Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"
Оценка 4.6

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
Взрослым
04.03.2018
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"
Методическая разработка представляет собой сценарий проведения воспитательного часа как для малой аудитории, так и для актового зала. Посвящается материал истории Донбасса, выдающимся личностям, которые являются уроженцами Донбасса, достопримечательностям Донецкого края. А также в методической разработке представлен план воспитательного часа, ход мероприятия и анкета для подведения итогов воспитательного часа.
Донбасс.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого воспитательного часа «Донбасс – моё Отечество Донбасс»     Подготовил преподаватель     М.Н.Свириденко Горловка,  2016        Методическая разработка открытого воспитательного часа       Подготовила   М.Н.   Свириденко,   преподаватель   Горловского   колледжа промышленных технологий и экономики – 2016            Изложена методика проведения тематической лекции с использованием  ИКТ, сценарий проведения воспитательного часа «Донбасс – моё Отечество  Донбасс».      Для кураторов групп, преподавателей.      Рецензент:   –   преподаватель   гуманитарных   дисциплин,   специалист   высшей   категории Т.А.Мержева Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии математических и СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение План воспитательного часа Ход воспитательного часа Сценарий Список использованных источников Приложения Приложение А Оформление аудитории Приложение Б Фото­галерея ­  выдающиеся  личности Донбасса        Приложение В  Фотографии. Этапы проведения  воспитательного часа Приложение Г Итоги воспитательного часа Приложение Д  Распространение педагогического  4 6 7 8 24 25 26 27 28 29 38 опыта общих естественно­научнных дисциплин (протокол № 6 от 03.02.2016г.) 4 Введение Методическая разработка открытого воспитательного часа предназначена для   преподавателей   и   кураторов   учебных   групп,   в   первую   очередь,   при организации   мероприятий,   направленных   на   патриотическое   воспитание молодого поколения.  Патриотизм   представляет   собой   сложное   и   многогранное   явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе   социальные,   культурные, исторические компоненты. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего   духовно­нравственные,   политические, духовного освоения истории и культуры своего народа и активно­деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознаёт свою неразрывность с Отечеством.        В Концепции патриотического воспитания детей и учащейся  молодёжи Донецкой   Народной   Республики   сказано:   «Патриотическое   воспитание является   составной   часть   общего   воспитательного   процесса,   представляет собой   систематическую,   целенаправленную   деятельность   органов государственной   власти   и   общественных   организаций,   образовательных учреждений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов общества»  Следовательно,   одним   из   аспектов   обеспечения   национальной безопасности   государства   является   воспитание   патриотов,   обладающих чувством   национальной   гордости,   гражданского   достоинства,   любви   к Отечеству, своему народу. 5 В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац   ­   культуры,   ложные   жизненные   ценности.   В   общественном   сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. В этих условиях   очевидна   неотложность   решения   проблем,   как   на   уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения. Форма   и   средства   организации   воспитательного   часа,   которые представлены   в   методической   разработке,   являются   актуальными.   Лекция, как   главное   звено   дидактического   цикла   обучения,   информирует, стимулирует, развивает, ориентирует, разъясняет и убеждает обучающихся, а использование   информационно­коммуникационных   технологий   позволяет развиваться в духе современности, даёт возможность качественно обновить воспитательно­образовательный процесс. Цель разработки ­ оказать помощь куратору в организации и проведении воспитательного часа. 6 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА   прививать   патриотические   чувства, Тема: Донбасс – моё Отечество Донбасс Цель:  Воспитательная     ­   воспитывать   у   студентов   любовь   к   родному   краю; способствовать формированию сознательной гражданской позиции, обратить внимание студентов на исторические события в Донбассе, известные личности земляков,   укреплять   чувства национальной гордости и достоинства.  Методическая     ­   усовершенствование   методики   проведения   кураторского часа в форме тематической лекции с использованием ИКТ Дидактическая ­ расширить круг знаний студентов о Донбассе, о выдающихся земляках,   просвещение   обучающихся   в   сфере   духовного,   этического, морально­нравственного развития Развивающая   самообразованию среди обучающихся  формирование   активности   к   саморазвитию   и  ­  Подготовка   аудитории   к   мероприятию:   оформление   композиций,   тема кураторского часа на слайде Формы и методы проведения: тематическая лекция с использованием ИКТ Методическое   обеспечение:   сценарий   воспитательного   часа,   подборка тематической литературы. Технические средства: Проектор, ноутбук Место проведения: ауд. № 300 Выполнение   требований   техники   безопасности   и   обеспечения жизнедеятельности: проведён соответствующий инструктаж Литература:  1.   Алексей   Стаханов:   Человек­символ,   Человек­легенда,   Человек­загадка: художеств.­докум. очерк. ­ Донецк: Регион, 2005. ­ 198 с. 2. Гавшин, Д. Под броней родной земли. ­ Донецк: Лебедь, 2002. ­ 198 с. 3. Годы и люди Донеччины. ­ К.: Изд­во Европейского университета, 2004. ­ 504 с. 7 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1. Организационный момент: приветствие.  2.   Актуализация   опорных   знаний:   знание   истории   Донбасса,   земляков, прославивших Донбасс стали приоритетными в период становления молодой республики. 3. Ознакомление студентов с темой и планом воспитательного мероприятия Тема:   «Донбасс   ­   моё   Отечество   Донбасс».   Все   студенты   подготовили сообщения,   которые   в   устной   форме   или   в   форме   презентаций   будут представлены в тематической лекции. Проведение мероприятия 4.   Мотивация   мероприятия:   самостоятельный   выбор   студентами   группы тематики   мероприятия,   желание   принять   участие   в   акции  «Растим патриотов», инициированной Министерством образования и науки ДНР 5. Проведение мероприятия Запись плана мероприятия 1. Вступление 2. Донбасс довоенный. 3. Донбасс во время Великой Отечественной войны 4. Период восстановления Донбасса 5. Выдающиеся личности Донбасса 6. Донбасс в период 2014­2015 г.г. 7. Минута молчания 8. Легенда о четырёх свечах. 9. Заключение Закрепление   познавательных   аспектов:   Осуществляется   в   процессе мероприятия (сообщения, презентации и др.) Подведение   итогов:   в   заключительном   слове   куратора   (п.   9   плана мероприятия) 8 На экране слайд: Сценарий Куратор: Родина! Великое слово... Но для каждого оно начинается в том месте, в том доме, где он родился. Для нас с вами ­ в Донбассе. Донбасс – мое Отечество Донбасс! Тебя века на крепость испытали! Ты мощь свою показывал не раз Теплом угля, упругим блеском стали! Донбасс – мое Отечество Донбасс! Могучий край родной моей державы! В веках не оскудеет этот пласт Рабочей Чести, Мужества и Славы! В.Зайцев   Тема нашего кураторского часа «Донбасс – мое Отечество Донбасс!»  Каждому   из   нас   нужен   дом,   очаг,   любовь.   Мы   не   можем   без   этого радоваться жизни, без этого нет счастья. Дома мы проводим большую часть времени.   Мы   отдыхаем,   учимся,   отмечаем   семейные   праздники.   Здесь   мы растем и получаем первые уроки жизни. А.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.» Для нас всех таким общим домом является наш город, наша Горловка. 9 Звучит песня «Горловка­тихая Родина», видео. 1 ведущий: Сердце дома – это его очаг. И пока горит огонь в очаге –в доме живут.  Огонь…   одна   из   основных   стихий,   символ   зарождения   человеческой цивилизации.   Он   может   быть   тёплым   и   ласковым,   но   иногда   обжигает   и причиняет   боль.   .   Он   может   согревать   твою   душу   и   дарить   тепло окружающим, а может стать карающим, смертельным. Сегодня огонь будет одним из главных героев. 2 ведущий: Хотите отправиться в небольшое путешествие? Давайте вашу руку. Впереди нас «пойдет» фотоаппарат, за ним — мы с вами. На этот раз фотоаппарат поведет нас по земле Донбасса, заглянет вглубь земли — к людям, которые добывают тепло, свет, к шахтерам, проведает металлургов, химиков, врачей, заглянет в глаза наших детей и стариков. Мы возьмём с собой огонь, который не только будет освещать нам путь в будущее, но и перенесёт нас в прошлое. Пойдем же вслед за фотоаппаратом  — по  шахтам, поселкам, городам и улицам… 1 ведущий: Мы в Горловке. Какой она была?  Какие люди в ней жили? Итак, начало хх века… Мы на шахте «Кочегарка». Это знаменитая в Донбассе шахта, одна из самых старейших.  Шахтёрский посёлок 10 Девушки, прибывшие по комсомольскому призыву на шахты Горловки. 16.09.1930 Лучшая комсомольская ударная бригада шахты «Мария» на станции Никитовка (Донбасс). 08.09.1932 Советский  политический  деятель Григорий  Иванович  Петровский  (в центре) с членами бригады трактористки Паши Ангелиной. Донецкая область, Украина. 11.04.1935 А. Стаханов (на переднем плане) среди шахтеров Донбасса. 10.10.1935 11 В сообщении о железнодорожных путепроводах было фото старого каменного моста в районе станции Горловка.                      Машиностроительный завод им. Кирова 1935 г. Горловка,1934 г. Никита Изотов и передовой забойщик Максим Фомин. Очерк "Уголь и розы". Горловка, 1934 г. Горловка. Дворец культуры. 1932 год 12 Горловка. Машзавод. 1932 год Рабочий Горловки. Начало 1930­х годов Так молодежь шла после работы на заводе и шахтах заниматься спортом и физкультурой. Конец 1920­х г. Горловка , Донецкая обл. Г. Горловка, пл. Победы до ВОВ., Индустриальный техникум Здесь заканчивалась Горловка в 1932 году Участник 1:  Горловка   как   и   весь   Донбасс   строилась.   Строились   фабрики,   заводы. Создавались трудовые коллективы. «Наш дом» становился с каждым днём чище, красивее, богаче. 13 В каждом доме, в каждой семье зажигались очаги, которые дарили людям тепло, радость и надежду. Но к сожалению огонь не всегда бывает ласковым. Наступил 1941 год и всепожирающий, адский огонь войны ворвался в дома людей, в наш город, на землю Донбасса и всей огромной Советской страны. Женщины и дети сидят рядом с пепелищем родного дома. 01.05.1943. Горловка. Взорванная шахта. 1942 г. Горловка в годы Великой Отечественной войны Горловка в годы Великой Отечественной войны   Участник 2:  Донбасс ковал победу и на фронтах, и в тылу врага. За него героически сражались   легендарные   стрелковые   дивизии,   донетчане   дали   фронту   13 14 бронепоездов, 160 тысяч трудящихся создавали оборонительные сооружения, на   восток   страны   были   отправлены   34   демонтированных   завода.   Перед вторжением   врага   в   городах   и   районах   Донбасса   возникли   партизанские отряды, боевые группы молодёжи. Среди них немеркнущей славой покрыла себя бессмертная краснодонская организация «Молодая гвардия». Почти   два   года   длилась   ненавистная   фашистская   оккупация,   зверски истребившая   около   полумиллиона   донбассовцев,   а   сотни   тысяч   молодых людей были угнаны в германское рабство. А сколько погибло  в застенках гестапо? Но Донбасс выстоял, победил, возвратился к мирной жизни, к невиданной по   героизму   работе.   В   короткие   сроки   он   снова   стал   давать   стране   так необходимые уголь, металл, станки… Участник 3:  Возрождение Донбасса стало героической страницей в истории страны. Но кто они, герои возрождения Донбасса? Героями были люди, донбассовцы! Они героическими усилиями возрождали к жизни край угля и металла. Ещё гремели поблизости бои, а тысячи людей – стариков   и   женщин,   юношей   и   девушек   –   направлялись   на   предприятия, вступали  в восстановительные бригады. Всюду  разбирались завалы. Из­под обломков извлекались механизмы, инструменты, детали машин.  К концу Великой Отечественной войны Донбасс уже снова давал больше угля, чем любой другой угольный бассейн СССР. Одновременно с шахтами успешно восстанавливались металлургические заводы, электростанции.  И   снова   в   каждом   сердце   разгорелся   огонь­огонь   созидания, гостеприимства, любви. Звучит песня под гитару о победе, на экране слайд: 15 участник 4:                            Студенты в городском парке                      Донбассэнерго                                          Празднование 30­летия Октябрьской революции                                                                             Вручение ордена Ленина                                                        А.Г.Стаханов и А.Т.Степаненко    шахте  «Кочегарка». 1967 год.                                                     у памятника Н.Изотову                                                                            Сборка угольных комбайнов                          Ансамбль народного танца ордена Ленина на машзаводе им. Кирова                                                              шахты «Кочегарка» 16     В аммиачном цехе на химическом                       Участники декады литературы и искусства комбинате им. С. Орджоникидзе                           РСФСР в гостях у горловчан, 1967 г.                                                                          10  сентября 1947 г.  указом  Президиума Верховного  Совета   СССР  был учрежден всесоюзный профессиональный праздник ­ День Шахтера. И в этот же   день   была   учреждена   медаль   «За   восстановление   угольных   шахт Донбасса».                                                  Понятно,   что   шахтерский   труд   не   только   почетен,   но   сложен   и   опасен, однако   в   вопросе   восстановления   шахт   Донбасса   изображение   шахтера   с отбойным молотком на медали не совсем соответствовал действительности, ибо шахты Донбасса восстановили также женщины и дети... На всю страну прославились   бригады   девушек   ­   забойщиц   Марии   Гришутиной,   Полины Фалько и др. 17 _      Но историческая справедливость отчасти восторжествовала, когда в 2006 году к 60­летию восстановления шахт в Донецке на улице Артема Фондом памяти женщин, восстановивших угольные шахты Донбасса, был установлен одноименный памятный знак. Звучит песня В.Высоцкого, на экране презентация о щахтёрах     1 ведущий: Главное   богатство   Земли   Донецкой   –   люди.   А   они   у   нас   трудолюбивые крепкие духом, целеустремлённые и безумно талантливые. Наш фотоаппарат запечатлел некоторых из них… 1, 2 ведущие поочерёдно читают имена знаменитых людей Донбасса, на экране презентация  ­ фотогалерея 2 ведущий: Чем   же   ещё   славен   наш   народ?   Верой.   Наша   вера   –   свет.   Свеча   ­ свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает   теплоту   и   пламень   любви   человека   к   Господу,   Матери   Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. В   настоящее   время   в   Донецкой   и   Горловской   епархиях   действует   500 православных храмов. Около 500 насельников несут свой молитвенный подвиг в   6   монастырях   Донбасса,   из   которых   особенно   выделяется   по   своему значению   Свято­Успенская   Святогорская   Лавра.   Эта   древнейшая   обитель, одна из главных святынь Православной Донбасса и всего православного мира. Ведущая зажигает свечу,  звучит колокольный звон, на экране презентация «Православный Донбасс» 18 1 ведущий: Смотреть на ласковый огонь свечи и слушать колокольный звон… Растить детей и уважать стариков… Учиться и работать… Любить и хранить свой очаг… Помнить историю своей семьи, своего народа… Казалось бы, этому никто не может помешать.  Но снова на нашу землю пришёл  зловещий и беспощадный огонь войны.  Она идёт, она не закончена. И пройдёт ещё много лет, прежде чем история расставит всё на свои места. Но сегодня погибают дети. 2 ведущий: Во   время   Второй   мировой   войны   на   Земле   погибли   миллионы   детей!   А выжившие никогда её не забудут.  Была земля и жёсткой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война. Куратор: Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21­м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? А ведь наши дети – дети Донбасса когда вырастут, то повторят те же слова: Была земля и жёсткой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война. 19 На   экране   слайды   –   фото   войны   2014­2015,   звучит   стихотворение   под музыкальный фон, участник 5:          В «наш дом» пришла беда. Мы говорим, мы кричим, мы бьём в набат! Услышьте нас! Горловка Я ­ Горловка! Я вся в слезах. Я ­ в клочья сердце, в клочья душу. Я ­ жуткий стон, ужасный страх. Я ­ крик, просящийся наружу. Я ­ Горловка. Замерзший пес, Рычащий, раненый судьбою. Я ­ дом, кричащий миру SOS, Я ­ снег, залитый детской кровью. Я ­ Горловка, я ­ чей то враг, От взрывов, спрятался в подвале, За поднятый Российский флаг Меня из градов убивали. Я ­ Горловка, я ­ весь Донбасс! Я жизнь, тонущая в печали. Я Мир прошу:»Спасите нас!», Но Мир молчаньем отвечает. Я ­ дочь, которую страна От сердца мамы отлучила, Родные узы порвала, И на майдане застрелила. Я ­ сын, попавший под обстрел, 20 Без рук без ног, с лицом в осколках. Я ­ дед, который не успел Уйти от взрыва с остановки. Я ­ мамочка с дитем в руках ... Застывшим взглядом в небо смотрим. Я ­ бабушка с лицом в слезах, Мой дом снарядами разгромлен. Я та семья, что не ушла От взрывов спрятаться в подвале... Я та Одесская душа, Которую весной сжигали. Я ­ Мариуполь, я ­ Луганск, Я ­ Волноваха, я ­ Стаханов, Непокоренная, жива! Седая, хриплая от воя, Родная Горловка моя, Достойна Города ­ Героя! участник 6:  Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени В годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель  страны. Каждая семья недосчитала своих родных и близких. Каждый четвертый стал вечной памятью живых.  И   сегодня,   к   сожалению,   на   земле   Донбасса   открывают   памятники, мемориальные знаки, отдавая дань погибшим в современной необъявленной войне.        Стоя   у   Огня,     каждый   человек,   проходивший   мимо,   обязательно останавливается,   в   задумчивости   смотрит   на   огонь…   Ветераны   утирают слезы…   Сжимаются   сердца   у   молодых   людей.   А   дети   вспоминают   своих сверстников, к которым можно прийти теперь только на Аллею ангелов… 21 Время замерло... Стынет гранит... Наступает минута молчанья. И со мною огонь говорит­ Голос памяти... Голос печали... Давайте почтим память всех погибших людей Донбасса и тех, кто отдал свою жизнь за освобождение и независимость нашей Родины. Звучит метроном, на экране видео  «Вечный огонь», минута молчания. Песня мой город, видео Звучит музыка, на экране видео ­ горящая свеча. Сценка – «Легенда о 4 свечах» Куратор: Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая свеча сказала: Первая свеча: «Я ­ Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!»  Куратор: И огонёк свечи погас. Вторая свеча произнесла: Вторая свеча: «Я ­ Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». 22 Куратор: Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.  Очень опечалившись, третья свеча произнесла: Третья свеча: «Я ­ Любовь.  У меня нет сил  гореть  дальше. Люди не ценят  меня  и  не понимают. Они ненавидят тех, кто любит их больше всего ­ своих близких». Куратор: Долго не ждав, эта свеча угасла. Вдруг...В   комнату   зашёл   ребёнок.   И   увидел   три   потухшие   свечки. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете?! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!» Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвёртая свеча произнесла: Четвёртая свеча: «Не   бойся   и   не   плачь!   Пока   я   горю,   можно   зажечь   и   другие   свечи.   Я   ­ Надежда!» 1 ведущий:  Надежда ­ это то, что держит нас «на плаву», что не дает нам сломаться, это ­ путеводный огонек. Надежда зажигает и поддерживает огонь человеческого сердца, он продолжает гореть даже в осенней темноте и зимнем холоде, он согревает и наставляет, указывает путь и защищает. И пока он горит, перед ним будут бессильны даже самые могучие злые чары.  Иногда   так   хочется   закрыть   глаза   и   хоть   на   миг   вернуться   домой,   в довоенную Горловку.   На экране слайд, 2 ведущий: 23 При слове «Горловка» подходит к горлу ком... Как много нынче в слове этом боли... Как много судеб, взятых на излом.... И, несгибаемой вовек, железной воли! Как много в нём нетленной красоты! Её не уничтожить залпом града – Над городом молитвы и мечты Живым щитом встают навстречу аду! Нет, Горловку врагам не победить! Пред Богом лишь склонит она колени! Настанет мир! И город будет жить! Мы верим ­ так и будет! Непременно! Куратор:  На экране слайд – фото группы           На   этой   оптимистичной   ноте   мы   заканчиваем   наше   путешествие   по Донбассу, по нашему городу. В процессе подготовки воспитательного часа мы поняли,   что   каждая   упомянутая   нами   личность,   каждый   период   истории Донбасса достойны отдельного изучения. И можно ещё и ещё знакомиться с ними, говорить о них и гордиться своей Отчизной. Я благодарю всех ребят за подготовку и участие в нашем воспитательном часе. И от имени всей группы хочу поблагодарить наших гостей за внимание. 24 Список использованных источников 1. 1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004. 2. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. vestnik.osu.ru/2011_11/34.pdf. 3.   Гасанов,   З.Т.   Цель,   задачи   и   принципы   патриотического   воспитания граждан. Педагогика. – 2005. 4.   Гражданско­патриотическое   воспитание   на уроках.festival.1september.ru/articles/518159/. 5.   Концепция   патриотического   воспитания   детей   и   учащейся   молодёжи Донецкой Народной Республики. http://mondnr.ru 25 ПРИЛОЖЕНИЯ 26 ПРИЛОЖЕНИЕ А Оформление аудитории 1. Выставка  книг о Донбассе, и книг наших знаменитых земляков. 2. Выставка «Промышленный Донбасс» (макеты станков, уголь, коногонка и  др.) 3. Выставка «Вечный огонь» (свеча, Георгиевская лента, осколки снарядов) 4. Выставка «Донбасс православный» (икона Божьей Матери, фото Свято­ Богоявленского  кафедрального собора, свеча) 5. Проектор, экран, ноутбук. 6. Гитара, свечи 27                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фото­галерея ­ выдающиеся личности Донбасса Основные разделы 28 Фото­галерея   знакомит   обучающихся   с   выдающими,   прославившими Донбасс.   Представлено   26   имён   –   представителей   шахтёров,   металлургов, работников   сельского   хозяйства,   политических   деятелей,   деятелей литературы и искусства, космонавтов, врачей, спортсменов. Фотографии. Этапы проведения воспитательного часа ПРИЛОЖЕНИЕ В 29                                            ПРИЛОЖЕНИЕ Г Итоги воспитательного часа Анкета «Патриот» 30 Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными   предложениями.   На   каждое   из   суждений   или   вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная   анкета   может   быть   рекомендована   к   использованию   в   работе   с обучающимися   для   определения   уровня   сформированности   личностных качеств гражданина­патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную   анкету   может   проводить   педагог,   воспитатель.   Обработка   и интерпретация   результатов   проводится   по   методу   контент­анализа   (по частоте   встречаемости   ответов).   Количественный   показатель   позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут. Цели анкетирования: – определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму; – определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов; –   определить   градацию   личностных   качеств,   входящих   в   понятие «патриот». Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________ Вам   необходимо   сейчас   выполнить   следующие   задания.   Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование 31 ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое ______________________. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? ________________________________________________________________ _________________________________________________ IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3.   Интернационализм,   готовность   к   сотрудничеству   с   представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России; 4.   Бескорыстная   любовь   и   служение   Родине,   готовность   к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5.   Любовь   к   родному   дому,   городу,   стране,   верность   национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6.   Стремление   трудиться   для   процветания   Родины,   для   того,   чтобы государство,   в   котором   ты   живешь,   было   самым   авторитетным,   самым мощным и уважаемым в мире; 32 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое _____________________________________________. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально­психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10­балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. – активная деятельная жизнь __________ – жизненная мудрость __________ – – здоровье (физическое и психическое) __________ – интересная работа __________ – красота природы и искусства __________ – любовь (духовная и физическая) __________ – материальное обеспечение жизни __________ – наличие хороших и верных друзей __________ – общественное признание __________ – познание (образование, кругозор) __________ – продуктивная жизнь __________ –   развитие   (постоянное   духовное   и   физическое   совершенствование) __________ 33 – развлечения __________ – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) __________ – счастливая семейная жизнь __________ – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________ – творчество (возможность творческой деятельности) ________ –   уверенность   в   себе   (внутренняя   гармония,   свобода   от   внутренних противоречий) __________ – аккуратность (чистоплотность) __________ – воспитанность (хорошие манеры) __________ – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) __________ – жизнерадостность __________ – исполнительность __________ – независимость __________ – непримиримость к недостаткам в себе и других __________ – образованность __________ – ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____ – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________ – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________ – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______ –   твердая   воля   (умение   настоять   на   своем,   не   отступать   перед трудностями) __________ – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________ 34 –   широта   взглядов   (умение   понять   чужую   точку   зрения,   уважать   иные вкусы, обычаи, привычки) __________ – честность (правдивость, искренность) __________ –   эффективность   в   делах   (трудолюбие,   продуктивность   в   работе) __________ – чуткость (заботливость) __________. VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. 35 VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит… 2. Каждый из нас имеет… 3. Каждый из нас готов… 4. Подвиги героев заставили нас задуматься… 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и… 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то… 7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть… Примерная форма анализа и интерпретации результатов анкеты «Патриот» Всего приняли участие ______ человек. Из них девушек _____, юношей _____. Дата проведения анкетирования ___________________. Анкетирование проводил(и) _____________________. Анализ анкет провел(а) педагог­психолог __________________. I. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: 1. Да – 7 (58,3 %). 2. Нет – 0 (0 %). 3. Частично – 3 (25 %). 4. Не знаю – 2 (16,7 %). Таким образом, больше половины относят себя к патриотам.  II.   На   вопрос   «Кто,   на   ваш   взгляд,   в   большей   степени   повлиял   на формирование   ваших   патриотических   чувств»   были   получены   следующие результаты: Школа, колледж – 6. Родители – 8. Окружающие люди – 5. 36 СМИ – 6. Органы власти – 0. Другое – молодежные организации ­0 Не ответил – 0 Подводя   итоги,   можно   сказать,   что   наибольшее   влияние   оказывают учебные заведения и родители, меньшее влияние – СМИ, окружаюшие люди.  III.   На   вопрос   «Как   вы   для   себя   определяете   понятие   патриотизма» студенты при ответе выделили следующие категории: Любить и дорожить своей Родиной, страной – 10. Любить народ – 2, природу – 2, город –2 (итого – 6). Чувство   долга   перед   Родиной,   самопожертвование   ради   нее,   должны любить и ценить – 4. Вера и преданность – 2. Рассматривая   вопрос   в   совокупности   с   вопросами   самоопределения понятия   «патриотизм»   и   «По   каким   признакам   или   высказываниям   вы определяете для себя патриотизм», можно увидеть, что те, кто определили патриотизм   через   долженствование,   самопожертвование,   понятие   веры,   на первый вопрос отвечали, как правило, «не знаю», «частично».  PS:   На   следующий   вопрос   патриотизм   им   будет   определен   как неактуальное,   несовременное   для   молодежи   чувство.   Поэтому   можно отметить,   что   педагогу   необходимо   достаточно   осторожно   оперировать понятиями, больше опираться на естественные проявления чувств, на близкие студентам   компоненты   проявления   патриотизма,   чаще   опираться   на жизненный материал самих студентов. IV. На вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили следующее распределение: 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу – 8. 37 2. Непримиримость к представителям других наций и народов – 0. 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству… – 1. 4. Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения – 8. 5. Любовь к родному дому, городу… – 10. 6. Стремление трудиться для процветания Родины… – 6. 7. Не актуально для современной молодежи – 1. 8. Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка – 0. Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь и самопожертвование.   И   если   первое   и   второе   составляющие   достаточно адекватны, то последнее с психологической точки зрения можно отнести к возрастной инфантильности, демонстративности, юношескому максимализму. Стремление   трудиться   на   благо   своей   Родины   можно   расценивать   и   как адекватное   понимание   повседневного   патриотизма,   и   как   инфантилизм,   в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом. V. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты: 1. Наибольшую значимость респонденты придают уверенности в себе – 11 человек. Уровень развития качества в среднем – 8,2; медиана проходит по 9 баллам   (то   есть   половина   респондентов   дала   более   высокую   оценку   – 10, половина оценила его развитие менее 9). 2. Вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 10 респондентами в каждом случае. Развитие воли в среднем определяют на 8,4, медиана – 9.; честность – 8,5, медиана – 9. 3.   Третью   строчку   занимают   активная   жизненная   позиция,   умение осуществлять   самоконтроль   (составляющая   воли),   смелость   (также 38 составляющая   воли),   чуткость.   Волевые   качества,   как   и   ранее,   получили высокую оценку; активная жизненная позиция – 9 респондентов, ее развитие было   в   среднем   оценено   в   7,8,   медиана   проходит   по   8   баллам.   Можно предположить  некоторую  неудовлетворенность   своей  активностью  на  фоне ранее   описанных   факторов,   по   которым   достаточно   высокая   самооценка. Чуткость   –   9   респондентов,   средняя   –   8,3;   медиана   –   10   (очень   высокие показатели). 4.  Больше   половины   респондентов   также   отмечали   такие   качества,   как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление   к   познанию   (образованность),   свободу,   счастливую   семейную жизнь,   воспитанность,   жизнерадостность,   исполнительность,   независимость (так   исполнительность   или   независимость?),   ответственность,   терпимость. Некоторая   противоречивость   полученных   данных   может   служить   хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме со студентами и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты. 5.   В   характеристику   патриотизма   не   вошли   или   получили   единичную   материальная   обеспеченность, оценку:   общественное   признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость   к   другим.   Анализ   этого   материала   также   может   стать хорошей темой для воспитательного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной   анкеты,   так   как   она   позволяет   поставить   перед обучающимися   значимые   для   личностного   развития   вопросы,   создать диалогичную   среду,   понять   глубинные   и   поверхностные,   напускные   мысли студентов. 39

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Донбасс - моё Отечество Донбасс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018