«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Контроль знаний +2
docx
Междисциплинарный 3
9 кл
25.07.2018
«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».
Данная методическая разработка включает в себя экскурсионный метод обучения внеклассного мероприятия на тему « Разнообразие и экология декоративных растений в ботаническом саду г. Душанбе". Задача экскурсии привить любовь учащихся к природе, ценить окружающую среду и беречь растения, а также привить навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов таких как ландшафтов, растений прогнозирование результатов. При этом детьми приобретаются навыки сбора растений, навыки коллекционирования и гербаризации.
Методическая разработка внеклассного мероприятия проф. направленности по биологии.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии. Тема экскурсии: «Разнообразие и экология декоративных растений в ботаническом саду г. Душанбе». Рассмотрено на ПМО естественных наук Руководитель ПМО                          М.Н. Лямкина  1 Директор ФГКОУ «СОШ №6» _____________________/М. Т. Турсунова / Аннотация  Урок­экскурсия в удивительном месте ­ ботаническом саду. Ребята  знакомятся с различными сортами и особенностями строения этих растений и методах селекции, а также с результатами труда селекционеров, цветоводов, флористов­декораторов. Содержание  1. Введение ……………………………………………………………...стр.2 ­ 3 2. Методическое обоснование темы……………………………………стр.3 ­ 5 3.  Методические рекомендации …………………………. ……………стр.5 ­ 7 4. Основная часть ……………………………………………… ………..стр.7­14.      5.   Заключение……………………………………………………………стр.14 6.   Список используемой литературы…………………………………...стр.15 Введение Учебно­познавательная   деятельность   осуществляется   не   только   в   процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно­ воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во   внеурочное   время   при   организующей   и   направляющей   роли   учителя.   Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений,   на   развитие   способностей,   познавательного   интереса,   на   приобщение   к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.  Экскурсия является такой формой организации учебно­воспитательного процесса, которая   позволяет   проводить   наблюдения,   непосредственно   изучать   различные предметы,   явления   и   процессы   в   естественных   или   искусственно   созданных условиях,   тем   самым   развивая   познавательную   активность     школьника,   т.е. «природа   изучается   в   природе».   Экскурсия   основана   на   непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводиться как во время урока (урок­ экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность   внеклассной   работы).   Ее   содержание   определяется   учебными программами.   Экскурсии   имеют   большое   познавательное   и   воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Важность использования экскурсий   процессе учебном велика.     в     2 Организация   наблюдений   и   практических   работ   на   местности   ­   особенность обучения профессии «Мастер садово­паркового и ландшафтного строительства», необходимое условие, при котором преподаватель управляет процессом восприятия обучающимися окружающего мира. Система   практических   работ   на   местности   ­   необходимое   условие   обучения профессии.   Назначение   этих   работ   ­   закрепление   теоретических   знаний   и формирование   профессиональных   умений   по   определению   растений,   работа   с планом   озеленения   и   т.д.   Эти   работы   необходимы   для   показа   обучающимся практической   значимости   данных   растений,   раскрытия   их   роли   в   повседневной жизни человека Цель:   расширить   представление   обучающихся   о   разнообразии   декоративных растений, об их приспособленности к естественной среде обитания. Задача:  познакомить учащихся с различными сортами и особенностями строения этих растений и методах селекции. Познакомить учащихся с результатами труда селекционеров,   цветоводов,   флористов­декораторов;   развить   наблюдательность   и кругозор   учащихся   о   разнообразии   внешних   признаков   растений. Продемонстрировать достижения цветоводов селекционеров. Научить определять семейства, к которому принадлежит растение по морфологическим признакам; сформировать   у   детей   интерес   к   профессиям   в   области   биологии   и   экологии, воспитать чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Методическое обоснование темы Одной   из   важнейших   задач   образовательной   школы   является   ознакомление   с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в   школе,   причем   в   конечном   результате   необходимо   создать   представление   о неразрывной   связи   между   всеми   доступными   исследованию   областями   о совокупности   окружающего   нас   мира   явлений.   В   этом   отношении   экскурсии, конечно,   стоят   на   первом   месте   как   могучие   средство   для   создания   полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения  за   природными   явлениями  под   руководством  учителя   способствуют формированию   у   учащихся   первых   и,   главное,   правильных   представлений   о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве. Далеко не все задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием могут быть   решены   на   уроке.   В   рамках   задач   биологического   образования   выделяют специфические задачи, которые  ставятся именно перед школьной экологической экскурсией. К ним относятся обучающие, развивающие и воспитательные задачи. 3 Экскурсия   как   форма   организации   процесса   обучения   несет   в   себе   огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях   в   ходе   экскурсии   сливаются   в   более   широкое   понятие   о   природе. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся  их   познавать,   привлекая   знания   из   других   дисциплин.   Это   способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии.  Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, понимании сложных взаимодействий между ее различными элементами. Особенностью   экскурсий   является   возможность   активного   познания   живых объектов,   входящих   в   природные   сообщества.   Создаются   условия   для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники   учатся   находить   и   различать   биологические   объекты   по   заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования. Знания,   приобретенные   на   основе   самостоятельных   работ,   учащихся   во   время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти. Также   на   экскурсиях   приобретаются   навыки   исследовательской   деятельности   в природе,   такие   как:   планирование   и   ведение   наблюдений,   составление   описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений), прогнозирование результатов. На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные объекты, их описания, результаты проведенных наблюдений, рисунки и схемы), которые будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках. Кроме   того,   на   экскурсии   учащиеся   знакомятся   с   некоторыми   приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью защиты   растительных   сообществ   от   факторов   загрязнения   и   вытаптывания,   с посадками леса (видовым составом, состоянием растений). При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам. 4 На биологических экскурсиях, по возможности, необходимо вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Например,   озеленение   пришкольной   территории,   сквера,   уход   за   растениями, уборка территории. Велика   роль   экскурсий   и   в   восприятии   целостности   природы,   ее   сложных взаимодействий.   Изучение   вопросов   экологии   имеет   большое   значение   для эстетического  воспитания  учащихся.  На  экскурсии  в  природу  учитель  обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных видов растений на гармонию природы.   мышления, приобретение умений наблюдать в природе ­ все эти возможности используются при проведении экскурсий.   Воспитание   эстетических   чувств,   мировоззрения, Важно также отметить, что экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной   от   школьной,   обстановке   и   в   процессе   познавательной   совместной деятельности. Значимой является также профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь   такие   содержательные   компоненты   профориентационной   работы,   как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация. Экскурсии   в   процессе   обучения   биологии   решают   важные   образовательные, развивающие   и   воспитательные   задачи:   формирование   системы   биологических знаний,   развитие   предметных   умений   и   навыков,   умений   сравнивать,   обобщать, анализировать, а также воспитание бережного отношения к природе. Экскурсия как форма обучения характеризуется определенными признаками. Она имеет свою четкую структуру, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение   и   заключение.   В   методике   разработан   целый   ряд   требований   к подготовке и проведению школьных биологических экскурсий. Методические рекомендации Ботанические экскурсии – наиболее распространенные из тематических экскурсий. Природа создала большие возможности для организации пешеходных ботанических экскурсий.   На   ботанических   экскурсиях   раскрывается   широкая   проблема: «Человек и мир растений». Ботанические экскурсии могут быть проведены в городе 5 по ботаническому саду, по городскому парку. Во время этой экскурсии необходимо показать   коллекции   растений   данного   парка.   Экскурсовод   должен   подчеркнуть необходимость оберегать и сохранять реликтовые и редкие растения, имея в виду, что сады и парки – места отдыха и что эти прекрасные творения рук человеческих требуют к себе уважительного и бережного отношения Существует   несколько   практических   советов,   которые   помогут   быстро   и продуктивно провести любую экскурсию. 1. Экскурсия должнa быть подготовлена заранее. В подготовку включают:  постановку темы и создание плана экскурсии;  анализ местности, где будет проводиться экскурсия;  точно составленный путевой маршрут;  предварительная   беседа   с   участниками   экскурсии,   в   течение   которой   их извещают   о   том,   как   будет   проходить   экскурсия,   кaк   проанализировать необходимый   мaтериaл,   что   нужно   изучить,   что   требуется   смaстерить, изготовить, что нужно взять с собой в дорогу и пр. Нa   беседе   перед   экскурсией   руководитель   укaзывaет   тему   и   цель   экскурсии, рaскрывaет   плaн   экскурсии   и   ее   содержaние;   дaет   определенные   сведения   об условиях жизни в водной среде, знaкомит с требуемым для экскурсии снaряжением и обознaчaет путевой мaршрут. Все   это   нужно   делaть   своевременно,   чтобы   экскурсия   не   зaстaвaлa   учaстников врaсплох и у них было время подготовки к ней. 2. Второе прaвило зaтрaгивaет ведение экскурсии и формулируется тaк: не говори нa   экскурсиях   о   том,   чего   не   можешь   покaзaть.   Экскурсия   никогдa   не   должнa выглядеть или являться лекцией под открытым небом. Ни в коем случaе нельзя говорить об относящемся к дaнной теме, но нa экскурсии не обнaруженном, дaже для сохрaнения цельности плaнa экскурсии. Тaкие ошибки делaют экскурсaнтов пaссивными слушaтелями. 3. Везде, где это возможно, нужно стремиться к нaличию изучaемых объектов не только   у   руководителя,   но   и   у   кaждого   из   учaщихся.   При   неимении   тaкой возможности мелкие объекты обносят по слушaтелям или пускaют по рукaм. Для этого могут подойти помощники из экскурсaнтов. При объяснениях нужно рaзбить время тaк, чтобы у экскурсaнтов былa возможность aнaлизa объектов. В случaе, если тaкaя возможность не предостaвленa, экскурсия обесценивaется. 4. Вaжным требовaнием является aктивность учaстников экскурсии. Нa экскурсии не должно быть пaссивного следовaния зa руководителем, осмотрa того, что он покaзывaет, и выслушивaния его объяснений без кaкой либо реaкции. Нaоборот, это мероприятие должно быть оргaнизовaно тaк, чтобы экскурсaнтaми было интересно принимaть учaстие в нем и получaть перечень сaмостоятельных зaдaний, которые возможно решить в течение экскурсии. 5.   Последним   требовaнием   остaется   зaкрепление   мaтериaлов   экскурсии   и   их зaпоминaние   учaщимися.   тaкже   может   проводится   дополнительнaя   прорaботкa, имеющaя   большое   знaчение   для   зaвершенности   экскурсии.   Знaчение   и   сущность 6 после экскурсионной рaботы состоят в следующем: нужно восстaновить в пaмяти учеников весь процесс экскурсии, с более подробными рaзъяснениями увиденного и дополнениями к зaтронутым в ходе экскурсии вопросaм. При тaком подходе от экскурсии   остaется   единство   впечaтления,   игрaющее   большую   роль   в обрaзовaтельном процессе. В школьной прaктике после экскурсионная прорaботкa заключается в следующем: групповой   рaсскaз   учaщихся   об   увиденном,   с   дополнениями   и   пояснениями учителя;   прaктические   зaнятия   и   нaблюдения   в   школьной   лaборaтории   либо   в уголке живой природы с мaтериaлaми экскурсии; нaписaние отчетов и реферaтов об увиденном   нa   экскурсии   и   описaние   собственных   впечaтлений;   экскурсионнaя выстaвкa из имеющегося мaтериaлa экскурсии и пр. Попaдaя в природную среду, учaщиеся нaчинaют рaзбирaться во всем многообрaзии, устaнaвливaют   взaимосвязи   оргaнизмов   и   их   отношения   с   неживой   природой. Экскурсии   в   природу   или   в   ботaнический   сaд   являются   способом   конкретного изучения природы, т.е. изучения нaстоящих объектов и явлений природы здесь и сейчaс, a не по рaсскaзaм и книгaм о ней, позволяя оргaнизовывaть творческую рaботу   учaщихся,   рaзвивaть   у   них   инициaтивность   и   нaблюдaтельность.   Нa экскурсиях   и   прaктических   зaнятиях,   у   учеников   рaзвивaются   нaвыки сaмостоятельной   рaботы,   они   учaтся   собирaть   мaтериaлы   и   обрaбaтывaть   их. Зaрaнее   рaсплaнировaннaя   экскурсия   повышaет   у   учaщихся   степень   познaния родного крaя. Велико и воспитaтельное знaчение экскурсий. Кaк рaз нa экскурсиях у учеников воспитывaются интерес и любовь к природе, эстетические чувствa. Они нaчинaют видеть её крaсоту, осознaвaть необходимость бережного отношения к ней. Знaния, получaемые в тaкой ситуaции очень прочны и зaпоминaются нaдолго. Экскурсии формируют   экологическое   сознaние   учеников.   Сaмыми   вaжными   и рaспрострaненными   являются   экскурсии   в   природу,   они   очень   эффективны   и способствуют   вырaботке   требуемых   прaктических   умений   у   учaщихся, подтверждения теоретических знaний. Основная часть Тема экскурсии: «Разнообразие и экология декоративных растений в ботаническом саду г. Душанбе». Объект: ботанический сад Цель:  расширить   представление   обучающихся   о   разнообразии   декоративных растений, об их приспособленности к естественной среде обитания. Задачи: 7 Образовательные ­ познакомить учащихся с различными сортами и особенностями строения этих растений и методах селекции. Познакомить учащихся с результатами труда селекционеров, цветоводов, флористов­декораторов. Развивающие  ­   развить   наблюдательность   и   кругозор   учащихся   о   разнообразии внешних   признаков   растений.   Продемонстрировать   достижения   цветоводов селекционеров. Научить определять семейства, к которому принадлежит растение по морфологическим признакам; Воспитательные  ­   сформировать   у   детей   интерес   к   профессиям   в   области биологии   и   экологии,   воспитать   чувства   прекрасного,   бережного   отношения   к природе. i. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Учащиеся прежде уже бывали ботаническом саду, и они знают, что здесь растет, однако   экскурсия   была   целенаправлена   на   формирование   интереса   в   области биологии, экологии и знакомству сотрудниками института.  Прежде всего учитель должен сам проверить состояние участка, наметить маршрут.  Эта экскурсия имеет большое воспитательное значение: она прививает детям уважение к труду; интерес к исследовательскому   делу.   Учитель  напоминает   школьникам,   чтобы   они   взяли тетради, карандаши, ручки, объясняет правил поведения: не шуметь; 1. соблюдение чистоты (не мусорить);  2. не обрывать листья и растения, так как они могут быть занесены в Красную книгу и являться малочисленными. 3. ходить только по проложенным дорожкам; II.   ХОД ЭКСКУРСИИ            Ботанический сад Академии наук Таджикистана (Боги «Ирам») находится в северной части левобережья г. Душанбе. Ботанический сад расположен в районе Исмаила Сомони г. Душанбе и выходит западной стороной на кромки берега реки Душанбинки.                  Ботанический сад – это излюбленное место горожанами для семейного отдыха,   для   утренних   пробежек   по   прохладным   аллеям,  для   занятий   спорта   на чистом воздухе. А еще, это хорошее место для изучения богатой флоры нашего края,   сбора   гербария   вместе   с   ребенком   в   любое   время   года.   Весной   можно наблюдать за пробуждением природы, распусканием почек на деревьях.  Осенью   можно   собирать   красивые   резные   листья   нескольких   сортов   дуба, любоваться на их могучие стволы антрацитового цвета в золоте листвы.  Или собирать веточки, шишки и желуди для составления композиций или поделок, из   природного   материала.   Зимой,   в   заснеженные   дни   можно   дышать   свежим воздухом среди вечнозеленых хвойных деревьев: туи, елей, сосен. 8 Но не только это, прежде всего, крупный научно­исследовательский центр, это своеобразное естественное хранилище генофонда растительного мира планеты. Это и лаборатория, в которой проводится селекционная работа.  Здесь каждый желающий может приобрести саженцы деревьев, семена редких цветов, декоративных кустарников. Посещение Ботанического сада, без сомнения, будет полезным для всех. Рассказ экскурсовода о ботаническом саде    создан       сад был Ботанический середине 1933 года профессором Федченко  Б.А. возглавлявшим   в  этот период, сектор  ботаники Таджикской   базы   АН   СССР   (С 1951   года Академия   наук   Таджикистана)   на площади 34 гектар. Сейчас площадь сада достигает 40 га. в Душанбе, в   У   входа   в   сад   растут   образцы   деревьев,   посаженные   первыми   сотрудниками Института ботаники в середине 1930­х годов. После образования Академии наук Таджикской   ССР (1951  год),  на   территории   сада   в 1960­х   годах   для   Института ботаники Академии наук Таджикской ССР были построены тепличные оранжереи.  В   ботаническом   саду   собраны   образцы   деревьев   и   кустарников   почти   со   всех уголков мира, многие из которых уже вошли в Красную книгу природы.  В Ботаническом саду вначале все растения были распределены по условным зонам сада: ­участок  дендрофлоры Европы и Сибири (3 га и 226 видов растений) ­участок дендрофлоры Восточной Азии (площадью 7 га и 837 видами растений) ­участок дендрофлоры Средиземноморья (площадью 10га и 639 вида растений) ­участок дендрофлоры Северной Америки (площадью 5,3 га и 488 видов растений) ­участок дендрофлоры Средней Азии (площадью 5,4 га).  В настоящее время Дедрарий занимает 28 га, в том числе 25,3 га под экспозициями дендрофлор Восточной Азии, Северной Америки, Средней Азии, Средиземноморья, и участка Европы и Сибири.  Имеются также розарий сиренгарий, опытно­производственный питомник, парники и оражерейно тепличный комплекс. На 5 ботанико­географических участках сада произрастает 1765 видов древесных пород, в том числе на участке Европы и Сибири (5,4 га) – 188 видов, Средиземноморья (4,6 га) 303 вида, Средней Азии (5,4 га) 144 вида, Северной Америки (5,3 га) 363 вида, Восточной Азии (7 га) 767 видов. Из более 500 видов хвойных пород в настоящее время в саду произрастают 141 вид, из 9 которых около 25 оказались перспективными для озеленения городов и поселков Таджикистана. Ботанический сад за 72 года своего существования провел обширные работы по изучению,   разведению   и   охране   растений   с   целью   обогащения   растительных ресурсов Республики.  Интродукционное испытание прошли более 8000 видов, форм и сортов из различных флористических регионов, в том числе более 2300 видов деревьев и кустарников, более   600   сортов   роз   120   сортов   сирени,   свыше   2700   видов   тропических   и субтропических   растений,   около   70   видов   водных   растений,   свыше   1000   видов, форм и сортов декоративных травянистых растений.   Центральный   вход   в   сад   организован   с   востока.   Аллея   выходит   на   стеклянную оранжерею, откуда берут начало аллеи и дорожки ботанического сада. Стеклянная (конусообразная) оранжерея располагается в конце центральной аллеи сада. На   территории   сада,   расположен   институт   ботаники,   физиологии   и   генетики растений, гербарий института ботаники, действует центр инновационной биологии и медицины. В рамках института действует несколько научных лабораторий:  ­фотосинтеза и продуктивности растений,  ­молекулярной биологии и биотехнологии,  ­генетики растений, ­ биомедицины. Основными   направлениями   научных   исследований   института   являются:   изучение систематического   состава   флоры   высших   и   низших   растений,   ботаническое ресурсоведение,   геоботанические   исследования,   картирование   растительности Таджикистана,   разработка   теоретических   основ   и   методов   использования достижений физиологии и биохимии растений, генетики и молекулярной биологии для   повышения   эффективности   фотосинтеза,   создания   высокоурожайных, устойчивых к действию неблагоприятных факторов сортов сельскохозяйственных культур   и   совершенствование   технологий   их   возделывания,   применение биотехнологических   приемов   в   растениеводстве,   экологическая   физиология   и биохимия растений. В состав института входят: отдел   флоры   и   систематики   растений,   лаборатория   экологии   и   растительных ресурсов,   лаборатория   фотосинтеза   и   продуктивности   растений,   лаборатория молекулярной   биологии   и   биотехнологии,   лаборатория   биохимии   фотосинтеза, 10 Институт   имеет лаборатория   генетики   растений, экспериментальный участок и три станции: Гиссарская экспериментальная станция, Высокогорная биологическая станция «Сиёкух» (2300 м над ур. м.); Варзобская горно­ботаническая станция «Кондара» (1200­2600 м над ур.м.).   Гербарный   фонд. Встреча  сотрудниками института.  В   результате   огромного   труда  ботаников­флористов  на   сегодняшнее   время   на территории Таджикистана выявлено около 120 семейств, 994 рода и 4513 видов, описано более 200 новых для науки видов и зафиксировано более 600 эндемичных видов, которые произрастают только на территории Таджикистана. Большой вклад в составление 10­томной «Флоры Таджикской ССР», ныне входящей в золотой фонд мировой   литературы   по   биоразнообразию   растений,   внесли   П.Н.Овчинников, В.И.Запрягаева,   М.Р.Расулова,   А.П.Чукавина,   Г.К.   Кинзикаева,   Т.Ф.Кочкарева, С.Ю.Юнусов, Л.Н.Абдусалямова, С.Б.Астанова и многие другие. В результате критической инвентаризации флоры Таджикистана в настоящее время выявлено около 300 видов, нуждающихся в экстренной охране, которые должны быть включены во второе издание Красной книги Таджикистана. Наряду с изучением флоры высших растений большое внимание уделялось и флоре споровых   растений   Таджикистана.   Начало   альгологических   исследований   в Таджикистане связано с именем крупнейшего гидробиолога И.А.Киселева (1951), описавшего   ряд   новых   видов   водорослей   из   горных   водоемов   республики.   Его работы нашли своё продолжение в монографиях ряда таджикских исследователей (Мельникова, 1975; Бут, 1975; Базова, 1978; Хисориев, 1993). С   середины   90­х   годов   берёт   свое   начало   новое   направление   ботанических исследований:   инвентаризация   и   эколого­флористическое   изучение   водорослей естественных   и   искусственных водоёмов   Таджикистана.   Проведена   полная инвентаризация   эвгленофитовых   водорослей   Центральной   Азии.   В   результате многолетних исследований на территории Таджикистана выявлено более 2500 видов пресноводных,   почвенных   и   скальных   водорослей,   2000   видов   микро­   и миксомицетов,   более   300   видов   лишайников   и   свыше   400   видов   лиственных   и печёночных мхов. Наиболее важными достижениями исследований по низшим растениям, имеющим практическое   значение,   являются   работы   по   изучению   водорослей   и   их   роли   в очистке сточных вод, в развитии кормовой базы рыбных хозяйств, по использованию мхов, лишайников, водорослей и грибов в мониторинге антропогенного загрязнения и биоиндикации окружающей среды. Исследованиями  ботаников  установлено   более   800   видов растений,   содержащих биологически­активные вещества. Установлены районы целесообразных заготовок 11 лекарственных   растений   и   разработаны   мероприятия   по   их охране.   Изучены биологические особенности унгернии Виктора, эфедры хвощевой, тысячелистника обыкновенного, девясила высокого и эфирномасличных роз. В  лаборатории   молекулярной   биологии   и   биотехнологии  экспериментально доказано существование мембраносвязанной формы Рубиско у высших растений. Совместно   с   Институтом   садоводства   и   овощеводства   Таджикской   академии сельскохозяйственных   наук   и   Таджикским   аграрным   университетом   внедрена   в производство система  безвирусного семеноводства  картофеля.  Результаты этих работ внедрены в ряде картофелеводческих хозяйств Таджикистана. В лаборатории биохимии фотосинтеза показано, что в хлоропластах С3­ растений функционируют ферменты, ответственные за синтез и метаболизм С4­дикарбоновых кислот.  Сформулированы  новые   представления  о   возможности   и  необходимости функционирования   элементов   С4­   метаболизма   углерода   в   хлоропластах   С3­ растений. В   лаборатории   фотосинтеза   и   продуктивности   растений   показано,   что   в генетической детерминации признаков «количество листьев на растении», «общая листовая   поверхность   растения»   основную   роль   играют   эффекты сверхдоминирования, а для признака «площадь листа» ­ неполного доминирования.  Сотрудниками   лаборатории   совместно   с   селекционером   Ш.Т.   Бурнашевым выведены   новые   перспективные   сорта   средневолокнистого   хлопчатника   Рохаты, Гулистон,   Гулистон   –   2,   Равшан,   Сомони   и   Шавкат   –   80.   Сорта   Гулистон   и Гулистон­2 высевались по республике на площади более 10 тыс. га. В   последние   годы   проводится  молекулярный   геномный  анализ   аборигенных пшениц   и   четырёх   видов   эгилопса   Таджикистана.   Установлены   внутривидовое морфологическое   разнообразие   и   изменчивость   отдельных   компонентов глиадиновых   белков   в   зависимости   от   эколого­климатических   факторов   мест произрастания изученных видов. Собрана и каталогизирована коллекция видов рода Эгилопс, произрастающих в различных эколого­климатических зонах Таджикистана Используя   коллекцию   мутантов   Arabidopsis   thaliana,   разработаны   и   созданы множественно маркированные линии с различными сигнальными  генами и «тест­ системы»   для   оценки   действия   экстремальных   факторов   и   антропогенных воздействий   на   генофонд   растительных   популяций   и   для   анализа   механизмов адаптации   растений.   На   полученных фотосинтетических   мутантных   формах арабидопсиса   изучены   закономерности   генотипической   изменчивости   ряда признаков фотосинтетического аппарата для выяснения механизмов генетического контроля   процесса   фотосинтеза   с  возможностью   управления   продуктивностью   и 12 урожайностью растений на физиолого­генетической основе. В перспективе будет изучено   влияние   эндогенных   и   экзогенных   факторов   на   экспрессивность   и пенетрантность генов, детерминирующих признаки фотосинтетического аппарата. Будут   выделены   ценные   мутантные   линии,   превосходящие   норму   по   росту, развитию и продуктивности растений арабидопсиса. В институте собран и создан уникальный в Центральной Азии  гербарный фонд, содержащий   богатейшую   в   регионе   коллекцию   растений   из   более   чем   200 000 гербарных   образцов   сосудистых   растений,   28 000   листов   мохообразных,   15 000 образцов   лишайников,   более   15 000   альгологических   образцов   и   препаратов, собранных на территории горной системы Памиро­Алая учёными начиная с 1876 по 2010 гг. В ближайшие годы получат дальнейшее развитие экологические, флористические и растениеводческие исследования, направленные на решение задач, вытекающих из подписанных   Республикой   Таджикистан   международных   конвенций   по   борьбе   с опустыниванием,   устойчивому   развитию   горных   территорий   и   сохранению биологического   разнообразия,   Государственной   экологической   программы Республики Таджикистан до 2015 г., а также Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011­2020 годы. За   последние   годы   Ботанический   сад   очень   сильно   похорошел,   ожил   новыми цветными   красками,   скульптурными   композициями   животных,   красивыми постройками и открытыми резными беседками. Особую   прелесть   парку,   весной   и   до   поздней   осени,   придают   два   небольших водоема с цветущими кувшинками, плавающими в нем головастиками и мальками, и квакающими   лягушатами.   Разглядывая   поверхность   водоема,   и   наблюдая   за   его обитателями,   сразу   вспоминаются   добрые   сказки   о   Дюймовочке,   Лягушке   ­ путешественнице,   о   Царевне­лягушке.   А   какое   удовольствие   доставляет наблюдение   за   невесомыми   стрекозами,   зависающими   в   воздухе,   парящими   над поверхностью воды, переливаясь на солнце своими прозрачными крылышками! Сад удивителен еще и тем, что на одной поляне, можно увидеть виды растений, происходящие   из   различных   уголков   Земного   шара,   мирно   соседствующие   под чутким надзором сотрудников сада: пальмы и магнолии, плантации сирени и акации, густые секвойи и широколапые ели. Сад   посещают   тысячи   душанбинцев.   Он   встречает   их   цветущим   ковром   трав естественной флоры, необычайной красотой, напоенных ароматом цветов воздухом и   тишиной,   нарушаемой   только   пением   птиц   и   тихим   шепотом   растений. Центральный   ботанический   сад   пережил   трудное   время   ­   конец   восьмидесятых начало   девяностых   годов­   спад   экономики,   политический   кризис,   гражданская война. В результате произошел массовый отток квалифицированных специалистов, были   сокращены   научные   исследования,   вымерзли   почти   вся   коллекция 13 тропических   растений,   сильно   сократился   видовой   состав   дендропарка.  Все   это   осталось   в   прошлом.  Происходящие   в   Таджикистане   в   последние   годы позитивные изменения, создают условия для того чтобы сделать Ботанический сад соответствующим стандартам. В 2007 году с   северной   стороны   оранжереи   начал   создаваться   этнографический заповедник   народного   зодчества   (под   открытым   небом).   Здесь   были   построены традиционные дома жителей различных уголков Таджикистана и производственные постройки   (алоухона,   мехмонхона,   бани,   маслодельни,   мельницы   и т. п.).  Накануне   20­летнего   юбилея   независимости   республики Таджикистан (2010   ­ 2011 г.г.), согласно нового проекта на территорию сада были завезены и возведены новые   деревянные   декоративные   айваны   (беседки)   инкрустированные   восточным орнаментом.  Возле   десятка   айванов   были   установлены   скульптуры   животных   и   скамьи   для посетителей. Вдоль одной из центральных аллей сада были установлены различные спортивные   тренажеры,   которые   стали   любимым   местом   оздоровления   жителей столицы Таджикистана.    III. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСКУРСИИ И НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА Учитель, беседуя со школьниками, подводит  итоги экскурсии. В основе беседы могут быть следующие вопросы: 1. На   сегодняшнее   время   на   территории   Таджикистана   выявлено   сколько семейств, рода и видов растений? 2. Описано   несколько   новых   для   науки   видов   и   зафиксировано   несколько эндемичных видов, которые произрастают только на территории  Таджикистана. 3. С какими растениями вы познакомились? 4. Результаты   каких   работ   внедрены   в   ряде   картофелеводческих   хозяйств Таджикистана? 5. Перечислить что входит в состав института. 6. Что было доказано в лаборатории молекулярной биологии и биотехнологии? 7. Какие виды растений можно увидеть растущими на одной поляне? 8. Какую работу проводит лаборатория биохимии фотосинтеза? 9. Назовите профессии, которые имеют прямое отношение к труду.             Дома, учащиеся пишут отчет по предложенным вопросам. Заключение Тaким   обрaзом,   проведение   экскурсий,   с   целью   повышения   экологического обрaзовaния школьников, является необходимым дополнением в школьном курсе биологии.   Экскурсии   формируют   экологическую   культуру,   a   в   свою   очередь экологическaя   культурa   рaзвивaется   в   течение   комплексa   психолого­ 14 педaгогических   воздействий   нa   учaщегося.   Тaкой   комплекс   предполaгaет взaимосвязaнное   усвоение   системы   научных   знаний,   развитие   ценностной ориентации,   практических   умений   по   охране   природы,   воли   и   желания осуществлять экологически грамотные и социально значимые поступки. Итак, внедрение экскурсий в учебный процесс по биологии является обязательным моментом. Потому что при помощи экскурсий: ­ расширяются и улучшаются знания учащихся ­ появляется живой интерес к изучаемому ­   происходит   развитие   умения   смотреть   и   точно   воспринимать   внешний   вид наблюдаемого объекта ­развивается тонкое и чуткое внимание ­ воспитывается любовь к  природе, к Родине Литература 1. ©   2011   ­   2016   Учебно­методический   кабинет.   Материалы   сайта   могут содержать информацию 6+ 2. А.Г.Юсуфов, М.А.Магамедова  «История и методология биологии», Москва, 2003 3. Барна   М.М.,   Похила   Л.С.,   Яцук   Г.Ф.   Биология   для   любопытных.   І   часть. Растения, грибы Науч. пособ. ­ Тернополь: Науч. книга ­ Богдан, 2000. ­ 88 4. Биологический эксперимент в школе / Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 192 с. 5. Биология в школе. Внеклассная работа. О профессиональном самоопределении 6. учащихся. Автор Н.Г.Ионина, Н.Н Войткевич. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. ­ М.: Просвещение, 1980. ­ 352с.  Г.С.Абрамова «Возрастная психология», Екатеринбург, 2000 7. 8. Инновационный   центр   профессиональной   ориентации   и   дополнительного образования. Отделение профессиональной ориентации: Кем стать?:::Новые 15 профессии www.agtu.ru, 163002, г. Архангельск, ул. Наб. Северной Двины, дом 17, корп.1, каб. 1434а, тел.: (8182)21­61­31 9. Мадорский   Л.  Р.,  Зак   А.   З.  Глазами   подростков   Резапкина   Г.  В.   Секреты выбора   профессии.   Чернявская   А.   П.   Психологическое   консультирование Еременко Н. И.  10. Н.В.   Малиновская.   Материалы   курса   «Профессиональная   ориентация школьников при обучении биологии в общеобразовательной школе»: курс на 72 часа. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. – 92 с 11. Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская «Общая методика преподавания биологии», Москва, 1972 12. Никишов   А.И.,   Мокаева   З.А.,   Орловская   Е.В.   Внеклассная   работа   по биологии. ­ М.: Просвещение, 1980. 13. Предпрофильная подготовка школьников Агеева И. Д. 5000 загадок для детей Рохлов   В.,   Теремов   А.,   Петросова   Р.   Занимательная   ботаника:   Книга   для 14. учащихся, учителей и родителей. ­ М.: АСТ­ПРЕСС, 1999. ­ 432 с.. 15. Семененко   О.П.,   Упатова   И.П.,   Чурилова   А.И.   Методика   преподавания биологии:   Нестандартные   формы   проведения   занятий   по   биологии   в   6­10 классах. ­ Харьков: Скорпион, 2000. ­ 152 с. Тарасов   А.И.   Эколого­ботанические   экскурсии   в   природу.   ­   Сургут: Северный дом, 1995. ­ 88 с. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. 17. 18. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения  старшеклассников при выборе 16. профиля обучения // Педагогика. — 2005. — №1. http://www.anrt.tj/index.php/ru/instituty­issledovaniya/otdelenie­... http://www.bookol.ru/poeziya/poeziya_prochee/14394/str7.htm http://www.tajikmama.tj/recreation/travel/59­botanic­garden 19. 20. 21. 16

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».

«Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии».
Скачать файл