достойными их Наш долг ушедшим без времени не оплачен Наш долг любить Родину так как они Сделать для народа всё, что они не успели.  Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей  памяти, в наших делах! БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1­11 классы. – М.: ВАКО, 2006. 2 Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Воспитание школьников – 2007, № 10 3 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941— 1945 Т. 2. 4     Сапаров   А.В.   Мальчишка   из   Ленинграда.   Из   фронтовых тетрадей./ Рис. А.Ушина.­Л.: Дет.лит., 1965.­182с.: ил.  5   Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.­Спб.: ЭГО, 2002.­222с.: ил., фото.  6 «Дни воинской славы России в работах историков, документах, мемуарах,   произведениях   художественной   литературы».   /   Хрестоматия. Издательство «Патриот». Москва. 2006 г. 7  Миксон И. «Жила, была» — историческое повествование о Тане Савичевой/ Издательство «Детская литература», 1991 г., 223 стр.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию. «75 лет со времени полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей